Учебная работа. Реферат: Cостязания по информатике олимпиады

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Реферат: Cостязания по информатике олимпиады

Министерство образования республики Бурятия

Бурятский муниципальный институт

Институт информационных технологий

Состязания по информатике в школе (олимпиады)


Выполнил:
Павлов А.И.

Проверил:
Цыбикова Т. С.

Улан-Удэ

2002

Оглавление

Трудности олимпиад по информатике. 3

Постановка заморочек способами наложения ограничений. 3

Ограничения на внедрение готовых средств. 5

Ограничения на «программирование». 6

Проведение олимпиад по информатике на базе тестов. 8

Тестовые вопросцы олимпиады по информатике для старшей возрастной группы (X-XIклассы)9

Заключение. 16

Литература. 17

Трудности олимпиад по информатике

При проведении олимпиад по информатике различного уровня в течение долгого периода времени выявился целый ряд отрицательных моментов, связанных как с организацией самих олимпиад, так и с преподаванием информатики в школах. Приведем тут некие из их.

1. Часто отмечается «запущенность» неких участников олимпиад: их образование и развитие происходит стихийно, и время от времени им даже незнакома часть материала школьного курса информатики. Эта стихийность проявляется в замудренных приемах типа ELSENEXT либо даже ELSEDIM на фоне неведения типовых способов решения задач. При решении обычных задач такие школьники показывают особо утонченные и непонятные «трюки», но перед наиболее трудной задачей стают в тупик. Их внимание ориентировано не на алгоритмизацию как особенный вид людского мышления и деятель, не на постановку и решение задач, а на язык программирования (нередко — доступную версию Бейсика). Но отметим их интуитивную тягу к другим, необычным путям решения задач.

2. По мере исчерпания темы задач, распространения проф ПЭВМ, массивных языков наметилась тенденция к решению на олимпиадах массивных задач. Тексты к ним тоже громоздки. Проверяющие не успевают посмотреть на решения и «гонят» испытания. А в их, в особенности если личные случаи явны, «лукавец»можетнаписать:

ЕСЛИ N = I то ОТВЕТ := 1

ЕСЛИ N = 2 то ОТВЕТ := 3

ЕСЛИ N = 9 то …

(авось угадаю парутестов)

3. Быстродействие разных языковых трансляторов,не говоря уже оразличных типах школьной ВТ, значительно различается. Потому единое ограничение по времени на испытания ведет к дискриминации, к примеру, участника, работающего на «Корвете», По сопоставлению с тем, кто имеет доступ к ППЭВМ.

4. способности языков также очень различаются. К примеру, удобства процедур в Паскале и в «древнем» Бейсике несопоставимы — и опять неравенство шансов.

Постановка заморочек способами наложения ограничений

По отношению к школьникам цели олимпиады две: выявить и возможности, и образованность. Сформулируем их наиболее буквально:

1. Выявить школьников с развитыми возможностями к логико-алгоритмическому мышлению. Неразвитость этого мышления быть может замаскирована внедрением массивных готовых программных средств либо библиотек массивного языка. Так, команда SORT в среде DBASE дозволяет совершенно не уметь составлять методы сортировки. Может быть, сиим разъясняется таковой феномен: школьники, понимающие Турбо Паскаль, часто ужаснее решают маленькие «хитрые» задачки, чем те, кто работает на вильнюсском Бейсике. Борьба с сиим Бейсиком — отменная школа выживания.

2. Выявить школьников образованные, с развитым системно-комбинаторным мышлением, что обязано проявляться в умении применять не только лишь по предназначению, да и оригинально, неординарно, творчески различные готовые программные средства и команды и уметь избегать программирования. Отсутствие такового стиля мышления и образованности, кругозора быть может замаскировано высочайшим уровнем техники «нагого» программирования.

В базе предлагаемой нами концепции лежит предположение о том, что в сути собственной интеллектуальная деятельность и юзера готовых ПС, и программера однотипна и не зависит от мощности ВТ и ПС.

Целью данной для нас деятель постоянно является приведение компьютерной среды в хотимое состояние при ограниченных средствах: конечное число установок и реализованных алгоритмов и функций, имеющиеся в наличии память и время. Новейшие поколения ЭВМ и языков программирования только снимают старенькые ограничения, но человек безизбежно наталкивается на новейшие.

Главный мыслью предлагаемой концепции будет то, что конкретно при преодолении ограничений не только лишь появляются творческие возможности, да и, наиболее того, происходит развитие человека. Так, ограниченность способностей когтей и зубов старого человека привела к возникновению кремниевых ножей.

Попытаемся выложить смысл нашей концепции на примере спорта, где ограничения появились издавна и не являются кое-чем диковинным, а составляют неотъемлемую часть всех соревнований: прыгуны в высоту не употребляют стремянку, штангисты — рычаги, марафонцы — велики. Как пример постановки задачи в спорте способом «искусственных» ограничений представим последующую ситуацию: перед началом велогонок у всех велосипедов удалены фронтальные колеса.

естественно, участник может сесть в рейсовый автобус (нелегальное средство). Он может и пойти пешком (в информатике — обойтись без ЭВМ ). Но нас на данный момент заинтересовывают лишь те, кто сможет:

1) отремонтировать велик, изготовив недостающие части из подручного материала (написать процедуры, расширяющие «зауженный» ограничениями язык);

2) проехать это расстояние на одном колесе, ничего не изобретая и неконструируя (неординарно применять имеющиеся средство);

3) совершенно изобрести и сделать новейший велик (нежданно для арбитров). Ворачиваясь к информатике, отметим, что самая очевидная задачка может стать необыкновенно трудной, если условие дополнить ограничений на применяемые средства.

Таковой прием порождения задач не только лишь очень упрощает условия, да и упрощает контроль. Но сейчас при проверке необходимо пристально просмотреть и листинг. Это совершенно менторски для члена жюри хоть какого уровня, но пока делалось, к огорчению, изредка: было надо успеть протестировать задачки.

При внедрении ограничений важны уровень и полнота их системы: очень мощные ограничения сделают задачку неразрешимой; очень слабенькие — очевидной, нетворческой; неполная система ограничений дает возможность отыскать «лазейку» — «легитимно» пользоваться «нелегальным» приемом (в нашем примере — уцепиться за бампер автобуса).

Ограничения на внедрение готовых средств

Признаком возможностей к алгоритмизации мы полагаем умение обходиться малыми средствами, но сочетать их свободно, расширяя собственный арсенал, в сути — язык.

Потому заместо очередной дискуссии о том, «чей» язык лучше, предлагаются ограничения, которые, во-1-х, сглаживают условия для участников, а во-2-х, сами по для себя являются источником задач, в том числе и олимпиадных. Так, к примеру, при любом языке реализации можно запретить:

1) GOTO и любые команды циклов (FOR, WHILE, REPEAT, заодно «пострадают» и команды типа REPLACE .. FOR из сред DBASE);

2) все функции и процедуры с параметрами, не считая ввода-вывода;

3) ассемблер, машинные команды (во избежание обхода «снизу»);

4) конкретное воззвание к памяти (PEEK, MEM и др.).

Сиим выравниваются способности процедурных языков. Остаютсярекурсия без характеристик и условные команды. Этого довольно для реализации хоть какой конструкции языка. Не считая того, это сближает способности обыденных языков программирования с «насквозь» рекурсивными средствами алгоритмизации для исполнителей проекта «Пилотные школы». В определенных вариантах эти ограничения могут быть ослаблены либо расширены создателем задачки. Но вводимые ограничения должны быть кропотливо взвешены, совсем прозрачны для жюри и участника и в совокупы однозначны и непротиворечивы.

Обычный прием построения задачки — запретить операцию, функцию и предложить воплотить ее хоть какими оставшимися средствами. Тем производится и внутрипредметное моделирование в стиле методики учебника А. Г. Кушниренко и др.

Пример1.

Составить

Решение
на «древнем» Бейсике быть может таковым

10 ‘Умножение А * В без циклов и goto и *

20 PRINT » Введите множители »

30 INPUT А, В

40 M1= А
‘передать характеристики

50 М2 = В

60 R = 0
‘накопитель произведения

70 GOSUB 110

80 PR = В
‘забрать ответ

90 PRINT » произведение = «; PR

100 END

110 IF М2 = 0 THEM RETURN
‘подпрограмма для R:=R+M1*M2

120 М2 = М2 – 1

130 R = R + Ml
‘умножение сводится сложению

140 GOSUB 110
‘цикл через рекурсию

150 RETURN
‘——

Чуть ли это олимпиадная задачка, быстрее — иллюстрация стиля программирования в критериях «искусственных» ограничений.

Если не запретить внедрение функций, вероятен обход «сверху» в таком стиле:

В = INT(ЕХР(LOG(A) + LOG(B) + 0.5))

что тоже хорошо, но не выявит умения алгоритмизации. Это уже обратный подход — внедрение готовых алгоритмов. иной пример – постановка очевидно рекурсивной задачки при запрете рекурсии. Формально запрещены вызовы из подпрограмм, все другое — можно, и в особенности — вожделенное для неких GOTO…

Ограничения на «программирование»

Признаком другого стиля мышления (назовем его пользовательским, в отличие от логико-алгоритмического «программистского») можно считать избегание программиро­вания, рвение применить к собственной задачке готовые средства, а если они не годятся — отыскать необычное, оригинальное применение остальным легкодоступным средствам, ведущее к цели, опять проявить способность к творчеству.

Соответствующей чертой таковой деятель является преобразование задачки, переход к остальным типам данных, программ и установок. к примеру, целому числу можно сравнить отрезок числовой оси либо последовательность единиц.

Для таковой деятель нужны:

1)
познание очевидных инеявныхвозможностейразличных готовыхсредств,как в «возлюбленном» языке, так и вне его;

2) сформированность системно-комбинаторных мыслительныхопераций — видение предметов и явлений в целостности, взаимосвязях; умение строить несколько взаимодополняющих точек зрения на один и этот же объект, умение оперировать понятийными и орудийными средствами из разных дисциплин (так, к примеру, исходя из убеждений алгебры функция есть соответствие, исходя из убеждений геометрии — кривая, с точкизренияинформатики — метод вычисления результата по данному аргументу).

Для того чтоб проявить эти свойства участника, необходимо, так сказать, запретить ему программировать.

Это практически обратно по отношению к ограничениям первого типа: чтоб выявить возможности и опыт творчества в области алгоритмизации, мы вынуждали участника составлять достаточно утонченные методы для решения «обычных» задач (в примере — операция умножения). сейчас же он получает в распоряжение средства, но — не считая подходящих для программирования. сейчас разумно разрешить лишь линейные методы. Ведь соответственная деятельность «юзера» — это построение последовательности шагов по преобразованию среды. Его просто обеспечить через запрет логических выражений: конкретно проверки критерий «расщепляют» метод на циклы и ветвления. Для избежания программирования опять запрещаем машинные коды и ассемблер. Всё остальное — можно. Команду типа НЦ ДЛЯ либо FOR тоже нужно разрешить; она нужна для ввода таблиц (на теоретическом уровне и в дальнейшем может производиться на N параллельных микропроцессорах одно временно, вроде бы за один шаг).

В эталоне решение задачки сейчас обязано быть представлено в виде линейной последовательности воззваний к библиотечным и обычным функциям, процедурам и программкам (либо даже в виде командного файла).

Уместно сказать сейчас о электрических таблицах. Из интегрированных в их циклов придется запретить итерационный цикл ДО данной точности: он дозволяет «практически все».

Приведем облегченные примеры для иллюстрации задач второго типа. 1-ый пример — это умножение через логарифмы (см. выше).

Пример 2.

,

Решение (предложено школьниками).

Вывести цвет проверяемой точки, расположенной на дисплее.

Нарисовать на дисплее контур (цикл FOR!).

Залить его цветом.

опять вывести цвет проверяемой точки.

Тонкие вопросцы о «толстых» линиях контура на дисплее тут не ставим: пример указывает необычное, коварное и в то же время «доверчивое» решение через прямое моделирование задачки на дисплее,

Пример 3.

Необходимо отыскать наибольшее из 2-ух чисел А и В. функции МАХ и MIN, естественно, запрещены.

Решение
.

Max := (A+B+абс(A-B))/2.

Если запамятовать запретить функцию MIN, то вероятен «обход сбоку»:

Max := A+B-min(A,B).

Решения схожих задач не сводятся к составлению, алгоритмов, приобретенные методы всего только линейные, но отличаютсяярким творческим началом.

Проведение олимпиад по информатике на базе тестов

В крайнее время всё почаще поднимается вопросец о методике преподавания олимпиад по информатике. Классические олимпиады, как правило, нацелены на проверку программистских способностей и подразумевают наличие у учеников широких знаний в арифметике и языках программирования, что является ценностью физико-математических школ. Что все-таки созодать главный массе увлечённых ребят? Как организовать олимпиаду для деток, обучающихся в различных школах, по различным программкам, изучающих различные языки программирования (а может, не изучающих их?), работающих на «разношёрстной» вычислительной технике? Из этого положения можно отыскать выход, если проводить раздельно олимпиаду по программированию и информатике. В неких школах такие олимпиады проводятся
.

Вопросцы тестов подобраны таковым образом, что разрешают проверить общий уровень подготовки учащихся и дают возможность решить главные задачи, возникающие при проведении по информатике:

· обилие вычислительной техники, находящейся в школах;

· разный уровень преподавания информатики;

· большенный диапазон алгоритмических языков, изучаемых в школах;

· ограничение количества вычислительной техники в школе, проводящей олимпиаду, а означает и количества участников олимпиады.

Принцип тестирования дозволяет просто и стремительно проверить работы учащихся, а означает, в маленький срок найти фаворитов.

Предлагаемые испытания разбиты по возрастным группамVII – IX и X – XI классы. При подсчёте баллов рекомендуется применять принцип: любой верный ответ – «+1» балл, неверный ответ – «-1» балл (если не знаешь ответа, не пытайся угадать его) и «0» баллов за вопросец, на который ответа нет.

В данном реферате предлагается вариант тестового задания олимпиады по информатике для старшей возрастной группы.

Тестовые вопросцы олимпиады по информатике для старшей возрастной группы (
X-XI классы)

1. Может ли одно и тоже явление иметь различные модели?

1) Да;

2) Нет.

2. Какое малое количество двоичных разрядов будет нужно для того чтоб закодировать строчные и строчные буковкы российского алфавита и арабские числа?

1) 2;

2) 3;

3) 4;

4) 5;

5) 6;

6) 7;

7) 8.

3. В текущем каталоге находятся программки LOGIN.BAT, LOGIN.EXE, LOGIN.COM. Какая программка будет выполнена, если вы наберёте в командной строке LOGIN?

1) LOGIN.BAT

2) LOGIN.EXE

3) LOGIN.COM

4. Последовательность записей, размещённых на каких-то запоминающих устройствах, рассматриваемая в процессе пересылки и обработки как единое целое, именуется:

1) файлом;

2) массивом;

3) программкой.

5. гипертекст – это:

1) весьма большенный текст;

2) структурный текст, в каком можно производить переходы по «жарким» словам;

3) текст, набранный на компе;

4) текст, в каком употребляется шрифт наибольшего размера.

6. Преимущество двоичной системы счисления заключается в том, что:

1) двоичный код дозволяет сберегать память компа;

2) электрические элементы с 2-мя состояниями потребляют меньше электроэнергии;

3) электрические элементы с 2-мя состояниями более ординарны в конструктивном выполнении.

7. Что можно разглядывать как метод?

1) аннотацию по использованию метрополитеном;

2) схему метро;

3) правила использования телефоном-аппаратом;

4) телефонный справочник.

8. Наименьшим объектом в редакторе текста является:

1) знак;

2) слово;

3) пиксель;

4) абзац;

5) файл.

9. Какое устройство компа может оказать вредное действие на здоровье человека?

1) гибкий диск;

2) системный блок;

3) монитор;

4) клавиатура;

5) твердый диск;

6) блок питания.

10. Тексту объёмом в 2Кбайта соответствует:

1) знак;

2) абзац;

3) страничка;

4) книжка.

11. Главным элементом электрической таблицы является:

1) ячейка;

2) столбец;

3) строчка;

4) таблица.

12. Результатом деления 1101101 на 110 в системе счисления с основанием 2 является:

1) 10010, остаток 1;

2) 1001, остаток 1;

3) 10110;

4) 1011.

13. В электрической таблице выделен участок A2:B4. сколько ячеек он занимает?

1) 3;

2) 4;

3) 5;

4) 6.

14. Расшифруйте 486DX2/66/4/256/210/3,5»/5,25»/2s1p/512/14’’SVGA.28.

15. Какое малое количество шаров обязано быть в корзине, чтоб программка работала правильно?

1) хоть какое;

2) ни 1-го;

3) один.

16. Главным элементом базы данных является:

1) запись;

2) форма;

3) поле;

4) таблица;

5) тип.

17. Принцип открытой архитектуры значит, что:

1) комп изготовлен единым неразъёмным устройством;

2) вероятна лёгкая подмена устаревших частей компа;

3) новенькая деталь компа будет совместима со всем тем оборудованием, которое использовалось ранее.

18. структура базы данных поменяется, если:

1) добавить либо удалить запись;

2) поменять местами запись;

3) отредактировать строчку;

4) добавить либо удалить поле.

19. Электрическая почта (E-mail) дозволяет передавать:

1) сообщения;

2) файлы;

3) сообщения и приложенные файлы;

4) WWW-страницы.

20. модем обеспечивает:

1) модуляцию (преобразование двоичную информацию в аналоговую);

2) демодуляцию (преобразование аналоговой инфы в двоичную);

3) модуляцию и демодуляцию;

4) усиление сигнала.

21. кэш-память твердого диска создана для:

1) роста объёма твердого диска;

2) убыстрения доступа к данным на твердом диске;

3) убыстрения чтения инфы из оперативки;

4) повышение объёма видеопамяти.

22. системы счисления в десятеричную;

3) оперативного запоминания установок;

4) определения кода программки.

23. На логическом диске А задан полный путь к файлу DOCPROBA.TXT. Каково полное имя файла?

1) C:DOCPROBA.TXT;

2) A:PROBA.TXT;

3) DOCPROBA.TXT;

4) TXT;

5) A:DOCPROBA.TXT.

24. Какой логической функции соответствует последующая таблица истинности:

A

B

F

0
0
1

0
1
1

1
0
1

1
1
0

1) F=

2) F=

3) F=

4) F=

25. память какого вида употребляется для записи и чтения инфы?

1) ОЗУ;

2) ПЗУ;

3) гибкие диски;

4) твердые диски.

26. Кто является основателем российскей вычислительной техники?

1) Д. Н. Лозинский;

2) С. А. Лебедев;

3) А. А. Марков;

4) М. Р. Шура-Бура.

27. Двоичное кодирование 1-го знака (буковкы) просит количества инфы, равное:

1) 1 биту;

2) 1 б;

3) 4 битам;

4) 1 кб.

28. Какая логическая функция тождественна логической функции

1)

2)

3)

4)

5)

29. В комп Pentium (64-разрядная шина данных и 32-разрядная шина адреса) установлена память 16 Мбайт. Каково адресное место этого микропроцессора?

1) 264
;

2) 232
;

3) 16 Мбайт;

4) 64 бит.

30. Какие файлы соответствуют маске ??Р*.А??

1) PPEPSI.ABC;

2) PEDDY.A1;

3) PEPPER.ARJ;

4) PEPSI.A1;

5) PEPPY.A7F;

6) CAPITAL.A3A;

7) SUPPORT.A1.

31. Какая часть текста программки не влияет на ее выполнение?

1) оператор;

2) директива;

3) комментарий;

4) скобки.

32. Южноамериканский математик – создатель теории игр:

1) Джон Нейман;

2) Лупил гейтс;

3) Стив Джобс.

33. Каково греческое распространённое заглавие «саламанской доски»?

1) Суан-пака;

2) серобяна;

3) абак.

34. состояние системы, при котором она перестаёт выдавать результаты и реагировать на запросы снаружи:

1) зависание;

2) зацикливание;

3) отключение монитора.

35. Помножьте два числа 121 и 21 в системе счисления с основанием 3.

36. Какая программка синтаксически инспектирует оператор и здесь же его делает?

1) компилятор;

2) интерпретатор;

3) редактор;

4) отладчик.

37. Каково количество цифр в двоичной системе счисления?

1) 10;

2) 16;

3) 8;

4) 2.

38. Переменная задана, если известны её:

1) тип;

2) тип, имя, значение;

3) имя, значение,

4) значение.

39. Во время исходной загрузки DOS пользуются 2-мя текстовыми файлами – CONFIG.SYS и AUTOEXEC.BAT. Какой из этих файлов загружается первым?

1) CONFIG.SYS;

2) AUTOEXEC.BAT.

40. Основная технологическая цепочка решения задачки с внедрением компа:

1) построение модели – постановка задачки – разработка и выполнение метода – анализ результатов;

2) постановка задачки — построение модели – разработка и выполнение метода – анализ результатов;

3) постановка задачки – разработка и выполнение метода — построение модели – анализ результатов.

41. Задано дерево каталогов:

Какой каталог будет текущим опосля выполнения последующих установок:

CD

CD F

CD FS

CD ….

CD SF

CD ..S

1) SFS;

2) FSF;

3) SS;

4) SSS;

5) FFS.

Заключение

Итак, постановка олимпиадных задач как задач на преодоление ограничений дозволяет, в принципе; выявить и возможности в области алгоритмизации, и образованность, и пользовательский стиль мышления. А ученик, удачно преодолевающий системы ограничений разных типов, — легитимный фаворит олимпиады. При подмене и, в особенности, при выключении «рентгеновского аппарата» ограничений на олимпиаде последующего уровня его возможности раскроются скачком на полной мере, потому что конкретно опыт преодоления ограничений послужил формированию у него активных, системных и пробных познаний.

При таковой постановке дела подготовка к олимпиаде становится для школьника естественным продолжением базисного курса информатики даже бед особых занятий с учителем. Вводя себе разные ограничения и преодолевая их, он может заниматься этим же, что и весь класс на том же уроке, и по той же теме, что и все другие. Но решать задачки он будет не только лишь простым путём, как большая часть, да и по-своему: «вынужденно-творческим» способом. необходимо только сказать ему о этом пути независящего самосовершенствования. Это снимает и делему индивидуализации обучения при передних формах работы учителя с классом через «озадачивание» мощных учащихся.

В заключение — практический совет разрабам задач: можно за ранее инспектировать целостность системы ограничений, порождающей задачку, привлекая для пробы их обхода даровитого и образованного школьника, либо студента. Уместно также сказать, что для данной проверки стопроцентно задачку открывать не непременно.

Литература

o Бочкин А. И. Информатика: Справочник по решению задач завышенной трудности. ВГПИ, Витебск, 1994

o Информатика и образование, 1997, №4

o Информатика и образование, 1997, №5

o Информатика и образование, 1997, №8

o Информатика и образование, 1996, №6

o Педагогика, 2000, №9

]]>