Учебная работа. Лабораторная работа: Знакомство с компонентами RadioGroup и CheckBox обработка строк типа String в среде Delphi
Задание 1.
(Калькулятор). Сделайте приложение, обеспечивающее ввод 2-ух целых чисел и выполнение над ними арифметических операций сложения, умножения и вещественного деления. Для выбора операций используйте переключатели, вывод сообщения о ошибке при вводе делителя, равного нулю, сделайте в отдельном окне сообщений.
Решение:
1. Сохраните проект в отдельной папке «Калькулятор». Проект назовите Calculator, а файл модуля – mainCalc.pas.
2. Задайте для характеристики Form1. Caption текст Edit1,2,3 в соответственных компонентах (используйте свойство Text). Разместите на форме компонент Button1. Клавишу назовите «Вычислить».
3. Разместите на форме компонент RadioGroup
1
из палитры Standard. Задайте для характеристики Caption Items
(это свойство задает количество переключателей в группе и надписи около их).
В окне
введите перечень частей – знаков арифметических операций в столбик: +, -, *, /. Щелкните мышкой по кнопочке ОК, окончите формирование перечня арифметических операций.
4. В окне Инспектора объектов задайте для характеристики RadioGroup
.
ItemIndex
Примечание:
найти во время выполнения, какая клавиша выбрана в данный момент, можно по индексу ItemIndex
(0 значит первую клавишу, -1 – ни одна клавиша не выбрана).
Форма будет иметь последующий вид:
Рис. 3.1 Пример формы приложения «Калькулятор»
1. Сделайте код обработки действия щелчка на кнопочке с надписью «Вычислить». Для решения задачки вычисления арифметических операций введите в текст процедуры TForm1. Button1Click последующее описание:
Var a, b: integer; c: real;
Потому что в процедуре обработки нажатия клавиши обязано быть 4 варианта реализации, по одному для каждой арифметической операции, то следует записать выбор вычисления при помощи оператора Case
.
В главном теле процедуры обработки действия введите текст других операторов последующим образом:
Begin
A:=StrToInt (Edit1. Text);
B:=StrToInt (Edit2. Text);
Edit3. Text
:=’ ‘;
{очистить от результата прошлых вычислений}
Case RadioGroup1. ItemIndex of
0: c:= a + b;
1: c:= a – b;
2: c:= a * b;
3: if b=0 then ShowMessage (‘
На
ноль
разделять
недозволено
!’)
Else c:= a / b;
End;
If RadioGroup. ItemIndex <> 3 then Edit3. Text:= FloatToStrF (c, ffGeneral, 10, 4)
Else if b <> 0 then Edit3. Text:= FloatToStrF (c, ffGeneral, 10, 4);
End;
6. Сохраните и запустите приложение на выполнение.
7*.
Без помощи других исправьте код программки модуля, используя иной вариант оператора Case (составной оператор) и сохраните проект Calculator
2,
а модуль – mainCalc
2.
Задание 2.
Отредактируйте текст модуля приложения Calculator таковым образом, чтоб перед выполнением вычислений производилась проверка: а) заданы ли значения операндов, если значения операндов не заданы, то следует вывести сообщения о этом в отдельном окне; б) запретить ввод всех знаков, не считая цифр от 0 до 9 и символов «–», «+».
Решение (а):
Расположите перед оператором присваивания A:=StrToInt (Edit1. Text); строчку:
If (Edit1. Text <> ‘’) and (Edit2. Text
<> ‘’)
then
begin
которая инспектирует значения параметров Edit1.textи Edit2.text. Если эти значения не пусты, то производится вычисление арифметической операции, в неприятном случае управление передается на последующий фрагмент программки, который необходимо вставить перед крайним оператором end;
Else
ShowMessage
(‘Не заданы значения’);
Решение (б):
Для реализации 2-ой части задания нужно сделать обработчики событий OnKeyPress
для компонент Edit1, Edit2.
Примечание:
параметр
в обработчике этого действия соответствует символу нажатой клавиши. При всем этом различаются знаки в верхнем и нижнем регистрах и знаки кириллицы латиницы. Клавиши, не имеющие соответственных им кодов ASCII (Shift, Alt, Ctrl и многофункциональные клавиши), не вызывают этого действия. Потому нажатие таковых композиций кнопок, как, к примеру, Shift+A, генерирует лишь одно событие OnKeyPress
, при котором параметр Key равен «А». Для того чтоб распознавать подобные композиции кнопок, следует употреблять обработчики событий OnKeyDown, OnKeyUp.
1. Выделите на форме объект Edit1 и изберите в окне Инспектора объектов на страничке Events (Действия) событие OnKeyPress
.
Два раза щелкните левой клавишей мыши на пустом поле перечня этого действия. Опосля этого курсор переместиться в окно Редактора кода и в разделе interface
покажется запись процедуры обработчика действия:
Procedure Edit1KeyPress (Sender: TObject; var Key: Char);
2. Вставьте в тело процедуры последующий оператор:
If not (Key in [‘0’.’9’, ‘+’, ‘– ‘]) then Key:= #0;
Действие оператора сводится к сопоставлению значения переменной Keyс обилием значений от 0 до 9 и знаков «+» и «–». Если знак нажатой клавиши не заходит во огромное количество, то Key присваивается текст, состоящий из цифр и символов «+, -».
3. Аналогичным образом сделайте функцию обработки действия компонента Edit2.
4. Сохраните приложение и запустите его на выполнение. Проверьте итог работы программки.
Текст модуля приложения имеет последующий вид:
unit mainCalc;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Edit1: TEdit;
Edit2: TEdit;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Button1: TButton;
Edit3: TEdit;
Label3: TLabel;
RadioGroup1: TRadioGroup;
private {Private declarations}
public {Public declarations}
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
var a, b: integer; c: real;
begin
if (Edit1. Text<>») and (Edit2. Text<>») then begin
a:=StrToInt (Edit1. Text);
b:=StrToInt (Edit2. Text);
Edit3. Text:=»;
case RadioGroup1. ItemIndex of
0: c:=a+b;
1: c:=a-b;
2: c:=a*b;
3: if b=0 then ShowMessage (‘Нанольделитьнельзя’) else c:=a/b;
end;
if RadioGroup1. ItemIndex <> 3 then
Edit3. Text:=FloatToStrF (c, ffGeneral, 10,4) else if b<>0 then
Edit3. Text:=FloatToStrF (c, ffGeneral, 10,4); end
elseShowMessage (‘Не заданы значения‘);
end;
begin
if not (Key in [‘0’..’9′, ‘+’, ‘-‘]) then Key:=#0;
end;
begin
if not (Key in [‘0’..’9′, ‘+’, ‘-‘]) then Key:=#0;
end; end.
Задание 3.
Сделайте приложение, предлагающее юзеру ввести строчку, определяющее количество знаков в ней и выводящее итог, согласуя окончание слова «знаков» с числом знаков.
Решение:
1. Сделайте папку «Количество знаков» и сохраните в ней проект «simvol».
2. Разместите на форме составляющие: Edit1, Label1,2, Button1, как показано на рис. 3.2. Задайте значения параметров Label1. Caption – «Введите текст», Label2. Caption – «В тексте», Button1. Caption – «Вычислить». Удалите текст Edit1 из соответственного компонента.
Рис. 3.2 Пример формы проекта «Количество знаков»
3. Для вычисления количества знаков во введенной строке и вывода результата сделайте функцию обработчика действия щелчка мышью на кнопочке «Вычислить».
4. Введите в текст процедуры последующее описание переменных:
Var
N: integer;
S: string;
5. Введите текст тела процедуры обработки действия:
Begin
N
:=
Length
(
Edit
1.
Text
);
{найти число знаков}
Label
2.
Caption
:= ‘В тексте’;
If
N
>20
then
N
:=
N
mod
10;
{выделить последнюю цифру}
Case N of
1: S:= ‘
знак
’;
2..4:
S
:= ‘знака’;
0, 5..20:
S
:= ‘знаков’;
End
;
Label2. Caption:= Label2. Caption + IntToStr (Length(Edit1. Text
)) +
S
;
End
;
Примечание:
функция Length
– это функция обработки String переменных, описывает количество знаков вводимой строчки (см. раздел 1).
6. Сохраните проект и запустите программку на выполнение. Просмотрите итог программки, задавая текст с различным количеством знаков и проверяя корректность вывода результатов работы.
Задание 4.
Сделайте приложение, которое дает ввести текст, а потом поменять знаки «а» на «б» в тексте и подсчитать количество замен.
Решение:
1. Сделайте папку «Подмена знаков» и сохраните в ней проект под заглавием «zamena», файл модуля сохраните как zmain.pas.
2. Форму приложения назовите «Подсчет и подмена знаков». На форме расположите три компонента Edit, три компонента Label, один компонент Button и два компонента CheckBox
, как показано на рис. 3.3.
3. Задайте значения параметров: Label1. Caption – «Начальный текст на российском языке», Label2. Caption – «Модифицированный текст», Label3. Caption – «Число замен», Button1. Caption – «Выполнить», CheckBox1. Caption – «Подсчитать число замен», CheckBox2. Caption – «Поменять «а» на «б»». Удалите текст Edit1,2,3 из соответственных компонент.
Рис. 3.3 Пример формы проекта «Подмена знаков»
4. Для подмены и подсчета знаков запишите функцию обработки действия OnClick для клавиши «Выполнить». Введите последующее описание переменных:
Var
S
:
string
;
N
:
byte
;
Примечание:
для поиска знака в строке используйте функцию
. Для программирования варианта подмены знаков используйте
компонента CheckBox.
5. тело процедуры быть может записано последующим образом:
Begin
N:= 0;
Edit3. Text:= ‘’;
Edit2. Text:= ‘’;
S:= Edit1. Text;
If CheckBox2. Checked then
{есливключенфлажок}
While
Pos
(‘
a
’,
S
) > 0
do
{если в строке найдена буковка «а»}
Begin
N
:=
N
+ 1;
S
[
Pos
(‘
a
’,
S
)]:= ‘б’;
{поменять буковку «а» на буковку «б»}
End;
If CheckBox1. Checked then Edit3. Text:= IntToStr(N);
{выводчислазамен}
Edit
2.
Text
:=
S
;
{вывод модифицированного текста}
End
;
6. Сохраните проект и запустите на выполнение.
]]>