Учебная работа. Курсовая работа: Расчет механических характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Курсовая работа: Расчет механических характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ национальный УНИВЕРСИТЕТ

ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Расчетно-графическая работа № 1

по дисциплине: «Основы электропривода» и «Автоматизированный электропривод»

на тему:

«Расчет механических характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором»

Выполнил: студент гр.ЭСЭ 24-в

Левицкий П.В.

Проверил: доцент

технич. наук Назаренко В.Н.

Севастополь 2009

Тема:
РАСЧЕТ МЕХАНИЧЕСКИХ характеристик АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (АД) С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

Учебная цель:

1) Закрепить и углубить теоретические знания по определению свойств электродвигателей электроприводов по их механическим характеристикам.

2) Освоить методики расчета механических характеристик электроприводов в двигательном и тормозном режимах.

Содержание работы:

1) Рассчитать параметры обмотки статора и ротора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

2) Произвести расчет механической характеристики асинхронного двигателя в двигательном режиме по приближенной формуле М.Клосса.

3) Произвести расчет механической характеристики асинхронного двигателя в режиме динамического торможения.

4) построить механические характеристики исполнительного механизма и асинхронного двигателя в двигательном и тормозном режимах.

Примечание:

1) Технические данные двигателей нормального исполнения представлены в табл. и

2) Динамическое торможение асинхронного двигателя производиться по схеме соединения обмоток статора в звезду табл.

3) При расчете механической характеристики асинхронного двигателя в режиме динамического торможения принять

4) момент сопротивления исполнительного механизма

1.1 Особенности расчета характеристик и определение параметров асинхронных короткозамкнутых двигателей по каталожным данным

параметры АД являются переменными, изменяющимися в зависимости от скольжения машины, что определяется насыщением зубцового слоя и вытеснением тока ротора. Изменение параметров АД значительно затрудняет расчет их механических характеристик. Механической характеристикой называется зависимость частоты вращения ротора двигателя или скольжения от момента, развиваемого двигателем при установившемся режиме работы: n=f(M) или s=f(M).[4]

Рис.1.Механическая характеристика АД

В последующих расчетах характеристик АД в различных схемах включения основное внимание уделяется учету влияния изменения Rиндукт контура намагничивания, т.к. оно определяет точность расчетов. Характер изменения остальных параметров схемы замещения или не учитывается, или учитывается косвенно.

Схема замещения АД представляет собой электрическую схему, в которой вторичная цепь (обмотка ротора) соединена с первичной цепью (обмотка статора) гальванически вместо магнитной связи, существующей в двигателе.[4]

Рис.2. Схема замещения АД

В каталогах на двигатели параметры схем замещения не указываются, а приводимые данные относятся к номинальному режиму работы. И хотя каталожных данных в ряде случаев достаточно для расчета механических характеристик, эти расчеты не всегда точны. Ниже приводятся выражения, позволяющие рассчитывать параметры схем замещения АД, а также ряд других параметров по приводимым в каталогах данным: линейному напряжению и линейному току статора, номинальным значениям мощности , частоты вращения , коэффициента мощности , и КПД , числу пар полюсов , кратностям максимального и пускового тока (приложение – таблица )

1.2
Исходные данные

Технические данные односкоростных электродвигателей серии МАП нормального исполнения на 1000 об/мин.

№ п/п

Тип

Электро-

двигателя

Мощность, кВт
Частота вращения, об/мин
Номинальный ток при 380 В, А
Момент, Н·м
Пусковой ток при 380 В, А
Коэффициент мощности
Массогабаритные показатели, кг·м2

КПД, %

максимальный
пусковой




Мmax
Мп
Iп
сosн
φ
GD2

η

Синхронная частота вращения n0=1000 об/мин

12
МАП 221-6
4,0
890
11,8
150
130
46
0,78
0,19
83

1.3 Расчеты параметров обмоток статора и ротора

1) критическое скольжение двигателя.

Одной из важных точек механической характеристики, представляющей интерес при анализе работы и выборе АД, является точка, где момент, развиваемый двигателем, достигает наибольшего значения. Эта точка имеет координаты nкр,sкр,Mmax (рис.1.) двигатель развивает максимальный (критический) момент Mmax определим по формуле.

, (1.1)

— кратность критического (максимального) момента;

Номинальный момент асинхронного двигателя рассчитывается по выражению:

,

где — номинальное ,

— номинальное значение угловой скорости вращения .

,

следовательно

,

следовательно

Величину , где σ1
— коэффициент первичного рассеяния, принимают приближенно равной 1 для двигателей нормального исполнения.

Подставим полученные значения в формулу (1).

1,686

поскольку Принимаем

2) Ток намагничивания двигателя в номинальном режиме.

(1.2)

— по условию sin²φ+cos²φ=1 отсюда sin²φ =1- cos²φ; sinφ =√1- cos²φ;

sinφ =√(1- 0,78²)=0,62578

(А)

3) Относительное

(1.3)

0,784703

отсюда— приведенное

4) Пусковой ток ротора.

(1.4)

— кратность пускового тока двигателя.

5) Приведенное активное сопротивление ротора.

, (1.5)

— приведенное

— скорость вращения идеального холостого хода.

-число пар полюсов электродвигателя, отсюда

-частота питающего напряжения=50Гц

6) Полное сопротивление короткого замыкания.

,

— фазное напряжение асинхронного двигателя. (1.6)

7) Коэффициент мощности при пуске асинхронного двигателя.

, (1.7)

— кратность пускового момента двигателя;

-номинальное

— отношение потерь в меди статора к суммарным потерям в номинальном режиме.

0,72

8) Коэффициент первичного рассеяния

. 1,069 (1.8)

9) Активное сопротивление обмотки статора

(1.9)

— из пункта 5; Zк- из пункта 6; cosφ из пункта 7; — из пункта 8. 1,943 (Ом)

10) Индуктивное сопротивление обмотки статора двигателя, определяемое по номинальному режиму.

(1.10)

0,726 (Ом)

11) Индуктивное сопротивление двигателя, определяемое по пусковому режиму.

(1.11)

отсюда

12) Приведенное индуктивное сопротивление обмотки ротора

(1.12)

2. Расчет механической характеристики асинхронного двигателя в двигательном режиме

Особенностью работы АД в двигательном режиме является незначительное изменение скольжения двигателя на рабочей части его механической характеристики (s<0,8sк
). Это обстоятельство позволяет считать параметры АД неизменными и, как следствие, производить инженерные расчеты механической характеристики по упрощенным формулам. При этом, активным сопротивлением обмотки статора пренебрегают.

1) Критическое скольжение двигателя

, (2.1)

0,11*6,839797 =0,752;

Задаемся текущими значениями скольжения в пределах

Зададим для скольжения произвольный шаг, например: 0,037.

2) Текущее значение частоты вращения определяют по формуле:

(2.2)

результат заносим в таблицу 1

Вычисления n при других s производим с помощью формулы в программе Excel.

Остальные результаты вычисления также заносим в таблицу 1

3) момент асинхронного двигателя по формуле М.Клосса

, -текущее

результат заносим в таблицу 1

остальные результаты вычисления для другого S также заносим в таблицу 1

4) критическое значение частоты вращения определяем по формуле:

(2.4)

Таблица 1.

Примечание:

характерными точками механической характеристики вне рабочей части ее являются точки с координатами , , , то есть точки с координатами , , .

3. Расчет механической характеристики асинхронного двигателя в режиме динамического торможения

3.1 Принцип работы асинхронного двигателя в режиме динамического торможения.
Схемы динамического торможения

термин «динамическое торможение» определяет режим работы асинхронного двигателя, при котором в обмотку статора подается постоянный ток, а ротор вращается либо за счет энергии, поступающей со стороны вала от постороннего источника потенциальной энергии, либо за счет запаса кинетической энергии. Тормозной момент образуется в результате взаимодействия неподвижного потока статора с током, вызванным этим потоком во вращающемся роторе.

Существующие схемы динамического торможения приведены в табл. Они могут быть разделены на две группы:

1) несимметричные, в которых токи, протекающие по обмоткам статора, не равны по величине или не одинаковы по направлению (схемы I-V и VIII табл. );

2) симметричные, в которых токи, протекающие по обмоткам, равны по величине и одинаковы по направлению (схемы VI и VII табл.

По принципу действия симметричные и несимметричные схемы различаются тем, что в несимметричных схемах тормозное поле создается, в основном, первой гармоникой суммарной МДС.

В симметричных схемах основным тормозным полем является суммарное поле третьих гармоник. В табл. наряду с основными схемами подключения постоянного тока приведены значения сумм первых и третьих гармоник МДС.

3.2 основные соотношения для расчета механических характеристик динамического торможения

В основе расчетов характеристик динамического торможения лежит рассмотрение эквивалентного режима асинхронного двигателя. Для равенства эквивалентного двигательного и тормозного моментов должны быть равны МДС, создаваемые постоянным и эквивалентным переменными токами. Из этого условия определяются соотношения между эквивалентным и постоянным токами. Эти соотношения приведены в табл.

1) момент асинхронного двигателя.

; -относительная скорость вращения АД.

2) Приведенный ток ротора в соответствии со схемой замещения асинхронного двигателя.

.

3) Расчетное значение момента асинхронного двигателя.

3.3 Графоаналитический метод расчета механической характеристика динамического торможения

Расчет выполняется графоаналитическим методом в следующей последовательности:

1) Заполняем первый столбец таблицы 2. Задаемся значениями тока намагничивания в относительных единицах в пределах , , где

2) Заполняем второй столбец таблицы 2.

по универсальной кривой намагничивания (рис.3)

определяют в зависимости от i0, значения e заносим во второй столбец.

e

2

1

1.0

0.5

i0

0
2.0
4.0

Рис. 3. универсальная кривая намагничивания асинхронных двигателей:1- крановой серии; 2- нормальной серии; (по рис. )

3) Заполняем третий столбец таблицы 2.

Рассчитываем

, для различных e и i0

где — номинальная ЭДС фазы статора;

Для первой пары значений e и

i0:

И далее

Для принятого значения постоянного тока и выбранной схемы подключения определяем значение эквивалентного тока по данным табл. (в данном случае принимают);

4) Заполняем четвертый столбец таблицы 2.

Для первой пары значений: и далее:

5) Заполняем пятый столбец таблицы 2.

Для первой строки

6) Заполняем шестой столбец таблицы 2.

и далее для всех значений

I0=

Для первой строки и далее:

7) Заполняем седьмой столбец таблицы 2.

Для первой строки:

Для удобства транспонируем столбец в строку:

8) Заполняем восьмой столбец таблицы 2.

Для первой строки

и далее транспонируем столбик в строку:

9) Заполняем девятый столбец таблицы 2.

Для первой строки

и далее транспонируем столбик:

18,025
17,821
17,344
17,158
16,552
15,940
15,294
14,502
13,608
12,567

10) Заполняем десятый столбец таблицы 2.

отсюда

11) Заполняем одиннадцатый столбец таблицы 2.

Данные заносим в таблицу 2

Таблица 2

Выводы

В результате проделанной работы были рассчитаны параметры обмотки статора и ротора АД с короткозамкнутым ротором, произведён расчет механической характеристики АД в двигательном режиме по приближенной формуле М.Клосса

,

произведён расчет механической характеристики АД в режиме динамического торможения, построены механические характеристики исполнительного механизма и АД в двигательном и тормозном режимах.

Результаты расчётов сведены в таблице1 и таблице2:

Таблица1

Таблица2

Общие данные для любых токов возбуждения
Данные для Iэкв
= 3Iон

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

0,2
0,31
52,243
3065,809
997,347
225,000
3,865
1,966
18,025
977,656
18,308

0,4
0,57
48,030
2617,000
842,971
56,250
37,411
6,116
17,821
314,233
55,675

0,6
0,67
37,637
1661,724
517,642
25,000
59,053
7,685
17,344
250,111
66,258

0,8
0,97
40,867
1935,500
610,304
14,063
137,646
11,732
17,158
163,822
98,994

1,0
1,00
33,705
1356,596
415,129
9,000
158,574
12,593
16,552
152,629
98,889

1,2
1,07
30,054
1100,954
330,056
6,250
198,065
14,074
15,940
136,568
102,491

1,4
1,17
28,168
979,361
289,933
4,592
260,163
16,130
15,294
119,160
108,138

1,6
1,22
25,700
831,000
241,358
3,516
316,670
17,795
14,502
108,006
107,266

1,8
1,27
23,781
724,027
206,655
2,778
391,987
19,799
13,608
97,077
105,081

2,0
1,30
21,908
626,764
175,392
2,250
483,810
21,996
12,567
87,381
99,566

Примечание: цифрами обозначены следующие колонки таблицы:

1-; 2-; 3-; 4- ; 5- ; 6- ;

7-; 8-; 9- ; 10- ; 11- .

При 0 < n < n1 скольжение находится в пределах 0 < S < 1.

А.Д. работает режиме двигателя, преобразуя электрическую мощность в механическую, которая поступает к исполнительному механизму. Режим электромагнитного тормоза возможен в тех случаях, когда исполнительный механизм, или добавочный двигатель, присоединенные к валу асинхронного двигателя, могут вращать ротор машины в сторону, противоположную вращению поля статора. Кроме того, этот режим легко осуществить, поменяв местами подключение двух фазных зажимов обмотки статора в процессе работы машины. При этом произойдет переходной процесс реверса двигателя. В обоих случаях скольжение ротора будет равным:

,

а в общем случае: 1 < S < ¥.Режим электромагнитного торможения не эффективен еще и потому, что при больших частотах тока в обмотке ротора резко возрастает индуктивное сопротивление X2S
и очень мал коэффициент мощности машины.

Полная шкала скольжений асинхронной машины показана на рисунке 5.

Литература

1) Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода.- М: Энергоиздат, 1981 г.

2) Богословский А.П. и др. Судовые электроприводы. Справочник. Т.1,2 – Л.: судостроение,1983 г.

3) Назаренко В.Н. методическое пособие для выполнения расчетно-графической работы по курсам «Основы электропривода» и «Автоматизированный электропривод». «Расчет механических характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором»

4) Борисов Ю.М., Липатов Д.Н.,Зорин Ю.Н. Электротехника.- М: Энергоиздат, 1985 г.-С.427