Учебная работа. Реферат: Информация. Информационные процессы
Тема 2: информация. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Задание 1.
Поставьте персональную цель, используя схему построения – см. приложение 1:
Персональная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Запишите общую цель занятия.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3
. Ознакомьтесь с определениями инфы и составьте выводное познание:
Д
рево Понятия (ДП) информация (лат. Information – объяснение, изложение)
… – это совокупа каких-то сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) или иным методом (к примеру, при помощи звуковых либо световых сигналов, электронных и наших эмоций
… — это сообщения, передаваемые в форме символов либо сигналов
… — это мера устранения неопределенности в отношении финала интересующего нас действия
В
ыводное З
нание информация
– это ____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4
. Обследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросцы.
Аспект исследования
характеристики аспекта
Задания
Виды инфы
По способу восприятия:
1. зрительная (зрительная)
2. звуковая (аудиальная)
3. тактильная (осязание, на ощупь)
4. вкусовая
5. обонятельная
Фактически 90%
инфы человек получает с помощью органов зрения,
приблизительно 9%
— средством органов слуха и лишь 1%
— с помощью
других органов эмоций.
Обусловьте виды подучаемой инфы в предложенных ситуациях
1. Хищник догоняет добычу, при всем этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________
2. Вы слушаете радио, при всем этом вы получаете _________________________
_________________________________________________________________
3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________
___________________________________________________________________
По форме представления:
1.текстовая
2.числовая
3.графическая
a.
растровая
b.
векторная
4.звуковая
5.видео
Форма представления одной и той же инфы быть может различной. Это зависит от цели, которую вы впереди себя поставили.
1. Опишите форму представления музыкальной инфы __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Опишите форму представления записи: (a2
+b2
)=a2
+2ab+b2
__________________________________________________________________
______________________________________________________
3. Опишите форму представления инфы, обозначенной на рисунке: ___________________________________________________
___________________________________________________
4. Приведите примеры, в каких числовая информация употребляется совместно с текстовой, графическая совместно с числовой.
По публичному значению:
1.личная
· наследственность
· познания, умения, опыт
· эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), интуиции
2.массовая
· обыденная
· общественно-политическая
· эстетическая
3.особая
· научная
· производственная
· техно
· управленческая
Какой вид инфы получает человек в приведенных ситуациях
1. Во время просмотра передачи Анонсы _________________________________
__________________________________________________________________
2. При исследовании дисциплины Математика
____________________________
__________________________________________________________________
3. К какому виду инфы можно отнести опыт всего населения земли ____
_________________________________________________________________
4. К какому виду инфы можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________
5. К какому виду инфы можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________
6. К какому виду инфы можно отнести сферу деятель человека (его проф обязангности) _________________________________
Формы представления инфы — кодирование инфы
Кодирование – это инфы при помощи некого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.
Для кодировки инфы употребляют:
Числа,
Буковкы
,
Знаки, Знаки
Для обмена информацией с иными людьми
человек употребляет естественные языки
(российский, британский, китайский и др.)
вместе с естественными языками разработаны формальные языки
(системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.
). Основное отличие
формальных языков от естественных состоит в наличии серьезных правил грамматики и синтаксиса
.
Некие языки употребляют в качестве кодов не буковкы и числа, а остальные знаки, к примеру хим формулы, нотки, изображения частей электронных либо логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др.
Для представления в ВТ числовой
инфы употребляют системы счисления: позиционную
(двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную — аддитивную (римскую – набор 7 знаков: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодировки текстовой
инфы употребляют ASCII, ISO Всепригодная система кодировки — Unicode
1.Установите соответствие форм представления с примерами
Формы представления
Примеры
числа
Триста восемьдесят девять
буковкы
> = + — <
знаки
♫ ♣ ☼ $
знаки
8 9 11 13
2. Обусловьте, в котором случае употребляют естественный язык, в котором формальный:
a.
b. Quidquid latet apparebit.
c.
d. Японское письмо именуется слоговым,
там один значок обозначает слог
3.
Представьте в математической форме последующее утверждение:
Если сумму чисел от 1-го до 5 поделить на разность чисел 10 и семь, то в итоге получится 5
______________________
Какая форма является употребляет формальный язык, какая естественный?
Характеристики инфы
Достоверность
– не искажает настоящего положения дел
Адекватность
– делает образ объекта определенного уровня соответствия
Краткость
– не содержит внутри себя не подходящих сведений
Актуальность
– несет нужные сведения
Полнота
– определен уровень достаточности для осознания и принятия решения
Ясность
– выражена понятным языком для тех, кому она предназначена
Своевременность
(оперативность) – не растеряла свою значимость
Ценность
– мера совокупы сведений, которыми располагает пользователь
Доступность
– мера способности получить ту либо иную информацию.
Объективность
/субъективность
В последующих примерах обусловьте характеристики встречающейся инфы
:
1. Друг докладывает для тебя: «На улице тепло» _______________________________
2. идет вступительный экзамен по арифметике. Вы попросили у соседа его решение задачки. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но …не на российском языке. __________________________________________________
3. На последующий денек вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________
4. В 1 году — 12 месяцев _________________________________________________
5. Какая информация является своевременной и сразу принципиальной:
контрольная работа по арифметике состоится завтра;
недельку вспять состоялись соревнования по футболу;
6.Приведите пример,в каком есть нарушение параметров инфы:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
методы передачи инфы
Сигнал
– это физический процесс, имеющий информационное значение
* Мимика
* Жесты
* Устная речь
* Письменное сообщение
* Радиоволны
* Хим реакция
* Генетический год
Дискретный
(прерывающийся) сигнал — может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал)
Примером дискретного сигнала является сигнал светофора
Аналоговый
– безпрерывно меняющийся во времени
Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы
__________________
Источник аналогового сигнала
Источник дискретного сигнала
Скрипка
. Может издать звук хоть какой высоты. Переход от тона к тону происходит плавненько и безпрерывно
Фортепиано.
недозволено исполнить звуки меж нотками «ми» и «фа». Переход от нотки к нотке осуществляется скачком.
Телек.
Луч кинескопа безпрерывно {перемещается} по экрану, и яркость отдельных участков изменяется плавненько
монитор.
Яркость луча меняется скачком – есть луч (колоритная точка), нет луча (темная точка).
Процессы в природе
(температура воздуха, Атмосферное давление, Смена времен года, Смена денька и ночи) и т.п
Музыкальный проигрыватель компакт-дисков (
CD-плеер).
Деяния над информацией
Это процесс обработки инфы по данному правилу при помощи инструмента:
— метод
обработки инфы:
1. сбор инфы – скопление инфы
2. формализация– приведение в единую форму для сравнения меж собой, увеличение уровня доступности
2. фильтрация – отсеивание излишнего
3. сортировка – упорядочение по данному признаку
4. архивация – хранение в комфортной форме
5. защита – комплекс мер по предотвращению утраты
6. преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую
7. транспортировка — прием и передача меж участниками информационного процесса
Информационные процессы
– деяния, выполняемые с информацией.
1. Перечислите деяния с информацией, которые вы будете делать при написании реферата по дисциплине «Информатика»?
2. Приведите примеры ситуаций, в каких информация
а) создаётся
б) ищется
в) запоминается
г) передается
Единицы измерения инфы
Прагматическая
мера – определяет Ценность инфы к примеру, в экономике: как разность меж ожидаемым экономическим эффектом при использовании инфы, и этим же эффектом, но без ее использования
Семантическая
мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны либо субъект не в состоянии его осознать)
Это меры, созданные для высококачественного измерения.
Численная мера – вероятностный подход
:
i = log2
N
i – кол-во инфы, находящееся в сообщении, из N равновероятных событий.
Пример 1:
В корзине лежит 16 шаров различного цвета. Сколько инфы несет сообщение, что достали белоснежный шар?
т.к. N = 16 шаров, то I = log2
N = log2
16 = 4 бит.
В этом случае смысл сообщения
не играет роли. информация, которая не имеет смыслового значения именуется данными
.
1 бит – единичный размер данных
8 бит = 1 б
1 Кбайт = 1024 б
1 Мбайт =1024 Кбайт
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта.
В ВТ при вводе текста
1 знак = 1 б (один пробел = 1 б)
1 клеточка черно-белого
рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодировки 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодировки 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель
Пример 2:
книжка содержит 100 страничек; на каждой страничке – 35 строк, в каждой строке – 50 знаков.
Размер инфы, находящийся в книжке, рассчитывается последующим образом:
Страничка содержит 35 × 50 = 1750 б инфы.
Размер всей инфы в книжке (в различных единицах):
1750 × 100 = 175 000 б.
175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт.
170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт.
1. Обусловьте размер введенной фразы:
Информатика_–_прикладная наука.
Размер равен: __________
1. Обусловьте размер черно-белого графического объекта. Размер равен: __________
2. Информационное письмо имеет размер 24576 б. Его размер в кб равен ___________
3. Размер текста составляет 984 бита, сколько знаков было введено? ________
4. Укажите сообщения, семантическая мера которых вам равна нулю:
a) Два умноженное на два равно четырем
b) Доме́н (фр. domaine
) — область; единица структуры. домен (область) — владения короля или какого-нибудь феодала в Средние века.
c)
d) драйвер (англ. driver — шофер, ведущий) — компьютерная программка, помогающая операционной системе
работать с любым устройством (к примеру, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером
и т. д.).
5. Найти размер инфы, содержащийся на 1 страничке, если страничка содержит 60 строк, на каждой строке по 40 знаков
Ответ: ____________
6. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. сколько инфы содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой конкретно выпал номер)
Ответ: ________________________________________________________
7. Информационный размер текста, приготовленного при помощи компа, равен 3,5 Кб. сколько знаков содержит этот текст?
Ответ: ________________________________________________________
8. сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов?
Ответ: _______________________________________________________
9. сколько книжек объемом в 350 Кбайт можно расположить на 3-х дюймовойдискете 1, 44 Мбайта?
Ответ: _____________________________________
Носители инфы
Вещественные объекты
:
бумага, дерево, гранит, оптический диск, катушка и т.д
Волны и поля различной природы
: акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д.
состояние вещества
:
температура, давление, размер, концентрация раствора, состояние нервных (орган животного, служащий для передачи в мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и т.д.
1. Какой вид носителя дает нам информацию о боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани)? ____________________________________________________________
2. К какому виду носителей относится светофор? ___________________
____________________________________________________________
3.
Домашнее задание:
1.
Подчеркните профессии тех людей, кто
получает средства за создание, хранение, передачу либо обработку инфы
:
металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, автор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, конструктор, живописец, дворник, торговец, машинистка, танцовщица, поэт, программер.
2.
Обусловьте способы получения инфы (ответ оформите в виде схемы):
3.
. Заполните таблицу согласно ситуациям:
ситуация
Вид инфы
Форма представления
метод передачи
Источник
Вид носителя инфы
a)
b)
c)
d)
a)
общение торговца с покупателем.
b)
Ремонт оборудования
c)
Просмотр передачи
d)
исследование результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе
]]>