Учебная работа. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

На тему: «Анатомо-физиологические индивидуальности малышей и подростков»

По дисциплине: «Гигиена»

Керчь, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ системы

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ системы

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Детским возрастом принято считать возраст от рождения до пришествия созревания. У большинства малышей этот период обхватывает 1-ые 14 лет жизни. Но динамика роста и динамика развития у ребёнка на его протяжении далековато не схожи, и любому возрастному «подпериоду» свойственны свои анатомо-физиологические индивидуальности. Более наглядно о этом свидетельствуют пропорции тела ребёнка. У новорождённого, к примеру, длина головы составляет 1/4 длины тела, тогда как у взрослого человека — 1/8, у малышей ранешнего возраста относительно короче по отношению к общей длине тела нижние конечности и длиннее туловище.

Длина и масса тела ребёнка в особенности интенсивно растут на первом году жизни, потом интенсивность этого процесса миниатюризируется и отмечаются период ускоренного роста — вытяжения (с 5 до 7 и с 10 до 12 лет) и период округления, когда лучше наращивается масса тела (с 3 до 5 и с 8 до 11 лет). В период созревания снова идет наиболее активное повышение и длины, и массы тела.

С количественными тесновато соединены и высококачественные конфигурации в организме ребёнка, которые принципиально учесть в процессе ухода за ним и воспитания. Так, с ростом и повышением массы тела соединено развитие мышечной и костной систем, изменение поверхности тела, двигательных и остальных функций организма. Для всякого органа тела ребёнка также имеются свои закономерности нарастания массы, высококачественного созревания его структуры и совершенствования функций.

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ системы

анатомический физиологический ребенок

В детском возрасте органы кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) имеют ряд анатомических особенностей, которые отражаются на многофункциональной возможности сердца.

У новорожденного сердечко относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, другими словами начинает соответствовать обеспечивающий средством повторных ритмичных сокращений ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по сосудам»>сердечку взрослого. Детское сердечко вырастает неравномерно: более энергично в 1-ые два года жизни и в период созревания; до 2 лет более активно вырастают предсердия, с 10 лет — желудочки. Но во все периоды юношества повышение размера сердца отстает от роста тела. Сердечко новорожденного малыша имеет овальную форму, что соединено с недостающим развитием желудочков и сравнимо большенными размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, характерной обеспечивающий средством повторных ритмичных сокращений ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по сосудам»>сердечку взрослого. Положение сердца зависит от возраста малыша. У новорожденных и малышей первых 2-ух лет жизни из-за высочайшего стояния диафрагмы обеспечивающий ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по кровеносным сосудам»>сердечко размещено горизонтально, к 2—3 годам оно воспринимает косое положение. Толщина стен правого и левого желудочков у новорожденных практически схожа. В предстоящем рост происходит неравномерно: из-за большей перегрузки толщина левого желудочка возрастает наиболее существенно, чем правого.

У малышей ранешнего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен примерно равен просвету в отличие от вен по которым тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) движется к сердечку»> несущий кровь от сердца к органам (артерия — сосуд, несущий кровь от сердца к органам, в отличие от вен по которым тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) от сердца к органам. Аорта до 10 лет уже легочной кровь от сердца к органам, в отличие от вен, в которых крови (внутренней средой организма человека и животных), что является одной из обстоятельств наиболее нередкого развития у малышей первого года жизни неких болезней, к примеру пневмоний и остеомиелитов.

Артериальный пульс у малышей наиболее нередкий, чем у взрослых; это соединено с наиболее резвой сокращаемостью сердечной деятельность блуждающего нерва и наиболее высочайшим уровнем обмена веществ. Завышенные потребности тканей в крови (внутренней средой организма человека и животных) удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) размера, а за счет наиболее нередких сердечных сокращений. Большая частота сердечных сокращений (ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца)) отмечается у новорожденных (120—140 в 1 мин). С годами она равномерно миниатюризируется; к году ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) составляет 110—120 в 1 мин, к 5 годам — 100, к 10 годам — 90, к 12—13 годам — 80—70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте различается большенный лабильностью. Вопль, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его приметное учащение. Для пульса малышей свойственна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе — урежается.

Бронхи у малышей к рождению сформированы. слизистая их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Индивидуальностью бронхов у малышей будет то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21-го порядка. С годами количество веток и их распределение остаются неизменными. размеры бронхов активно изменяются на первом году жизни и в периоде созревания. Их базу составляют хрящевые полукольца в ранешном детском возрасте. Бронхиальные хрящи весьма эластичные, покладистые, мягенькие и просто смещаются. Правый бронх обширнее левого и является продолжением трахеи, потому в нем почаще обнаруживаются посторонние тела.

Опосля рождения малыша в бронхах формируется цилиндрический дыхательной системы с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко понижается их просвет (прямо до полного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры содействует слабенькому кашлевому толчку у малеханького малыша, что может привести к закупорке слизью маленьких бронхов, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), нарушению очищающей дренажной функции бронхов.

С годами по мере роста бронхов, возникновением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами наименее вязкого секрета пореже встречаются острые малышей, как и у взрослых, делятся на толики, толики на сегменты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких разделены друг от друга узенькими бороздами и перегородками из соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Главный структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4-6-недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. Опосля 8 лет легкие у малышей растут за счет линейного размера, параллельно наращивается дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить последующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда активно развивается эластическая ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), формируются бронхи с перебронхиальными включениями легочной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология);

3) от 5 до 7 лет совсем формируются многофункциональные возможности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит предстоящее повышение массы легких за счет созревания легочной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).

Индивидуальностью легких у малышей является незрелость альвеол, они имеют маленькой размер. Это возмещается учащением дыхания: чем младше ребенок, тем наиболее поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у ребенка — уже 16-18 дыхательных движений в 1 минутку. Заканчивается развитие легких к 20 годам.

Более принципиальным и соответствующим показателем развития разных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вослед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей лишь человеку психологической и психомоторной деятель. При всем этом в особенности выраженные конфигурации происходят в протяжении первого года жизни, когда любой месяц сопровождается отменно новенькими, осязаемыми показателями развития, позволяющими довольно буквально и беспристрастно дифференцировать эти маленькие этапы жизни, что нереально выполнить ни в которых остальных возрастных периодах. Так, возникновение первой ухмылки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок стабильно встает на ножки при сторонней поддержке, возникновение лепета (произнесение отдельных слогов) — в 6 мес., реагирование на простые вопросцы с указыванием при всем этом на предметы, о которых спрашивают, — 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки — в 11 мес. и т.д.

С годами равномерно (1-ые обыкновенные осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой припас добивается 1200 — 1500 слов, ребенок осознает смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, гласит сложными фразами.

Соответствующим показателем возрастной динамики малыша первого года жизни является исчезновение у него специфичных рефлексов, так именуемых рефлексов оборотного развития (простых, физиологических рефлексов новорожденных). Они обоснованы Деятельностью в большей степени таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и по мере созревания крайней подвергаются оборотному развитию. Любой из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса — Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, «заходящего солнца», «кукольных глаз«, хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже фактически схожий взрослому.

В дошкольном возрасте происходит предстоящее усложнение и дифференцировка психологического развития. Наиболее выражено воздействие тормозных действий. Ребенок интенсивно принимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления о обязательствах, проявляет большенный энтузиазм к детям. Почти все детки начинают читать и писать, просто завладевают элементами зарубежного языка.

В школьном периоде длится развитие сложных форм поведения, формируются личные индивидуальности. У подростков все больше выявляются индивидуальности поведения, связанные с гормональной перестройкой. мышление различается склонностью к абстрагированию и обобщению.

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ системы

Одним из главных критерий правильного развития малыша является отлично сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Индивидуальностью костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) у малышей будет то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).

1-ые ядра окостенения в хрящевой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) закладываются на 7-8-й недельке внутриутробного развития зародыша. Опосля рождения малыша костный скелет возрастает, сразу перестраивается структура костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3-4 годам возникает пластинчатое строение костей.

Костная ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) малышей содержит большее количество воды и органических веществ и наименьшее — минеральных веществ. Эти индивидуальности различают кости малыша от костей взрослого, они у малыша наиболее покладисты, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют наименьшую хрупкость. В связи с наиболее толстой ощущение) переломы у малышей нередко бывают поднадкостными.

Рост костей у их получается благодаря отличному кровоснабжению. Опосля возникновения точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), которая находится меж окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при всем этом со стороны костномозгового места происходит повышение размера кости в поперечнике.

Мускулы малышей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20-25 % массы тела, к 8 годам — 27 %, к 15 годам — 15-44 %. Повышение мышечной массы происходит за счет конфигурации размера каждой миофибриллы. В развитии мускул важную роль играет соответственный возрасту двигательный режим, в наиболее старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятель малышей огромную роль играют тренировки, повторяемость и улучшение стремительных способностей. С ростом малыша и развитием мышечного волокна возрастает интенсивность нарастания мышечной силы. характеристики мышечной силы, определяемой при помощи динамометрии. Наибольшее повышение силы мускул происходит в возрасте 17-18 лет.

Разные лет развиваются возможности к письму, лепке, рисованию. С 8-9 лет наращивается размер мускул рук, ног, шейки, плечевого пояса. В период созревания отмечается прирост размера мускул рук, спины, ног. В 10-12 лет регулирование движений улучшается.

В периоде созревания из-за нарастания массы мускул возникают угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного размера.

При отсутствии двигательной перегрузки на костей.

1-ые молочные зубы, отличающиеся хрупкостью и нежностью, прорезываются у 6 — 7-месячных малышей. К 1-му году жизни число зубов обязано приравниваться 8, а к 2 годам — 20. В 6 — 7-летнем возрасте начинается процесс смены молочных зубов на неизменные: к 7 — 8-му году жизни малыша изменяются 4 внутренних резца, в 8 — 9 лет — 4 внешних резца, в 10 — 12 лет — 4 клыка и в 12 — 14 лет — 4 огромных коренных зуба. У малышей эмаль неизменных зубов наиболее узкая, чем у взрослых, просто подвергается перерождению. Потому настолько важен бережный уход за ними.

Слюнные железы, хотя уже сформированы к моменту рождения малыша, тем не наименее в 1-ые 6 мес. жизни еще недостаточно работают. Это обусловливает определенную сухость слизистой оболочки полости рта.

Пищевой тракт малыша покрыт ласковой, легкоранимой слизистой оболочкой. Желудок активно вырастает в течение первых месяцев и наиболее медлительно на 2-м году жизни. Его кислотообразующая функция еще плохо развита. Содержание в желудочном соке переваривающих ферментов невелико, в особенности у годовалых малышей и новорожденных.

Длина кишечного тракта у малыша грудного возраста в 6 раз превосходит длину тела (у взрослого в 4,5 раза). Покрывающая его слизистая оболочка нежна, обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, потому питательные вещества лучше всасываются. Меж тем мышечный слой кишечного тракта и его эластические волокна развиты ужаснее, чем у взрослых. Это обусловливает наиболее слабенькую перистальтику и склонность малышей к запорам.

Описанные анатомо-физиологические индивидуальности органов пищеварения диктуют необходимость особенного режима питания новорожденных и малышей младшего возраста, кропотливой кулинарной обработки еды, наиболее нередкого ее приема маленькими порциями.

Огромные конфигурации происходят и в эндокринной системе. При всем этом ведомую роль играют расположенный ниже таламуса, который является частью нервной системы и центральной эндокринной железой, также в так именуемой ямке турецкого седла»>кости, в так называемой ямке турецкого седла), половые железы, надпочечники и щитовидная железа. Масса размещенного на нижней поверхности мозга в костном кармашке»>гипофиза (гипофиз — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане) по сопоставлению с его массой в дошкольном возрасте возрастает в 2 раза, размеры турецкого седла стают больше у женщин, чем у юношей. Возрастает и число клеток, участвующих в выделении гонадотропных гормонов: фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ) либо гормона, стимулирующего интерстициальные клеточки тестикул, адренокортикотропного гормона (АКТГ) и тиреотропного гормона (ТГ). Гонадотропные гормоны обусловливают созревание половых желез, стимуляцию биосинтеза их гормонов. ФСГ участвует в развитии половых желез у юношей, а у женщин — в росте фолликулов и в образовании эстрогенов в яичнике. ЛГ у женщин содействует превращению созрелых фолликулов в желтоватое тело, а у юношей провоцирует образование андрогенов клеточками Лейдига тестикул.

Ряд исследователей считает, что био эффект андрогенов и эстрогенов зависит от доминирования 1-го из их. Но недозволено исключить и необыкновенную реакцию тканей рецепторов, которая определяется генетическими и иными факторами. Так, при гинекомастии содержание андрогенов и эстрогенов быть может обычным, а снаружи эстрогенный эффект преобладает.

Гормонами роста являются соматотропный гормон (СТГ) кости, в так называемой ямке турецкого седла) — мозговой придаток в форме округленного образования, гормоны щитовидной железы — тироксин и трийодтиронин, андрогены

надпочечников и тестикул, также инсулин. Действуют они в сочетании, но в разные периоды тем либо другим из их принадлежит ведущая роль. У подростков наибольшее тела в длину. Роль андрогенов надпочечников и тестикул сказывается также на развитии вторичных половых признаков, внешних половых органов, спермато­генезе и мутации голоса.

Андрогены оказывают также стимулирующее действие на биосинтез белка, усиливают развитие мышечной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), энхондральное окостенение и хондропластический рост костей.

При лишней продукции андрогены тормозят пролиферацию хрящевой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), стимулируют ее оссификацию и содействуют закрытию зон роста, а при их недочете происходит торможение окостенения хряща.

ВЫВОД

Ребенок повсевременно вырастает и развивается и на любом возрастном шаге собственной жизни стает в особенном морфологическом, физиологическом и психическом качествах, потому нужно выделять ряд периодов, либо шагов, развития.

Важные анатомо-физиологические индивидуальности всякого периода имеют огромное развития малыша. Потому периоды юношества важны как для докторской деятель, так и для советы адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики болезней и многого другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронин Л.Г. жизни в норме и при патологиях высшей нервной деятель. — М., 1979.

2. Данилова Н.Н. психофизиология. — М., 2000.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология

(наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации). — М., 1985.

4. Мурский Л.И. Физиологические базы обучения и воспитания. — Владимир, 1972.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) малышей и подро-стков. — М., 2000.

6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность малышей и подростков. — М., 2000.

7. Возрастная физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) / Ю. А. Ермалаев. — М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил.

9. другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»> то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) ВНД / Л. Г. Воронин. — М.: Высш. шк. 1979.

10.


]]>