Учебная работа. Реферат: Эволюция представлений о Вселенной
— В чем состоит назначение человека
— Следить за небосклоном.
Из беседы с Пифагором
Дальние праотцы
М.М.Герасимов в процессе раскопок на стойбище Мальта (Байкал, 1928 1931) отыскал костяную пластинку с орнаментом, обработанную около 25 000 лет тому вспять. Орнамент состоит из серповидных лунок.
В Сибири и во Франции были найдены и остальные изделия из кости, покрытые схожими орнаментами.
В.Е.Ларичеву удалось отрешиться от изобразительных трактовок этих находок и обосновать, что наши дальние «недалекие» праотцы нанесли на кость лунно-солнечный календарь — систему символов для четкого определения времени пришествия начала еще одного календарного цикла (лунных месяцев, солнечного года), лунных и солнечных затмений (пророчества затмений, как мы до сего времени выражаемся и думаем). Стоимость лунки на календарной пластинке равна одним суткам для работы с обыденным календарем на полугодие либо год, лунному месяцу при работе с 41-месячным лунным циклом для наблюдений и прогнозов лунных затмений, солнечному году при работе с огромным лунным саросом длиной 216 лет. Календарь обхватывает период длиной в 486 лет (216+216+54).
Племя охотников состояло приблизительно из 70 человек. Кто из их поддерживал систему наблюдений и вел календарь? Какую Потребность удовлетворяла эта работа? Филистерский материализм отыскивает ответ в хозяйственной деятель племени, полагая, к примеру, что племя имело твердые календарные границы охотничьего сезона — совершенно «как у нас». Если б у их были наши порядки, результаты могли быть плачевными (для нас).
На генном уровне присущее человеку рвение к познанию порождает одну из основных потребностей человека — потребность в исследовании и разработке моделей. Мальтинская знаковая модель есть парадокс жив системы безупречного, культурного бытия человека, сделанный идеей человека «первобытной культуры»; эту культуру лучше именовать первобытийной культурой.
Создатели первобытийной культуры усилиями не наименее 15 поколений, живших по 30 лет каждое, нашли, что изменение картины неба следует постоянным методом, и полностью устойчивые вехи этого пути, знаковую модель крепко зафиксировали на крепком материале усилиями 10-ов поколений. И ни одной «опечатки»!
Человек существует в природе, но живет в культуре, коэволюционируя в обеих средах обитания. Знаковая модель небесных явлений была фактором стойкости в первобытийной культуре, системным фактором стойкости коллективного сознания племени. Племя обрело в этих познаниях уверенность в наличии порядка в непрестанно передвигающемся небе, в закономерной надежной стойкости Мира. Мальтийцы переживали календарь, а не воспользовались им.
Устойчивое сознание обусловило устойчивое бытие. О большей полезности, нежели устойчивое бытие племени, и грезить недозволено. Поиск неизменных законов, управляющих непостоянством мира, — дело всей истории человека. Вера в неизменные законы держит человека «на плаву» в социуме и в природе.
Можно ли считать полностью действенное средство определения времени пришествия небесных явлений научным достижением? Можно считать, что «1-ые» представления наших протцов о Вселенной были умопомрачительными, детскими, одним словом, убогими, — таковыми же, какими были сами праотцы?
Древность
Изобретение письменности и арифметических процедур породило новейшие модели, опиравшиеся на ряды чисел, в каких фиксировали повторяющиеся действия: шумерские, вавилонские, египетские наблюдатели экстраполировали эти ряды.
системы и астрономические обсерватории — величавые технологические заслуги, но календарная астрономия — табличная и даже не вычислительная, а тем наиболее не математическая система.
денек.
Гераклид Понтийский предложил теоретическую модель с дневным вращением Земли и воззванием (приметно меняющих яркость) Венеры и Меркурия вокруг Солнца, т.е. идею эпициклов. Замечательна судьба данной для нас идеи: она стала участницей гео- и гелиоцентрической систем. Не будучи вычислительной, эта модель навечно осталась одинокой вехой в эволюции астрономической мысли.
Евдокс
Обучавшийся в Академии Платона Евдокс (IV в. до н.э.) сделал первую кинематическую модель. В его модели у каждой планетки имеется несколько сфер, скрепленных вместе. Одна из их совершает один оборот в день вокруг оси небесной сферы по направлению с востока на запад. время воззвания иной (в оборотную сторону) предполагалось равным периоду воззвания планетки. Тем разъяснялось движение планетки вдоль эклиптики. При всем этом предполагалось, что ось 2-ой сферы наклонена к оси первой под определенным углом. Композиция с этими сферами еще 2-ух позволяла ввести попятное движение по отношению к эклиптике. Все индивидуальности движения Солнца и Луны воссоздавались при помощи 3-х сфер. Звезды Евдокс расположил на одной сфере, вмещающей в себя все другие. Таковым образом, все видимое движение небесных светил Евдокс свел к вращению 27 сфер. В центре сфер находилась недвижная Земля.
Модель довольно буквально воспроизводила движение всех планет, не считая Марса и Венеры (движения этих планет будут камнем преткновения и стимулом для новаций и в следующие века), и не разъясняла конфигурации яркости планет. Евдокс эти «детали» игнорировал (денек является обычным математическим и инженерным инвентарем.
Гиппарх (на рубеже I и II в. до н.э.) разработал совсем новейшую кинематическую модель: недвижная Земля находится в центре окружности (для каждой планетки — собственной), по которой умеренно движется центр еще одной окружности и так дальше, а уже по крайней окружности умеренно движется планетка.
Концепции Гиппарха была суждена долгая жизнь — практически полторы тыщи лет; немногие современные идеи могут рассчитывать на такое долголетие. В современном описании движения Луны вокруг Солнца просто выяснить схему Гиппарха.
Исходная окружность получила заглавие деферента, любая последующая — эпицикла. Подбор радиусов эпициклов, направлений и скоростей движения по ним обеспечил достаточно четкое проигрывание наблюдаемого движения планет. Для неких планет пришлось сдвинуть центр деферента. По модели лунные затмения можно было предсказать с точностью до 1 — 2 часов, с пророчеством солнечных затмений модель управлялась еще ужаснее. Гиппарх составил каталог положений 850 звезд — стимулом была вспышка новейшей звезды в 134 г. Обусловил продолжительность года всего на 6,5 минут больше современной оценки.
Эпициклы и деференты предложил до Гиппарха Аполлон Пергский.
Традиционную форму эпициклической модели придал Клавдий Птолемей.
Птолемей (70 — 147 н.э.) обрисовал в 13 книжках сочинения «Megalesyntaxis» («Величавое математическое построение») новейшую модель: «Перед нами стоит задачка обосновать, что как в случае 5 планет, так и в случае Солнца и Луны, все видимые нерегулярности полностью объяснимы средством равномерных радиальных движений (вольных от любых несоразмерностей и беспорядков)».
Арабский перевод титула «Величавое» — Аль-Мегисте — в европейской науке опосля перевода с арабского на латинский закрепился навечно как Альмагест.
текст Птолемея был найден в Толедо и переведен в 1175 году. Полное издание Альмагеста вышло за 30 лет до выхода в свет трактата Коперника «О воззвании небесных сфер». Общее число эпициклов в этом издании достигнуло 77.
Птолемей царствовал четырнадцать веков. Тригонометрия в птолемеевской форме употреблялась в течение тыщи лет.
В чем причина такового поражающего долголетия: в силе создателя либо в беспомощности наследников?
Птолемей сделал так эффективную вычислительную систему, что результаты вычислений совпадали (1-ое время) с данными наблюдений до десятого знака опосля запятой.
Птолемей занес мастерские дополнения в теорию Гиппарха:
землю сдвинул из центра деферента, а центр движения расположил в точку, симметричную Земле относительно центра деферента — эквант (сдвинул землю из центра мира!).
Центр деферента Меркурия стал двигаться по окружности.
Греки усовершенствовали модели, включив в собственный арсенал геометрию. Модели были настолько массивными, что уже в V веке было открыто предварение равноденствий.
В 150-160 гг. в Александрии были изданы эфемериды ( ) — каждодневные записи положения небесных тел. Со временем ошибки в Птолемеевой системе накопились, и несовпадение с плодами наблюдений потребовало внести конфигурации. В 1252 г. в Толедо были изданы Альфонсиновы таблицы — исправленные Птолемеевы, но с грубыми ошибками. Для этого издания были применены новейшие единицы, предложенные Альфонсом Х Мудрейшим — градус, минутка, секунда. Ошибки позабыты, а единицы измерения остались.
Мюллер (Региомонтан) повторно издал эфемериды в 1474 г., исправив почти все ошибки Альфонсинских; ими воспользовались Васко да Гама, Колумб, Веспуччи. И по сей денек длится издание эфемерид. Тираж расползается, по-видимому, в главном посреди астрономов, что снова подтверждает не знающую исключений силу закона сохранения невежества.
Коперник (1473-1543) — племянник Вармийского епископа — изучал в Краковском и Болонском институтах астрономию, астрологию, греческий язык и право, в Падуе — медицину. Преподавал арифметику. Был админом и инженером.
молвят, что его сооружение для подъема воды на 25 метров послужило прототипом для строительства водоподъемника в Марли — того самого, который побудил Петра к строительству 1-го из фонтанов в Петергофе. В трактате «О чеканке монет» (1519) Коперник предложил меры к упорядочению железного валютного воззвания в Польше (это удалось Ньютону в Великобритании).
Личная печать Коперника — изображение Аполлона с лирой — отпечаток общения с итальянскими ревнителями античности. Фундаменталистское течение «восстановления старого благочестия» («Ренессанс») в обстановке разложения католицизма, исчерпавшего собственный культурный ресурс, захватило Коперника:
«Мы должны строго следовать способам старых и придерживаться их наблюдений, рассматривая их как священный завет. Тем, кто не верует старым неоспоримо, двери моей науки должны быть закрыты».
Последователь Пифагора, он исходил не из практических потребностей, а из глубоко религиозного рвения понять и применять божественную простоту и совершенство мира. Конкретно из религиозных и эстетических побуждений Коперник решил конвертировать систему Птолемея: убрать неравномерные движения и вернуть равномерные движения по совершенным окружностям:
«Неравномерность обязана происходить либо вследствие непостоянства движущей силы, индифферентно будет ли крайняя привходящей снаружи, либо прирожденной по природе, либо вследствие конфигурации тела опосля полного оборота. Потому что и то и это тошно нашему разуму и недостойно полагать что-либо схожее в том, что устроено в лучшем порядке, то следует согласиться, что равномерные движения этих светил представляются нам неравномерными в итоге того, что полюсы этих кругов различны, либо в итоге того, что Земля не находится в центре кругов, по которым они вращаются».
Стопроцентно эту идею воплотить не удалось. Любопытно отметить, что Птолемею пришлось отчасти отрешиться от догмата равномерности движения, а Копернику — от догмата движения по окружности.
Отрешиться от обоих этих догматов сумел лишь Кеплер.
Одним из мотивов, укрепивших Коперника в отказе от модели Птолемея, было неприятие пересечения (жестких!) сфер воззвания планет, безизбежно вытекавшего из изложения Региомонтаном птолемеевой системы.
Весь численный скелет модели Птолемея сохранен, но сократилось количество эпициклов (всего 34).
Коперник вознамерился совершить не переворот, а возврат к старым предшественникам Птолемея — совсем в духе Возрождения, когда собственные идеи выступали как возврат к старенькым правдам. Идея в эту эру освободилась от племенных оков, а носитель мысли стал одинок — и сначала находил опору в прошедшем.
свобода мысли сейчас началась тогда.
Революционеры и новаторы считали его «своим», хотя он сам из осторожности настаивал на том, что предложил лишь вычислительную модель. Коперник извлек из небытия гелиоцентрическую догадку Аристарха и привлек к ней внимание (отвергавшего ее!) подлинного исследователя Тихо де Браге.
Коперник упростил систему эпициклов, но достигнутая им точность определения положения светил в 10 была, естественно, неудовлетворительной, но ориентировочного доказательства ему было довольно. Коперник предсказал фазы Венеры и Меркурия; Галилей узрел фазы Венеры, тогда как Коперник не мог узреть их невооруженным глазом.
На нападки церковников Коперник дал ответ с полным пренебрежением: «Библия может учить нас, как попасть на небо, но не тому, как оно движется».
Что новейшего вправду занес Коперник? — В дополнение к предложенным старыми суточному вращению Земли вокруг оси и годичному воззванию Земли вокруг Солнца он занес воззвание всех планет вокруг Солнца — и снял делему трудности движения Луны и «верхних планет» (Венеры и Меркурия). правда, внесенное им третье движение Земли (оборот в 360° за год) потом пришлось снять.
С обратных точек земной орбиты звезды должны были быть видны в различных местах. Этот годовой параллакс имеет настолько малую величину из-за удаленности звезд, что астрологи не смогли в то время его найти. Для почти всех это событие послужило решающим резоном против принятия системы Коперника. Если б не Тихо де Браге и, в особенности, Кеплер, система Коперника была бы предана забвению из-за того, что она не выдерживала конкурентноспособной борьбы за точность, за соответствие наблюдениям. Систему Коперника с ее эпициклами приняли как вычислительную, фактически действующую — вместе с птолемеевой — единицы и лишь в Германии (арифметики!).
Церковь церковная (потом) и церковь протестантская (немедля) обвалились на Коперника с большей яростью, чем даже друг на друга.
Церковная церковь сначало рекомендовала к преподаванию новаторство Коперника как вычислительную, но не объясняющую схему. Спохватились католики лишь в 1616 году. Римская курия исключила гелиоцентрические сочинения из Индекса нелегальных книжек в 1835 году.
Сочинение Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О воззваниях небесных сфер») было и осталось труднодоступным читателям с недостаточной математической подготовкой, но факт внесения его в Индекс сделал это заглавие и идею гелиоцентризма очень пользующимися популярностью во Франции (Монтескье), охваченной антикатолицизмом и даже антиклерикализмом. Сократившись до Revolutionibus, а потом до revolution (полный оборот планетки; переворот), политизированное революция перебежало в российский язык (Карамзин).
C’est le revolte!
Non, Sire, c’est une revolution.
(Беседа Людовика XVI и барона де Ларошфуко о взятии Бастилии).
Поистине революционный подвиг Коперника в нашей культуре — не столько гелиоцентрическая система, сколько уверенное внедрение разума как настоящего источника теории. Рационализм в рамках традиции — соответствующая черта Новейшего времени, эры интеллектуализации мысли: «… человек — творец мысленных сущностей и форм искусства, которые сущность подобия его ума, как творения бога — подобия божественного ума» (Николай Кузанский). мир.
Сборщики продолжают работу: пополняют сборники звезд (в 1725 г. — 3 тыс., в 1900 г. — 455 тыс.) и комет, открыли эволюцию звезд, галактики, квазары и массу остальных объектов, нашли расширение Вселенной, расширяют спектр наблюдаемых волн, выносят приборы в Космос.
Охотники за правдой
«Обычный взрослый человек никогда не размышляет о дилеммах места и времени»
(А.Эйнштейн).
Легенды
Система лунок и остальные календарные системы не были построены на конкретно воспринимаемых видах, но образы как средства сотворения иллюзии их осознания (по-нашему: разъяснения) отыскали для себя пространство в легендах. Миф — это целостное образное мир знаковых мифологем, правополушарные Homo profanus —мир образных легенд.
Мы объясняем миф как разъяснение мира. Мы полагаем, что поначалу был (и есть) вопросец, а потом отыскали (отыскиваем) Ответ. Обычный первобытийный человек не находил Ответов, поэтому что не задавал Вопросцев: он просто жил в собственном мире, в мирном мире легенд, где никого не беспокоят Вопросцы и где никто не отыскивает Ответы. Миф не разъясняет мир (природы), а является конструктом Мира (человека) как Мифа. Первобытийный человек имел мифовоззрение, а не миропонимание.
Легенд и богов, связанных с легендами, сделалось много. Жрецы и поэты наводили порядок в этом мире, структурировали мифовоззрение. Упорядоченная коллекция легенд завлекла внимание новейших деятелей культуры — философов (либо теологов), нашедших для себя занятие: «для общего дела» выстроить рациональную объясняющую мир систему из готового набора деталей легенд, (тогда) в разъяснении не нуждавшихся. Возникло мировидение, Миропонимание. Истинность мифовоззрения — абсолютна, истинность миропонимания — относительна. Философы (теологи) навечно занесли источник рационалистической смуты в ясный безвопросный иррациональный мир обычного человека.
Ассирийский миф: Земля лежит на водах, вокруг Земли вода; купол, опоры которого в воде, несет на для себя снова же воды. Для Солнца устроены две двери: входная и выходная. Картина мироздания!
Этот и остальные легенды отражены в Библии: небесные двери, небесные окна, столбы неба. Образ жилья, метафора «Наш дом — Мир» очень свойственны для вчерашних номадов. Нелишне отметить отсутствие в Библии единой обмысленной картины мироздания: эсхатология (учение о близком конце света) сделала ее в очах создателей ненадобной.
Талмуд поделил небо на семь небес, отделенных друг от друга расстоянием в 500 лет пути.
Коран добавил еще по 50 лет и поделил землю на семь этажей (люди, ветры и бури, собакоголовые, серные камешки для адского огня, скорпионы величиной с верблюда, души грешников, квартира Иблиса) и добавил к тому же семиэтажный ад.
Земля неподвижна — неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
А.С.Пушкин, Подражания Корану, V
Примечание Пушкина: Нехорошая физика; но зато какая смелая поэзия!
Христиане со 2 по 6 век выстроили картину мира как модель дома с 2-мя (и наиболее) этажами и подвалом.
Величавые разумы христианского Средневековья (2-ая половина 13 в.) совсем сформировали, делая упор на идеи Аристотеля, детализированную модель Земли и Неба, весьма дальную от доверчивых метафор семитской древности. Мифологизация данной для нас модели в видах для обычных людей вызвала к нескончаемой жизни гиганский космологический трактат «Комедия» (= повествование со счастливой развязкой), заслуживший у потомков знатный высший титул «Божественная» и узнаваемый нам как монумент поэтической культуры (почитаемый, но не читаемый). Земля — это шар, окруженный семью вращающимися сферами с Солнцем, Луной и пятью планетками, восьмой с недвижными звездами, девятой с перводвижущим началом и десятой — недвижным горним небом, резиденцией Бога. Всю систему обслуживает отлично организованная компания ангелов.
В Старом Китае было реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, потому все небесные светила движутся с востока на запад.
системы мира
Система Евдокса не была системой мира, совокупа собственных сфер Евдокс употреблял как вычислительный инструмент, а не как образ для «осознания». Вообщем, его современники и потомки, не будучи математиками, упрямо принимали математические конструкции Евдокса и всех остальных ученых (прямо до Эйнштейна) конкретно как образы, как чувственные модели мира, как метафоры конкретного представления и осознания мира. ничего не поделаешь! — закон сохранения невежества непреодолим.
Птолемей, как и Евдокс, не ставил для себя целью создание картины мира. Из нескольких других кинематических схем он избрал математически ординарную. Нетерпеливые европейские невежды восприняли теорию Птолемея как откровение, как картину мира, а их достойные потомки обвинили конкретно Птолемея в разработке данной для нас неверной картины.
Коперник, невзирая на все обмолвки, вправду предложил систему мира. Пример оказался заразен: Тихо де Браге и Кеплер предложили свои системы мира. Ньютон в «Математических началах натуральной философии «именовал одну из книжек «Система мира».
Иоганн Кеплер (1571-1630), как и Коперник, отыскал источник вдохновения в сочинениях старых. Восторженное воображение завело Кеплера в «Космографическую тайну»: «Бог … выбрал 5 правильных тел». В сферу Сатурна (самого огромного радиуса) вписан куб — в него сфера Юпитера — в нее тетраэдр — в него сфера Марса и т.д. К несчастью, краса платоновских совершенных тел не выручила этот сделанный Кеплером мир при столкновении с «безобразными» фактами, и Кеплер потом отказался от него. правда, конкретно это сочинение завлекло внимание Тихо де Браге к его создателю, и он пригласил его к для себя помощником для исследования 3-х моделей мира. Тихо де Браге на основании собственных наблюдений считал птолемееву систему несостоятельной, но не мог представить для себя Землю передвигающейся и не принял систему Коперника. Браге выдумал свою геогелиоцентрическую систему: расположил землю в центр, а планетки запустил по эпициклам вокруг Солнца (т.е. собрал худшее), и пригласил Кеплера для проверки по наблюдательным данным всех моделей: Птолемея, Коперника и Тихо де Браге. Тем он поднял науку — обширнее, зание — на новейший уровень: математическое описание обязано быть четким и допускающим проверку, т.е. опровержение фактами.
Кеплер отторг все три предложенные ему модели и выстроил свою. Он инспектировал свои построения наблюдениями и бесчеловечно отбрасывал все, что не выдерживало критичной проверки. Марс был в особенности труден, и Кеплер в 1609 г. предложил для него поначалу овальную, а потом и эллиптическую орбиту, и открыл тем 1-ый закон, который впитал радиальные орбиты и эпициклы:
Орбиты планет сущность эллипсы, в одном из фокусов которых находится солнце.
Отрезок, соединяющий планетку с Солнцем, получил заглавие радиус-вектора.
2-ой законсохранил принцип равномерного движения по орбите в таком виде:
Радиус-векторы заметают равные площади в равные времена.
3-ий закон, объединивший всю систему планет, открылся Кеплеру в 1618 г.:
T1^2 : T2^2 = D1^3 : D2^3
тут Т — периоды воззвания планет 1 и 2 вокруг Солнца, D — средние расстояния планетки от Солнца (поточнее — огромные полуоси орбит).
Кеплер подчинил линии движения, скорости и расстояния планет от Солнца арифметическим законам. Центр Кеплер сопоставил Папе, поверхность — Отпрыску, место — Святому духу (Вообщем, Ньютон считал Солнце населенным.). Не будем останавливаться на умопомрачительных «физических» причинах движения планет, изложенных в сочинении Кеплера «НОВАЯ АСТРОНОМИЯ, основанная на причинных связях, либо ФИЗИКА НЕБА, выведенная из исследования ДВИЖЕНИЙ ЗВЕЗДЫ МАРС, основанных на наблюдениях БЛАГОРОДНОГО ТИХО ДЕ БРАГЕ».
В переписке с Галилеем Кеплер укрепил его в приверженности к гелиоцентрической модели мира.
Кеплер преобразовал вычислительную модель в теоретическую картину нашего уголка мира.
Ньютон сделал последующий шаг: сделал теоретическую картину всего мира на базе идеи глобального тяготения, объединив в ней образы и вычислительные процедуры.
Авторство гелиоцентрической системы — в полосы Пифагор — Аристарх — Коперник — Кеплер — Ньютон — Эйнштейн принадлежит, естественно, Кеплеру.
Наше преимущество в том, что мы лицезреем ретроспективу. Наша неудача в том, что мы считаем ее перспективой. Любая картина мира — неотъемлемая часть общекультурного контекста собственной эры, а не «вклад в общее дело зания мира».
Геоцентрическая картина мира сразу — и в большей степени — является картиной эгоцентрической, картиной, наполняющей Вселенную человечьим смыслом, а человека — вселенским. Гелиоцентрическая картина мира лишила человека не только лишь центральной роли в мироздании, да и открыла ему новейший, нескончаемый, прохладный и флегмантичный к нему мир — мир науки. Квант эволюции науки лишил несведущего человека его опоры — абсолютной веры в наглядность как аргумент. Отчуждение от мира Homo profanus’а чертовски растет с каждым фуррором науки, потому он не любит науку — и верно делает.
мир обыденной жизни навечно разделен от мира науки.
Как эволюционировала картина мира опосля Ньютона? Какова приятная картина мира сейчас?
Резюме
Источником теорий является человеческое воображение. Теория не есть итог обобщения фактов; факты — средство опровержения, а не сотворения теорий. Из опыта, т.е. из наблюдений и тестов могут быть получены значения характеристик теории, но не сама теория.
Что такое теория — разъяснение глубинной сути либо наружное описание? Что такое глубинная суть? Что такое наружное описание? «Что есть правда?»
В чем причина причинности?
* * *
Сядь, Джессика. Посмотри, как небосклон
Весь выложен кружками золотыми;
И самый малый, если поглядеть,
Поет в собственном движенье, буквально ангел,
И вторит юнооким херувимам.
(Шекспир, Венецианский негоциант, акт V, сцена 1)
Встань, друг Лоренцо, и посмотри на мир
Не как Шекспир, как ученый:
Нет золотых кружков на небе.
Вселенная беззвучна, нескончаема.
Нет ангелов, Лоренцо, и мы можем
Только друг на друга положиться
И на разум.
]]>