Учебная работа. Курсовая работа: Разработка системы управления двигателя постоянного тока

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Курсовая работа: Разработка системы управления двигателя постоянного тока

Содержание

Введение…………………………….…………………………………………………2

1. Определение параметров и структуры объекта управления.….…………….3

2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления…………………………………………………………………………7

3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества…………………………………………………………………………..16

4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов.23

Список литературы.………………………………………….………………..…39

Введение

На современном этапе, характеризующемся приоритетным развитием машиностроения и автоматизации производства, автоматизированный электропривод сформировался как самостоятельное научное направление, в значительной степени определяющее прогресс в области техники и технологии, связанных с механическим движением, получаемым путем преобразования электрической энергии. Этим объясняется большой интерес специалистов к новым разработкам в данной отрасли техники и к ее научным проблемам.

Четко определился объект научного направления – система, отвечающая за управляемое электромеханическое преобразование энергии и включающая два взаимодействующих канала – силовой, состоящий из участка электрической сети, электрического, электромеханического, механического преобразователей, технологического рабочего органа, и информационный канал. В рамках данного курсового проекта рассматривается разработка информационного канала.

1. Определение параметров и структуры объекта управления

В состав объекта управления входит двигатель постоянного тока независимого возбуждения с параметрами по табл. 10.11 [1, стр. 277]:

— номинальная мощность,

— номинальное напряжение питания обмотки возбуждения и якорной цепи,

— КПД,

— номинальная частота вращения,

максимальная частота вращения,

— сопротивление обмотки якоря,

— сопротивление добавочных полюсов,

— индуктивность обмотки якоря,

— сопротивление обмотки возбуждения,

момент инерции якоря.

— число пар полюсов.

— коэффициент инерционности механизма.

Данный ЭД предназначен для работы в широкорегулируемых электроприводах, соответствует , имеет защищенное исполнение, с независимой вентиляцией (асинхронный двигатель ).

Номинальная угловая скорость вращения

максимальная угловая скорость вращения:

Номинальный ток якоря:

Суммарное сопротивление якорной цепи:

Произведение постоянной машины на номинальный поток:

Постоянная времени якорной цепи:

Номинальный момент:

Номинальный ток обмотки возбуждения:

Исходя из высоты оси вращения по табл. 1 [2, стр. 5]:

По рис. 4 [2, стр. 10]:

По рис. 2б [2, стр. 8]:

По табл. 2 [2, стр. 9] для класса изоляции :

По табл. 3 [2, стр. 10] для :

окончательно получим:

По рис. 3 [2, стр. 9]:

Полюсное деление равно:

Число витков обмотки возбуждения [2, стр. 27]:

Номинальный магнитный поток:

постоянная машины:

Коэффициент рассеяния [3, стр. 38]:

Индуктивность обмотки возбуждения:

постоянная времени обмотки возбуждения:

Постоянная времени обмотки возбуждения:

Суммарный момент инерции механизма:

Так же объёкт управления содержит возбуждения и напряжения якоря, частота коммутации которых:

постоянная времени преобразователей равна:

Так как и представим преобразователи в виде пропорциональных звеньев, откуда с учетом диапазона стандартных управляющих сигналов () имеем и максимальной скважности () получим:

2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления

объект управления описывается следующими уравнениями [3, стр.38-39]:

Выберем двухконтурную систему управления скорости с внутренним контуром потока (рис. 1).

Рис. 1. Двухконтурная система регулирования скорости.

универсальная кривая намагничивания представлена на рис. 3.

Так как регулирование происходит изменением потока, минимальный поток будет при максимальной скорости:

Минимальный ток возбуждения (по рис. 3):

Рис. 3. универсальная кривая намагничивания.

При этом коэффициент линеаризации кривой намагничивания лежит в диапазоне:

Максимальная постоянная времени потока:

Коэффициент форсирования тока возбуждения [4, стр. 559]:

Малая постоянная времени:

Желаемая передаточная функция замкнутого контура потока:

желаемая передаточная функция разомкнутого контура потока:

Передаточная функция разомкнутого контура потока:

Коэффициент обратной связи по потоку:

Передаточная функция регулятора потока:

где

Коэффициент подлежит определению непрерывно, для чего контур потока будет модифицирован (рис. 4.).

Рис. 4. Модифицированный контур регулирования потока.

Коэффициент обратной связи по скорости:

Коэффициент обратной связи ЭДС:

Коэффициент обратной связи по току возбуждения:

Коэффициент нормализации

С учётом этого:

внешний контур скорости представлен на рис. 5.

Рис. 5. Контур регулирования скорости.

желаемая передаточная функция разомкнутого контура скорости:

Передаточная функция разомкнутого контура скорости:

Передаточная функция регулятора скорости

где

Так как нагрузка с постоянной мощностью изменяет знак и коэффициент подлежит определению непрерывно контур скорости также будет модифицирован (рис. 6.).

Рис. 6. модифицированный контур регулирования скорости.

Коэффициент обратной связи по току якоря:

Отсюда следует:

Передаточная функция контура компенсирующего влияние нагрузки:

Коэффициент задания мощности нагрузки:

Откуда (с учётом принятых выше коэффициентов) имеем:

где

структура системы управления стабилизатором напряжения в цепи якоря приведена на рис. 7.

Рис. 7. Контур управления напряжением якоря.

здесь:

Структурная схема всей системы управления и объекта приведена на рис. 8.

Рис. 8. Структурная схема системы управления и объекта.

3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества

Модель объекта и системы управления в комплексе представлена на рис. 9.

Моделирование будем проводить по нижеследующему алгоритму:

Пуск на номинальную скорость —

максимальный скачёк задания —, (рис. 10 – рис. 14)

Проверка отработки задания

(рис. 15 – рис. 10)

Рис. 9. Модель объекта и систему управления.

Рис. 10. Зависимость от времени.

Рис. 11. Зависимость и от времени.

Рис. 12. Зависимость и от времени.

Рис. 13. Зависимость и от времени.

Рис. 14. Зависимость от времени.

Рис. 15. Зависимость от времени.

Рис. 16. Зависимость и от времени.

Рис. 17. Зависимость от времени.

Рис. 18. Зависимость и от времени.

Рис. 19. Зависимость от времени.

Для технического оптимума:

-перерегулирование составляет:

время нарастания:

По результатам моделирования:

-перерегулирование составляет:

время нарастания:

Статическая ошибка отсутствует.

Отсюда можно сделать вывод:

динамика и статика спроектированной системы полностью удовлетворяет требованиям технического задания.

4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов

обратная связь по скорости.

Рис. 20. обратная связь по скорости.

Схема обратной связи по скорости представлена на рис. 20, здесь:

-фильтр коллекторных пульсаций тахогенератора с :

,

-цепь защиты от обрыва обратной связи:

с параметрами

— максимальный прямой ток,

— прямое напряжение,

максимальное обратное напряжение,

— ёмкость диода,

— максимальная рабочая частота;

-тахогенератор встроенный в двигатель:

-коэффициент усиления схемы:

,

,

,

;

-усилительный элемент:

с параметрами

— напряжение питания,

максимальное выходное напряжение,

— входной ток,

— коэффициент нарастания напряжения,

— коэффициент усиления по напряжению,

максимальная рабочая частота;

-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:

,

обратная связь по току якоря.

Рис. 21. обратная связь по току якоря.

Схема обратной связи по току якоря представлена на рис. 21, здесь:

-фильтр пульсаций с :

,

;

-датчик тока:

с параметрами :

— номинальный входной ток,

— напряжение питания,

— сопротивление нагрузки,

— коэффициент датчика тока;

-коэффициент усиления схемы:

,

,

-усилительный элемент: ;

-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя: .

обратная связь по току возбуждения.

Рис. 22. обратная связь по току возбуждения.

Схема обратной связи по току возбуждения представлена на рис. 22, здесь:

-фильтр пульсаций с :

,

;

-датчик тока:

с параметрами

— номинальный входной ток,

— напряжение питания,

— сопротивление нагрузки,

— коэффициент датчика тока;

-коэффициент усиления схемы:

,

,

,

-усилительный элемент: ;

-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя: .

обратная связь по ЭДС.

Рис. 23. обратная связь по ЭДС.

Схема обратной связи по ЭДС представлена на рис. 23, здесь:

-фильтр пульсаций с :

,

;

-датчик напряжения:

с параметрами :

— номинальный входной ток,

— напряжение питания,

— сопротивление нагрузки,

— коэффициент датчика напряжения;

-коэффициент усиления схемы:

,

,

,

-усилительный элемент: ;

-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:

обратная связь по потоку.

Рис. 24. обратная связь по потоку.

Схема обратной связи по потоку представлена на рис. 24, здесь:

-коэффициент усиления схемы:

,

,

,

,

;

защита от отрицательного напряжения:

-ограничение :

с параметрами:

— напряжение стабилизации,

ток стабилизации;

с параметрами:

— напряжение стабилизации,

— ток стабилизации;

;

-перемножитель напряжения: с параметрами:

— напряжение питания,

максимальное выходное напряжение,

— входной ток,

— коэффициент нарастания напряжения,

— коэффициент умножения,

максимальная рабочая частота;

-усилительный элемент: ;

-фильтр пульсаций напряжения питания: .

Модульная функция.

Рис. 24. Модульная функция.

Схема модульной функции представлена на рис. 24, здесь:

-сопротивления: ;

-усилительный элемент: ;

-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя: .

Регулятор скорости.

Рис. 25. Регулятор скорости.

Схема регулятора скорости представлена на рис. 25, здесь:

-компенсация нагрузки:

,

,

,

,

,

,

,

;

-усилительный элемент:

-перемножитель напряжения: с параметрами

-ограничение сигналов:

,

,

-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:

Регулятор потока.

Рис. 26. Регулятор потока.

Схема регулятора потока представлена на рис. 26, здесь:

-компенсация нагрузки:

,

,

,

,

-усилительный элемент: ;

-перемножитель напряжения: ;

-ограничение сигналов: ;

-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя: .

Управление стабилизатором напряжения якоря.

Рис. 27. Управление стабилизатором напряжения якоря.

Схема управление стабилизатором напряжения якоря представлена на рис. 27, здесь:

,

,

,

,

Реле защиты.

Рис. 28. Реле защиты.

Схема реле защиты представлена на рис. 28, здесь:

,

,

,

Список литературы

1. Справочник по электрическим машинам: В 2 т./ Под общ. Ред. И. П. Копылова и Б. К. Клокова. Т. 1. – М.: Энегроатомиздат, 1988, — 456 с.

2. Заборщикова А. В., Мельников В. И. «Двигатели постоянного тока для автоматизированного электропривода»: Учебное пособие. – СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщ., 1994. – 84 с.

3. Башарин А. В., Новиков В. А., Соколовский Г. Г. «Управление электроприводами» : Учебное пособие для вузов. – Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. Отд-ние, 1982. – 392 с., ил.

4. Ключев В. И. «Теория электропривода»: Учеб. Для вузов. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Энегроатомиздат, 2001. – 704 с.: ил

5. Герман-Галкин С. Г. И др. Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями. — Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение, 1986.–246 с.

4. Справочник разработчика и конструктора РЭА. Элементная база : В 2 кн. / Масленников М. Ю., Соболева Е. А и др. – М.: Б. И., 1996.-157-300с.

5. Операционные усилители и компараторы. – М.: Издательский дом «ДОДЭКА ХХI», 2002.-560 с.

. Бурков А. Т. Электронная техника и преобразователи: Учеб. Для вузов ж.–д. трансп. – М.: Транспорт, 1999.-464 с.

6. Александров К. К., Кузьмина Е. Г. Электротехнические чертежи и схемы. – М.: Энергоатомиздат, 1990.-288с.