Учебная работа. Контрольная работа: Численные методы расчетов в Exel

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Контрольная работа: Численные методы расчетов в Exel

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего проф образования

Северо-Западный муниципальный заочный

технический институт

Институт управления производственными и

инноваторскими программками

Кафедра информатики



Тема: “ Численные способы и расчеты в EXCEL.”

задачка 1.


задачка 2.

Задачка 3.

Выполнила студентка: Шестакова Мария Дмитриевна

ИУПиИП

Курс: II

Специальность: 80502.65

Шифр: 578030493

Педагог: Ходоровская Валентина Сергеевна

Подпись педагога:

Санкт-Петербург

2007

Тема .

Численные способы и расчеты в EXCEL.

Задачка 1.

Интерполяция функции с равноотстоящими узлами.

анализ и прогнозирование в EXCEL.

I. Написать выражение для

.

II. Составить программку для вычисления значения функции в данных точках

x1

; x2

; x3

; x4

:



с помощью

для реализации ее в EXCEL


;



с помощью функций, осуществляющих прогноз вычислений



.

Функция задана таблицей с

:




x1


= 0.149

x2


= 0.240

x3

= 0.430

x4


= 0.560

Главные понятия.



научиться воспользоваться программкой EXCEL


для получения аналитической зависимости по экспериментальным данным и исследование режимов экстраполяции данных в EXCEL


.

задачка интерполяции

сводится к требованию четкого совпадения в узловых

точках функции и ее приближения, где число определяемых характеристик аппроксимирующей зависимости равно числу точек. При выбирании данного аспекта задачка сводится к построению

.

По определению интерполяция — это отыскание промежных значений величины по неким известным ее значениям.


Само слово

происходит от латинского

, что в переводе означает изменение, переделка”

.

Экстраполяция — это процедура подобная интерполяции, но при условии, что x лежит вне интервала (x0
, xn
)



. Происходит от

и латинского

, что означает

.

Аппроксимация — это подмена одних математических объектов (к примеру, чисел либо

функций) иными, наиболее ординарными и в том либо ином смысле близкими к начальным(к примеру, кривых линий близкими к ним ломаными).


слово происходит от латинского

, что означает

.

Графически задачка

состоит в том, чтоб выстроить такую

, которая бы проходила через все узлы

Почаще всего в качестве



употребляются

Pn
(x).


задачка заключается в том, чтоб подобрать многочлен Pn
(x),


обеспечивающий требуемую



.

Более удачно для

употребляется

, для записи которого в случае

функции с



употребляются

.

термин

имеет то же значение, что и слово

и происходит от

часть сложных слов, указывающая на огромное количество, всесторонний охват либо различный состав чего-либо (от греческого

– многий, бессчетный, широкий) и латинского

, т.е.
.


именуется разность:

Дyi


= yi + 1
yi

, i
= 0,1, …. , n
1

Аналогично определяются

и

Интерполяционный полином Ньютона.



записывается в виде:

Pn
(x) = y0
+ (x-x0
) · Дy0
/1!h + (x-x0
)(x-x1
) · ДІy0
/2!hІ+….+ (








0










1








xn


-1






n




0








hn

Решение.

Выполнение задания I.

Напишем выражение для

для экспериментальных данных, приведенных в вышеуказанной таблице.

указаны в
.

Из таблицы видно, что значения

являются равноотстоящими узлами, потому что растут умеренно с шагом

= 0,05
.

Степень

определяется числом

( в данном случае их девять ).

Pn
(x

) = P9
(x)= y0
+ (x-x0
) Дy0
/ 1!h + (x-x0
) (x-x1
) ДІy0
/2!h2
+..

..+ (x-x0
)

(x-x1
) (x-x2
) (x-x3
) (x-x4
) (x-x5
) (x-x6
) (x-x7
) (x-x8
) (x-x9
)

9

y0
/ 9!

h9
=

0,05 2
+

(x- 0,15) (x- 0,20) (x- 0,25) · 0,001 / 3! · 0,05 3
+(x- 0,15) (x- 0,20) (x- 0,25) (x- 0,30) · (-0,001) / 4! · 0,05 4
+

(x- 0,15) (x- 0,20) (x- 0,25) (x- 0,30)(x- 0,35) · 0 / 5! · 0,05 5
+

(x- 0,15) (x- 0,20) (x- 0,25) (x- 0,30)(x- 0.35)(x- 0,40) · 0,004 / 6! · 0,05 6
+

· 0,05 8
+

· 0,05 9
.

Выполнение задания II.

1)Составление программки для вычисления значений функции в данных точках с помощью полинома Ньютона.

Шаг 1-ый:

Подготовка начальных данных электрической таблицы в EXCEL
:



)
Введем текстовые и числовые константы (ячейки A1 : N4).



)
Введем номера по порядку в ячейки A5 : A14.



)
Введем начальные данные в ячейки B5 : C14.

Таковым образом подготовлена таблица для выполнения работы.

Шаг 2-ой:

Ввод формул:



)
Ввод формул для вычисления
:



в ячейку D5 введем формулу для вычисления Дy0 =
y1
– y0
,

которая воспримет вид: =C6–C5
;



копируем эту формулу в ячейки D6 : D13. В итоге в ячейке D6

получаем формулу =C7-C6
(т.е.Дy1
=y2
— y1
= 0,779 – 0,819 = -0,040

),в ячейке D7

получаем формулу =C8-C7
(т.е. Дy2
= y3
– y2
= 0,741 – 0,779= -0,038

) и т.д. до ячейки D13, где

получаем формулу

=C14-C13
(т.е. Дy8
= y9
– y8
= 0,549 – 0,577= -0,028

)



Ввод формул для вычисления
:



в ячейку E5 копируем формулу из ячейки D5. В ячейке E5 покажется формула

=D6-D5
(т.е. ДІy0
= Дy1
— Дy0
= -0,040 — ( -0,041) = 0,001

). Копируем эту формулу в ячейки E6 : E12.

В ячейке E12 получаем формулу =D13 — D1
(т.е. ДІy7
= Дy8
— Дy7
= — 0,028 — ( -0,029) = 0,001

).



Ввод формул для вычисления

:

для вычисления всех
нужно ввести лишь одну формулу(в ячейке D5), все

другие будут получены копированием, т.е. из ячейки E5 копируем формулу в ячейку F5, из F5 в G5 и т.д.

Отображение в режиме формул см. в

Отображение в режиме значений см. в
.

Шаг 3-ий:

Ввод формул:



Ввод формул для вычисления



для вычисления первого промежного коэффициента (x-x0
/1!h)


в ячейку M5 введем формулу

=($N$2 — B5) / (A5 + 1) / $F$2
. В ячейке N2 находится текущее

. При копировании адресок данной нам ячейки изменять недозволено, потому мы используем абсолютный адресок (значок $). В ячейке F2 находится
, адресок данной нам ячейки тоже абсолютный (значок $).



для вычисления

(x-x0
) (x- x1
)/2!h




= (x-x0
)/1·h · (x-x1
)/ 2·h = a · b,

где

коэффициент в ячейке M5, a = (x-x0
)/1h,



коэффициент, на который необходимо помножить M5, b = (x-x1
) / 2h,

вводим в M6 формулу: =M5*($N$2 – B6) / (A6 + 1) / $F$2
.



опосля ввода данных в M5 и M6, для вычисления других

копируем формулу из M6 в другие 7 нижестоящие ячейки. Вячейке M7 мы увидим формулу:

=M6*($N$2 – B7) / (A7 + 1) / $F$2 ,
в ячейке M8 мыувидим формулу: =M7*($N$2 – B8) / (A8 + 1) / $F$2
и

т.д.

Шаг 4-ый:

Ввод формул:



Ввод формул для вычисления



для вычисления
, который равен (x-x0
) · Дy0
/ 1!h = (x-x0
) / 1h ·Дy0
,


содержимое ячейки M5 нужно помножить на содержимое ячейки D5, где хранятся
. Вводим в ячейку N5 формулу =M5*D$5
. символ $
перед номером строчки нужен, т.к. в

находятся лишь
с индексом ноль, т.е. все

берутся лишь из строчки с номером 5;



для ввода
копируем формулу из N5 в другие 8 нижестоящих ячеек (включительно по N13). Получаем в N6 формулу =M6*E$5
, в N7 формулу =M7*F$5
, в N8 формулу =M8*G$5
и т.д. до ячейки N13.

Шаг 5-ый

Ввод формул:



Ввод формул для вычисления



объединим ячейки A16 : M16, потом в объединенные ячейки введем комментарий



в ячейку N16 вводим формулу =СУММ(N5:N13)
. сейчас в N16 будет сумма всех членов полинома Ньютона, не считая y0
.


При


в ячейке N16 выходит число

Шаг 6-ой:

Ввод формул:



Ввод формул для вычисления



объединим ячейки A18 : M18, потом в объединенные ячейки введем комментарий «
;



в ячейку N18 вводим формулу =N16+C5
. В ячейке N18 покажется число
, которое и есть

Шаг седьмой:

Вычисление
и

при

;

;

0,560.



в ячейку N2 вводим
. Итог:

в ячейке N16 —
в ячейке N18 —



в ячейку N2 вводим
. Итог:

в ячейке N16 —
в ячейке N18



в ячейку N2 вводим
. Итог:

в ячейке N16 —
в ячейке N18 —

Шаг восьмой:

Для удобства приобретенные данные занесем в нашу таблицу.

Таблицы прилагаются. Режим формул —

Режим значений —

2)Составление программки для вычисления значений функции в данных точках с помощью функций, осуществляющих прогноз вычислений (ТЕНДЕНЦИЯ и ПРЕДСКАЗАНИЕ).

Экстраполяция (прогнозирование) при помощи функции аппроксимации кривой.

Табличный машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) (либо вычислительной системы) которое делает арифметические и логические операции данные программкой преобразования инфы управляет вычислительным действием и коор EXCEL

предоставляет возможность

с внедрением

Пусть в узлах x0
, x1
, …, x n


известны значения f(x0
), f(x1
), … ,f(x n
).


Нужно выполнить

(прогнозирование), т.е. вычислить значения f(x n+1
), f(x n+2

В группы

для этого употребляются две функции:

и

, осуществляющие

x (x0
, x1
, … , x n
)


и y (y0
,y1
, … , y n
)


способом меньших квадратов.

Функция

имеет структуру:

ТЕНДЕНЦИЯ (

массив,

массив,


перечень)



массив ,
массив

— даны из условия.



перечень
— это те значения

, для которых требуется сосчитать значения функции

Функция

имеет структуру:

ПРЕДСКАЗАНИЕ (
;
массив;
массив)

Опосля

эта функция возвращает лишь одно прогнозируемое

(для 1-го из данных значений аргументов.

Работа с функцией

Шаг 1-ый:

Сделаем электрическую таблицу в
, используя начальные данные.

Шаг 2-ой:

Для того, чтоб поместить итог в перечень итоговых ячеек C6:F6, выделим эти ячейки.

Шаг 3-ий:

Дальше нужно щелкнуть по пиктограмме

.

Шаг 4-ый:



В первом окне выберем категорию
, функцию

потом щелкнем по



В окне “Известные значения
y

введем адресок блока ячеек C3:L3.



В окне

x

введем адресок блока ячеек C2:L2.



В окне

x

укажем адресок блока ячеек C5:F5.

Шаг 5-ый:

Для доказательства данной нам функции сразу нажмем клавиши SHIFT / CTRL и ENTER. В ячейках C6:F6 мы увидим прогноз.

В режиме формул:в ячейке C6 — =ТЕНДЕНЦИЯ(C3:L3;C2:L2;C5)

в ячейке D6 — =ТЕНДЕНЦИЯ(C3:L3;C2:L2;D5)

в ячейке E6 — =ТЕНДЕНЦИЯ(C3:L3;C2:L2;E5)

в ячейке F6 — =ТЕНДЕНЦИЯ(C3:L3;C2:L2;F5)

В режиме значений: в ячейке C6 —

в ячейке D6 —

в ячейке E6 —

в ячейке F6 —

Таблицы прилагаются.

Режим формул —
.

Режим значений

Работа с функцией

Шаг 1-ый:

Сделаем электрическую таблицу в
, используя начальные данные.

Шаг 2-ой:

Для размещения результата активизируем ячейку С6.

Шаг 3-ий:



С помощью
вызовем функцию

категория



В окне
укажем адресок ячейки C6.



В окне

y

укажем адресок блока ячеек C3:L3.



В окне

x

укажем адресок блока ячеек C2:L2.

Шаг 4-ый:

Для доказательства данной нам функции щелкнем по
. В ячейке C6 покажется итог. Для возникновения результата в других ячейках, проделаем все то же самое, попеременно активизируя ячейки D6, E6, F6.

В итоге мы увидим:

В режиме формул:

в ячейке C6 — =ПРЕДСКАЗ(C5;C3:L3;C2:L2)

в ячейке D6 — =ПРЕДСКАЗ(D5;C3:L3;C2:L2)

в ячейке E6 — =ПРЕДСКАЗ(E5;C3:L3;C2:L2)

в ячейке F6 — =ПРЕДСКАЗ(F5;C3:L3;C2:L2)

В режиме значений: в ячейке C6 —

в ячейке D6 —

в ячейке E6 —

в ячейке F6 —

Таблицы прилагаются. Режим формул —

Режим значений —

Итоговая сравнительная таблица.

Для сопоставления значений функции в точках:

x 1


=

x 2


=

x 3


=

x 4


=

приобретенных с помощью 3-х различных методов:










сделаем сравнительную таблицу,



0,861

*
0,861

*
0,8506

*

0,787

*
0,795

*
0,7877

*

0,651

*
0,658

*
0,6564

*

0,573

*
0,564

*
0,5665

*

*
Результаты вычислений округлены до 2-ух символов опосля запятой.

Вывод:


совершенно схожие. Но но в целом, отличия в значениях в границах 0,01 , что полностью допустимо для наших данных. Для того, чтоб получить наиболее четкие значения функции в определенной точке, нужно, чтоб начальные данные были представлены наиболее широким диапазоном узлов.

задачка 2.

Решение систем уравнений в EXCEL.

Решить заданную



способом



способом

0,1 x1

+ 4,6 x2

+ 7,8 x3

= 9,8

2,8 x1

+ 6,1 x2

+ 2,8 x3

= 6,7

4,5 x1

+ 5,7 x2

+ 1,2 x3

= 5,8



научиться решать в EXCEL


системы конечных уравнений способом оборотной матрицы и обычных итераций.

Главные понятия.

Уравнение


это
математическая запись задачки о разыскании значений аргументов, при которых значения данных функций равны. Аргументы, от которых зависят функции, именуются неведомыми, а значения неведомых, при которых значения функций равны, именуются решениями (корнями).

Матрица


это прямоугольная таблица каких-то частей aik
(чисел, математических выражений), состоящая из m строк и n столбцов. Если m = n , то матрица именуется квадратной.


Детерминант (определитель) — это число detA, которое можно сравнить квадратной матрице А.

Минором некого элемента аij
определителя n-го порядка именуется определитель n первого порядка, приобретенный из начального методом вычеркивания строчки и столбца, на пересечении которых находится избранный элемент.


Алгебраическим дополнением элемента аij
определителя именуется его минор, взятый со знаком “+”, если сумма “ i+j” четное число, и со знаком “-“ , если эта сумма нечетная.


Итерация


это повторное применение каких-то математических операций.


Происходит от латинского

,что в переводе означает

Решение.



Математический расчетрешения системы уравнений
способом
оборотной матрицы.

Дана система 3-х
с 3-мя
.



Разглядим


(составлена из коэффициентов при
)

0,1 4,6 7,8

А = 2,8 6,1 2,8

4,5 5,7 1,2

x1

X =x2

x3

9,8

B = 6,7

5,8



Найдем детерминант


(определитель)
А.

Поопределению:
A = a11
· A11
+ a12
· A12
+ a13 ·
A13

где a11
, a12
, a13


элементы первой строчки

,

A11
, A12
, A13


— их
.

— если

то оборотной матрицы не существует
;

— если

то оборотная матрица существует
.

Для того, чтоб отыскать
нужно сосчитать

По определению: Aik
= (-1)i+k
· Mik
,

где

— номер строчки



— номер столбца



— минор.

— если сумма i+k
четная, то Aik
= 1 · Mik

A11
=


6,1 · 1,2 — 5,7 · 2,8 = 7,32 — 15,96 = — 8,64

A12
=


2,8 · 1,2 — 4,5 · 2,8 = 3,36 — 12,6 = 9,24

A13

2,8 · 5,7 — 4,5 · 6,1 = 15,96 — 27,45 = -11,49

сейчас мы можем сосчитать



= 0,1 · (-8,64) + 4,6 · 9,24 + 7,8 · (-11,49) = -0,864 + 42,504 — 89,622 = — 47,982


существует и можно продолжать вычисления.



Найдем оборотную матрицу А-1


.

Поопределению:

A11
A21
A31

A-1
= A12
A22
A32
· 1/ detA ,

A13
A23
A33

где А11
, …, А33


— алгебраические дополнения матрицы А

.

Для нахождения оборотной матрицы А-1


, поначалу сосчитаем все
дополнения матрицы А

:

A21


= 4,6 7,8 = 4,6 · 1,2 — 7,8 · 5,7 = 5,52 — 44,46 = +
38,94

5,7 1,2

A22


= 0,1 7,8 = 0,1 · 1,2 — 7,8 · 4,5 = 0,12 — 35,1 = — 34,98

4,5 1,2

A23


= 0,1 4,6 = 0,1 · 5,7 — 4,6 · 4,5 = 0,57 — 20,7 = + 20,13

4,5 5,7

A31


= 4,6 7,8 = 4,6 · 2,8 — 7,8 · 6,1 = 12,88 — 47,58 = — 34,7

6,1 2,8

A32


= 0,1 7,8 = 0,1 · 2,8 — 2,8 · 7,8 = 0,28 — 21,84 = + 21,56

2,8 2,8

A33


= 0,1 4,6 = 0,1 · 6.1 — 4,6 · 2,8 = 0,61 — 12,88 = — 12,24

2,8 6,1

сейчас мы можем сосчитать оборотную матрицу А-1


, подставив в формулу приобретенные данные:



= 1 / — 47,982 = — 0,0208411

— 8,64 38,94 — 34,7 0,1800675 — 0,8115543 0,72318786 A-1


= — 0,0208411 · 9,24 — 34,98 21,56 = — 0,1925722 0,7290234 0,44933516

— 11,49 20,13 — 12,27 0,2394647 — 0,4195323 0,25572089

Чтоб выяснить верно ли мы отыскали
, нужно создать проверку. Если производится равенство:

A-1
· A = E,


где

, то
найдена правильно.

0,1800675 — 0,8115543 0,7231879 0,1 4,6 7,8

A-1
· A


= — 0,1925722 0,7290234 — 0,4493352 ·
2,8 6,1 2,8

0,2394647 — 0,4195323 0,2557209 4,5 5,7 1,2

Произведем промежные вычисления:

С11

= 0,1800675 · 0,1 + (-0,8115543) · 2,8 + 0,7231879 · 4,5 = 1

C12

= 0,1800675 · 4,6 + (-0,8115543) · 6,1 + 0,7231879 · 5,7 = 0

C13

= 0,1800675 · 7,8 + (-0,8115543) · 2,8 + 0,7231879 · 1,2 = 0

C21

= (-0,1925722) · 0,1 + 0,7290234 · 2,8 + (-0,4493352) · 4,5 = 0

C22

= (-0,1925722) · 4,6 + 0,7290234 · 6,1 + (-0,4493352) · 5,7 = 1

C23

= (-0,1925722) · 7,8 + 0,7290234 · 2,8 + (-0,4493352) · 1,2 = 0

C31

= 0,2394647 · 0,1 + (-0,4195323) · 2,8 + 0,2557209 · 4,5 = 0

C32

= 0,2394647 · 4,6 + (-0,4195323) · 6,1 + 0,2557209 · 5,7 = 0

С33

= 0,2394647 · 7,8 + (-0,4195323) · 2,8 + 0,2557209 · 1,2 = 1

1
0 0

A-1
· A


= 0 1
0 =

0 0 1

отыскали правильно.



Найдем матрицу X
(матрицу неведомых).

По определению: X = A-1
· B


,

где B — начальная матрица B
(матрица вольных членов).

0,1800675 — 0,8115543 0,7231879 9,8 0,521737



= — 0,1925722 0,7290234 — 0,4493352 ·
6,7 = 0,391105

0,2394647 — 0,4195323 0,2557209 5,8 1,019069

Матрицу X

отыскали, соответственно
:

x1


= 0,521737

x2


=

x3


=



Проверка. Подставим в

приобретенные значения:

0,1 · 0,521737 + 4,6 · 0,391105 + 7,8 · 1,019069 = 0,0521737 + 1,799083 + 7,9487382 = 9,7999949 = 9,8

2,8 · 0,521737 + 6,1 · 0,391105 + 2,8 · 1,019069 = 1,4608636 + 2,385745 + 2,8533932 = 6,6999742 = 6,7

4,5 · 0,521737 + 5,7 · 0,391105 + 1,2 · 1,019069 = 2,3478165 + 2,229298 + 1,2229152 = 5,8000252 = 5,8

способом
решена правильно.



Составление программки для решения


в EXCEL.

Шаг 1-ый:

Для решения
нужно приготовить таблицу с
данными:



Введем текстовые и числовые константы (ячейки A1:E10).

Шаг 2-ой:

нужно направить матрицу А

.
Используемая для воззвания
МОБР возвращает массив значений, который вставляется сходу в целый столбец ячеек.



Выделим ячейки А11:С13, куда будет помещена
.



С помощью
вызовем функцию МОБР, категория



В окне

укажем адресок массива
A6:C8.



Для того, чтоб вставить формулу во все выделенные ячейки (A11:C13), нажмем сразу клавиши Ctrl+Shift+Enter.

В ячейках A11:C13 покажется:

— в режиме формул — =МОБР(А6:C8)
;

— в режиме значений — массив

.

Шаг 3-ий:

Для умножения
на столбец
:



Выделим ячейки E11:E13.



С помощью
выберем функцию МУМНОЖ, категория
.



В окно

введем адресок массива
A11:C13.



В окно

введем адресок массива
E6:E8.



Для вставки Формулы во все выделенные ячейки (E11:E13), нажмем сразу клавиши Ctrl+Shift+Enter.

В ячейках E11:E13 покажется:

— в режиме формул — =МУМНОЖ(А11:C13;E6:E8)
;

— в режиме значений — составляющие векторов решения x1
, x2
, x3
.

Таблицы прилагаются. Режим формул —

Режим значений —



Проверка — сопоставление результатов, приобретенных различными методами.

Для наглядности сделаем сравнительную таблицу:



x1

x2

x3



Вывод.

Поначалу предложенную нам
мы решили

. Потом в

составили специальную программку, позволяющую решить
методом
.

Для наглядности приобретенные результаты внесли в сравнительную таблицу.

Из таблицы видно, что результаты вышли фактически схожими. Отличия в значениях расползаются в настолько малых границах, что являются допустимыми для нашего варианта. Но это вышло из-за того, что при выполнении математических расчетов значения округлялись.

Таковым образом, мы выявили, что в

результаты получаются наиболее четкие

.



Решение данной

Для того, чтоб решить
3-х
нужно ее конвертировать так, чтоб диагональные коэффициенты
x1
, x2
, x3


были наивысшими по модулю. Сиим производится

.

Данная нам система имеет вид:

0,1x1

+ 4,6x2

+ 7,8x3



= 9,8

2,8x1

+ 6,1x2



+ 2,8x3

= 6,7

4,5x1



+ 5,7x2

+ 1,2x3

= 5,8



Довольно отлично видно, что для преобразования нам довольно лишь поменять местами
. Получится система вида:

4,5x1



+ 5,7x2

+ 1,2x3

= 5,8

2,8x1

+ 6,1x2



+ 2,8x3

= 6,7

0,1x1

+ 4,6x2

+ 7,8x3



= 9,8



Для решения
нужно представить полученную
в
, записав каждое из 3-х
в виде решения относительно той неведомой переменной, которая имеет больший по модулю коэффициент.

4,5x1

+ 5,7x2

+ 1,2x3

= 5,8

x1


= — 5,7x2

/ 4,5 — 1,2x3

/ 4,5 + 5,8 / 4,5

2,8x1

+ 6,1x2

+ 2,8x3

= 6,7

x2


= — 2,8x1

/ 6,1 — 2,8x3

/ 6,1 + 6,7 / 6,1

0,1x1

+ 4,6x2

+ 7,8x3

= 9,8

x3


= — 0,1x1

/ 7,8 — 4,6x2

/ 7,8 + 9,8 / 9,7

В
получили

x1

= — 5,7x2

/ 4,5 — 1,2x3

/ 4,5 + 5,8 / 4,5

x2

= — 2,8x1

/ 6,1 — 2,8x3

/ 6,1 + 6,7 / 6,1

x3

= — 0,1x1

/ 7,8 — 4,6x2

/ 7,8 + 9,8 / 9,7


При использовании
решения нужно непременно проверить два условия
способа для данной системы.
у нас выполнено (диагональные коэффициенты матрицы x1
, x2
, x3

в приобретенной системе являются наивысшими по модулю).


Сейчас нужно проверить условие
(обозначается ║C
║), т.е. нужно оценить

, которая зависит лишь от
[ C ].

лишь в этом случае,если
[ С ]
меньше единицы
, т.е.

║C║=√Σaaj
2
<1

В
имеем систему:

x1

= — 5,7x2

/ 4,5 — 1,2x3

/ 4,5 + 5,8 / 4,5

x2

= — 2,8x1

/ 6,1 — 2,8x3

/ 6,1 + 6,7 / 6,1

x3

= — 0,1x1

/ 7,8 — 4,6x2

/ 7,8 + 9,8 / 7,8

либо

x1

= 0 — 5,7x2

/ 4,5 — 1,2x3

/ 4,5 + 1,288889

x2

= 2,8x1

/ 7,8 — 0 — 2,8x3

/ 6,1 + 1,0983607

x3

= 0,1x1

/ 7,8 — 4,6x2

/ 7,8 — 0 + 1,2564103

Проверка выполнения

:

0 — 5,7 / 4,5 — 1,2 / 4,5

[C] = — 2,8 / 6,1 0 — 2,8 / 6,1

— 0,1 / 7,8 — 4,6 / 7,8 0

║C║ = √ У aij
2
< 1

║C║ = √ (-5,7 / 4,5)2
+ (-1,2 / 4,5)2
+ (-2,8 / 6,1 )2
+ (-2,8 / 6,1)2
+ (-0,1 / 7,8)2
+ (-4,6 / 7,8)2

║C║= √ (-1,2666667)2
+(-0,2666667)2
+(-0,4590164)2
+(-0,4590164)2
+(-0,0128205)2
+(-0,5897436)2

║C║= √ (1,6044445) + (0,0711111) + (0,2106961) + (0,2136961) + (0,0001691) + (0,3477975)

║C║ =√ 2,4449144

║C║ = 1,5636222 > 1

Таковым образом, условие “НОРМА” не выполнено.



потому что2-ое условие сходимости итерационного процесса не
выполнено
, то решение данной системы уравнений не быть может
получено способом обычных итераций.

задачка 3.

Всеохватывающие числа.

Даны два
, записанные в
.

z1
= 3e -(р/4) i

z2
= е (р/4) i

1). Записать эти числа в
;

2). Отыскать
z1
+ z2


и
z1
· z2


, переведя их в
записи;

3). Изобразить на всеохватывающей плоскости
.

Главные понятия.

Всеохватывающим числом именуется выражение вида

z = x + iy , где

“x” и “y” — действительные числа,

“i” — знак, именуемый надуманной единицей и удовлетворяющий условию i2
= -1.


в процессе выполнения программки вычислений.

Решение.




Положение точки

на всеохватывающей плоскости совершенно точно определяется не только лишь декартовыми координатами

,

, да и полярными координатами

,

Воспользовавшись связью декартовых и полярных координат, получим тригонометрическую форму записи всеохватывающего числа

где

= ei


ц

При всем этом

именуют модулем, а

— аргументом всеохватывающего числа.



z1
= 3 · (cos



z2
= r · ei

ц






Сумма.

Если z1
= x1
+ iy1
,

а z2
= x2
+ iy2

, то

z1
+ z2
= (x1
+ iy1
) + (x2
+ iy2
) = (x1
+ x2
) + i (y1
+ y2
)

z1
+ z2



Произведение.

Если z1
= x1
+ iy1
,

а z2
= x2
+ iy2

, то

z1
· z2
= (x1
+ iy1
) · (x2
+ iy2
) = (x1
x2
­ y1
y2
) + i (x1
y2
+ x2
y1
)

z1
·z2


Для упрощения преобразуем значения

и

из обычных дробей в десятичные.

x1
= 3√2/2 = 2,1 y1
= — 3√2/2 = -2,1

x2
= √2/2 = 0,7 y2
= √2/2 = 0,7

x3
= 2√2 = 2,8 y3
= -√2 = -1,4

x4
= 3 y4
= 0




Z2



2,1
2,8

Z4






Z3



Z1



Z1

иZ2




Z1
+Z2
= Z3


Z1


·Z2
= Z4


]]>