Учебная работа. Курсовая работа: Двигатель постоянного тока
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО профессионального ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра: «ЭтЭЭм»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему: «Двигатель постоянного тока»
КП 14020365 637
Выполнил: Кузнецов К. И.
Проверил: Пашнин В.М.
Хабаровск
2007
Введение
почти вся электрическая энергия вырабатывается электрическими машинами. Но электрические машины могут работать не только в генераторном режиме, но и в двигательном, преобразуя электрическую энергию в механическую. Обладая высокими энергетическими показателями и меньшими, по сравнению с другими преобразователями энергии, расходами материалов на единицу мощности, экологически чистые электромеханические преобразователи имеют в жизни человеческого общества огромное значение.
При проектировании электрической машины приходится учитывать большое количество факторов, от которых зависят её эксплуатационные свойства, заводская себестоимость и надёжность в работе.
При проектировании выбор материалов, размеров активных и конструктивных частей машины должен быть технически и экономически обоснован. При этом следует использовать предшествующий опыт и ориентироваться на данные современных машин. однако необходимо критически относиться к этим данным, выявить недостатки машин и найти способы их устранения.
Целью данной работы была разработка конструкции двигателя постоянного тока. За основу конструкции была принята машина постоянного тока серии 2П. Проектирование двигателя включает в себя выбор и расчёт размеров статора и ротора, обмоток, изоляции, конструктивных деталей, объединение их в конструктивные узлы и общую компоновку всех его частей.
Материалы, размеры и формы конструктивных деталей должны быть так выбраны и отдельные детали так объединены, чтобы двигатель по возможности наилучшим образом соответствовал своему назначению и был наиболее экономичным в работе и изготовлении.
1 Выбор и расчёт главных размеров двигателя
1.1 – предварительное значение КПД двигателя назначаем в зависимости от его мощности по [рис1.1]. Принимаем среднее
1.2 Определяем предварительное значение номинального тока: А 1.3 Ток якоря: где значение коэффициента выбираем из табл.1.1., =0,08 А 1.4 Определяем электромагнитную мощность двигателя: , кВт 1.5 Диаметр якоря D можно принять равным высоте оси вращения: Определяем наружный диаметр якоря DН , . 1.6 – линейная нагрузка якоря по [рис1.3]. 1.7 – магнитная индукция в воздушном зазоре по [рис1.4]. – расчетный коэффициент полюсного перекрытия по [рис1.5]. 1.8 , м 1.9 Определяем отношение длины магнитопровода якоря к его диаметру: , . полученное λ удовлетворяет условию 1.10 Принимаем число полюсов двигателя 2р = 4. 1.11 Находим полюсное деление: . 1.12 Определяем расчётную ширину полюсного наконечника: , . 1.13 Действительная ширина полюсного наконечника при эксцентричном зазоре под главными полюсами . 2 Выбор обмотки якоря 2.1 Т.к. ток якоря меньше 600 А, выбираем простую волновую обмотку (2а = 2). ток параллельной ветви равен: , . 2.2 Определяем предварительное общее число эффективных проводников обмотки якоря: , . 2.3 Крайние пределы чисел пазов якоря: , где t1 Принимаем t1 . ориентировочное число пазов якоря: где отношение определяется по табл.2.1 =10 Зубцовый шаг: 2.4 Число эффективных проводников в пазу: В симметричной двухслойной обмотке это число должно быть четным. Принимаем Nп 2.5 Т.к. диаметр якоря меньше 200 мм, пазы якоря выполняем полузакрытыми овальной формы, зубцы с параллельными стенками. Выбор такой конструкции обусловлен тем, что обмотка якоря таких машин выполняется всыпной из эмалированных медных проводников круглого сечения, образующих мягкие секции, которые легко можно уложить в пазы через сравнительно узкие шлицы. 2.6 Выбор числа коллекторных пластин. Минимальное число коллекторных пластин К ограничивается допустимым значением напряжения между соседними коллекторными пластинами. Для серийных машин без компенсационной обмотки . минимальное значение К: , Принимаем коллекторное деление: Максимальное
где – наружный диаметр коллектора Число коллекторных пластин: , где — число элементарных пазов в одном реальном ( =3). Данные полученные ранее записываем в таблицу: un К = un 3 Уточнённое
, , где 2.7 Скорректированная длина якоря: 2.8 наружный диаметр коллектора 2.9 Окружная скорость коллектора: , 2.10 Коллекторное деление tk 2.11 Полный ток паза: . 2.12 Предварительное значение плотности тока в обмотке якоря: , где — принимаем в зависимости от диаметра якоря по [рис 1.3]. . 2.13 Предварительное сечение эффективного провода: , Для обмоток якоря с полузакрытыми пазами из [табл.2.4] выбираем круглый провод марки ПЭТВ с сечением 0.883 мм2 Число элементарных проводников . 3 Расчёт геометрии зубцовой зоны 3.1 Площадь поперечного сечения обмотки, уложенной в один полузакрытый паз: где dИЗ nЭЛ WС un КЗ Тогда: 3.2 Высоту паза предварительно выбираем по рис 3.1 в зависимости от диаметра якоря: hП Ширина шлица bШ Высоту шлица принимаем hШ 3.3 Ширина зубца: где BZ КС Тогда: м 3.4 Большой радиус паза: , м 3.5 меньший радиус паза: , м 3.6 Расстояние между центрами радиусов: 3.7 минимальное сечение зубцов якоря: 3.8 Предварительное значение ЭДС: ЕН где КД ЕН 3.9 Предварительное
3.10 Индукция в сечении зубцов (сталь марки 2312): Bz 4 Расчёт обмотки якоря 4.1 Длина лобовой части витка при 2р = 4: 4.2 Средняя длина полувитка обмотки якоря: lа ср где lп Тогда: lа ср 4.3 Полная длина проводников обмотки якоря: Lма 4.4 Сопротивление обмотки якоря при температуре t = 20 ˚С: 4.5 Сопротивление обмотки якоря при температуре t = 75 ˚С: Rda 4.6 Масса меди обмотки якоря: Мма 4.7 Расчёт шагов обмотки. Шаг по коллектору для простой волновой обмотки: Результирующий шаг Y = YК Первый частичный шаг: где Σ – дробное число, с помощью которого Y1 Тогда: второй частичный шаг: Y2 5 Определение размеров магнитной цепи 5.1 Предварительное
5.2 Высота спинки якоря: Магнитная индукция в спинке якоря: где – площадь поперечного сечения спинки якоря; Kc Тогда Bj 5.3 Принимаем сталь марки 3411 толщиной 0.5 мм, у которой известно Кс Ширина выступа полюсного наконечника равна 5.4 Ширина сердечника главного полюса: 5.5 Индукция в сердечнике: 5.6 Сечение станины: где ВС 5.7 Длина станины: lC 5.8 Высота станины: 5.9 наружный диаметр станины: 5.10 Внутренний диаметр станины: dC 5.11 Высота главного полюса: где δ = 0.015м – предварительное значение воздушного зазора по [рис 5.2.] 6 Расчётные сечения магнитной цепи 6.1 Сечение воздушного зазора: Sδ 6.2 Длина стали якоря: 6.3 минимальное сечение зубцов якоря из п.3.7: S=0.00665 м 6.4 Сечение спинки якоря: Sj 6.5 Сечение сердечников главных полюсов: Sr 6.6 Сечение станины из п. 5.6.: SC 7 Средние длины магнитных линий 7.1 Воздушный зазор δ = 0.015 м. 7.2 Коэффициент воздушного зазора, учитывающий наличие пазов овальной формы на якоре: 7.3 Расчётная длина воздушного зазора: 7.4 Зубцы якоря для пазов овальной формы: 7.5 Спинка якоря: 7.6 Сердечник главного полюса: Lr 7.7 Воздушный зазор между главным полюсом и станиной: LС.П. 7.8 Станина: 8 индукция в расчётных сечениях магнитной цепи 8.1 Индукция в воздушном зазоре: 8.2 индукция в сечении зубцов якоря: 8.3 Индукция в спинке якоря: 8.4 индукция в сердечнике главного полюса: 8.5 Индукция в станине: 9 Магнитное напряжение отдельных участков магнитной цепи 9.1 Магнитное напряжение воздушного зазора: 9.2 Коэффициент вытеснения потока: 9.3 Магнитное напряжение зубцов якоря: FZ 9.4 Магнитное напряжение спинки якоря: Fj 9.5 Магнитное напряжение сердечника главного полюса: Fr 9.6 FС.П 9.7 Магнитное напряжение станины: FС 9.8 Суммарная МДС на пару полюсов: FΣ 9.9 МДС переходного слоя: FδZj Аналогично производится расчёт для потоков равных 0,5; 0,75; 0,9; 1,1; 1,15 от номинального значения. Результаты расчёта сведены в таблицу 1. Таблица 1 – Расчёт характеристики намагничивания машины. № п/п Расчётная величина Расчётная формула Ед. вел. 0,5ФδН 0,75ФδН 0,9ФδН ФδН 1,1ФδН 1,15ФδН 1 2 Магнитный поток 3 4 5 6 Напряженность магнитного поля НZ 7 А 8 9 Напряженность магнитного поля Нj 10 А 11 Магнитный поток главного полюса Фr Вб 12 13 Напряжённость магнитного поля Нr 14 А 15 Магнитная индук. в возд. зазоре между гл. пол. и стан. ВС.П Тл 16 Магнитное напряж. возд. зазора между гл. полюсом и стан. FС.П А 17 18 Напряжённость магнитного поля НС 19 А 20 А 21 А По данным таблицы строятся характеристика намагничивания Bδ рисунок 1. Характеристика намагничивания и переходная характеристика 10 Расчёт параллельной обмотки возбуждения 10.1 Размагничивающее действие реакции якоря: Fqd 10.2 Необходимая МДС параллельной обмотки: FВ 10.3 Средняя длина витка катушки параллельной обмотки: lср.в. где bКТ.В ΔИЗ Тогда: lср.в. 10.4 Сечение меди параллельной обмотки: где КЗ.В m = 1.22 – коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления меди при увеличении температуры до 75˚С. Тогда: Окончательно принимаем стандартный круглый медный провод марки ПЭТВ с сечением qВ 10.5 Номинальная плотность тока принимается: JВ 10.6 Число витков на пару полюсов: 10.7 Номинальный ток возбуждения: 10.8 Полная длина обмотки: LB 10.9 Сопротивление обмотки возбуждения при температуре υ=20˚С: 10.10 Сопротивление обмотки возбуждения при температуре υ=75˚С: RB 10.11 Масса меди параллельной обмотки: mм.в. 11 Коллектор и щётки 11.1 Ширина нейтральной зоны: bН.З 11.2 Ширина щётки для простой волновой обмотки: bЩ Окончательно принимаем стандартную ширину щётки: bЩ 11.3 поверхность соприкосновения щётки с коллектором: SЩ 11.4 При допустимой плотности тока JЩ окончательно принимаем NЩ 11.5 Поверхность соприкосновения всех щёток с коллектором: ΣSЩ 11.6 Плотность тока под щётками: 11.7 Активная длина коллектора: lК 12 потери и КПД 12.1 Электрические потери в обмотке якоря: Рmа 12.2 электрические потери в параллельной обмотке возбуждения: РМ.В 12.3 электрические потери в переходном контакте щёток на коллекторе: РЭ.Щ где 2ΔUЩ Тогда: РЭ.Щ 12.4 потери на трение щёток о коллектор: РТ.Щ где РЩ f = 0.2 – коэффициент трения щётки. Тогда: РТ.Щ 12.5 потери в подшипниках и на вентиляцию определим по рис.13.1.: РТ.П 12.6 Масса стали ярма якоря: 12.7 Условная масса стали зубцов якоря с овальными пазами: 12.8 Магнитные потери в ярме якоря: Pj где Pj где Р1.0/50 f = – частота перемагничивания, Гц; β = 2. Тогда удельные потери: Общие магнитные потери в ярме якоря: Pj 12.9 Магнитные потери в зубцах якоря: PZ где — удельные потери, Вт/кг. Тогда общие магнитные потери в зубцах якоря: PZ 12.10 Добавочные потери: 12.11 Сумма потерь: ΣР = Рmа = 546.16 + 505.21 + 33.454 + 107.94 + 105 + 1417.89 + 247.26 + 96.37 = 3059.284 Вт 12.12 КПД двигателя: Рисунок 2.Электрическая машина постоянного тока. 1 – пробка винтовая; 2 – крышка; 3 – лабиринт: 4 – масленка; 5 – подшипник; 6 – лабиринт; 7 – траверса; 8 – щит подшипниковый; 9 – коллектор; 10 – станина; 11 – якорь; 12 – винт грузовой; 13 – вентилятор; 14 – щит подшипниковый; 15 – лабиринт; 16 – подшипник; 17 – лабиринт; 18 – вал; 19 – полюс добавочный; 20 – полюс главный; 21 – конденсатор; 22 – коробка выводов; 23 – болт для заземления. Заключение Проектирование электрической машины представляет собой сложную задачу. Для её разрешения требуются глубокие теоретические знания, многие опытные данные и достаточно подробные сведения о назначении машины и условия, в которых она будет работать. В результате расчёта был спроектирован двигатель на заданную мощность. Был произведен выбор и расчет размеров статора и ротора, обмоток, изоляции, конструктивных деталей. список литературы 1. Пашнин В. М. Электрические машины: Методические указания к курсовому проекту. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. – 40 с.: ил. 2. Сергеев П. С. и др. Проектирование электрических машин. Изд. 3-е, переработ. и доп. М., “Энергия”, 1969. 3. Копылов И. П. Проектирование электрических машин: Учеб. пособие для вузов. – М.: Энергия, 1980. – 496 с., ил.
, м:
Определяем расчётную длину якоря:
– зубцовый шаг, граничные значения которого зависят от высоты оси вращения.
max
= 0.02 м; t1
min
= 0.01 м. Тогда:
=24, тогда число проводников в обмотке якоря определяется как .
·Z
120
4
18
3.27
= 3.27 мм
, диаметром неизолированного провода 1.06 мм и диаметром изолированного провода 1.14 мм.
= 1.14 мм – диаметр одного изолированного провода;
= 1 – число элементарных проводников в одном эффективном;
= 4 – число витков в секции;
= 3 – число элементарных пазов в одном реальном;
= 0.7 – коэффициент заполнения паза изолированными проводниками.
= 25 мм
должна быть больше суммы максимального диаметра изолированного проводника и двухсторонней толщины пазовой изоляции. Принимаем bШ
= 2 мм.
= 0.6 мм.
= 2 Тл– допустимое двигателя со степенью защиты IP22 и способом охлаждения ICO1;
= 0,95 – коэффициент заполнения пакета якоря сталью.
= КД
∙UН
= 0.9 – выбирается в зависимости от мощности двигателя по табл.1.1. Тогда:
= 0.9∙440 = 396 В
не удовлетворяет условию Bz
≤2. В таком случае пересчитываем так, что бы выполнялось условие Bz
≤2:
= (lп
+ lл
), м
≈ lδ
= 0.16 – длина якоря приближённая для машин без радиальной вентиляции, м
= 0.16+ 0.158= 0.318 м
= N·lа ср
= 960·0.318= 305.28 м
= 1.22Rа
= 1.22·1.6 = 1.952 Ом
= 8900·lа ср
·N·q0
= 8900·0.318·960·0.83635·10-6
= 2.272 кг
= 59
округляется до целого числа.
= Y – Y1
= 59 – 30 = 29
= 0,95;
не удовлетворяет условию . В таком случае делаем перерасчет внутреннего диаметра якоря Do
:
= 0.95; σг
= 1.2; bp
= 0.07812 м
= 1,3 – индукция в станине, Тл.
= lг
+ 0.4D = 0.285 + 0.4·0,16 = 0.221 м
= DH
– 2hC
= 0.31 – 2·0.0278= 0.254 м
= bρ
·lδ
= 0.0781·0.285 = 0.0222 м2
= lс.
∙hj
= 0.27∙0.0175 = 0.0473 м2
= Kc
∙lr
∙br
= 0.95∙0.285∙0.0469 = 0.0127 м2
= 0.00614 м2
= hr
= 0.017 м
= 2lr
·10-4
+10-4
= 2·0.285·10-4
+10-4
= 0.000157 м
= 2HZ
LZ
= 2∙38800·0.0242 = 1877.92 А
= Hj
Lj
= 1000·0.0451 = 45.1 А
=2Hr
Lr
= 2∙460·0.017 = 15.64 А
Магнитное напряжение воздушного зазора между главным полюсом и станиной:
= 1.6·Br
·LС.П
∙106
= 1.6·1.26·0.000157·106
= 316.512 А
= HС
LС
= 550·0.1247 = 68.585 А
= Fδ
+ FZ
+ Fj
+ Fr
+ FС.П
+ FC
= 1456.77 + 1877.92 + 45.1+ 15.64 + +316.512+198.273 = 3780.527 А
= Fδ
+ FZ
+ Fj
= 1456.77+1877.92+45.1 = 3379.79 A
ЭДС
Е
В
–
–
–
396
–
–
Вб
0.00655
0.009975
0.01197
0.0133
0.01463
0.015295
Магнитная индукция в воздушном зазоре
Тл
0.3
0.45
0.54
0.6
0.66
0.69
МДС воздушного зазора
А
728.385
1092.578
1311.093
1456.77
1602.447
1675.286
Магнитная индукция в зубцах якоря
Тл
1
1.5
1.8
2
2.2
2.3
240
1600
13400
38800
144000
224000
Магнитное напряжение зубцов
FZ
= 2HZ
LZ
11.616
77.44
648.56
1877.92
6969.6
10841.6
Магнитная индукция в спинке якоря
Тл
0.7
1.05
1.26
1.4
1.54
1.61
96
270
460
1000
2200
3600
Магнитное напряжение в спинке якоря
Fj
= Hj
Lj
4.3296
12.177
20.746
45.1
99.22
162.36
= σг
Фδ
0.00798
0.01197
0.014364
0.01596
0.017556
0.018354
Магнитная индукция в серд. глав. полюса
Тл
0.63
0.95
1.13
1.26
1.39
1.45
89
215
330
460
940
1300
Магнитное напряжение серд. глав. полюса
Fr
= 2Hr
Lr
3.026
7.31
11.22
15.64
31.96
44.2
= Вr
0.63
0.95
1.13
1.26
1.39
1.45
= =1.6·106
·Br
·LС.П
158.256
237.384
284.8608
316.512
348.1632
364
Магнитная индукция в станине
Тл
0.65
0.98
1.17
1.3
1.43
1.5
91
230
370
550
1180
1600
Магнитное напряжение станины
FС
= HС
LС
11.3477
28.681
46.139
68.585
147.146
199.52
Сумма магн. напряж. всех участков магнит. цепи
FΣ
= Fδ
+ FZ
+ Fj
+ Fr
+ +FС.П
+ FC
916.9603
1455.57
2322.619
3780.527
9198.5362
13286.95
Сумма магн. напряжений участков переходного слоя
FδZj
= Fδ
+ FZ
+ Fj
744.3306
1182.195
1980.399
3379.79
8671.267
12679.25
=f (FΣ
)и переходная характеристика Bδ
=f (FδZi
)
= 180 А.
= FΣ
+ Fqd
= 3780.527 + 180 = 3960.527 А
= 2(lr
+ br
) + π(bКТ.В
+ 2ΔИЗ
), м
= 0.03 – ширина катушки, м;
= 0.75·10-3
– толщина изоляции, м.
= 2(0.285 + 0.0469) + 3.14(0.03 + 2·0.75·10-3
) = 0.67 м
= 1.1 – коэффициент запаса;
= 0.283 мм2
, диаметром без изоляции d = 0.6 мм и диаметром с изоляцией dИЗ
= 0.655 мм.
= 4.45·106
А/м2
= p·lСР.В
·WB
= 2·0.67·3145 = 4214.3 м
75
= m·RB
20
= 1.22·261.25 = 318.73 Ом
= 8.9·lв.ср.
·Wв
·qв
·103
= 8.9·0.67·3145·0.283·10-6
·103
= 5.307 кг
= τ– bР
= 0.126 – 0.0781 = 0.0479 м
= 3.5tК
= 3.5·0.00327 = 0.0115 м
= 0.0125 м. Длина щётки lЩ
= 0.025 м.
= bЩ
·lЩ
= 0.0125·0.025 = 0.0003125 м2
= 11·104
,А/м2
, число щёток на болт:
= 1.
= 2р·NЩ
·SЩ
= 4·1·0.0003125 = 0.00125 м2
= NЩ
(lЩ
+ 8·10-3
) + 10·10-3
= 1(0.025 + 8·10-3
) + 10-2
= 0.043 м
= I2
Rda
= 16.7272
·1.952 = 546.16 Вт
= I2
ВН
·RВ75
= 1.2592
·318.73= 505.21 Вт
= I·2ΔUЩ
, Вт
= 2 – потери напряжения в переходных контактах, В.
= 16.727·2 = 33.454 Вт
= ΣSЩ
·РЩ
·f·VК
, Вт
= 3·104
Па – давление на щётку;
= 0.00125·3·104
·0.2·14.392 = 107.94 Вт
+ РВЕНТ.
= 105 Вт.
= mj
·Pj
, Вт
– удельные потери в ярме якоря, Вт/кг:
= 1.75 – удельные потери в стали для В = 1.0 Тл и f=50 Гц, Вт/кг;
= 83.553·16.97 = 1417.89 Вт
= mZ
·PZ
, Вт
= 7.14·34.63 = 247.26 Вт
+ РМ.В
+ РЭ.Щ
+ РТ.Щ
+ (РТ.П
+ РВЕНТ.
) + Pj
+ PZ
+ РДОБ
=