Учебная работа. Реферат: Информационные и экспертные системы
1. Экономические информационные системы в сфере производства и управления………………………………………………………………….2
2. Стратегическое прогнозирование и планирование на базе экспертных систем…………………………………………………………………..….10
3. системы поддержки принятия решений…………………………………20
1. Экономические информационные системы в сфере производства и управления.
Финансовая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупа организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи нужной инфы, созданной для выполнения функций управления.
Эффективность внедрения экономических информационных систем (ЭИС) в практике управления экономическими объектами зависит от широты охвата и интегрированности на их базе функций управления, от возможности оперативно подготавливать управленческие решения и приспособиться к изменениям наружной среды и информационных потребностей.
Экономические информационные системы с момента возникновения первых электронно-вычислительных машин перетерпели существенное изменение в собственном развитии.
В 50-е годы на ЭВМ в главном решались отдельные экономические задачки, связанные с необходимостью переработки огромных информационных массивов, к примеру, такие, как начисление зарплаты, составление статистических отчетов и т.д., либо задачки, выполняющие оптимизационные расчеты, к примеру, решение транспортной задачки.
В 60-е годы возникает мысль всеохватывающей автоматизации управления предприятиями и интеграции информационного обеспечения на базе баз данных. Реальностью автоматические системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ 3-го поколения, которые дозволили создавать вычислительные системы с распределенной терминальной сетью.
Но недостающее быстродействие и надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации информационных потребностей юзеров не смогли перевоплотить ЭИС в инструмент коренного увеличения эффективности управления предприятиями.
80-годы отмечены внедрением индивидуальных ЭВМ в практику работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматических рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL), позволяющих при помощи генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога стремительно разрабатывать комфортные для юзеров приложения. Но рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не содействовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному увеличению эффективности управления предприятием.
Для 90-х годов типично развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных ЭИС (КЭИС). КЭИС объединяют способности систем всеохватывающей автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80 — годов. Наличие гибких средств связывания управленческих работников в процессе хозяйственной деятель, возможность коллективной работы, как конкретных исполнителей хозяйственных операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения, разрешают почти во всем пересмотреть принципы управления предприятиями либо проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.
Усложнение архитектуры современных информационных систем предназначают разработку и внедрение действенных технологий проектирования, обеспечивающих убыстрение сотворения, внедрения и развития проектов ЭИС, увеличение их многофункциональной и адаптивной надежности.
понятие и систематизация ЭИС
Методологическую базу проектирования ЭИС составляет системный подход, в согласовании с которым неважно какая система представляет собой совокупа взаимосвязанных объектов (частей), функционирующих вместе для заслуги общей цели.
Для системы типично изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в итоге взаимодействия объектов в разных действиях и с наружной средой.
В итоге такового поведения системы принципиально соблюдение последующих принципов:
• эмерджентности, другими словами целостности системы на базе общей структуры, когда системы;
• гомеостазиса, другими словами обеспечения устойчивого функционирования
системы и заслуги общей цели;
• адаптивности к изменениям наружной среды и маневренности средством действия на элементы системы;
• обучаемости методом конфигурации структуры системы в согласовании с конфигурацией целей системы.
С позиций кибернетики процесс управления системой, как направленное действие на элементы системы для заслуги цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При всем этом наружная среда и объект управления информируют систему управления о собственном состоянии, система управления анализирует эту информацию, производит управляющее действие на объект управления, отвечает на возмущения наружной среды и по мере необходимости видоизменит цель и структуру всей системы.
Структура экономической системы (промышленного компании, торговой организации, коммерческого банка, муниципального учреждения и т.д.) с позиции кибернетики смотрится как главные информационные потоки меж наружной средой, объектом и системой управления и соединены с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).
В экономической системе объект управления представляет собой подсистему вещественных частей экономической деятель (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных действий (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное Создание, снабжение, сбыт и др.).
Система управления представляет собой совокупа взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (к примеру, на промышленном предприятии: дирекция, денежный, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих последующие функции управления:
• планирование — функция, определяющая цель функционирования экономической системы на разные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
• учет — функция, отображающая состояние объекта управления в итоге выполнения хозяйственных действий;
• контроль — функция, при помощи которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
• оперативное управление — функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных действий с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;
• анализ — функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на последующий временной период.
ЭИС связывает объект и систему управления меж собой и с наружной средой через информационные потоки:
— ИП 1 — информационный поток из наружной среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной инфы, создаваемый муниципальными учреждениями в части законодательства, а, с иной стороны, — поток инфы о конъюнктуре рынка, создаваемый соперниками, пользователями, поставщиками;
· ИП 2 — информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а конкретно: отчетная информация, до этого всего финансовая информация в муниципальные органы, инвесторам, кредиторам, пользователям; системы управления на объект управления
(ровная кибернетическая связь), представляющий совокупа плановой, нормативной и распорядительной инфы для воплощения хозяйственных действий;
· ИП 4 — информационный поток от объекта управления в систему управления (оборотная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системы (сырья, материалов, валютных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услуг) в итоге выполнения хозяйственных действий.
ЭИС копит и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и сотворения планов для новейшего цикла воспроизводства.
К обработке инфы в ЭИС предъявляются последующие требования:
• полнота и достаточность инфы для реализации функций управления;
• своевременность предоставления инфы;
• обеспечение нужной степени достоверности инфы зависимо от уровня управления;
• экономичность обработки инфы: Издержки на обработку данных не должны превосходить получаемый эффект;
• адаптивность к изменяющимся информационным потребностям юзеров.
В согласовании с нравом обработки инфы в ЭИС на разных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются последующие типы информационных систем:
• системыобработкиданных (ЕDP – electronic data processing);
• информационнойсистемыуправления (МIS – management information system);
• системы поддержки принятия решений (DSS – decisionsupportsystem).
Системы обработки данных (СОД) предусмотрены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки обычных документов для наружной среды (счетов, затратных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными действиями составляет от 1-го до некоторое количество дней, и реализует регистрацию и обработку событий, к примеру, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход вещественных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачки имеют итеративный, постоянный нрав, производятся конкретными исполнителями хозяйственных действий (рабочими, кладовщиками, админами и т.д.) и соединены с оформлением и пересылкой документов в согласовании с верно определенными методами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления (ИСУ) нацелены на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и компанию работ в течение нескольких недель (месяцев), к примеру, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач свойственны регламентированность (повторяющаяся повторяемость) формирования результатных документов и верно определенный метод решения задач, к примеру, свод заказов для формирования производственной программки и определение потребности в девайсов деталях и материалах на базе спецификации изделий. Решение схожих задач создано для управляющих разных служб компаний (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). задачки решаются на базе скопленной базы оперативных данных.
системы поддержки принятия решений (СППР) употребляются в главном на верхнем уровне управления (управления компаний, компаний, организаций), имеющих стратегическое долгосрочное задачки класса СППР решаются на тактическом уровне, к примеру при выбирании поставщиков либо заключении договоров с клиентами. задачки СППР имеют, обычно, нерегулярный нрав.
Безупречной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. Зависимо от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (встроенные) и локальные ЭИС.
Корпоративная (встроенная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Таковая ЭИС является многопользовательской, работает в распределенной вычислительной сети.
локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Таковая ЭИС быть может однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Одним из главных параметров ЭИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд плюсов исходя из убеждений разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:
· Упрощение разработки и модернизации ЭИС в итоге специализации групп проектировщиков по подсистемам;
· Упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в согласовании с очередностью выполнения работ;
· Упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют многофункциональные и обеспечивающие подсистемы. Многофункциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятель экономической системы (компании), соответствующие для структурных подразделений экономической системы и (либо) функций управления. Интеграция многофункциональных подсистем в единую систему получается из-за сотворения и функционирования обеспечивающих подсистем, таковых, как информационная, программная, математическая, техно, технологическая, организационная и правовая подсистемы.
2.
Система характеристик и способы стратегического планирования.
Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы характеристик. Лишь с помощью их могут быть реализованы времени, а количественная- его размер, абсолютную либо относительную величину. Применительно к стратегическому планированию, под показателем следует осознавать меру (количественную либо доброкачественную) планового задания, придающую его количественную либо доброкачественную определенность.
Современная система характеристик в целом дозволяет охарактеризовывать содержание главных социально-экономических действий, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и употребляется в их муниципальном регулировании. В связи с данным обстоятельством, учетом особенностей разных уровней регулирования и планирования различают несколько систем характеристик:
— Систему характеристик планирования в целом. Она содержит в себе не считая характеристик федеральных программ, всеохватывающих социально-экономических прогнозов, характеристики системы государственных счетов, муниципального бюджета, сводного денежного плана страны;
— Систему характеристик, применяемых в процессе разработки рабочими органами гос власти, всеохватывающих прогнозов социально-экономического развития страны, федеральных стратегических программ, муниципального бюджета страны;
— Систему характеристик развития субъектов федерации, включая характеристики региональных мотивированных программ и местных бюджетов;
— Систему характеристик развития отдельной отрасли;
— Систему характеристик прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений).
Применяемая в стратегическом планировании система характеристик обязана отвечать определенным требованиям. К важным из их обычно относят:
1. Единство и обязательность характеристик для данного уровне планирования. Данная задачка решается методом разработки списка как утверждаемых, так и применяемых для расчетов характеристик.
2. характеристики должны владеть способностью агрегироваться и дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), быть сравнимыми.
3. характеристики применяемые в стратегическом планировании обязаны иметь четкую меру, другими словами быть определенными, измеряемыми.
4. В целом система характеристик обязана обеспечивать всеохватывающую характеристику всех качеств функционирования планируемых объектов.
5. Система характеристик обязана быть гибкой, адаптивной, способной отражать все конфигурации в состоянии объекта планирования.
6. характеристики стратегических программ и планов должны содержать указания на определенных исполнителей плановых заданий, т.е. быть адресными.
7. характеристики, применяемые в стратегическом планировании, должны ориентировать надлежащие объекты – планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.
8. Число характеристик, содержащихся в прогнозах, стратегических программках и планах всех уровней и временных горизонтов обязано быть численно ограниченным.
Зависимо от связи с объектами стратегического планирования и содержанием меры, характеристики могут быть классифицированы.
Различают последующие группы характеристик: а) конечные и промежные; б) натуральные и стоимостные; в) количественные и высококачественные; г) большие и сетевые; д) абсолютные и относительные; е) утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).
Деление характеристик, применяемых в стратегическом планировании на конечные и промежные соединено с чертами ублажения потребностей общества на разных уровнях управления и планирования. Потому конечные результаты и характеристики их выражающие зависимо от уровней их рассмотрения имеют определенное содержание и границы. Так, на уровне первичного звена государственной экономики конечные результаты (публичные потребительные цены) представляют собой блага, удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физических лиц в средствах производства и предметах употребления; на втором уровне — это блага, удовлетворяющие производственные и непроизводственные потребности субъектов федерации (регионов) и отраслевых систем разной степени мощности и трудности; на 3-ем — блага, удовлетворяющие потребности общества в целом.
Таковым образом, под конечными показателями на микроуровне соображают характеристики, характеризующие объемы продукции, выходящие за границы коммерческой организации, не идущими на цели внутреннего употребления у отдельных хозяйствующих субъектов. На макроуровне под конечными показателями имеют ввиду такие, которые охарактеризовывают продукцию (услуги), применяемую для ублажения нужд производственного и непроизводственного скопления, для личного и публичного непроизводственного употребления, возмещения выбытия и серьезного ремонта частей основного капитала и на экспорт (за вычетом импорта).
В свою очередь, под промежными показателями, соображают такие, которые охарактеризовывают продукцию, нужную для производства конечной, либо же продукт, созданный для предстоящей его переработки в производстве.
Натуральные и стоимостные характеристики. Натуральные характеристики охарактеризовывают вещественную сторону производства. Они дают возможность установить прямое соответствие меж объемом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в данной нам продукции, направление движения товарных потоков. Натуральные характеристики, измеряются в единицах, которые соединены с нравом продукции. Но сфера внедрения натуральных характеристик в чистом виде относительно ограничена, так как они охарактеризовывают только личные связи и пропорции в государственной экономике. Для расширения сферы их использования, разрабатывают условно-натуральные характеристики. Их устанавливают методом приведения обилия натурального выражения данного вида товаров к одному измерителю с помощью переводных коэффициентов. Общий основой для установки условно-натуральных характеристик выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции либо работ, имеющее наибольшее экономическое
Стоимостные характеристики. В рыночном хозяйстве очень велика роль стоимостных характеристик. С помощью их выражаются совокупные результаты воспроизводственного процессе (Создание валового внутреннего продукта, валового государственного продукта, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, стоимость основного капитала и его употребления, зарплата по экономике в целом, валовая незапятнанная Прибыль, размер реализованной продукции, амортизация главных средств и т.д.).
Они разрешают обеспечить обоюдную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, найти направления в развитии разных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру государственной экономики, важные связи и пропорции в ней, темпы экономического роста. При помощи стоимостных характеристик составляются разные экономические балансы.
На микроуровне стоимостные характеристики разрешают увязать задания по производству продукции с заданиями по понижению издержек производства и воззвания, росту производительности труда, увеличению рентабельности и т.д.
Стоимостные и натуральные характеристики выступают в форме количественных и высококачественных. Количественные характеристики охарактеризовывают прямые конкретные результаты производства либо работ. Они могут быть большими и сетевыми. Большие характеристики отражают размеры производства продукции, задания по размеру серьезных работ, производительность труда в рублях на 1 работника и т.д. Сетевые — выражают задания по развитию разных отраслей социальной инфраструктуры.
Высококачественные характеристики делятся на две группы: технико-экономические и экономические характеристики. Технико-экономические характеристики обхватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования главных и обратных фондов. Экономический характеристики охарактеризовывают эффективность использования трудовых и денежных pecурсов. Они являются важными синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде свойство работы коммерческих организаций и отраслей государственной экономики. К числу экономических характеристик относят: производительность труда, уровень издержек производства и воззвания, Рентабельность, фондоотдача и т.д.
Следует подразумевать, что деление характеристик, применяемых в стратегическом планировании на высококачественные и количественные в известной мере носит условный нрав, потому что высококачественные характеристики имеют количественную определенность, а количественные — доброкачественную характеристику.
характеристики прогнозов, стратегических программ и планов рассматриваются как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Абсолютные характеристики выражают количественную характеристику измеряемого процесса либо явление. Относительные же — охарактеризовывают эти явления на базе определенной базы. При помощи относительных характеристик определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное характеристики. Утверждаемые характеристики являются неотклонимым для выполнения. Значимая их часть имеет адресный нрав. Это характеристики: муниципального бюджета, бюджетов субъектов Русской Федерации, размера производства конторы, важных видов ее продукции, уровень издержек производства, производительность труда и т.д. количество утверждаемых характеристик в рыночном хозяйстве сокращается при переходе от планов коммерческих организаций, к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчетным показателям относят такие, при помощи которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели- это различного рода аналитические характеристики типа: «в расчете на душу населения», «на 100000 населения», «толика» и т.д. Они разрешают ассоциировать уровни развития отдельных субъектов Русской Федерации (республик, краев, областей, регионов), компаний, отраслей и т.д.
Принципиальной составной частью методологии стратегического планирования является методика стратегического планирования.
Методика стратегического планирования — это совокупа способов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых характеристик, их обоюдной увязки. Под способом стратегического планирования соображают определенный метод, технический прием, при помощи которого решается какая-либо неувязка планирования, рассчитываются числовые значения характеристик прогнозов, стратегических программ и планов.
Составление разных плановых документов подразумевает выявление и решение разнообразных экономических, соц, научно-технических и остальных заморочек. задачи стратегического планирования (неувязка — греч. — задачка, задание) — теоретические и практические вопросцы, требующие разрешения; различие меж фактическим и желательным состоянием объекта планирования.
задачи различают по тут строго детерминированы, т.е. изменение фактора — предпосылки ведет к конкретному изменению действенного признака.
2. Структурированные трудности. В таковых дилеммах связи носят соотносительный нрав высочайшей степени тесноты. Конфигурации факторных признаков отражаются в действенном признаке, обычно, с неким интервалом «от» и «до», но часто совершенно точно.
3. Слабо структурированные трудности. Их соответствующей чертой является низкий уровень тесноты связей. На действенный признак действуют почти все факторные признаки — предпосылки. Их действие отражается в конфигурациях действенного признака в весьма большенном интервале значений «от» и «до» .
4. Не структурированные трудности. Связи в такового типа дилеммах могут 6ыть установлены лишь (либо практически лишь) на ocнове логического анализа. Изменение действенного признака тяжело прогнозируемо.
В связи с различиями в структурности заморочек стратегического планирования употребляется несколько способов разработки прогнозов, программ и планов. К ним относятся: экспертные (оценочные) либо эвристические способы; способы социально -экономического анализа; способы прямых инженерно-экономических расчетов; балансовый способ; экономико-математические способы и модели; способы системного анализа и синтеза.
Экспертные (оценочные) либо эвристические способы. Они основаны на использовании косвенной и неполной инфы, опыта специалистов-экспертов, интуиции.
Экспертные способы употребляются в большей степени при решении неструктурированных и слабо-структурированных заморочек.
способы социально-экономического анализа. Социально — экономический анализ представляет собой всестороннее исследование социально-экономической реальности, зания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и способностей совершенствования публичных отношений и производства.
При анализе употребляются такие рабочие способы, как сопоставление выборочное исследование работы больших объектов стратегического планирования, группировки, цепные постановки, исчисление балансовых различий, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, способ основных компонент и т.д. Способы социально — экономического анализа употребляются при решении заморочек всех классов.
способы прямых инженерно-экономических расчетов. Проектировки роста производства на предприятиях, обосновываются детализированными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и способностей ее производства.
На предприятиях индустрии такие расчеты обхватывают: улучшение использования производственных мощностей, сырья, материалов, горючего, энергии, трудовых ресурсов (персонала); понижение себестоимости продукции и т.д.
Особенное пространство посреди инженерно-экономических расчетов применяемых в стратегическом планировании, занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, применяемых кредитных ресурсов, конверсии валюты и наращения процентов (обычных и сложных) и т.д.
Инженерно-экономические расчеты нередко базируются на системе норм.
При всем этом употребляются последующие группы:
1. Нормы использования главных производственных фондов.
11. Нормы использования обратных средств (сырья, материалов).
111. Нормы издержек труда и трудозатратности изделий (нормы выработки, нормы использования рабочего времени).
IV. Нормы организации производственных действий(издержек времени на ремонт оборудования, образование припасов сырья, материалов и т.д.).
V. Нормы свойства продукции (содержание полезного вещества в продукте,
характеристики надежности и долговечности и т.д.).
VI. Удельные финансовложения. нормы окупаемости серьезных издержек и т.п.
VII. Нормы издержек производства и воззвания, нормы рентабельности.
способы инженерно-экономических расчетов обширно употребляются при решении обычных и структурированных заморочек.
Балансовый способ. Под балансовым способом в стратегическом планировании понимается совокупа приемов, применяемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых характеристик. Цель этих приемов достигнуть баланса (равновесия) меж показателями.
Балансовый способ является принципиальным инвентарем анализа и прогнозирования развития государственной экономики. С его помощью можно выявить направления движения вещественных и денежных потоков в стране, найти вещественно – вещественные и стоимостные пропорции в экономике, смоделировать на будущее их количественные характеристики, получить причин производства для сотворения вещественной базы ублажения публичных потребностей, потребностей рынка в вещественных благах и услугах. Балансы, применяемые на уровне конторы, разрешают судить и о ее наличных производственных мощностях, их динамике в предсказуемом периоде, степени использования, планировать Создание продукции конторы в рекламном мониторинге; получить точное времени персонала, его структуры и направлениях экономии; приготовить плановый бюджет конторы, решить остальные, стоящие перед ней задачки.
Неверно соединять «балансовый способ» с разработкой лишь одних балансов. Система балансов обхватывает все разделы программ и планов, при их составлении употребляются как балансовый способ, так и все остальные способы стратегического планирования. Балансовый способ обширно употребляется при решение заморочек всех типов структурированности.
3. Система поддержки принятия
Систе́ма подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) — компьютернаяавтоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных критериях для полного и беспристрастного анализа предметной деятель. СППР появились в итоге слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Для анализа и выработки предложений в СППР употребляются различные способы. Это могут быть: информационный поиск, умственный анализ данных, поиск познаний в базах данных, рассуждение на базе прецедентов, имитационное моделирование, генетические методы, нейронные сети и др. Некие из этих способов были разработаны в рамках искусственного ума. Если в базе работы СППР лежат способы искусственного ума, то молвят о умственной СППР, либо ИСППР.
Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматические системы управления.
Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, очень адаптированные к решению задач ежедневной управленческой деятель, являются инвентарем, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). При помощи СППР может делается выбор решений неких неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.
СППР, как правило, являются результатом мультидисциплинарного исследования, включающего теории баз данных, искусственного ума, интерактивных компьютерных систем, способов имитационного моделирования.
Как справедливо отмечено в, «… с момента возникновения первых разработок по созданию СППР, не было дано точного определения СППР…».
Ранешние определения СППР (сначала 70-х годов прошедшего века) отражали последующие три момента: (1) возможность оперировать с неструктурированными либо слабоструктурированными задачками, в отличие от задач, с которыми имеет дело исследование операций; (2) интерактивные автоматические (другими словами реализованные на базе компа) системы; (3) разделение данных и моделей. Приведем определения СППР: СППР — совокупа процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей .
СППР — это интерактивные автоматические системы, помогающие лицу, принимающему решения, применять данные и модели для решения слабоструктуризированных заморочек.
СППР — это система, которая обеспечивает юзерам доступ к данным и/либо моделям, так что они могут принимать наилучшие решения.
Крайнее определение не отражает роли компа в разработке СППР, вопросцы способности включения нормативных моделей в состав СППР и др.
В истинное время нет принятого определения СППР, так как система СППР значительно зависит от вида задач, для решения которых она разрабатывается, от доступных данных, инфы и познаний, также от юзеров системы. Можно привести, тем не наименее, некие элементы и свойства, признанные, как части СППР:
СППР — почти всегда — это интерактивная автоматическая система, которая помогает юзеру (ЛПР) применять данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система обязана владеть возможностью работать с интерактивными запросами с довольно обычным для исследования языком запросов.
Согласно Turban , СППР владеет последующими 4-мя главными чертами:
СППР употребляет и данные, и модели;
СППР предусмотрены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;
Они поддерживают, а не подменяют, выработку решений менеджерами;
Цель СППР — улучшение эффективности решений.
Turban предложил перечень черт безупречной СППР (которая имеет не много общих частей с определением, приведенным выше). Безупречная СППР:
оперирует со слабоструктурированными решениями;
создана для ЛПР различного уровня;
быть может приспособлена для группового и личного использования;
поддерживает как взаимозависимые, так и поочередные решения;
поддерживает 3 фазы процесса решения: умственную часть, проектирование и выбор;
поддерживает различные стили и способы решения, что быть может полезно при решении задачки группой ЛПР;
является гибкой и приспосабливается к изменениям как организации, так и ее окружения;
ординарна в использовании и модификации;
улучшает эффективность процесса принятия решений;
дозволяет человеку управлять действием принятия решений при помощи компа, а не напротив;
поддерживает эволюционное внедрение и просто приспосабливается к изменяющимся требованиям;
быть может просто построена, если быть может сформулирована системы управленческих решений (Management Decision Systems — MDS).
По воззрению первооткрывателей СППР Keen P. G. W., Scott Morton M. S. (1978), теория поддержки решений была развита на базе «теоретических исследовательских работ в области принятия решений… и технических работ по созданию интерактивных компьютерных систем».
В 1971 г. — размещена книжка Scott Morton‘а , в какой в первый раз были описаны результаты внедрения СППР, основанной на использовании математических моделей.
1974 г. — в работе дано определение ИС менеджмента — MIS (Management Information System): «MIS — это встроенная человеко-машинная система обеспечения информацией, поддерживающая функции операций, менеджмента и принятия решений в организации. системы употребляют компьютерную технику и программное обеспечение, модели управления и принятия решений, также базу данных».
Начиная с 1990-х, разрабатываются так именуемые Data Warehouses — хранилища данных.
В 1993 г Е. Коддом (E.F. Codd) для СППР специального вида был предложен термин OLAP (Online Analytical Processing)- оперативный анализ данных, онлайновая аналитическая обработка данных для поддержки принятия принципиальных решений.
Начальные данные для анализа представлены в виде многомерного куба, по которому можно получать нужные разрезы — отчеты. Выполнение операций над данными осуществляется OLAP-машиной. По способу хранения данных различают MOLAP, ROLAP и HOLAP. По месту размещения OLAP-машинки различаются OLAP-клиенты и OLAP-серверы. OLAP-клиент производит построение многомерного куба и вычисления на клиентском ПК , а OLAP- получает запрос, вычисляет и хранит агрегатные данные на сервере, выдавая лишь результаты.
Сначала новейшего тысячелетия была сотворена СППР на базе Web.
27 октября 2005 года в Москве на Интернациональной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья» (ITTHC 2005), А. Пастухов (Наша родина) представил СППР новейшего класса — PSTM (Personal Information Systems of Top Managers). Главным различием PSTM от имеющихся СППР является построение системы для определенного лица, принимающее решение, с подготовительной логико-аналитической обработкой инфы в автоматическом режиме и выводом инфы на один экран.
]]>