Учебная работа. Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни

3

HTTP://monax.ru/order/ — рефераты на заказ (наиболее 2300 создателей в 450 городках СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР)).

Министерство общего и проф образования РФ (Российская Федерация — Тульский муниципальный педагогический

институт имени Л.Н. Толстого

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Выявление отклонений психологического
развития у малышей первого года жизни.
Выполнил: студент III курса,
ф-та психологии,
группы 3В3С
Пантюшина О.И.
Проверил: педагог
Степанова Н.А.

Тула — 2004 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………….стр. 3
Глава I. Теоретическая .……………………………………………………стр. 6
Понятия «нормы» и «отличия в развитии»…………………………..стр. 6
Индивидуальности протекания возрастного периода «младенчество»………стр. 11
неувязка ранешней диагностики отклонений в развитии…………………стр.18
Глава II. Экспериментальная……………………………………………….стр.22

1. смерти) психологического развития малышей в возрасте 6-8 месяцев……………………………………………………………………………стр.22

2. Выявление связи меж течением беременности и родов

и отклонением психологического развития малышей 1 года жизни……………..стр.30

2.1. анализ беременностей и родов матерей диагностируемых малышей…..стр.30

2.2. Выделение разных групп дам зависимо от течения

беременности и родов……………………………………………………стр.31

2.3.Выделение уровня отклонений в развитии…………………………….стр.32

2.4. Соотнесение уровней отклонений психологического развития малышей с

течением беременности и родов…………………………………………стр.33

Выводы…………………………………………………………………..………стр.34

Заключение………………………………………………………………….… стр.35

Литература………………………………………………………………………стр.36

Введение.

Актуальность исследования.

В крайнее время внимание психологов во всем мире привлечено к дилеммам ранешнего юношества. И это не случаем, потому что 1-ые годы жизни являются периодом более интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психологического и нравственного здоровья. От того, в которых критериях оно будет протекать, почти во всем зависит будущее малыша.

Размышляя о том, как складывается жизнь малыша, невольно понимаешь, что почти во всем это зависит от нас, взрослых. От того, как мы помогаем ему войти с доверием в этот мир сложных и противоречивых отношений, от тех критерий, которые создаются для малыша в семье — чувственного и физического удобства, тепла и комфорта в доме, от тех отношений, которые складываются меж родителями, от того, как они соображают малыша, что желают отдать и получить от собственного малыша.

Любой период юношества имеет свои особенные, неподражаемые плюсы, присущие лишь определенному шагу развития. Но конкретно в период младенчества закладываются базы психического, физиологического и нравственного здоровья.

Познание причин развития малыша является настоящей основой для формирования критериев и характеристик их психологического и нравственного развития, его ума, эмоционально-волевой сферы, в целом личности малеханького человека.

Для того, чтоб осознать сложную, многофакторную и иногда очень противоречивую картину психологического развития малыша, нужно отыскать и буквально найти рычаги, запускающие в действие и регулирующие процесс этого развития. Сначала, таковыми пусковыми механизмами является беременность и роды, также та соц среда, в которую попадает малыш.

В наш современный век эти механизмы весьма нередко «дают сбой» (ухудшение экологии, ослабление физического здоровья и понижение стрессоустойчивости мам и др.). Это не может не отразиться на детях. И как итог таковых сбоев — повышение малышей с разными отклонениями в психологическом развитии. Таковым образом, одной из важных заморочек психологов является выявление таковых отклонений в 1-ый год жизни малыша с целью их предстоящей корректировки.

Наша работа посвящена диагностике психологического развития в детском возрасте и установлению связи меж протеканием беременности, родами и психологическим развитием малыша первого года жизни. До этого чем начать работу, нужно обрисовать научный аппарат исследования.

Тема исследования: Выявление отклонений психологического развития у малышей первого года жизни.

Цель исследования: провести диагностику психологического развития малышей и выявить связи меж протеканием беременности, родами и психологическим развитием малыша первого года жизни.

Предмет исследования: психическое развитие малышей.

объект исследования: индивидуальности психологического развития малышей в возрасте от 6 до 8 месяцев.

догадка исследования: физическое и психическое развитие малыша будет проходить нормально, если беременность и роды будут действиями неосложненными и управляемыми.

задачки исследования:

Выполнить анализ мед, психической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Приготовить пакет методического обеспечения для проведения ранешней диагностики отклонений в развитии малыша.

Провести диагностику психологического развития малышей.

Выявить причины, вызывающие отклонение в развитии.

Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых малышей.

Установить закономерности меж течением беременности и родов и здоровьем детей.

Проанализировать результаты исследования и создать выводы.

база исследования: детский спец городской дом малыша г. Тулы.

способы исследования:

анализ литературы по теме исследования.

Сбор анамнестических данных, исследование мед карт малышей и их мам.

наблюдение.

Беседа с персоналом, ухаживающим за детками, психологом.

Количественный и высококачественный анализ результатов опыта.

Глава I. Теоретическая.

1. Понятия «нормы» и «отклонение в развитии».

понятие «отклоняющееся развитие» можно разглядывать лишь как «отклоняющееся от (либо относительно) чего-либо». Внедрение этого определения в таковой плоскости просит внесения опре-деленной динамики, неизменных конфигураций (во времени) в развитии и оцен-ки этих конфигураций в сопоставлении с нормативным ходом развития малыша. Для этого, соответственно, нужно найти, что является «нормой», «нор-мативным развитием» и т.п.

До сего времени эти понятия рассматривались как набор статистически опре-деляемых количественных характеристик, характеризующих некоторый «срез» пси-хического развития в определенный момент времени (возраст малыша). Каче-ственное изменение структуры всей психологической деятель малыша, иерар-хия высших психологических функций, включая «ведущие» и «ведомые» образования и системы, оцениваются как изменяющиеся исключи-тельно на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определен-ных еще в работах Л.С. Выготского, А.Б. Эльконина, остальных российских исследователей. Отсюда вытекает и практически постулируемое положение о всепостоянстве новообразований, которые, возникая в критичные моменты (воз-растные кризисы), оказываются фактически «неизменяемыми» в межкризис-ные периоды. На практике такое положение вещей описывает изолирован-ную, как правило в границах одной функции, количественную оценку ее в сопоставлении со статистическими количественными показателями, приобретенными для данной для нас психологической функции для определенного возраста. Нормативным развитием в данном случае считается ситуация, когда количественные оцен-ки функции (в наилучшем случае нескольких функций) не выходят за границы статистически приобретенных отклонений, соответствующих для данного возраста.

Такое понятие «нормы» практически опровергает как оценку динамики от-дельных психологических функций и всей структуры психологического развития в целом, так и значит вытекающее отсюда фактическое пренебрежение гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения од-них функций иными), пренебрежение теснейшей взаимообусловленнос-тью всех систем и психологических образований в процессе развития. Кроме это-го схожий статичный «срезовый» подход не дает способности оценить адаптивность и компенсаторность самого психологического онтогенеза в услови-ях эндо- и экзогенных действий, включая и воздействие соц факто-ров, в индивидуальности системы воспитания и обучения. Определение «степени нормальности» человека — неувязка непростая, ответственная и разноплановая. В наше время это понятие больше «размывается» и рассматривается в разных значениях.

Для наиболее точного определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным внедрение такового понятия, как «безупречная про-грамма развития», либо короче — «программка развития». В данном случае предполагается своевременное поступательное формирование взаимосвязан-ных функций и их систем в критериях «идеаль-ной» обусловленности внутренними (генетическими) законами и настолько же «безупречным» действием наружных причин, в которые вклю-чается присущее развитию малыша настолько же «безупречное» при-своение людского опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Нужным условием для развертывания схожей «иде-альной» программки является таковая же безупречная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации пси-хических действий.

Таковым образом, психологический онтогенез быть может представлен как поочередный континуум взаимосвязанных меж собой и «разверты-вающихся», изменяющихся во времени высших психологических функций, в том числе их базисных составляющих. естественно, схожая «безупречная» модель может существовать только лишь как про-грамма развития некоего «безупречного» малыша в безупречных критериях. В то же время любой определенный вариант имеет личные различия онтогенеза как отдельных психологических функций, так и всей системы ВПФ в целом.

Не считая того, не обязано создаться воспоминание, что таковой подход опровергает либо любым образом «принижает» значимость воздействия окружающего малыша социума, а именно взрослого, как 1-го из важных источников прижизненного формирования и становления новейших психологических функций и свойств малыша.

Чтоб перейти конкретно к расшиф-ровке термина «отклоняющееся развитие», нужно привлечь к анализу очередное базисное понятие — «социально-психологический норматив».

понятие «социально-психологический норматив» в сжатом виде можно найти как систему требований, которые общество предъявляет к психологическому и личному развитию всякого из его членов. Чтоб удачно работать в определенном обществе, любой человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН и являются безупречной моделью системы тре-бований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рас-сматривать в системе образовательно-возрастных границ, что вроде бы выделя-ет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные характеристики всякого определенного СПН.

Таковым образом, динамически объединив понятия «программка развития» и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных оп-ределений, можно представить, что какие-либо конфигурации (девиации) «про-граммы развития (одной либо сразу нескольких психологических функций) в рамках (в границах) характеристик социально-психологического норматива можно разглядывать как «условно нормативное развитие». Другими словами услов-но нормативное развитие представляется в виде некоего «коридора», «облас-ти нормативного развития», границы которой определяются работающим в определенном месте и времени социально-психологическим нормативом, опре-деляемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время хоть какое изменение (девиация) той же психологической функции, группы функций либо всей системы ВПФ, выходящее за границы области, определяемой определенным СПН, можно оценить как отклоняющее-ся развитие.

Как следует, мы можем совсем сконструировать понятие «откло-няющееся развитие»: хоть какое отклонение отдельной функции либо системы психологических функций от «программки развития» вне зависимости от знака этого конфигурации «+» либо «-» (опережение либо запаздывание), вы-ходящее за границы социально-психологического норматива, определяемо-го для данной образовательной, социокультурной либо этнической ситуа-ции и данного возраста малыша, следует разглядывать как отклоняю-щееся развитие данной функции либо системы психологических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к группы малышей с отклоняющимся развитием.

Предпосылки таковых отклонений много и, они могут носить разный нрав. Условно их можно поделить на 2 части: био и социальные.

По времени действия патогенные причины делятся на:

* Пренатальные (до начала родовой деятель);

* Натальные (в период родовой деятель);

* Постантальные (опосля родов, до этого всего имевшие пространство в период с ранешнего юношества до 3 лет).

К биологическим факторам риска относятся:

* хромосомно-генетические отличия;

* заразные и вирусные работоспособности»>время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

* венерические работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) (гонорея, сифилис);

* эндокринные пришествия беременности либо на мама во время беременности, также на самих малышей в ранешние периоды постнатального развития;

* суровые отличия в соматическом здоровье мамы, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), общую соматическую ослабленность;

* гипоксические (кислородная дефицитность);

* токсикозы мамы во время беременности, в особенности во 2-ой ее половине;

* патологическое протекание родовой деятель, в особенности сопровождающееся травматизацией мозга;

* мозговые травмы и томные заразные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), перенесенные ребенком в ранешном возрасте;

* приобретенные работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), туберкулез и др.), начавшиеся в ранешном и дошкольном возрасте.

К соц факторам риска относятся:

В пренатальный и натальный периодах развития:

* неблагоприятные социальные ситуации, в каких оказывается мама малыша и которые ориентированы конкретно против самого малыша (желание оборвать беременность, нехорошие и тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и др.);

* мощные и краткосрочные стрессы у мамы во время беременности (потрясения, испуги);

* неблагоприятное и не удобное, в психическом плане, протекание родов;

В постанатальный период:

* отсутствие либо недочет эмоционально-личностного общения малыша с взрослыми (родителями);

* отсутствие либо недочет речевого общения малыша с взрослыми (родителями);

К главным категориям малышей с ограниченными способностями здоровья относят:

* с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

* с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

* с томными нарушениями речи (логопаты);

* с нарушением умственного развития (интеллектуально отсталые, детки с задержкой психологического развития);

* с всеохватывающими нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые интеллектуально отсталые, глухие интеллектуально отсталые и др.);

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2. Индивидуальности протекания возрастного периода «младенчество».

В обычных критериях возникновение новейшего человека является результатом готовности мамы к его рождению. Новорожденный вначале немощен, чуть появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко различаются от жизни в утробе мамы. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может приспособиться к изменившимся условиям среды.

Период новорожденности
Физиологические индивидуальности.
Продолжается от момента рождения до 1-2 месяцев. Доношенным ребенок считается, если он рождается в 38-42 недельки беременности, весит не наименее 2500,0 гр и его рост не меньше 45 см. Также признаками доношенности являются: розовый цвет дерматологических покровов, отлично развитые бесспорные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»>половые губки закрывают малые, у мальчишек яйца находятся в мошонке. Слух к моменту рождения отлично развит, но малыш не дифференцирует звуки. зрение отстает от слуха: приблизительно месяц ребенок лицезреет предметы в перевернутом виде и черно-белом свете. Отлично развит вкус<< (может дифференцировать горьковатое, сладкое, кислое, солёное к моменту рождения). Чутье и осязание также отлично развиты к моменту рождения. Психические индивидуальности.
Кризис новорожденности, его психическая суть
В момент родов, пишет Л.С, Выготский, ребенок на физическом уровне отделяется от мамы, но био отделения от нее в этот момент не происходит. Ведь в главных актуальных функциях ребенок остается еще длительно не самостоятельным существом. Жизнедеятельность и само существование малыша в тот период дают основание Л.С. Выготскому гласить о периоде новорожденности как особенном возрастном шаге, «владеющем всеми различительными чертами критичного возраста».
Самую главную изюминка данного возрастного периода Л.С. Выготский лицезреет в своеобразии ситуации развития. Она, эта ситуация, создается благодаря тому, что, отделяясь от мамы на физическом уровне, ребенок не отделяется от нее на биологическом уровне. А поэтому существование малыша в период новорожденности можно разглядывать как промежуточное состояние меж внутриутробным и внеутробным развитием. «Новорожденность вроде бы соединительное звено меж утробным и внеутробным развитием, она совмещает внутри себя черты того и другого. Это звено, — пишет Л.С. Выготский, — представляет собой в настоящем смысле переходный шаг от 1-го типа развития к другому, коренным образом хорошему от первого».
К чертам психологической жизни малыша Л.С. Выготский относит: «недифференцированность и нерасчлененность переживаний, представляющих вроде бы сплав влечения, аффекта и чувства«; неумение выделить себя и свои переживания в ряду беспристрастных вещей ребенком, отсутствие возможности дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененное восприятие ситуации в целом.
Аспектом для определения возрастных границ периода новорожденности Л.С. Выготский дает считать степень общественного развития малыша. Новорожденный, считает Л.С. Выготский, не обнаруживает никаких специфичных форм общественного поведения. 1-ое общение малыша с человеком может быть только за пределами данного периода. Ибо для реального общения, подчеркивает свою идея Л.С. Выготский, непременно нужны психологические процессы, благодаря которым ребенок «сознает», что кто-то с ним занимается, благодаря которым ребенок реагирует на человека по другому, чем на все окружающее. Таковых способностей у малыша пока нет. Психологическая жизнь новорожденного малыша связана в большей степени с подкорковыми отделами мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).
К концу первого либо началу второго месяца в психологической и социальной жизни малыша возникает переломный момент. Его связывают со специфичной реакцией малыша на человечий глас. У него вырабатывается особенная эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, которая именуется комплекс оживления — основное новообразование критичного периода. Это и 1-ый акт общения. Возникновение ухмылки в ответ на разговор взрослого человека сущность данной для нас специфичной реакции. В конце первого месяца вопль 1-го малыша может вызывать ответный вопль у другого.
Возникновение комплекса оживления и внедрение его ребенком как коммуникативного средства во содействии с взрослыми принуждает Л. С. Выготского заключить, что конкретно тут лежит «верхняя граница периода новорожденности, переходя которую ребенок вступает в новейший возрастной шаг развития«.
Фактически младенчество.
Младенчество — период, когда ребенок развивается в физиологическом, психическом и соц плане весьма стремительно, проходя колоссальный путь от немощного новорожденного с небольшим набором прирожденных реакций, до активного малыша, способного глядеть, слушать, действовать, решать некие наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, завлекать внимание, ликовать и огорчаться. Продолжается от 1-2 до 12 месяцев.
Физиологические индивидуальности.
организм малыша претерпевает большие перемены. Вес малыша к 6 мес. умножается, а к году умножается втрое. За год в росте малыш добавляет около 25см. Развиваются все органы и системы. В 2 месяца ребенок отлично держит головку, в 4 — может посиживать на руке, в 5 — начинает переворачиваться и может посиживать в подушечках. В 6 — посиживает без помощи других, в 7-8 может ползать, в 8 — стоит в кровати, в 9-10 стоять на полу, переступает в кровати, идет, держась за руку, 11-12 прогуливается без помощи других. Также к году у малыша возникают зубы, их количество 6-8 штук.
Психологические индивидуальности.
Соц ситуация развития и новообразования возраста
Специфичная реакция ухмылки на лицо мамы есть показатель того, что соц ситуация психологического развития малыша уже сложилась. Это соц ситуация связанности малыша с взрослым. Л. С. Выготский именовал ее социальной ситуацией» «МЫ».
Соц ситуация неразрывного единства малыша и взрослого содержит внутри себя противоречие: ребенок очень нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфичных средств действия на него. Это противоречие решается в протяжении всего периода младенчества. Разрешение обозначенного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила.
Соц ситуация общей жизни малыша с мамой приводит к появлению новейшего типа деятель — конкретного чувственного общения малыша и мамы. Как проявили исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфичная изюминка этого типа деятель заключается в том, что предмет данной для нас деятель — иной человек. Но если предмет деятель — иной человек, то эта деятельность — и есть общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятель. Со стороны малыша можно следить появление первых форм действия на взрослого. Так, весьма скоро голосовые реакции малыша получают нрав чувственно активного призыва, хныканье преобразуется в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в своем смысле слова, пока это только лишь эмоционально-выразительные реакции.
общение в этот период обязано носить эмоционально-положительный нрав. Тем у малыша создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психологического здоровья.
Является ли общение ведущим типом деятельности в детском возрасте? Исследования проявили, что недостаток общения в этот период сказывается негативно.
Это 1-ый подпериод детского возраста.
Приблизительно в 5 месяцев происходит перелом в развитии малыша, и начинается II подпериод детского возраста. Он связан с появлением акта хватания — первого организованного, направленного деяния. Это реальная революция в развитии малыша первого года жизни. Акт хватания подготавливается всей предыдущей его жизнью. Он организуется взрослым, и рождается как совместная деятельность малыша с взрослым, но это обычно не замечают.
Акт хватания — это поведенческий акт, а глаз, вида еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действующий контакт меж изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает место, это место вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. На базе акта хватания расширяются способности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев появляются действенные деяния: обычное перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые деяния: ребенок может манипулировать с 2-мя объектами сразу, отдаляя их от себя и, соотнося их меж собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтоб положить, поставить либо нанизать на него. К концу детского возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает шаг многофункциональных действий: это наиболее совершенные деяния нанизывания, открывания, вкладывания, но если ранее ребенок делал действие одним показанным ему методом и на одних и тех же предметах, то сейчас он пробует воспроизвести действие на всех вероятных объектах.
Хватание, направление к предмету провоцирует появление сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются остальные предметы. Благодаря этому общение приобретает иной нрав, оно становится общением по поводу предметов. М. И. Лисина именовала его ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не соглашается просто «обмениваться с взрослым ласками». Ему сейчас уже необходимо, чтоб взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в тяжелую минутку, подбадривал при неуспехе, хвалил за заслуги. Изменение предмета общения просит новейших средств и методов действия на взрослого. Из протянутой к недостижимому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит внутри себя эмбрион слова.
К концу детского возраста у малыша возникает 1-ое осознание слов, а у взрослого возникает возможность управлять ориентировкой малыша.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, основное в акте ходьбы не только лишь то, что расширяется место малыша, да и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. В первый раз происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», сейчас не мать ведет малыша, а он ведет маму, куда желает. Ходьба — 1-ое из главных новообразований детского возраста, знаменующих собой разрыв старенькой ситуации развития.
2-ое основное новообразование этого возраста — возникновение первого слова. Изюминка первых слов в том, что они носят нрав указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный нрав. Это автономная, ситуативная, чувственно окрашенная речь, понятная лишь близким. Это речь специфичная по собственной структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи именуют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое свойство, которое может служить аспектом того, что древняя соц ситуация развития малыша распалась. Там, где было единство, сделалось двое: взрослый и ребенок. Меж ними подросло новое содержание — предметная деятельность.
Кризис первого года жизни
Сущность хоть какого кризиса в детском развитии, по Л.С. Выготскому, состоит в последующем: новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного периода, вступают в противоречие со старенькой социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря ходьбе и первому слову, самостоятельность малыша делает рамки единства мамы и малыша очень узенькими.
О ребенке этого возраста недозволено сказать, ходящий он либо неходящий. Речь может идти в данном случае, по воззрению Л.С. Выготского, о самом становлении ходьбы. Это и есть 1-ый момент в содержании данного кризиса.
2-ой момент, описывающий сущность кризиса первого года жизни — относится к речи. И тут мы не можем сказать, является ли ребенок говорящим либо нет. Но конкретно тут можно гласить о наличии латентного периода в становлении речи, который продолжается, по Л. С. Выготскому, приблизительно три месяца.
В качестве третьего момента, характеризующего кризис первого года жизни, Л.С. Выготский именует индивидуальности проявления аффектов и воли. В связи с кризисом у малыша появляются 1-ые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя иным.
При неверном воспитании такие реакции малыша могут проявляться с особенной интенсивностью. Обычно у малыша, которому в чем-нибудь отказано либо которого не сообразили, наблюдается резкое нарастание аффекта, заканчивающегося нередко тем, что ребенок ложится на пол, начинает орать, отрешается ходить, лупит ногами о пол. Это реакция, направленная против запретов, отказов и т.д. и выражающаяся в том, что ребенок вроде бы ворачивается к наиболее преждевременному периоду, но употребляет он это, естественно, совсем по другому.
3. неувязка ранешней диагностики отклонений в развитии.
Практически в современной мед практике первичная смерти) развития малыша осуществляется уже в 1-ые часы его жизни. Проводится она врачом-неонатологом в родильном доме. В период новорожденности у малыша превалируют разные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»>состояние и процессы созревания нервной системы, что, как мы считаем, является одним из основополагающих причин наличия либо отсутствия отклонений в психическом здоровье малыша.
Ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к наружным условиям. Так сходу, опосля рождения врубаются работу главных систем организма.
В 1-ые деньки можно отметить группу многофункциональных рефлексов, нужных для выживания:
* защитный — если новорожденного положить на животик, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону;
* зрачковый — при резком повышение света зрачок сужается;
* мигательный — при мелькании света либо дуновении воздуха малыш прищуривается либо закрывает глаза;
* сосательный — при раздражении полости рта ребенок начинает сосать;
* поисковый — при прикосновении к щеке малыш поворачивает голову в сторону раздражителя и с открытым ртом отыскивает грудь.
Эти актуально принципиальные прирожденные реакции для малыша. Они помогают ему приспособиться к новеньким условиям существования. Если какие-либо из этих прирожденных реакций отсутствуют, то доктор может заподозрить отличия в работе нервной системы, что в свою очередь может привести к отклонению в психологическом развитии. Кроме этих рефлексов, еще есть и остальные, которые утратили свою значимость в процессе эволюции, но их отсутствие либо понижение является принципиальным диагностическим признаком при оценке работы нервной системы в период новорожденности. Перечислим их: рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) опоры и автоматическая походка новорожденного, хватательный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение), рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) ползанья и др.
В этот период развития особенное значение имеет выявление сниженной чувствительности и реактивности к зрительным и слуховым раздражителям. Чем ранее диагностируется сенсорная дефицитность, тем выше способности развития сохранных звеньев и компенсации с внедрением неповрежденных анализаторов. В этих вариантах самую большую диагностическую Ценность имеют способы электрофизиологического обследования малышей при помощи регистрации зрительных и слуховых вызванных потенциалов.
Опосля 2-ух месяцев с целью выявления соответствия нормам проводится психологическое обследование. О.В. Баженова и Е.И. Морозова разработали последующую схему обследования малыша с 1,5-2 месяцев до 1 года. Обследование малыша включает анализ уровня развития:
1) двигательной сферы;
2) сенсорной сферы;
3) особенностей манипулирования с предметами;
4) методов взаимодействия со взрослыми;
5) чувственных особенностей;
6) голосовой активности;
Еще одну методику психодиагностики в детском возрасте предложил Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой, С.М. Кривиной. Эта методика также базирована на анализе уровней психологических действий, но лишь наиболее развернуто:
1) зрительные приблизительные реакции;
2) слуховые приблизительные реакции;
3) эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)развития осознания речи;
7) предварительные этапы развития активной речи;
8) способности и умения в режимных действиях.
Главный способ обследования малыша первого года жизни — наблюдение за его реакциями, Деятельностью с игрушками, чертами общения со взрослыми, чувственными проявлениями, методами выражения положительных и отрицательных переживаний и др. анализ особенностей, выявленных при определенном обследовании малыша в сравнении с нормативными чертами, дает основание для заключения о отсутствии либо наличии нарушений, что дозволяет создать выводы о необходимости предстоящего наблюдения за ребенком либо о оказании специфичной медико-психо-педагогической помощи уже на данном шаге развития.

К базисным предпосылкам обычного онтогенеза малыша начиная с детского периода относится до этого всего положительное отношение к взрослому как таковому, сопровождающееся развитием разных простых экспрессивно-мимических средств установления общественного контакта и выражения собственного дела к другому человеку.

Отклонением уже на первом году жизни можно считать задержку в формировании коммуникативной потребности, с ограниченным арсеналом коммуникативных средств.

Легкая степень нарушения: при наличии выраженного энтузиазма к взрослому отмечается некое понижение количества применяемых ребенком коммуникативных средств либо их недостающее развитие.

Средняя степень нарушения: Энтузиазм к взрослому неустойчив, при наличии затруднений в установлении контакта ребенок не пробует их преодолеть, коммуникативные средства ограничены.

Томная степень нарушения: взрослый не вызывает у малыша энтузиазма, отсутствуют пробы использования каких-то методов коммуникации.

Начиная со второго полугодия жизни условием благополучного формирования личности малыша является возникновение избирательности в разговоре, а конкретно появление 2-ух различных типов реакций: настоящего комплекса оживления на «собственных» и реакции торможения и избегания на «чужих».

Отклонением можно считать отсутствие избирательного реагирования на различных взрослых.

К томным нарушениям можно отнести наличие таковых симптомов, как наличие выраженного ужаса при виде взрослого, наличие двигательных стереотипов заместо общественного и познавательного энтузиазма, избегание контакта глаз и тактильного контакта.

Глава II. Экспериментальная.

1. Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) психологического развития малышей в возрасте 6-8 месяцев.

Во 2-ой главе нашей работы мы будем разглядывать последующие задачи:

во-1-х, вправду ли вероятна другими словами заключения о сути заболевания и состоянии пациента»>диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) психологического развития малышей;

во-2-х, найти наличие связи меж течением беременности и родов и отклонением психологического развития малышей 1 года жизни;

В собственном исследовании мы употребляли последующую диагностическую способику:

методика диагностики нервно-психического развития малышей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной.

В итоге проведенного исследования мы продиагностировали 10 малышей и получили последующие результаты:

№ 1. Мальчишка Ваня, 6 месяцев. В детский дом малыша поступил из детского отделения патологии новорожденных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 16 лет, беременность — 1, роды — 1, курит. На учете в женской консультации стояла с 16 недель. Течение беременности: II триместр — ОРЗ, угроза прерывания беременности, III триместр — анемия, водянка беременных. Роды досрочные в 35-36 недель, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Вес малыша при рождении 2100,0 гр. Послеродовый период без особенностей.

При диагностике выявили последующее:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

Движения руки и деяния с предметами

Движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

6 месяцев

Различает близких людей от чужих по наружному виду (по различному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

Выяснит глас знакомого человека, различает интонации речи

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Гулит

Верно берет игрушку из рек взрослого, но держит ее в руке плохо, не может перекладывать из одной руки в другую

Недолго лежит на животике, подняв корпус на выпрямленных руках Пробует переворачивается со спины на животик,

Не пробует ползать

На вопросец «где» не находит знакомый предмет, который находится в одном и том же месте.

Краткосрочно гулит

Ест с ложки полугустую и густую еду, а сосет из бутылки

№ 2. девченка Марина В., возраст 8 месяцев. В дом малыша поступил из отделения недоношенных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 31 год, беременность — 7, роды — 3. На учете в женской консультации стояла с 8 недель. Течение беременности: I триместр — угроза прерывания, II триместр — обострение герпетической инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека), III триместр — анемия и токсикоз беременности. Роды досрочные в 33-34 недель, вес при рождении 1650,0 гр, оценка по шкале по Апгар 3-7 баллов. В послеродовом периоде перенесла пневмонию.

При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

Движения руки и деяния с предметами

Движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

8 месяцев

Знакомых людей выяснит, на чужих не реагирует.

Приблизительные реакции находятся, знакомые голоса выяснит, различает интонацию

Радуется воспитателю, другому ребенку, берет у их игрушки из рук.

Берет иг-рушки из различных по-ложений занимается ими недолго, но без учете параметров предмета, не подражает действиям взрослого.

Переворачивается с живота на спину. Передвига-ется, переставляя руки либо незначительно ползая. Ровно стабильно стоит при поддержке под мышки.

На вопросец «где» не находит ни 1-го предмета, которые находятся на неизменных местах. По слову взрослого не делает разученные ранее деяния.

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Ест полугустую и густую еду.

№ 3. девченка Вика, 6 месяцев. В детский дом малыша поступил из детского отделения патологии новорожденных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 2 месяца. Мамы 17 лет, 1 беременность, курит. На учет в женскую консультацию встала в 22 недельки. Течение беременности: триместр III — анемия, легкая водянка беременных. Роды досрочные в 36-37 недель, резвые, вес малыша 2500,0 гр, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Послеродовой период без осложнений. При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

Движения руки и деяния с предметами

Движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

6 месяцев

Знакомых людей выяснит

Проворачи-вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По различному реагирует на размеренную и плясовые мелодии.

Во время бодрствова-ния возникает комплекс оживления

Звучно смеется на эмоцио-нальное воззвание, радуется другому ребенку

Разглядывает, ощупывает и захватывает низковато висячие над грудью игрушки.

Недолго лежит на животике, подняв корпус на выпрямлен-ных руках, не переворачи-вается со спины на животик. рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) опоры сохранен, но стремительно истощается.

Гулит

Во время кормления бутылочку не придерживает.

№ 4. Мальчишка Алеша, возраст 8 месяцев. В дом малыша поступил из отделения недоношенных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 1,5 месяца. Мамы 33 года, 1 беременность, курит. В женской консультации не наблюдалась. Роды досрочные в 32-33 недель. Вес малыша при рождении 1700,0 граммов, оценка по шкале Апгар 4-7 баллов. Послеродовый период без особенностей. При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

движения руки и деяния с предметами

движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

8 месяцев

Знакомых людей выяснит. Различает близких людей от чужих по наружному виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

Выяснит го-лос близкого человека. Различает строгую и нежную интонации обращенной к нему речи. По различному реагирует на свое и чужое имя.

Звучно смеется на эмоцио-нальное воззвание, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у их из рук игрушку, гулит. На остальных малышей внимание не направляет.

Уверенно берет игрушку из различных положений и длительно занимается ими без учета параметров предмета.

Переворачивается со спины на животик и назад. Без помощи других садиться, но встать не может. Переступает, держась за барьер.

На вопросец «Где?» не находит предметы в знакомых местах, не делает ранее разученные деяния.

Начало лепета.

Пьет из бутылки, которую сам держит, ест с ложки.

№ 5. Мальчишка Саша, возраст 6,5 месяцев. В детский дом малыша поступил из детского отделения патологии новорожденных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 3 месяца. Мамы 27 лет, беременность 4, роды 1, курит. В женской консультации стояла на учете с 12 недель. Течение беременности: I триместр — угроза прерывания, кольпит, ОРВИ, III триместр — водянка беременных. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные (ягодичное предлежание), аспирация околоплодными водами, вес 3500,0 гр, оценка по Апгар 4-7-8 баллов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

движения руки и деяния с предметами

движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

6,5 месяцев

Выяснит воспитателей, не реагирует на незнакомых.

Проворачи-вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Выяснит го-лос близкого человека. Различает строгую и нежную интонации обращенной к нему речи

Радуется воспитателям, психологу, берет у их из рук игрушку, гулит

Верно берет игрушку из рук взрос-лого, но плохо удержи-вает в руке игрушку

Недолго ле-жит на животике, подняв корпус и делая упор ладошки вы-прямленных рук. Пробует перевора-чиваться со спины на животик. При поддержке под мыши ровно стабильно стоит, но стремительно утомляется.

Длительно пе-вуче гулит

Ест с ложки полугус-тую и гус-тую пишу

№ 6. девченка Женя, возраст 8 месяцев. В детский дом малыша поступил из детского отделения патологии новорожденных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 2,5 месяца. Мамы 16 года, беременность 1. В женской консультации не наблюдалась, роды домашние (предположительно 38-39 недель). Вес малыша 3000 гр, кефалогематома левой теменной области, трещинка левой теменной кости. Послеродовый период без особенностей.

При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

движения руки и деяния с предметами

движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

8 месяцев

Выяснит близких людей, на чужих не

реагирует

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Интонацию не различает, на чужое имя не реагирует.

На остальных малышей не реагирует, радуется на эмоциональное воззвание к ней воспитателя.

Игрушки берет неуверенно, плохо их держит.

Без помощи других не садится, поворачивается со спины на животик, назад лишь при помощи. Не ползает.

На вопросец «где» не реагирует.

Гулит

Пьет из бутылки, с ложки ест неаккуратно.

№ 7. девченка Оля, возраст 7 месяцев. В дом малыша поступил из отделения недоношенных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 3 месяца. мать 18 лет, в анамнезе токсикомания, наркомания. Беременность 2, роды 1. В женской консультации на учете не стояла, роды досрочные в 35-36 недельки. Вес малыша 2300,0 гр, родился в тяжеленной асфиксии, оценка по Апгар 2-5-7 баллов. 1-ые 5 суток находился на искусственной вентиляции легких. Послеродовый период: обоесторонняя пневмония, носитель гепатита «С». При диагностике выявили:

возраст

Зри-тельно-ориенти-ровочные реакции

слуховые ориенти-ровочные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

движения руки и деяния с предме-тами

движения общие

подгото-витель-ные этапы развития понима-ния речи

подгото-витель-ные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

7 месяцев

Знакомых людей выяснит, по наружному виду не различает близких от чужих.

Повора-чивает голову в сторону невиди-мого ис-точника звука и находит его. Уз-нает го-лос близ-кого че-ловека.

Звучно смеется на эмо-цио-наль-ное об-ращение, радуется другому ребенку. Радуется воспита-телям, психо-логу.

Верно бе-рет иг-рушку из рук взрос-лого, удержи-вает в руке иг-рушку плохо. Деяния с ней не произво-дит: не стучит, не размахи-вает, не перекла-дывает.

Перево-рачива-ется со спины на животик, назад при помощи. Само-стоя-тельно не садится. Передви-га-ется, перестав-ляя руки либо не-много ползая. Ровно ус-тойчиво стоит при под-держке под мышки.

На вопросец «где?» не реагирует, предмет, не один раз именуемый и находящийся в одном и том же месте не отыскивает.

Гулит

Держит бутылку, пьет из нее. Отлично ест полугустую еду с ложки.

№ 8. девченка Марина Н., возраст 7 месяцев. В детский дом малыша поступил из детского отделения патологии новорожденных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 2,5 месяцев. мать 28 лет, беременность 7, роды 4, курит, нередко употребляет алкоголь. В консультации наблюдалась с 16 недель. Течение беременности: II триместр — анемия, микоплазмоз, III триместр — водянка беременных. Роды срочные в 40 недель, вес малыша 3600,0 гр, в родах тугое двукратное обвитие пуповины вокруг шейки с удушением, на пуповине настоящий узел, томная асфиксия, затрудненное выведение плечиков. Апгар 4-6-7 баллов. Послеродовый период: перелом правой ключицы, гипертензионно-гидроцефальный синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом). При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

движения руки и деяния с предметами

движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

7 месяцев

Выяснит знакомых людей.

Выяснит знакомые голоса

Различает интонацию речи

Краткосрочно комплекс оживления

Преобладают отрицательные эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

Игрушкой стучит, размахивает, держит в руке недолговременно

Без помощи других не садится не встает, с трудом переворачивается с животика на спину и назад, незначительно ползает

На вопросец «где?» не указывает знакомый предмет

Произносит отдельные слоги, начало лепета

Пьет из чашечки, ест с ложки

№ 9. Мальчишка Сережа. Б., возраст 7 месяцев. В детский дом малыша поступил из детского отделения патологии новорожденных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 3 месяца. мать 25 лет, беременность 2 , роды 1. Наблюдалась в женской консультации с 8 недель. Течение беременности: I триместр — легкий гестоз, II триместр — анемия, гипотония, угроза прерывания беременности, III триместр — угроза ранних родов. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные, отслойка нормально расположенной плаценты, кровопотеря 500 мл. Вес малыша 2900,0 граммов, оценка по Апгар 6-8 балов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

движения руки и деяния с предметами

движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

7 месяцев

Различает близких людей от чужих по наружному виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

Выяснит го-лос близкого человека. Различает строгую и нежную интонации обращенной к нему речи.

Звучно смеется на эмоцио-нальное воззвание, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у их из рук игрушку, гулит

Уверенно берет иг-рушки из различных по-ложений и длительно занимается ими, пере-кладывает из одной руки в другую,

Переворачивается с живота на спину,

Передвига-ется, переставляя руки либо незначительно ползая.

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Держит сам бутылочку и пьет из нее. Отлично ест с ложки полугустую еду.

№ 10. Мальчишка Сережа М., возраст 7 месяцев. В дом малыша поступил из отделения недоношенных Городской городской поликлиники № 1 в возрасте 2 месяцев. мать 31 год, беременность 11, роды 5, курит, часто употребляет алкоголь. По беременности не наблюдалась. В анамнезе пролеченный сифилис в 30 недель. Роды досрочные 36-37 недель, вес малыша 2100,0 граммов, оценка по Апгар 7-8 баллов. Послеродовый период: профлечение сифилиса 21 денек. При диагностике выявили:

возраст

Визуально-ориентировочные реакции

слуховые приблизительные реакции

эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

движения руки и деяния с предметами

движения общие

предварительные этапы развития осознания речи

предварительные этапы развития активной речи

способности и умения в действиях

7 месяцев

Различает близких людей от чужих по наружному виду

Реагирует на незнакомых

Выяснит глас знакомого человека, различает интонации речи

реагирует на свое и чужое имя

Плясовые движения под плясовую мелодию

Радуется воспитателю

Ползет на встречу ребенку

Игрушками занимается длительно, многообразно без учета параметров предмета

Переступает, держась за барьер

Без помощи других встает и садиться

На вопросец «Где?» не находит предметы в знакомых местах

Начало лепета

Пьет из бутылки, которую держит сам. Ест в ложки полугустую и густую еду, не снимая ее губками.

Из данных диагностики видно, что все детки отстают в психологическом развитии в разной степени. Делая упор на теоретическую часть можно прийти к выводу, что предпосылкой этого отставания являются последующие причины: