Учебная работа. Гигиена средневековья

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Гигиена средневековья

Гигиена средневековья

Введение

Принято считать, что гигиена в средневековье отсутствовала как данность. Хотя современные киноленты демонстрируют прекрасные рисунки легкой и роскошной жизни при французском дворе, стоит копнуть чуток поглубже, и мы везде натыкаемся на исторические статьи о «грязной жизни» тех времен. Нередко сведения так шокирующие, что поверить в это очень тяжело, тем наиболее, что нередко трудно осознать, какая часть доступной инфы достоверна.

Меня заинтриговал этот вопросец, потому цель моей работы: узнать на базе разных исторических источников, каково было действительное состояние гигиены в средние века. Главные задачки:

Изучить предысторию препядствия.

Разглядеть отношение к личной гигиене в богатых и бедных слоях населения.

Выявить взор на делему исходя из убеждений остальных народов.

Узнать, значительно ли поменялось положение дел в эру Возрождения.

1. Предыстория

Хотя гигиена — слово греческое (Гигиея — так звали дочь бога Асклепия, почитавшуюся греками как богиня здоровья), простые гигиенические способности были присущи и представителям наиболее старых культур. Уже у старых народов Индии, Китая, Египта существовали правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения заразных заболеваний. Считается, к слову, что конкретно старым египтянам принадлежит награда изобретения мыла. Для ухода за зубами египтяне употребляли пепел внутренностей быка, пемзу и винный уксус.

Высочайшего уровня развития достигнула гигиена в период античности. Почти все древнегреческие философы считали заботу о здоровье неотъемлемой частью добродетельной жизни. «Здоровья требуют у богов в собственных молитвах люди, а не знают, что сами имеют в собственном распоряжении средства к этому», — говаривал Демокрит, призывая сограждан к чистоплотности, преждевременному просыпанию, физическим упражнениям и умеренности во всем.

У старых римлян, посреди остального прославившихся своим водопроводом и публичными банями, гигиена пережила подлинный расцвет, в первый раз представ как дело государственное. В относящемся к V в. до н.э. более ранешном законодательном документе Старого Рима — так именуемых Законах 12-ти таблиц — содержатся и установления санитарного нрава. В том числе, о благоустройстве кладбищ, воспрещение захоронений снутри городка, предписание воспользоваться для питья не водой из Тибра, на берегах которого размещен Рим, а горной главный водой. Контроль над соблюдением этих постановлений заходил в обязанности особых чиновников — эдилов либо попечителей — кураторов.

Наиболее остальных о личной гигиене пеклись безбедные римлянки, используя для этого весь арсенал узнаваемых в ту пору средств — экспортируемую из Португалии мочевину для очистки зубов и продукты из молока для ухода за телом. Чтоб было, в чем купаться во время путешествий, супруги патрициев брали с собой стада ослиц.

2. версия: грязно

В средние века приемы греко-римской борьбы за чистоту были позабыты, и жизнь умывалась всего дважды — при рождении и в денек женитьбы.
Дочь 1-го из французских правителей погибла от вшивости.
Барон Норфолк отрешался умываться типо из религиозных убеждений. Его тело покрылось нарывами. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки опьяненным, и еле-еле отмыли.
Папа Климент V гибнет от дизентерии.
А Папа Климент VII мучительно погибает от чесотки…
Как и повелитель Филипп II.
Российские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки одичавший зверек». Самих же российских по всей Европе считали извращенцами за то, что те прогуливались в баню раз за месяц — отвратительно нередко.
О последней нечистоплотности дворянства свидетельствуют даже предметы интерьера и престижные в ту пору девайсы. Так, горностаи, изображавшиеся известными живописцами на руках придворных дам, служили в качестве ловушек для блох, в обилии обитавших в волосах и одежке средневековых красавиц. Функцию плахи для пойманных насекомых делали поражающие своим изяществом фарфоровые блюдца, щедро расставляемые по царским дворцам.
Не наилучшим образом, чем с гигиеной тела, обстояли дела и с гигиеной полости рта. К концу очень недолгой, как правило, жизни, люди лишались фактически всех собственных зубов. Никак не древняя Кормилица в катастрофы Шекспира гласит о Джульетте:

Четырнадцать зубов собственных отдам

(Хоть жалко — их всех-то у меня четыре),

Что ей еще 14-ти нет.

При всем этом, если высочайшее Сословие хотя бы стеснялось бессчетных брешей в зубном ряду (Елизавета Британская, к примеру, драпировала их кусочками материи), то бедняки схожих комплексов были лишены напрочь.

3. Воздействие нечистоплотности на разные сферы жизни

Отсутствие понятий о гигиене дополнялось физической немощью (вследствие установленного церковью примата духа над телом) и обусловленным продолжительными постами плохим питанием. А именно, этими самыми факторами спецы разъясняют уменьшение среднего роста человека в средние века, составлявшего тогда 155 см для парней и 150 для дам.

В общем, не умопомрачительно, что ни в какие другие времена, как в средневековье, Европу не косили под корень чума, холера и остальные ужасающие эпидемии. В 1347-1350 годах чума унесла 25 миллионов жизней. Одну четвертую часть населения материка! Во время других эпидемий вымирало до 9/10 населения городов.

Ну и сами городка никак не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в каких снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Так, в Париже начали биться с обычаем выливать нечистоты на улицу только в 1780 году. А когда через два года в том же Париже в первый раз в мире были устроены тротуары, в центре Берлина еще существовали публичные выгоны для скота.

4. Эра Возрождения

В эру возрождения никаких коренных конфигураций не вышло: к мытью тела тогдашний народ относился подозрительно: нагота грех, ну и холодно — простыть можно. Жгучая же ванна нереальна — дровишки стоили уж весьма недешево, основному пользователю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, время от времени любимое сожжение приходилось подменять четвертованием, а позднее — колесованием.

Если в ХV — ХVI веках богатые горожане умывались хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они совершенно закончили принимать ванну. правда, время от времени приходилось ею воспользоваться — но лишь в целительных целях. К процедуре кропотливо готовились и намедни ставили клизму. Французский повелитель Людовик ХIV умывался всего дважды в жизни — и то по совету докторов. Мытье привело монарха в таковой кошмар, что он заклялся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные времена уход за телом числился грехом. Христианские проповедники призывали ходить практически в рванье и никогда не умываться, потому что конкретно таковым образом можно было достигнуть духовного очищения.

Умываться недозволено было к тому же поэтому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не умывались годами либо не знали воды совершенно. Грязюка и вши числились особенными признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответственный пример служения Господу.

На чистоту смотрели с омерзением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и дамского пола, обычно важничали тем, что вода никогда не касалась их ног, кроме тех случаев, когда им приходилось перебегать вброд реки.

Люди так отвыкли от аква процедур, что медику Ф.Е. Бильцу в пользующемся популярностью учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать люд умываться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке либо в ванне, ибо с самого юношества никогда не входили в воду. Боязнь эта необоснованна, — писал Бильц в книжке «Новое природное исцеление», — Опосля пятой либо 6-ой ванны к этому можно привыкнуть…». Медику не достаточно кто веровал…

Кровати, представляющие из себя рамы на точеных ножках, окруженные низкой сеткой и непременно с балдахином в средние века получают огромное

Считается, что мебель из красноватого дерева стала настолько популярна поэтому, что на ней не было видно клопов.

Духи — принципиальное европейское изобретение — возникли на свет конкретно как реакция на отсутствие бань. Начальная задачка известной французской парфюмерии была одна — маскировать ужасный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Повелитель-Солнце, проснувшись в один прекрасный момент днем в нехорошем настроении (а это было его обыденное состояние по утрам, ибо, как понятно, Людовик XIV мучился бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться.

Речь идет о эдикте Людовика XIV, в каком говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтоб их тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шейке, чтоб привлечь внимание хотимого объекта.

С туалетами дела обстояли никак не солнечно. Даже самый большенный замок не имел обычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее пространство либо уборная была встроена в стенку замка, нависая над землей либо находилась ниже уровня воды. Некие уборные имели древесные сиденья, но большая часть было просто вырезано из камня. Это было очень неловко, в особенности в зимнюю пору! Не много этого, лишь некие туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась трава. В некие спускные желоба были помещены стальные брусья, чтоб препятствовать входу через их бойцам нападавших армий.

Роль позабытой канализации делали канавки на улицах, где струились вонючие ручьи помоев.

Забывшие о древних благах цивилизации люди справляли сейчас нужду где придется. к примеру, на парадной лестнице дворца либо замка. Французский царский двор временами переезжал из замка в замок из-за того, что в древнем практически нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями деньки и ночи напролет.

Приблизительно в 17 веке для защиты голов от фекалий были выдуманы широкополые шапки.

Вначале реверанс имел собственной целью всего только убрать обосранную зловонную шапку подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских правителей, не было ни 1-го туалета.

Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и повелители или приседали на широкий подоконник у открытого окна, или им приносили «ночные вазы», содержимое которых потом изливалось у задних дверей дворца.

То же творилось в Версале…

Известные всем Крестовые походы, проводившиеся против «запятанных язычников», тем не наименее, привели к распространению посреди воинов таковых привычек, как постоянное мытье и почти всех остальных, что в очередной раз свидетельствует о изначальном отсутствии даже таковых простых правил личной гигиены.

Немногие знают, что 1-ый контакт европейцев с Китаем происходил весьма болезненно. Тому есть много обстоятельств: очень большая разница культур, отсутствие настоящего воздействия на настолько крупную державу при большенном расстоянии до нее от столицы, и другое. Но не малую роль сыграл и вопросец гигиены. Европейцы считали китайцев презренными язычниками, не ведающими Настоящего бога. Ненормальным народом, у которого коса — гордость мужчины. Ну а китайцы, в свою очередь, нередко отрешались от общения, поэтому что «ванна» и «европеец» — два несопоставимых понятия. Китайцы весьма ценили чистоту тела, что очень принципиально в их климате. У их было всераспространено не только лишь мытье тела, да и очистка зубов, и разные укрепляющие и восстанавливающие снадобья для волос и кожи. Они, знакомые со своим климатом, одевались по погоде и не очень мучались от жары. Тогда как европейцы, даже живущие в Китае в течение долгого времени, отрешались поменять томные шерстяные верхние одежки и плотные рубахи на чего-нибудть наиболее легкое. Это разъяснялось тем, что ветры злые и могут одномоментно принести простуду либо даже малярию. С простудой все ясно: если поначалу хорошо пропотеть, а позже раздеться и постоять на ветру (на море постоянно ветер, а вглубь континента чужаки не допускались по договору), то болезнь обеспечена. Как-то можно осознать и опаски малярии: ее предпосылки еще не были выяснены. Но все таки, почему недозволено было брать пример с туземцев, живущих тут тысячелетиями?

Вроде бы то ни было, а итог был впечатляющим: в горячий душноватый сезон люди парились в очень теплой одежке, весьма очень потели, пот стекал по спинам, пропитывал одежки (которые стирались не очень нередко), обильно выделялся под мышками, отчего они покрывались струпьями и язвами. Эти болячки нестерпимо жгло новенькими порциями все такого же пота… Итак до конца горячего сезона, пока не приходила прохлада и шторма, бури и ураганы, приносившие разрушения и неудачи. Опосля этого логично, что не достаточно кто из побывавших в Китае сохранял о нем приятные мемуары. И снова: с большинством заморочек, казавшихся неразрешимыми, могла совладать всего только ванна (купаться тоже не было принято — да особо и негде).

Перечень литературы

водоснабжение чистота гигиена средневековье

1. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М.: Весь мир, 1987

2. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. — 2-е изд. — М.: МБА, 2008

3. Егер О. Глобальная история. Средние века. / 3-е изд. испр. и доп. — М.: АСТ, 2006

4. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр., общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: прогресс, 2001