Учебная работа. Арттерапевтические техники для работы с телесным образом «Я» и с психосоматическими заболеваниями

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Арттерапевтические техники для работы с телесным образом «Я» и с психосоматическими заболеваниями

14

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский муниципальный институт»

Институт педагогики, психологии и соц технологий

Кафедра общей психологии

РЕФЕРАТ

на тему: Арттерапевтические техники для работы с телесным образом «Я» и с психосоматическими болезнями

Выполнила:

студентка гр. 41-33 Микелтадзе М.М.

Проверила: Махмутова Р.К.

Ижевск 2009

Содержание

Глава 1. Индивидуальности нездоровых, имеющих психосоматическое расстройство

Глава 2. Применение арттерапии в медицине в работе с нездоровыми, имеющими психосоматическое болезнь

Перечень использованной литературы

Глава 1. Индивидуальности нездоровых, имеющих психосоматическое расстройство

Психосоматические расстройства (ПСР) — нарушения функций органов и систем, обусловленные психогенными нарушениями, занимают все большее пространство в заболеваемости детско-подросткового населения, составляя, по данным неких исследователей, от 10 до 40% из числа обращающихся за мед помощью деток и подростков (по остальным данным от 40 до 68%) . Предпосылки психосоматических нарушений делят на наружные по отношению к организму — экзогенные и внутренние — эндогенные. К экзогенным болезнетворным агентам относят инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека), интоксикации, травматические повреждения мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), церебральные неоплазия, психогении, соматогении. Эндогенные предпосылки соединены с наследственностью, конституциональными чертами человека, возрастными сдвигами [2,45].

Психосоматическое расстройство базируется на действиях соматизации психологических заморочек, другими словами неувязка из разряда психической (к примеру, я боюсь завтрашней контрольной) перебегает в разряд телесной (к примеру, у меня болит животик). естественно, в единичных эпизодах такового реагирования нет ничего ужасного, наиболее того, для всех людей в моменты мощного стресса типично проявлять некие телесные беспомощности. Неувязкой это становится тогда, когда такие реакции стают неизменными и при продолжительном течении перебегают в фактически социально полезной деятель»>болезнь (к примеру, язва желудка). Тело и психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) — это тесновато взаимосвязанные части 1-го целого, и если есть психологические задачи, то достаточно нередко это приводит и к болезням тела. При наличии наружных и внутренних конфликтов, в ситуациях стресса и долгого, нередко приобретенного, напряжения хоть какой человек, а тем наиболее ребенок, склонен показывать так именуемые психосоматические реакции и часть тела воспримет на себя «удар»? Почему у 1-го это желудочно-кишечный тракт, у другого обеспечивающий ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по кровеносным сосудам»>сердечко, у третьего легкие? До этого всего, это зависит от наследной расположенности и от конституциональной беспомощности определенного органа либо системы организма у определенного человека[3].

Статистика указывает: частота психосоматических расстройств, встречающихся в практике педиатров, составляет от 20 до 60 %. Ранее спецы выделяли семь главных психосоматических болезней: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), астма, язвенный колит и нейродермит. Потом этот перечень пополнялся, и дополняется до сего времени, так что расстройство хоть какого органа либо системы организма можно обрисовать как психосоматическое. Нерешенные психические задачи, до этого всего, чувственные задачи могут вылиться в совпадение разных болезней организма. Это конкретно о таковых болезнях молвят: «Невыплаканные слезы принуждают рыдать внутренние органы». Речь как раз и идет о психосоматических заболеваниях. Практика указывает, что обычное медикаментозное либо хирургическое состояние ворачивается или прогрессирует либо же на месте ушедших симптомов возникают новейшие. Одной из основных задач психоаналитика является работа с чувствами, в особенности у деток. У «психосоматического» малыша эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) нередко подавлены, другими словами сам ребенок не может найти, что все-таки он на данный момент ощущает, и тем наиболее, он не может свои чувства выразить. Почаще всего подавленными оказываются отрицательные, брутальные эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)или депрессивные (а депрессия — это и есть злость, направленная на себя). У 80% психосоматических нездоровых диагностируется очевидное либо скрытое депрессивное состояние[4].

Весьма нередко в психосоматическом заболевании замешана семья. Имеющиеся в данное время исследования молвят о том, что процент психосоматических болезней у деток из дисгармонических семей еще выше, чем у деток из семей довольно обычных. У 77,3 % деток из конфликтных семей диагностируются психосоматические расстройства. Огромное к примеру, небольшой Ваня живет в семье, которую тяжело именовать гармонической: меж родителями нет осознания, их дела оставляют желать наилучшего, что выливается у отца во внебрачные связи, а у мамы в хроническое недовольство своим супругом, в чувство неизменной неудовлетворенности и раздражительность. И со стилем воспитания не все в порядке: во-1-х, мама и отец по-разному глядят на то, как обязано воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) малыша, это противоречие не содействует стабильности состояния малыша и является одним из источников конфликтов в семье; во-2-х, до 5 лет Ваня воспитывался по типу «кумир семьи», ему все позволялось и ничего не запрещалось, в крайнее же время перед ним ставят твердые условия, к которым ему тяжело приспособиться. А часто случается так, что нездоровой либо повсевременно болеющий ребенок становится звеном, скрепляющим разваливающуюся семью. Ведь любой ребенок любит и маму, и папу, любой ребенок желает, чтоб они оба были совместно с ним, и если его болезнь не дозволяет родителям расстаться, то неосознанно ребенок будет стремиться сохранить болезнь[3].

Психосоматические неувязка не может отыскать выход из психики человека, она перебегает в разряд телесной. Конкретно на теле либо снутри него происходят какие-то конфигурации: возникновение нейродермитов, работоспособности»>заболевания желудка, 12-типерстной кишки, язвы, астма, люди, обычно, мучаются от так именуемых психосоматических заболеваний (к примеру, астма, нейродермит и мн.др.) и психосоматических реакций и состояний (неизменные простуды, не поддающиеся объяснению связанное с настоящим либо возможным повреждением ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)«> связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани»>боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) в различных частях тела и т.п.);

— психосоматические состояния и наличие психических заморочек, к примеру, внутренний конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия), неосознаваемая духовная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение);

— нередко болеющие люди неосознанно употребляют механизм соматизации, т.е. неувязка из разряда психической переводится в разряд телесной, к примеру, ребенок дуется либо злится на маму, но не понимает, не осознает собственной злобы либо обиды, проще говоря, он полностью не ощущает никакой обиды и никакой злобы, а заместо этого покрывается сыпью, либо ему становится тяжело дышать, либо здесь же у него обостряется приобретенный тонзиллит.

Глава 2. Применение арттерапии в медицине в работе с нездоровыми, имеющими психосоматическое болезнь

Вопросцы, связанные с внедрением арттерапии в общей мед практике и с пациентами с психосоматическими болезнями, остаются недостаточно изученными. Даже в продвинутых странах со сложившейся системой проф арттерапевтических услуг арттерапия пока применяется в медицине недостаточно интенсивно. Как отмечает Л. Хаген, «Изобразительное искусств не является кое-чем новеньким для медицины. Новеньким для нее является представление о арттерапии как проф услуге, предоставляемой в качестве дополнения к психиатрическому и мед исцелению в поликлиниках и амбулаториях». Классическими для поликлиники внутренних заболеваний и психосоматической медицины являются такие способы психотерапии, как гипнотерапия, психотерапия. Арттерапия часто рассматривается в качестве альтернативного способа исцеления, позиционируемого за пределами большинства способов вербальной психотерапии. В 1991 г. Государственным институтом здоровья США (Соединённые Штаты Америки — другой медицины, составляющих группу вмешательств психосоматического либо ментально-физического контроля Благодаря развитию и научному исследованию таковых способов арттерапия получает доп шансы встраиваться в систему мед обслуживания[1, 41].

В протяжении крайних лет ученые стали обращать большее внимание на роль творческого воображения и разных экспрессивных средств в снятие либо устранение симптомов и лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и способы, связанные с визуализацией образов, содействующие исцелению от таковых болезней. Некие исследователи, к примеру К. и С. Саймонтоны (Саймонтон К., Саймонтон С.), проявили, что результаты исцеления были в особенности впечатляющими, когда пациенты с томными соматическими болезнями не только лишь представляли образы, да и старались передать их средствами изобразительного искусства.

задачка хоть какого психоаналитика либо психолога заключается в том, чтоб человек закончил переводить психическое в телесное. Вначале этот процесс перевода у малеханьких деток осуществляется автоматом, к примеру, у малышей в ответ на возрастание напряжения может расстроиться желудок, это понятно хоть какой маме. Равномерно по мере того, как формируется и крепчает психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) (у новорожденного ведь нет психики, схожей оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с наружным миром»>психике (психика — Субъективный внутренний мир человека, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с внешним миром) взрослого человека), ребенок становится способным управляться с напряжением, не прибегая к соматическим симптомам. задачка психоаналитика — укрепление и развитие психики психосоматического хворого, для что употребляются специальные способы психотерапии, также арттерапии. несколько годов назад был сотворен Реабилитационный центр для пациентов с психосоматическими болезнями в г. Паланга и рассчитан на 50 нездоровых. На его базе проходят курс восстановительной терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) — процесс пациенты, страдающие таковыми болезнями, как астма, сладкий диабет, артриты, также нездоровые перенесшие инсульты либо оперативные вмешательства при онкологических заболеваниях и некие остальные группы нездоровых. Приблизительно две третьих общего числа пациентов реабилитационного центра составляют дамы. Большая часть пациентов поступают из больниц, но незначимая часть направляется из амбулаторной сети. Почти все не один раз, раз в год поступают в реабилитационный центр. Срок пребывания в центре составляет 10-40 дней. Во время нахождения в центре пациенты получают фармацевтическую для снятия либо устранения симптомов и проявлений работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)«>терапию (время начала применяться арттерапия. Личный курс арттерапии включает от 6 до 9 занятий. Во время занятий пациенты могут употреблять разные изобразительные материалы, такие, как гуашевые либо акварельные краски, мелки, пастель, карандаши, фломастеры, также создавать фотоколлажи, заниматься лепкой из глины и пластилина. С учетом маленьких сроков работы, клиентам бывает трудно достигнуть творческой свободы и развить свои художественные способности. Почти все сначала испытывают психические трудности, переживают растерянность, когда им предлагается что-либо нарисовать. Предпосылкой этого, кроме возраста, являются физические ограничения, связанные с болезнью. Потому, арттерапевт дает клиентам те либо другие варианты творческой работы либо даже оказываю им физическую помощь в процессе работы: к примеру, время от времени помогает пациентке, страдающей артритом, вырезать фотографические образы из журнальчика, которые она сама выбирает. С целью снятия напряжения и волнения, переживаемых почти всеми пациентами, арттерапевт интенсивно употребляет технику релаксации. Когда клиентам удается расслабиться, им проще включиться в процесс изобразительной работы. Не считая того, часто применяется техника направленной медитации: в состоянии релаксации пациента погружают в определенную ситуацию, для того, чтоб воскресить фантазии и мемуары, опосля что они могут попробовать передать их в рисунке[1].

В почти всех вариантах возникает необходимость в том, чтоб посодействовать клиентам осмыслить собственный актуальный путь, отыскать смысл существования, осмыслить прошлые и истинные дела и принять решение. Пациенты, поступающие в реабилитационный центр, как правило, мучаются томными, приобретенными болезнями. Они находятся в очень томном физическом и психическом состоянии, в критичной точке собственного «путешествия по жизни». Им необходимы сострадание, осознание, поддержка и, в то же время, предоставление им способности обрести свое место, отыскать свою «тропинку» и поверить в свои силы. Это дозволяет им равномерно преодолеть угнетение, сомнения, отчаяние и апатию (то есть безучастного отношения к окружающим событиям) и продолжить собственный путь. Описание 1-го варианта из практики арттерапевта в реабилитациооном центре: Бируте, 59 лет, мучается ревматойдным артритом в течение 17 лет. Сопутствующие работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности): гипертония, кардиопатия. Неизменные воспаления суставов, во время которых температура поднимается до 40 С. Ориентирована в реабилитационный центр по окончании еще одного курса исцеления в поликлинике.

«Во время первой встречи Бируте смотрелась измученной, в кабинет ее привел супруг. Пациентка передвигалась неуверенно, сетовала на произнесла, что не понимает, будет ли она ходить на процедуры, либо нет, потому что из-за увеличения температуры она ощущает слабость и предпочитает оставаться в кровати. Хотя пациентка выразила сомнения, что сумеет часто посещать занятия арттерапии, ссылаясь на нехорошее физическое денек температура не поднималась, она дошла до моря, расположенное на расстоянии полукилометра от реабилитационного центра. Там она провела три часа и ощутила себя лучше. Поначалу арттерапевт побеседовала о том, умеет ли Бируте расслабляться, и предложила ей расслабиться и создать несколько глубочайших вдохов и выдохов, а потом спросила, не охото ли ей порисовать, пользоваться мягенькими мелками либо иными изобразительными материалами. Бируте взяла мелок зеленоватого цвета и начала отрисовывать волнистые полосы (море), но скоро закончила отрисовывать, так как ей было тяжело задерживать мелок. Потом, не отрывая мелка от бумаги, она стала созодать полукруглые движения запястьем. Она произнесла, что набросок не выходит, но полосы вышли пластичные, довольно постоянные. Она всмотрелась в собственный набросок. Повернув его через некое время, она увидела паруса. Образ заполнился движением, полетом. Потом Бируте изобразила сберегал, завершив на этом создание рисунка.

2-ое занятие: Бируте произнесла, что ощущает себя мало лучше, связав улучшение с процедурами. Было принципиально отдать ей получить положительный опыт творческой работы, увлечься рисунком. Ей предложили заняться созданием коллажа на вольную тему, используя для этого нарезки из журналов, и она согласилась. На это раз суставы пациентки были наиболее подвижны, она смогла пользоваться ножницами. Бируте избрала фото цветов и остальных растений, птиц, панорамных пейзажей и скал. Пациентка испытала ублажение от работы и произнесла, что не утомилась. Было видно, что она была увлечена новеньким себе видом деятель.

Третье занятие: Бируте пришла с подкрашенными губками, лицо смотрелось просветленным. Арттерапевт предложила сделать мандалу: используя особые краски, заполнить место круга, начиная с центра. Бируте начала отрисовывать с центра полосами, потом начала «играться» с красками, накладывая их густо, находила различные методы, делала мазки и точки. Окончив отрисовывать, написала текст:

Сердечко, в каком много красок.

Они весьма красивы.

Если б отрисовывала другое,

То не вышло бы так.

Смотрю, и радости нет конца.

В жизни этого не испытала и не знала,

Что еще когда-нибудь придется отрисовывать.

Радуюсь, что с сиим повстречалась

И смогла поразмышлять»

Мандала вышла разноцветная, ярко выделялись мазки, изготовленные пальцами. Набросок напоминал драгоценный гранит, светящийся изнутри. Когда расставались, Бируте была в приподнятом настроении и благодарила за возможность получить новейший опыт.

4-ое занятие: Энтузиазм к тому, что ее ожидает сейчас. На данном занятии решили изучить палитру эмоций, которые переживает Бируте, и ей было предложено представить их в виде яркой «карты». Благодаря предшествующим занятиям Бируте смогла ощутить вкуснесколько слоев. Окончив отрисовывать, произнесла, что сделанный ею образ и «есть жизнь, в какой все — и не плохое, и нехорошее, но больше неплохого». Было видно, что она наиболее кропотливо прорисовала положительные чувства.

5-ое занятие: Температура у Бируте с прошедшего занятия не поднималась, руки и пальцы уже не выглядели скрюченными. Побеседовали, как проходит снятие либо устранение симптомов и проявлений того либо другого работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)«>исцеление. Она сказала, что будет готовиться к операции на суставах. Потом ей предложили вспомянуть о тех местах, где ей приятно находиться, и, может быть, нарисовать их. Она произнесла, что у нее на данный момент три возлюбленных места: одно — в возлюбленном кресле на кухне, другое — в собственном городе, в парке, и третье — новое пространство, находится неподалеку от реабилитационного центра, на лавке по дороге к морю. Она решила изобразить конкретно его. Нарисовала, как она посиживает на лавке, повернувшись лицом к соснам и елям. Она добавила, что посиживать так она может длительно, час, два, хоть целый денек. Набросок состоял из вертикальных линий, изображающих устремленные к небу деревья. Она расположила себя на фиолетовую лавку, ее собственная фигура осталась недостаточно прорисованной. Этот набросок кое-чем напоминал 1-ый, также состоявший из параллельных линий, но волнистых, а не прямых. Но на крайнем рисунке образ вышел наиболее организованным. Было приметно тяготение Бируте к пейзажу, она будто бы «дозволяет» месту и природе себя вылечивать, доверяет им, стремится быть ближе к морю и лесу. Рисунком и избранным местом Бируте была довольна.

Шестое занятие: Это было крайнее занятие. Бируте стала намного крепче, чем в момент поступления в реабилитационный центр. Бируте произнесла, что крайнее время временами вспоминает свое детство и родителей, которых уже нет в {живых}. Тогда арттерапевт спросила, не хочет ли она передать на рисунке одно из собственных детских мемуаров. Для настроя включила размеренную музыку флейты. Бируте стремительно взяла карандаш, позже акварель и нарисовала девченку 11-12 лет в красноватом платьице и с волосами желтоватого цвета. Окончив отрисовывать, Бируте произнесла, что нарисованная девченка — рассеянная, многого опасается, но прилежная и отлично обучается. Она вспомянула, что учительница ее поддерживала и хвалила, зная, что у нее не так давно погибла мама. Когда ее спросили, далековато либо изображенная девченка находится от Бируте, она ответила, что совершенно близко. Тогда ей было предложено чего-нибудть сказать девченке, и Бируте произнесла: «Иди вперед, не беспокойся, ты достигнешь собственной цели». Бируте это произнесла звучно, громче, чем она обычно гласить, вкладывая в воззвание много сил.

Девченка была изображена в центре листа, будто бы парила в воздухе, в пустоте. Арттерапевт направила внимание Бируте на это, тогда и она взяла кисточку, но сначала не знала, что отрисовывать. Потом ее рука сама стала изображать полукруги. Вышло нечто, напоминавшее произнесла, что сердечко будто бы охраняет девченку, ассоциируясь у нее с мамой, ангелом-хранителем либо Богом. В оставшееся время занятия они подытожили работы. Арттерапевт отметила ее активность, жизнелюбие, способность играться, заниматься творчеством, отыскивать умиротворение в разговоре с природой. Бируте произнесла, что ее эмоциональное состояние и актуальный тонус вправду стали лучше, она стала наиболее оптимистично глядеть в будущее, получила себе новейший, увлекательный опыт, связанный с творческой работой, проявлением себя через набросок и беседу. При выписке в истории заболевания Бируте было отмечено: «Общее физическое и психоэмоциональное состояние пациентки стало лучше»»[1].

Таковым образом, в медицине удачно употребляют техники арттерапии в работе с психосоматическими болезнями. К таковым техникам можно отнести: изотерапия, музыкальная оздоровление»>деток (когда они представляют свои ужасы, работу с пациентом).

Перечень литературы

1) Григалюнайте-Плерпене Вида Применение арттерапии с дамами с психосоматическими болезнями в критериях реабилитационного центра
2) Елисеев Ю.Ю. Психосоматические работоспособности»>тела
4) Попова Т.А. Психосоматические расстройства в детском возрасте. Нередко болеющие малыши. Что созодать?

5) Хаген Л. Арттерапия и медицина // Журнальчик арттерапии «Исцеляющее искусство», №1.


]]>