Учебная работа. Курсовая работа: Компьютерное исследование мотивации достижения учащихся
Создатель: Белозёрцев Андрей,
студент СамГУ, гр. 1411
Самара, 2007
Оглавление
Введение
исследование. Измерение мотивации поведения школьников при помощи программы-теста
Подведение результатов тестирования
исследование результатов тестирования. Анализ приобретенных результатов
Заключение
Перечень литературы
Приложения
Введение
Любой учитель желает, чтоб его ученики отлично обучались, с энтузиазмом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и предки учащихся. Если ученики сами стремятся к получению не плохих результатов на уроках, то они не нуждаются в помощи. Но нередко учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не желает обучаться», «мог бы отлично заниматься, а желания нет». В этих вариантах мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в познаниях, нет энтузиазма к учению.
В чем суть потребности в познаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно употреблять для формирования у учащихся мотивации к получению познаний? Эти вопросцы тревожут почти всех преподавателей и родителей.
Учителя знают, что школьника недозволено удачно учить, если он относится к учению и познаниям флегмантично, без энтузиазма и, не осознавая потребности к ним. Потому перед школой стоит задачка по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятель.
Для того чтоб учащийся по-настоящему включился в работу, необходимо, чтоб задачки, которые ставятся перед ним в процессе учебной деятель, были понятны и внутренне приняты им, т.е. чтоб они заполучили значимость для учащегося и отыскали.
Цель данной работы:
создание программ для выяснения последующих вопросцев: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятель, как мотивация влияет на успеваемость подростков.
объект исследования:
учащиеся старших классов и студенты ВУЗов.
задачки исследования
:
1) создание программки для проведения тестов и программки подведения статистики по результатам этих тестов;
2) исследование познавательных мотивов, определение пути их формирования на базе результатов, приобретенных при проведении теста.
исследование мотивации — это выявление её настоящего уровня и вероятных перспектив, зоны ее наиблежайшего развития у всякого ученика и класса в целом. Результаты исследования стают основой для планирования процесса формирования побудительных мотивов к какой-нибудь деятель.
Организуя исследование и формирование мотивации, принципиально не допускать облегченного их осознания. исследование не следует разглядывать, как регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и кидается в глаза («желает» либо «не желает» школьник обучаться), а следует строить как проникновение учителя в закономерности становления ученика как личности. Формирование также ошибочно осознавать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых мотивов и целей учения. По сути формирование мотивов учения — это создание в школе критерий для возникновения внутренних побуждений (мотивов, целей, чувств) к учению; понимания их учеником и дальнейшего саморазвития. Учитель при всем этом не занимает позицию наблюдающего за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а провоцирует ее развитие системой психических приемов.
Объективность исследования и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при всем этом учителю нужно исходить не из оценок и личных воззрений, а из фактов. Факты же нужно уметь получать при помощи особых психических способов и методических приемов.
иной принципиальной стороной исследования и формирования мотивации учащихся является обеспечение человечных отношений меж учителем и. учеником. При всем этом главной задачей исследования в школе является не отбор малышей, а контроль за ходом их психологического развития с целью корректировка обнаруживаемых отклонений, в том числе лишь, намечающихся. При исследовании психических особенностей конкретного малыша нужно ассоциировать его не с иными детками, а с ним самим, его прежними плодами, оценивать его по персональному вкладу в то либо другое достижение. Учителю нужно подступать к психическому исследованию и формированию мотивации учащихся с оптимистической догадкой. Она значит определение оптимальной зоны, в какой ребенок, невзирая на снаружи небольшие успехи, проявляет больший Энтузиазм, достигает несколько огромных достижений, чем в остальных сферах.
Учить и сформировывать мотивацию ученика учитель может средством долгого наблюдения за учеником в настоящих актуальных критериях, благодаря чему учитель может созодать выводы, намечать и корректировать пути формирования. Я предлагаю для получения наиболее четких и достоверных данных о мотивации ученика использовать разработанные мною программки.
исследование. Измерение мотивации поведения школьников при помощи программы-теста
Цель исследования
: провести анализ мотивации учения.
Задачка
: Выявить мотивацию учения школьников
Для выявления мотивации старших школьников я сделал две программки.
1-ая — это программу-тест. Она проводит психический тест, который состоит из утверждений, касающихся отдельных сторон нрава, также воззрений и эмоций по поводу неких актуальных ситуаций. Испытуемые оценивают свое согласие либо несогласие с каждым из утверждений по семибалльной шкале.
Откройте файл Test.exe. Дальше нужно выполнить последующие шаги:
1)Ввести Ваше имя (1)
2)Избрать желаемую профессию (2)
3)Избрать ваш пол (3)
4)Опосля этого надавить на клавишу «Готово» (4)
и вы перейдете конкретно к выполнению тестовых заданий.
Предлагаются утверждения, к которым испытуемый должен избрать своё отношение. Предлагаемые варианты ответов (1)
:
1)Стопроцентно согласен (+3)
2)Согласен (+2)
3)Быстрее согласен, чем несогласен (+1)
4)Нейтрален (0)
5)Быстрее несогласен, чем согласен (-1)
6)Несогласен (-2)
7)Стопроцентно несогласен (-3)
Опосля выбора ответа, нужно надавить клавишу «Дальше» (2)
. По окончанию теста будет выведено сообщение и ваши результаты автоматом сохраняться в файл. Собственный итог вы сможете поглядеть в файле с Вашим именованием в папке Output.
По окончанию теста результаты автоматом сохраняются в особом tst-файле с плодами всех опрашиваемых, также экспортируются в приятный html файл. Формат tst-файла я специально разработал для хранения базы данных с плодами тестируемых. Его структура такая:
№ строчки Значение
001 100 количество тестированных людей
002 Алексей имя тестируемого
003 Мужской пол тестируемого
004 Математик предпочитаемая профессия тестируемого
005 224 действенный балл
…
end конец файла
Результаты тестов всякого тестируемого также поглядеть в папке Output в каталоге с программкой.
Обычная блок-схема, показывающая главный метод программки Test.exe:
Подведение результатов тестирования
Результаты опроса тестируемых старшеклассников употребляла 2-ая программка – программа-статистика.
На базе подсчета суммарного балла она определяла, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого:
Мотивация заслуги: 176-224 балла
Мотивация не выражена: 81-175 баллов;
Мотивация избегания беды: 0-80 баллов.
В итоге выходит приятная таблица с плодами опроса. Различными цветами выделены различные группы людей. Для просмотра результатов тестирования, откройте файл Stat.exe и нажмите клавишу «Обновить» (1).
Эта таблица автоматом экспортируется в приятный html–файл.
Обычная блок-схема, показывающая метод программки Stat.exe:
исследование результатов тестирования. анализ приобретенных результатов
Опосля проведения тестирования 180 учащихся программкой я получил последующие результаты:
Все тестируемые:
20 человек (11%) характеризуются мотивацией заслуги;
У 126 человек (70%) мотивация не выражена;
34 человек (19%) характеризуются мотивацией избегания беды.
Учащиеся старших классов:
6 человек (7%) характеризуются мотивацией заслуги;
У 73 человек (81%) мотивация не выражена;
11 человек (12%) характеризуются мотивацией избегания беды.
Студенты ВУЗов:
14 человек (15%) характеризуются мотивацией заслуги;
У 53 человек (60%) мотивация не выражена;
23 человека (25%) характеризуются мотивацией избегания беды.
На базе приобретенных данных я выстроил диаграмму, чтоб результаты были наиболее приятными.
Все тестируемые
Учащиеся старших классов
Студенты ВУЗов
Для сопоставления результатов обеих групп я выстроил последующую диаграмму:
Левая диаграмма указывает доминирование мотиваций у студентов ВУЗов, правая – учащихся старших классов.
Из этого можно прийти к выводу: студенты являются группой, с наиболее ярко выраженной мотивацией (у 30% тестируемых мотивация ярко выражена, в то время как у учащихся старших классов она выражена у 19%).
Наиболее колоритное
Графики действенных баллов учащихся старших классов и студентов ВУЗов фактически схожи. Отсюда выводы:
1. В обеих группах находятся равные по уровню мотивации люди.
2. Графики групп убывают размеренно, означает в обеих группах находятся люди, фактически всех уровней мотивации, кроме самого низкого (потому что никто из тестируемых не набрал меньше 50 баллов)
Опосля сравнительных результатов можно перейти уже к исследованию групп с различными уровнями мотивации. Выделяют три уровня учебной мотивации:
1-ый уровень (мотивация заслуги) – высочайший уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таковых малышей есть познавательный мотив, рвение более удачно делать все предъявляемые школьные требования). Ученики верно следуют всем указаниям учителя, радивы и несут ответственность, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Не плохая школьная мотивация. (Учащиеся удачно управляются с учебной Деятельностью.)
2-ой уровень (мотивация не выражена) – положительное отношение к школе, но школа завлекает таковых малышей внеучебной Деятельностью. Такие малыши довольно благополучно ощущают себя в школе, чтоб разговаривать с друзьями, с учителями. Им нравиться чувствовать себя учениками, иметь прекрасный портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таковых малышей сформированы в наименьшей степени, и учебный процесс их не много завлекает.
3-ий уровень – низкая школьная мотивация. Эти малыши посещают школу без охоты, предпочитают прогуливать занятия. На уроках нередко занимаются сторонними делами, играми. Испытывают суровые затруднения в учебной деятель. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие люди испытывают суровые трудности в обучение : они не управляются с учебной Деятельностью, испытывают трудности в разговоре с одноклассниками, во отношениях с учителем. Школа часто воспринимается ими как агрессивная среда, пребывание в ней для их нестерпимо. В остальных вариантах ученики могут проявлять злость, отрешаться делать задания, следовать тем либо другим нормам и правилам. Нередко у схожих школьников отмечаются нервно — психологические нарушения.
Заключение
По результатам проведенного мною компьютерного исследования можно сказать, что у большинства учащихся мотивация не выражена. Но из людей с выраженной мотивацией преобладают те, которые характеризуются мотивом избегания беды. Как правило, учебная деятельность малыша побуждается не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении меж собой.
Мотивационная сфера – ядро личности. Сначала собственной школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он желает обучаться. При этом обучаться отлично, непревзойденно. Посреди различных соц мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить удовлетворенность родителям», «желаю больше знать», «на уроке любопытно». Имея познания, ученик получает высочайшие отметки, которые, в свою очередь – источник остальных поощрений, залог его чувственного благополучия, предмет гордости. В данной работе я не смогу изучить все причины, которые могут воздействовать на мотивацию учащегося и его Энтузиазм к учёбе. Таковых причин огромное количество и по любому из их можно написать научный труд. Я попробовал в общем виде показать заинтригованность к обучению на примере учащихся старших классов и студентов.
хотелось бы отметить, что разработанные мною программки могли бы быть применены преподавателями школ, СПО и ВУЗов для определения уровня мотивации к обучению (или другой иной деятель) у людей разных возрастных категорий.
Перечень литературы
1. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. «Формирование мотивации учения» – М., 1990. – 212 с.
2. Дусавицкий А. К. «Формула энтузиазма» – М., 1989. – 198 с.
3. Леонтьев А. Н. «Деятельность. сознание. Личность.» – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.
4. Щукина Г. И. «Активация познавательной деятель учащихся в учебном процессе» – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
5. Ковалев В. И. «Мотивы поведения и деятельности» – М., 1988. – 232 с.
6. Фленов М. Библия Delphi – М., 2002. – 540 с.
7. Компакт-диск для самоподготовки и курсового обучения из серии «Практические курсы по программированию Pascal + Delphi»
Приложения. приложение 1:
Процедура подсчета суммарного балла.
Для определения суммарного балла нужно воспользоваться последующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на базе последующего соотношения:
+
-3
-2
-1
0
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
Ответам испытуемых на оборотные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») приписываются баллы на базе соотношения:
+
-3
-2
-1
0
1
2
3
7
6
5
4
3
2
1
Ключ к мужской форме:
+1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.
Ключ к женской форме:
+1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
тест опросника (форма для женщин)
1. Я больше думаю о получении неплохой оценки, чем опасаюсь получения нехороший.
2. Я почаще берусь за трудные задачки, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые понимаю, что решу.
3. Меня больше завлекает дело, которое не просит напряжения и в успехе которого я уверена, чем тяжелое дело, в каком вероятны нежданности.
4. Если б у меня что-то не выходило, я быстрее приложила бы все силы, чтоб с сиим совладать, чем перебежала бы к тому, что у меня может отлично получиться.
5. Я предпочла бы работу, в какой мои функции верно определены и заработная плата выше средней, работе со средней заработной платой, в какой я сама обязана определять свою роль.
6. Наиболее мощные переживания у меня вызываются быстрее ужасом беды, чем надеждой на фуррор.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы принципиальное тяжелое дело, где возможность фортуны равна 50%, делу довольно принципиальному, но нетрудному.
9. Я быстрее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редчайшие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня весьма принципиально созодать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня появляются трения с товарищами.
11. Опосля удачного ответа на экзамене я быстрее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь неплохой оценке.
12. Если б я собралась играться в карты, то я быстрее сыграла бы в развлекательную игру, чем в тяжелую, требующую раздумий.
13. Я предпочитаю соревнования, где я посильнее остальных, тем, где все участники примерно равны по силам.
14. Опосля беды я становлюсь еще наиболее собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Беды отравляют мою жизнь больше, чем приносят удовлетворенность, успехи.
16. В новейших неведомых ситуациях у меня быстрее появляются волнение и беспокойство, чем Энтузиазм и любопытство.
17. Я быстрее попробую приготовить новое увлекательное блюдо, хотя оно может плохо, чем стану готовить обычное блюдо, которое обычно отлично выходило.
18. Я быстрее займусь кое-чем приятным и необременительным, чем стану делать что-то, как мне кажется, стоящее, но не весьма интересное.
19. Я быстрее затрачу все свое время на воплощение 1-го дела, чем постараюсь выполнить стремительно за это время два-три дела.
20. Если я захворала и обязана остаться дома, то я использую время быстрее для того, чтоб расслабиться и отдохнуть, чем почитать либо поработать.
21. Если б я жила с несколькими девицами в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтоб это сделала какая-нибудь иная.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать находить выход.
23. Когда необходимо соревноваться, у меня быстрее появляются энтузиазм и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за тяжелое дело, я быстрее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то управлением, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится делать сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в фуррор которого я уверена.
27. Если б я удачно решила какую-то задачку, то с огромным наслаждением взялась бы решать снова аналогичную, чем перебежала бы к задачке другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачку только в общих чертах, чем когда мне непосредственно указывают, что и как делать.
29. Если при выполнении принципиального дела я допускаю ошибку, то почаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем стремительно беру себя в руки и пробую поправить положение.
30. Пожалуй, я больше всего мечтаю о собственных планах на будущее, чем пробую их реально выполнить.
]]>