Учебная работа. Учебное пособие: Компьютерные технологии и программирование
«Компьютерные технологии и программирование»
специальность «Оператор ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач)»
(1 занятие)
1 урок. Вводное занятие. Общая и производственная черта профессий, связанных с информационными и компьютерными технологиями
1. Теоретическая часть. Изложение новейшего материала
Суть и задачки дисциплины. Связь дисциплины «Информатика» с иными учебными дисциплинами.
Информатика
– сравнимо юная научная дисциплина, которая занимается вопросцами сбора, обработки, поиска и передачи инфы при помощи ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) и компьютерных сетей.
В современных критериях информация является таковым же стратегическим ресурсом общества, как, к примеру, энерго ресурсы. «Информационная революция» вызвана существенных особенностей нашего времени:
ростом количества работников интеллектуального труда;
излишком инфы, передаваемой средством связи, публикаций в разных изданиях;
устаревшими способами доступа к современным информационным источникам;
невозможность обработки огромного количества инфы (человек не в состоянии переварить такое количество инфы);
Различие в уровне информационного обеспечения становится одним из существенных обстоятельств дисбаланса экономического развития государств.
Познание постоянно дает время обладает и может воспользоваться информацией. Информатизация общества значительно влияет на образование, на его формы и способы обучения.
Информатика как предмет дает исследование последующих разделов:
алгоритмизация;
программирование;
устройство ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач);
программное обеспечение;
компьютерные сети;
средства информационных технологий;
моделирование.
Информатика имеет широкие связи с остальными дисциплинами. При решении задач на ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) нередко приходится воспользоваться математическими и физическими формулами; при программировании употребляются, как правило, команды, записанные на британском языке. Для математического описания работы ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач), синтеза и анализа частей, узлов и систем употребляется наука алгебра логики. При составлении блок-схем нужно иметь способности черчения геометрических фигур.
Противопоказания для выбора данных профессий:
— сердечно-сосудистые работоспособности»>мышление.
2. Практическая работа
Учащимся на выбор предлагаются карточки с написанными на их профессиями, по которым они должны обосновать связанна либо нет данная профессия с компьютерными технологиями.
Предлагаю последующие профессии:
доктор
Учитель
Юрист
Инженер
Торговец
Спортсмен
Дизайнер
Шофер
Дворник
Секретарь
Парикмахер
Повар
Конструктор
Фотограф
Астронавт
Студент
Программер
Ученый
Директор
Бухгалтер
Вывод
. Все больше расширяются области внедрения ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач). При помощи компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электрическая почта связь с банками данных. Сети ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) связывают различных юзеров, расположенных в одном учреждении либо на дальнем расстоянии. компы используются при решении широкого круга производственных задач. Инженеры и архитекторы используют компы при проектировании. В магазинах применение компа дозволяет убыстрить расчет с покупателями, дает возможность держать под контролем количество проданного и имеющегося продукта. Комп – неотъемлемый инструмент для работы в медицине, банковском деле, для правоохранительных органов.
Комп выступает как средство общения людей.
2 урок Тестовая работа
1. Практическая работа. тест
Данные испытания предлагаются для проверки базисных и исходных познаний по различным предметам, связанным с компьютерными технологиями и выявления уровня логического и аналитического мышления, внимания, оперативки.
задачки на бдительность: № 1, 2, 8
Задачки на логику: № 6, 8
задачки на мышление: № 3, 7
Задачки на находчивость: № 9-11
задачки на выявление базисных познаний: № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Задачки на оперативную память: № 1, 5
Записать числа по возрастанию:
61
2
-27
-10
-3
-15
72
99
-41
33
0
-39
29
55
-32
14
45
-5
1
12
-76
-11
8
-93
-22
Сколько треугольников на рисунке:
Расставьте арифметические знаки меж числами:
3 4 5 2 7 1 = 10
Как переводятся с британского слова:
Mouse, Line, Window, Help?
Обусловьте на глаз равные друг дружке отрезки
3 4 7
2 8 9
1 5 6 13
10 11 12
Какой из предметов не заходит в общую группу?
Составьте предложение из слов: малыши, комп, обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), школа.
Какие слова, на ваш взор, соединены с вычислительной техникой (компом):
принтер, диск, транзистор, ручка, файл, паяльничек, мышь, кран, сканер, провод, стол, системный блок, отвертка, пол, монитор, коробка, свет, излучение, обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), модем, тетрадь, программка, линия, окно.
Задачки на находчивость
один рыбак изловил за час три рыбки. сколько иной рыбак изловит за 2 часа?
Палку необходимо распилить на 10 частей. сколько распилов будет нужно?
Доктор прописал нездоровому 3 пилюли и повелел принимать их через любые полчаса. сколько времени уйдет на прием пилюль?
1.2.Ответы:
1. –93, -76, -41, -39, -32, -27, -22, -15, -11, -10, -5, -3, 0, 1, 2, 8, 12, 14, 29, 33, 45, 55, 61, 72, 99
2. 12
3. 3*4-5*2+7+1=10
4. мышь, линия, окно, помощь
5. 1,6,11 и 3, 7, 9 и 5, 13
6. круг (ТРЕТИЙ)
7. —
8. принтер, диск, файл, мышь, сканер, провод, системный блок, монитор, излучение, обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), модем, программка.
9. непонятно
10. 9
11. 1 час
3 урок. Условия труда. Инструктаж по ТБ и ПБ. Знакомство с рабочим местом. Выбор темы творческого проекта
1. Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ и ПБ
Зачитать инструктаж по ТБ и ПБ.
Правила поведения в кабинете информатики.
При входе в кабинет ВТ не толкаться в дверях, расслабленно занять свое рабочее пространство, ничего не трогая на столе.
В кабинете ВТ запрещается находиться в верхней одежке и без сменной обуви.
Нахождение в кабинете без учителя также запрещено.
В случае не исправности машинки доложить преподавателю, не принимая самостоятельных мер.
В кабинете запрещено:
трогать разъемы соединительных проводов;
дотрагиваться к проводам питания;
дотрагиваться к экрану и задней стене монитора;
работать на клавиатуре при выключенном напряжении;
работать на ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) во увлажненной одежке и с влажными руками;
класть вещи на составные части ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач).
Перед началом работы на ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач):
— убедиться в отсутствии видимых дефектов;
— приступать к работе лишь по указанию учителя.
По окончании работы на ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач):
— привести рабочее пространство в порядок;
— выключить комп.
2. Исследование рабочего места
Наружное устройство компа. Рабочее пространство состоит из последующих компонент:
— монитор, устройство осуществляющее отображение инфы на дисплее;
— клавиатура, обычное устройство для ввода данных в комп;
— мышь, устройство позиционирования, обеспечивающее комфортную работу;
— колонки;
— наушники;
— принтер;
— сканер; …
3. Практическая работа
Учащимся предлагается разделиться на группы и обмозговать собственный проект. Создать свою компанию, найти род ее деятель, обрисовать иерархию управления, создать рекламу— вывеску и эмблему (логотип) компании.
Просмотр готовых проектов, выполненных прошлыми учениками, их оценка и анализ.
(2 занятие)
1 урок. Понятие инфы. Представление инфы. Психическая черта труда
1. Изложение новейшего материала
понятие инфы. Носители инфы. Виды инфы. Кодирование и измерение инфы.
термин «информация» (от латинского “information” – объяснение, инфы при помощи ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач).
В качестве источника инфы может выступать некий вещественный объект, который испускает сигналы различного вида (электромагнитные, световые, звуковые, текстовые и т.д.). Эти сигналы приходят к приемнику инфы.
информация – это сообщение о состоянии и свойствах объекта, явления, процесса, это сведения о внешнем мире и протекающих в нем действиях, воспринимаемых системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) определяется как физическая и био информация, могут быть представлены в непрерывной (аналоговой) и дискретной форме.
информация по способу восприятия ее человеком разделяется на визуальную, звуковую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
Хранение, кодирование и преобразование данных.
Хранение инфы в памяти ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) — одна из главных функций компа. Неважно какая информация хранится с внедрением особенной символьной формы, которая употребляет бинарный (двоичный) набор изображающих символов: (0 и 1).
Выбор таковой формы определяется реализацией аппаpатуpы ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) (электрическими схемами), составляющими схемотехнику компа, в базе которой лежит внедрение двоичного элемента хранения данных. Таковой элемент (триггер) имеет два устойчивых состояния, условно обозначаемых как 1 (единица) и 0 (ноль), и способен хранить минимальную порцию инфы, именуемую бит (этот термин произведен от британского «binary digit» — двоичная цифра). Таковым образом, бит – малая единица измерения инфы.
Преобразование инфы из хоть какой обычной нам формы (естественной формы) в форму хранения данных в компе (кодовую форму) соединено с действием кодировки. В общем случае этот процесс перехода от естественной формы к кодовой основан на изменении набора изображающих символов (алфавита). Напpимеp, хоть какой изображающий символ естественной формы (знак) хранится в памяти ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) в виде кодовой композиции из 8-ми бит, совокупа которых образует б — главный элемент хранения данных в компе.
Оборотный процесс перехода от кодовой формы к естественной именуется декодированием. Набор правил кодировки и декодирования описывает кодовую форму представления данных либо просто код.
Одни и те же данные могут быть представлены в компе в разных кодах и соответственно по различному интеpпpетиpованы исполнительной системой компа.
системы счисления и формы представления чисел.
Информация в ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) кодируется в двоичной либо двоично-десятичной, троичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системе счисления.
Система счисления — это метод наименования и изображения чисел при помощи знаков, имеющих определенные количественные значения.
Зависимо от метода изображения чисел системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
В позиционной системе счисления количественное значения при изменении их расположения в числе.
Таковой системой является римская система счисления, использующая последующие знаки: I – 1, V – 50, X – 10, C – 100, D – 500, M – 1000, LX – 60, XL — 40. количество (Р) разных цифр, применяемых для изображения числа в позиционной системе счисления, именуется основанием системы счисления. Значения цифр лежат в границах от 0 до Р-1. В общем случае запись хоть какого смешанного числа в системе счисления с основанием Р будет представлять собой ряд вида:
A(p)=am-1
Pm-1
+am-2
Pm-2
+…+a1
P1
+а0
P0
+a-1
P-1
+…+a-n
P-n
,
где аi
– числа числа, m, n – количество целых и дробных позиций числа.
Двоичная система счисления имеет основание p=2 и употребляет для представления инфы всего две числа: 0 и 1.
101110(2)
=1*25
+0*24
+1*23
+1*22
+1*21
+0*20
Двоично-десятичная система счисления получила огромное распространение в современных ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) ввиду легкости перевода в десятичную систему и назад. Она употребляется там, где основное внимание уделяется не простоте технического построения машинки, а удобству работы юзера. В данной для нас системе счисления все десятичные числа раздельно кодируются 4-мя двоичными цифрами и в таком виде записываются поочередно друг за другом.
К примеру:970310
=1001011100000011(2-10)
.
Цифра
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Код
0000
0001
0010
0011
0100
0101
0110
0111
1000
1001
Перевод чисел из десятичной системы счисления в всякую с/с осуществляется методом деления на основание новейшей системы. Новое число выходит из остатков и крайнего личного.
Пример, переведем 1510
в двоичную систему счисления.
Сложение и умножение чисел в двоичной системе счисления.
Вся информация представлена в виде двоичных кодов. Для удобства работы введены последующие определения, обозначающие совокупы двоичных разрядов. Эти определения употребляются в качестве единиц измерения размеров инфы, хранимой либо обрабатываемой ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач).
бит— (0,1)
8 бит=1 б
1 Кбайт=210
б 1 Мбайт=220
б
1 Гбайт=230
б 1 Тбайт=240
б
2. Практическая работа
Как мы уже узнали один знак инфы занимает 8 бит либо 1 б, найти какое количество инфы содержится в последующих предложениях:
— информатика — сравнимо юная научная дисциплина, которая занимается вопросцами сбора, обработки, поиска и передачи инфы при помощи ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) и компьютерных сетей.
— информация по способу восприятия ее человеком разделяется на визуальную, звуковую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
— оборотный процесс перехода от кодовой формы к естественной именуется декодированием. Набор правил кодировки и декодирования описывает кодовую форму представления данных либо просто код.
Задания для самостоятельной работы:
1. Перевести число 9810
в двоичную систему счисления.
2. Перевести число 10011012
в десятичную систему счисления.
3. Сложить числа 101012
и 110111012
4. Помножить числа 111011012
и 1112
2 урок. Постановка задачки творческого проекта. Определение информационной емкости разных носителей инфы. Знакомство с интерфейсом компа
1. Выбор задачки творческого проекта.
Наполнение бланков
Команда №
__________
Участники команды
(Фамилия, имя):
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Тема проекта:
«Презентация компании»
Заглавие компании
: _________________________________________
Направление деятельности:
__________________________________
(торговая, маркетинговая, сотовая, косметическая, туристская, ювелирная, и т.д.)
Эмблема компании
(нарисовать схематически):
2. Определение размера разных носителей.
3. Знакомство с интерфейсом компа.
Включение компа: детям дается возможность разглядеть интерфейс компа, выяснить о главном меню «запуск», научиться начинать и завершать работу на ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем), создание собственной папки, файла, каталога.
3 урок.
Архитектура компа. Требования, предъявляемые профессией к работнику. Внутреннее устройство ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач)
Устройство микропроцессора:
машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) употребляются процессоры Intel 80386, 80486, Pentium, Celeron, также Cyrix, Athlon.
память –
создана для хранения программ, данных и частей операционной системы. Виды памяти:
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) (4-32 Мбайт);
Неизменное запоминающее устройство (ПЗУ) – создано для чтения инфы из памяти, в какой хранятся константы и программки для обеспечения процедур исходной загрузки базисной системы BIOS;
КЭШ память – создана для резвого доступа к ОЗУ, в ней хранятся более нередко применяемые участки ОЗУ (емкость 64-256 Кбайт)
винчестер
(HDD) – предназначен для неизменного хранения инфы (емкость до нескольких 10-ов Гбайт и выше).
Контроллеры
– управляют работой устройств перифирии и обеспечивают их связь с главный платой.
Материнская плата
– создана для размещения процессора, частей памяти, контроллеров, параллельных и поочередных портов, блока питания. На материнской плате имеются разъемы (слоты) для плат модема, контроллеров, звуковых, видео и сетевых плат.
Звуковые платы
– предусмотрены для цифровой записи, проигрывания и обработки звука.
видео платы
– предусмотрены для передачи видеоизображения с телека либо камеры.
Дисководы
– устройства для чтения записи данных с гибких магнитных и лазерных дисков. Магнитные диски (дискеты) – 3,5 дюйма, 1,44 Мбайт. Лазерные диски – 650-700 Мбайт.
Системные шины
– предусмотрены для обмена данными меж устройствами ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач).
(3 занятие)
Урок 1. Операционная система
Windows
. Общее 1. Изложение новейшего материала
Пуск – самый ответственный момент работы компа. В этот момент в оперативки нет ни данных, ни программ. означает, чтоб комп мог начать работу, нужно создать так, чтоб в данной для нас ячейке что-то было, при этом было постоянно, даже тогда, когда комп выключен. Для этого предназначена особая микросхема – ПЗУ (повсевременно запоминающее устройство). Это тоже память, но неизменная. В отличии от оперативной она не стирается при выключении. Программки микросхемы ПЗУ записываются на заводе. Этот комплекс программ именуется ==BIOS — базисная система ввода/вывода.
При включении питания машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) (либо вычислительной системы) которое делает арифметические и логические операции данные программкой преобразования инфы управляет вычислительным действием и коор обращается в микросхему ПЗУ(повсевременно запоминающее устройство), в какой записан пакет служебных программ, обеспечивающих проверку систем компа и воззвание к твердому диску. Этот комплекс программ именуется
==BIOS
— базисная система ввода/вывода.
При загрузке компа возникает темный фон с белоснежными бегущими строчками, это и есть ==BIOS. По нему просто можно выяснить о всех присоединенных устройствах, размер оперативки и твердого диска.
Если все в порядке, то программки ==BIOS кончают свою работу и в итоге дают команду загрузить с твердого диска в оперативную память особый пакет программ, который именуется операционной системой. Опосля того как пакет загружен, он начинает работу и с этого момента все, что мы делаем происходит под контролем операционной системы.
Давайте вспомним собственный 1-ый комп. Как он смотрелся. 1-ые индивидуальные компы не имели операционных систем и были похожи на современные игровые приставки. Подключив к компу магнитофон, можно было загрузить постороннюю программку. Для загрузки программки с ленты было надо перемотать кассету, опосля чего же комп загружал первую встретившуюся программку. Загруженная программка отключала ПЗУ и дальше работа происходила под управлением загруженной программки.
Суровая необходимость в операционной системе появилась, когда к индивидуальным компам стали подключать дисководы. С магнитного диска можно было загружать всякую программку, потому команды загрузки стали весьма сложными. Было надо указывать номер дорожки, номер сектора, в каком находится подходящая программка. Держать в голове в которых секторах, что хранится, было тяжело, и тогда была написана программка, которая переводит наименования программ в номера дорожек и секторов, она и стала дисковой операционной системой. Она могла загружать и записывать файлов на диск.
С возникновением твердого диска сделалось может быть хранить большущее количество файлов, а работа только усложнилась. Что привело к возникновению первой неграфической операционной системе MS-DOS использующую программу- оболочку Norton Commander. В 1995г. вышла 1-ая графическая операционная система Microsoft Windows.
Предстоящей разработкой стали системы Windows 98, Windows 2000, Windows Millennium,. сейчас Windows считается «системой номер один» во всем мире. Вот некие индивидуальности
Windows
,
отличающие эту среду от иных:
• Многозадачность.
Имеется возможность сразу запускать несколько программ.
• Единый программный интерфейс.
Взаимодействие меж программками, написанными для Windows, скооперировано так, что есть возможность создавать данные в одних программках и переносить их в остальные программки.
• Единый интерфейс юзера.
Разобравшись с тем, как работает одна программка, написанная для Windows, несложно разобраться и с иной. Чем больше программ мы изучим, тем проще нам будет изучить последующие программки.
• Графический интерфейс юзера.
Файлы программ и данных показываются на дисплее в виде значков. Работа с файлами делается при помощи мыши.
• Единый аппаратно- программный интерфейс.
Среда Windows взяла на себя все заботы по обеспечению сопоставимости различного оборудования и программ. Изготовители оборудования могли не хлопотать о том, как «угадать», с какими программками их устройствам предстоит работать. Они добивались лишь работы с Windows, а далее Windows брала на себя заботы по обеспечению работы устройств. Буквально так же изготовители программ могли наиболее не волноваться о работе с неведомым им оборудованием. Их задачка свелась к тому, чтоб обеспечить взаимодействие лишь с Windows.
Операционная система
Windows
дозволяет делать последующие деяния:
•
устанавливать, запускать и настраивать программки,
• устанавливать, настраивать и применять прочее оборудование,
• делать все операции с файлами данных и программ, включая создание, копирование, перемещение, удаление, сортировку, просмотр,
• обслуживать комп и локальную сеть,
Главные операции с объектами в
Windows
.
Операции
Команды
Создание каталога
Пункт меню Сделать объект, выполнить команду Файл Переименовать
Перемещение объектов
В окне-источнике дают команду Правка Вырезать,
а в окне-приемнике — команду Правка Вставить
Копирование объектов
Выделить объект, выполнить команду Правка Копировать
Сделать ярлычек
Выделить объект, выполнить команду Файл Сделать ярлычек
Удаление объектов
Выделить объект, выполнить команду Файл Удалить
Поиск файлов (каталогов)
Клавиша Запуск Отыскать Файлы и папки
2 урок. Работа с дисками, папками и файлами: создание, копирование, удаление, переименование. Операции с папками и файлами в программке «Проводник»
Практическая работа. Лабораторная работа №1
Базы работы в системе
Windows
Цель работы
: приобретение способностей работы в Windows
Программное обеспечение
: Windows 2000
Главные понятия
Рабочий стол –
экран, отображаемый опосля загрузки Windows.
Контекстное меню –
меню, вызываемое правой кнопкой мыши.
основное меню –
меню, вызываемое нажатием клавиши запуск.
Ярлычек –
значок-ссылка на какой-нибудь файл. Может располагаться на Десктопе, в Главном меню либо каталогах.
Задания
Запустить ярлычек Мой комп на Десктопе.
На диске С: сделать подкаталог собственной группы (файл – Сделать – Папку).
В собственном подкаталоге сделать текстовый документ с именованием «Заметки» (
меню Файл – Сделать – Текстовый документ
).
Запустить файл «Заметки» двойным щелчком.
В окне Блокнота напечатать стих:
Прогуливаются в небе облака белоснежною грядою,
И хрустальная река плещет светлою волною.
Будоражат тишину птиц лесные перезвоны,
И пронзают вышину гор алмазные короны…
Оформить текст (меню Формат – Шрифт
):
шрифт – Arial; начертание – полужирный курсив; размер – 16; набор знаков – кириллица.
Сохранить документ (Файл – Сохранить
) и закрыть.
Сделать копию документа «Заметки» в собственном каталоге:
Выделить файл «Заметки» одним щелчком мыши;
Выполнить: меню Правка – Копировать;
Выполнить: меню Правка – Вставить.
Переименовать файл-копию в файл с именованием «Стих»:
Выделить файл-копию Заметки одним щелчком мыши;
Выполнить: меню файл – Переименовать.
Написать новое название файла – «Стих».
Сделать ярлычек для документа «Стих» на Десктопе:
Вызвать контекстное меню для файла «Стих»;
Избрать пункт Выслать – Ярлычек на Рабочий стол;
Закрыть Мой комп.
Убедиться, что ярлычек для файла «Стих» возник на Десктопе.
Поменять значок ярлычка «Стих»:
Выделить ярлычек файла «Стих» и вызвать контекстное меню;
Избрать пункт характеристики – вкладка Ярлычек
– клавиша Изменить значок
.
Добавить документ «Заметки» в Основное меню: захватить ярлычек левой кнопкой мыши, перенести на клавишу Запуск и отпустить.
Лабораторная работа № 2. Работа с Проводником. Поиск файлов и каталогов
Цель работы
: приобретение способностей работы в Windows
Программное обеспечение
: Windows 2000
Задание.
Выполнить работу в согласовании с установленным порядком.
Ответить письменно на контрольные вопросцы.
разработка работы.
Отыскать различные текстовые файлы вида *.txt на диске С:
Выполнить: клавиша Запуск – Отыскать – Папки и файлы
;
В окне заполнить пункты: имя
– *.txt , Где находить –
Диск С:
Надавить клавишу «Отыскать
». В окне «Поисковые результаты» избрать любые два файла, записать в тетради имена и полный путь к файлам (в которых каталогах находятся).
Запустить Проводник (клавиша Запуск – Программки – Обычные – Проводник
). В левом окне Проводника указаны лишь сборники, в правом – сборники и файлы. Значок « – » около каталога значит, что он открыт, значок « + » – закрыт. Если выделить каталог в левом окне, то в правом окне отобразиться его содержимое.
В левом окне Проводника отыскать каталог собственной группы, поочередно открывая сборники Мой комп – Student – College, нажимая на значок « + ». Выделить каталог собственной группы.
В правом окне удалить содержимое собственного каталога.
Отыскать два избранных текстовых файла и скопировать их в собственный каталог:
Выделить отысканный текстовый файл в правом окне;
Захватить левой кнопкой мыши и переместить в левое окно, установить файл на каталог собственной группы и опустить мышь;
Выделить собственный каталог и убедиться, что текстовый файл находиться в каталоге. Сделать аналогичное со вторым файлом.
В каталоге собственной группы сделать файл – точечный набросок с именованием «Живопись» (меню файл –Сделать – Точечный набросок
).
Открыть файл «Живопись» и нарисовать чего-нибудть в оболочке Paint
.
Сохранить файл и выйти из оболочки Paint
.
Сделать ярлычек для файла «Живопись» на Десктопе:
В правом окне выделить файл «Живопись» и захватить левой кнопкой мыши;
Переместить файл в левое окно на папку Рабочий стол, отпустить мышь;
Убедиться, что файл «Живопись» находиться на Десктопе.
Контрольные вопросцы.
Перечислить главные составляющие Десктопа.
Как вызывается основное и контекстное меню?
Как сделать каталог, текстовый документ, точечный набросок?
В которых оболочках можно сделать текстовый документ вида *.txt и точечный набросок?
Какими методами можно удалить файл либо каталог?
Урок 3. Создание и редактирование рисунка в Paint
Детки должны нарисовать эмблему собственной команды, используя способности графического редактора MS Paint.
Работы оцениваются по красочности, содержательности и соответствию избранной ими компании.
(4 занятие)
1 урок. Текстовые редакторы. Текстовый редактор
Word
. Связь профессии с иными специальностями
1. Изложение новейшего материала
Текстовый редактор
– это программка обработки текста, которая пользуется для сотворения новейших документов (писем, отчетов, бюллетеней) либо конфигурации уже имеющихся.
Word дозволяет вводить, редактировать, форматировать, оформлять текст и хорошо располагать его на страничке. При помощи данной для нас программки можно вставлять в документ графику, таблицы и диаграммы, также автоматом исправлять орфографические и грамматические ошибки. Текстовый редактор Word владеет и почти всеми иными способностями, существенно облегчающими создание и редактирование документов.
Интерфейс фактически всякого редактора текста дозволяет иметь на дисплее меню установок управления редактором – изменение режимов работы, воззвание за помощью, форматирование текста, печати и т.д. Как правило, меню имеет не только лишь текстовую форму, да и форму пиктограмм, указывающих на выполняемую команду.
Многофункциональные способности большинства современных редакторов текста разрешают юзеру делать последующие операции:
набирать текст с клавиатуры;
исправлять знаки, вставлять новейший знак на пространство неверного;
удалять одну либо несколько строк, копировать и перемещать их в другое пространство текста;
раздвигать строчки набранного текст, чтоб вставить туда новейший фрагмент;
сохранять набранный текст;
форматировать текст;
распечатывать приготовленный текст на принтере. И т.д.
Большая часть текстовых редакторов имеют также режим орфографического контроля текста. В этом случае в памяти компа хранится довольно большенный словарь. Благодаря этому становится вероятным автоматический поиск орфографических ошибок в тексте и следующее их исправление.
Широкие способности редакторов текста дозволили компу фактически вытеснить пишущие машины из делопроизводства, а внедрение компьютерных издательских систем почти во всем изменило компанию подготовки рукописи к изданию, автоматизировало турд людей нескольких типографских профессий – верстальщика, наборщика, корректора и др.
Вывод: комп играет гигантскую и весьма важную роль в жизни человека. Он крепко вошел не только лишь в науку, и в остальные принципиальные сферы жизнедеятельности человека, да и в быт людей. Сейчас как никогда, весьма принципиальна компьютерная грамотность людей. Подведение итогов урока. Что новейшего узнали учащиеся на уроке. Ответы на вопросцы.
Практическое задание:
запустить текстовый редактор Word. Познакомиться с интерфейсом программки.
2 урок. Практическая работа в
Word
. Составление отчета творческого проекта
Лабораторная работа
Microsoft
Word
. Создание составного документа.
Цель: Приобретение способностей работы в Microsoft Word.
Теория
. Составной документ
– документ, включающий в себя объекты разных видов (таблицы и диаграммы
Excel
, картинки
Paint
, текст, остальные файлы и т.д.). Создание и вставку данных объектов можно создавать не выходя из оболочки
Word
.
Задание.
Сделать составной документ «Туристская компания» согласно схеме (пример на оборотной стороне листа):
разработка работы:
Запустить Microsoft Word.
Придумать заглавие турфирмы и записать при помощи объекта Word Art (Вставка – Набросок – Объект
Word
Art
).
Сделать эмблему конторы при помощи оболочки Paint (Вставка – Объект – Точечный набросок
). Вставить нарисованную эмблему, щелкнув по пустому месту документа.
Написать информацию о фирме (Вставка – Надпись).
Сделать диаграмму «Количество служащих». Выполнить: Вставка – объект – диаграмма
Microsoft
Graph
. Заполнить окно таблицы Excel данными:
Сделать схему «Наш персонал» (Вставка – объект –
Microsoft
Organization
Chat
)
. Заполнить схему и вставить в документ: Файл – Выход и возврат в документ.
Сохранить документ.
3 урок. Создание графических объектов в
Word
. Составление рисунка заставки творческого проекта
Лабораторная работа
Microsoft
Word
. Работа с графическими объектами
Цель
: Научиться работать с графическими объектами Microsoft Word
Задания
Используя панель рисования начертить геометрические фигуры.
Используя пункт Автофигуры ( Главные
фигуры, Блок-схемы, Фигурные стрелки),
также пункт Деяния — Свободное вращение
нарисовать дорожные знаки и закрасить их.
Нарисовать куб, цилиндр и шар используя фигуры: полосы, стрелки, прямоугольник, овал, Автофигуры (Главные фигуры – дуга).
Для написания текста применять объект WordArt (Вставка – Набросок — объект
WordArt):
Опосля выполнения лабораторной работы учащимся предлагается обмозговать и нарисовать заставку (титульный лист) к творческому проекту. Оценивается оригинальность и эстетичность.
(5 занятие)
1 урок. Содержание и нрав труда, предмет, средства и результаты труда
Оформление творческого проекта: ставятся цели, постановка задачки, содержание работы. Предлагается перечень литературы нужной для составления программки. В конце работы непременно подводятся итоги творческого проекта: учащиеся сами должны проанализировать результаты и отдать им свою оценку, проанализировать работы всего класса и отдать самооценку собственному проекту.
Цель: закрепить обретенные познания, с помощью их без помощи других выполнить творческий проект
задачка: сделать необычную творческую работу
Постановка задачки: С помощью изученных программ (MS Word, Paint, QBasic) выполнить и оформить творческий проект. Для его защиты приготовить презентацию слайдов, выполненную в приложении Power
2 урок. машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) либо, по очень мере, достаточную для автоматического нахождения такового метода.
Под системой программирования
соображают совокупа языка программирования и виртуальной машинки, обеспечивающей выполнение на настоящей машине программ, составленных на этом языке. Виртуальная машинка содержит транслятор и/либо интерпретатор и может включать библиотеки обычных подпрограмм, отладчик, компоновщик и остальные сервисные средства.
Язык программирования Basic был разработан в 1964 году. Языки программирования в том числе и Basic, развиваются, обогащаются новенькими способностями, и в итоге появляются разные версии языка.
Команды и разные типы алгоритмических структур реализуются на языке программирования при помощи операторов. Любой оператор имеет собственный формат. В формат операторов, не считая главных слов, входят переменные и арифметические выражения. Переменные бывают разных типов, тип переменной описывает, какие значения может принимать эта переменная. В Basic переменные могут быть последующих типов: целые, вещественные, символьные и массивы. Массивы представляют собой одномерные либо двумерные таблицы.
Арифметические выражения содержат в себе: числа, переменные, знаки арифметических выражений, обычные функции и круглые скобки. Обычные функции разрешают вычислить значения математических функций, к примеру обычная функция sin(x) дозволяет вычислить
Вспомогательные методы реализуются на Basic при помощи подпрограмм.
(6 занятие)
1 урок. Графический режим в
Q
Basic
. Операторы графики
Теоретическая часть. Изложение новейшего материала.
Для построения графиков и остальных изображений требуется много точек, потому в графическом режиме употребляется больше памяти, чем в текстовом режиме.
Для обработки графической инфы в Бейсике имеется много особых операторов. Мы познакомимся лишь с некими из их.
Оператор screen
служит для перехода из текстового режима в графический и назад.
В графическом режиме экран монитора состоит из точек и любая точка имеет координаты (x, y). Координата Х отсчитывается слева вправо, а координата У – по вертикали сверху вниз.
Оператор PSET
употребляется для вывода на экран точки с координатами Х и У. Форма оператора: pset (x,y).
Оператор LINE
дозволяет провести прямую линию меж 2-мя точками.
Форма оператора: line(x1,y1)-(x1,y2). тут (x1,y1)- координаты первой точки, а (x2,y2) – координаты 2-ой точки меж которыми необходимо провести прямую.
Оператор CLS
употребляется для чистки экрана.
Оператор CIRCLE
употребляется для рисования окружности, с данными координатами, центром и радиусом.
формат оператора:
circle(x, y), r, c – окружность с центром (х, у), радиуса r и цвета с.
Оператор PAINT
служит для заливки фигуры любым цветом.
Paint (a, b),c, n – заливка фигуры цветом с, n – цвет контура (обводки)- должен совпадать с цветом контура фигуры. (a, b) – точка, принадлежащая фигуре.
Оператор LOCATE
задает изначальное положение текста в графическом режиме.
locate(a, b) – а — строчка, b – колонка.
Оператор PRINT
предназначен для вывода на экран сообщений, значений переменных и выражений. INPUT
— оператор ввода.
2, 3 урок. Программирование на базе операторов
pset
,
line
,
circle
,
Paint
,
locate
,
print
Практическая работа.
Ученики набирают программку, просматривают итог. Делают записи в тетради. Учитель раздает карточки с заданиями любому ученику. Составить программку, которая выводит на экран данный набросок.
к примеру.
cls
screen 12
line(225,100)-(300,50), ,b
line(200,125)-(325,225), ,b
line(250,100)-(275,125), ,b
line(225,225)-(250,275), ,b
line(275,225)-(300,275), ,b
line(200,275)-(250,300), ,b
line(275,275)-(325,300), ,b
line(230,70)-(295,75), ,b
line(250,80)-(275,90), ,b
line(260,50)-(225,25)
line(260,50)-(300,25)
line(200,150)-(150,200)
line(325,150)-(375,100)
Задание 2.
Написать программку 3-х окружностей с радиусом 50 точек, центры которых лежат на одной прямой на расстоянии 45 точек, определенного цвета.
Решение:
cls
screen 12
circle(100,100)50,4
circle(145,100),50,4
circle(190,100),50,4
end
(7 занятие)
1 урок. Операторы графики языка
Basic
. движение графических объектов
Задачка 1.
нарисовать маленький цветовой набросок, используя пройденные операторы графики.
задачка 2.
вынудить нарисованный ими набросок двигаться, изменяя координаты фигур на одну и ту же координату приращения, используя оператор Deltapix( x,y).
задачка 3.
начать отрисовывать свою эмблему на языке программирования Basic.
2, 3 урок. Программирование на базе операторов
draw
,
circle
,
for
–
next
1. Учащиеся должны нарисовать свою эмблему, выполненную ими в Paint на языке Basic, включить динамическое действие.
2. Оформить собственный проект.
(8 занятие)
1 урок. Выполнение творческого проекта. Контрольный срез познаний
Оформление проекта в приложении Power
Самостоятельная работа. Учащимся раздаются бланки с контрольными заданиями.
Цель
: выявить наилучшего по профессии «Оператор ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач)»
ФИО учащегося ______________________________________________
Школа, класс ___________________________
№
Задание
Ответ
Балл
1
Поставить в соответствие слова.
1
2
Известен метод шифровки, где любая N-ая буковка слова заменяется (N+ )–ой буковкой в алфавите. Зашифровать слово
1
3
Найти информационный размер предложения в б и кб:
Предложение
________ б
________ Кбайт
2
4
Имеется пирамида, числа в какой записаны по определенному методу. Отыскать число А.
А =
1
5
Именовать три профессии, связанные с компьютерными технологиями.
1.
2.
3.
2
6
Какими пятью личностными и проф свойствами, на ваш взор, должен владеть человек профессии, связанной с компьютерными технологиями
1.
2.
3.
4.
5.
2
№
Задание
Ответ
Балл
7
Какой конечный итог будет принимать переменная Y
в итоге выполнения блок-схемы.
Y =
2
8
Что нарисовано при помощи установок на языке Basic? (набросок представить на координатной сетке).
Cls
3
9
вопросец по изученным темам
1
10
Вопросец по изученным темам
1
количество баллов __________
2 урок. Защита проектов
Учащиеся представляют собственный проект. Все другие оценивают друг друга, выставляя свои оценки в приобретенные бланки.
Оценочный лист
Команды
Эмблема в
Paint
Оформление слайдов
Выполнение поставленной задачки
Работа в команде
Общий бал
Оригинальность
Аккуратность
Анимация
Команда №1
Команда №2
Команда №3
Команда №4
Команда №5
Команда №6
3 урок. Итоговое занятие. Сведения о способности получения профессии
Выставление оценок. Анализ выполненной учащимися работы. Оценка способности получения данной профессии. Советы.
]]>