Учебная работа. Курсовая работа: Интерфейсы экспертных систем
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Курсовая работа
по дисциплине «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ системы
»
на тему: «Интерфейсы экспертных систем»
2008 г.
Введение
Целью персональной работы является рассмотрение интерфейсов экспертных систем.
На основании изученных литературных источников, была разработана последующая структура презентации:
— Во первых рассмотрены понятие экспертной системы, требования предъявляемые к ним, области внедрения, значимость внедрения ЭС, и структура ЭС (коротко описаны главные блоки, входящие в состав ЭС)
— Во вторых рассмотрена модель гибкого интерфейса в ЭС: определение гибкого интерфейса, требования, структура (построение модели диалога для ввода данных и модель разъяснения результатов ЭС)
— В третьих была рассмотрен экспертные системы новейшего поколения, а конкретно описаны: определение, отличительные индивидуальности в построении, главные достоинства предлагаемого подхода, также рассмотрен интерфейс экспертной системы новейшего поколения
1. Экспертные системы. Требования и индивидуальности экспертных систем
– это умственная программка, способная созодать логические выводы на основании познаний в определенной предметной области и обеспечивающая решение специфичных задач. Для этого ее нужно наделить функциями, позволяющими решать задачки, которые в отсутствие профессионала (спеца в данной определенной предметной области) нереально верно решить. Потому нужным шагом в ее разработке является приобретение соответственных познаний от профессионала.
— Внедрение познаний, связанных с определенной предметной областью;
— Приобретение познаний от профессионала;
— Определение настоящей и довольно сложной задачки;
— Наделение системы возможностями профессионала.
Познания о предметной области, нужные для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы познаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы.
– возможность копить познания, сохранять их долгое время, обновлять и тем обеспечивать относительную независимость определенной организации от наличия в ней обученных профессионалов. Скопление познаний дозволяет увеличивать квалификацию профессионалов, работающих на предприятии, используя лучшие, испытанные решения. [1]
:
— разработка экспертных систем значительно расширяет круг фактически важных задач, решаемых на компах, решение которых приносит значимый экономический эффект;
— разработка ЭС является важным средством в решении глобальных заморочек обычного программирования: продолжительность и, как следует, высочайшая стоимость разработки сложных приложений;
— высочайшая стоимость сопровождения сложных систем, которая нередко в несколько раз превосходит стоимость их разработки; маленький уровень повторной используемости программ и т.п.;
— объединение технологии ЭС с технологией обычного программирования добавляет новейшие свойства к программным продуктам за счет: обеспечения оживленной модификации приложений юзером, а не программером; большей «прозрачности» приложения (к примеру, познания хранятся на ограниченном ЕЯ, что не просит объяснений к познаниям, упрощает обучение и сопровождение); наилучшей графики; интерфейса и взаимодействия.
— ЭС будут играться ведомую роль во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, реализации, поддержки и оказания услуг;
— разработка ЭС, получившая коммерческое распространение, обеспечит революционный прорыв в интеграции приложений из готовых интеллектуально-взаимодействующих модулей. [2]
а) Мед диагностика .
б) Прогнозирование.
в) Планирование.
г) Интерпретация.
д) Контроль и управление.
е) смерти) дефектов в механических и электронных устройствах.
ж) Обучение .
Большая часть ЭС включают познания, по содержанию которых их можно отнести сразу к нескольким типам. к примеру, обучающая система может также владеть познаниями, позволяющими делать диагностику и планирование. Она описывает возможности обучаемого по главным фронтам курса, а потом с учетом приобретенных данных составляет учебный план. Управляющая система может применяться для целей контроля, диагностики, прогнозирования и планирования. Система, обеспечивающая сохранность жилья, может смотреть за окружающей обстановкой, распознавать происходящие действия (к примеру, раскрылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается просочиться в дом) и составлять план действий (вызвать полицию). [3]
2. структура экспертной системы
Структура экспертной системы представлена последующими структурными элементами:
Она содержит факты, описывающие проблемную область, также логическую связь этих фактов. Центральное пространство в базе познаний принадлежит правилам.
правило описывает, что следует созодать в данной определенной ситуации, и состоит из 2-ух частей: условия, которое может производиться либо нет, и деяния, которое следует произвести, если условие производится.
Все применяемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнимо обычной системы может содержать несколько тыщ правил.
Все виды познаний зависимо от специфичности предметной области и квалификации проектировщика (инженера по познаниям) с той либо другой степенью адекватности могут быть представлены при помощи одной или нескольких семантических моделей.
Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку познаний (мышление), находящихся в базе познаний. Разработка работы интерпретатора сводится к поочередному рассмотрению совокупы правил (правило за правилом). Если условие, находящееся в правиле, соблюдается, производится определенное действие, и юзеру предоставляется вариант решения его трудности.
Он служит для сотворения набора (иерархии) правил. Есть два подхода, которые могут быть положены в базу модуля сотворения системы: внедрение алгоритмических языков программирования и внедрение оболочек экспертных систем.
Для представления базы познаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно употреблять и хоть какой узнаваемый алгоритмический язык.
Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая быть может адаптирована к решению определенной трудности методом сотворения соответственной базы познаний. Почти всегда внедрение оболочек дозволяет создавать экспертные системы резвее и легче в сопоставлении с программированием.
Менеджер(спец) употребляет интерфейс для ввода инфы и установок в экспертную систему и получения выходной инфы из нее. Команды содержат в себе характеристики, направляющие процесс обработки познаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
Менеджерможет употреблять четыре способа ввода инфы: меню, команды, естественный язык и свой интерфейс.
Разработка экспертных систем предугадывает возможность получать в качестве выходной инфы не только лишь решение, да и нужные разъяснения. Различают два вида разъяснений:
— разъяснения, выдаваемые по запросам. юзер в хоть какой момент может востребовать от экспертной системы разъяснения собственных действий;
— разъяснения приобретенного решения трудности. Опосля получения решения юзер может востребовать разъяснений того, как оно было получено. Система обязана объяснить любой шаг собственных рассуждений, ведущих к решению задачки.
Хотя разработка работы с экспертной системой не является обычной, пользовательский интерфейс этих систем является дружеским и обычно не вызывает проблем при ведении диалога.
Не считая того, в почти всех экспертных системах вводятся доп блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета нужен в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При всем этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и остальные неизменные либо оперативные характеристики. Блок ввода и корректировки данных употребляется для оперативного и своевременного отражения текущих конфигураций в базе данных. [4]
3. Модель гибкого интерфейса в экспертных системах
В данной работе под интерфейсом понимается ввод начальных данных задачки и разъяснение результатов работы ЭС. Гибким будем именовать интерфейс, который, обеспечивая дружеское взаимодействие с юзером ЭС, дозволяет на шаге проектирования и эксплуатации ЭС учесть, с одной стороны, изменяющиеся потребности юзера, а с иной, изменение познаний о предметной области.
Под «комфортным вводом» предполагается предоставление юзеру способности выбора варианта данных, относящихся к выполняемой задачке, обычных запросов о объектах и их свойствах, если их набор конечен, или способности введения нужной инфы с предоставлением синтаксической формы для данной для нас инфы. Это требование вытекает из того, что главный Энтузиазм юзера лежит в прикладной части системы, он является непрофессионалом в области использования программных систем, не имеет нужного опыта работы с ними.
Большая часть ЭС поддерживают машино-управляемый диалог, в каком ЭС управляет диалогом. Таковой диалог имеет много ограничений. Потому наиболее желательно сочетание инициативы юзера и ЭС в диалоге для ввода начальных данных. В этом случае ЭС обязана предоставлять юзеру информацию о структуре и вариантах вводимых данных на базе которой юзер может инициировать диалог, удовлетворяющий целям этого юзера.
В процессе работы с ЭС может появиться необходимость конфигурации введенных данных, или ввода доп данных; юзер также может совершать ошибки при вводе данных, которые требуют исправления. Потому юзеру нужно отдать возможность просматривать введенные данные, ворачиваться вспять к предшествующим состояниям его диалога каждый раз, когда он сделал ошибку либо желает что-либо поменять в этих состояниях.
При проектировании интерфейса нужно учесть, что не только лишь на шаге разработки, но также и в процессе использования познания о предметной области, и, как следствие, познания о начальных данных могут изменяться. А это ведет к необходимости нередкой модификации интерфейса. «Легкая модифицируемость» интерфейса – понятие относящееся к так именуемым «нечетким понятиям»: его нереально буквально найти либо выразить количественно, но совсем разумеется, что если модифицирование интерфейса просит внесение конфигураций в базу познаний либо машинку логического вывода, то его модифицирование представляет собой значимые трудности. Потому под «легкой модифицируемостью» интерфейса будем осознавать модифицируемость интерфейса, не затрагивающую при всем этом «ядро» ЭС – базу познаний и машинку логического вывода, также внесение конфигураций в интерфейс, не требующих при всем этом модификации программ системы.
интерфейс в ЭС обязан иметь средства для построения разъяснений, настраиваемых на определенного юзера зависимо от его требований относительно содержания разъяснения и зависимо от этих требований сформировывать наиболее либо наименее детальные разъяснения, короткую либо развернутую форму разъяснения и т.д.
, в каких имеются также средства сотворения таблиц, отчетов и т.д. Задачей практических ЭС является получение цели: конечному юзеру нужно получить цель и осознать деяния системы. Наиболее того, при практическом использовании ЭС нередко нужен протокол работы ЭС – печатный документ, отражающий результаты работы ЭС и их разъяснение. При всем этом принципиально, чтоб структура и содержание такового разъяснения имели вид, принятый в данной предметной области.
На базе сформулированных требований построим модель диалога для ввода данных и модель разъяснения результатов ЭС.
Под моделью интерфейса для ввода начальных данных в ЭС будем осознавать пару, состоящую из порождающей модели и регламента действий юзера. Порождающая модель [7,8] состоит из языка формального задания исчислений данной для нас модели (языка для записи правил исчислений) и всепригодного рецепта данной для нас модели.
Хоть какое исчисление, данное на языке порождающей модели, описывает огромное количество порождающих действий. В данном случае порождающими действиями является генерация начальных данных ЭС, их просмотр и редактирование.
Когда в процессе выполнения всепригодного рецепта порождающей модели возникает неоднозначность, регламент действий юзера описывает его права по ее разрешению.
Определим язык формального задания правил исчисления порождающей модели интерфейса для ввода начальных данных как тройку <N, Ts, S>, где
N={n1
,…, nm
} – огромное количество нетерминальных знаков;
Ts=TÈF – терминальный словарь, состоящий из огромного количества предопределенных терминальных знаков T={t1
,…, tk
} и огромного количества типов вероятных значений F={
,
,
,
};
SÎN – выделенный знак языка (теорема порождающей модели).
Каждое исчисление порождающей модели задается обилием записанных на этом языке порождающих правил Р вида a®b, где aÎN, а b имеет вид:
гдеtÎF
гдеti
ÎNÈT, l>1
гдеti
ÎNÈT, l>1.
При всем этом должны производиться последующие условия:
– для всех a1
,a2
ÎN, если правила a1
®b, a2
®b входят в P, то a1
¹a2
;
– для хоть какого aÎN, если a встречается в правой части порождающего правила, то непременно имеется правило вида a®b;
– в системе правил не существует таковых правил, что aÞ*t и tÞ*a. тут aÞt значит, что в системе правил существует правило вида a®t1
|…|t|…|tn
либо правило вида a®t1
,…,t,…,tn
; aÞ*t, если aÞm1
Þ…Þmn
Þt.
Текущее состояние порождающего процесса есть пара, состоящая из дерева Di
и активной верхушки g в этом дереве. Корнем дерева является верхушка, помеченная выделенным эмблемой описания начальных данных S, верхушки помечены нетерминальными знаками языка N. Листьями этого дерева либо терминальными верхушками могут быть верхушки, помеченные нетерминальными знаками языка N, предопределенными терминальными знаками языка из огромного количества Т и порождениями знаков из огромного количества F.
Просмотр дерева начальных данных быть может 2-ух видов: просмотр вперед и просмотр вспять (см. ниже), под редактированием понимается удаление верхушки либо огромного количества вершин дерева начальных данных.
Применимое правило a®b в текущем состоянии зависит от метода его выполнения. Если методом выполнения правила является генерация, то правило a®b применимо в текущем состоянии, когда a совпадает с меткой активной верхушки дерева g и является листом дерева. Если методом выполнения правила является редактирование, то правило a®b применимо в текущем состоянии, когда a совпадает с меткой активной верхушки дерева g и не является листом дерева. В случае просмотра начальных данных применимое правило зависит от вида просмотра. Под просмотром вперед будем осознавать переход от активной верхушки к верхушке – прямому потомку данной для нас верхушки в дереве начальных данных. Просмотр вспять значит переход к верхушке – прямому предку активной верхушки. Если методом выполнения правила является просмотр вперед, метка активной верхушки g есть aÎN, то правило вида a®b применимо в этом состоянии при последующих критериях.
1. bi
= t1
,…,tk
, в дереве начальных данных есть огромное количество ребер, соединяющих активную верхушку g с допустимыми верхушками ni
,…,nj
и посреди вершин ni
,…,nj
есть хотя бы одна верхушка nn
, имеющая метку tn
ÎN.
2. bi
= t1
|…|tk
, в дереве начальных данных есть ребро, соединяющее активную верхушку g с некой верхушкой n с меткой ti
Î{t1
,…,tk
} и ti
ÎN.
Если методом выполнения правила является просмотр вспять, a совпадает с меткой активной верхушки дерева g и g не является корнем дерева начальных данных, то применимым является хоть какое правило вида a‘
®b, такое что или b=a, или b=t1
., a,…,tk
, или b= t1
|…|a|…|tk
, и в дереве начальных данных есть ребро, соединяющее верхушку g‘
с меткой a‘
и активную верхушку g с меткой a (все такие g‘
являются допустимыми верхушками в текущем состоянии).
Исходным состоянием q0
порождающего процесса является дерево, состоящее из 1-го корня – верхушки, помеченной выделенным эмблемой S, и активной верхушки g, совпадающей с корнем этого дерева.
В итоге внедрения некого правила формируется еще одно состояние qi+1
на базе предшествующего состояния qi
и примененного правила; qi+1
зависит также от метода выполнения правила – генерации, просмотра либо редактирования.
Если методом выполнения правила является генерация, применимое правило имеет вид a®b, где bÎF, то в следующем состоянии порождающего процесса появляется дерево начальных данных Di+1
методом прибавления к дереву Di
ребра, связывающего верхушку, помеченную эмблемой a с новейшей верхушкой n, имеющей в качестве метки порождение знака t. Опосля этого a становится нетерминальной верхушкой дерева Di+1
, а n – новейшей терминальной верхушкой этого дерева, активной верхушкой g становится верхушка n с меткой t. При всем этом порождение значений в дереве начальных данных зависит от b. Так, если b=
, то порождается конечная последовательность знаков некого алфавита, если b=
то порождается дата
и т.д.Если применяется правило a®b, где b=t1
,…,tn
, tк
ÎNÈT для всех к=1,…, n, то дерево начальных данных Di+1
появляется методом прибавления к дереву Di
ребер, связывающих верхушку с меткой a с хоть каким непустым обилием вершин nf
,…, nj
. Верхушки nf
,…, nj
имеют метки tf
.,tj
соответственно, при этом {tf
,…,tj
} Í {t1
,…,tn
}, где 1£f<j£n. Опосля этого верхушка с меткой a становится нетерминальной верхушкой дерева Di+1
, nf
,…,nj
– новенькими терминальными верхушками дерева с метками tf
.,tj
, активной верхушкой g становится верхушка ns
с меткой ts
, f<=s<=j. Если посреди правил языка выбрано правило a®b, где b=t1
|…|tn
, tк
ÎNÈT для всех к=1,…, n, то дерево начальных данных Di+1
появляется методом прибавления к дереву Di
ребра, связывающего верхушку с меткой a с новейшей верхушкой n, имеющей метку tj
, при всем этом метка tj
— некая метка из огромного количества меток t1
,…,tn
, т.е. tj
Î{t1
,…,tn
}, где 1<=i<=n. Опосля этого верхушка с меткой a становится нетерминальной верхушкой дерева Di+1
, n – новейшей терминальной верхушкой дерева с меткой tj
, активной верхушкой g становится верхушка n с меткой tj
.
Если видом просмотра является просмотр вперед, применимое правило имеет вид a®b, где b=t1
,…,tk
, то при применении этого правила активной верхушкой еще одного состояния становится таковая верхушка nn
Î{ni
,…,nj
}, что метка tn
верхушки nn
является нетерминальным эмблемой языка, т.е. tn
ÎN. Если применимое правило имеет вид a®b, где b=t1
|…|tk
, то при применении этого правила активной верхушкой в следующем состоянии становится верхушка n. Областью видимости в любом состоянии во время просмотра вперед являются активная верхушка с меткой a и ее прямые потомки в дереве начальных данных. Если в качестве деяния просмотра избран просмотр вспять, то при использовании применимого правила активной в последующем состоянии становится верхушка g‘
с меткой a‘
. Областью видимости во время просмотра вспять являются активная верхушка с меткой a и его прямые праотцы в дереве начальных данных.
Если методом выполнения правила является редактирование, метка активной верхушки g есть aÎN, и используемое правило имеет вид a®b, где b= t либо bi
= t1
|…|tk
, то в этом случае под удалением будем осознавать удаление верхушки n, являющейся прямым потомком активной верхушки g, ребра, соединяющего g и n, также всего поддерева, корнем которого является n. Формирование еще одного состояния процесса редактирования (удаления) происходит последующим образом: из дерева начальных данных удаляется поддерево с корнем n и ребро, соединяющее верхушку n с предком данной для нас верхушки – верхушкой g. В этом случае активная верхушка g становится листом дерева. Если в текущем состоянии метка активной верхушки g есть aÎN и применимое правило имеет вид a®b, где b= t1
,…,tk
,то под удалением будем осознавать удаление всех вершин nf
,…,nj
, являющихся прямыми потомками активной верхушки g. Формирование еще одного состояния процесса редактирования происходит последующим образом: из дерева начальных данных удаляется огромное количество всех поддеревьев, с корнями nf
,…,nj
и огромное количество ребер, соединяющих верхушки nf
,…,nj
с предком этих вершин – верхушкой g. Активная верхушка g становится листом дерева.
Порождающий процесс быть может завершен лишь в том случае, если он достигнул терминального состояния.
В модели диалога юзер может избрать метод выполнения правила – генерацию, просмотр либо редактирование.
Так, если методом выполнения правила является генерация начальных данных, то задачка юзера в диалоге состоит в разрешении всех неоднозначностей. Неоднозначности в процессе порождения начальных данных могут состоять в последующем.
1. Любой шаг порождающего процесса характеризуется обилием применимых на данном шаге правил порождения еще одного состояния, которое может содержать наиболее 1-го применимого правила. юзер имеет возможность избрать хоть какое правило для получения еще одного состояния процесса порождения посреди огромного количества применимых в данном состоянии правил
2. Если в неком состоянии применяется правило вида a®b, aÎN, где b=t1
|…|tn
, при этом tj
ÎNÈTÈF, то в этом случае разносторонне определяется посылка ti
Î{t1
,…,tn
}, где 1<=i<=n. юзер в процессе порождения имеет возможность избрать всякую посылку в границах обозначенных ограничений.
3. Если в неком состоянии применяется правило вида a®b, aÎN, где b=t1
,…,tn
, при этом tj
ÎNÈTÈF, то в этом случае разносторонне определяется посылка, являющаяся подмножеством {ti
,…,tj
} Í {t1
,…,tn
}, где i<>j, 1<=i<=n, 1<=j<=n. юзер в процессе порождения имеет возможность избрать всякую посылку в границах обозначенных ограничений, также активную верхушку.
4. Если в неком состоянии применяется правило вида a®b, aÎN, bÎF, то юзер в процессе порождения выбирает вероятное значение, которое принадлежит типу b.
Во время просмотра начальных данных юзер может проводить последующие деяния.
1. Выбирать вид просмотра, т.е. определять в котором направлении просматривать дерево начальных данных. Зависимо от собственных потребностей и критерий применимости правил в данном состоянии юзер может избрать просмотр вперед либо просмотр вспять.
2. Определять в котором состоянии окончить просмотр начальных данных.
3. Разрешать неоднозначность процесса просмотра начальных данных. Неоднозначность процесса просмотра начальных данных заключается в том, что любой шаг процесса просмотра характеризуется обилием вершин, допустимых в текущем состоянии в качестве активных в последующем состоянии. Данную неоднозначность порождающего процесса юзер разрешает методом выбора активной верхушки последующего состояния из огромного количества вершин, допустимых в текущем состоянии.
Разглядим вторую составляющую интерфейса – разъяснение результатов ЭС. Под моделью разъяснения будем осознавать вычислительную модель[7], всепригодный рецепт которой на базе формального задания разъяснения и результатов ЭС сформировывает текст разъяснения.
Будем считать, что текст разъяснения T состоит из последовательности частей разъяснения t1
,…, tn
, а результаты ЭС x представлены в виде конечной совокупы отношений, при этом каждое отношение P – это конечное огромное количество кортежей P = {<a1
,…, an
>}, где a1
,…, an
– элементы кортежей. Будем также считать, что формальное задание разъяснения W – есть составной оператор. Под составным оператором будем осознавать последовательность частей описания разъяснения w1
,…, wn
. Любой элемент описания wi
– текстовая система, которая описывает содержание текста разъяснения зависимо от результатов работы ЭС. Текстовыми конструкциями в модели разъяснения являются конструкции строчка, выводимое огромное количество, цикл и кандидатура. Конструкции цикл и кандидатура в свою очередь содержат составной оператор в качестве составляющие.
Каждой система wi
составного оператора быть может присвоен собственный позиционный номер i. Позиционные номера определяют словарный порядок конструкций в формальном задании разъяснения.
Cледует отметить, что, с одной стороны, одно и то же формальное задание разъяснения W может соответствовать разным результатам ЭС – x, но с иной стороны, формальное задание W обязано быть согласовано с плодами ЭС x. текст разъяснения T, создаваемый на базе W выходит разным, зависимо от x.
Разглядим текстовые конструкции формального задания разъяснения и дадим их содержательную трактовку.
Текстовая система строчка
– это последовательность знаков данного алфавита. Как правило, текст разъяснения содержит фиксированные (не зависящие от результатов ЭС) фразы, принятые в данной предметной области. Это могут быть заглавия, пояснения каких-то заключений ЭС, вводные фразы и др. Текстовая система
в формальном задании разъяснения создана для представления таковых фиксированных фраз. Примером таковых текстовых конструкций могут быть: «Фамилия, имя, отчество», «диагноз при поступлении», «лечащий доктор» и т.д.
До этого, чем перейти к рассмотрению остальных конструкций языка, введем вспомогательную систему описание переменной. Система описание переменной нужна для того, чтоб задать имя переменной и связать его с именованием дела P из x и номером j его аргумента. Описание переменной имеет вид: P(c1
,…, cj
*,
…, cn
), где P – имя дела, представляющего результаты ЭС, c1
,… сj-1
, cj+1
,…, cn
— имена вспомогательных переменных, cj
*
— имя описываемой переменной. Под значением cj
*
переменнной будем осознавать огромное количество всех j-ых частей кортежей дела P из x. Значениями вспомогательных переменных c1
,… сj-1
, cj+1
,…, cn
является огромное количество кортежей с номерами 1,…, j-1, j+1,… n соответственно.
Текстовая система
показывает, что в тексте разъяснения нужно перечислить в определенном (в согласовании с условием) порядке все значения некой переменной. Данная система имеет вид <g:
>, где g – описание переменной,
– условие, которое накладывается на ее значения (условие может отсутствовать). Условие описывает, в котором порядке значения переменной должны быть помещены в текст разъяснения, – или алфавитном порядке, или в порядке, который определен в этом условии.
Нередко текст разъяснения должен содержать повторяющиеся части, и при любом повторении эти части несколько различаются друг от друга, при этом эти отличия должны определяться плодами ЭС. Текстовая система
служит для представления таковых циклических частей и имеет вид: <s:
,a>. тут s – описание переменной,
– условие, которое накладывается на ее значения (условие может отсутствовать), a – тело цикла. Описание переменной нужно для того, чтоб задать условия выполнения тела цикла: количество повторений тела цикла в разъяснении, также содержание изменяемых частей в теле цикла. Тело цикла – составной оператор. Содержание изменяемой инфы при любом выполнении тела цикла зависит от значений параметра цикла и вспомогательных переменных. При любом выполнении тела цикла параметру цикла соответствует некое новое усл
, которое накладывается на значения переменной. Любому значению переменной соответствуют подмножества значений вспомогательных переменных.
Текстовая система
имеет вид: <b, {W1
,…,Wm
}>. тут b-описание переменной, {W1
,…,Wm
} – описания альтернатив. Описание каждой кандидатуры состоит из 2-ух частей – огромного количества критерий выбора dk
и варианта yk
, т.е. Wk
=<dk
,yk
>, 1<=k<=m. Огромное количество критерий выбора dk
задает или некое число, обозначающее вероятное число значений переменной, или работы ЭС, или некую метку. Вариант yk
– это составной оператор, который будет производиться, если значения переменной удовлетворяют условию выбора dk
. Переменная из описания b удовлетворяет условию выбора dk
, если число ее значений совпадает с числом в условии выбора, или
процесс построения текста разъяснения по его описанию заключается в поочередном выполнении частей составного оператора формального задания разъяснения, начиная с первого, при всем этом формируется еще одно состояние вычислительного процесса, которое зависит от выполняемого элемента описания wi
и состояния вычислительного процесса.
состояние вычислительного процесса хранит информацию о позиционном номере выполняемого элемента разъяснения, значениях главных и вспомогательных переменных, отношениях, с которыми они соединены, некую доп информацию о состоянии выполнения цикла и кандидатуры, также сформированный на данном шаге текст разъяснения. Информация о главных компонентах состояния (кроме текста разъяснения) заносится при выполнении конструкций цикл и кандидатура и нужна для выполнения всех конструкций формального задания разъяснения, кроме строчки. к примеру, если система выводимое огромное количество является составляющей тела цикла, то по описанию переменной в выводимом огромном количестве и инфы о значениях главных и вспомогательных переменных будут определены ее значения и помещены в текст разъяснения. По окончании выполнения частей формального задания разъяснения состояние вычислительного процесса содержит сформированный текст разъяснения. [5]
Заключение
В личном задании передо мной была поставлена цель исследования интерфейсов экспертных систем.
Мною были рассмотрены последующие темы:
1. структура ЭС, области внедрения ЭС, требования предъявляемые к ЭС, значимость ЭС
2. Модель гибкого интерфейса (рассмотрены: определение гибкого интерфейса, требования к интерфейсу, состав)
3. ЭС новейшего поколения (определение, индивидуальности в построении ЭС новейшего поколения, главные достоинства предлагаемого подхода, также рассмотрен интерфейс экспертной системы новейшего поколения)
Перспективы развития данной темы весьма обнадеживают, потому что возникают ЭС новейшего поколения, а означает и новенькая область для исследования.
Перечень литературы
1. Долин Г. Что такое ЭС // комп Пресс. – 1992. – №2
2. Экспертные системы http://korotenko.ru/learn_es.htm
3. Область внедрения экспертных систем.
HTTP://expsys.narod.ru/glava.htm#
4. Разработка и главные этапы построения встроенных (корпоративных) и экспертных информационных систем HTTP://expert-sistem.narod.ru/es1.html
5. В.В. Грибова, А.С. Клещев Модель гибкого интерфейса в ЭС // статья, Proc. 6thInternationalconference«knowledge-dialogue – solution -97», Yalta, 1997, Vol. II, pp. 225–233.
]]>