Учебная работа. Доклад: Межпредметные связи с информатикой и ИКТ
доп проф образования
«Пензенский институт развития образования»
кафедра информатики и ИКТ
Областная научно-практическая конференция для учителей информатики
«Животрепещущие вопросцы преподавания информатики и ИКТ»
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ С ИНФОРМАТИКОЙ И ИКТ
Доклад
Выполнили:
Н.А. Крестинина, Н.В. Лошкарева,
учителя информатики МОУ СОШ №2
им. А.И. Рензаева р.п. Земетчино
ПЕНЗА, 2009
Межпредметные связи с информатикой и ИКТ
Н.А. Крестинина, Н.В. Лошкарева,
учителя информатики МОУ СОШ №2 им. А.И. Рензаева р.п. Земетчино
одна из основных задач школьного образования сейчас – приготовить учащегося к резвому восприятию и обработке огромных размеров инфы, вооружить его современными средствами и технологиями работы в разных предметных областях, сформировать у него информационную культуру.
способности работы со средствами ИКТ нужные для формирования информационной культуры учащиеся могут получить на уроках информатики с внедрением межпредметных заданий.
анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе дозволяет выделить восемь линий более важных для включения в структуру межпредметных связей и надлежащие им умения, владение которыми дозволит учащимся получить способности использования ИКТ в разных предметных областях:
1. информация. Кодирование инфы.
Иметь представление о понятии «информация» в жив и неживой природе (физика, продажная девка империализма, техника), о кодировке различной инфы (биология – генетическая, музыка – звуковая, изобразительное Искусство – графическая, математика – числовая).
2. Алгоритмизация и программирование.
Уметь создавать проекты с внедрением зрительного объектно-ориентированного программирования (испытания по всем предметам, приложения – простой графический и текстовый редактор, калькулятор).
3. Моделирование и формализация.
Уметь строить и изучить информационные модели на компе (все предметы). Межпредметная Интеграция получается из-за использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием.
4. разработка обработки текстовой инфы.
Уметь создавать, редактировать и форматировать тексты. Иметь инфы.
Уметь использовать графический редактор для сотворения и редактирования изображений и уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации.
6. разработка обработки числовой инфы.
Уметь в электрических таблицах строить диаграммы и графики.
Уметь использовать электрические таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.
7. разработка хранения, поиска и сортировки инфы.
Уметь использовать табличные базы данных для построения и исследования компьютерных моделей.
8. Коммуникационные технологии.
Уметь создавать и публиковать в Вебе Web-сайты.
Межпредметные связи школьных предметов с информатикой начинаются с внедрения на уроках электрической аппаратуры (индивидуального компа, проектора, сканера, средства связи с Веб, видео- и фотоаппаратуры и т.д.) и использования офисных приложений (Word, Excel, Access).
На уроках информатики фактически все темы изучаются на базе познаний остальных школьных предметов: истории, экономики, российского языка, литературы, ИЗО и МХК, географии и т.д. к примеру, мы хотим предложить, при исследовании темы «Списки в Word, выбор маркера, автозамена» применять данные по биологии. При исследовании Excel моделировать задачки по экономике, физике, арифметике. исследование Access проводить на базе данных, взятых из литературы, экономики. Знакомство с приемами сотворения презентации в среде Power истории либо географии и т.д. Неотклонимой итоговой практической работой учеников по теме из курса информационных технологий является самостоятельная работа (в среде Power
Разумеется, информационное моделирование предоставляет более широкие способности для использования межпредметных задач.
Для разработки системы межпредметных заданий мы хотим предложить применять последующую схему (удобней разглядывать в рамках 1-го класса):
1. выделить в любом предмете (каждой теме) главные виды деятель, для овладения которыми нужно применять ИТ;
2. обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен завладеть учащийся;
3. приготовить систему задач из данной предметной области;
4. включить приготовленные задачки в курс информатики в том же (безупречный изредка достижимый вариант) либо наиболее позднем временном промежутке.
Разумеется, для проведения данной работы недостаточно усилий лишь учителя информатики. Целенаправлено привлечь к данной работе учителей предметников.
Выполнение на упражнениях по информатике заданий с применением системымежпредметных задач является довольно действенным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта.
Подготовка и реализация межпредметных проектов содействует не только лишь увеличению эффективности процесса обучения, активизации творческой деятель, да и расширению кругозора школьников, что очень принципиально в системе подготовки хоть какого человека. Обогащение учебной и трудовой деятельности учащихся на базе межпредметных связей происходит в особенности активно при использовании ИКТ.
Активные способы обучения, к которым относится способ проектов, дозволяет увлечь учащихся наукой и методами ее овладения.
задачка проекта предъявляет наиболее высочайший уровень требований к исполнителю работы, ее завершенности, качеству представления конечных результатов. В процессе проектирования у учащихся происходит рост самосознания, скопление опыта самореализации. Работа над проектом просит проявления в процессе творческой интеллектуальной активности и дозволяет расширить приобретенные в школе познания. Это интеллектуальный труд не только лишь на себя, да и на решение социально важных заморочек, что провоцирует образовательную активность с одновременным развитием самостоятельности.
Экспериментальная работа по созданию межпредметного проекта дозволяет учащимся применять современные источники инфы (веб), язык разметки гипертекста HTML, что увеличивает Энтузиазм к исследованию предметов.
Приведем примеры сделанных и используемых на практике межпредметных проектов по информатике с иными предметами: «Изотопы», «Атомная энергия «за» и «против», «Строение Вселенной», «Исследование функций», «Построение сечения» и др.
Опосля корректировки межпредметные проекты употребляются учителями — предметниками на уроках при разъяснении, закреплении и повторении изученного материала, что является неплохим современным образовательным ресурсом для проведения урока. Межпредметные проекты разрешают учителю применять готовый образовательный продукт для углубления изучаемого материала в профильных физико-математических, гуманитарных классах.
Встроенные либо бинарные уроки – пример реализации межпредметных связей. большенный энтузиазм у учащихся вызывают встроенные уроки математика – информатика: «Графический метод решения систем уравнений в среде MicrosoftExcel» (9 класс), «Циклические методы. Построение графиков тригонометрических функций» (10 класс).
На бинарном уроке (информатика – ИЗО, 7 класс) «Изображение предметного мира средствами компьютерного дизайна» знакомятся с понятием композиция и делают натюрморт в среде графического редактора Paint.
Такие уроки употребляются в тех вариантах, когда познание материала одних предметов нужно для осознания сути процесса, явления при исследовании другого предмета.
Встроенные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к занию окружающей реальности, к развитию логики мышления, коммуникативных возможностей.
Основная цель интеграции – создание у учащихся целостного представления о внешнем мире, т.е. формирование миропонимания. Исходя из этого, на современном шаге развития школьного образования очень животрепещущими стают межпредметные связи, которые делают подходящую почву для интеграции познаний. Главный задачей интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе является подготовка школьников к жизни во «взрослом мире», показ обилия духовной сферы, ублажения познавательных и нравственных потребностей на базе координации содержания, конкретизации задач через всеохватывающее взаимодействие предметов.
Таковой опыт организации учебного процесса дозволяет гласить о высочайшей степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих зание через деятельность.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и осознавать устную и письменную речь, открывать что-то новое, созодать выбор, принимать решение, которые сформировывают личностные свойства фаворита и его информационную культуру.
Литература
1. Воронина Г.А. «Подходы к отбору содержания естественно — научного образования для профильных классов» — «Профильная школа», №5, 2004.
2. Эталон среднего (полного) образования по информатике и ИКТ
3. Хуторской А.В., Главные компетенции как компонент личностно — направленной парадигмы. Народное образование №2, 2003.
4. Хуторской А.В., Главные компетенции. разработка конструирования, Народное образование №5, 2003.
5. Говорухин В. Н., Цибулин В. Г. комп в математическом исследовании. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2001.
6. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. части 1, 2, 3/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.
]]>