Учебная работа. Влияние плавания на опорно-двигательный аппарат

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Влияние плавания на опорно-двигательный аппарат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.М. МАШЕРОВА»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра легкой атлетики и лыжного спорта

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Исполнитель: Макарова Наталья Александровна

ЗО 5 курс, 53 группа

Научный управляющий:

старший педагог кафедры

легкой атлетики и лыжного спорта

Передриенко С.В.

Витебск, 2012

Реферат

Курсовая работа ____ с., 23 источника.

ПЛАВАНИЕ, ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ОДА), ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПАВАНИЕ, ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ, НАРУШЕНИЯ ОДА, ОСАНКА, СКОЛИОЗ

объект исследования — занятия плаванием.

Предмет исследования — воздействие занятий плаванием на опорно-двигательный аппарат.

Цель работы — найти воздействие занятий плаванием на опорно-двигательный аппарат.

способы исследования: описательно-аналитический.

Теоретическая и практическая значимость: работа указывает возможность корректировки нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью занятий плаванием.

Содержание

  • Введение
  • 1. понятие о опорно-двигательном аппарате
  • 1.1 Мышечная система
  • 1.2 Костная система
  • 2. работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) ОДА
  • 3. Плавание как способ реабилитации при травмах и заболеваниях ОДА
  • 3.1 Черта воздействия плавания на организм человека
  • 3.2 Оздоровительное и целебное плавание
  • Заключение
  • Перечень использованных источников

Введение
За крайние десятилетия ХХ века, в период научно-технической революции, абсолютно поменялись условия и сам процесс труда. Автоматизация производства, развитие транспорта, улучшение критерий жизни привели к понижению двигательной активности большинства людей. В человеческом организме стали нарушаться нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе томного труда. Животрепещущей неувязкой становится борьба с гиподинамией, возникающей из-за ограничения подвижности в почти всех видах деятель.
Детренированность двигательной системы и многофункциональных систем организма человека, обеспечивающих мышечную работу энергетическими и пластическими ресурсами, делает предпосылки, при которых нежданные психоэмоциональные действия на человека и даже не весьма большая физическая перегрузка вызывают сильную людей. Потому в современном обществе возникает потребность в развитии собственных физических возможностей с помощью занятий физическими упражнениями. Физические тренировки увеличивают двигательную активность, стимулируют умственные процессы, содействуют здоровью и долголетию и являются неотъемлемой частью гармонической и настоящей жизни [1].
Плавание является неповторимым видом физических упражнений и относится к более массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Оно является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до самой старости [2].
Задачками данной работы являются:
1. Отдать понятие о опорно-двигательном аппарате (ОДА).
2. Выявить и охарактеризовать более всераспространенные работоспособности»>способности человека.
3. Найти воздействие занятий плаванием на ОДА и их оздоровительный эффект.
1. понятие о опорно-двигательном аппарате
Одним из важных параметров живого организма является передвижение в пространстве. Эту функцию у человека делает опорно-двигательный аппарат (ОДА), состоящий из 2-ух частей: пассивной и активной. К первой относятся кости, соединяющиеся меж собой разным образом, ко 2-ой — движение мускулами. В итоге этого части тела изменяют положение по отношению друг к другу и передвигают тело в пространстве [3, с.44]. кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мускул, но играют ведомую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей присваивают им огромную крепкость, припас которой на сжатие, растяжение, сгибание существенно превосходят перегрузки, вероятные при ежедневной работе опорно-двигательного аппарата. Огромным припасом прочности владеют также связки и хрящи суставов [4].
1.1 Мышечная система
Мускулы человека делятся на три вида: гладкая мускулатура внутренних органов и сосудов, характеризующаяся неспешными сокращениями и большенный выносливостью; поперечнополосатая мускулатура сердца, работа которой не зависит от воли человека, и основная мышечная масса — поперечнополосатая скелетная мускулатура, находящаяся под волевым контролем и обеспечивающая человеку функцию передвижения. Выполняя свою работу, мускулы сразу улучшают функции фактически всех внутренних органов, сначала сердечнососудистой и дыхательной систем [1].
Скелетные тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесновато ведут взаимодействие, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава меняется при помощи нескольких мускул разнонаправленного, в том числе обратного, деяния. Сложные движения сустава производятся согласованным, одновременным либо поочередным сокращением мускул ненаправленного деяния. Согласованность (регулирование) в особенности нужна для выполнения двигательных актов, в каких участвуют почти все суставы (к примеру, бег на лыжах, плавание) [4].
1.2 Костная система
кости являются жесткой опорой мягеньких тканей тела и рычагами, перемещающимися силой сокращения мускул. кости в целом теле образуют его скелет.
Снаружи кость покрыта ощущение). Надкостницей (При ушибах надкостницы в местах прилегания к коже возникают резкая боль, отек и кровоизлияние с последующим разрастанием клеток и формированием костного вещества) не покрыты только суставные поверхности кости; их покрывает суставной хрящ. По форме различают длинноватые кости, недлинные и плоские. Ряд костей имеет снутри полость, заполненную воздухом; такие кости именуют воздухоносными, либо пневматическими.
Некие кости конечностей напоминают по строению трубку и именуются трубчатыми. На поверхности костей имеются различной величины и формы возвышения, углубления, площадки, отверстия: отростки, выступы, ости, гребни, холмы, бугорки, шероховатые полосы и ряд остальных образований.
кости делят на: кости тела, кости головы, составляющие в совокупы череп (костная часть головы у позвоночных животных), кости верхних конечностей и кости нижних конечностей.
Все виды соединений костей делят на две группы: непрерывные и прерывные.
Непрерывное соединение (фиброзное соединение) — это таковой вид соединения, при котором кости вроде бы сращены меж собой средством того либо другого вида соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).
Прерывное соединение костей, сустав (синовиальное соединение) является подвижным сочленением 2-ух либо нескольких костей с наличием меж ними щелевидной суставной полости [1].
2. Заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) ОДА
Человеческий организм владеет сформировавшейся в процессе эволюции способностью адаптироваться (приспособиться) к изменяющимся условиям среды. Но эти возможности не безграничны. В итоге критерий среды, физических нагрузок могут появиться работоспособности»>тканях ОДА.
Посреди почти всех причин, обуславливающих работоспособности»> работоспособности»>заболевания
(нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) ОДА, не считая физиологического изнашивания тканей, немаловажное тканей ОДА, появляются в виде гипоксии и гипоксемии, гипертонуса мускул, нарушения микроциркуляции и остальных отклонений [6].
Более томные многофункциональные нарушения наблюдаются у нездоровых при деформации суставов и контрактурах паралитической этиологии на почве полиомиелита, парезов периферических нервишек, послеродовых плекситов и церебральных парезов.
Полиомиелит характеризуется поражением двигательных клеток фронтальных рогов спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) с мозаичным выпадением функций разных мускул, ведущим к двигательным расстройствам — нарушению активных движений в суставах нижних, верхних конечностей, позвоночника, расстройствам статики (способности сидения, стояния) и локомоторных функций (ходьба, подъем по лестнице, бег). Грешное положение в суставах может усугубить функциональное состояние мускул в связи с их долгим перерастяжением. Тяжесть двигательных расстройств определяется их глубиной (паралич (полное отсутствие произвольных движений), парез) и распространенностью [7].
К приобретенным болезням ОДА относятся работоспособности»>заболевания суставов: деформирующие артрозы, хондромаляции, заболевания жировых тел и приобретенная микротравматизация связок, остеохондропагии, менископатии, приобретенный синовит, бурсит [8].
Главными причинами артроза являются децентрация перегрузки на сустав, его перегрузка, также нарушение кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных). В особенности негативно сказываются на двигательной функции дегенеративные конфигурации хрящевых структур суставов нижних конечностей [7].
Артритвоспаление (Воспаление — сложная местная реакция организма на повреждение) сустава либо нескольких его частей, которое посильнее всего проявляется в синовиальной оболочке, а потом перебегает на хрящ. Причинами воспалительного поражения могут быть: ревматизм, коллагенозы, нарушения обмена веществ (подагра), специальные заразные инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека) (тонзиллит, уретрит и др.), острые инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека) верхних дыхательных путей (грипп, ангина и др.) [9, с.342].
Бурситывоспаления синовиальных оболочек синовиальных сумок.
Периоститы — воспаления надкостницы.
Одним из всераспространенных болезней позвоночника, приводящим к нарушению двигательных функций и поражению периферической нервной системы, является остеохондроз.
Остеохондроз — дегенеративно-дистрофическое поражение соединительнотканных структур, обеспечивающих движение меж позвонками. Это социально полезной деятель»>болезнь позвоночника, сопровождающееся постепенным и неуклонным разрушением межпозвонковых структур (суставные хрящи, студенистое ядро, фиброзное кольцо диска), что приводит к уменьшению суставной щели меж позвонками, разрастанию костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) в виде выростов (остеофитов), к стойкому болевому синдрому, долговременному спазму мускул и нарушению функции позвоночника. связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани»>боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) могут локализоваться в области позвоночника, диффузно иррадиировать по вегетативным нервным путям в суставы, внутренние органы либо распространяться по ходу корешков спинномозговых нервишек (иррадиация в верхнюю либо нижнюю конечность, также при поражении дисков грудного отдела позвоночника, опоясывающие развития остеохондроза являются диспластические процессы ОДА: остеохондропатии позвоночника, рахит, сколиотическая болезнь, также родовая травма и остальные выраженные нарушения ОДА различной этиологии. Из экзогенных причин более значимы: нерациональная двигательная активность — гипокинезия, гиперкинезия, неадекватные условия питания и физического воспитания деток, неблагоприятные причины наружной среды и остальные [11, с.88].
Повышение числа деток и подростков, страдающих болезнями позвоночника — одна из животрепещущих заморочек современной практической медицины. По статистике, остеохондроз позвоночника сейчас выявляется у деток с 9 — 10 лет и к окончанию школы около 30 — 40% школьников мучаются данным болезнью. Предпосылкой ранешнего остеохондроза являются сколиозы, нарушения осанки, травмы [10].
До недавнешнего времени числилось, что остеохондроз позвоночника возникает опосля 30 — 50 лет. Но, благодаря работам российских ученых, подтверждено начало этого деток, а к окончанию школы этот показатель увеличивается в 3 — 4 раза.
Одними из основных предрасполагающих причин к преждевременному развитию остеохондроза являются гиподинамия и долгие статические перегрузки позвоночника [10].
У деток школьного возраста достаточно нередко возникают различного рода нарушения осанки, связанные с искривлениями позвоночника. одна из главных обстоятельств этих нарушений — неверное положение школьника во время занятий [12, с.5].
Значительными многофункциональными расстройствами сопровождаются наблюдаемые у деток деформации позвоночника. При сколиозе, нередко имеющем прогрессирующий нрав, нарушается выносливость к длительной статико-динамической перегрузке, развивается сердечно-легочная дефицитность, а в наиболее старшем возрасте время от времени возникает болевой синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) [7].
Вместе с костными переменами нередко обнаруживаются мышечная гипотония, слабость связочного аппарата, разболтанность в суставах с нарушением соосности суставов, боковыми искривлениями позвоночника, развитием плоскостопия [11, с.89].
Плоскостопие характеризуется уплощением сводов стопы и отклонением пяточной кости наружу. Плоскостопие ведет к ухудшению рессорных свойств стопы и в связи с сиим к понижению выносливости к долговременной статической перегрузке, возникновению болевых чувств в мышцах голени и стопы [7].
Опорно-двигательный аппарат, являясь одной из важных систем человека, претерпевает неизменные перегрузки в ежедневной жизни, в разных видах деятельности, что может являться предпосылкой разных нарушений и болезней, требующих корректировки и исцеления.
3. Плавание как способ реабилитации при травмах и заболеваниях ОДА
Для общего укрепления организма весьма полезными являются занятия плаванием. Плавание отлично крепит мускул, вызванное лишней физической перегрузкой. Не считая того, за счет усиления работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем создаются подходящие условия для усиления обмена веществ во всем организме, в том числе и в межпозвонковых дисках. При плавании оказываются задействованными фактически все суставы позвоночника, они на сто процентов начинают применять способности, заложенные в их природой [13].
3.1 Черта воздействия плавания на организм человека
В отличие от остальных видов физических упражнений плавание происходит в критериях аква среды, где на организм человека действуют как физические упражнения, так и пребывание в аква среде. В этом двухстороннем действии заключаются специальные индивидуальности плавания [14].
Целебное действие плавания на организм отмечается почти всеми спецами. Оно благотворно влияет на главные характеристики физического развития человека:
рост, вес;
является красивым средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия;
укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы;
развития дыхательного аппарата и мышечной системы;
способствует росту и укреплению костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) [15].
Человеческое тело владеет плавучестью, потому что его удельный вес близок к удельному весу воды, другими словами в воде тело становится вроде бы невесомым. Это свойство имеет практическое тела в воде [16, с.5], что делает условия для корригирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций опосля перенесенных травм и предупреждения их негативных последствий [17, с.26].
При всех методах плавания практически все суставы позвоночника действуют с высочайшей амплитудой и в самых разных плоскостях, при всем этом пределы способностей несколько расширяются, так же суставы позвоночника уже не несут тяжеленной статической опорной перегрузки [18]. В то же время, активное движение ног в воде в безопорном положении крепит стопы и предупреждает развитие плоскостопия [15].
Специальные индивидуальности плавания соединены с двигательной активностью в аква среде. При всем этом организм человека подвергается двойному действию: с одной стороны на него действуют физические упражнения, с иной — аква среда. Эти индивидуальности также обоснованы и физическими качествами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
действие воды на организм начинается с кожи. Омывая тело пловца, вода очищает кожу, улучшая тем ее питание и дыхание. Не считая того, кожа подвергается хим действию содержащихся в воде микроэлементов. Плотность воды приблизительно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и огромные энергозатраты. При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к завышенной перегрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новейший автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением продолжительности дыхательного цикла, повышением частоты и минутного размера дыхания. При всем этом возрастает легочная вентиляция и актуальная емкость легких [2].
Вода оказывает действие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300-400 г, а при плавании это усилие увеличивается несколько 10-ов раз, увеличивая силу мускул, действуя на все дерматологические покровы вода сразу увеличивает электронную активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные (относящиеся к пучкам нервов) клеточки реагировать в полную силу [13].
Не считая плотности и давления воды существенное воздействие на организм при упражнениях плаванием оказывает ее теплоемкость. Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводимость в 25 раз выше, чем воздуха. Потому, когда человек находится в воде, его тело испускает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе, в связи с чем у него увеличивается обмен веществ для сохранения термического баланса в организме [2].
Анализируя физиологические конфигурации при плавании и его воздействие на организм необходимо сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, огромным сопротивлением движению, выработкой специфичных двигательных автоматизмов и новейшей координации движений, серьезной последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу в большей степени мускул рук и плечевого пояса (до 70%) и ног при плавании брассом. Под воздействием тренировки у пловцов отлично развивается сила мускул. Не считая того, горизонтальное положение тела при плавании, давление воды на подкожное венозное русло, глубочайшее диафрагмальное дыхание содействуют притоку крови (внутренней средой организма человека и животных) к сердечку и в целом значительно упрощают его работу. Потому плавательные упражнения при соответственной дозе допустимы для лиц с ослабленным развития сердечно-сосудистой системы [19].
При нахождении человека в воде у него возрастает количество форменных частей крови (внутренней средой организма человека и животных): эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже опосля разового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа опосля занятия состав крови (внутренней средой организма человека и животных) практически добивается обычного уровня. Но уровень форменных частей крови (внутренней средой организма человека и животных) при постоянных упражнениях увеличивается на наиболее долгое время [2].
Соответствующей индивидуальностью плавания будет то, что тело воде не имеет жесткой опоры. Такое положение существенно наращивает его двигательные способности и способствует их развитию. Действие мускул при отсутствии жесткой опоры содействует наиболее долговременному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей, а, как следует, и продолжению роста тела пловца в целом. Занятия плаванием гармонически развивают главные свойства: силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Еще одной индивидуальностью плавания является относительная невесомость тела в критериях аква среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкивающей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической перегрузки и содействует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для корригирования нарушенной осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий.
Таковым образом, плавание содействует глубочайшей положительной морфологической и многофункциональной перестройке всех систем организма, что может быть при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и целебное 3.2 Оздоровительное и целебное плавание
Плавание полезно как здоровым, так и нездоровым людям. Здоровые получают красивую закалку, облагораживают свои физические способности, а тем, кто мучается разными болезнями, плавание помогает излечить такие травм и заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) [13].
Оздоровительное плавание является одной из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы. Периодические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, содействуют развитию мышечной системы, подвижности связочно-суставного аппарата, совершенствованию координации движений, положительно действуют на нервную систему, облагораживают обмен веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем [20].
Плавание дозволяет давать адекватную физическую нагрузку, обеспечивающую всеохватывающую профилактику развития патологий опорно-двигательного аппарата и возвратит подвижность суставам. При заболеваниях позвоночного столба (остеохондрозе, грыже межпозвонковых дисков) и искривлениях осанки, в дополнение к главным способам исцеления нужно тренировать тело, погруженное в жидкость, теряет в собственном весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Подтверждено, что человек средних габаритов при помещении в воду весит всего около 3 кг. Таковая водяная «невесомость» дозволяет снять излишнюю нагрузку на позвоночник, отдать возможность отдыха, содействует расправлению межпозвоночных дисков (рост человека через 40-45 минут плавания возрастает на 1-1,5 см!). Не считая того, за счет усиления работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем создаются подходящие условия для усиления обмена веществ во всем организме, в том числе и в межпозвонковых дисках [14].
Пребывание в воде оказывает подходящее воздействие на организм человека. Но, в 1-ые деньки обучения плаванию, еще пока не происходит условно-рефлекторного включения механизма теплорегуляции, достижение закаливания температурой воды бассейна при всем этом наблюдается обычно к 7-8 занятиям [19].
Для того чтоб занятия плаванием принесли пользу, заниматься нудно не наименее 2-ух раз в недельку по 40-50 минут. Начинать занятия необходимо в бассейне с теплой водой (27-30 градусов С), а потом равномерно привыкать к наиболее низким температурам (25 градусов С) [13].
Перед плавательной тренировкой следует проделывать упражнения для разминки. Пловцы именуют ее «сухим плаванием» и делают опосля разогревания и перед вхождением в воду. В комплекс гимнастических упражнений «сухого плавания» врубаются силовые упражнения, не требующих большенный амплитуды движений. Благодаря им, мускулы, получив доп способности для растягивания, сохраняют довольно высочайший тонус и способность в критических вариантах противостоять травмирующей силе [13].
Целебное плаваниеодна из форм целебной физической культуры (ЛФК), индивидуальностью которой является одновременное действие на организм человека воды и активных (пореже пассивных) движений [20].
При разных многофункциональных нарушениях, возникающих при патологии опорно-двигательного аппарата, целебное плавание быть может применено в качестве целебной процедуры только тогда, когда нездоровой может выполнить комплекс верно координированных плавательных движений в воде. В неприятном случае речь будет идти о купании, пребывании в воде, также оказывающих определенное положительное воздействие на физическое состояние хворого (закаливающее, повышающее общую сопротивляемость организма, мышечный тонус), но без специального действия на опорно-двигательную функцию [21].
При показаниях к целебному применению физических упражнений в воде вопросцы выбора той либо другой методики и допустимого уровня перегрузки решают персонально, с учетом нрава согласовании с дидактическими принципами, а конкретно:
последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения обычных плавательных движений осваиваются наиболее сложные упражнения на воде;
постепенности, характеризующимся постепенным повышением перегрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений;
систематичности, обуславливающим периодический нрав занятий — не наименее 3-х раз в недельку, для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития главных физических свойств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легковыполнимыми и не сложно-координированными; задачки, поставленные на занятии, должны быть на сто процентов реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, любой должен получить ублажение от достигнутого на занятии;
наглядности, демонстрирующим корректность выполнения техники изучаемых упражнений педагогом, также грамотное внедрение способа рассказа и показа на схожих упражнениях;
индивидуализации, выдвигающим требования учета личных особенностей патологии, физического состояния, также плавательной подготовленности занимающихся;
всесторонности, направленном на всеохватывающее действие целебного плавания, на все мышечные группы и многофункциональные системы организма занимающихся, ослабленного патологией позвоночного столба.
Плавание удачно употребляется для исправления нарушений осанки и формирования позвоночника человека. А именно, целебное плавание при сколиозе ориентировано на воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) правильной осанки, вероятной корректировки имеющейся деформации позвоночника и грудной клеточки, развитие правильного дыхания, повышение силы, увеличение тонуса мускул, в особенности разгибателей позвоночника и брюшного пресса, улучшение функций сердечно-сосудистой системы, приобретение способностей плавания, корректировку плоскостопия, закаливание организма [21].
Занятия в воде при нарушениях осанки дозволяет решить сходу две задачки: корректировка при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Чтоб достигнуть лучшего эффекта, вода не обязана быть прохладной — не ниже 28-29 градусов С, по другому не достигнуть хотимой разгрузки позвоночника [22].
Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) плаванию хворого малыша либо взрослого проводится по общей схеме обучения плаванию здоровых лиц. Но оно имеет и определенные индивидуальности, которые соединены со понижением общих физических способностей хворого, невыполнимостью в связи с многофункциональным недостатком строго следовать технике определенного стиля, наличием у части нездоровых болевых чувств при движениях и ограничения амплитуды движений в суставах, также их деформацией и др. [21].
Нездоровой, не умеющий плавать, опасаясь воды, совершает ряд некоординированных (рефлекторных) доп движений туловищем и конечностями, снижающих целебное действие процедуры. Маленький технический уровень плавания ведет к наступлению общего утомления, понижает возможность дифференцированного укрепления определенных мускул, может привести к вредной при неких заболеваниях завышенной подвижности позвоночника. Потому до использования плавания в целительных целях нужно научить хворого плаванию на груди, спине, используя определенный принятый в спортивном плавании стиль. Это дозволит при очень экономичном расходовании сил достигнуть гармонического, дифференцированного укрепления определенных мышечных групп, устранения физического недостатка и др. [21].
Занятие по обучению плаванию нездоровых проводится по последующей схеме:
разучивание техники плавания на суше;
отработка техники движений рук и ног у бортика;
выработка совместной взаимосвязанной работы рук и ног при поддержке тела хворого пластмассовой изогнутой поверхностью;
свободное плавание (с плотиком, мячом и без предметов).
При недостаточно укрепленных мышцах спины и животика, определяющих правильное положение тела в воде, и отсутствии у хворого точной координации движений следует удлинить время занятий у бортика бассейна, используя надувные круги, закрепляемые на уровне таза, препятствующие лишнему прогибанию в поясничной области и поддерживающие тело хворого в горизонтальном положении.
Выбор стиля плавания определяется поставленной многофункциональной задачей (оказать общеукрепляющее действие на организм хворого, сделать лучше функцию дыхания, укрепить определенные мышечные группы, корригировать осанку и др.). Так, для устранения сутулости целенаправлено обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) плаванию свободным стилем на спине. Таковой стиль плавания, как дельфин, в связи с большенный общефизической перегрузкой, сложной координацией движений, угрозой лишней мобилизации поясничного отдела позвоночника в целебной практике наименее применим. При упражнениях с нездоровыми, имеющими разные физические недостатки, могут быть применены методы плавания, которые не используются в истинное время в спортивных соревнованиях. К ним относятся плавание на боку, плавание стилем брасс на спине и др. 1-ый из нареченных методов быть может применен для сотворения асимметричной перегрузки на мышечную систему, позвоночник, грудную клеточку, 2-ой может посодействовать корректировки отклонений в осанке в сагиттальной плоскости. Плавание стилем батерфляй делает огромную общефизическую нагрузку на малая мышь«>мускулы
пояса верхней конечности, спины, активизирует обмен веществ, оказывает тренирующее воздействие на деятельность сердечно-сосудистой системы. Для наиболее легкого усвоения координации движений при данном стиле можно применять работу рук стиля батерфляй, движения ног стиля брасс.
Более рекомендуемым стилем плавания при недостатках осанки, сколиозе, остаточных явлениях опосля травм позвоночника является брасс в силу наиболее правильного устойчивого положения тела в воде, отсутствия доп движений тела. Это положение просит известной поправки: оно верно при условии наличия у хворого нужной координации движений, согласованной работы рук и ног, положения тела в воде без лишнего прогиба в поясничной области, что в свою очередь определяется положением головы, выдохом в воду, направлением гребка руками.
Спортивное плавание стилем брасс с резвыми глубокими гребками руками связано с мощным ритмическим прогибом в поясничной области, приводящим к мобилизации поясничного отдела позвоночника. Чтоб избежать этих отрицательных моментов, следует советовать наиболее размеренный (неспешный) темп плавания с поверхностным (горизонтальным) положением рук при гребке, с удлиненной фазой скольжения опосля толчка ногами. Для этого нужна точная последовательность плавательных движений (гребок руками, приближение их к туловищу, подтягивание согнутых ног, разгибание стоп, выбрасывание рук вперед, «жим» ногами — скольжение), вероятная только опосля курса специального обучения.
время от времени целенаправлено отойти от принятых норм «элегантного» плавания и соединить два стиля — движения рук стилем брасс, движения ног стилем кроль. Это сочетание движений лучше усваивается нездоровыми детками, является наиболее легким по координации [21].
Тренировочные занятия плаванием следует проводить осторожно в отношении дозы перегрузки, не определяя сначала дистанции и скорости плавания. В плавательном бассейне с длиной дорожек 25 метров рекомендуется за один подход проплывать по 4 длины и лишь потом отдыхать. При таком подходе нездоровой стремительно натренирует легкие и приведет в тонус мышечный корсет. Новеньким следует начинать с одной дорожки, равномерно наращивая темп и увеличивая длину заплывов. Из каждых 4 дорожек одну нужно преодолевать на наибольшей скорости [22].
Для роста экскурсии грудной клеточки, диафрагмы, многофункционального совершенствования главный и вспомогательной дыхательной мускулатуры используются различные дыхательные упражнения в воде. В программку дозированного плавания также врубается проплывание отрезков с завышенной скоростью и ныряние в длину. Занятия по целебному плаванию нередко проводятся в виде игр, что присваивает им чувственную расцветку.
При плоскостопии полезно применять движение ногами стилем кроль (для усиление действия на мускулы стопы — плавание в ластах) [21].
Целебное плавание рекомендуется всем нездоровым сколиозом независимо от тяжести работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Противопоказанием является запрет лечащего доктора либо терапевта, дерматолога, лор-врача либо психоневролога.
При проведении целебного плавания с нездоровыми сколиозом нужно учесть некие принципиальные требования:
плавательные упражнения и стиль плавания подбираются строго персонально с учетом типа сколиоза, его степени, наличия конфигураций позвоночника в сагиттальной плоскости и сопутствующих болезней остальных органов;
особенное внимание следует уделять постановке правильного дыхания;
беря во внимание нарушения координации у нездоровых сколиозом целенаправлено элементы всякого упражнения за ранее осваивать на суше;
на сто процентов должны быть исключены упражнения, мобилизующие позвоночник, увеличивающие его упругость, также упражнения, крутящие позвоночник вокруг продольной вертикальной оси тела;
внедрение приспособлений для пассивного вытяжения позвоночника обязано быть исключено.
Главным стилем плавания для исцеления сколиоза, исходя из обрисованных выше требованием, является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой происходит наибольшее вытяжение позвоночника и наибольшее напряжение мускул, возможность роста подвижности и вращательных движений корпуса и таза мала. Плечевой пояс размещен параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости.
Плавание стилями кроль и баттерфляй в чистом виде для исцеления сколиоза применяться не могут. Но могут применяться элементы этих стилей [23].

плавание опорный двигательный аппарат

Заключение
Плавание полезно как здоровым, так и нездоровым людям. Здоровые получают красивую закалку, облагораживают свои физические способности, а тем, кто мучается разными болезнями, плавание помогает излечить такие работоспособности»>заболевания, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и заболевания опорно-двигательного аппарата. При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и приобретенных воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является неподменным средством оздоровления.
Во время плавания создаются красивые условия для улучшения работы системы органов кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных): возрастает количество кислорода, поглощаемого всеми органами и тканями организма, усиливается венозный отток от ног, сокращаются практически все организм [13].
Также плавание является красивым средством профилактики и исправления нарушений осанки. Механизм деяния прост, во время плавания понижается статическая перегрузка на позвоночник, нивелируется дисбаланс мускул спины, приводящий к искривлениям позвоночника. В то же время, активное движение ног в воде в безопорном положении крепит стопы и предупреждает развитие плоскостопия [22].
При плавании работают практически все малая мышь«>мускулы тела, что содействует гармоническому развитию мускулатуры и подвижности в главных суставах пловцов. Плавание содействует значительному развитию мускулатуры, т.к. сопровождается активной Деятельностью большинства скелетных мускул. Перегрузка на отдельные мышечные группы распределяется равномерно, и создаются подходящие условия для их работы [14].
Постоянные занятия плаванием благоприятно влияют на весь организм. Увеличивается общий тонус организма, возрастает выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит. Постоянные занятия способствуют росту и укреплению костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) [22].
Плавание благотворно влияет не только лишь на физическое развитие человека, да и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, напористость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность [15].
Любой человек имеет огромные способности для укрепления и поддержания собственного здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубочайшей старости, используя такое обычное и доступное средство как плавание.
Перечень использованных источников

1. Воздействие физической перегрузки на опорно-двигательный аппарат на примере плавания // [электрический ресурс]. — 2010. — Режим доступа: ://www.5ballov.ru/html/112951. — Дата доступа: 16.02.2012.

2. Плавание // [электрический ресурс]. — 2009. — Режим доступа: ://www.krasnogorsk-sport.ru/. — Дата доступа: 14.02.2012.

3. Сапин, М.Р. анатомия человека: Учеб. для студ. биол. спец. вузов / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. — М.: Высш. шк., 1989. — 544с.: цв. ил.

4. Бронников, П.В. Оздоровительная физическая электрический ресурс]. — Режим доступа: ://www.5ballov.ru/ozdorovitelnaya-fizkyltyra-pri-zabolevaniyah-oporno-dvigatelnogo-apparata. htm. — Дата доступа: 16.02.2012.

5. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 480 с.: ил.

6. Воздействие огромных физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов // [Электронный ресурс]. — 2007. — Режим доступа: ://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/exercise-stress. htm. — Дата доступа: 16.02.2012.

7. ://www.mordovnik.ru/oda3. — Дата доступа: 14.02.2012.

8. Дубровский, В.И. Профилактика травматизма при упражнениях физической культурой и спортом / В.И. Дубровский, А.В. Дубровская // [электрический ресурс]. — 2006. — Режим доступа: ://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/prophylaxis_traumatism.html. — Дата доступа: 2.02.2012.

9. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А. Макарова. — М.: Русский спорт 2003. — 480 с: ил.

10. Кашников, В.С. Базы физической реабилитации при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие / В.С. Кашников, С.А. Егорова // — Ставрополь: Изд-во [] 2007. — 52 с., 7 ил.

11. Велитченко, В.К. Некие причинные причины ранешнего остеохондоза позвоночника / В.К. Велитченко, И.А. Лазарева // Материалы I всероссийского конгресса 19-20 сентября 2011г. — Центр целебной физкультуры и спортивной медицины. ФМБА — Наша родина, г. Москва.

12. Булгакова, Н.Ж. Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) плаванию в школе / Н.Ж. Булгакова. — М., «Просвещение», 1974. — 192 с. с ил.

13. Башкиров, А.А. Профилактика травм у спортсменов / А.А. Башкиров. — Исцеление плаванием // [электрический ресурс]. — 1987. — Режим доступа: ://danilka. at.ua/publ/lechenie_plavaniem/. — Дата доступа: 2.02.2012.

14. Внедрение средств плавания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата // [электрический ресурс]. — Режим доступа: ://pro-znanie.ru/r. — Дата доступа: 16.02.2012.

15. Чем полезно плавание для организма // [электрический ресурс]. — Режим доступа: ://www.plavanie. narod.ru. — Дата доступа: 14.02.2012.

16. Левин, Г. Плавайте с детьми / Г. Левин. — [Пер. с нем. Домбровской Р. А.]. — Мн.: Полымя, 1981. — 144 с., ил.

17. Плавание: Учебник для вузов / Н.Ж. Булгакова [и др.]; под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физическая электрический ресурс]. — 2007. — Режим доступа: ://pozv.ru/stati/lechebnaya-fizkultura/ozdorovitelnoe-plavanie.html. — Дата доступа: 2.02.2012.

19. Плавание [Электронный ресурс]: учеб. — способ. комплекс для спец.1-03 02 01 Физическая

20. Булатова, М.М. Плавание для оздоровления / М.М. Булатова, К.П. Сахновский // [электрический ресурс]. — Киев, 1988. — Режим доступа: ://pozv.ru/stati/lechebnaya-fizkyltyra/plavanie-dlya-ozdorovleniya/html/ — Дата доступа: 14.02.2012.

21. Полеся, Г.В. Целебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у деток / Г.В. Полеся, Г.Г. Петренко // [электронный ресурс]. — Киев, 1980. — Режим доступа: ://pozv.ru/stati/lechebnaya-fizkyltyra/lechebnoe-plavanie-pri-narysheniyah-osanki-i-skolioze-y-detei/html/. — Дата доступа: 13.02.2012.

22. Адаптивное плавание. Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) плаванию лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // [электрический ресурс]. — Режим доступа: ://pro-znanie.ru/r. Дата доступа: 2.02.2012.

23. Занятия плаванием при сколиозе // [электрический ресурс]. — Режим доступа: ://swimmy.ru/108-zanyatiya-plavaniem-pri-skolioze. phtml. — Дата доступа: 14.02.2012.


]]>