Учебная работа. Гигиенические основы здорового образа жизни
Гигиенические базы здорового вида жизни
Содержание
- Введение
- 1. Гигиенические базы здорового вида жизни
- Гигиена общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении (ОДУ) и ее роль в виде жизни
- Гигиена среды в ОДУ, общеобразовательного места
- Муниципальный санитарный надзор по гигиене малышей и подростков
- Общеобразовательные учреждения
- Естественное и искусственное освещение
- Роль личной гигиены и вида жизни в укреплении здоровья
- Заключение
- Перечень использованных источников
Введение
Гигиена малышей и подростков — наука и область практического внедрения по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. Это особый раздел в гигиене, который тесновато связан с вопросцами общей гигиены, изучает взаимодействие возрастающего, развивающегося организма с окружающей средой. История развития гигиены малышей и подростков тесновато связана с развитием гигиены, способы исследования едины, норы и правила однотипны. Исследования и наблюдения проводятся как в натурных критериях, так и в лабораторно-поликлинических, клинических. Гигиена малышей и подростков тесновато связана с психолого-педагогическими науками, педиатрией, социальной гигиеной, эпидемиологией, физкультурой и спортом.
Гигиенические нюансы здоровья малышей и подростков начинаются с профилактической медицины на стадии планирования и зачатия, вынашивания, родов целым комплексом мероприятий по охране материнства и юношества. Это дамские консультации, родильные дома, соц защита — дородовые и послеродовые отпуска, перевод на неопасную, безобидную легкую работу, поощрения и вознаграждения за ранешний учет в женской консультации. Проводится генетическое консультирование, наблюдение, контроль за внутриутробным развитием, даются советы профилактического порядка по виду жизни дамы, ее питания, движения, отдыха. В организме мамы формируется 3-ий круг кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) — зародыша и плода, сначала все не плохое и нехорошее поступает им, Ценность новейшей жизни.
Современные гигиенические нюансы роста и развития малышей и подростков нужно начать с термина валеология. Valeo — здравствую с момента зарождения новейшей жизни. Все заболевания детскими ножками входят во взрослую жизнь. Уровень и свойство здоровья зависит от почти всех отлично управляемых причин как на генном уровне детерминированных, так и наружных сил природы, вида жизни и помощи профилактической медицины. Весь взаимосвязанный комплекс физического, психологического и нравственного здоровья формируется и воспитывается не только лишь окружающим биолого-социальным миром, да и самим человеком.
Здоровье — наивысшее благо. Научно-технический прогресс уменьшает долю физического труда и наращивает его интенсивность, умственную и психологическую нагрузку, понижает двигательную активность. Три кита физического, психологического и нравственного здоровья — питание, движение, защита. Питание больше становится рафинированным, высококалорийным, бедным либо лишенным на биологическом уровне активными субстанциями. недостаток защиты сном дает рост невротических и астеноневротических состояний. Двигательный голод наращивает деформации опорно-двигательного аппарата.
Здоровье — интегральный показатель формируется из последующих компонент: соматического, физического, чувственного, личного, нравственного, интеллектуального, духовного, психологического, общественного.
В Республике Беларусь осуществляется целенаправленная программка по сохранению здоровья подрастающего поколения.
программка «Здоровье соматическое» проходит под лозунгом первичной гигиенической профилактики «Я понимаю как не болеть». Главными направлениями деятель в данной нам программке являются: периодические мед обследования малышей (сентябрь, май) с распределением малышей на мед группы по организации правильного распределения физической перегрузки на организм. Определены четыре мед группы для занятий физкультурой: основная, предварительная, особая мед группа и целебной физической культуры. сразу проводится цикл лекций для родителей и учащихся, воспитателей, учителей.
Возрастающий организм по своим анатомо-физиологическим особенностям и многофункциональным способностям существенно различается от взрослого, сформированного человека. Малыши наиболее чувствительны к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и учебно-производственной обстановке. Их здоровье почти во всем определяется корректностью сочетания труда и отдыха, цвета и света, движения, вентиляции, освещения, принужденной позы за партой, рабочим столом.
Ценность здоровья малышей должен быть и основным принципом организации эколого-педагогического взаимодействия докторов и преподавателей в общеобразовательных учреждениях. В Республике Беларусь работает общеобразовательная школа-сад в Солигорском районе Минской области. Она является моделью такового взаимодействия и выделяет последующие составляющие здоровья: соматическое, психическое, духовное, интеллектуальное, нравственное, соц, эмоциональное, личностное. Аспекты оценки — поступки и состояние физкультурно-оздоровительной работы, состояние внеурочной воспитательной работы, психическая помощь учащимся, профилактическая работа по здоровому виду жизни. Развитие и учеба (совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта) малыша обязана идти не за счет резервов организма, а наращиванием его потенциала с учетом физических и возрастных способностей. Нужен единый механизм формирования здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях, учреждениях образования, в семье.
Реформирование общеобразовательной системы увеличивает роль профилактической медицины, самого малыша, семьи. Она обязана стать школой здоровья. Республиканский научно-практический центр гигиены и ГУ РЦГЭиОЗ обусловили величину вклада всякого фактора и ввели количественную характеристику здоровья — индекс здоровья. Индекс здоровья — это число выявленных отклонений по органам и системам к общему числу. Сотворен метод определения этого индекса, в общеобразовательных и внешкольных учреждениях действует программка «Здоровье — сфера обитания». Для санитарно-эпидемического благополучия собственный индекс, для семьи — индекс жизнеобеспечения. Эти индексы дозволят выявить уязвимые места и преднамеренно проводить санитарно-гигиенические мероприятия.
Верно организованный режим денька, рациональное распределение времени малыша, в особенности отдыха, ночного сна, пребывания на свежайшем воздухе — залог уравновешенности нервной системы. Малая двигательная активность содействует росту вегето-сосудистой дистонии, нарушений осанки. По данным научных исследовательских работ наиболее 50% малышей первой группы здоровья посещали спортивные секции. Образовательное место, условия обучения и воспитания должны соответствовать многофункциональным способностям малыша. В гигиену общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении обширно внедряются оздоровительные мероприятия, возрастает их число, открываются компенсирующие группы для малышей с нарушениями в состоянии здоровья.
В структуре болезней подрастающего поколения 1-ое пространство занимают системы, органов эмоций и на 3-ем месте органов пищеварения. Немаловажную роль и значимость имеет соц компонента малыша, образ жизни и статус семьи.
1. Гигиенические базы здорового вида жизни
Гигиена общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении (ОДУ) и ее роль в виде жизни
В гигиене общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении воедино соединен учебный процесс, воспитательный и профилактическая медицина. Мед сервис в дошкольных учреждениях производит мед сестра. В ее обязанности заходит: осматривать малышей, назначать медико-профилактические мероприятия; надзирать проведение профилактических прививок; следить диспансерную группу нездоровых малышей: выявлять и изолировать малышей с заразными болезнями, надзирать компанию и проведение физического воспитания, физического развития, закаливания, питания, распорядка денька; санитарно-гигиенических критерий освещенности, вентиляции, отопления, одежки, обуви, пищеблоков, дезинфекционных мероприятий. Медперсонал отвечает в ОДУ за все противоэпидемические мероприятия, составляет годичный и помесячный план-график собственной работы, проводит занятия-беседы с воспитателями, родителями, учит их способностям персональной и общей гигиены малышей, формирования здорового вида жизни. Составляются паспорта аттестации по условиям пребывания малыша в ОДУ — представителями центров гигиены, эпидемиологии и публичного здоровья — ЦГЭиОЗ.
Возрастная периодизация в ОДУ
Группа
возраст
Наполняемость
Преддошкольная, ясельная младшая
1-2 года
кол-во малышей до 10 (группа)
Преддошкольная ясельная старшая
2-3
15
Дошкольная
младшая
средняя
старшая
школьная
3-4
4-5
5-6
6-7
20
20
20
20-25
Разновозрастная
12
Ослабленного здоровья
10-15
Краткосрочного пребывания
по количеству заявлений, но не наиболее чем по соответственному возрасту.
В ОДУ и ОУ профилактическая работа ориентирована на раннюю диагностику первичных болезней. способ естественного гигиенического эксперимента-наблюдения и клинико-диагностические исследования.
Гигиена среды в ОДУ, общеобразовательного места
Проектирование и стройку ОДУ проводится в согласовании с СанПиН РБ: комплексы ясли-сад, дошкольные детские учреждения, спец детские учреждения, оздоровительные детские учреждения для летнего отдыха и укрепления здоровья малышей, санаторного круглогодичного оздоровления.
Лучший вариант — внутриквартальное размещение ОДУ. С 1996г. в Республике Беларусь строятся последующие типы ОДУ:
общеразвивающие, умственное, личностное развитие и обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками);
присмотра и ухода — меньше перегрузка на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками);
с углубленным направлением в работе: Эстетическое, кружки, студии;
комбинированные — сочетание ОДУ различных типов;
общеразвивающие — пребывание малышей 6Ї24 ч.
Присмотра и ухода — 1Ї4 ч.
оздоровления — особые занятия физическими упражнениями, плавание, гимнастика, целебное плавание, ЛФК, массаж; питание — 12Ї24 ч;
углубленное направление в работе — Эстетическое, языковое, танцевальное, физическое — 6Ї12 ч.
Вместимость я/с до 200 человек в городках и 100 в сельской местности. В спальных районах — до 300 малышей. Принцип изолированности групп и помещений, 50% земляного участка — зеленоватые насаждения. Для озеленения запрещено употреблять ядовитые растения, с шипами — роза, шиповник, барбарис и растения, провоцирующие аллергию — акация, тополь.
Групповые площадки — это я/с под открытым небом с теневым навесом, песочницы, качели, лавки, огород-ягодник, физкультурные площадки с беговой дорожкой, прыжковой ямой, полосой препятствий, различные снаряды, кольцевая дорожка. Для развития двигательной активности — мостики, горки, фигурные стены и т.д.
Спальная и игровая, норматив площади — 4 м2, размер воздуха — 12м3, t° 2°C. В игровой — занимаются и едят. Гигиенические требования к мебели — соответствие росту малыша — профилактика нарушений зрения, деформаций ОДА. Для гимнастических и музыкальных занятий — зал 75 м2 при 100 детях, крытый плавательный бассейн 37м2 и глубиной 0,6Ї0,8 м с внедрением проточных и рециркулярных схем водонаполнения, подмена 20% воды в час, вода питьевая с t° 28Ї30°. Обеззараживают воду хлорированием, бромированием, озонированием. Для контраста учебно-воспитательной работы — игротеки, зрительные залы, кабинет ручного труда, изобразительного искусства, хореографии, лингвистические и т.д.
Световой режим СК 14, КЕО 2,5Ї2,7%, лампы накаливания 150 люкс, люминесцентные 300 люкс.
Мед блок: кабинет медработника, процедурный кабинет, изолятор с отдельным туалетом.
Пищеблок — 1-ый этаж, самостоятельный вход. В состав пищеблока входят: помещение кухни, раздаточная, заготовочный цех, моечная, кладовая.
гигиена здоровый дошкольное учреждение
Для удачного воспитания и обучения малышей в ОДУ их нужно к этому приготовить, начиная с самого рождения. Приспосабливаются детки к новеньким условиям не все идиентично: 1 группа — физиологическая адаптация, не хворают, просто ее переносят; 2 группа — напряженной адаптации — ОРВИ, невротические реакции; 3 группа — патологическая адаптация, тяжело привыкают к ОДУ — невротические реакции, неврозы, депрессии. Распорядок денька обычный с приемом еды, игровой Деятельностью, занятиями, прогулки, сон.
Подготовка малышей к школьному обучению вероятна в ОДУ в предварительных группах либо в таковых же группах общеобразовательных школ.
Питание в ОДУ обязано быть питанием роста и развития, мультикомпонентным, равновесным, адекватным физиологическим способностям, энергетически предобеспечивающим.
Эти гигиенические базы обоснованы бурно-протекающими действиями роста и развития малышей в этот возрастной период. Идет формирование органов и систем, их дифференциация, совершенствуются их функции. Малыши ОДУ необыкновенно подвижны, у их большая высокоскоростная двигательная активность. В этот период питание оказывает существенное воздействие на развитие мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), ума — в особенности белковая еда. Ее в рационе обязано быть 70Ї75%. Недочет белков приводит к замедлению роста и развития, психомоторных и умственных, ухудшению памяти. Излишек белков увеличивает расположенность к аллергическим болезням. Углеводы и жиры должны быть также сбалансированы для профилактики ожирения, сокрытой белковой дефицитности. Непременно употреблять не пищевые углеводы (клетчатка, пектиновые вещества) для угнетения гнилой микрофлоры, выведения радионуклидов и ядовитых веществ, для развития в кишечном тракте бифидобактерий.
Двигательная потребность малышей обеспечивается физкультурными занятиями и играми, утренней гимнастикой. Упражнения на различные мышечные группы в динамике содействуют сохранению правильного положения тела, точек опоры и центров тяжести. Исключаются упражнения в статическом напряжении, с задержкой дыхания. Общая длительность занятия от 15Ї20 мин до 3-х лет и до 30Ї35мин до 6 лет. Занятия на открытых площадках при t° не ниже — 12Ї15°С без ветра и осадков. В систему физического воспитания заходит и закаливание при неотклонимом медико-педагогическом контроле. Определение состояния здоровья, физического развития, многофункциональной подготовленности, адекватности перегрузки, степени утомления и т.д.
Перегрузка нормируется по ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) и наружным, зрительным признакам утомления: до 3-х лет — 140Ї160 уд/мин; до 6 лет — 160Ї180 уд/мин; по моторной плотности занятий — 60Ї75%. T° воздуха в зале + 16Ї18°С, влажность 40Ї55%; освещенность 200 люкс, подвижность не наиболее 0,5 м/с.
В дошкольном возрастном периоде происходит интенсивное формирование костно-мышечной системы, как ОДА, так и зрительных мускул, речевых мускул, дыхательных мускул. Занятия физическим воспитаниям должны быть профилактическими для деформаций ОДА, нарушений зрения, улучшения речи, дыхания и их развития. К 6 годам формируется осанка, которая зависит от соответствия мебели росту малыша, освещенности рабочих поверхностей, величины предметов, рисунков, шрифта, расстояния до рассматриваемых объектов, свойства освещения и угла защиты от искусственных источников — ламп накаливания, эстетического дизайна помещения, расцветки рабочих поверхностей. Существует ГОСТ «Мебель детская дошкольная. Многофункциональные размеры столов, стульев» (таблица 1).
Таблица 1 — Многофункциональные размеры столов, стульев
Группа мебели
Рост малышей
Высота
цвет маркировки
Стол
Стул
00 темный
до 85 см
34
18 см
0 белоснежный
85-100 см
40
22 см
1 оранжевый
100-115 см
46
26 см
А 2 фиолетовый
115-130 см
52
30 см
Б 3 желтоватый
130-145 см
58
34 см
В 4 красноватый
145-159 см
64
38 см
Г 5 зеленоватый
160-175 см
70
42 см
Д 6 голубой
выше 175 см
76
46 см
Дистанция сидения обязана быть отрицательной — край стола входит за край стула на 4 см. Стулья инсталлируются в комплекте со столом. Особая гимнастика для профилактики нарушений зрения, развития зрительной системы, восприятия, зрительной памяти. Особые игры проводят воспитатели. Развитие слуховой системы также для восприятия и слуховой памяти, особые игры.
Принципиальный аспект развития малыша, его вида жизни, питания, движения — масса тела, толщина подкожно-жировой складки.
Муниципальный санитарный надзор по гигиене малышей и подростков
Муниципальный Санитарный надзор по разделу гигиены малышей и подростков проводится в согласовании с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
Законом РБ «О охране здоровья»
Законом РБ «О образовании в РБ»
Законом РБ «О защите прав потребителей»
Законом РБ «О правах малыша»
Положение о осуществлении муниципального надзора в РБ от 31.08.1994 № 36; Сан ПиН 14-46-96; ССБ Технические.
Главными задачками в данной области являются:
Контроль за выполнением СанПиН при организации учебно-воспитательного процесса, труда, отдыха, питания, физического воспитания и оздоровления малышей и подростков.
Оценка санитарно-гигиенического состояния критерий пребывания малышей и подростков в учреждениях.
Оценка состояния их здоровья, в т. ч. по статистическим данным.
Разработка мероприятий по оздоровлению окружающей среды в местах пребывания ДиП.
Подготовка и внесение в надлежащие органы гос власти предложений по укреплению здоровья детского населения.
Муниципальный санитарный надзор в форме предупредительного и текущего надзора.
Организационно-методическая работа — пропаганда гигиенических познаний посреди малышей и родителей; внедрение в практику научных разработок и советов.
способы: описания учреждения; критерий и режима; обучения и воспитания; инструментальные способы; статистическая обработка данных заболеваемости; состояния здоровья и физического развития; результаты осмотров. Главные характеристики — динамика состояния здоровья и заболеваемости; динамика физического развития и физической подготовленности, многофункционального состояния.
Общеобразовательные учреждения
СанПиН № 14-46-96 — устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.
Согласовано с Министерством образования Республики Беларусь. Министерством архитектуры и строительства РБ. Утверждены основным муниципальным санитарным доктором Республики Беларусь Римжа М. И.
I. Общие положения
Разработаны на основании Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Распространяются на все проектируемые, реконструируемые учреждения: исходные, базисные, средние, вечерние школы, школы с завышенным и углубленным уровнем исследования отдельных учебных предметов, лицеи, гимназии, ДС — школы, оздоровительные центры, эстетического воспитания, санаторные, школы — интернаты.
Вместимость общеобразовательных учреждений:
1Ї4 кл. — 25 учащихся
5Ї11 (12) — 30, в сельской местности 12, 18, 24.
гимназий — 20Ї25 учащихся
лицейский класс — 20 учащихся
Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях всех типов должен обеспечивать сохранение здоровья, поддержание работоспособности, нужную двигательную активность, развитие личных возможностей, занятие по интересам, питание, отдых.
II. Требования к участку
Размещаться в селитебной зоне, экранирование жилыми домами, отлично проветриваемый и освещаемый, инсолируемый.
Высадка кустарников не поближе 5 м и деревьев не поближе 10 м от фасадов спостроек. наличие ветро и пылезащитных полос по розе ветров — не наименее 10 м.
На местности выделение многофункциональных зон как и ЛПО с неотклонимым выделением физкультурно-спортивной зоны.
Физкультурно-спортивные площадки ориентировать продольными осями в направлении С-Ю со стороны спортивного зала, а не окон учебных помещений. Для учащихся исходных классов выделяются зоны отдыха с внедрением подвижных игр. Засевать площадки рекомендуется тяжело вытаптываемой травкой (трилистник, тимофеевка, подорожник, пижма).
Хозяйственная зона со стороны входа в пищеблок, отдельный заезд с улицы, как в ЛПО. Витаминный бар, буфет, хозяйственные постройки, мусоросборники заглубление в цоколь не наиболее 1,5 м.
строения. Этажность не наиболее 4-х
Размещение 1Ї2 класса не выше 3 этажа. Высота помещений не наименее 3 м. Ориентация окон — В-Ю-З.
При входе в здание — тамбуры (лучше с термическими завесами). На застекленных дверях должны быть защитные сетки на 1,2 м от пола.
Классно-лабораторная система обучения, группировка помещений по предназначению:
· учебные секции 1-х классов
· учебные секции 2Ї4 классов раздельно от остальных секций
· учебные секции 5Ї12 классов
· трудового обучения и детского творчества
· учебно-спортивного и культурно-массового предназначения
· общешкольного предназначения — столовая, библиотека, АХЧ, мед обеспечение.
Лучше иметь помещения для личных занятий, комнаты психической разгрузки, оздоровительного предназначения.
Вход в санузел не должен размещаться напротив входа в учебное помещение.
В состав физкультурно-оздоровительного блока рекомендуется вводить: спортивные залы, тренажерный зал, бассейн, хранилище лыж, мед восстановленный кабинет; в раздевальных: умывальники, туалеты, душевые.
Спальные помещения в секциях по возрастному принципу с наличием умывальных, туалетов, комнат личной гигиены, одежки, обуви.
количество учащихся в спальне — площадь не наименее 4м2.
Помещения мед предназначения — мед кабинет, процедурная, в школах — интернатах — изолятор, оздоровительный зал, ЛФК, массаж, физиопроцедуры и т.д.
Кровля — предпочтение — скатным, организованный водоотвод. Свойство воды — ГОСТ — «Вода питьевая». Поэтажные питьевые фонтанчики.
Естественное и искусственное освещение
Допускается верхнее освещение, естественное, вторым светом проходных коридоров. Направление светового потока в учебных помещениях левостороннее. При глубине помещения наиболее 6 м — доп правостороннее освещение либо угловое размещение окон. КЕО не наименее 1,5%, наиболее четкие работы 2%. Рабочие поверхности обязаны иметь матовое покрытие либо с незначимым блеском светлых тонов зеленоватого, голубого либо естественная текстура древесной породы с коэффициентом отражения 0,11Ї0,45. Классная доска зеленоватого, темно-коричневого, голубого цвета с коэффициентом отражения 0,10Ї0,20 с верхней подсветкой — софиты.
Стенки, потолки, полы — матовые поверхности теплых тонов с коэффициентом отражения 0,45. Бледно-желтый цвет, бледно-зеленый, бледно-голубой — коэффициент 0,45; потолок — белоснежный — 0,60; пол — светлый коэффициент 0,2Ї0,3. Стеллажи, плакаты, таблицы — располагать на стенке обратной доске.
Цветочки на подоконниках не выше 15 см.
Искусственное освещение — наилучшее — люминесцентные лампы либо галогеновые.
Классные комнаты: лампы накаливания (ЛН), лампы люминесцентные (ЛЛ)
ЛЛ/ЛН
ЛН/ЛЛ Вт/м2
на середине доски — ————————— — 200/400 64/25
на рабочих столах
в том числе читальные залы
мастерские, кабинеты труда — ————— — 300/500 80/32
спортивные залы — ————————— — 100/200 32/13
мед педагогический кабинет
учителя — —————————————- — 150/300 48/20
спальные помещения — ———————— — 75/150 24/10
обеденный зал — ——————————— — 100/200 32/13
Расстояние меж рядами осветительных приборов и от стенок обязано быть 1,5 м. От классной доски — 1,2 м; от задней стены — 1,6 м.
Очищение осветительных приборов 1 р. в квартал.
Воздушно-тепловой режим
Учебные, спальные — 18Ї20°С
спортивный зал — 15Ї18°С
актовый зал — 17°С
относительная влажность — 30Ї60%
пищеблок — 60Ї70%
Кратность воздухообмена
классные комнаты — 16 м3/час + — на 1 человека
спортивные залы — 80 м3/час + — на 1 человека
актовые залы — 20 м3/час + — на 1 человека
спальные помещения 1,5 кратный/час.
Открывающая площадь фрамуг 1/50 от площади пола. В спальных помещениях фрамуги запираются за 30 минут до сна. Во время сна Ї открыты лишь с одной стороны.
Оборудование помещений.
Обязано соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и предназначению помещения.
Корректировка рассаживания малышей 2 раза в год, 1Ї3 ряд. Нередко болеющих — далее от окон.
Парта и столы, стулья Ї 2Ї3-х размеров.
Дистанция не мене 4 см по горизонтали.
Маркировка мебели; круг поперечником 25 мм либо горизонтальной полосы.
От стенок Ї 0,5м; от задней стенки Ї 0,65 м; меж рядами 0,5Ї0,6 м; от 1-ых парт и до выхода к доске 1,6Ї2,0 м.
Высота подвеса доски от пола 85 см для младших и 95 Ї старших.
Кабинеты физики, химии, биологии, вычислительной техники по СанПиН со своим многофункциональным оборудованием.
Спальные помещения 6Ї7 леток Ї расстояние меж кроватями не наименее 45 см, по изголовью Ї 20 см, от стенок Ї 60 см.
При 2-х ярусном расположении Ї огораживания не наименее 30 см ложа 2-го яруса.
Лучшая организация занятий в одну смену с 900.
Длительность урока 1-го класса Ї 35 мин
2-го класса Ї 45 мин (11Ї12 кл.)
санаторные школы 1Ї4 классы Ї 30 мин
5Ї12 Ї 40 мин
Недельная перегрузка
Компонент
неотклонимый —
ПДН, час
Компонент
доп —
размер, час
1 класс
20
22 часа
2-3 класс
22
23 часа
4 класс
23
24 часа
5 класс
30
32 часа
6-7 класс
32
33 часа
8 класс
33
34 часа
9-12 класс
34
36 часов
допускается до 40 часов
Перерыв меж неотклонимым и доп занятием школьного компонента должен быть не наименее 30 мин.
Равномерное распределение по денькам недельки с учетом ранговой шкалы трудности предметов. В пн и в субботу не стоит ставить арифметику, физику, химию. При составлении расписания чередовать смену занятий по тяжести и напряженности, двигательные и динамические составляющие. Арифметику, физику, химию не ставить 1-ым и крайним уроком. Допускается объединение 2-х уроков в старших классах при проведении лабораторных и контрольных работ, чередование теоретической и практической части. Контрольную работу проводить строго по графику, не наиболее чем по одному предмету в денек, но не в пн, в субботу и не 1-ые и крайние уроки.
Перемена не наименее 10 минут, время от времени дают одну огромную перемену 20 минут. В санаторных школах Ї 20Ї30 мин. Ї прогулки на свежайшем воздухе.
Посреди урока Ї физкультурные паузы, минуты Ї профилактика утомления зрения, нарушением осанки.
Физическое воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) по всеохватывающим программкам, на открытом воздухе при t° не ниже Ї 15° и скорости ветра Ї 1Ї3 м/с. Распределение учащихся по группам здоровья на основании состояния здоровья до 15.09 раз в год.
Основная группа и предварительная могут заниматься совместно с уменьшением физической перегрузки по советы доктора.
СМГ Ї раздельно, 8Ї312 учащихся.
ЛФК Ї м/с в целительных учреждениях либо в школе в особых кабинетах.
К занятиям в спортивных секциях соревнованиях Ї с разрешения доктора.
Мед работник 1 раз за месяц вместе с администрацией контролирует компанию и проведение занятий, по ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) и его учащение: опосля предварительной части на 50Ї60%, в главный на 70Ї90%, опосля заключительной 10Ї15%, восстановление в течение 3Ї5 мин.
Трудовое обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) с разрешения доктора.
Размер домашних заданий Ї 2 класс Ї 1,5 часа
3-4 класс Ї 2 часа
5-6 класс Ї 2,5 часа
7 класс Ї 3 часа
8-12 класс Ї 3,5 часа
1-м классам задания не задаются, учащимся исходных классов Ї на выходные, всем учащимся Ї в деньки каникул.
Группы продленного денька, пребывание на свежайшем воздухе не наименее 2,5 часов.
В течение учебного года Ї каникулы в объеме 30 дней, летние Ї не наименее 8 недель.
Гигиеническое воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) учащихся осуществляется на уроках в виде неотклонимой учебной работы по программке и во внеклассной деятельности.
В 1Ї4-х классах: темы Ї оптимальный режим денька и питания, личная и общественная гигиена, охрана зрения, слуха, физическая травмы и т.д.
5Ї11 (12) классы: здоровый стиль жизни Ї питание, движение, здоровье, половое воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни).
Проводится преподавателями и мед работниками с привлечением центров здоровья, гигиены, ЛПО. Педагогический персонал должен добиваться от учащихся соблюдения публичной гигиены, проветривания помещений, личной гигиены.
Роль личной гигиены и вида жизни в укреплении здоровья
Одежка, обувь, головные уборы должны защищать тело человека от неблагоприятных причин наружной среды, сохранять термическое равновесие.
Для производства одежки, обуви употребляют разные материалы звериного, растительного происхождения и искусственно приобретенные, синтетические из хим волокон. строением и выполняемыми функциями»> строением и выполняемыми функциями»>ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) и одежка должны отвечать определенным гигиеническим требованиям и сохранять температуру пододежного места 28Ї32° при относительной влажности 20Ї40%.
Одежка обязана быть легкой, не утомлять и не стеснять движений, не препятствовать движениям, не препятствовать дыханию, кровообращению (Кровь может выполнять свои разнообразные функции только находясь в постоянном движении), не вызывать раздражений кожи, застой крови (внутренней средой организма человека и животных) и лимфы. Одежка, плотно прилегающая к телу нарушает вентиляцию, мешает испарению пота. строением и выполняемыми функциями»> строением и выполняемыми функциями»>ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), из которой шьют одежку обязана быть теплопроводна, воздухопроницаема, гигроскопична, эластична, не достаточно электризуема. Изготовка теплой одежки из материала, имеющего малую теплопроводимость — сиим свойством владеют редчайшие, толстые, лохматые ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Пористость меха 95Ї97%, шерсти 88Ї89%. Малоемкость и малая воздухопроницаемость — это ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) растительного происхождения, их пористость не велика — 37Ї40%. Из синтетических материалов высочайшими теплозащитными качествами владеет лавсан. Капрон и вискоза имеют низкие теплозащитные характеристики. Потому в прохладное время года рекомендуется носить одежку из тканей звериного происхождения, синтетических либо смешанных, а в теплое время года из капрона, искусственного шелка, хлопчатобумажную одежку.
В пододежном пространстве накапливаются различные газы, пары. Если одежка не достаточно воздухопроницаема, то может нарушаться выделительная функция кожи. При увеличенной теплопроводности ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) в прохладное время может наступить переохлаждение, озноб.
При сильном ветре в зимнее время нужно употреблять специальную ветрозащитную одежку из кожи либо прорезиненной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).
Воздухопроницаемость зависит от пористости, чем выше воздухопроницаемость, тем ниже теплопроводимость. Воздухопроницаемость нужна для вентиляции под одежкой. Большей воздухопроницаемостью владеют шерстяные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), меньшей хлопчатобумажные ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) и льняные. Малая воздухопроницаемость сопутствует большенный теплопроводимости.
Водоемкость и гигроскопичность ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), т.е. способность при намокании задерживать воду либо пропитываться ею. Водоемкость — т.е. задержание воды фактор отрицательный, т.к. вода теснит воздух из пор и строением и выполняемыми функциями»> строением и выполняемыми функциями»>ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), одежка стают теплопроводимыми. Теплопроводимость намоченных шерстяных тканей растет в 1,5Ї2 раза, а хлопчатобумажных в 3Ї4 раза. Потому опосля дождика хлопчатобумажная строением и выполняемыми функциями»>организм резвее и посильнее. Более гигиенично тут трикотажное белье, независимо из какого оно материала.
Гигроскопичность — способность адсорбировать на собственной поверхности водяные пары, всасывать пот, воду. Неплохой гигроскопичностью владеют трикотажные изделия из натуральных волокон.
Упругость — чем больше она, тем она меньше раздражает кожу, большая упругость у легких шерстяных и х/б, трикотажных тканей. Электризуемость свойственна лишь для тканей из искусственных и синтетических волокон. При трении возникает статическое электричество, которое приводит к противным тактильным ощущениям. Хлориновое белье, несущее отрицательные заряды применяется с целебной целью, при заболевании суставов и периферических нервишек.
Загрязнение одежки в итоге носки происходит как изнутри, так и снаружи. Механические, хим и др. загрязнения усугубляют гигиенические характеристики одежки — воздухопроницаемость, теплоемкость. Происходят бактериальные загрязнения одежки, органические грязищи одежки под воздействием микробов распадаются, выделяя дурно-пахнущие вещества, может показаться раздражение кожи, болезнь кожи. Патогенные бактерии сохраняют свою жизнеспособность в тканях долгое время. К примеру, пневмококки, дифтерийные, брюшнотифозные не утрачивают собственной вирулентности до 2Ї4 месяцев.
Выживаемости бактерий содействует влажность и отсутствие света. В особенности загрязняется одежка, прилегающая к телу. Синтетические изделия стремительно загрязняются дерматологическим салом. Потому одежку нужно почаще стирать, разглаживать проветривать.
Гигиенические требования к обуви — она обязана быть легкой, комфортной, просторной и не нарушать кровообращений нижних конечностей, дерматологического испарения, не вызывать деформаций фаланг пальцев и стопы, потертости, развития потливости. Материал для пошива обуви должен быть мягенький, защищать от сырости, остывания, для зимнего времени — владеть малой теплопроводимостью, неплохой воздухопроницаемостью. Примерку обуви необходимо создавать при опоре на ногу и маленькой ходьбе. Каблучок у рабочей обуви должен быть 3Ї4 см по ширине всей пятки. Обувь без каблучка содействует скатыванию центра масс на пятку и развивается деформация стопы. очень высочайший каблук (7 см и больше) содействует перемещению центра масс вперед и также приводит к деформации плюсневых костей. При всем этом укорачиваются икроножные мускулы, расслабляются фронтальные малая мышь«>мускулы голени, вероятны растяжения и разрывы связок, вывихи.
Наилучшим материалом для производства обуви является кожа, она владеет прочностью, способна сохранять форму и размеры опосля увлажнения и высушивания, достаточна мягка и эластична, отлично защищает от сырости и механических действий, обеспечивает испарения пота и малотеплопроизводна. Резиновая обувь наименее гигиенична, т.к. она не проницаема для воздуха, содействует потливости ног. Обувь из синтетических тканей наиболее мягенькая. Защищают стопу от переохлаждения стельки, которые должны быть гигроскопичны, воздухопроницаемы с малой теплопроводимостью (фетр, сукно), но в таковой обуви не рекомендуется находиться в помещении, т.к. это приводит к изнеженности ног и таковым образов увеличивается чувствительность к холоду. Синтетические материалы не достаточно подходящи для летней обуви, потому что она недостаточно воздухопроницаема. Носки, чулки не должны быть очень теплые, к примеру, шерстяные носки недозволено носить в помещении — кожа ног становится изнеженной.
Обувь нужно систематически чистить, сушить, проветривать, смазывать жиром либо мазью, что присваивает ей упругость, наименьшую намокаемость. Стопа человека выделяет в час 1,5 гр. пота, а при физической работе — до 10 гр. Носки, чулки нужно стирать раз в день с 2-ух сторон, т.к. загрязнение понижает воздухопроницаемость, делает условия для размножения бактерий и может содействовать развитию болезней стопы.
Гигиена личная содержит в себе: гигиеническое содержание кожи, тела, белья, постельных принадлежностей, одежки, обуви, полости рта, зубов, режим питания, отдыха, сна, занятия физкультурой.
Кожа человека делает физиологические функции, заложенные в ней нервные (относящиеся к пучкам нервов) окончания являются первичными анализаторами наружных раздражений и производят связи с наружным миром. Кожа делает роль органа выделения и органа поглощения, в поддержании, регулировании термообмена роль делает пот и потоиспорение. Сальные железы, выделяя дерматологическое сало смягчают кожу, защищают ее от высыхания, увеличивают упругость и способность противостоять механическим действиям.
При недостающем уходе за чистотой кожи, дерматологические выделения, пот, грязюка закупоривают выводные протоки дерматологических желез, что вдет к нарушению их функций. Сложные органические вещества пота под действием микробов тления распадаются на обыкновенные соединения, которые могут раздражать кожу, вызывать зуд, выделять противные газы, запахи. Загрязняется также белье для постели, в таком белье длительное время сохраняются патогенные мельчайшие организмы. Немытыми руками можно занести в организм яичка гельминтов. Систематически нужно очищать кожу — мытье теплой водой с мылом, мочалкой и непременно поменять белье. При завышенной потливости стоп рекомендуется раз в день обмывать их холодной водой и поменять чулки, носки.
Уход за полостью рта — полоскание опосля приема еды, днем с гигиенической целью чистить зубы, а перед сном — зубным порошком и мылом. В полости рта бактерии находят подходящую среду, наличие питательной среды, воды и температуры. Места размножения микробов — разные складки, промежутки меж зубами. тление остатков еды обуславливает противный сторону, и делает условия для кариеса зубов.
Гигиена сна — обеспечивает настоящий отдых организма. В базе сна — понижение возбудимости центральной нервной системы, торможение ее деятельности — за это время усваиваются пищевые вещества, клеточки восстанавливают собственный состав, копят энергию. Во время сна понижаются физиологические функции. Длительность сна не наименее 7Ї8 часов, а при болезнях, утомлениях, переутомлениях эмоционально-психических, физических — наиболее 8 часов. Недосыпания ведут к истощению нервной системы, возникает раздражительность, нарушается деятельность внутренних органов. Ложиться спать нужно в одно и тоже время, при всем этом сон наступает резвее и он наиболее настоящий.
Действенной формой отдыха в течение денька является переключение, микропауза, физкультминутки, гимнастика, психические разгрузки.
Заключение
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях обеспечиваются законодательными документами, постановлениями. Постановление Совета Министров РБ по медицине малышей и подростков предугадывает разработку программки «Формирование здоровья учащихся общеобразовательных школ. Создание средств обучения». Согласно данной нам программке следует отрешиться от практики массового внедрения инноваций без мед экспертизы, улучшать медико-санитарный контроль за состоянием здоровья малышей шестилетнего возраста. Встает необходимость доработки гигиенических требований к одежке, обуви малышей и подростков, к расписанию уроков, массе учебников.
Данная программка находится в действии с 2003 года. Доктору хоть какого профиля нужно отлично ориентироваться в вопросцах физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) и гигиене труда малышей и подростков, профилактических мероприятиях переутомлений, нарушений осанки, зрения. Здоровье подрастающего поколения — экономический и соц потенциал цивилизации страны.
Перечень использованных источников
1. Кучма В.Р. Гигиена малышей и подростков. // Учебная литература для студентов мед вузов. — Москва. — медицина. — 2001. — с 378.
2. Попов С.В. Валеология в школе и дома. Санкт-Петербург «Альянс». — 1997.
3. Вайнмбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебное пособие. — М. — ACADEMA. 2002.
4. способы оценки физического развития и состояния здоровья малышей и подростков. Учебно-методическое пособие. Карташева Н.В., Бортновский В.Н., Мамчиц Л.П. Гомель-2003.
5. Гигиена. Учебник для ВУЗов. // Под общей редакций акад. РАМН Г.И. Румянцева. — Москва. — ГЭОТАР-МЕД 2002.
6. Сердюковская Г.Н. Гигиена малышей и подростков. — М. медицина. — 1989.