Учебная работа. Афазии и их формы
9
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Афазии
Чита — 2010
1. понятие афазия
Процесс речи зарождается на различных уровнях нервной системы (кора, подкорковые образования, проводящие пути, ядра черепно-мозговых нервишек) и органов артикуляции. Признаки развития речи у малыша возникают во 2-ой половине первого года жизни. Речь развивается как самостоятельная многофункциональная система на базе условно-рефлекторной деятель. Для этого нужен определенный уровень созревания корковых структур и действие окружающей среды, т.е. зрительные, слуховые и тактильные раздражения, принципиально, чтоб эти раздражители совпадали по времени. Единовременное сочетание раздражителей, приходящих в кору головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) сформировывает связи меж толиками мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Благодаря сиим связям в следующем развивается восприятие и проигрывание речи. Для малыша весьма принципиально общение со взрослыми, развитие руки как органа труда и общая двигательная активность. Все движения артикуляторных органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и определяются как заученные движения — праксис.
Меж слуховым и зрительным отделом образуются внутренние связи, они являются собственного рода базой для формирования пассивного словаря, т.е. оречевления окружающих предметов.
Лобный конус, имеющийся лишь у человека, делает речевую и психологическую функции. Он получает информацию со всех областей коры. Соединяясь с речевыми отделами коры, он делает речь осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В данной области коры создается программка речевого выражения (внутренняя речь), программки волевой деятель, планирования поведения.
Речь — как проявление высшей нервной деятель, носит рефлекторный нрав, в каком участвуют почти все уровни нервной системы. Основным отделом, где происходит формирование речи, является кора головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), тут любой из отделов делает свою функцию. В слуховую область коры (это височная толика), поступают звуковые раздражения. Огромное тут звуки анализируются, происходит непростой процесс осознания чужой речи. Двигательная область коры (нижние лобные извилины) участвует в формировании продуктивной речи (лексика и лексико-грамматические структуры). Теменная толика мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) анализирует и фиксирует все раздражения от артикуляторных органов. Зрительная область (затылочная толика) обеспечивает восприятие зрительных раздражений. Связи меж зрительными и двигательными отделами коры именуются оптико-моторными, а меж слуховыми и двигательными — акустико-моторными. От моторной области, находящейся с фронтальной извилине коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), начинается пирамидный путь (путь случайных движений). Пирамидный путь условно разделяется на корково-бульбарный и корково-спинальный, заканчивающийся в ядрах черепно-мозговых нервишек и в спинном системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) — центральный отдел нервной системы человека и звериных. От ядер черепно-мозговых нервишек и спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) отходят периферические нервишки к мускулам скелетной и артикуляционной мускулатуры. Кора головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) связана с подкорковыми образованиями в единую многофункциональную систему.
Импульс к речи подается из коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), а реализуется на периферии. В его осуществлении учавствуют органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесновато связанные меж собой.
Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу говорения, является дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма и межреберные слова и словосочетания, целой фразы. Эта область именуется энергетической, потому что сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование.
2-ая точка приложения нервного импульса — голосовые связки, от их зависят закрытие голосовой щели, модуляция голоса, образование подсвязочного давления, обеспечивающих образование голоса.
3-я точка приложения нервного импульса — ротовая полость и надставная труба. В ротовой полости благодаря движению языка, губ и мягенького неба образуются щели и затворы, дифференцируются звуки речи — это нужно для точного их произношения. В резонаторную систему врубается вся надставная труба — ротовая полость, глотка, придаточные пазухи и полость носа, которые усиливают глас, придавая ему персональную расцветку.
К органам артикулции подступают также волокна экстра-пирамидального пути, несущие импульсы от подкорковых образований, обеспечивающие темп, ритм, плавность и чувственную расцветку речи. Плавненько модулируя и меняя размер на любом речевом звуке, надставная труба обеспечивает тембр, силу и полетность голоса.
Под воздействием 2-ух потоков оборотной связи — слуховой и кенестетической — в коре головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) складывается память на правильное произнесение определенных слогов данного языка (речедвигательный словарь).
При поражении разных отделов нервной системы, участвующих в формировании речевого акта, появляются различные формы патологии речи.
одной из форм распада сформированной речи, возникающей вследствие поражения мозга является афазия.
Синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) афазии в первый раз обрисовал французский доктор хирург и анатом П.Брока (1860г.) У хворого , который мучился распадом речи, посмертно была найдена неоплазия (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) в коре мозга. В последствии эту область коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) стали именовать зоной Брока. Через 14 лет врач-невропатолог К.Вернике (1874г.) обрисовал хворого у которого при жизни появилось недопонимание речи окружающих, а посмертно было выявлено поражение верхневисочной области левого полушария. Таковым образом выделились две формы патологии речи: моторная, сплетенная с поражением лобной области, и сенсорная, сплетенная с поражением височной области коры доминантного полушария.
В следующем было описано огромное количество случаев афатических расстройств с различной локализацией процесса. Была сотворена систематизация расстройств Вернике-Лихтейма, просуществовавшая до середины ХХ века. За прошедшие годы накопилось огромное количество новейших наблюдений, подтвержденных клиническими, нейропсихологическими, анатомо-физиологическими данными, секционным материалом, которые дозволили уточнить и сравнить клинические и анатомические данные и сделать новейшую систематизацию афатических расстройств.
Предпосылки афатических расстройств различны и могут быть соединены с представленный тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными действиями (энцефалиты) и др.
Зависимо от преимущественной локализации процесса выделяют экспрессивные (моторные) и импрессивные (сенсорные) формы, в структуре которых вероятны разные проявления.
2. Экспрессивная афазия
Выделяют динамическую (первую и вторую), эфферентную и афферентную экспрессивную афазию.
синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) динамической афазии развивается при поражении лобной коры, расположенной впереди от «зоны Брока». Сила выраженности быть может различна — от легких, еле приметных форм до резко выраженных нарушений.
1-ая форма динамической афазии характеризуется тем, что у хворого затруднения в составлении плана целого выражения, он не может поведать прочитанное либо увиденное. При всем этом нездоровые не теряют собственный словарный припас и соображают речь: они отвечают на вопросцы верно построенными фразами. Наряду с речевыми расстройствами наблюдаются конфигурации поведения — нездоровые не знают, что им необходимо созодать, совершают асоциальные поступки, у их наблюдается легкая смена настроения — от эйфории к депрессии. При приобретенном течении слова, из их речи исчезают дополнения, предлоги. Для таковых нездоровых проблемно образование схожих слов и окончаний существительных, спряжений глаголов.
Эфферентная моторная афазия. В этом случае поражается задняя третья часть нижней лобной извилины доминантного полушария, что соответствует традиционной «зоне Брока». У нездоровых появляются лексико-грамматические расстройства, происходит грамматических структур и ограничение словаря. Возникает несогласованность слов в предложении, отсутствует окончание слов. Из речи нездоровых уходят служебные слова и остаются существительные в именительном падеже и глаголы в неопределенной форме. Речь таковых нездоровых приобретает форму «телеграфного стиля». При таковой форме афазии происходит нарушение кинетической организации тонких двигательных актов совершенно и речевых актов а именно. Общая и речевая моторика заторможена, нездоровые с огромным трудом поддерживают контакт с окружающими. Когда патологического состояния либо нарушения какого-нибудь процесса жизнедеятельности»> совпадение (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо работоспособности»>заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) нарастают у нездоровых наблюдается распад структуры слова (лексико-грамматические расстройства). Нездоровые повторяют изолированные звуки либо слоги, не могут произнести серийно организованный комплекс звуков, составляющих слово. Афферентная моторная афазия. Поражаются нижние отделы задней центральной извилины левого полушария и нижние отделы теменной области.
В теменной области происходит анализ всех кинестетических раздражений, лежащих в базе двигательного акта. Нарушение речевых кинестезий приводит к утрате тонких двигательных дифференцировок, нужных для четкого воплощения артикуляторной программки. У нездоровых расстраивается автоматический процесс нахождения нужных артикулем для произнесения того либо другого звука.
Беря во внимание неизменный слуховой контроль за произнесением звука либо слова, нездоровые начинают находить правильную артикуляцию, у их начинается повтор слоговых либо литературных частей. Когда затрудняется случайное повторение отдельных звуков — это гласит о нарушении не самих программ, а их выполнении. Из-за дефицитности кинестетического анализа и синтеза возникают трудности нахождения четких артикуляций. Это указывает, что в процессе реализации речи огромное
Эфферентная и афферентная афазии имеют различную локализацию и клиническую характеристику, но тесновато соединены меж собой в единстве речевого потока.
3. Импрессивная афазия
Посреди форм импрессивной афазии выделяют семантическую, акустико-мнестическую и сенсорную.
Семантическая афазия возникает при поражении теменно-височно-затылочной области левого полушария. Нарушение речи появляются в трудностях нахождения слов и в недостатках осознания логико-грамматических отношений. Нездоровой не может впору отыскать необходимое слово, не в состоянии выразить в словах свою идея, испытывает истязающие трудности, пытаясь осознать сложные грамматические дела, не может считать. У нездоровых затруднен выбор слов по значению, отмечаются выраженные пространственные (конструктивный праксис) нарушения (в слове, в деятель, в рисунке) — это показывает на локализацию процесса в области третичных зон перекрытия теменной, височной и затылочной областей коры доминантного полушария.
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов внешной поверхности височной области левого полушария. Соответствующим признаком этого нарушения является слабость слухо-речевых следов, из-за этого нездоровые не могут удержать в памяти длинноватую фразу либо ряд слов, испытывают затруднения в нахождении подходящих слов, в особенности при назывании предметов и явлений. При дифференциальной диагностике семантической и акустико-мнестической афазии индивидуальности затруднений в заглавии слов можно выявить при помощи подсказки. При семантической афазии нездоровой употребляет помощь и вспоминает необходимое слово, в то время как нездоровой с акустико-мнестическими расстройствами (височная область) не может употреблять подсказку для вспоминания слова, нездоровой может утратить значение слова, т.е. происходит «отчуждение» смысла слова. Таковым образом, для данной формы афазии является нарушение выбора слова на базе звуковых следов.
Сенсорная афазия возникает при поражении задней трети верхневисочной извилины и проявляется в распаде фонематического слуха, т.е. недопонимание речи окружающих, Отчужде смысла слова. В легких вариантах нездоровые недостаточно дифференцируют отдельные оппозиционные звуки, в томных вариантах осознание речи труднодоступно. Нездоровые слышат речь как шум, но звуки теряют свое сигнальное слова нездоровые произносят верно без помощи других. Таковым образом в данной форме расстройств является нарушение слухового контроля за выбором слов и звуков. Порождение речи начинается с внутренней динамической схемы выражения, основного плана внутренней речи. Этот план проявляется во внутреннем планировании выражения, принятия деяния, волевого импульса. Для перехода во внешнюю речь нужно грамматическое структурирование предложения с достаточным припасом верно произнесенных слов, в каких выделяется и послоговая схема выражения, и звукопроизношение. Вся речь происходит под контролем слуха, который обеспечивает точную формулировку произнесенного.
Все формы афатических расстройств появляются в особенностях нарушения речи и соответствуют определенной локализации поражения. Данные речевые расстройства почаще появляются у лиц старого возраста в итоге томных мозговых болезней ( характеризующееся неожиданным возникновением очаговой и/либо общемозговой неврологической симптоматики»>инфаркт
, представленный новообразованной тканью»>опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью)) или травм мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). У деток афазию диагностируют в тех вариантах, когда органическое повреждение мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) вышло опосля овладения ребенком речью. В этих вариантах афазия приводит не только лишь к нарушению предстоящего ее развития, да и к распаду сформированной речи. Афазия нередко приводит к глубочайшей инвалидизации. способности компенсации речевых и психологических нарушений у деток и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом приспосабливаются в быту. Недопонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: злость, конфликтность, раздражительность.
Помощь при афазии смешивается с целым комплексом реабилитационных действий.
расстройство нарушение речь афазия
Использованная литература
1. «Анатомия человека» — Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009.
2. «Невропатология» — Ляпидевский С.С. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 г.
3. «Базы генетики, клинико-генетические базы коррекционной педагогики и специальной психологии» — Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 г.
4. «Особая педагогика» — под ред. Назаровой Н.М. Москва. Академия, 2005 г.
5. «Физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) высшей нервной деятель и сенсорных систем» — Батуев А.С. Питер — 2006 г.
]]>