Учебная работа. Возрастная физиология и школьная гигиена

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возрастная физиология и школьная гигиена

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) и школьной гигиене

Возрастная то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации)
1. Предмет и задачки возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого)
2. Общие закономерности роста и развития деток и подростков
3. Наследственность и развитие
4. системы
5. Нервная ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), физиологические характеристики нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)
6. Нейроны и синапсы, нервишки и нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна. Их характеристики. Механизм появления и передачи нервного импульса
7. рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение), рефлекторная дуга. нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры, их характеристики
8. нервные (относящиеся к пучкам нервов) процессы, их взаимодействие
9. Регулирование служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в индукция, доминанта нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) действий)
10. Возрастные индивидуальности координации служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>деятельность, условно-рефлекторная деятельность, систематизация рефлексов
12. торможение условных рефлексов, его виды. Бесспорное торможение, разновидности, значение
13. Условное торможение, виды, деятельность мозга и динамический стереотип
15. Две сигнальные системы реальности человека, значение
16. Формирование 2-ой сигнальной системы реальности в онтогенезе
17. Физиологические базы речи, развитие речи
18. Типы высшей нервной деятель (ВНД). Систематизация и физиологическая черта типов ВНД. Соотношение типов ВНД с чертами характера и нрава
19. Физиологические механизмы чувств и развитие в постнатальном онтогенезе
20. Физиологические механизмы мотиваций, причин. гомеостаз)
, механизм
23. Значение органов эмоций. Схема строения анализаторов. Главные многофункциональные особености, систематизация
24. Зрительный анализатор. Функциональное значение. Вероятные нарушения. Возрастные индивидуальности
25. Слуховой анализатор. Функциональное значение. Возрастные индивидуальности
26. Эндокринная система, понятие о гормонах, значение желез внутренней секреции, их развитие в онтогенезе. Гипоталамо-гипофизарная система
27. Половоеое развитие деток и подростков. Половое воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни)
28. Утомление и переутомление у деток различного возраста, его предупреждение
29. Биоритмы, их роль, виды. Дисинхроз
30. Физиологические механизмы сна и сновидений
31. Опорно-двигательный аппарат. (работы в школе
32. Развитие двигательной активности и координации движений
33. Индивидуальности системы крови (внутренней средой организма человека и животных) и кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных). Иммунитет. Виды. Венерические работоспособности»>заболевания

34. Препядствия сердечно-сосудистых болезней
35. Индивидуальности органов дыхания, вероятные нарушения
36. Индивидуальности системы пищеварения, обмена веществ и энергии. Вероятные нарушения
37. Возрастные индивидуальности органов выделения, вероятные нарушения
Школьная гигиена
1. Предмет гигиены деток и подростков. Его цели и задачки
2. Гигиенические требования к земляному участку, зданию школы и учебным помещениям
3. понятие о локальном климате, воздушно-тепловой режим учебных помещений. Воздушный куб, кратность воздухообмена
4. Естественное и искусственное освещение учебных помещений, его денька школьника
11. Понятия о школьной зрелости
12. состояние здоровья деток и подростков. Группы здоровья
13. .Работоспособность нездоровых деток, учет состояния здоровья деток в учебном процессе
14. Детские заразные работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), их профилактика
15. Физическое развитие и физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого)

Предмет возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого). одного целого, о действиях, протекающих в нем, и механизмах его деятель.

Возрастная то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) является самостоятельной ветвью физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого). Она изучает индивидуальности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на любом возрастном шаге.

Возрастная физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого), являющимся учебной дисциплиной в университетах. Задачка возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) как науки — узнавать и открывать новое, ее задачка как учебного предмета — сказать студентам известные познания и способы, сделанные наукой
Предмет курса возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого). Курс возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) — это самостоятельная учебная дисциплина, предметом которой является исследование физиологических особенностей деток и подростков, закономерностей их становления в процессе личного развития и особенностей реакции физиологических функций на педагогические действия.

Основной упор в курсе возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) делается на тех теоретических материалах физиологической науки, которые имеют наибольшее значение в практической деятель учителей и воспитателей. К числу таковых вопросцев до этого всего следует отнести закономерности высшей нервной деятель деток и подростков и многофункциональные индивидуальности их нервной системы.

Задачки курса возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого). В числе главных задач курса возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) нужно именовать последующие.
Отдать нужные для работы преподавателя познания анатомо-физиологических особенностей деток и подростков. 2. Сформировать правильное диалектическое осознание главных био закономерностей развития организма деток и подростков. 3. Ознакомить с условно-рефлекторными основами действий обучения и воспитания деток и подростков. 4. Ознакомить с физиологическими механизмами таковых сложных психологических действий, как чувство, восприятие, внимание, память, мышление и физиологическими основами речи и чувственных реакций. 5. Развить у будущих учителей умение применять познания морфофункциональных особенностей организма деток и подростков и физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) их высшей нервной деятель при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических действий и явлений.
2. Общие закономерности роста и развития деток и подростков

Рост и развитие — общебиологическое свойство жив материи. Процессы роста и развития человека начинаются от момента осеменения яйцеклетки и безпрерывно длятся в течение всей жизни. Это единый процесс жизнедеятельности организма.
Рост — количественный процесс, т. е. процесс непрерывного роста длины, размера и массы организма за счет роста числа клеток либо их размеров. к примеру, кости вырастают в главном за счет роста числа клеток, а процесс количественных и высококачественных конфигураций, происходящих в организме человека и приводящих к увеличению уровня трудности организма и взаимодействия всех его систем. Развитие включает три главных фактора: рост, дифференцировка органов и тканей и формообразование (приобретение организмом соответствующих, присущих лишь ему, форм), которые находятся в тесноватой связи.
Закономерности онтогенетического развития. К принципиальным закономерностям роста и развития деток относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания актуально принципиальных многофункциональных систем.
И. А. Аршавский определил «энергетическое правило скелетных мускул» в качестве основного фактора, позволяющего осознать не только лишь специальные индивидуальности физиологических функций организма в разные возрастные периоды, да и закономерности личного развития. Согласно его данным, индивидуальности энергетических действий в разные возрастные периоды, также изменение и преобразование деятель дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся зависимо от соответственного развития скелетной мускулатуры.
А. А. Маркосян к общим законам личного развития отнес и надежность био системы.

Процессы роста и развития протекают безпрерывно, но не постоянно умеренно: за 1-ый год жизни длина тела новорожденного возрастает на 50%, за 2-ой — на 13, за 3-ий — на 9%. С 4 до 7 лет раз в год прибавляется 5 — 7%, а с восьми до 10 — лишь 3%. В период созревания наблюдается скачок роста. С 16 до 25 лет интенсивность роста тела понижается, а потом рост прекращается.

Так же неравномерно меняется масса тела и. развиваются отдельные органы и системы. В 1-ый год жизни малыша масса тела возрастает на 6 — 7 кг (1-ый период вытягивания). До 4 лет идет период округления. В 5 — 7 лет рост возрастает (2-ой период вытягивания). С 7 до 11 лет наблюдается период округления, а в период созревания наблюдается 3-ий период вытягивания.
Неравномерность, либо гетерохронность, развития обеспечивает гармоническое соотнощение развивающегося организма и окружающей среды, т. е. ускоренно формируются те структуры и функции, которые обеспечивают приспособление организма, его выживание.
Зрелость морфофункциональных способностей организма в определенный период его развития и их соответствие требованиям окружающей среды охарактеризовывают гармоничность развития организма. К примеру, масса мозга новорожденного составляет 360 — 390 г, в конце первого года жизни она возрастает в 2 — 2,5 раза, в конце третьего года добивается в среднем 1100 г. В семилетнем возрасте масса мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) 1250 г, а поверхность коры составляет 80 — 90% поверхности коры взрослого человека. Убыстрение процесса роста мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) в 1-ые годы разъясняется интенсивным формированием связей с миром вокруг нас, усилением условно-рефлекторной деятель мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Это интенсивный процесс познавательной деятель малыша. Лимфатическая система в это время практически не меняется (развитие начинается к 10 — 12 годам), а половая система начинает стремительно развиваться опосля 11 — 12 лет, приводя организм к половой зрелости.
К общим законам развития организма относится надежность био системы — таковой уровень регуляции всех действий в организме, который обеспечивает припас актуальных резервов. к примеру: образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов»>кровь
(внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) 1-го человека содержит количество фермента тромбина, которое способно обеспечивать свертывание крови (внутренней средой организма человека и животных) у 500 человек; жизнь организма сохраняется при удалении значимой части легочной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология); артериальная тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) содержит приблизительно в 3,5 раза больше кислорода, чем его употребляют ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) и т. д. При неблагоприятных ситуациях это дозволяет организму произвести критическую мобилизацию резервов, гарантирующих приспособленность к новеньким условиям и резвый возврат к начальному состоянию.
Отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функционирования организма схожи, получил заглавие возрастного периода. сразу это отрезок времени, нужный для окончания определенного шага развития организма и его готовности к определенной деятельности.
Таковая закономерность роста и развития легла в базу возрастной периодизации — объединения формирующихся (возрастающих и созревающих) деток, подростков и взрослых по возрасту. Возрастная периодизация, объединяя специальные анатомические и многофункциональные индивидуальности организма, имеет принципиальное деятель человека.
3. Наследственность и развитие

Наследственность — свойство всех {живых} организмов сохранять и передавать потомкам соответствующие индивидуальности строения, функций и личного развития. Носителем наследной инфы человека является хромосомный аппарат ядра клеточки, состоящий из 23 пар, либо 46 хромосом. Хромосомы подразделяют на аутосомы, однообразные у обоих полов, и половые хромосомы, отличающиеся у лиц дамского и мужского пола: XX — у дам, ХУ — у парней. Кариотип человека содержит 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Клеточки тела имеют двойной набор хромосом, половые клеточки — одинарный. В процессе осеменения половые клеточки соединяются, и число хромосом в оплодотворенной яйцеклетке умножается. Этот механизм обеспечивает передачу потомству генетической инфы от обоих родителей. Пол грядущего малыша определяется в момент осеменения зависимо от сочетания половых хромосом. На базе генетической инфы, заключенной в ядре клеточки, со 2-й по 12-ю внутриутробного развития закладываются яичники у девченок и семенники (яйца) — у мальчишек.
В каждой хромосоме в линейной последовательности размещены гены. Ген — участок молекулы ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов), несущий информацию о синтезе определенного белка. Набор генов, получаемых потомком от родителей в момент осеменения, именуется генотипом. Генетический аппарат оплодотворенной яйцеклетки содержит программку личного развития организма. Нарушения генотипа либо процесса реализации данной программки приводят к разным отклонениям от нормы.
Здоровье человека почти во всем обосновано его генотипом. генотип — совокупа генов человеческого организма, находящихся в сложном содействии. Генотипу присуща наследная (генотипическая) изменчивость (мутации). Мутации — это стойкие неожиданные необратимые конфигурации генотипа, затрагивающие целые хромосомы либо участки ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов) (гены). Изменяться может хоть какой участок ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов). Как следует, мутации представляют собой высококачественные конфигурации признаков, которые, обычно, наследуются в ряде поколений. Мутации появляются по-разному. Почаще они бывают вредными для организма, и наружным их проявлением являются наследные крови (внутренней средой организма человека и животных) и т, д. Не считая того, эти стойкие конфигурации генотипа имеют личный нрав.
Совокупа генотипов всего населения, живущего на данной местности, составляет его генофонд.

«Развитие,— писал В. И. Ленин,— есть «борьба» противоположностей». Лишь в неизменной борьбе меж ограниченной наследственностью (генетическая программка развития), требующей размеренных критерий, и средой, никогда не бывающей неизменной, может быть обычное развитие малыша.

При всем этом физическое и психическое развитие малыша не следует осознавать механистически как пассивный итог взаимодействия наследственности и среды, потому что в итоге источником хоть какого развития являются самодвижение материи, внутренние противоречия в самом организме малыша. Конкретно внутренние противоречия, возникающие в организме, являются главный движущей силой его развития.
4. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы

Нервная система является ведущей физиологической системой организма, без нее было бы нереально соединение бессчетного огромного количества клеток, тканей и органов в единое гармонически работающее целое.

Функции нервной системы могут быть условно поделены на два типа: низшие и высшие. Низшая нервная деятельность представляет собой процессы регуляции всех внутренних органов и физиологических систем человеческого организма. Высшая нервная деятельность содержит в себе те многофункциональные механизмы мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), которые обеспечивают человеку адекватный контакт с окружающей средой. Высшие функции лежат в базе психологической деятель человека, но не могут быть сведены к ней.

Таковым образом, благодаря деятель нервной системы мы соединены с миром вокруг нас, способны восторгаться его совершенством, узнавать потаенны его вещественных явлений. В конце концов, благодаря деятель нервной системы человек способен интенсивно повлиять на окружающую природу, преобразовывать ее в хотимом направлении. И пока человек творит, его внутренние органы работают в рациональном для данной деятель режиме. Если конструктор делает проект грядущего строения, большая часть его мускул работает в статическом режиме, дыхание и сердечный ритм относительно размеренны, расход энергии незначителен. деятельность накладываются одна на другую и должны рассматриваться лишь в тесноватом и гармоническом единстве.

Нервная система человека состоит из 2-ух главных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС (центральная нервная система, головной деятель внутренних органов и обмена веществ. 2-ая регулирует сокращения поперечнополосатой мускулатуры и обеспечивает чувствительность нашего тела.

Выделение вышеназванных отделов в нервной системе условно. В реальности она представляет собой анатомически и функционально единое целое, простой основой которого являются нервные (относящиеся к пучкам нервов) клеточки — нейроны, представляющие из себя, образно говоря, «атомы» нашего мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).

5. Нервная ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), физиологические характеристики нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)

Кроме нейронов в состав нервной системы входят клеточки глии. совокупа нейронов и глиальных клеток составляет нервную объединённых общим происхождением. Клеточки глии, окружая со всех сторон нейроны, делают для их опорные, питательные и электроизолирующие функции.

В процессе постнатального развития человека существенно меняется соотношение меж глиальными и нервными (нерв-тонкий пучок нервных волокон) клеточками. У новорожденного количество нейронов выше, чем количество глиальных клеток. К 20—30 годам их соотношение становится равным (50:50), а дальше двигается в сторону глиальных клеток.

Главными качествами нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) являются возбудимость, проводимость и лабильность, которые в свою очередь соединены с одним из самых общих параметров всего живого — раздражимостью.

конфигурации в окружающей среде либо организме именуют раздражителями, процесс деяния раздражителя — раздражением, а ответные конфигурации в деятель клеток и целого организма — био реакциями.

Главные физиологические характеристики нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), ее проводимость, возбудимость и лабильность охарактеризовывают функциональное состояние нервной системы человека, определяют его психологические процессы. Нарушение проводимости и возбудимости нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), к примеру при общем наркозе, прекращает все психологические процессы человека и приводит к полной потере сознания.

Возбудимость и возбуждение. Клеточки нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) в процессе эволюции приспособились к резвой ответной реакции на действие раздражителя, потому нервную ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) именуют возбудимой, а ее способность стремительно реагировать на раздражение — возбудимостью. Количественной мерой возбудимости является порог раздражения — малая величина раздражителя, способная вызвать ответную реакцию ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Возбудимость проявляется в действиях возбуждения, которые представляют собой изменение действий обмена веществ в клеточках нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).

Таковым образом, возбуждение нервной клеточки соединено с конфигурацией обмена веществ и сопровождается возникновением электронных потенциалов — электронных, либо служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци), импульсов.

Проводимость. Проводимость — способность жив ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) проводить возбуждение. Проводимость нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) связана с распространением по ней действий возбуждения. Возникнув в одной клеточке, электронный (нервный) импульс просто перебегает на примыкающие клеточки и может передаваться в хоть какой участок нервной системы.

Проводимость нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) связана с тем, что появившийся в месте возбуждения потенциал деяния в свою очередь вызывает конфигурации ионных концентраций в примыкающем участке. Возникнув на новеньком участке, потенциал деяния вновь вызывает изменение концентрации ионов в примыкающем участке и, соответственно, новейший потенциал деяния и т. д. Таковым методом волна возбуждения распространяется вдоль всей ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) либо отдельной нервной клеточки.

Лабильность. Исследуя индивидуальности протекания действий в разных возбудимых тканях, узнаваемый российский и русский физиолог Н. Е. Введенский нашел, что разные возбудимые субстраты характеризуются различной скоростью действий возбуждения. Способность возбудимой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) отвечать наибольшим числом потенциалов деяния в ответ на определенную частоту раздражений Н. Е. Введенский именовал лабильностью либо многофункциональной подвижностью. По другому говоря, лабильность — свойство, характеризующее способность возбудимой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) воспроизводить наибольшее количество потенциалов деяния в единицу времени. Оказалось, что нервная строением и выполняемыми функциями»>ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) владеет большей лабильностью, у мышечной она существенно ниже, самая низкая лабильность у синапсов.

Лабильность ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) в значимой степени зависит от многофункционального состояния данной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Патологические процессы и утомление приводят к понижению лабильности нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), а периодические особые тренировки — к ее увеличению.

6. Нейроны и синапсы, часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных волокон) лат. nervus — составная часть нервной системы; структура и нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна. Их характеристики. Механизм возникновения и передачи нервного импульса

Основная функция нейронов связана с анализом вкупе с тем общее строение нейронов не различается от строения хоть какой иной клеточки нашего тела. тут также можно выделить клеточную мембрану, ядро, ядрышко, клеточные органоиды. Индивидуальностью в строении нейронов является огромное количество клеточных отростков и наличие в цитоплазме специфичных образований: тигроидного вещества, либо тигроидных глыбок, и нейрофибрилл. В состав тигроидного вещества нейрона заходит РНК (Рибонуклеиновая кислота — одна из трёх основных макромолекул (две другие — ДНК и белки), которые содержатся в клетках всех живых организмов), содержание которой возрастает до созревания, а потом находится на относительно неизменном уровне (если условия существования организма остаются подходящими). В случае экстремальных (стрессорных) действий содержание РНК (Рибонуклеиновая кислота — одна из трёх основных макромолекул (две другие — ДНК и белки), которые содержатся в клетках всех живых организмов) в тигроидном веществе может уменьшаться, а сами глыбки вполне распадаются, что приводит к смерти нейрона.

Нейрофибриллы представляют собой длинноватые белковые молекулы, расположенные в теле и отростках нейрона и исчезающие при его долговременной работе.

Любой нейрон имеет один длиннющий отросток — аксон (от греч. аксон — ось), либо нейрит, расположенный постоянно в так именуемой базальной части нейрона. Аксоны проводят возбуждение от тела нервной клеточки к иным нейронам, являясь вроде бы типичным «выходом». Функции «входа» нейрона делают его бессчетные недлинные ветвящиеся отростки — дендриты (от греч. дендрон — дерево), расположенные в разных частях нервной клеточки. Тонкие разветвления дендритов покрыты микроскопичными выростами — шипиками. Существует предположение, что шипики наращивают площадь контакта нейрона с иными нервными (нерв-тонкий пучок нервных волокон) клеточками. Число нейронных шипиков существенно возрастает опосля рождения и, как проявили опыты на звериных, соединено с действиями обучения. Чем наиболее активно проводится обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), тем большее число шипиков появляется на дендритах, тем в основном меняется их форма.

Связь меж отдельными нейронами осуществляется при помощи специального приспособления — синапса, строение и деятельность которого в истинное время отлично исследованы.

Синапсы состоят из фактически синаптического окончания, представляющего утолщение аксона, синаптической щели и постсинаптической мембраны, являющейся уже частью другого нейрона.

количество синапсов весьма велико, они покрывают тело нейрона, его дендриты и аксон. В целом 80 % мембраны нейрона покрыто синапсами.

Передача закодированной в иной осуществляется при помощи медиаторов — особенных веществ, способных вызывать возбуждение постсинаптической мембраны. Подразумевают, что припасы медиаторов содержатся в синаптических пузырьках, располагающихся в синаптическом окончании. При возбуждении нейрона медиаторы выходят в синаптическую щель, толщина которой составляет не наиболее 20 нм. Передача возбуждения происходит лишь в одном направлении от синаптического окончания к постсинаптической мембране.

Есть особенные нейроны, синаптические окончания которых выделяют не возбуждающие медиаторы, а тормозные, вызывающие торможение соседствующего нейрона.

Таковым образом, передача инфы с 1-го нейрона на иной осуществляется при помощи синапсов.

Число и размеры синапсов в процессе постнатального развития человека существенно растут. Любопытно отметить, что число межнейронных связей находится в прямой зависимости от действий обучения: чем лучше идет обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), тем большее число синапсов появляется.

Можно считать, что эффективность работы мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) зависит от его внутренней организации и обязательным атрибутом профессионального человека является достояние синаптических связей его мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).

Нервными (нерв-тонкий пучок нервных волокон) волокнами именуются покрытые оболочками отростки служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>тела нейронов и большая часть их дендритов сосредоточены в спинном и головном расположенный в головном отделе тела«>мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела). Незначимая часть дендритов и аксоны, длина которых у человека может достигать 1 —1,5 м, выходят далековато за границы ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг). Сплетаясь друг с другом, они образуют нервишки. Нервишки видны в виде белоснежных нитей даже невооруженным глазом. Они, как провода, связывают все участки нашего тела с центральными отделами нервной системы.

Основная функция служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в нервишки (эфферентные), проводящие нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы от ЦНС (центральная нервная система, головной нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна имеют оболочку, состоящую из жироподобного вещества — миелина, выполняющего трофические, защитные и электроизолирующие функции.

Возникшее возбуждение распространяется по нервному волокну, перебегает на остальные клеточки за счет местных токов, возникающих меж возбужденным и покоящимся участком волокна. Проведение возбуждения обосновано тем, что потенциал деяния, появившийся в одной клеточке, становится раздражителем, вызывающим возбуждение примыкающих участков.

Возбуждение от одной нервной клеточки к иной передается лишь в одном направлении: с аксона 1-го нейрона на тело клеточки и дендриты другого нейрона.

7. рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение), рефлекторная дуга. нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры, их характеристики

В базе всей деятель нервной системы лежат рефлекторные реакции. рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии центральной нервной системы.

Допустим, наш палец попал в пламя свечки, и мы тотчас же отдернули руку. Разглядим наиболее детально суть данной реакции. Образно говоря, произошла «трагедия», наш палец попал в ситуацию, страшную для его «жизни», действие пламени воспринимается нервными (нерв-тонкий пучок тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>системы — спинной и мозг. Тут осуществляется анализ приобретенной инфы и в толики секунды принимается решение. «Приказ» — возбуждение в виде нервные (относящиеся к пучкам нервов) окончания, «включающие» исполнительный орган. В нашем примере это малая мышь»>мускулы. Мускулы сокращаются, и мы отдергиваем руку. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, именуется рефлекторной дугой. Ее ведущие части таковы: 1) особый аппарат, воспринимающий раздражения (сигналы) из окружающей среды либо внутренней среды организма,— нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри; 2) центростремительные и центробежные нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна, передающие возбуждение; 3) орган управления — центральная нервная система.

В простом случае таковая рефлекторная дуга состоит из 2-ух нейронов и 1-го синапса, т. е. является двухнейронной, либо моносинаптической.

Почти всегда в состав рефлекторных дуг входят три нейрона либо наиболее, а связь меж ними обеспечивают огромное количество синапсов. Такие дуги именуют многонейронными либо полисинаптическими.

В осуществлении рефлекторной реакции, как правило, учавствуют почти все нейроны спинного и головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Такую совокупа нейронов, находящихся на разных «этажах» ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг), от спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) до коры огромных полушарий, именуют нервным центром. Есть нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры, раздражение которых вызывает различные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»> отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение»>рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение), к примеру центр дыхания, глотания, слюноотделения и т. д.

нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры состоят из огромного количества нейронов, связанных меж собой еще огромным обилием синаптических связей. Это богатство синапсов определяют главные характеристики тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы проходят лишь в одном направлении — от синаптического окончания аксона 1-го нейрона через синаптическую щель на клеточное тело и дендриты остальных нейронов.

Замедление движения служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>электронный, метод передачи время передачи нервного импульса (потенциала деяния) от 1-го нейрона через синапс к другому нейрону составляет около 1,5 мс.

В реальности в осуществлении какой-нибудь реакции человека участвуют сотки и тыщи нейронов и суммарное время задержки проведения нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) импульсов, называемое центральным временем проведения, возрастает до сотен и наиболее миллисекунд. к примеру, время реакции водителя с момента включения красноватого света светофора до начала его ответных действий будет составлять не наименее 200 мс.

Таковым образом, чем больше синапсов на пути движения нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) импульсов, тем больше проходит времени от начала раздражения до начала ответной реакции. Это время именуют временем реакции либо латентным временем рефлекса.

У деток время центральной задержки больше, оно возрастает также при разных действиях на организм человека. При утомлении водителя оно может превосходить 1000 мс, что приводит в небезопасных ситуациях к замедленным реакциям и дорожным трагедиям.

Суммация возбуждений была открыта И. М. Сеченовым в 1863 г. В истинное время различают пространственную и временную суммацию нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) импульсов. 1-ая наблюдается при одновременном поступлении к одному нейрону нескольких импульсов, любой из которых в отдельности является подпороговым раздражителем и не вызывает возбуждение нейрона. В сумме же нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы добиваются нужной силы и вызывают возникновение потенциала деяния.

Временная суммация возникает при поступлении к постсинаптической мембране нейрона серии импульсов, в отдельности не вызывающих возбуждение нейрона. Сумма этих импульсов добивается пороговой величины раздражения и вызывает появление потенциала деяния.

Явление суммации можно следить, к примеру, при одновременном подпороговом раздражении нескольких рецепторных зон кожи либо при ритмическом подпороговом раздражении одних и тех же рецепторов. И в том и другом случае подпороговые раздражения вызовут ответную рефлекторную реакцию.

Усвоение и трансформация ритма возбуждений в возможности нейронов «настраиваться» на ритм поступающих раздражений, что имеет огромное (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) центров при организации поведенческих актов человека. С иной стороны, нейроны способны трансформировать (изменять) поступающие к ним ритмические раздражения в собственный свой ритм.

Опосля прекращения деяния раздражителя активность нейронов, составляющих нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры, не прекращается. время этого последействия, либо следовых действий, очень варьирует у разных нейронов и зависимо от нрава раздражителей. Подразумевают, что явление последействия имеет принципиальное возможно, соединено с механизмами короткосрочной памяти, а наиболее долгие следы, хранящиеся в нейронах почти все годы и имеющие огромное

В конце концов, крайняя изюминка Деятельностью синапсов. Есть данные, что долгие раздражения приводят к постепенному истощению в синапсах припасов медиаторов, к понижению чувствительности к ним постсинаптической мембраны. В итоге рефлекторные ответные реакции начинают слабеть и в итоге вполне прекращаются.

8. состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) волокон»>структура, состоящая из пучка нервных волокон)ные процессы, их взаимодействие

В базе деятель нервной системы лежат два процесса: возбуждение и торможение нейронов.

Возбуждение в ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг). Основное свойство нервной системы имеет ряд особенностей в ЦНС (центральная нервная система, головной строения синапсов в ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг) может быть лишь однобокое проведение возбуждения — от окончания аксона, где освобождается медиатор, к постсинаптической мембране. В синапсах ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг) отмечается замедленное проведение возбуждения. Понятно, что возбуждение по нервным волокнам проводится стремительно. В синапсах скорость проведения возбуждения приблизительно в 200 раз ниже скорости проведения возбуждения в нервном волокне. Это соединено с тем, что при передаче импульса через синапс затрачивается время на выделение медиатора нервным окончанием в ответ на пришедший импульс, на диффузию медиатора через синаптическую щель к постсинаптической мембране, на появление под воздействием этого медиатора возбуждающего постсинаптического потенциала.

торможение в ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг). В центральной нервной системе имеет пространство не только лишь процесс возбуждения. В деятельности всех отделов нервной системы играет важную роль и процесс торможения, результатом которого является ослабление либо угнетение возбуждения.

Явление торможения в ЦНС (центральная нервная система, головной тела и представляющий из себя малогабаритное скопление тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) на уровне зрительных холмов и удаляли полушария выше места перерезки. Заднюю лапку опускали в слабенький раствор кислоты и определяли время рефлекса отдергивания лапки. Если сейчас положить на разрез зрительных холмов кристаллик поваренной соли, то время отдергивания лапки, опущенной в раствор кислоты, приметно удлиняется.

И. М. Сеченов растолковал это явление наличием в области зрительных холмов нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) центров, оказывающих тормозящее воздействие на рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) отдергивания лапки.

Позднее было показано, что торможение имеет пространство в деятельности всех отделов ЦНС (центральная нервная система, головной торможение участвует в осуществлении хоть какого рефлекторного акта.

Взаимодействие действий возбуждения и торможения. Взаимодействие действий возбуждения и торможения обеспечивает всю сложную деятельность нервной системы и согласованную деятельность всех органов людского тела. На действия из наружной и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятель разных систем организма в единое целое (Интеграция) и согласование, взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к разным условиям среды (регулирование), соединены с Деятельностью ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг).

9. Регулирование нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) действий. (Иррадиация, индукция, доминанта нервных (орган животного, служащий для передачи в деятель нервной системы и зависит от многофункционального состояния почти всех КОНВЕРГЕНЦИЯ. ИРРАДИАЦИЯ, индукция И ДОМИНАНТА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Регулирование нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) действий, без которой могли быть невозможны согласованная деятельность всех органов детского организма и его адекватные реакции на действия наружной среды, основывается на последующих особенностях, либо принципах.

Конвергенция служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы к одному нейрону могут приходить из разных участков нервной системы. К примеру, на один и этот же нейрон могут конвергировать импульсы от слуховых, зрительных и дерматологических рецепторов.

Иррадиация торможение, возникнув в одном нервном центре, могут распространяться на остальные нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры. Это явление именуют иррадиацией.

индукция нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) действий. В любом нейроне либо их скоплениях (нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры) один нервный процесс просто перебегает в свою противоположность. Это явление именуют индукцией. Если возбуждение сменяется на торможение, молвят о отрицательной индукции. Если вослед за торможением наступает возбуждение, молвят о положительной индукции.

Концентрация служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) действий. Явление концентрации обратно иррадиации. При всем этом процессы возбуждения либо торможения концентрируются в каком-либо участке нервной системы.

Принцип доминанты. Принцип был открыт А. А. Ухтомским и заключается в том, что деятельность нервной системы как целого связана с образованием в отдельных участках нервной системы господствующих очагов возбуждения. При наличии господствующего, либо доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в остальные участки нервной системы, лишь усиливают доминантный очаг. Примером доминанты быть может вариант, нередко встречающийся в школьной практике. Ученик получил нехорошую оценку, он расстроен и рыдает. Друзья успокаивают его, но это вызывает еще наиболее безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика работает доминанта и все раздражения лишь усиливают господствующий очаг возбуждения. Доминантный очаг вызывает мощная зубная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), даже легкое прикосновение к руке хворого во время приступов зубной боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) увеличивает его мучения.

10. Возрастные особенности координации деятельность целостного организма постоянно связана со сложной координацией безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной реакций и их двигательных и от лат. vegetativus — растительный компонент. Особенное жизни организма»>вегетативных (от лат. vegetatio — возбуждение, от лат. vegetativus — растительный, комплекс центральных и периферических клеточных структур, регулирующих функциональный уровень внутренней жизни организма) функций, выражающаяся в согласованных конфигурациях дыхания, работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы, деятель желез внутренней секреции и т. д. Вся совокупа этих конфигураций связана с энергетическим обеспечением рефлекторных реакций малыша и нужна для заслуги полезного организму результата в кратчайший срок и с меньшей энергетической издержкой.

Ребенок рождается с далековато неидеальной координацией рефлекторных реакций. Ответная реакция у новорожденного постоянно связана с множеством ненадобных движений и широкими неэкономичными вегетативными сдвигами.

В базе рассматриваемых явлений лежит наиболее высочайшая степень иррадиации служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна не имеют миелиновой оболочки, обеспечивающей изолированное проведение нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) волокон завершается к 3 годам постнатального развития, а время от времени длится до 5—10 лет.

Наиболее высочайшая, чем у взрослого, иррадиация развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельностью имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).

Малыши в сопоставлении со взрослыми имеют наиболее высшую возбудимость нервной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), наименьшую специализацию деток. Новейшие раздражители просто вызывают и новейшую доминанту в системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) — центральный отдел нервной системы человека и звериных малыша.

В процессе развития все недочеты координации рефлекторных действий у деток и подростков сглаживаются. Собственного совершенства координационные процессы добиваются лишь к 18—20 годам

11. Высшая нервная деятельность, условно-рефлекторная деятельность, классификация рефлексов

Кора и наиблежайшие к ней подкорковые структуры являются высшим отделом ЦНС (центральная нервная система, головной деятель. деятель даже не ставился.

Превосходные идеи И. М. Сеченова были доказаны экспериментально И. П. Павловым. И. М. Сеченов и И. П. Павлов являются основателями рефлекторной теории, материалистически объясняющей принципы отражения человеком окружающего вещественного мира. И. П. Павлов развил рефлекторную теорию и сделал учение о высшей нервной деятельности. Ему удалось открыть нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших звериных на действие наружной среды. Сиим механизмом является условный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение).

Совокупа сложных форм деятель коры огромных полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с наружной средой, именуют высшей нервной Деятельностью.

В учении о высшей нервной деятельности вскрыты физиологические механизмы сложнейших действий отражения человеком наружного беспристрастного мира, что отдало блестящее естественнонаучное обоснование ленинской теории отражения.

рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) — это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с ролью нервной системы.

Дадим некое представление о условных и бесспорных рефлексах. Индивидуальности бесспорных и условных рефлексов. Главный формой деятель нервной системы является рефлекторная. Все отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»> отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение»>рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) принято разделять на бесспорные и условные. Бесспорные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»>развития, а в неких вариантах и в процессе постнатального развития. к примеру, половые прирожденные рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) совсем формируются у человека лишь к моменту половой зрелости в подростковом возрасте. Бесспорные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»> отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение»>рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) имеют ограниченные, не много изменяющиеся рефлекторные дуги, проходящие основным образом через подкорковые отделы центральной нервной системы. Роль коры в протекании почти всех бесспорных рефлексов необязательно.

Условные причин среды. Проходят рефлекторные дуги условных рефлексов через высший отдел головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) КГМ.

Для образования условного рефлекса нужны последующие важные условия: наличие условного раздражителя, наличие бесспорного подкрепления. Условный раздражитель должен постоянно несколько предшествовать бесспорному подкреплению, т. е. служить на биологическом уровне весомым сигналом, условный раздражитель по силе собственного действия должен быть слабее бесспорного раздражителя; в конце концов, для формирования условного рефлекса нужно обычное (инициативное) функциональное состояние нервной системы, до этого всего ее ведущего отдела головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Условным раздражителем быть может хоть какое изменение! Сильными факторами, содействующими формированию условно-рефлекторной деятель, являются поощрение и наказание. При всем этом слова «поощрение» и «наказание» мы осознаем в наиболее широком смысле, чем просто «ублажение голода» либо «болевое действие».

Таковым образом, учебно-воспитательная работа, по собственной сущности, постоянно связана с выработкой у деток и подростков, разных условно-рефлекторных реакций либо их сложных взаимосвязанных систем.

12. торможение условных рефлексов, его виды. Бесспорное торможение, разновидности, значение

Разъяснить поведение, признавая только существование возбудительного процесса, недозволено. При наличии лишь действий возбуждения вероятны только корча — непроизвольное сокращение мускулы»>торможение условнорефлекторной деятельности проявляется в форме наружного, либо бесспорного, торможения и в форме внутреннего, либо условного, торможения. Наружное (бесспорное) торможение — это прирожденное на генном уровне запрограммированное торможение. Различают два вида наружного (бесспорного) торможения: запредельное и индукционное.

Запредельное торможение условного рефлекса развивается или при большенный силе стимула, или при слабеньком функционировании центральной нервной системы. Запредельное торможение имеет охранительное значение.

Индукционное (наружное) торможение наблюдается в случае внедрения новейшего раздражителя опосля выработки условного рефлекса либо вместе с известным условным раздражителем. На действие новейшего раздражителя будет осуществляться мощный прирожденный приблизительный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) типа «Что такое?», направленный на оценку био значимости новейшего раздражителя.

13. Условное торможение, виды, значение. Возрастные особенности внутреннего торможения

Условное, либо внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от наружного, развивается снутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.

Если наружное торможение возникает сходу, как подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение нужно производить, оно возникает при определенных критериях, и это время от времени просит долгого времени.

Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) не подкрепляется бесспорным раздражителем.

Через некое время опосля угасания условный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя бесспорным.

Некрепкие условные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»>деток угасание происходит еще медлительнее, чем у взрослых. Конкретно потому тяжело отучать деток от вредных привычек. Угасание лежит в базе забывания.

Угасание условных рефлексов имеет принципиальное био человек без угасательного торможения!

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя бесспорным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель— сигнал (к примеру, звонок), а через 1—5 с дают еду (бесспорное подкрепление). Когда рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) выработан, сходу опосля включения звонка, без дачи еды, уже начинает течь слюна. сейчас поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление равномерно отодвинем во времени до 2—3 мин опосля начала звучания звонка. Опосля нескольких (время от времени очень неоднократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением едой развивается запаздывание: звонок врубается, а слюна сейчас будет течь не сходу, а спустя 2—3 мин опосля включения звонка. Из-за неподкрепления в протяжении 2—3 мин условного раздражителя (звонка) бесспорным (едой) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.

Запаздывание делает условия для наилучшей ориентировки звериного в внешнем мире.

Запаздывание у деток вырабатывается с огромным трудом под воздействием воспитания и тренировки. Вспомяните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтоб его увидел учитель. И лишь к старшему школьному возрасту (ну и то не постоянно) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Схожие звуковые, обонятельные и остальные раздражители могут говорить о совсем разных событиях. Лишь четкий анализ этих схожих раздражителей обеспечивает на биологическом уровне целесообразные реакции звериного. анализ раздражений состоит в различении, разделении различных сигналов, дифференцировании схожих взаимодействий на организм.

Различение, либо дифференцирование, схожих условных раздражителей вырабатывается методом подкрепления одних и неподкрепления остальных раздражителей. Развивающееся при всем этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения.

Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально важные признаки раздражителя из почти всех окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у деток уже с первых месяцев жизни.

14. Аналитико-синтетическая деятельность мозга и динамический стереотип

понятие о аналитико-синтетической деятель. Бессчетные раздражители наружного мира и внутренней среды организма воспринимаются сенсорами и стают источниками импульсов, поступающих в кору огромных полушарий. В коре поступившие импульсы анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются.

Способность коры делить, вычленять и различать отдельные раздражения, их дифференцировать и есть проявление аналитической деятель коры мозга.

С аналитической деятельностью коры огромных полушарий тесновато связана ее синтетическая деятельность, которая проявляется в объединении, обобщении возбуждения, появившегося в разных ее участках от деяния разных раздражителей. Примером синтетической деятель коры огромных полушарий может служить образование временной связи, лежащее в базе выработки всякого условного рефлекса. анализ и синтез раздражителей — главные характеристики коры огромных полушарий, лежащие в базе высшей нервной деятель.