Учебная работа. Восстановление голоса после частичной резекции гортани

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Восстановление голоса после частичной резекции гортани

Восстановление голоса опосля частичной резекции горла

Выпускная квалификационная работа

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический нюанс о нарушениях голосообразующей функции и методах ее корректировки

1.1 Анатомо-физиологические индивидуальности горла. Механизм, этапы образования горла

1.2 История развития фонопедии

1.3 Систематизация и черта нарушений голоса

1.4 Органические нарушения голоса

Выводы по первой главе

Глава 2. .Логопедическая работа по восстановлению голоса опосля частичной резекции горла

2.1 Восстановление голоса опосля частичной резекции горла

2.2 психотерапия в сочетании с логопедическим массажем и артикуляционной гимнастикой в всеохватывающей реабилитации деток с нарушениями голоса

2.3 Постановка дыхания

2.4 Формирование навыка правильного голосообразования

2.5 Работа над развитием силы, тембра, высоты голоса

2.6 Развитие мелодико-интонационной стороны речи

2.7 Профилактика голосовых расстройств

Выводы по 2-ой главе

Заключение

Библиография

приложение

Введение

С развитием публичных форм отношений (работники образовательных учреждений, телевидение, радио, информационные структуры и т.д.) возрастает число людей речевых и голосовых профессий. Особенное значение приобретает становление и развитие голоса . Огромные речевые перегрузки предъявляют завышенные требования к голосовому аппарату, что принуждает производить профилактические меры для сохранения здорового голоса и находить пути для восстановления в вариантах его нарушений.

На нынешний денек существует огромное количество разных нарушений голоса. Это многофункциональные расстройства, вызванные перенапряжением мышечного аппарата горла; возникновений новообразований (доброкачественные и злокачественные представленный новообразованной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы)«>процесс, представленный новообразованной тканью) горла). Появлению данных нарушений могут сопутствовать различные предпосылки.

глас играет в нашей жизни немаловажную роль. Способность гласить и выражать свои мысли не может осуществляться без настоящего развития голоса. Заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) голосового аппарата понижают трудоспособность у фактически здоровых людей, а в неких вариантах делают опасность проф непригодности. В наше время существует не так много данных о том, какие мероприятия должны проводиться для предупреждения и устранения патологий голоса. Данной для нас дилемме уделяют внимание почти все создатели, такие как Д.К. Вильсон, С.Е. Уланов, Е.В. Лаврова и почти все остальные.

Нарушения голоса, связанные с разными болезнями голосового аппарата, всераспространены как у взрослых, так и у деток. Патология горла за крайние два десятилетия возросла, что соединено с расширением мероприятий по реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и операции, спасающие жизнь , но вызывающие время от времени отягощения, которые влияют на голосообразование.

Данные исследовательских работ (Е.С.Алмазова, Ю.С.Василенко, С.Л.Таптапова, Д.К.Вильсон и др.) свидетельствуют и о увеличении приобретенных ларингитов. Частота приобретенных болезней голосового аппарата составляет около 60 на 100 тыщ горожан, а для лиц голосоречевых профессий добивается 30-40 %. В особенности нередко недочеты голоса выявляются у учителей ,воспитателей , работников голосовых профессий . Логопед не только лишь сам должен обладать неплохим громким голосом, выразительной интонацией, да и быть мастерски приготовленным к профилактической работе по развитию детского голоса и его корректировки в вариантах нарушений.

Если вопросцам восстановления многофункциональных нарушений голоса посвящено существенное количество исследовательских работ (Е.С. Алмазовой,1973; Ю.С. Василенко, 1989, 2001; С.И. Ткаченко, Т.А. Шидловской,1997 и др.), то вопросцу восстановления голоса опосля частичной резекции горла — одиночные, несистематизированные исследования (Е.С. Алмазовой,1973, Л.Б. Дмитриева,1990; В.С. Ушакова,1996).

Непосредственно нашей неувязкой, восстановления голоса опосля частичной резекции горла, занимались Х.А. Аллоярова и С.Л. Таптапова.

Цель данного исследования — восстановление голосовых функций опосля частичной резекции горла.

объект исследования — процесс восстановления голосообразующей функции нездоровых опосля частичной резекции горла.

Предмет исследования — методы , приемы и логопедические технологии , при помощи которых осуществляется коррекционная работа по восстановлению голоса.

Исходя из этого мы выдвинули последующую догадку:

Восстановление голоса опосля частичной резекции горла будет действенным, если будут производиться последующие условия:

проведение всеохватывающей медико-психолого-педагогичекской диагностики;

своевременное начало реабилитационных мероприятий;

личный подход с учетом личных особенностей;

непрерывность психолого-педагогического сопровождения на всех шагах коррекционной работы.

Восстановление голоса в ранешном послеоперационном периоде в амбулаторных критериях существенно увеличивает эффективность всеохватывающей процесс, что дозволяет возвратить к общественно полезному труду в обычной социальной среде существенное число людей , оперированных на горла.

Задачки:

Анализ психолого — педагогической и специальной литературы по данной дилемме.

Провести всеохватывающее логопедическое обследование нездоровых опосля частичной резекции горла.

Создать методику либо систему по корректировки восстановления голосообразующей функции горла.

база исследования: ЛОР-отделение больницы медсанчасть ОАО (форма организации публичной компании; акционерное общество) ММК №2 г. Магнитогорска.

Методологической и теоретической основой исследования явились теории и концепции, отражающие нрав данной работы:

медико — психическая теория реабилитации, представленная в исследовательских работах Е.С.Алмазовой, Ю.С. Василенко, С.Л.Таптаповой, Е.В.Лаврова и др.

психолого — педагогические концепции и теория деятельностного подхода в развитии, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др.

способы исследования. Для проверки догадки и решения намеченных целей были применены последующие способы исследования: теоретический анализ научных источников, эмпирические способы (наблюдение, беседы, диагностирование).

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии теоретических основ реабилитационных мероприятий по восстановлению голоса опосля резекции горла.

Практическая значимость исследования заключается в разработке всеохватывающей реабилитации лиц с нарушением голосообразованием опосля резекции, метода персональной программки по восстановлению голоса.

В первой главе мы разглядим анатомо-физиологические индивидуальности горла, механизмы и этапы развития голоса, черта и систематизация нарушений голоса, виды резекции горла.

Во 2-ой главе мы изложим механизмы голосообразования опосля операций по частичной резекции горла, методические указания, приемы и упражнения по восстановлению голоса опосля частичной резекции горла. Также приведем результаты всеохватывающей логопедической коррекционной работы по восстановлению голоса.

Глава 1. Теоретический нюанс о нарушениях голосообразующей функции и методах ее корректировки

В первой главе мы разглядим анатомо-физиологические индивидуальности горла, механизмы и этапы развития голоса, черта и систематизации нарушений голоса, виды резекции горла .(приложение 1_.

1.1 Анатомо-физиологические индивидуальности горла Механизм, этапы образования голоса

Горло представляет собой часть дыхательной трубки. Горло является самым сложным анатомическим органом, состоящим из хрящей мускул, связок и нервишек.

Хрящевой скелет горла состоит из 3-х непарных хрящей — перстневидный, щитовидный и надгортанник и 3-х парных — черпаловидных, рожковидных и конусновидных хрящей.

малая мышь«>мускулы горла разделяются на внешние и внутренние. К первым относятся парные мускулы поднимают и опускают горло либо фиксируют ее в определенном положении.

Внутренние мышь«>мускулы, суживающие голосовую щель — это перстнечерпаловидная, косая черпаловидная и поперечная черпаловидная.

Натягивающей голосовые складки является парная передняя перстнещитовидная эластичной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). В голосообразовании воспринимает принципиальное роль внутренняя часть щиточерпаловидной мускулы и именуется голосовой мышцей, она заложена в голосовой складке. Волокна данной малая мышь«>мускулы идут в 3-х направлениях: в горизонтальном, вертикальном и косом, что обеспечивает сокращение отдельных участков голосовой складки.

К мускулам, опускающим надгортанник, относятся черпалонадгортанная и щитонадгортанная деток еще короче. Область голосовых складок соответствует среднему отделу горла, под голосовыми складками находится нижний отдел горла, который перебегает в трахею, выше размещены верхний отдел либо преддверие горла.

Горло делает три главные функции: дыхательную, защитную и голосообразовательную. малая мышь«>мускулы горла, сокращаясь в различных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок при дыхании и в процессе голосообразования.

Голосообразовательная функция горла почти всегда является произвольным актом, пореже — непроизвольным. Голосовая, либо фонаторная, функция присуща не только лишь человеку, да и всем звериным, которые дышат легкими. глас представляет собой совокупа звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, и, как правило, является произвольным действием, который подчинен людскому сознанию. Пореже глас быть может и рефлекторным, когда звук воспроизводится без осмысленного желания, к примеру вопль от нежданной ткани) либо испуга.

Механизм голосообразования очень сложен. В нем воспринимает всеохватывающее роль весь дыхательный аппарат, начиная от легких и кончая носом.

Горло припоминает собой язычковый духовой инструмент, в отличие от которого голосовые складки могут поменять свою длину, форму и т.д. Глотка, носоглотка, рот, нос и его придаточные пазухи в совокупы представляют собой резонатор, а легкие, бронхи и трахея — дыхательные меха.

глас появляется в итоге того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на собственном пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в итоге что и выходит звук, который, но, недозволено считать всеполноценным, потому что он весьма слаб и примитивен. Персональную расцветку, силу и тембр глас приобретает в надставной трубе, в которую входят гортанные желудочки, глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. Нижним резонатором является легкие и бронхи.

Возникающие в горла повторяющиеся звуковые колебания могут преобразовываться в звуки речи. Таковым образом, в горла появляется главный звук, речь же формируется в надставной трубе, потому горло участвует и в речевой функции .

Резонаторная система — глотка, ротовая полость, полости носа с придаточными пазухами. Свое тембровое звучание, громкость, силу, глас приобретает в резонаторных областях рта и глотки. В ротоглоточном резонаторе глас не только лишь усиливается, да и дифференцируется на отдельные звуки, что получается благодаря непрерывному изменению положения, размера, формы и размера ротоглоточной полости. При всем этом образуются затворы, замыкающие либо суживающие резонаторную полость. Потому любой звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении — языка, губ, щек, зубов, мягенького и твердого неба, верхней и нижней челюсти. Дыхательная система (энергитическая) докладывает энергию для колебания голосовых связок. Наращивает амплитуду колебаний, обеспечивая силу голоса. При всем этом в особенности велика роль диафрагмы для образования давления воздуха, таковая чуткость диафрагмы к нраву произносимого звука разъясняется тем, что диафрагма, горло и все резонаторы снабжены ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг).

.

Таблица 1. системы голосообразования

Речеслуховой аппарат

ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг)

Речедвигательный анализатор

Генераторная система

Голосообразу-ющая (горло, голосовые связки, надгортанник

Резонаторная система

(глотка, нос, ротовая полость, язык, мягкое и жесткое небо, верхняя и нижняя челюсть, мимические мышь«>мускулы)

Таковым образом, голосообразовательная функция человека подчинена воздействию ЦНС (центральная нервная система, головной восприятие — это 1-ый шаг приобретения хоть какого речевого навыка. Слуховая сфера коры мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), получая раздражение в виде звука, способна оказывать оборотное воздействие на работу мускул, участвующих в голосообразовании.

Глас — это совокупа различных по своим чертам звуков, возникающих в итоге колебания эластических голосовых складок. Звучание голоса — итог сложной психофизиологической деятель, направляемой умом говорящего, его чувствами, волей. процесс голосообразования — это функция комплекса органов, объединенных их регулирующим действием ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг). Звук голоса возникает в горла. Не считая строения и функции голосовых складок (генераторная система), большенную роль в голосообразовании играет резонаторная и дыхательная система.

глас имеет последующие свойства:

Сила голоса — она зависит от того, как ориентированы звуки голоса в резонаторы, в котором состоянии они находятся.

Высота звука — характеризуется возможностью к голосовым модуляциям при речевой и вокальной фонации. Нарушение высоты голоса проявляется в его монотонности, дрожании.

Тембр голоса — это такое свойство, по которому можно выяснить, кто гласит. В голосе, не считая основного тона, мы слышим ряд дополнительных тонов — обертонов, зависящих от устройства горла, ротовой и носовой полости говорящего.

Тембр речи — продолжительность звучания. Не плохое звучание голоса соединено с мелодико-интонационной стороной речи.

Мелодико-интонационная сторона речи характеризуется по степени использования выразительных средств речи — ударения.

1.2 История развития фонопедии

Исследование патологии голоса и метода его восстановления является одной из заморочек логопедии. В крайние годы область педагогического действия при разных нарушениях голосового аппарата существенно расширилась, получив наименование фонопедия.

Фонопедия — комплекс педагогического действия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата горла особыми упражнениями, корректировку дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий инсталлируются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с меньшей перегрузкой при неплохом акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) голосообразования, главных дидактических и методологических принципах логопедии.

Фонопедия развивается очень сплотченно с фониартрией мед наукой, разделом оторинолроингологии, изучающей предпосылки нарушений голоса и разрабатывающей способы их исцеления. Глас давно завлекал внимание профессионалов. В «Каноне докторских наук» известного ученого средневековья Авиценны (980-1037) описаны процесс его восприятия органами слуха, детализированный анализ анатомии и физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) голосоречевых органов, физиологические и акустические свойства фонем. Особенное время фонации. Он указывал на связь функций головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и голосового аппарата.

Развитие театрального искусства в 16 веке потребовало от актеров большенный выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только лишь у актеров, да и у всех, кому по роду собственной деятель приходилось много гласить.

Энтузиазм к процессу голосообразования и возникновение проф болезней выдвинули необходимость базовых познаний анатомии и физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) горла, Потребность усовершенствования голоса, устранения его изъянов. В 1855 году певцом и певческим преподавателем Мануэлем Гарсиа был использован ларингоскоп (маленькое зеркало, укрепленное на стрежне), давший возможность обозревать горло живого человека. Отныне, можно считать, начала свое развитие фониартрия.

В 1905 г. в Берлинском институте германский доктор Г.Гутцман защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Конкретно этот момент считается началом выделения фониатрии как самостоятельной мед специальности . Сам термин «фониатрия» ввели в 1920 г. ученики Гутцмана — Г.Штерн и М.Зееман . Крайний основал и долгие годы управлял одной из первых в мире фониатрической клиникой в Праге .

Можно считать , что с этого времени ведет собственный отсчет и становление логопедии , ибо она постоянно соединяла воединыжды исследование речи и голоса .

Основателями российского развития научных заморочек в области физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) и патологии голоса числятся Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные базы постановки голоса, изучались предпосылки и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования.

И хотя исследования были ориентированы на исследование певческого голоса, они имели огромное

Посреди применявшихся в различные годы способов восстановления приобретенных голосовых нарушений можно выделить несколько направлений:

1) механическое действие на горло в виде сдавливания ее хрящей (Л.Б. Французов, 1949).

Это вызывало боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), временное удушье. Нездоровые реагировали на манипуляцию кликом, и таковым образом вызывался звучный глас;

2) введение в горло разных раздражителей — механических либо раздражающих веществ (В.В. Шестаков, 1952, С.К. Юрченко, 1953);

3) применение наркоза (С.М. Михелович, 1932);

4) вибрационный массаж горла (Е.Н. Милютин, 1924, М.И. Фомичев, И.П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевтической беседой;

5) способ заглушения трещоткой Барани либо корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И.Я. Деражне, 1950);

6) ортофонический способ (Е.М. Воронина, 1939, Н.Ф. Лебедева, 1952).

Все эти приемы употребляются и в современной практике, но самое обширное применение находит фонопедия. Разные создатели давали свои наименования этому способу — фонический, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гимнастика.

Эти понятия предполагают восстановление голоса особыми упражнениями голосового аппарата.

Новые заслуги в исследовании устройств голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса.

Так , Светлана Леонидовна Таптапова ( 1963 , 1971 , 1974 , 1985 , 1990) разработала методику восстановления громкой речи опосля удаления горла либо ее частичной резекции ; Лена Самсоновна Алмазова (1973) предложила систему упражнений по корректировки голоса деток при рубцовых деформациях горла ; создатель реального пособия (1971, 1974 , 2001) исследовала и обрисовала разные расстройства голоса многофункционального и органического генеза ; Ольга Святославовна Орлова (1980, 1998 , 2001) изучила сложные трудности спастических нарушений голоса и обозначила состему коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса у преподавателей .

В 1971 г. был образован Альянс Европейских фониаторов , объединивший всех профессионалов , работающих в области патологии голоса . Раз в год в одном из европейских городов проводятся конгрессы , на которых дискуссируются разнообразные нюансы исследования голоса и его нарушений — смерти) , инструментальные иобъективные способы исследования , систематизация и терминология , способы исцеления и голосовой реабилитации .

В 1991 г. была сотворена Ассоциация фониаторов и логопедов (фонопедов) Рф , которая в качестве коллективного члена вошда в Альянс Европейских фониаторов и в Интернациональный Альянс . русская ассоциация организует каждогодние конференции , посвященные животрепещущим вопросцам исследования , исцеления и восстановления голосовой функции , к роли в каких привлекаются спецы из СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР) , а нередко и из Европы.

Усиление интернациональных связей и научного взаимодействия , изменение общественного нрава, стиля и темпа жизни — все это просит большего общения меж людьми.

Глас , как одно из средств коммуникации , его свойство и способности играют в этом процессе очень значительную роль .

Методики восстановления голоса при разных его нарушениях описаны С.Л. Таптановой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой. Материалы экспериментальных исследовательских работ Н.И. Жилкина, М.С. Грачевой, В.П. Морозова, Л.Б. Дмитриева употребляются в практической работе логопеда.

1.3 систематизация и черта нарушений голоса

Голосовая функция часто оказывается нарушенной . Предпосылки расстройства голоса многообразны . Это могут быть : работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) горла, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены , разговорного и вокального голоса, также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, некорректная техника голосоподачи, понижение слуха. Нередки случаи отягощения опосля реаниматологических манипуляций и хирургического исцеления , которые выручают жизнь человека , но вызывают отягощения в виде приобретенной патологии горла с томными нарушениями голоса .

Обозначенные этиологические причины приводят к органическим и многофункциональным нарушениям голоса.

Кроме главных признаков нарушения ( утраты силы , звучности голоса , конфигурации его высоты , искажений тембра в виде осиплости и охриплости , нарушений резонаторного баланса носовой и ротовой полостей ) могут отмечаться голосовое переутомление и ряд личных чувств , связанных с сенсорными расстройствами , к примеру неизменное першение с потребностью откашляться , чувство помехи , комка в горле , давления , саднения и боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) . Все перечисленные симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо часть из их , как правило , присущи практически любому голосовому расстройству и потому не являются диагностическими признаками . У одних нездоровых жалоб достаточно много и набор их обширнее , у остальных они наиболее ограничены . Нередко это зависит не столько от тяжести состояния , сколько от типа реагирования на свое работоспособности , от состояния нервно-психической сферы .

Начальным иной стороны, долгие многофункциональные нарушения являются предпосылкой стойких органических конфигураций в горла. А соответственно и долгого расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и многофункциональные нарушения имеет глас. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические конфигурации в строении горла, голосовых складок, надставной трубы, потому восстанавливается коммуникативная функция голоса, но его свойство по силе, высоте и тембру в большей либо наименьшей степени различается от обычного звучания голоса.

Глубочайшее исследование расстройств голоса может быть только при всеохватывающем исследовании нездоровых профессионалов. При всем этом главное значение имеет обследование клиническое (фониатрическое, отоларингологическое, неврологическое (Неврологические нарушения — это болезни центральной и периферической нервной системы)), логопедическое и психологическое.

Рассмотрение расстройств голоса в мед, логопедическом и психическом качествах дает возможность наиболее глубоко вскрыть природу недостатка и избрать более действенные пути и способы его преодоления.

Анализируя мед нюанс систематизации, мы учитываем:

а) какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный либо речеслуховой);

б) какой отдел анализатора нарушен (периферический либо центральный);

в) каковой нрав нарушения (расстройства органического либо многофункционального нрава) (табл. 3).

Не считая того, отмечается время возникновения недостатка.

Большая часть органических и многофункциональных нарушений голоса являются обретенными в процессе развития организма, формирования личности , его речевой функции. Исключение составляют центральные органические нарушения голоса, которые могут быть как прирожденными, так и обретенными (афония, дисфония при анартрии, дизартрии), также периферические нарушения голоса, связанные с прирожденным недостатком мягенького неба (дисфония при прирожденной глухоте). Практически все многофункциональные нарушения голоса приобретаются либо в процессе формирования речи, либо уже опосля того, как речь сформирована. Некие расстройства голоса появляются в сочетании с речевым недостатком (дизартрия, нарушение речи при понижении слуха).

Логопедический нюанс систематизации именует и вскрывает суть того либо другого расстройства голоса. Главные назологические единицы — афония, дисфония, ложносвязанный глас, ринофония. Любая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляции и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. Своеобразие нарушения зависит от ряда причин: степени нарушения, какой отдел анализатора пострадал, когда появилось нарушение, как комбинируется данное расстройство с речевым и так дальше.

Рассмотрение органических и многофункциональных расстройств голоса в ином нюансе — исходя из убеждений нарушения свойства голоса — позволило составить доброкачественную характеристику нарушений голоса, что дает возможность наиболее буквально диагностировать расстройства и дифференцированного подхода к его устранению.

Таблица 2 Высококачественная черта нарушений голоса

Нарушение высоты голоса

Нарушение тембра голоса

Нарушение силы

голоса

Однообразный

Осиплый, твердый, диплофония

Афония

Тремолирующий

Гортанно-резкий, отрывистый

Иссякающий

Немодулированный

Глухой, пискливый

Слабенький

Маленький фальцет

Железный, назализованный

очень звучный

Психический нюанс систематизации учитывает воздействие расстройства голоса на коммуникативную функцию речи , на индивидуальности личности. Наблюдается понижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии либо нарушении голоса. Такие пациенты стесняются собственного голоса, тотчас разговаривают мимикой, время от времени отвечают в письменной форме. Возникают и отличия в эмоционально-волевой сфере — типичные черты нрава: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и так дальше.

Таковым образом, полный и системный подход к расстройствам голоса подразумевает исследование личности в целом. Разумеется, что исследование организма как целостной системы является более плодотворным способом его исследования. Конкретно на этом пути можно получить принципиальные теоретические и практические результаты, дозволяющие уточнить, дифференцировать и оказывать эффективную помощь лицам с нарушениями голоса.

Таблица 3 систематизация нарушений голоса

Многофункциональные

Органические

1. Центральные

афония либо дисфония,

пониженная двигательная активность функции горла — параличи, дряблость мускул горла

1. Центральные

афония, дисфония при анартрии, дизартрии

2. Периферические

Гиперкинетическая, завышенная функция горла (приобретенный тонзилитт, аденоиды, ларингиты), дыхание поверхностное, слабенькое, напряженное

2. Периферические

а) ринолалия — расщелины губки, неба, изменение тембра, искаженное произношение и артикуляция

б) ринофония — мучается фонация и просодика, нарушение дыхания, артикуляционные затруднения

3. Патологическая мутация голоса. Свойственна нестойкость патологических конфигураций в горла и возникновение громкого голоса на кашле — это является диагностическим признаком

Представленная нами систематизация не является всеобъятной , но дает картину более нередко встречающихся расстройств голосовой функции , которые могут быть устранены фонопедическими приемами. Нарушения голоса , как правило , не влияют на формирование системы языка . Лишь особо томная патология голосового аппарата в ранешном детстве может негативно сказаться на развитии речи .

Фонопедические способы корректировки голоса используются лишь при приобретенных расстройствах , которые не исчезают без помощи других либо при медикаментозном стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной расцветки. Неоднородность медицинской картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве.

Причина нарушения голоса при дизартрии — патология эфферантного управления звеньев интонацией. Эфферентные нарушения видны в паретичности, ограниченности случайных движений языка, губ, мягенького неба, голосовых складок, мускул горла, гиперкинезах. Афферентная патология проявляется в нарушении импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Выделяются последующие клинические формы дизартрии:

спастико-паретическая;

спастико-ригидная;

спастико-гиперкинетическая;

спастико-атактическая;

атактико-гиперкинетическая.

При спастико-паретической дизартрии грубо снижена сила, амплитуда случайных движений. При этом чрезмерное напряжение мускул артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата смешивается с вялостью движений этих органов. Более соответствующим для данной формы дизартрии является: слабость артикуляционных и дыхательных мускул, в особенности диафрагмы, гипокинезия гортанных мускул; паретичность язычной, губной мускулатуры мягенького неба.

Таблица 4 Черта дыхания и голоса при спастико-паретичной форме дизартрии

дыхание

Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, ключичное. Вероятен дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Губной и глоточный выдох свободнее

Преобладает ключичный тип дыхания. Вдох маленький, поверхностный, выдох слабенький. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в резвом истощении силы выдоха в процессе речи

глас

Неречевая фонация

Речевая фонация

Вопль звучный, гулкий. Голосовые модуляции по высоте и силе недосягаемы. Фонация стремительно истощается

Глас слабенький, тихий. Иссякающий по силе. Голосовые модуляции отсутствуют. По тембру глас глухой, назализованный, время от времени осиплый, однообразный, мерклый

При спастико-ригидной форме дизартрии наблюдается грубое изменение мышечного тонуса вместе с явлениями спастического пареза. При попытках к случайной речи резко наращивается мышечный тонус в артикуляционном дыхательном и голосовом аппарате. Более соответствующими признаками данной формы дизартрии являются: напряженность дыхательных мускул; гиперкинезия горла; спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягеньком небе, что приводит к монотонности, назализации голоса.

Таблица 5 Черта дыхания при спастико-ригидной форме дизартрии

дыхание

Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, более частое. Выдох недолговременный. Воздушная струя слабенькая, рассеянная, толчкообразная

дыхание поверхностное, более частое. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Выдох маленький, слабенький. Резвое истощение силы выдоха в процессе речи. Наблюдается речь на вдохе сразу с речью на выдохе

глас

Неречевая фонация

Речевая фонация

Глас звучный, гулкий при клике, плаче, хохоте. Голосовые модуляции по высоте недосягаемы, по силе есть, но стремительно истощаются

Глас слабенький, тихий, по силе повсевременно изменяется. Голосовые модуляции отсутствуют, по тембру глас глухой, назализованный, осиплый, однообразный, гортанный, прерывающийся. глас стремительно утомляется, темп речи резвый

При спастико-гиперкинетической форме дизартрии явления спастического пареза смешиваются с гиперкинезами. Артикуляционные движения хаотичны, беспорядочны, аритмичны. Более соответствующими признаками спастико-гиперкинетической формы дизартрии являются:

гиперкинезы в дыхательной мускулатуре, которые вызывают ее напряжение либо, напротив. Слабость, вялость. Потому глас не только лишь слабенький, тихий, но повсевременно истощающийся, прерывающийся.

дискенезия горла, потому глас сдавленный, тремолирующий, вибрирующий;

спастический парез в язычной, губной мускулатуре в сочетании с гиперкинезами присваивает голосу однообразный колер с выкриками и увеличением голоса. Фонетическая сторона речи мучается обычно некординально.

При атактической форме дизартрии артикуляционные движения теряют свою точность, координированность. На фоне снижения мышечного тонуса быть может его увеличение. Речь скандированная, несколько замедленная. Глас однообразный, немодулированный, прерывающийся, осиплый, недосягаемы звуковысотные модуляции и конфигурации по силе, в то время как при неречевой фонации глас мощный, гулкий.

К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушение голоса, связанные с патологическими переменами в горла, надставной трубе и понижением слуха. При патологических конфигурациях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия — это патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, а ринофония — изменение колера тембра голоса, обусловленное нарушением связи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации. В отличие от ринолалии в понятие ринофонии не заходит нарушение артикуляции и произношения.

Выделяют два вида ринофонии — открытая и закрытая. Предпосылки открытой ринофонии — органические (прирожденные и обретенные) и многофункциональные расстройства. Органическая прирожденная открытая ринофония возникает при прирожденном укорочении мягенького неба, что является признаком порока развития.

Органическая прирожденная открытая ринофония быть может следствием открытой ринофонии, наступившей в итоге расщепления твердого и мягенького неба.

Обретенная органическая открытая ринофония возникает при обретенных парезах и параличах мягенького неба, перфорациях твердого и мягенького неба, вызванных ранением, туберкулезом, сифилисом. Почаще всего предпосылкой открытой ринофонии являются периферические и центральные парезы и параличи мягенького неба. Периферические параличи и парезы появляются опосля дифтерии, гриппа, при ранении либо давлении неоплазма»> — патологический процесс. При всем этом наблюдается также хрипота и афония вследствие нарушения внутренних мускул горла. Многофункциональная открытая ринофония возникает о ряда обстоятельств. Время от времени она возникает у ослабленных. астеничных лиц с вялой артикуляцией, у каких мягкое небо не дотягивается до задней стены глотки. Многофункциональная открытая ринофония быть может следствием истерических реакций, появляющихся в итоге психологической травмы, испуга, ужаса. Многофункциональная нестойкая открытая ринофония наблюдается при понижении слуха. Ее возникновение соединено с неточной артикуляцией, в том числе неточен и небно-глоточный затвор. глас при открытой ринофония нарушается в различной степени, зависимо от обстоятельств, ее вызвавших, а основное — полноценности функции мягенького неба, его подвижности. Специальные акустические признаки назализованного звука голоса объясняются усилением основного тона и низких тонов.

Закрытая ринофония появляется при пониженном носовом резонансе при произнесении звуков речи. Предпосылки органической закрытой ринофонии — разные болезненные процессы в носоглотке — аденоиды, полипы, фибромы, искривления носовой перегородки и остальные. Многофункциональная закрытая ринофония встречается достаточно нередко. Иногда она трудна диагностически, потому что беспристрастно не наблюдается конфигураций в носовой полости.

Как следует, как при открытой, так и при закрытой ринофонии наблюдается нарушение тембра голоса — он приобретает колер гипер — либо гипоназализации, что разъясняется конфигурацией анатомо-физиологических критерий фонации.

К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения, связанные с патологоанатомическими переменами в строении и функции горла. Предпосылки болезненных действий в горла разнообразны (ларингиты, ожоги, травмы, опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) и т.д.).

Тут мы приведем систематизацию нарушений голоса, связанных с опухолями горла (проект, одобренный Комитетом по исследованию опухолей головы и шейки при Всесоюзном научном обществе онкологов) . Разглядим только доброкачественные процесс, представленный новообразованной тканью) (син. новообразование, т.к. злокачественные оперируются в главном локально(ларингэктомия) и это не наш вариант (22,стр.123-124)

Морфологические виды опухолей горла

Доброкачественные Злокачественные

Эпителиальные

Папиллома Плоскоклеточный орогевающий рак

Аденома Плоскоклеточный неорогевающий рак

Базальноклеточноный рак

Приличный рак

Недифференцированный рак

Неэпителиальные

Фиброма, гемангиома саркомы

лимфангиома лимфоретикулярные неоплазма»> — патологический процесс

липома, хондрома

нейрогенные меланобластома, злокачественная

невринома, хемодектома хемодектома, нейросаркома

процесс, представленный новообразованной тканью) (син. новообразование из мышечной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)

лейомиома лейомиосаркома

рабдомиома рабдомиосаркома

Папиллома

одна из более нередко наблюдаемых опухолей горла. Строма представленный новообразованной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы)«> неоплазма»> — патологический процесс (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) представлена соединительной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы), содержащей сосуды и являющейся продолжением подэпителиального слоя. Паренхима состоит из разрастаний эпителиального покрова с несколько огромным, чем в норме, количеством слоев клеток и неким их укрупнением. Строма образует сосочкового вида выступы, которые «как перчатка пальцы» покрывает паренхима (А.И. Абрикосов,. А.И Струков, 1953).

Различают мягенькие и твердые папилломы. Строма мягенькой папилломы рыхловатая и содержит огромное количество сосудов, паренхима представлена узким слоем кубического либо цилиндрического от др.-греч. — — сверх- и — сосок молочной железы»> от др.-греч. — — сверх- и — сосок молочной железы»>эпителия (Эпителий лат. epithelium, от др.-греч. — — сверх- и — сосок молочной железы). В жестких папилломах строма уплотнена, сосудов не достаточно, а а дыхательной системы массивен с выраженным ороговением. Мягенькие папилломы наблюдаются в большей степени у деток, у взрослых — твердые. Твердые папилломы в горла почаще одиночные, а совершенно папилломы бывают множественными. Более нередко встречаются доброкачественные новообразования горла — папилломы, которые представляют собой бородавчатые неоплазия неясной этиологии. Появляются обычно в ранешном возрасте, нередко рецидивируют. Исходный работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) может появиться рубцовый стеноз горла.

локализация папиллом в главном на голосовых и вестибулярных складах, достаточно нередко вовлекая в процесс гортанные желудочки.

Аденома

Опухоль (патологический процесс, представленный новообразованной тканью) из поверхность (эпидермис) и полости тела, а также слизистые оболочки внутренних органов, пищевого тракта, дыхательной системы, мочеполовые пути) лат. epithelium желез слизистой оболочки, в горла встречается изредка. В главном локализируются на вестибулярных и черпалонадгортанных складках, в гортанных желудочках и в подскладочном отделе горла. Вырастает медлительно и время от времени добивается огромных размеров.

Фиброма

функции»>эпителием (Существуют несколько классификаций эпителиев, в основу которых положены различные признаки: происхождение, строение, функции). Также как и папилломы бывают плотные и мягенькие. Имеется основание в виде ножки время от времени обширное основание. Локализованы на голосовых складках.

Сосудистые неоплазма»> — патологический процесс горла (гемангмиомы, лимфангиома)

Изредка встречающиеся неоплазия, около 1% ко всем опухолям горла.

Гемангиома состоит из сосудистых полостей, сообщающихся меж собой и выполненных кровью (внутренней средой организма), время от времени полости тромбируются с следующей организацией тромба. Размещение в большей степени одиночно на голосовых складках, язычной поверхности надгортанника, на черпало — надгортанных складках.

Лимфангиома состоит из полостей, выполненных лимфой, выстланных эндотелием и разбитых соединительнотканными перегородками. Размещение — язычной поверхности надгортанника, на черпало — надгортанных складках и область черпал.

Липома

тканей живых организмов изучает наука гистология), скопление жировых клеток посреди узеньких соединительнотканных перемычек.

Липома размещается в преддверии горла либо на примыкающих с ней структурах.

Хондрома

тканей живых организмов изучает наука гистология), состоит из обычных хрящевых клеток либо из дегенеративной хрящевой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), содержащей кисты. По происхождению является хондромой, т.е. развивается из печатки либо дуги перстневидного хряща. локализация зависит от места появления либо в просвете горла, либо в сторону примыкающих органов.

Лейомиома

Опухоль (патологический процесс, представленный новообразованной тканью) из гладких мускул, Встречается очень изредка.

Рабдомиома ( миобластома, миобластомиома)

представленный новообразованной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы)«> представленный новообразованной тканью»>опухоль (патологический процесс, представленный новообразованной тканью) из поперечнополосатых мускул, расположенная на голосовых складках. Развитие процесс, представленный новообразованной тканью) (син. новообразование не совершенно ясна, тюк. наблюдалась только в 20 вариантах в мире.

Невринома

тканей живых организмов изучает наука гистология) весьма изредка встречается, в мировой литературе встречалась 21 раз. Размещена в преддверии горла.

Хемодектома

изредка, в преддверии горла, достигая огромных размеров.

Доброкачественные неоплазия, невзирая на их обилие, имеют много общего. Они имеют гладкую поверхность, нередко бывают на ножке, не изъявляются и не инфильтрируют окружающие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), по этому сохраняется подвижность горла. Расцветка зависит от наличия в неоплазма»> — патологический процесс сосудов и жировой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Окончательный диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) ставится на основании биопсии. ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), образовании стойкой ларинготрахеотомы с введением в нее Т-образной резиновой трубки на 3-4 месяца.

При папилломатозе горла процесс убирают с помощью лучевой терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений процесс, представленный новообразованной тканью) (син. новообразование складочно- подскладочного отдела без перехода на черпаловидный хрящ и без ограничений подвижности пораженного отдела горла.

И при фронтальной и переднебоковой резекции вводят трахеотрубку, опосля заживления раны на 7-10 день убирают (деканюляция).

атипичная

данная операция соединяет воединыжды внутри себя элементы выше перечисленных операций. Назначается при «недостаточно четкой топической диагностики, а как следует, некорректных показаниях для той либо другой резекции (А.И. Цыганков,1974)

Эти операции сохраняют дыхательную функцию, но приводит к нарушению голосообразующей.

(формы разрезов при резекции горла — рис.10, приложение 1)

Выводы по первой главе

Исследовав и проанализировав научную литературу по интересующей нас теме, мы пришли к последующим выводам:

глас является основой коммуникативной функции, при отсутствии голоса, человек оказывается лишенным речи , соответственно общению и хоть какой деятель, связанной с речевой функцией;

нарушения голосообразующей функции ведет нарушения психического нрава: чувство утраты, заниженная методика корректировки, которая будет раскрыта во 2-ой главе.

горло корректировка голосообразование

Глава 2. .Логопедическая работа по восстановлению голоса опосля частичной резекции горла

Во 2-ой главе мы изложим механизмы голосообразования опосля операций по частичной резекции горла, методические указания, приемы и упражнения по восстановлению голоса опосля частичной резекции горла.

2.1 Восстановление голоса опосля частичной резекции горла

Все люди, перенесшие частичные резекции горла по поводу злокачественных новообразований, страшатся рецидива нрав. У их встречаются нередкие расстройства настроения, а в ряде всевозможных случаев тревога по поводу вероятного рецидива опухоли ( представленный новообразованной тканью»>опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) смешивается с элементами ухода от травмирующей реальности со типичным вытеснением тревожных переживаний. Это выражается в выражении близким им лицам, докторам и родным утверждений о доброкачественности удаленной неоплазия, также неправомерности проведенной операции .

Опосля первой психотерапевтической беседы, целью которой является уверить хворого в способности восстановления голоса и возврата к трудовой деятельности, следует направлять этих обучающихся на консультацию к доктору — психоневрологу. время от времени психотерапевтические беседы может проводить и логопед, потому что почти все нездоровые не хотят посещать врача-психоневролога

Необходимо подчеркнуть, что опосля возникновения в самом начале грубого голоса, также в период работы над певческими упражнениями, т.е уже при окончании восстановительного обучения, во всех вариантах наблюдается Вера в возможность возвратиться к трудовой деятельности и , самое основное , уменьшение ужаса вероятных рецидивов неоплазма»> — патологический процесс (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью).

При однобокой хордоэктомии на месте голосовой складки появляется рубцовая ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями), нередко по форме напоминающая голосовую складку. На оперированной стороне вестибулярная складка гипертрофируется, и происходит смыкание за счет вибрации здоровой голосовой и вестибулярной складок, т.е. замыкает голосовую щель.

У лиц, перенесших горизонтальную резекцию горла, голосообразование может осуществляться голосовыми складками и рубцами, образовавшимися на месте удаленной вестибулярной складки; сразу голосовыми и вестибулярными складками, также сохраненными голосовыми складками.

Нездоровые, перенесшие переднебоковую резекции. существенно подольше не могут освоить произнесение йотированных и гласных звуков, в то время как нездоровые, с иными формами резекций, существенно резвее достигают результатов.

Голосовой аппарат владеет большенными компенсаторными способностями, потому при помощи оставшейся части горла можно выработать глас, достаточный для вольного общения с окружающими.

В послеоперационный период пациенты молвят отлично артикулированным шепотом, но их шепот слышен лишь в тиши на расстоянии не наиболее 1,5м. У лиц, перенесших частичную резекцию горла, нарушений артикуляций не наблюдается. Зато дыхание претерпевает определенные конфигурации: резко укорачивается вдохи выдох, меняется частота дыхания, актуальный размер легких, затрудненное дыхание, отдышка при ходьбе и покое, нехватка воздуха при шепотной речи.

Это обосновано последующими причинами:

опосля хирургического вмешательства нарушаются условия динамики, миниатюризируется сопротивление верхних дыхательных путей

Возникновение слизи и корочек на стенах бронхов и трахеи наращивают турбулентность воздушного потока, вследствие что его скорость понижается

Связь дыхательной и фонаторной функций явна, потому первым шагом реабилитации голосовой функции является нормализация дыхания.

Перед началом работы логопед должен собрать анамнестические данные по состоянию пациента, провести психолого-педагогическую и логопедическое обследование — это поможет лучше представить картину развития недостатка

Начинать восстановление голоса мы советуем с психотерапии (в виде бесед), это дозволяет нездоровому интенсивно включиться в процесс восстановления и будет провоцировать его на преодоление проблем.

2.2 психотерапия в сочетании с логопедическим массажем и артикуляционной гимнастикой в всеохватывающей реабилитации нездоровых с нарушениями голоса

психотерапия подразумевает личный подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, нрава и продолжительности расстройства голоса. Главными средствами рациональной психотерапии являются беседа, убеждение, отвлечение, вселение убежденности в фуррор предполагаемого исцеления. Основная задачка — активное и сознательное включение пациента в процесс восстановительного исцеления, создание положительного фона для адаптации в обществе.

Уже при первой встрече с нездоровым принципиально установить контакт, отыскать верный подход к нему, потому что от этого в значимой степени зависит весь предстоящий ход реабилитации. Принципиальное внимание уделяется разъяснению обстоятельств нарушения голоса.

Объясняя механизм нарушения, следует убрать неверное тягостное людей, прошедших курс исцеления, личные встречи с ними оказывают положительное действие на пациентов.

Рекомендуется обширно употреблять способ отвлечения от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях, для этих целей можно использовать игровые ситуации, разные технические средства, работу над дыханием, артикуляционной моторикой.

Особенное

Благодаря рациональной психотерапии можно достигнуть адекватного дела пациента к собственному голосу. Занятия аутогенной тренировкой разрешают методом самовнушения достигнуть состояния релаксации, мышечного расслабления, а потом проводить целенаправленное действие на те либо другие жизни организма) нервная система — отдел нервной системы и психологические процессы.

Аутогенная тренировка как способ в особенности полезен при гипертотонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, психогенных афониях, но он употребляется и при других нарушениях голоса у лиц эмоционавльно-возбудимых, неустойчивых, раздражительных и астенически — ослабленных. Нездоровые на фоне общей и локальной мышечной релаксации завладевают кинестетическими мышечными чувствами движений глотки и горла, по этому фонопедические занятия стают наиболее осознанными и действенными.