Учебная работа. Доклад: Современный курс информатики

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Доклад: Современный курс информатики

(доклад)

Курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятель, труду в информационном обществе.

В критериях начавшегося массового внедрения вычислительной техники в школу и внедрения компов в обучении всем учебным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие «компьютерную грамотность» школьников, получают нрав общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только лишь в курсе информатики.

Определяется три предназначения компа в общеобразовательном обучении:

— как педагога (помощь в обучении при помощи компьютерных обучающих программ);

— как рабочий инструмент (к примеру, текстовый редактор, который сберегает время и делает работу наиболее действенной);

— как предмет обучения (при помощи языков программирования дает возможность учащимся «учить» комп, что в свою очередь развивает способности критичного мышления и подготавливает к решению разных актуальных заморочек в дальнейшем).

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нестандартным источникам инфы, увеличивают эффективность самостоятельной работы, дают совсем новейшие способности для творчества, обретения и закрепления разных проф способностей, разрешают воплотить принципно новейшие формы и способы обучения.

Можно привести несколько примеров использования новейших технологий в применении к неким компьютерным средствам обучения, таковым как:

— инструментальные средства (текстовый редактор, базы данных – ввод и анализ данных на уроках биологии и экологии);

— обучающие программки (игры и моделирование);

— видеодиски и энциклопедии на CD-ROM (уроки истории и географии).

По воззрению русских профессионалов, новейшие информационные технологии обучения разрешают повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не наименее чем на 30%, объективность контроля познаний учащихся – на 20-25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с внедрением НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки).

Скорость скопления словарного припаса при компьютерной поддержке исследования зарубежных языков увеличивается в 2-3 раза.

Как следует, перед курсом основ информатики, как общеобразовательном предметом стоит КОМПЛЕКС УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности.

В плане реализации этого комплекса значительно видоизменяется школьный курс информатики, исследование которого разбивается на три шага.

1 шаг (исходная школа) – ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ.

На этом шаге происходит первоначальное знакомство школьников с компом, формируются 1-ые элементы информационной культуры в процессе эксплуатации учебных игровых программ, простых компьютерных тренажеров и т.д.

2 шаг (среднее звено) – БАЗОВЫЙ КУРС, обеспечивающий неотклонимый общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он дает нужные познания и умения будущему квалифицированному юзеру компа.

3 шаг (старшие классы) – ПРОФИЛЬНЫЙ КУРС, является курсом предпрофессиональной подготовки, он должен давать учащимся углубленные познания о компе и сформировывать умения его употреблять в разных предметных областях и сферах людской деятель.

1-ый и 3-ий этапы исследования курса очень зависят от местных критерий: от наличия вычислительной техники, от квалификации учителей, от подготовки школьников, от дела администрации школы и региона к дилеммам информатизации образования и т.д.

Предпрофессиональная подготовка школьников может отдать возможность ученику испытать себя в разных видах деятель, воплотить свои возможности. Вот тут нам и поможет программирование. Можно приобрести готовое программное обеспечение, но можно создать и собственные программки. Создание даже самых обычных программ поможет лучше осознать, как работает комп и как устроено программное обеспечение. Потому программирование все-же нужно как одно из средств развития алгометрического мышления у учащихся.

На данный момент школе предоставляется возможность избрать либо выстроить свою модель учебного заведения.

Я считаю, что имея в наличии современные проф компы IBMPC, школа может поставить собственной целью построение модели учебного заведения: школы, работающей по плану развития и совершенствования межпредметных связей, используя способы и средства информационных технологий.

Структура модели обязана иметь в виду последующее:

исследование базовых понятий на шаге исходного образования;

— следующее развитие их в центральных классах средней школы;

— научное обобщение в старших (выпускных) классах.

приложение 1.

Процесс обучения на компе содержит в себе три нюанса:

— управление учебно-познавательной Деятельностью школьника;

— передачу, прием, скопление и переработку инфы учащимся;

— формирование и развитие личности малыша.

Сиим нюансам отвечает соответственно:

— формы организации учебно-познавательного процесса: классно-урочная система, кружковая, факультативная и др.

— формы организации обучения: личные, передние, коллективные, групповые;

— формы воспитательной работы: персональная, в коллективе, через коллектив.

Внедрение в учебно-педагогической деятель тех либо других форм организации и проведения урока (рассказ, беседа, лекция, семинар, семинар-практикум, самостоятельная работа) зависит от степени подготовки учащихся, новизны и трудности изучаемого материала, также от возраста деток.

Формы обучения – вещь весьма принципиальная, но все-же цель урока достигается в большей мере теми способами, которые выбирает педагог.

Можно выделить 5 таковых способов:

— объяснительно-иллюстративный;

— программированный;

— модельный;

— эвристический;

— проблемный.

Если ученикам все понятно по обсуждаемой теме и урок планируется как закрепление пройденного материала, можно употреблять объяснительно-иллюстративный способ.

Способ программированного обучения подразумевает, что учащимся неопознаны промежные результаты, но известен конечный итог. к примеру, ученики уже знакомы с командами среды «Кенгуренок Roo» и знают, какой графический набросок должен быть результатом работы программки, как получить этот набросок – отдельная задачка для всякого ученика.

При модельном обучении неопознаны исходные условия, но понятно все другое. Тогда педагог так строит урок, чтоб в ненавязчивой форме совместно с учениками подбирать условия, которые по каким-то признакам кажутся пригодными в качестве исходных и разрешают выстроить модель.

Можно предложить последующую схему подбора метола обучения при проведении урока, отработке темы.

В истинное время большая часть учителей употребляют технологию классно-урочной системы, поэтому что она наиболее освоена. И в наиблежайшее время она будет занимать ведущее пространство. Но потому что информатика становится общеобразовательным предметом, но предметом довольно новеньким, а для нее лишь создаются учебные пособия и учебники, то перед нами открываются все пути для разработок и внедрения в преподавание информатики остальных технологий обучения.

Я желаю представить несколько разработок собственных уроков, включающих разные технологии обучения.

В технологии классно-урочной системы выделяются 6 типов учебных занятий:

1. организационный урок

2. урок исследования новейшего материала

3. урок закрепления

4. урок повторения

5. урок контроля

6. урок корректировки

Я, как педагог информатики, не могу не брать их за базу, но все-же преподавание нашего предмета обязано сводиться к тому, чтоб «… учащиеся меньше учили, а больше бы обучались». Как следует типы учебных занятий будут оставаться общими, а виды их различными.

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Имеет собственной целью вторичное закрепление усвоенных познаний, выработку умений по их применению.

Я желаю представить разработку урока в 3 классе (нач. шаг обучения).

приложение 2 (Тема урока, цель, оборудование).

В базу этого урока была положена разработка развивающего обучения – поэтапное формирование интеллектуальных действий.

1 шаг: создание нужной мотивации учащегося, подготовительного ознакомления с целью деяния

2 шаг: создание схемы ориентационной базы деятель (алгоритмика)

3 шаг: выполнение деяния во наружной форме

УРОК был и остается главным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения значительно изменяется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке познаний (хотя и такие необходимы), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

приложение 3 (Ход урока).

Разумеется, что более действенным методом организации учебного процесса на исходном шаге обучения является внедрение дидактических игр. На классическом уроке учитель может предложить учащимся различные игры. Но у него возникает трудность вовлечь в игру всех учеников, проконтролировать их деяния. Внедрение компьютерных дидактических игр обязано помогать учителю в преодолении этих проблем.

Предназначение программно-метадической системы «Путешествие в страну Букварию» — отдать компьютерную поддержку исходного шага обучения. Но без мотивации деятель, просто работа деток на компе не дает подабающего результата. Еще Б.Шоу гласил «Единственный путь, ведущий к познанию, — это деятельность». Внедрение различных приятных пособий на уроке увеличивает Энтузиазм деток к изучаемому материалу, делает его наиболее легкодоступным для восприятия и осознания.

Для выполнения данного задания ученики употребляют все ранее освоенные способности работы с ЭВМ : работу с клавиатурой, манипулятором «мышь», создают выделение букв в тексте. И эти способности являются уже не целью, а средством. Т.е. уже с самого первого шага исходного обучения, мы готовим деток к диалогу с компом в качестве юзера. Компьютерные строения будут равномерно усложняться. Равномерно в их интерфейсе будет появляться все больше частей. Обучаться читать интерфейс – большая и непростая задачка. Ее решение обязано начинаться с первого же урока. И вроде бы в доказательство вышесказанного, я желаю представить разработку урока-концерта в 5 классе (среднее звено).

УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ

Имеет собственной учебной целью выработку умений без помощи других использовать познания в комплексе, переносить их в новейшие условия.

приложение 4 (Тема урока, цель урока, оборудование).

Базу этого урока составила отчасти разработка коллективного взаимообучения (коллективный метод обучения, работа учащихся в парах, «погружение» учеников в тему на время, которое нужно для протекания обучающего цикла).

приложение 5 (Ход урока).

Вот на данной нам стадии урока и проявляется коллективный метод обучения, работа учащихся в парах. Дело в том, что все предыдущие уроки ученики без помощи других выбирали для себя пару для освоения работы с музыкальным редактором. И к крайнему уроку умение слушать напарника и слышать то, что он гласит, либо следить за тем, как он делает свое задание на компе, приводит к слаженности в достижении цели урока.

Когда начало занятий информатикой переносится из старших классов в средние, высказываются суждения, что информатика обязана быть частью курса арифметики. Но данный подход навряд ли можно считать правильным. Представленная перед вами разработка урока-концерта указывает нам, что развитие деток, занятие «некомпьютерными» предметами с применением компа – это безупречная возможность для предстоящего развития информатики. Понятно, что мои 5-классники лишь 2-ой год изучают информатику, и выработки этого урока перейдут в пропедевтический курс для младшего звена, где не считая «введения в информатику» — в игровой, занятной форме, целенаправлено и исследование предметов, несвязанных с информатикой (математика, российский язык, музыка). А в средних классах все-же занятия информатикой должны давать способности использования компа для решения практических задач. И к старшим классам ученики уже должны знакомиться с архитектурой компа и теоретическими основами информатики.

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Имеет собственной целью исследование и первичное закрепление новейших познаний.

УРОК КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ

Имеет собственной целью найти уровень овладения познаниями, умениями и способностями, провести оценку каждым учеником собственной деятель, ее результатов и себя в ней.

1 УРОК: Урок-лекция

2 УРОК: Урок-зачет

приложение 6 (Тема урока, цель урока, план урока, оборудование).

В базу этого урока заложены некие нюансы технологии модульного обучения.

Суть модульного обучения заключается в том, что ученик на сто процентов без помощи других добивается определенных целей учебно-познавательной деятель в процессе работы с модулем.

Введение модулей в учебный процесс необходимо производить равномерно. Можно соединять классическую систему обучения с модульной. Весьма отлично вписывается в модульную систему обучения вся система способов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятель учащихся: работа персональная, в паре, в группах, лекционная система, самоконтроль, особенностей:

1) ученик получает минут, т.к. учащимся раздается план урока, содержащий (кроме заданий), цели всего урока, цели каждой его части, метод деятельности, промежный контроль и т.д.

2) приобретаются и закрепляются способности работы в группе, у ребят формируются способности самооценки и самоконтроля;

3) таковая форма урока подталкивает школьника к дискуссии решения той либо другой трудности;

4) причастность к подготовке и проведению урока увеличивает престиж школьника, делает его равноправным участником урока, увеличивает личную заинтригованность.

приложение 7 (Ход урока).

Понятно, что в модули входят большие блоки учебного содержания. Крупноблочный способ преподавания, реализованный В.Ф.Шаталовым, в каком отыскали применение опорные конспекты, система контроля за усвоением познаний и т.д. обширно применяется в школах на уроках арифметики, физики. Потому применение его на уроках информатики не ново для учеников и работа их на уроке по этому способу весьма продуктивна.

В собственном докладе я желала выделить несколько направлений использования компа в школе:

— формирование простых способностей юзера ЭВМ ;

— создание развивающей среды урока;

— внедрение материала компьютерных заданий в проведении воспитательной работы.

Комп является техническим средством обучения, он может расширить способности учителя, стать мостиком, связывающим учителя с каждым учеником. необходимо находить методы преподавания, которые бы сделали малыша существом активным. «Не много иметь неплохой разум, основное отлично его применить.» — Р.Декарт. Внедрение педагогических технологий в преподавании информатики увеличивает Энтузиазм деток к изучаемому материалу, делает его наиболее легкодоступным для восприятия и осознания.

Корнева Светлана Николаевна средняя школа № 132 г. Казань

2005 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

журнальчик: «Информатика и образование» № 5, 2000 года

— В.Н.Зазина «Графики простых функций на уроках информатики»

— «Политика в области образования и новейшие информационные технологии»

Журнальчик: «Информатика и образование» № 2, 2002 года

— М.Д.Роблиер «Компьютерные технологии в школах Флориды»

ЯКИМАНСКАЯ: Личностно-ориентированные технологии»

газета: «1-ое сентября» № 48, 1997 года

— Виктор Шаталов «Учитель не может не быть экспериментатором»

Шамова Т.И. «Педагогические технологии. Что же все-таки это такое и как их употреблять»

Шамова Т.И. «Модульное обучение : теоретические вопросцы, опыт, перспективы»

]]>