Учебная работа. Гиппократ — основоположник античной медицины

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Гиппократ — основоположник античной медицины

9

План

1. Гиппократ — основатель древней медицины

2. Деонтологические принципы Гиппократа

3. Принцип «не навреди» (модель Гиппократа)

4. Литература

1. Гиппократ — основатель древней медицины

Родился в 460 году до н. э. и жил в эру расцвета древнегреческой культуры. один из основателей древней медицины. За собственный большой вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён папой медицины.

Родился он в городке Меропис, на полуострове Кос. отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (докторов). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился познаниями, приобретёнными у собственного головного наставника. Став опосля погибели собственных родителей странствующим доктором — периодевтом (в их обязанности а именно входило целью которого является облегчение бедного населения) он много путешествовал по почти всем греческим городкам, также Малой Азии. Это отдало возможность Гиппократу иметь необъятную докторскую практику и накопить большенный опыт, обобщенный им в виде мед сочинений. часть этих сочинений дошла до нашего времени в так именуемом «Гиппократовом сборнике». С особенным почтением к Гиппократу относились докторы Эллады и Фессалии.

Совершенно вопросец о том, какие труды оставил опосля себя Гиппократ, до сего времени совсем не решён. Согласно традициям того времени докторы не подписывали собственных сочинений, и они все со временем оказались анонимными. 1-ый сборник трудов древнегреческих докторов был составлен много лет спустя опосля погибели Гиппократа в III в до н. э. в именитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в сборники, изучались, переводились и переписывались. Посреди 700 тыщ свитков было 72 мед сочинения, написанные по-гречески. Они все были безымянными: история не сохранила ни 1-го подлинника, в каком было бы обозначено авторство Гиппократа либо остальных докторов Старой Греции традиционного периода. Около 300 до н. э. мед рукописи были объединены в «Гиппократов сборник». Таковым образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и остальных греческих докторов живших в V — III века до н. э.

У Гиппократа было два отпрыска Фессал и Дракон. Они работали с папой, под его конкретным управлением и воздействием. часть работ «Гиппократова сборника» написана ими.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по остальным — 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные обитатели весьма чтили его могилу и ещё во II в н. э. демонстрировали путникам.

2. Деонтологические принципы Гиппократа

Значительны награды Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. Опосля погибели ученого прошло наиболее 23 веков, и если о особых работах величавого грека, к огорчению, знают не почти все докторы, то о принципах клятвы Гиппократа, к примеру, понимает практически всё население. В период становления научной медицины «клятва» явилась типичным уставом новейшего поколения докторов, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но сразу она соединяла воединыжды докторов того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение данной для нас «клятвы»: «… направлять режим нездоровых к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости» остаётся незыблемым в истинное время.

В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, в особенности животрепещуще звучат слова «клятвы» о докторской тайне: «Чтоб при жизни человеческой из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи потаенной». Данной для нас же дилемме посвящены такие работы Гиппократа, как «Закон», «О докторе», «О благоприличном поведении», «Наставление». В статье «законмного, на самом деле же — как недозволено наименее». В работе «О докторе», указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений доктора у постели хворого отмечал, что «… поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает очень полезны, презираются».

Говоря о необходимости проф подготовки доктора и вреде невежд в данной для нас области, величавый ученый писал: «А постыдно через операцию не добиться того, что желаешь». В подготовке доктора он основное внимание уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятель доктора. «Лишь тот кто будет иметь познания признаков верно приступит к хирургии».

В работе «О благоприличном поведении» Гиппократ гласит не только лишь о правилах поведения доктора в обществе, да и о положении медицины в системе остальных наук и связи медицины с философией. «Ведь доктор философ равен богу. Ну и незначительно по правде различия меж мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё это есть и в медицине, а конкретно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежке, почтение, суждение, решительность, опрятность, обилие мыслей, познание всего того, что полезно и нужно для жизни, омерзение к пороку, отрицание суеверного ужаса перед богами, божественное приемущество. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против безмерной жажды приобретения, против жадности, против хищения, против бесстыдства…»

Длительное время идёт полемика (длится она и на данный момент): к чему относится врачевание, к науке либо искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может стать вправду искусством опосля долговременной, целенаправленной, неизменной учебы и тщательной работы. «Потому обязано совершенно стоять на том, что вправду происходит, и заниматься этими делами большое время, если кто желает приобрести для себя эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём докторским искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как нездоровым, так и тем, которые занимаются с ними. И не необходимо стесняться разузнавать от обычных людей, если что покажется полезным для удобства исцеления, ибо я думаю, что всё искусство в целом так было найдено, что наблюдался конец в каждом отдельно взятом случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Потому обязано обращать внимание на случайные происшествия, которые встречаются на любом шагу, и созодать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого деяния».

В рекомендациях для докторов Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений вопросцев отклонении в состоянии здоровья обследуемого либо о причине погибели»> (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) и исцеления затруднительных случаев. Он писал, что нет ничего зазорного в том, что доктор испытывающий затруднение в диагностике и снятие либо устранение симптомов и процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и работоспособности»>заболевания) просит созвать обсуждение. Будто бы к будущим поколениям обращены его слова: «Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение доктора, обязано возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость…».

Принципиальное пространство в сочинениях Гиппократа отводится научной работе доктора. Он начисто отторгает дилетантский подход к способности научных открытий и утверждает значение исторического исследования того либо другого вопросца. «А мне кажется, что рвение и задачка познания заключается в том, чтоб отыскивать нечто ещё не отысканное, то конкретно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, также буквально доводить, до конца изготовленное наполовину». И дальше: «…в медицине уже с давнешнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и способ при посредстве которых в продолжении долгого времени почти все и красивое открыто, и остальное вослед за этими будет открыто, если кто-либо, будучи основательно приготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новенькому пути либо способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и остальных околпачивает, ну и по правде это нереально».

Ещё совершенно не так давно в период переломных моментов развития медицины, когда свой фактический материал не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а передовые заслуги не осваивались по личным либо беспристрастным причинам, пессимисты от медицины объявили девиз: «Вспять к Гиппократу». Недозволено признать и девиз оптимистов: «Вперёд с Гиппократом». Не ценить ум, не признавать и не употреблять заслуги отдельных личностей — ошибка, недешево обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо Личность в хоть какой отрасли человечьих познаний не наименее вредоносно, ибо это задерживает поступательное развитие общества, обязует его на застой. Потому мы с полным основанием можем сказать, что заслуги прошедших поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.

3. Принцип «не навреди» (модель Гиппократа)

Наиболее 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга разные морально-этические принципы, правила, советы, сопровождавшие многолетнее существование мировой медицины. Может быть ли в этом обилии вычленить подходы, имеющие непреходящее

Исторически первой формой докторской этики были моральные рамки врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в «Клятве», также в книжках «О законе», «О докторах» и др. Гиппократа именуют «папой медицины«. Эта черта не случайна. Она фиксирует рождение проф докторской этики.

В старых культурах — вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой — способность человека врачевать свидетельствовала о его «божественной» избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе.

К примеру, 1-ые вавилонские докторы были жрецами, и главными средствами исцеления были ритуалы и мистика. 1-ый египетский доктор Имхотеп (2830 г. до н.э.) — жрец, который потом был обожествлен, и храм в его честь в Мемфисе был сразу и лазаретом, и мед школой. Мед практика была исключительным правом колдунов Персии и брахманов Старой Индии. Исследователи подразумевают, что отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия — бога медицины в древнегреческой цивилизации.

Становление греческой светской медицины было соединено не только лишь с воздействием оптимального познания и скоплением опыта врачевания, да и с принципами демократической жизни городов-государств Старой Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов равномерно, но безизбежно сменялись моральными проф гарантиями и обязанностями лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были в первый раз сформулированы и выписаны обязанности доктора перед нездоровыми, перед своими сотрудниками по ремеслу.

Гиппократ писал: «Клянусь Аполлоном доктором, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в очевидцы, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, последующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня докторскому искусству вровень с родителями, делиться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это Искусство, если они захочут его учить, преподавать им безвозмездно и без всякого контракта; наставления, устные уроки и все другое в учении докладывать своим сыновьям, сыновьям собственного учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону мед, но никакому другому. Я направлю режим нездоровых к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного плана; буквально так же я не вручу никакой даме абортивного пессария. Чисто и безгрешно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни при каких обстоятельствах не буду созодать сечения у страдающих каменной заболеванием, предоставив это людям, занимающимся сиим делом. В которой бы дом я ни вошел, я войду туда для полезности хворого, будучи далек от всего преднамеренного, неправедного и губительного, в особенности от любовных дел с дамами и мужиками, вольными и рабами.

Что бы при жизни человеческой из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи потаенной.»

Практическое отношение доктора к нездоровому и здоровому человеку, вначале направленное на заботу, помощь, поддержку, непременно является главный чертой проф докторской этики. То, что потом, в христианской морали, станет безупречной нормой дела человека к человеку — «обожай близкого собственного как самого себя», «любите противников ваших» (Мф. 5,44) — в проф докторской этике является настоящим аспектом и для выбора профессии, и для определения меры докторского искусства.

Нормы и принципы поведения доктора, определенные Гиппократом, являются не попросту отражением специфичных отношений в конкретно-исторической эре. Они заполнены содержанием, обусловленным целями и задачками врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они работают и сейчас, приобретая в том либо ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и т.п., собственный стиль, необыкновенную форму выражения.

Примером документа, сделанного в режиме «модели Гиппократа», является «Клятва русского доктора», принятая 4-й Конференцией Ассоциации докторов Рф в ноябре 1994г.:

«Добровольно вступая в мед общество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство предназначить себя служению жизни остальных людей, всеми проф средствами стремясь продлить ее и создать лучше; здоровье моего пациента постоянно будет для меня высшей заслугой.

Клянусь повсевременно улучшать мои мед зания и докторское мастерство, дать все познания и силы охране здоровья человека, и ни в коем случае я не только лишь не использую сам, да и никому не дозволю употреблять их во вред нормам гуманности.

Я клянусь, что никогда не дозволю суждениям личного, религиозного, государственного, расового, этнического, политического, экономического, общественного и другого немедицинского нрава встать меж мною и моим пациентом.

Клянусь безотложно оказывать неотложную мед помощь хоть какому, кто в ней нуждается, пристально, бережно, почтительно и объективно относиться к своим клиентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже опосля их погибели, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к сотрудникам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, сберегать и развивать великодушные традиции мед общества, на всю жизнь сохранить благодарность и почтение к тем, кто обучил меня докторскому искусству.

Я обязуюсь во всех собственных действиях управляться этическим кодексом русского доктора, этическими требованиями моей ассоциации, также международными нормами проф этики, исключая не признаваемое Ассоциацией докторов Рф положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и от всей души. Я исполню докторский долг по совести и с достоинством.»

Ту часть докторской этики, которая разглядывает делему отношения доктора и пациента под углом зрения соц гарантий и проф обязанностей мед общества, можно именовать «моделью Гиппократа». совокупа же советов, которые воспринимает мед общество, осознавая свою необыкновенную включенность в общественную жизнь, является принципами, данными этикой Гиппократа. Речь идет о обязанностях перед учителями, сотрудниками и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления почтения, справедливости, о отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, о отказе от интимных связей с пациентами, о заботе о полезности хворого, о докторской тайне.

Посреди перечисленных принципов основополагающим для модели Гиппократа является принцип «не навреди». В «Клятве» говорится: «Я направлю режим нездоровых к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости» В культурно-историческом контексте этики Гиппократа принцип «не навреди» фокусирует внутри себя штатское кредо докторского сословия, ту начальную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком, который доверяет доктору ни много, ни не много — свою жизнь.

Литература

1. Большая Русская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.

2. “История Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год.

3. журнальчик “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.

4. Докторы — философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.