Учебная работа. Контрольная работа: Характеристики жёстких дисков и характеристики видеокарт
Государственное образовательное учреждение
Среднего проф образования
технический пожарно-спасательный институт №57
Утверждено
Зам. директора по УР
_______ Ю.В. Кирша
«___»________20__г.
Самостоятельная работа
По дисциплине Технические средства автоматизации
По теме Свойства жёстких дисков и свойства графических адаптеров
Получил(а) «__________________ ________________Ф.И.О.
Выполнил(а) «___»_____________
Студент группы « АВТ-206
Дыскин А.Е.
Ф.И.О.
Проверил «___»________________ Абраменко В.П.
Ф.И.О.
Дата защиты «___»_____________
Оценка ___________
Содержание.
Жёсткий диск (HDD)…………………………………………………………………………………..3
Свойства жёстких дисков………………………………………………………..3
Главные физические и логические характеристики твердых дисков…………5
видеоплата……………………………………………………………………………………………….10
Свойства графических адаптеров……………………………………………………………….10
Составляющие части графических адаптеров………………………………………………………..11
Перечень литературы……………………………………………………………………………………14
Жёсткий диск (
HDD
).
либо
(англ.
),
,
, в компьютерном сленге
,
,
— устройство хранения инфы, основанное на принципе магнитной записи. Является главным накопителем данных в большинстве компов. В отличие от «гибкого» диска (дискеты), информация в НЖМД записывается на жёсткие (дюралевые, глиняние либо стеклянные) пластинки, покрытые слоем ферромагнитного материала, почаще всего двуокиси хрома. В НЖМД употребляется от одной до нескольких пластинок на одной оси. Считывающие головки в рабочем режиме не касаются поверхности пластинок благодаря прослойке набегающего потока воздуха, образующейся у поверхности при резвом вращении. Расстояние меж головкой и диском составляет несколько нанометров (в современных дисках около 10 нм), а отсутствие механического контакта обеспечивает длинный срок службы устройства. При отсутствии вращения дисков головки находятся у шпинделя либо за пределами диска в неопасной зоне, где исключён их нештатный контакт с поверхностью дисков.
свойства жёстких дисков.
(англ.
) — совокупа линий связи, сигналов, посылаемых по сиим линиям, технических средств, поддерживающих эти полосы, и правил (протокола) обмена. Серийно выпускаемые жёсткие диски могут употреблять интерфейсы ATA (он же IDE и PATA), SATA, eSATA, SCSI, SAS, FireWire, USB, SDIO и Fibre Channel.
(англ.
) — количество данных, которые могут храниться накопителем. С момента сотворения первых твердых дисков в итоге непрерывного совершенствования технологии записи данных их очень вероятная емкость безпрерывно возрастает. Ёмкость современных твердых дисков (с форм-фактором 3,5 дюйма) на начало 2010г. добивается 4000 Гб (4 Терабайт). В отличие от принятой в информатике системы приставок, обозначающих кратную 1024 величину (см.: двоичные приставки), производителями при обозначении ёмкости жёстких дисков употребляются величины, кратные 1000. Так, ёмкость жёсткого диска, маркированного как «200 ГБ», составляет 186,2 ГиБ.
(англ.
). Практически все современные (2001—2008 года) накопители для индивидуальных компов и серверов имеют ширину или 3,5, или 2,5 дюйма — под размер обычных креплений для их соответственно в настольных компах и ноутбуках. Также получили распространение форматы 1,8 дюйма, 1,3 дюйма, 1 дюйм и 0,85 дюйма. Прекращено Создание накопителей в форм-факторах 8 и 5,25 дюймов.
(англ.
) — время, за которое винчестер гарантированно выполнит операцию чтения либо записи на любом участке магнитного диска. Спектр этого параметра невелик — от 2,5 до 16 мс. Как правило, наименьшим временем владеют серверные диски (к примеру, у Hitachi Ultrastar 15K147 — 3,7 мс), самым огромным из животрепещущих — диски для портативных устройств (Seagate Momentus 5400.3 — 12,5).
(англ.
) — количество оборотов шпинделя за минуту. От этого параметра в значимой степени зависят время доступа и средняя скорость передачи данных. В истинное время выпускаются винчестеры со последующими обычными скоростями вращения: 4200, 5400 и 7200 (ноутбуки), 5400, 7200 и 10 000 (индивидуальные компы), 10 000 и 15 000 о/мин (серверы и высокопроизводительные рабочие станции).
(англ.
) — определяется как среднее время выработки на отказ (
). Также подавляющее большая часть современных дисков поддерживают технологию
— у современных дисков это около 50 оп./с при случайном доступе к накопителю и около 100 оп./сек при поочередном доступе.
— принципиальный фактор для мобильных устройств.
— шум, который производит механика накопителя при его работе. Указывается в децибелах. Тихими накопителями числятся устройства с уровнем шума около 26 дБ и ниже. Шум состоит из шума вращения шпинделя (в том числе аэродинамического) и шума позиционирования.
(англ.
) при поочередном доступе:
- внутренняя зона диска: от 44,2 до 74,5 Мб/с;
- наружная зона диска: от 60,0 до 111,4 Мб/с.
— буфером именуется промежная память, созданная для выравнивания различий скорости чтения/записи и передачи по интерфейсу. В дисках 2009 года он обычно варьируется от 8 до 64 Мб.
Главные физические и логические характеристики твердых дисков.
Все накопители, так либо по другому, соответствуют эталонам, определяемым или независящими комитетами и группами стандартизации, или самими производителями. Посреди огромного количества технических черт отличающих одну модель от иной можно выделить некие, более принципиальные исходя из убеждений юзеров и производителей, которые, так либо по другому, употребляются при сопоставлении накопителей разных производителей и выборе устройства.
– параметр достаточно вольный от каких-то эталонов, ограничиваемый только форм-факторами корпусов системных блоков. Более всераспространены накопители с поперечником дисков 2.2, 2.3, 3.14 и 5.25 дюймов. Поперечник дисков описывает плотность записи на дюйм магнитного покрытия. Накопители большего поперечника содержат большее число дорожек, и в их, как правило, употребляются наиболее обыкновенные технологии производства носителей, созданных для наименьшей плотности записи. Они, как правило, медлительнее собственных наименьших братьев и имеют наименьшее число дисков, но наиболее надежны. Накопители с наименьшим поперечником огромных размеров имеют наиболее сверхтехнологичные поверхности и высочайшие плотности записи инфы, также, как правило, и большее число дисков.
– описывает количество физических дисков нанизанных на шпиндель. Выпускаются накопители с числом поверхностей от 1 до 8 и наиболее. Но, более всераспространены устройства с числом поверхностей от 2 до 5. Принципно, число поверхностей прямо описывает физический размер накопителя и скорость обработки операций на одном цилиндре. Потому что операции на поверхностях цилиндра производятся всеми головками синхронно, то на теоретическом уровне, при равных всех других критериях, наиболее резвыми окажутся накопители с огромным числом поверхностей.
– описывает, сколько дорожек (треков) будет размещаться на одной поверхности. В истинное время все накопители емкостью наиболее 1 Гб имеют число цилиндров наиболее 1024, вследствие чего же, для всераспространенных ОС используются унифицированные режимы доступа с пересчетом и эмуляцией и виртуализацией числа головок, цилиндров и секторов (LBA и Large).
– общее число секторов на всех дорожках всех поверхностей накопителя. Описывает физический неформатированный размер устройства.
– общее число секторов на одной дорожке. Нередко, для современных накопителей показатель условный, т.к. они имеют неравное число секторов на наружных и внутренних дорожках, скрытое от системы и юзера интерфейсом устройства.
– описывает, сколько времени будет затрачено на последовательное считывание одной дорожки либо цилиндра. Частота вращения измеряется в оборотах за минуту (rpm). Для дисков емкостью до 1 гб она обычно равна 5,400 оборотов за минуту, а у наиболее вместительных добивается 7,200 и 10000 rpm.
– обычно составляет от 3.5 до 5 миллисекунд, а у самых стремительных моделей быть может от 0.6 до 1 миллисекунды. Этот показатель является одним из определяющих быстродействие накопителя, т.к. конкретно переход с дорожки на дорожку является самым долгим действием в серии действий случайного чтения/записи на дисковом устройстве. Показатель употребляется для условной оценки производительности при сопоставлении накопителей различных моделей и производителей.
– время, проходящее с момента окончания позиционирования головок на требуемую дорожку до момента начала операции чтения/записи. Является внутренним техническим показателем, входящим в показатель — время перехода с дорожки на дорожку.
– время, затрачиваемое устройством на перемещение головок чтения/записи к подходящему цилиндру из случайного положения.
– усредненный итог огромного числа операций позиционирования на различные цилиндры, нередко именуют средним временем позиционирования. Среднее время поиска имеет тенденцию уменьшаться с повышением емкости накопителя, т.к. увеличивается плотность записи и возрастает число поверхностей. к примеру, для 540-мегабайтных дисков более типичны величины от 10 до 13, а для дисков выше гб — от 7 до 10 миллисекунд. Среднее время поиска является одним из важных характеристик оценки производительности накопителей, применяемых при их сопоставлении.
– время, нужное для прохода подходящего сектора к головке, усредненный показатель – среднее время ожидания (average latency), получаемое как среднее от бессчетных тестовых проходов. Опосля успокоения головок на требуемом цилиндре контроллер отыскивает подходящий сектор. При всем этом поочередно считываются адресные идентификаторы всякого проходящего под головкой сектора на дорожке. В безупречном, исходя из убеждений производительности случае, под головкой сходу окажется подходящий сектор, в нехорошем — окажется, что этот сектор лишь что «прошел» под головкой, и, до окончания процесса успокоения нужно будет ожидать полный оборот диска для окончания операции чтения/записи.
– суммарное время, затрачиваемое на установку головок и ожидание сектора. При этом, более долгим является просвет времени установки головок.
– время, проходящее с момента получения запроса на операцию чтения/записи от контроллера до физического воплощения операции — итог сложения среднего время поиска и среднего времени ожидания. Среднее время доступа зависит от того, как скооперировано хранение данных и как стремительно позиционируются головки чтения записи на требуемую дорожку. Среднее время доступа – усредненный показатель от бессчетных тестовых проходов, и обычно, оно составляет от 10 до 18 миллисекунд и употребляется как базисный показатель при сравнительной оценке скорости накопителей разных производителей.
, именуемая также пропускной способностью (throughput), описывает скорость, с которой данные считываются либо записываются на диск опосля того, как головки займут нужное положение. Измеряется в мб в секунду (MBps) либо мб за секунду (Mbps) и является чертой контроллера и интерфейса. Различают две разновидности скорости передачи — наружная и внутренняя. Скорость передачи данных, также является одним из главных характеристик производительности накопителя и употребляется для ее оценки и сопоставления накопителей разных моделей и производителей.
указывает, с какой скоростью данные считываются из буфера, размещенного на накопителе в оперативную память компа. В истинное время, накопители с интерфейсами EIDE либо Fast ATA, обычно, имеют внешнюю скорость передачи данных от 11.1 до 16.6 мб в секунду, а для накопителей с интерфейсами SCSI-2 — этот параметр находится в границах от 10 до 40 мб в секунду.
отражает скорость передачи данных меж головками и контроллером накопителя и описывает общую скорость передачи данных в тех вариантах, когда буфер не употребляется либо не влияет (к примеру, когда загружается большенный графический либо видеофайл). Внутренняя скорость передачи данных весьма очень зависит от частоты вращения шпинделя.
. Интегрированный в накопитель буфер делает функцию упреждающего кэширования и призван сгладить большенную разницу в быстродействии меж дисковой и оперативной памятью компа. Выпускаются накопители с 128, 256 и 512 килобайтным буфером. Чем больше размер буфера, тем потенциально выше производительность при случайном «длинноватом» чтении/записи.
. При сборке массивных настольных компов учитывается мощность, потребляемая всеми его устройствами. Современные накопители на ЖД потребляют от 5 до 15 Ватт, что является довольно применимым, хотя, при всех других равных критериях, накопители с наименьшей потребляемой мощностью смотрятся наиболее презентабельно. Это относится не только лишь к экономии электроэнергии, да и надежности, т.к. наиболее массивные накопители рассеивают излишек энергии в виде тепла и очень греются. А, как понятно, трудности, связанные с конфигурацией параметров магнитных носителей впрямую зависят от их температуры и коэффициента расширения/сжатия материала.
, очевидно, является эргономическим показателем. Но, он также, является и неким показателем сбалансированности механической конструкции, т.к. шум в виде треска — есть не что другое как звук ударов позиционера шагового либо линейного механизма, а, даже микро- удары и вибрация так не желательны для накопителей и приводят к наиболее резвому их износу.
– описывает, сколько времени способен проработать накопитель без сбоев. К огорчению, четкие оценки надежности производителями не афишируются. Они приводят обычно среднюю условную наработку на отказ в сотках тыщ часов работы, что является расчетной статистической величиной. К тому же, производители употребляют для ее определения разные расчетные методики, потому ассоциировать наработку на отказ, приводимую в спецификациях продукции различных компаний, необходимо с особенной осторожностью.
– описывает степень сопротивляемости накопителя ударам и резким изменениям давления, измеряется в единицах допустимой перегрузки g во включенном и выключенном состоянии. Является принципиальным показателем для настольных и мобильных систем.
. Носители твердых дисков, в отличие от гибких, имеют неизменное число дорожек и секторов, поменять которое нереально. Эти числа определяются типом модели и производителем устройства. Потому, физический размер твердых дисков определен вначале и состоит из размера, занятого служебной информацией (разметка диска на дорожки и сектора) и размера, доступного пользовательским данным. Физический размер твердого диска, также, зависит от типа интерфейса, способа кодировки данных, применяемого физического формата и др. Производители накопителей указывают объемы дисков в миллионах б, предполагая, исходя из десятичной системы исчисления, что в одном мб 1000000 б. Но, ПО оперирует не десятичной, а двоичной системами, полагая, что в одном кб не 1000 б, а 1024. Такие легкие разногласия в системах исчисления приводят к несоответствиям при оценке размера накопителей, данном в описании и — выдаваемом разными программными тестами.
Одним из вероятных, но не предпочтительных методов увеличения физической емкости, для производителей, является повышение емкости сектора. В истинное время, обычной емкостью сектора для IBM-совместимых компов является 512 б. Почти все адаптеры разрешают, в процессе физического форматирования, программным методом, изменять емкость сектора, к примеру, до 1024 б. При всем этом соотношение пользовательских данных и служебной инфы для сектора улучшается, но понижается надежность хранения данных, т.к. этот же полином ECC будет употребляться для корректировки большего размера данных. Но, выигрыш физически еще не значит этот же итог на логическом, т.к. логическая структура диска может оказаться не действенной, к примеру, при использовании для работы с файлами малой длинны (наименее 1 К). Логический же размер зависит от того, как операционная система либо программка записывает информацию в сектора. В случае использования программ и операционных систем с программной компрессией данных, можно повысить размер носителя на величину, зависящую от степени сжатия данных.
Для рационального использования поверхности дисков применяется так именуемая зонная запись (Zoned Bit Recording — ZBR), принцип которой заключается в том, что на наружных дорожках, имеющих огромную длину (а, как следует — и потенциальную информационную емкость на единицу площади), информация записывается с большей плотностью, чем на внутренних. Таковых зон с неизменной плотностью записи в границах всей поверхности появляется до 10-ка и наиболее; соответственно, скорость чтения и записи на наружных зонах выше, чем на внутренних. Благодаря этому файлы, расположенные на дорожках с огромным поперечником, в целом будут обрабатываться резвее файлов, расположенных на дорожках с наименьшим поперечником, т.к. для их будет делается наименьшее число позиционирований с дорожки на дорожку.
В ЖД крайнего поколения употребляются технологии PRML (Partial Response, Maximum Likelihood — наибольшее правдоподобие при неполном отклике) и S.M.A.R.T. (Self Monitoring Analysis and Report Technology — разработка самостоятельного слежения анализа и отчетности). 1-ая разработана из-за того, что при имеющихся плотностях записи уже нереально верно и совершенно точно считывать сигнал с поверхности диска — уровень помех и искажений весьма велик. Заместо прямого преобразования сигнала употребляется его сопоставление с набором образцов, и на основании наибольшей похожести (правдоподобия) делается заключение о приеме того либо другого машинного слова.
Накопитель, в каком реализована разработка S.M.A.R.T., ведет статистику собственных рабочих характеристик, которая часто сохраняется в перепрограммируемом ПЗУ либо служебных зонах диска. Эта информация скапливается в течение всего периода эксплуатации и быть может в хоть какой момент затребована программками анализа. По ней можно судить о состоянии механики, критериях эксплуатации либо примерной вероятности выхода из строя.
видеоплата.
(известна также как
,
,
,
) (англ.
) — устройство, модифицирующее изображение, находящееся в памяти компа, в видеосигнал для монитора.
Обычно видеоплата является платой расширения и вставляется в разъём расширения, всепригодный (PCI-Express, PCI, ISA, VLB, EISA, MCA) либо спец (AGP), но бывает и интегрированной (встроенной) в системную плату (как в виде отдельного чипа, так и в качестве составляющей части северного моста чипсета либо ЦПУ).
Современные видеоплаты не ограничиваются обычным выводом изображения, они имеют интегрированный графический машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) (либо вычислительной системы) которое делает арифметические и логические операции данные программкой преобразования инфы управляет вычислительным действием и коор компа. К примеру, все современные видеоплаты NVIDIA и AMD (ATi) поддерживают приложения OpenGL на аппаратном уровне. В крайнее время также имеет пространство тенденция употреблять вычислительные возможности графического микропроцессора для решения неграфических задач.
свойства графических адаптеров.
, измеряется в битах — количество бит инфы, передаваемой за такт. Принципиальный параметр в производительности карты.
, измеряется в мб — объём своей оперативки видеоплаты. Видеоплаты, встроенные в набор системной логики материнской платы либо являющиеся частью ЦПУ, обычно не имеют своей видеопамяти и употребляют для собственных нужд часть оперативки компа (UMA — Unified Memory Access).
— измеряются в мгц, чем больше, тем резвее видеоплата будет обрабатывать информацию.
, измеряется в млн. пикселов в секунду, указывает количество выводимой инфы в единицу времени.
— видеоплаты MDA, Hercules, CGA и EGA оснащались 9-контактным разьемом типа D-Sub. время от времени также находился коаксиальный разьем Composite Video, позволяющий вывести черно-белое изображение на телевизионный приемник либо монитор, снаряженный НЧ -видеовходом. Видеоплаты VGA и наиболее поздние обычно имели всего один разъём VGA (15-контактный D-Sub). Время от времени ранешние версии VGA-адаптеров имели также разьем предшествующего поколения (9-контактный) для сопоставимости со старенькыми мониторами. Выбор рабочего выхода задавался переключателями на плате графического адаптера. В истинное время платы оснащают разъёмами DVI либо HDMI, или Display Port в количестве от 1-го до 3-х. Некие видеоплаты ATi крайнего поколения оснащаются шестью видеовыходами. Порты DVI и HDMI являются эволюционными стадиями развития эталона передачи видеосигнала, потому для соединения устройств с этими типами портов может быть внедрение переходников. порт DVI бывает 2-ух разновидностей. DVI-I также включает аналоговые сигналы, дозволяющие подключить монитор через переходник на разьем D-SUB. DVI-D не дозволяет этого создать. Dispay Port дозволяет подключать до четырёх устройств, в том числе акустические системы, USB-концентраторы и другие устройства ввода-вывода. На видеоплате также может быть размещение композитных и S-Video видеовыходов и видеовходов (обозначаются, как ViVo).
Составляющие части графических адаптеров.
(Graphics processing unit — графическое процессорное устройство) — занимается расчётами выводимого изображения, освобождая от данной обязанности центральный машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) (либо вычислительной системы) которое делает арифметические и логические операции данные программкой преобразования инфы управляет вычислительным действием и коор, производит расчёты для обработки установок трёхмерной графики. Является основой графической платы, конкретно от него зависят быстродействие и способности всего устройства. Современные графические микропроцессоры по трудности не достаточно чем уступают центральному микропроцессору компа, и часто превосходят его как по числу транзисторов, так и по вычислительной мощности, благодаря большенному числу всепригодных вычислительных блоков. Но, архитектура GPU прошедшего поколения обычно подразумевает наличие нескольких блоков обработки инфы, а конкретно: блок обработки 2D-графики, блок обработки 3D-графики, в свою очередь, обычно разделяющийся на геометрическое ядро (плюс кэш вершин) и блок растеризации (плюс кэш текстур) и др.
— отвечает за формирование изображения в видеопамяти, даёт команды RAMDAC на формирование сигналов развёртки для монитора и производит обработку запросов центрального микропроцессора. Не считая этого, обычно находятся контроллер наружной шины данных (к примеру, PCI либо AGP), контроллер внутренней шины данных и контроллер видеопамяти. Ширина внутренней шины и шины видеопамяти обычно больше, чем наружной (64, 128 либо 256 разрядов против 16 либо 32), во почти все видеоконтроллеры встраивается ещё и RAMDAC. Современные графические адаптеры (ATI, nVidia) обычно имеют не наименее 2-ух видеоконтроллеров, работающих независимо друг от друга и управляющих сразу одним либо несколькими мониторами любой.
— делает роль кадрового буфера, в каком хранится изображение, генерируемое и повсевременно изменяемое графическим микропроцессором и выводимое на экран монитора (либо нескольких мониторов). В видеопамяти хранятся также промежные невидимые на дисплее элементы изображения и остальные данные. Видеопамять бывает нескольких типов, различающихся по скорости доступа и рабочей частоте. Современные видеоплаты комплектуются памятью типа DDR, DDR2, GDDR3, GDDR4 и GDDR5. Следует также подразумевать, что кроме видеопамяти, находящейся на видеоплате, современные графические микропроцессоры обычно употребляют в собственной работе часть общей системной памяти компа, прямой доступ к которой организуется драйвером графического адаптера через шину AGP либо PCIE. В случае использования архитектуры UMA в качестве видеопамяти употребляется часть системной памяти компа.
(ЦАП, RAMDAC — Random Access Memory Digital-to-Analog Converter) — служит для преобразования изображения, создаваемого видеоконтроллером, в уровни интенсивности цвета, подаваемые на аналоговый монитор. Вероятный спектр цветности изображения определяется лишь параметрами RAMDAC. Почаще всего RAMDAC имеет четыре главных блока — три цифроаналоговых преобразователя, по одному на любой цветовой канал (красноватый, зелёный, голубий, RGB), и SRAM для хранения данных о гамма-коррекции. Большая часть ЦАП имеют разрядность 8 бит на канал — выходит по 256 уровней яркости на любой главный цвет, что в сумме дает 16,7 млн цветов (а за счёт гамма-коррекции есть возможность показывать начальные 16,7 млн цветов в еще большее цветовое место). Некие RAMDAC имеют разрядность по любому каналу 10 бит (1024 уровня яркости), что дозволяет сходу показывать наиболее 1 миллиардов цветов, но эта возможность фактически не употребляется. Для поддержки второго монитора нередко устанавливают 2-ой ЦАП.
(Video ROM) — неизменное запоминающее устройство, в которое записаны видео-BIOS, экранные шрифты, служебные таблицы и т. п. ПЗУ не употребляется видеоконтроллером впрямую — к нему обращается лишь центральный машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) (либо вычислительной системы) которое делает арифметические и логические операции данные программкой преобразования инфы управляет вычислительным действием и коор. Лежащий в ПЗУ видео-BIOS обеспечивает инициализацию и работу видеоплаты до загрузки главный операционной системы, также содержит системные данные, которые могут читаться и интерпретироваться видеодрайвером в процессе работы (зависимо от используемого способа разделения ответственности меж драйвером и ==BIOS). На почти всех современных картах инсталлируются электрически перепрограммируемые ПЗУ (EEPROM, FlashROM), допускающие перезапись видео-BIOS самим юзером с помощью специальной программки.
— создана для сохранения температурного режима видеопроцессора и видеопамяти в допустимых границах.
— особое программное обеспечение, поставляемое производителем видеоплаты и загружаемого в процессе пуска операционной системы. Верная и полнофункциональная работа современного видеоадаптера обеспечивается при помощи него. Видеодрайвер делает функции интерфейса меж системой с запущенными в ней приложениями и графическим адаптером. Так же как и видео-BIOS, видеодрайвер организует и программно контролирует работу всех частей графического адаптера через особые регистры управления, доступ к которым происходит через подобающую шину.
Перечень литературы.
Модернизация и ремонт ПК = Upgrading and Repairing PCs. — 17 изд. — М.: Вильямс, 2007. — С. 653-700.
Модернизация и ремонт ПК = Upgrading and Repairing PCs. — 17 изд. — М.: Вильямс, 2007. — С. 889-970
]]>