Учебная работа. Дипломная работа: Разработка подсистемы учета успеваемости студентов Байкальского государственного университета

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Дипломная работа: Разработка подсистемы учета успеваемости студентов Байкальского государственного университета

Федеральное агентство по образованию

Байкальский муниципальный институт экономики и права

Кафедра информатики и кибернетики

Дипломный проект

Разработка подсистемы учета успеваемости студентов Байкальского муниципального института экономики и права

Иркутск, 2009

Оглавление

Введение

1 Система учета успеваемости студентов Байкальского муниципального института экономики и права

1.1 Общая черта Байкальского муниципального института экономики и права

1.2 Работающая Информационная система БГУЭП

1.3 Организация учета успеваемости в БГУЭП

1.3.1 Процессное описание учета успеваемости

1.3.2 анализ технологии оценки познаний

1.4 Требования к подсистеме учета успеваемости БГУЭП

1.5 Расчет экономической эффективности

2 Конструирование подсистемы

2.1 Построение модели функций

2.2 Построение модели данных

2.3 Конструирование приложений

Заключение

приложение 1. Формы документов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Техническое задание

приложение 3. Хранимые процедуры подсистемы учета успеваемости

Введение

В реальном дипломном проекте разработана программная подсистема учета организации обучения Байкальского муниципального института экономики и права (БГУЭП).

Актуальность проектирования подсистемы учета успеваемости студентов БГУЭП? обоснована последующими обстоятельствами:

анализ успеваемости по данным в картонной форме различается высочайшей трудозатратностью и низкой оперативностью.

— Компьютерный учет дозволяет сделать средства контроля регистрации оценок со стороны студента, педагога, декана, зав. кафедрой, учебного отдела, проректора по учебной работе. Контроль дозволит уменьшить долю некорректно оформленных документов.

— Подсистема дозволит оперативно изготавливать бумажные документы по итогам обучения.

— Скопленные оценки дозволят строить учебные рейтинги студентов.

— Подсистема предоставит аналитический инструмент по анализу свойства обучения по оценкам педагогов.

Подсистема учета успеваемости обязана быть интегрирована в информационную систему БГУЭП.

В согласовании с техническим заданием, подсистема обязана состоять из приложений — АРМов инспектора деканата, лаборанта кафедры, ректора, проректора по учебной работе. АРМы регистрируют и получают данные с SQL-сервера, которые обеспечивает действенное хранение данных и выполнение запросов на расчет разных характеристик успеваемости. Для публикации данных о успеваемости и рейтинге студентов на Internet-сервере БГУЭП должны быть разработаны особые странички. Эксплуатация подсистемы не обязана востребовать роста штатов. Должны быть расширены функции админа SQL-сервера для управления возможностями новейших юзеров и работа инспекторов и лаборантов будет производиться с помощью ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) подсистемы.

Подсистема создана для автоматизации:

— учета успеваемости в деканатах;

— построения рейтинга студентов по успеваемости в рамках 1-го факультета и целом по вузу;

— формирования и печати итоговых документов по обучению студентов;

— анализа успеваемости.

Цели, стоящие перед реальным проектом, состоят в том, чтоб разрабатываемая подсистема, удовлетворяла последующие потребности:

— понижение времени на подготовку экзаменационных сессий;

— уменьшение числа ошибок и повышение оперативности формирования приложений к дипломам за счет предоставления доступа к сведениям о оценках.

— уменьшение ошибок в приказах о переводе студентов с курса на курс;

— повышение достоверности и подробности анализа успеваемости и организованности проведения сессий;

— увеличение свойства обучения на базе анализа оценок.

Для заслуги данной для нас цели, нужно, достигнуть таковых результатов, чтоб АРМ инспектора деканата могло заавтоматизировать последующие функции:

— редактирование описания сессии – перечня испытаний (зачетов и экзаменов, перечень должен извлекаться из рабочих учебных планов для обозначенной сессии и может корректироваться инспектором деканатов;

— печать экзаменационных и зачетных ведомостей и направлений,

— ввод и редактирование оценок на базе групповых ведомостей и индивидуальных направлений на сдачу зачета, экзамена;

— регистрация перезачета оценки при переводе студента из другого университета;

— редактирование оценок студентов;

— формирование ведомостей на пересдачу, включающая всех студентов потока;

— регистрация продления сессий студентам;

— формирование и печать сведений о успеваемости за обозначенный период обучения (количество и толика отличников, ударников, троечников, задолжников) в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, по видам финансирования обучения: экономное либо коммерческое;

— формирование и печать итоговых таблиц о итогах сессии по группам: студенты по строчкам, столбцы – экзамены и зачеты, на пересечении — итоговые оценки;

— формирование и печать характеристик успеваемости: успеваемость, свойство познаний, количество задолжников, троечников, ударников и отличников, количество пересдач по всем студентам и по коммерческому набору в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, педагогов, кафедр;

— формирование и печать перечня задолжников и задолженностей за текущую сессию и нарастающим итогом с начала учебного года и за всегда обучения,

— формирование и печать рейтинга студентов по средневзвешенной стобалльной оценке;

— формирование и печать приложения к диплому;

— формирование и печать академической справки;

— формирование и печать итогов сессии в личное дело студента.

АРМ лаборанта кафедры должен заавтоматизировать последующие функции:

— формирование и печать характеристик успеваемости: успеваемость, свойство познаний, количество задолжников, троечников, ударников и отличников по всем студентам и по коммерческому набору в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, педагогов, кафедр;

— формирование и печать меры отличия распределения оценок (сумма квадратов отклонений частот оценок) педагога, предмета от среднего по университету, кафедре

— формирование и печать среднеквадратического отличия распределения оценок педагога, предмета в сопоставлении с аналогичным показателем по университету, кафедре;

— формирование и печать перечня задолжников и задолженностей за текущую сессию и нарастающим итогом с начала учебного года и за всегда обучения по предметам и педагогам кафедры,

— предоставлять подробную информацию о успеваемости по дисциплинам кафедры;

— сформировывать и печатать списки студентов по группам.

АРМ ректора должен соединять воединыжды способности АРМов инспектора и лаборанта в части формирования и печати итоговых отчетных форм по успеваемости в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, педагогов, кафедр и в целом по университету.

В реальном проекте была разработана программная подсистема учета организации обучения в БГУЭП, модернизирована разработка учета оценок, правила формирования итоговых документов, определены характеристики успеваемости, разработаны требования к подсистеме учета успеваемости, построены оценки экономической эффективности подсистемы, построены модели функций подсистемы и схема данных, определена архитектура подсистемы и разработаны макеты экранных форм для приложений подсистемы.

1 Система учета успеваемости студентов Байкальского муниципального института экономики и права

1.1 Общая черта Байкальского муниципального института экономики и права

Байкальский муниципальный институт экономики и права (БГУЭП) является муниципальным образовательным учреждением высшего проф образования РФ (Российская Федерация — согласовании с муниципальными образовательными программками и программками увеличения квалификации в регионе оз. Байкал. БГУЭП сразу является ведущим научным центром в области экономики и юриспруденции в Иркутской области.

В состав БГУЭП не считая головного университета входят четыре филиала в городках Чита, Братск, Усть-Илимск, Якутск, также два института. Филиалы владеют полной самостоятельностью, головной университет оказывает филиалам только методическую помощь Дальше в работе рассматривается деятельность лишь головного университета.

Главным видом деятель университета являет обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) по программкам высшего проф образования в экономике и юриспруденции. В вузе учится 6 500 студентов очной формы обучения, 4 500 ускоренной, 3 000 заочной.

Педагоги университета проводят исследования, которые не постоянно финансируются за счет наружных источников. Исключения составляют заказы областной администрации в области социально экономической политики областного управления и ряд грантов. Невзирая на маленькие денежные характеристики, это вид деятель очень важен для университета как стимул научного развития педагогов, научных школ, послевузовского обучения (аспирантура и докторантура), функционирования центров увеличения квалификации. Раз в год в вузе учатся около 500 аспирантов и 5-10 докторантов, работает 6 советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций.

В БГУЭП работают 14 центров увеличения квалификации, которые проводят переподготовку профессионалов в виде короткосрочных курсов повешения квалификации. Не считая источника прибыли эти центры также являются стимулом увеличения квалификации педагогов и источником заказов на исследования.

Для организации собственной деятель университет имеет неплохую вещественную базу в виде 8 учебных корпусов, 216 аудиторий, на 8929 посадочных мест. Не считая этого университет вносит значимые средства в ее развитие: стройку новейших корпусов, ремонт аудиторий, развитие технической составляющей обучения (мультимедийное оборудование аудиторий, оборудование для видеоконференций, компьютерная инфраструктура (локальная сеть около 1 000 компов, Веб, компьютерные классы).

Учебный процесс обеспечивает около 400 педагогов, наиболее 70% из их имеют ученые степени.

Главный контингент получающих образовательные услуги – это обитатели Иркутской области и примыкающих регионов. Пользователем приготовленных профессионалов также выступает в главном Рынок труда региона озера Байкал. Университет завлекает учащихся качеством образовательных услуг. Со почти всеми большими предприятиями университет связывают договоры о практике студентов, подготовке и переподготовке кадров.

Учредителем БГУЭП является Федеральное агентство по образованию, которое выдает лицензию на проведение обучения (сроком на 5 лет) и раз в 5 лет проводит всеохватывающую проверку университета. В случае удачного прохождения проверки, университет получает аккредитацию – Право выдавать дипломы муниципального эталона.

По итогам учебного года университет передает учредителю отчеты по формам 3НК и 4НК. На базе отчетности университета Федеральное агентство по образованию по заявке университета раз в год выделяет определенное количество экономных мест для конкурсного зачисления абитуриентов в следующем учебном году.

Областные органы власти участвуют в всеохватывающей проверки университета и могут советовать (либо не советовать) предоставление университету лицензии на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) студентов по специальностям, нужным для удачного развития области. Не считая этого, органы местной власти являются большим заказчиком научно-исследовательской продукции.

В планировании собственный деятель университет исходит из Муниципальных образовательных эталонов (ГОСов), потребностей региональной экономики и спроса на образовательные услуги. В стратегическом отношении университет старается сформировать более востебованную номенклатуру специальностей и программ обучения. Решения о изменении в номенклатуре специальностей предлагаются ведущими спецами университета, дискуссируются на ректорате и утверждаются Ученым советом БГУЭП. Главным периодом обучения является учебный год. На основании ГОСов выпускающая кафедра сформировывает рабочие учебные планы образовательных программ для учебных групп, по которым выбирается перегрузка педагогов и создается расписание. Выполнение перегрузки отражается в отчетах педагогов и аттестациях студентов. Результаты аттестаций рассматриваются по итогам всякого полугодия. В главные характеристики деятель университета входят численность контингента студентов, размер педагогической перегрузки в часах, численность педагогов, успеваемость (толика студентов, удачно завершивших соответственный период обучения), свойство познаний (толика студентов, завершивших соответственный период обучения с оценками «непревзойденно» и «отлично»).

БГУЭП уверенно занимает собственный сектор рынка образовательных услуг. По официальным рейтингам экономических вузов он заходит в 10 наилучших вузов страны. Благодаря отличному научно-педагогическому потенциалу и высочайшей репутации можно уверенно предсказывать его успешную деятельность.

Главные образовательные услуги не соединены агрессивно друг с другом, но образуют естественную цепочку образовательных услуг: среднее особое образование, высшее особое образование, послевузовское образование (аспирантура и докторантура) и увеличение квалификации. Научная деятельность, включающая работу советов по защите диссертаций, нужна университету для формирования кадрового потенциала педагогов и увеличения свойства обучения. Обслуживающие виды деятель соединены поддержанием в неплохом состоянии спостроек, аудиторного фонда, снабжением, обеспечением информационной инфраструктуры.

структура управления БГУЭП является классической для вузов РФ (Российская Федерация — деятель возглавляет соответственный проректор. Учебную деятельность возглавляют сходу три проректора: два проректора по учебной работе и проректор по ускоренному обучению. Проректорам по учебной работе подчиняются деканы, организующие делопроизводство по обучению студентов, любой на собственном факультете. Любой факультет включает несколько кафедр, ведущих обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в главном по профилю факультета. Заведующие кафедрами организуют научную и учебную работу педагогов.

Для университета свойственна многоплановость управляющих связей. работу кафедр и педагогов курирует декан в части организации обучения студентов собственного факультета. В методическом и научном плане педагогов контролируют заведующие кафедрами. Если педагог возглавляет некие исследования, то в этом плане он начинает подчиняться проректору по научной работе.

1.2 Работающая Информационная система БГУЭП

ИС БГУЭП работает в критериях объединения всех компов (порядка 1000) в ЛВС. В ЛВС БГУЭП выделено несколько доменов. Один из их Classes соединяет воединыжды компьютерные классы (15 классов около 400 компов), иной – ISEA – включает компы служащих БГУЭП. Файловые серверы для хранения учебно-методических материалов, информационно-справочных систем, электрического каталога библиотеки, программного обеспечения, личные папки юзеров.

Рис.
1. Организационная структура БГУЭП.

SQL-сервер употребляется для предоставления доступа к базам данных по контингенту, кадрам, абитуриентам. веб-сервер употребляется для доступа к Веб, размещения веб-сайта университета и хостинга веб-сайтов специальностей.

Автоматизированы учет кадров и штатное расписание, контингент студентов, бухгалтерский учет, библиотека, управление учебным действием, ведение расписания занятий.

Информационная система университета построена по обычному принципу «клиент-сервер». Все данные и большая часть процедур их обработки находятся на SQL
-сервере (серверная часть). Любой работник получает доступ к определенной части ИС средством программных приложений (клиентская часть). Все это обеспечивается наличием корпоративной сети и системы сетевой сохранности. Всю информационную систему можно поделить на несколько подсистем.

Подсистема «Кадры»
ведет учет служащих университета для проведения кадровой и социальной политики, дозволяет производить планирование расходов на зарплату, учет отчислений в пенсионный фонд и т. д., также помогает управлению института отлично организовать учебный процесс с учетом ведущей роли педагогов в нем. В связи с сиим подсистема «Кадры», не считая хранения и анализа обычной кадровой инфы, содержит специальные данные о педагогах, нужные для организации учебного процесса. Данная подсистема предоставляет информацию для подсистем «Педагогическая перегрузка» и «Контингент студентов».

Подсистема «Абитуриент»
обеспечивает автоматизацию более трудозатратной работы приемной комиссии БГУЭП – регистрацию заявлений абитуриентов, формирование списков и разбиение на группы для проведения вступительных экзаменов, проведения зачисления и печать приказов. Подсистема выдает аналитическую информацию о ходе приема заявлений, проведении вступительных экзаменов и заключении договоров на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), которая дозволяет поменять стратегию маркетинговой кампании по приему студентов, выявлять недочеты профориентационной работы в школах, невостребованные специальности, планировать поступление средств от заключенных договоров на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), Потребность в общежитиях и т.д. Данные о принимаемых абитуриентах необходимы и в почти всех остальных подразделениях университета.

В подсистеме «Контингент студентов»
ведется учет высококачественного и количественного состава учащихся (студентов). С ее помощью осуществляется обработка приказов по движению и состоянию контингента студентов, ведется поиск инфы о учащемся. Там же хранится информация о платежах студентов, обучающихся на внебюджетной базе. Главным источником данных для данной для нас подсистемы является «Абитуриент».

Подсистема «Педагогическая перегрузка»
автоматизирует планирование учебного процесса: создание и корректировку пятилетних учебных планов по специальностям, определение состава групп на первом курсе, учет объединения групп смежных специальностей в потоки и объединения потоков, формирование учебной перегрузки на год (семестр) и распределение ее по педагогам, также регистрацию ее выполнения. Подсистема имеет возможность сравнить плановые и фактические характеристики для принятия управленческих решений. Употребляет данные всех вышеперечисленных подсистем.

Техно оснащенность соответствует современному уровню развития вычислительной техники. Употребляются передовые информационные технологии. Отсутствуют трудности с производительностью вычислительной системы. Главным направление развития информационных технологий в БГУЭП является автоматизация видов деятель еще не обеспеченных информационными технологиями. Таковыми видами деятель являются учет успеваемости, учет и управление исследованиями, учет и управление оборудованием и сначала вычислительной техникой. Одним из животрепещущих направлений автоматизации является учет успеваемости.

Высочайшая конкурентность на рынке образовательных услуг и падение рождаемости требуют от БГУЭП увеличение свойства и конкурентоспособности образовательных программ. При условии вербования достаточного количества студентов, обучающихся на коммерческой базе, может быть будет решение главных вопросцев жизнедеятельности университета. Свойство обучения находит свое отражение в оценках познаний студентов. исследование этих оценок дозволяет выявлять трудности преподавания и недочеты в технологии обучения. Есть и технологические трудности в учете успеваемости: высочайшая трудозатратность выявления задолжников, производства итоговых документов, формирование обычных отчетов. Для решения этих заморочек нужна подсистема учета успеваемости в БГУЭП, которая не только лишь обеспечивала решение задач учета и формирования соответственных документов, но обеспечивала бы поддержку решений в области свойства обучения.Учет успеваемости в БГУЭП

1.3 Организация учета успеваемости в БГУЭП

Учет успеваемости является компонентом процесса управления учебным действием. Учебный процесс высшего проф образования производится по рабочим учебным планам (РП), разработанным на базе Муниципальных образовательных эталонов (ГОС). РП для каждой учебной группы описывает номенклатуру учебных дисциплин, видов учебной деятель и итоговые аттестации по каждой дисциплине. До начала учебного года кафедра получает перечень учебных поручений на будущий год с указание групп, потоков, видов перегрузки и аттестаций. Учебные поручения распределяются посреди педагогов кафедры и сведения о этом распределении передаются в Учебно-методическое управление (УМУ) для составления расписания.

Учебный процесс производится в согласовании с расписанием и заканчивается сессиями – выставлением оценок, по которым формируются итоговые документы: академические справки и приложения к дипломам. Промежные аттестации организуются деканатами для текущего контроля учебного процесса. По итогам обучения принимаются решения о переводах на последующий курс и отчислениях студентов. Кафедры, деканаты, УМУ, ректорат разглядывают итоги успеваемости для управления учебным действием.

К каждой оценке по предмету добавляются количество часов, выделенное на преподавание этого предмета. Не считая этого, БГУЭП в качестве опыта ввел для всякого предмета измерение учебной работы студента в учетных единицах – кредитах ECTS (Europenian Credit Transfer System)
и стобалльную оценку. Годичная перегрузка принимается за 60 кредитов и делится меж предметами с точностью до десятой толики кредита. При всем этом учитываются все виды учебной деятель: лекции, семинары, лабораторные рефераты, курсовые, самостоятельные работы, зачеты и экзамены. При определении размера учебной перегрузки по предмету в кредитах не принимается во внимание сложность курса – лишь размер работы.

В управлении учебным действием учавствуют последующие должностные лица и подразделения (см. рис. 4)

– проректор по учебной работе (стратегическое и тактическое управление учебным действиям, устанавливающее нормативы выполнения, требования технологии обучения, характеристики свойства);

– УМУ (оперативное управление учебным действием: контроль соответствия рабочих учебных планов муниципальным образовательным эталонам, формирование учебных поручений и расписаний, контроль выполнения расписания, предложения по изменению организации учебного процесса, контроль учета успеваемости);

– кафедры (распределение учебных поручений, выполнение обучения, контроль работы педагогов);

– деканаты (контроль учебной работы студентов, сбор сведений о итоговых аттестациях, ведение личных дел студентов, формирование академических справок и приложений к дипломам).

1.3.1 Процессное описание учета успеваемости

Входом учета успеваемости являются познания студента (см. рис. 2), приобретенные им за период обучения. Входными документами являются зачетка студента и экзаменационная ведомость либо направление студента на зачет (экзамен).

Выходом учета успеваемости являются заполненные зачетка студента и экзаменационная ведомость либо направление, на основании которых формируются личные дела студентов, отчеты, итоговые документы: академические справки, приложения к диплому.

Ресурсами учета успеваемости является экзаменатор и обеспечение процедуры экзамена: помещение, информационные технологии и т.д., также инспекторы деканатов, выполняющие учет успеваемости, и старшие лаборанты на кафедрах, помогающие в оформлении экзаменационных материалов и итогов экзаменов и зачетов.

Рис.
2. Контекстная диаграмма учета успеваемости

обладателем бизнес является проректор по учебной работе. Управление производится на базе требований ГОСов, нормативных документов в сфере высшего образования, нормативных документов университета. Проректор по учебной работе контролирует главные характеристики успеваемости и делегирует некие свои возможности деканам и заведующим кафедрами (см. рис. 4
). Учебно-методическое управления производит контроль соблюдением правил проведения экзаменов и собирает статистику по итогам сессий и учебного года в целом.

Разработка учета успеваемости имеет повторяющийся нрав. Выставление зачетов производится в последнюю учебную недельку семестра. В течение сессии студенты сдают экзамены по соответственному расписанию. Задолжники сдают «хвосты» по фронтам в выделенное для этого время. Документооборот представлен на рис. 5 и рис. 6. Формы документов приведены в Приложении 1.

Рис. 3. Операции процесса учета успеваемости

Основой планирования учебного процесса является рабочий учебный план, который разрабатывается на базе муниципального образовательного эталона (см. рис. 5). Рабочий учебный план разрабатывается на выпускающей кафедре и утверждается проректором по учебной работе.

Рис.
4. структура управления учебным действием.

Рис.
5. Формирование рабочего учебного плана.

Перечень зачетов и экзаменов очередной сессии формируется (см. рис. 6) на основании рабочего плана обучения и утверждается распоряжением декана. Операция 1-«Печать ведомости» производится инспектором деканата на основании списочного состава групп не позже, чем за 3 денька до начала экзамена либо зачета. В ведомости декан отмечается студентов, не допущенных к экзамену либо зачету, и подписывает ведомость, которая передается лаборанту кафедры либо лично экзаменатору. Печать ведомости является довольно трудозатратной операцией: формируется списочный состав группы на начало сессии и переносится в специальную форму в формате MS Word. В форму по очереди переносятся наименования предметов, экзаменаторов и испытаний и потом производится печать. В течение подготовки к сессии инспектор сформировывает 10-15 ведомостей на одну группу. При всем этом часто инспектор путает наименования предметов и фамилии педагогов.

Педагог заполняет ведомость во время экзамена (зачетной недельки) и должен передать ее в деканат в денек экзамена либо последующий рабочий денек (до начала сессии для зачетов). Инспектор деканата обеспечивает хранение ведомостей и направлений и заносит сведения о оценках в личные дела студентов. Опосля защиты дипломного проекта (работы) по личному делу студента заполняются диплом и приложение к диплому. Эта операция различается высочайшей трудозатратностью и значимым количеством ошибок в бланках серьезной отчетности.

Более трудозатратными являются операции 8, 11 и 18 анализа успеваемости. Рассчитываются последующие характеристики успеваемости

,

,


.

Рис.
6. Документооборот учета успеваемости

количество и толика оценок (неаттестован, незачтено, зачтено, неудовлетворительно, удовлетворительно, отлично, непревзойденно);

— трудозатратность изученных предметов в учетных единицах и часах;

количество и толика неуспевающих, успевающих, троечников, ударников, отличников;

— средняя взвешенная стобалльная оценка (в качестве весов применяется толика трудозатратности предмета в общей трудозатратности учебы);

где — оценка,

— трудозатратность оценки ,

I

— огромное количество оценок. Огромное количество оценок I

быть может выбрано для огромного количества студентов, огромного количества предметов, периода обучения либо случайной композиции критерий по сиим признакам

анализ характеристик производится по последующим реквизитам-признакам (измерениям):

— контингент студентов (уровни иерархии: форма обучения, специальность, курс, группа, студент);

— период обучения (уровни иерархии: учебный год, семестр);

— предметы (уровни иерархии: циклы предметов, предметы);

— экзаменатор (уровни иерархии: кафедра, педагог);

— аттестация (метки: зачет, экзамен, курсовая, практика, муниципальный экзамен, защита дипломной работы);

— вид зачисления (метки: экономный, мотивированной, коммерческий).

1.3.2 анализ технологии оценки познаний

Оценка познаний – трудозатратный процесс. Средствами понижения трудозатратности являются: выставление оценок по результатам текущей успеваемости, применение компьютерного тестирования.

Узенькими местами обработки документов являются регистрация оценок. Более трудозатратными являются анализ успеваемости, выявление задолжников по определенному аспекту: количество задолженностей, наличие задолженностей

Управляющие действия запаздывают по причинам несвоевременного возврата ведомостей и направлений с выставленными оценками в деканаты.

Автоматизация дозволит создать информацию о оценках наиболее открытой, за счет предоставления сведений о оценках студентам и педагогам. Покажется возможность оперативно строить рейтинг студентов по средневзвешенной стобалльной оценке.

Цели учета успеваемости и их связи представлены на рис. 7

Рис.
7. Цели учета успеваемости.

Для заслуги целей можно предложить последующие критичные причины фуррора:

1. Мотивация педагогов в оценке познаний по итогам текущей успеваемости.

2. Мотивация педагогов в применении компьютерного тестирования

3. Мотивация студентов увеличения свойства познаний.

4. Распространение тестирования

Главные характеристики результативности:

1. Характеристики использования компьютерного тестирования:

1.1. количество тестов,

1.2. количество вопросцев в тестах,

1.3. толика тем с разработанными компьютерными тестами.

2. характеристики выставления оценок по итогам текущей успеваемости:

2.1. количество оценок по итогам текущей успеваемости,

2.2. толика оценок по итогам текущей успеваемости.

3. характеристики увеличения квалификации педагогов:

3.1. количество педагогов, прошедших курсы увеличения квалификации,

3.2. толика педагогов, прошедших курсы увеличения квалификации.

4. характеристики распределения оценок

4.1. сумма квадратов отклонений частот оценок по предмету от среднего по университету как мера отличия распределения оценок от среднего по университету (сгустку)

4.2. модуль разности среднеквадратических отклонений распределения оценок по предмету и среднего распределения оценок по университету (сгустку).

5. характеристики пересдач:

5.1. количество пересдач

5.2. толика пересдач.

6. количество жалоб на объективность оценок.

Характеристики использования компьютерного тестирования могут быть получены в соответственной системе компьютерного тестирования. характеристики выставления оценок по итогам текущей успеваемости и количество жалоб на объективность оценок трудно измерить в имеющейся системе учета успеваемости. характеристики увеличения квалификации педагогов можно получить по данным подсистемы «Кадры».

1.4 Требования к подсистеме учета успеваемости БГУЭП

Подсистема учета успеваемости до этого всего обязана решать учетные задачки: печать ведомостей и направлений, регистрация оценок, формирование отчетов по итогам сессий. права на регистрацию лишь оценок студентов факультета передаются инспекторам деканатов.

Для проректора по учебной работе, служащих УМУ, деканов, зав.кафедрами, педагогов должны быть разработаны формы анализа успеваемости по предложенным выше показателям с возможностью детализации и агрегирования по предложенным выше признакам. Любой юзер должен получать статистику по оценкам в согласовании со служебными обязательствами: педагог по оценкам читаемых курсов, зав.кафедрой – по оценкам педагогов кафедры, декан – по оценкам студентов факультета.

Студент должен получить доступ к своим оценкам, для контроля корректности регистрации. На веб-сайте университета обязана быть расположена страничка для получения перечня оценок по паспортным данным. Это дозволит оперативно информировать родителей студентов о оценках деток.

Данные о педагогах должны извлекаться из подсистемы «Кадры», о студентах и группах – из подсистемы «Контингент студентов».

Техническое задание приведено в Приложении 2.

1.5 Расчет экономической эффективности

Расходы на разработку в течение 6-ти месяцев разработки и 1-го месяца опытнейшей эксплуатации представлены в табл.1. В Издержки не вошли издержки на создание сети, приобретение сервера и программного обеспечения для него, Издержки на приобретение компов и оборудования юзеров. Таковым образом, к затратам отнесены заработная плата разрабов, ЕСН на заработную плату и затратные расходы.

Таблица 1

Расхода на разработку подсистемы учета успеваемости

Статья расходов

Сумма

1

Заработная плата программера 7 месяцев (разработка и опытнейшая эксплуатация) с окладом 20 000 = 20 000 * 7

140 000

2

Единый соц налог 35,6% (от 7)

49 840

3

Эксплуатация 2-х ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) программистов (срок службы ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) 3 года) =30 000 / (3 / 0,5) * 2

5 833

4

Затратные расходы 20% от (7+8)

37 968

Всего серьезных вложений

233 641

Издержки на эксплуатацию за месяц представлены в табл.2. Издержки системного инженера оценивались экспертно. Предполагается что в эксплуатации подсистемы будут задействованы порядка 30 компов юзеров, которые не считая администрирования нуждаются в обслуживании электронщиками и ремонте. Амортизация компов рассчитывается, исходя из экспертной оценке морального износа в три года.

Таблица 2

Издержки на эксплуатацию подсистемы учета успеваемости в месяц

Статьи издержек

Сумма

1

Заработная плата системному админу (20% рабочего времени) = 25 000 * 20% =

5 000

2

Заработная плата электронщикам (норма обслуживания 50 ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) на инженера) = 20 000 / 50 * 30 =

12 000

3

Единый соц налог 35,6% (от 1+2)

6 052

4

Издержки на запчасти (10% цены ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) за три года) = (30 000 * 10% / 3 / 12) * 30 =

2 500

5

Амортизация ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) = 30 * 30 000 / 3 / 12 =

8 333

6

Расходные материалы (3 картриджа)

1 000

7

Затратные расходы 20% от (1+2+3)

4 610

Всего расходов на эксплуатацию в месяц

39 496

Более проблематическим представляется оценка доходов от эксплуатации подсистемы. Невзирая на уменьшение ручного труда на формирование документов и отчетов, сокращения штатов не предполагается. Подсистема дает лишь косвенный Доход, который выражается в увеличении контроля за ведением личных дел студентов, использовании статистических черт оценок для выявления «перекосов» в выставлении оценок педагогами доступности данных успеваемости для студентов и их родителей. Оценивается, что такие характеристики учета успеваемости привлекут большее число абитуриентов и это принесет каждый месяц Прибыль в 100 000 руб.

Расчеты за 1-ые два года представлены в табл.3

Таблица 3

Расчет незапятнанного дисконтированного дохода

№ мес

Расходы

Доходы

Коэфф. 1/(1+E)^№

Сумма диконтированных расходов

Сумма диконтированных доходов

Незапятнанный дисконированный Доход

1

33 377

0,98492

32 874

0

-32 874

2

33 377

0,97007

65 252

0

-65 252

3

33 377

0,95544

97 143

0

-97 143

4

33 377

0,94104

128 552

0

-128 552

5

33 377

0,92685

159 487

0

-159 487

6

33 377

0,91287

189 957

0

-189 957

7

33 377

0,89911

219 966

0

-219 966

8

39 496

100 000

0,88555

254 942

88 555

-166 387

9

39 496

100 000

0,87220

289 390

175 774

-113 615

10

39 496

100 000

0,85904

323 318

261 679

-61 640

11

39 496

100 000

0,84609

356 735

346 288

-10 447

12

39 496

100 000

0,83333

389 649

429 621

39 973

13

39 496

100 000

0,82077

422 065

511 698

89 633

14

39 496

100 000

0,80839

453 993

592 537

138 544

15

39 496

100 000

0,79620

485 440

672 158

186 718

16

39 496

100 000

0,78420

516 412

750 577

234 165

17

39 496

100 000

0,77237

546 918

827 814

280 897

18

39 496

100 000

0,76073

576 963

903 887

326 924

19

39 496

100 000

0,74926

606 556

978 813

372 257

20

39 496

100 000

0,73796

635 702

1 052 608

416 906

21

39 496

100 000

0,72683

664 408

1 125 291

460 883

22

39 496

100 000

0,71587

692 682

1 196 878

504 196

23

39 496

100 000

0,70508

720 530

1 267 386

546 856

24

39 496

100 000

0,69444

747 957

1 336 830

588 873

График незапятнанного дисконтированного дохода представлен на рис. 8. Вычисления демонстрируют, что система начинает приносить Доход через 12 месяцев. ЧДД за два года составит 588 873 руб.

Рис.
8. График незапятнанного дисконтированного дохода за 24 месяца разработки и эксплуатации

2 Конструирование подсистемы

2.1 Построение модели функций

Главными функциями подсистемы являются создание перечня экзаменов и зачетов, ввод оценок и формирование отчетных и аналитических форм (см. рис. 9).

Рис.
9. Диаграмма потоков данных для АРМа инспектора деканата.

Списки экзаменов и зачетов должны храниться в специальной таблице экзаменов в БД. Эти данные можно получать из учебного плана группы. Для выбора перечня экзаменов и зачетов (см. рис. 10) нужно найти учебный год, сессию, указать группу и передать эти сведения в качестве характеристик хранимой процедуре e_CopyStudyPlanToExList, которая будет дополнять таблицу экзаменов экзаменами и зачетами надлежащими входным характеристикам. Для просмотра и редактирования приобретенного перечня обязана быть предусмотрена табличная форма с возможностью конфигурации, прибавления, удаления записей. Редактирование в главном будет соединено с указанием экзаменатора. Для этого необходимо предугадать поиск педагогов в БД «Кадры» по первым буковкам фамилии. Экзаменатор должен быть указан первичным ключом сотрудника.

Рис.
10. Диаграмма прецедентов для сотворения перечня экзаменов и зачетов.

Для избранного экзамена либо зачета обязана быть предусмотрена печать экзаменационной либо зачетной ведомости (см. приложение 1) либо ведомости на пересдачу (см.. В первом случае выбираются студенты обозначенной группы. Во 2-м – студенты потока обозначенной группы, не имеющие положительных оценок по избранному испытанию.

Рис. 11. Диаграмма прецедентов печати ведомостей и ввода оценок.

Для ввода оценок с ведомости обязана быть предусмотрена табличная форма подобная ведомости. При регистрации оценок добавочно вводятся количество оценок всякого вида. При записи контролируется количества оценок всякого вида на совпадение введенного вручную и вычисленного по оценкам. При записи в БД контролируется наполнение всех атрибутов дублирование оценок, наличие оценок выше, чем добавляемая, соответствие классической и стобалльной оценок.

Просмотр и редактирование оценок студента просит поиска, который комфортно проводить по схеме: выбор формы обучения, группы, студента. Для обозначенного студента и избранного параметрами семестра должен демонстрироваться перечень оценок, который можно редактировать. Таковым образом может быть будет вводить оценки с направления на зачет либо экзамен. Для перезачета оценок другого университета можно применять эту же форму с доп полем: университет, в каком получена оценка (по дефлоту БГУЭП).

Регистрация продления сессии студенту заключается в указании даты, до которой сессия продлена.

Во всех приложениях аналитическая обработка оценок связана с определением итогов сессии. Для всякого студента и экзамена либо зачета рассчитывается наибольшая оценка (чтоб бросить одну оценку в случае пересдач). Оценки студента сравниваются со перечнем зачетов и экзаменов его группы. В случае отсутствия оценки студента в качестве оценки принимается «Неявка». По результатам данной обработки рассчитываются все характеристики успеваемости.

В различных приложениях расчет характеристик успеваемости: успеваемость, свойство познаний, количество задолжников, троечников, ударников и отличников, рейтинга студентов – по всем студентам и по коммерческому набору в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, педагогов, кафедр производится по формулам, приведенным в п.1.3.1. Отличие будет заключаться во огромном количестве оценок и студентов, избираемых для расчетов.

веб-страницы для доступа к данным успеваемости должны быть выполнены по технологии ASP. Для доступа к БД интернет-серверу предоставляются надлежащие права. Заполненные характеристики (фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта) веб-сервер передает хранимой процедуре Web_GetEstimations, которая возвращает таблицу с оценками студента. Эта таблица употребляется для формирования соответственной веб-страницы.

Для демонстрации рейтинга студентов формируется веб-страница со перечнем факультетов и специализаций для выбора специализации. Опосля выбора специализации формируется страничка со перечнем курсов и групп. Выбор группы либо курса приводит к построению и демонстрации рейтинга для обозначенного огромного количества студентов.

2.2 Построение модели данных

Данные о группах, студентах, педагогах подсистема сессия получает из подсистем «Контингент студентов» и «Кадры». Структуры данных для хранения инфы о экзаменах, зачетах и оценках представлены на рис. 12.

Рис.
12. Схема данных подсистемы «Сессия».

информация о перечне экзаменов и зачетов хранится в таблице ExList, о оценках в таблице Exam. Чтоб избежать повторений для всякого студента группы либо каждой группы потока монотипной инфы (ссылок на предмет (CodSub) и кафедру (CodKaf), размеров лекций (Lec), семинаров (Sem), самостоятельной работы (Sam) и общего размера в кредитах ECTS (ECTS)) она хранится в таблице HoursVars и на вариант перегрузки ссылка производится по полю CodVar.

Таблицы содержат в главном коды (поля, начинающиеся с Cod…). Надлежащие кодам значения содержат справочные таблицы: Subs таблица предметов с ключом CodSub, Kafs – кафедры с ключом CodOrganization, CodKaf, SubTypes– типы предметов с ключом CodSubType, Personal.People – сотрудники с ключом CodPe (ссылка CodPrep), Faculty – факультеты с ключом CodOrganization, CodFaculty.

Первичные и наружные ключи обеспечивают ссылочную целостность и показаны на рисунке знаком ключа для полей, составляющих первичный ключ и линиями для наружных ключей.

В таблицу ExList экзаменов и зачетов записи добавляются процедурой из учебного плана группы (поле CodPlan в таблице Grup играет роль ссылки на учебный план) либо инспектором деканата.

Оценки добавляются либо корректируются инспектором деканата.

При корректировке списков экзаменов и оценок может быть происходит корректировка перегрузки оценки в таблице HoursVars. Для этого предусмотрены процедуры корректировки таблицы ExList и [e_UpdateExam] таблицы HoursVars.

2.3 Конструирование приложений

Форма АРМ инспектора деканата представлена на рис. 13. При запуске приложения проверяется логин юзера, и устанавливается факультет по данным таблицы FacultyUsers, содержащей характеристики факультета для всякого логина. Таковым образом, ограничивается доступ к данным для всякого инспектора деканата.

Рис.
13. Форма АРМ инспектора деканата.

Учебный год и номер семестра (сессии) инсталлируются по текущей дате и могут быть изменены юзером (см. панель управления на рис. 13). Также по дефлоту устанавливается дневная форма обучения.

Форма содержит три странички «Ведомости», «Оценки», «Успеваемость». На страничке «Ведомости» слева представлен перечень групп факультета справа – перечень экзаменов и зачетов для обозначенной курсором группы. Перечень формируется клавишей «Избрать предметы из плана» (левая над перечнем экзаменов) быть может изменен клавишами «добавить» (со знаком «+»), «удалить» (со знаком «-»), «редактировать» (со знаком треугольника). Добавление и редактирование производится с помощью специальной формы (см. рис. 14). Обычно при редактировании указывается экзаменатор (клавиша «Отыскать педагога». При добавлении экзамена (зачета) вручную поначалу из перечня кафедр выбирается подходящая кафедра, потом из перечня предметов избранной кафедры выбирается подходящий предмет. Дальше производится наполнение всех иных описателей экзамена либо зачета.

Клавиши «Печать ведомости», «Формирование ведомости в MS Word», «Печать ведомости на пересдачу» запускают надлежащие процедуры выбора данных из БД и формирование документа. В ведомость на пересдачу не считая задолжников обозначенной группы по обозначенному предмету выбираются задолжники остальных групп, входящих в один поток с обозначенной.

Рис.
14. Редактирование экзамена либо зачета сессии.

Клавиша «Ввод оценок из ведомости» открывает специальную форму (см. рис. 15), в какой необходимо заполнить колонки «Оценка», «Рейт.оценка», «Дата» и «Экзаменатор». Клавиша «Всем» («Одному») копирует характеристики из верхней части экранной формы всем студентом (текущему студенту). Клавиша «Расчет» пересчитывает количества оценок всякого вида для контроля с данными ведомости, рассчитанными вручную. Клавиша «ОК» приводит к записи всех оценок экранной формы в БД.

Рис.
15. Форма ввода оценок с ведомости.

Страничка «Оценки» (Рис. 15) дозволяет избрать группу (левая верхняя таблица), студента в группе (правая таблица) и просмотреть и поменять оценки обозначенного курсором студента. Добавление и корректировка производятся с помощью формы с рис. 17.

Рис.
16. Страничка для просмотра и редактирования оценок избранного студента.

Рис.
17. Форма редактирования оценки студента

На рис. 18 представлена форма с итоговыми данными (по всем специальностям, по курсам избранной специальности, по студентам избранного курса) по академическим задолженностям факультета и детализированными данными по избранному студенту. Подобная форма реализована в АРМ проректора по учебной работе (Рис. 18). характеристики в верхней части формы разрешают найти за какой период, и по какому контингенту студентов буду выполняться вычисления.

Рис.
18. Форма просмотра итоговых данных по задолжникам факультета.

Распределение студентов по категориям представлено на формах (Рис. 19, Рис. 20) в АРМ проректора по учебной работе и АРМ старшего лаборанта кафедры. Подобная форма есть и в АРМ инспектора деканата.

Все формы вычисления сводных данных по успеваемости выполнены по схожей схеме. характеристики формы разрешают избрать данные для вычислений. Клавиша «Перечесть» (со знаком суммы) передает характеристики соответственной хранимой процедуре, которая вычисляет таблицу со сводными данными и возвращает ее в приложение. Просмотр таблиц синхронизирован, к примеру, выбор специальности приводит к демонстрации данных по данной для нас специальности во всех наиболее детализированных таблицах.

Рис.
19. Форма просмотра итоговых данных по задолжникам БГУЭП.

Рис.
20. Распределение студентов по категориям.

Рис.
21. Распределение студентов по категориям по педагогам кафедры.

Доступ к данным о успеваемости через веб защищен указанием серии и номера паспорта (Рис. 21). При условии совпадения введенных данных со значениями в БД от имени интернет-сервера БГУЭП запускается хранимая процедура Web
_
GetEstimations
, которая возвращает итоговые оценки обозначенного студента. Эти оценки демонстрируются на специальнойстранице (Рис. 22).

Рис.
22. характеристики вэб-страницы для идентификации студента

Рис.
23. вэб-страницы с оценками студента.

Аналогично организован доступ по веб к рейтингу студентов по средневзвешенному баллу. Поначалу выбирается специализация, потом группы либо курс (Рис. 23). веб-сервер вызывает хранимую функцию БД для построения рейтинга по обозначенному огромному количеству студентов. Итоги возвращенные процедурой демонстрируются на сгенерированной вэб-странице (Рис. 24)

Рис.
24. Вэб-страница выбора группы (курса) для построения рейтинга.

Рис.
25. вэб-страница с рейтингом студентов по средневзвешенной оценке.

Заключение

В процессе работы над дипломным проектом был исследован учет успеваемости в БГУЭП, выделены потребности управляющих (проректора по учебной работе, декана, заведующего кафедрой) в показателях успеваемости для управления качеством познаний. По сиим данным создано техническое задание на разработку подсистемы учета успеваемости, сконструированы функции подсистемы, разработаны структуры базы данных и ряд хранимых процедур для вычисления характеристик успеваемости. Разработана экранная форма для регистрации перечня экзаменов для сессий групп, хранимая процедура выбора экзаменов и зачетов из учебного плана. Разработан запрос и модуль формирования и печати экзаменационной ведомости на группу и пересдачу задолженностей. Разработаны хранимые процедуры для вычисления характеристик успеваемости и надлежащие формы в АРМ проректора по учебной работе, старшего лаборанта кафедры, инспектора деканата. Реализован доступ через веб к данным успеваемости по паспортным данным студента и рейтингу студентов по сумме баллов.

В перспективе можно обеспечить доступ педагога к выставленным им оценкам, также делать статистический анализ разных черт оценок успеваемости.

приложение 1

Формы документов

Форма «Распоряжение декана о сессии»

Форма «Экзаменационная (зачетная) ведомость»

Форма № 21

Кафедра физвоспитания и спорта

Федеральное агентство по образованию

Байкальский муниципальный институт экономики и права

Зачетная ведомость N___

Факультет «Экономической кибернетики»

Группа ИС-08-1
Специальность 3514
Семестр 3

Физическая

п/п

Фамилия

Отметка о сдаче зачета/100 бальная оценка

Подпись преподавате- ля и дата

Экзаменационная оценка/100бальная оценка

№№ зачетных книг

Подпись экзаменато- ра и дата

1

Андреев В.Е.

68316

2

Бавкум Г.А.

69704

3

Бобров А.А.

69606

4

Гнетова Т.А.

68255

5

Евсеев И.В.

63870

6

Ершов В.В.

68312

7

Ефименко Н.С.

68429

8

Золдак З.С.

71107

9

Зурбанов С.В.

69707

10

Исаков Е.В.

68472

11

Кешиков К.А.

68340

12

Климов П.М.

68392

13

Кокорин И.А.

68448

14

Крюкова М.И.

68397

15

Леонтьев В.А.

59112

16

Муканин Д.А.

68325

17

Починчик В.Н.

68400

18

Тарапыгин Ю.Л.

69638

19

Траньков С.В.

68362

20

Цыбиков Ю.В.

73990

21

Чепченко К.Б.

68309

22

Шевцов В.С.

69696

23

Щёкин А.В.

69594

Итого: Зачтено _______________ Не зачтено _____________

Декан факультета_____________________

Форма «Выписка по итогам сессии в личное дело студента»

приложение 2

Техническое задание

Подсистема «Сессия»

Учета успеваемости Байкальского муниципального института экономики и права

1. Общие сведения

Подсистема управления качеством познаний Байкальского муниципального института экономики и права «Сессия», именуемая в предстоящем подсистемой, разрабатывается силами группы АСУ института на основании плана развития ИС БГУЭП за счет собственных средств института. Прием подсистемы в опытную и промышленную эксплуатацию осуществляется комитетом БГУЭП по развитию информационных технологий

2. Предназначение и цели сотворения подсистемы

Подсистема создана для автоматизации:

— учета успеваемости в деканатах;

— построения рейтинга студентов по успеваемости в рамках 1-го факультета и целом по вузу;

— формирования и печати итоговых документов по обучению студентов;

— анализа успеваемости.

Цели подсистемы:

— понижение времени на подготовку экзаменационных сессий;

— уменьшение числа ошибок и повышение оперативности формирования приложений к дипломам за счет предоставления доступа к сведениям о оценках.

— уменьшение ошибок в приказах о переводе студентов с курса на курс;

— повышение достоверности и подробности анализа успеваемости и организованности проведения сессий;

— увеличение свойства обучения на базе анализа оценок;

3. свойства объекта автоматизации

Рабочие места проректора по учебной работе, инспекторов Учебно-методического управления, деканов, инспекторов деканатов, зав.кафедрами, лаборантов кафедр, обустроены ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем), присоединенными к ЛВС с пропускной способностью 100Мб/С. Для хранения данных о контингенте студентов и кадрах БГУЭП употребляется MS SQL server 2000. Персонал имеет способности работы на ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) с Windows 98, 2000 и MS Office.

4. Требования к подсистеме

4.1. Требования к подсистеме в целом

Система обязана состоять из приложений — АРМов инспектора деканата (он же употребляется деканом лишь для просмотра данных), лаборанта кафедры (он же употребляется зав.кафедрой лишь для просмотра данных), ректора, проректора по учебной работе (он же употребляется инспекторами учебного отдела для вычисления характеристик успеваемости). АРМы регистрируют и получают данные с SQL-сервера, которые обеспечивает действенное хранение данных и выполнение запросов на расчет разных характеристик успеваемости. Для публикации данных о успеваемости и рейтинге студентов на Internet-сервере БГУЭП должны быть разработаны особые странички.

Эксплуатация подсистемы не востребует роста штатов. Должны быть расширены функции админа SQL-сервера для управления возможностями новейших юзеров и работа инспекторов и лаборантов будет производиться с помощью ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) подсистемы.

защита инфы от несанкционированного доступа обязана производиться штатными средствами операционной системы и SQL-сервера. Сохранность инфы обязана быть обеспечена каждодневным копированием данных. одна копия обязана храниться админом вне строения, в каком размещен SQL-.

4.2. Требования к функциям подсистемы

АРМ инспектора деканата должен заавтоматизировать последующие функции:

— редактирование описания сессии – перечня испытаний (зачетов и экзаменов, перечень должен извлекаться из рабочих учебных планов для обозначенной сессии и может корректироваться инспектором деканатов;

— печать экзаменационных и зачетных ведомостей и направлений,

— ввод и редактирование оценок на базе групповых ведомостей и индивидуальных направлений на сдачу зачета, экзамена;

— регистрация перезачета оценки при переводе студента из другого университета;

— редактирование оценок студентов,;

— формирование ведомостей на пересдачу, включающая всех студентов потока;

— регистрация продления сессий студентам;

— формирование и печать сведений о успеваемости за обозначенный период обучения (количество и толика отличников, ударников, троечников, задолжников) в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, по видам финансирования обучения: экономное либо коммерческое;

— формирование и печать итоговых таблиц о итогах сессии по группам: студенты по строчкам, столбцы – экзамены и зачеты, на пересечении — итоговые оценки;

— формирование и печать характеристик успеваемости: успеваемость, свойство познаний, количество задолжников, троечников, ударников и отличников, количество пересдач по всем студентам и по коммерческому набору в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, педагогов, кафедр;

— формирование и печать перечня задолжников и задолженностей за текущую сессию и нарастающим итогом с начала учебного года и за всегда обучения,

— формирование и печать рейтинга студентов по средневзвешенной стобалльной оценке;

— формирование и печать приложения к диплому;

— формирование и печать академической справки;

— формирование и печать итогов сессии в личное дело студента.

АРМ лаборанта кафедры должен заавтоматизировать последующие функции:

— формирование и печать характеристик успеваемости: успеваемость, свойство познаний, количество задолжников, троечников, ударников и отличников по всем студентам и по коммерческому набору в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, педагогов, кафедр;

— формирование и печать меры отличия распределения оценок (сумма квадратов отклонений частот оценок) педагога, предмета от среднего по университету, кафедре

— формирование и печать среднеквадратического отличия распределения оценок педагога, предмета в сопоставлении с аналогичным показателем по университету, кафедре;

— формирование и печать перечня задолжников и задолженностей за текущую сессию и нарастающим итогом с начала учебного года и за всегда обучения по предметам и педагогам кафедры,

— предоставлять подробную информацию о успеваемости по дисциплинам кафедры;

— сформировывать и печатать списки студентов по группам.

АРМ ректора должен соединять воединыжды способности АРМов инспектора и лаборанта в части формирования и печати итоговых отчетных форм по успеваемости в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, педагогов, кафедр и в целом по университету.

веб-страница с данными успеваемости обязана по индивидуальным данным студента (фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта) сформировывать таблицу со перечнем экзаменов и зачетов и надлежащими оценками.

веб-страница с рейтингом студентов обязана предоставлять выбор факультета, специализации, курса либо группы. По итогам выбора обязана формироваться таблица (номер по порядку, фамилия, имя, отчество средневзвешенная стобалльная оценка), группа, студентов (группы либо курса) упорядоченная по убыванию средневзвешенной стобалльной оценки.

4.3. Требования к видам обеспечения

Требования к информационному обеспечению:

— данные должны хранится на сервере в нормализованной форме;

— обязана быть обеспечена ссылочная целостность данных;

— должны быть предусмотрены последующие проверки правильности данных: дублирование оценок, наличие оценок выше, чем добавляемая, соответствие классической и стобалльной оценок;

— данные о студентах, педагогах, кафедрах должны браться из данных подсистем «Кадры» и «Контингент».

Требования к техническому обеспечению:

комп сервера должен владеть быстродействием…, числом микропроцессоров…., оперативной памятью…, вольным дисковым местом…, доступом к устройству запасного копирования…, сетевой картой …;

комп юзера должен владеть быстродействием…, оперативной памятью…, вольным дисковым местом…, сетевой картой …;

Требования к организационному обеспечению:

— функции админа сети должны включать обеспечение доставки приложений на рабочие столы юзеров

— функции админа SQL-сервера должны включать предоставление возможностей юзерам подсистемы;

— должны быть изменены должностные аннотации лаборанта и инспектора в части использования подсистемы учета успеваемости.

5. Состав и содержание работ по созданию системы

Разработка информационного и программного обеспечения обязана быть выполнена в течение 6 месяцев и завершится предоставлением описаний приложений, описания структур данных подсистемы, описаний ИО, ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств), аннотации юзерам.

Опытнейшая эксплуатация обязана быть проведена на рабочих местах в течение сессии и окончиться предоставлением исправленных ИО, ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств), описаний и инструкций юзерам, админам сети и SQL-сервера.

6. порядок контроля и приемки системы

В процессе опытнейшей эксплуатации должны быть введены все оценки сессий студентов очной формы обучения; сформированы и написаны все выходные формы приложений; сформированы веб-страницы подсистемы.

При вводе в промышленную эксплуатацию контролируется корректность вычисления характеристик, формирования экранных и печатных форм и веб-страниц.

Комиссия по приемке обязана включать начальника отдела АСУ, проректора по учебной работе, декана, заведующего кафедрой, инспектора деканата, старшего лаборанта. Комиссия оформляет документы акты о приемки в опытную и промышленную эксплуатацию и готовит проекты соответственных приказов.

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

Обучения персонала делается инженерами группы АСУ до начала опытнейшей эксплуатации.

8. Требования к документированию

По итогам разработки формируется последующая документация:

— Описание подсистемы «Сессия».

— Описание приложений.

— Описание веб-страниц.

— Описание структур данных и программных объектов базы данных подсистемы «Сессия».

— {Инструкция} админу сети.

— {Инструкция} админу базы данных.

— Аннотации приложений АРМ ректора, АРМ старшего лаборанта кафедры, АРМ инспектора деканата.

9. Источники разработки

приложение 3 «Теория развития ИС БГУЭП» к приказу № 37 от 01.04.2002

отчет о НИР «Трудности автоматизации управления качеством обучения»

СОСТАВИЛИ

Наименование компании

Должность исполнителя

Фамилия имя, отчество

Подпись

Дата

Ведущий программер

Жоголь П.И

Начальник отдела АСУ

Казмиров А.Д.

СОГЛАСОВАНО

Наименование компании

Должность исполнителя

Фамилия имя, отчество

Подпись

Дата

Нач. Учебно-методеского управления

Деренко Н.В.

Декан ФЭК

Амбросов Н.В.

приложение 3

Хранимые процедуры подсистемы учета успеваемости

/****************************************************************************

Процедура [e_CopyStudyPlanToExList]копирует перечень экзаменов в таблицу ExList

для группы с кодом @CodGrup, курса @Course и семестра @NumTerm COrganization

Зубков Сергей, 12.01.2002

****************************************************************************/

CREATE PROCEDURE [dbo].[e_CopyStudyPlanToExList](@CodGrup int, @Course tinyint, @NumTerm tinyInt, @COrganization tinyInt=1) AS

— приходится использовать курсор из-за триггера, расчитанного на добавление одной записи —>VV

declare @CodPlan int

select @CodPlan = CodPlan from Grup where CodGrup = @CodGrup

create table #tmp

(

CodSub smallint,

Course tinyint,

NumTerm tinyint,

CodExType tinyint,

Lec smallint,

Sem smallint,

Sam smallint,

ECTScredits float

)

insert into #tmp exec e_GetExHoursList @CodPlan

declare

@CodVar int,

@CodSub int,

@CodSubType tinyint,

@CodOrganization tinyint,

@CodKaf tinyint,

@Lec smallint,

@Sem smallint,

@Sam smallint,

@ECTScredits float,

@CodExType tinyint,

@CodPrep int,

@ExLot tinyint

declare EL cursor for

select e.CodExType, ExLot = case when c.CodSubType = 2 then c.SubLot else e.ExLot end,

c.CodSub, CodSubType=case when c.CodSubType = 2 then c.CodSubType else e.CodControlType end, c.CodKaf, isNULL(Lec,0), isNULL(Sem,0), isNULL(Sam,0), isNULL(ECTScredits,0.0)

from (dbo.Grup g

left join dbo.StudyPlans p on p.CodPlan = g.CodPlan

left join dbo.StudyContents c on c.CodPlan = p.CodPlan

left join dbo.StudyExams e on e.CodPlan = c.CodPlan and e.CodSub = c.CodSub)

left join #tmp on #tmp.CodSub = c.CodSub and #tmp.Course = e.Course and #tmp.NumTerm = e.NumTerm and #tmp.CodExType = e.CodExType

— left join dbo.StudyTerm t on t.CodPlan = c.CodPlan and t.CodSub = c.CodSub and t.Course = e.Course and t.NumTerm = e.NumTerm

where

g.CodGrup = @CodGrup

and e.Course = @Course and e.NumTerm = @NumTerm

UNION

— Гос экзамены

SELECT [CodExType]=CASE WHEN ISNULL(tf.CodExType,0)=0 THEN 1 ELSE tf.CodExType END

, 0 AS [ExLot],

CodSub=CASE WHEN ISNULL(tf.CodSub,0)=0 THEN 841 ELSE tf.CodSub END,

1 AS [CodSubType],CodKaf, 20 AS Lec, 0 AS Sem, 216 AS Sam, 6.0 AS ECTScredits

FROM [dbo].TermFlow tf

inner join StudyPlans p on tf.CodPlan=p.CodPlan

WHERE tf.CodPerType=7

AND ((@CodPlan IS NULL) OR (tf.CodPlan = @CodPlan)) AND

tf.Course=@Course and tf.NumTerm=@NumTerm

UNION

— =============================================

— Практики 1.5 кредита в недельку (для преддипломной — 5 кредитов)

— =============================================

SELECT [CodExType]=CASE WHEN ISNULL(tf.CodExType,0)=0 THEN 1 ELSE tf.CodExType END,

0 AS [ExLot],

CodSub=CASE WHEN ISNULL(tf.CodSub,0)=0 THEN -1 ELSE tf.CodSub END,

1 AS [CodSubType],CodKaf, 0 AS Lec, 0 AS Sem, WorkLng*48 AS Sam,

ECTScredits=CASE WHEN NameSub LIKE ‘преддипломная практика%’ THEN 5 ELSE WorkLng*1.5 END

FROM [dbo].TermFlow tf

inner join StudyPlans p on tf.CodPlan=p.CodPlan

left join Subs s on tf.CodSub=s.CodSub

left join ExTypes e on tf.CodExType=e.CodExType

WHERE tf.CodPerType=4 AND

tf.Course=@Course and tf.NumTerm=@NumTerm

AND ((@CodPlan IS NULL) OR (tf.CodPlan = @CodPlan))

open EL

select @CodOrganization = @COrganization, @CodPrep = NULL

fetch next from EL into @CodExType, @ExLot, @CodSub, @CodSubType, @CodKaf, @Lec, @Sem, @Sam, @ECTScredits

while (@@fetch_status <> -1)

begin

IF (@@fetch_status <> -2)

begin

execute dbo.e_DetectCodVar @CodSub, @CodSubType, @CodOrganization, @CodKaf, @Lec, @Sem, @Sam, @ECTScredits, @CodVar output

if @CodVar > 0 and not exists(select * from dbo.ExList e, dbo.HoursVars h where e.CodVar = h.CodVar and

e.CodGrup = @CodGrup and e.Course = @Course and e.NumTerm = @NumTerm and e.CodExType = @CodExType and h.CodSub = @CodSub)

insert dbo.ExList values (@CodGrup, @Course, @NumTerm, @CodExType, @CodPrep, @ExLot, @CodVar)

end

fetch next from EL into @CodExType, @ExLot, @CodSub, @CodSubType, @CodKaf, @Lec, @Sem, @Sam, @ECTScredits

end

deallocate EL

CREATE PROCEDURE [dbo].[Web_GetEstimations] (@CodStudent int)

AS

/*

Возвращает оценки по студенту

Зубков Андрей

19.09.2007

exec Web_GetEstimations 8000

*/

select Course, NumTerm, NameSub, ExType, ECTSCredits,Mark=CASE WHEN (m.CodExType=2 and Mark>2)

THEN ‘зачтено’ ELSE CASE WHEN Mark=5 THEN ‘непревзойденно’

WHEN Mark=4 THEN ‘отлично’

WHEN Mark=3 THEN ‘удовл.’ END END+'(‘+convert(varchar,ECTSMark)+’)’

from analysis.s_GetMarks(@CodStudent) m

left join Subs s on m.CodSub=s.CodSub

left join ExTypes et on m.CodExType=et.CodExType

where isnull(Mark,0)>2— is not null —alt 18.01.2008 лишь положительные оценки

order by Course, NumTerm, NameSub

/*

Ситник Игорь

01.12.2006

Функция возвращает перечень всех оценок студента из БД Analysis

(а то у студентов появляются вопросцы о неверном подсчете + тут уже есть дипломное проектирование)

alt 07 2007 Добавлено разделение на предметы обыденные и по выбору (для того, чтоб избрать оценку и нагрузку лишь по одному из их)

*/

CREATE FUNCTION [dbo].[s_GetMarks](@CodStudent int=0)

RETURNS

@Marks TABLE(Course tinyint,NumTerm tinyint, CodSub int,CodSubType tinyint, CodExType tinyint, Mark tinyint, ECTSMark smallint,ECTSCredits float, CodPrep int, InReit bit)

BEGIN

declare @CodPlan int

select top 1 @CodPlan=CodPlan from dbo.StudyMarks WHERE CodStudent =@CodStudent

declare @ExLot Table (Course tinyint, NumTerm tinyint, CodSub int, CodSubType tinyint, CodExType tinyint,

Mark int, ECTSMark int, ECTSCredits int, CodPrep int, InReit bit)

insert into @Exlot

select Course=IsNull(se.Course,sm.CourseSub), NumTerm=IsNULL(se.NumTerm,sm.NumTerm),

CodSub=IsNULL(sm.CodSub,se.CodSub), CodSubType=IsNULL(sm.CodSubType,se.CodSubType),

CodExType=IsNULL(se.CodExType,sm.CodExType), sm.Mark, sm.ECTSMark, ECTSCredits=IsNULL(se.ECTSCredits,0), sm.CodPrep, sm.InReit

from

(select * from dbo.ECTS_studyExams where CodPlan=@CodPlan AND CodSubType not in (3,4)) se

JOIN (select * from dbo.StudyMarks where CodStudent=@CodStudent) sm

on se.CodPlan=sm.CodPlan and (se.CodSub=sm.CodSub or sm.CodSub=-1)

and (se.CodSubType=sm.CodSubType or sm.CodSubType=2) and se.Course=sm.CourseSub

and se.NumTerm=sm.NumTerm and se.CodExType=sm.CodExType

where isnull(exlot,0)=1

insert into @Marks

select Course=IsNull(se.Course,sm.CourseSub), NumTerm=IsNULL(se.NumTerm,sm.NumTerm),

CodSub=IsNULL(sm.CodSub,se.CodSub), CodSubType=IsNULL(sm.CodSubType,se.CodSubType),

CodExType=IsNULL(se.CodExType,sm.CodExType), sm.Mark, sm.ECTSMark, ECTSCredits=IsNULL(se.ECTSCredits,0), sm.CodPrep, sm.InReit

—s.CodStudent, M=sum(IsNULL(sm.Mark,0)),R=case when sum(se.ECTSCredits)=0 then 0 else sum(IsNULL(ECTSMark,0)*sу.ECTSCredits)/sum(se.ECTSCredits) end

from

(select * from dbo.ECTS_studyExams where CodPlan=@CodPlan AND CodSubType not in (3,4)) se

FULL JOIN (select * from dbo.StudyMarks where CodStudent=@CodStudent) sm

on se.CodPlan=sm.CodPlan and (se.CodSub=sm.CodSub or sm.CodSub=-1) —case when sm.CodSub in (688,689) then -1 else sm.CodSub end—academia.e_GetCodSub(sm.CodSub)

and (se.CodSubType=sm.CodSubType or sm.CodSubType=2) and se.Course=sm.CourseSub

and se.NumTerm=sm.NumTerm and se.CodExType=sm.CodExType

where isnull(exlot,0)<>1

union

select * from @ExLot

return

END

/************************************************

Создана для работы с оценкой (а именно, вызывается в коде upExam — update на qExam)

@CodOp = 1 — удаление

@CodOp = 0 — добавление и модификация

************************************************/

CREATE PROCEDURE [dbo].[e_UpdateExam]

(

@CodOp tinyint,

@CodStudent int,

@CodKaf int,

@CodSub int,

@CodSubType tinyint,

@Course tinyint,

@NumTerm tinyint,

@CodExType tinyint,

@Mark tinyint,

@CodECTSMark smallint,

@CodPrep int,

@DateExam smalldatetime,

@CodVUZ tinyint,

@CodVar int,

@ECTScretits float

)as

BEGIN

—begin tran

—if not @Mark in (1,2,3,4,5) return

—Удаление

IF @CodOp=1

begin

delete from Exam

where

CodStudent = @CodStudent and

Course =@Course and

NumTerm = @NumTerm and

CodExType = @CodExType and

Mark = @Mark and

CodVar = @CodVar

— if @@error <> 0 rollback tran else commit tran

return

end

declare

@CodOrganization tinyint,

@CodVarNEW int,

@Lec smallint,

@Sem smallint,

@Sam smallint

— @err varchar(500)

select @CodOrganization = CodOrganization,

@Lec = Lec, @Sem = Sem, @Sam = Sam

from HoursVars

where CodVar = @CodVar

select @CodOrganization = isNULL(@CodOrganization,1),

@Lec = isNULL(@Lec,0), @Sem = isNULL(@Sem,0), @Sam = isNULL(@Sam,0)

—select @err = ‘Mark = ‘+str(@CodOrganization)

execute dbo.e_DetectCodVar @CodSub, @CodSubType, @CodOrganization,

@CodKaf, @Lec, @Sem, @Sam, @ECTScretits, @CodVarNEW output

—raiserror(@err, 16,1);

select @CodOp = 3

if not exists(select * from Exam

where

CodStudent=@CodStudent

and Course=@Course

and NumTerm=@NumTerm

and CodExType=@CodExType

and mark = @mark

and CodVar=@CodVar

) select @CodOp = 2

—Добавление

IF @CodOp=2

begin

Insert Exam (CodStudent,Course,NumTerm,CodExType,Mark,CodECTSMark,

CodPrep,DateExam,CodVar,CodVUZ)

Values(@CodStudent,@Course,@NumTerm,@CodExType,@Mark,@CodECTSMark,

@CodPrep,@DateExam,@CodVarNEW,@CodVUZ)

— if @@error <> 0 rollback tran else commit tran

return

end

—Изменение

IF @CodOp=3

begin

if exists(select * from Exam

where

CodStudent=@CodStudent

and Course=@Course

and NumTerm=@NumTerm

and CodExType=@CodExType

and mark = @mark

and CodVar=@CodVarNEW

and CodECTSmark = @CodECTSmark

and CodPrep = @CodPrep

and DateExam = @DateExam

and CodVUZ = @CodVUZ

) return

UPDATE Exam SET CodECTSMark=@CodECTSMark,

CodPrep=@CodPrep, DateExam=@DateExam, CodVUZ=@CodVUZ

WHERE CodStudent=@CodStudent

and Course=@Course

and NumTerm=@NumTerm

and CodExType=@CodExType

and mark = @mark

and CodVar=@CodVar

— if @@error <> 0 rollback tran else commit tran

end

END

/**************************************************************

Создана для конфигурации имеющейся оценки в таблице Exam

характеристики делятся на три группы:

— старенькые значения главных полей (для идентификации изменяемой оценки);

— новейшие значения главных полей;

— новейшие значения неключевых полей.

За ранее нужно найти CodVarNEW для изменяемой оценки

Поначалу делается удаление оценки, а потом вставка с новенькими значениями

ЗУБКОВ СЕРГЕЙ

28