Учебная работа. Возможности диагностики психических дисфункций в вероятных экстремальных условиях

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возможности диагностики психических дисфункций в вероятных экстремальных условиях

1

1

Крымский Муниципальный Инженерно-Педагогический Институт

Факультет Заочной формы обучения

Кафедра психологии

Контрольная работа №1
По психологии экстремальных ситуаций
Тема: способности диагностики психологических дисфункций в возможных экстремальных критериях

Студента Мухамедьярова Надира
Специальность Трудовое обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками)
Курс 2 Группа ЗТБЖ-03
Номер зачетной книги №042
Управляющий доцент кафедры
Темный Евгений Владимирович

Контрольная работа

Получена __________________________

Передана на рецензию________________

Возвращена рецензентом______________

г. Симферополь

План

1. Предыстория психодиагностики
2. способы психодиагностики, их систематизация
3. Психологические состояния
4. определения личных психических различий, были известны наиболее 4000 лет вспять, история древних цивилизаций дает тому много свидетельств. Довольно вспомянуть о том, что в Старом Китае за 2200 лет до Рождества Христова была сотворена система отбора чиновников, которая обхватывала очень широкий диапазон «проявлений личности» — от умения писать до поведения в быту (схожей нет и по сей денек!). Уже друг от друга, да и влияющих на их возможности к тому либо иному делу. В конце 19 века в психологию просачивается и стремительно завоевывает популярность идеи измерения. Психическая наука получает возможность количественного выражения личных различий, это содействует зарождению психической диагностики, оформление которой в качестве самостоятельной области исследовательских работ заканчивается в 20-е годы нашего столетия. Значимый вклад в становление психодиагностики занесли труды: Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и его служащих, остальных пионеров измерения личных различий.

Можно выделить главные этапы развития психодиагностики:

1)конец 19 — начало 20 века.

1-ые пробы «охватить числом операции разума» (Ф. Гальтон, 1879), 1-ые испытания ума, пробы в измерениях остальных индивидуально-психологических различий. В 20-е годы возникают прототипы тех инструментов исследования личности, которые позже будут названы проективными методиками и опросниками. Этот период знаменуется образованием в психодиагностике разрыва меж практикой и теорией. Приметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на исследование которых ориентирована смерти) о выраженности того либо другого психического свойства Содержит в себе разработку требований к измерительным инструментам конструирование и апробацию методик выработку правил обследования обрабо, от методического обеспечения, что сохраняется и сейчас. Развитие психодиагностики с самого начала теснейшим образом соединено с возникновением и совершенствованием математико-статистического аппарата, и до этого всего корреляционного и факторного анализов. При помощи психометрии и дифференциальной психометрии смерти) о выраженности того либо другого психического свойства Содержит в себе разработку требований к измерительным инструментам конструирование и апробацию методик выработку правил обследования обрабо доказывает требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических различий.

2) 40-50-е годы.

В мировой психодиагностике сформировались главные диагностические подходы, была в той либо другой степени завершена разработка всех более узнаваемых тестов (Векслера ума измерения шкалы, тест Роршаха, Направленной на определенную тематику апперцепции тест, опросник Кеттелла «Шестнадцать личных причин»). В создаваемых в следующие годы за рубежом тестах, невзирая на огромное их количество, нет принципно новейших мыслях и решений.

3) 60-годы — наше время.

Период временного «затишья» в психодиагностике прекращается в 60-е годы воззванием исследователей к анализу ситуаций, в каких осуществляется часть исследователей считают нужным учет взаимодействия индивидуально-психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачку разработки новейших инструментов исследования, наиболее надежных и валидных, нежели имеющиеся сейчас.

В развитии психодиагностики в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — области психодиагностики плодотворно работали М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, Н.П. Блонский, С.Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, А.М. Мандрыка, Г.И. Россолимо, М.Ю. Сыркин, И.П. Шпильрейн, А.М. Шуберт и остальные. В особенности значим вклад Л.С. Выготского, высказавшего идею о психодиагностическом диагнозе в работе «Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) развития и педагогическая клиника сложного юношества», вышедшей в свет в 1936 году.

Исследования и практическая работа в области психодиагностики были прекращены постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических нарушениях в системе наркомпросов» (1936), в каком испытания и смерти) о выраженности того либо другого психического свойства Содержит в себе разработку требований к измерительным инструментам конструирование и апробацию методик выработку правил обследования обрабо признавались глупыми и вредными.

2-й период — начался в конце 60-х годов.

Пригодилось практически 40 лет для восстановления психической диагностики в собственных правах. Дискуссия о месте и роли психодиагностики в системе психического познания равномерно уступила пространство взвешенному подходу, анализу научных заморочек психодиагностики и поиску путей их решения.

Развивали психическую диагностику ученые: В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук, 1978; Бурлачук, 1979; Е.Т. Соколова, 1980; Психическая смерти): препядствия и исследования, 1981; М.М. Кабанов, А.Е. Личко и В.М. Смирнов, 1983; Б.В. Кулагин, 1984; В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский, 1985; Общая смерти) о выраженности того либо другого психического свойства Содержит в себе разработку требований к измерительным инструментам конструирование и апробацию методик выработку правил обследования обрабо, 1987 и др.

В истинное время психодиагностика решает огромное количество задач, главными из которых являются:

разработка психодиагностических методик для всех областей жизнедеятельности;

решение методологических заморочек, связанных с решением теоретических заморочек разработки психодиагностических методик.

2. способы психодиагностики, их систематизация

В самом общем смысле под способами понимается широкий класс методик, владеющих родством основного технологического приема либо родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также именуется «техникой». способ следует различать от методик. методика — это определенная, личная процедура, либо система действий, созданная для получения инфы о определенном психологическом свойстве (предмет обследования) у определенного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Под способами психодиагностики понимаются приемы оценки личных психических различий и определения исходя из убеждений нормы в определенных актуальных ситуациях деятель и общения состояния психических переменных, характеризующих определенную Личность либо коллектив.

Основания и аспекты систематизации психодиагностических способов.

систематизация способов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методики, очень соответственной его задачке. Потому систематизация обязана отражать связь способов: с одной стороны — с диагностируемыми психологическими качествами, с иной стороны — с практическими задачками, ради решения которых эти способы разрабатываются.

Более общими аспектами, по которым можно поделить способы практической психодиагностики на отдельные группы, являются:

А) Тип используемых в методике тестовых задач:

— опросные (в их употребляются вопросцы, адресуемые испытуемым);

— утверждающие (употребляются некие суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие либо несогласие);

— продуктивные (применяется тот либо другой вид своей творческой активности испытуемого: вербальной, образной, вещественной);

— действующие (где испытуемый получает задание выполнить некий комплекс практических действий, по смерти) делается на базе анализа непроизвольных физических либо физиологических реакций организма человека).

Б) По адресату тестового материала:

— сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);

— безотчетные (ориентированы на неосознаваемые реакции человека).

В) По форме представления тестового материала:

— бланковые (представляют тестовый материал в письменной форме, или в форме рисунков, схем и т.п.);

— технические (презентируют материал в аудио-, видео— либо кино форме, также через другие технические устройства);

— сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, конкретно адресованных органам эмоций).

Г) По характеристики, не зависящие от сознания и желания экспериментатора либо испытуемого);

— личные (данные зависят от особенностей экспериментатора либо испытуемого).

Д) По аспекту наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы.

Е) По внутренней структуре:

— мономерные (диагностируется и оценивается единственное свойство либо свойство);

— многомерные (предусмотрены для выявления и оценки сходу нескольких психических свойств).

одна и та же методика может сразу рассматриваться и квалифицироваться по разным аспектам, потому быть может отнесена сходу к нескольким классификационным группам. Более нередко употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на: стандартизированные (формализованные) и экспертные (не достаточно формализованные, клинические).

способы психодиагностики должны удовлетворять последующим требованиям.

Стандартизированные (испытания):

а) должны быть совершенно точно сформулированы цели, предмет и область внедрения методики;

б) процедура проведения обязана быть задана в виде конкретного метода, подходящего для передачи лаборанту, не имеющему особых психических познаний либо ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач), применяемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки обязана включать статистически обоснованные способы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам); выводы (диагностические суждения) на базе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих данных;

г) тестовые шкалы должны быть испытаны на репрезентативность, надежность и валидность;

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью данных;

Экспертные:

а) инструкция по применению определенного способа (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию профессионалов, их нужное количество для получения надежных данных по способу независящих оценок;

б) аннотации к проведению определенного способа (методики) должны пройти особые тесты на однозначность их выполнения профессионалами по отношению к некому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- либо видеозаписей и т.п.);

в) процедура обработки результатов теста обязана включать в себя такое документирование промежных шагов обработки, которое позволило бы передавать конечный итог другому профессионалу;

г) юзеры (создатели) должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

3. Психологические состояния

неувязка психологических состояний является одной из важных в деятель психолога и, соответственно, в психологии. Для полного и всестороннего осознания людской личности следует разглядывать не только лишь безпрерывно изменяющиеся психологические процессы и устойчивые индивидуальности личности, да и временные, и совместно с тем целостные, психологические состояния. Таковой подход дает наиболее полное психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой) — это величина не неизменная, она не постоянно “равна самой для себя”, ее характеристики подвержены переменам.

люди характеризуются не только лишь теми свойствами, которые им характерны, да и состояниями, в каких они находятся в данное время (в то время, когда мы с ними имеем дело). Психическое состояние — это практически 1-ый факт, с которым мы сталкиваемся, вступая в контакт с человеком.

Практическая значимость препядствия психологических состояний вытекает также из того, что производительность труда в хоть какой области, значительно зависит от психологического состояния человека.

Для нормализации психологических состояний людей в почти всех странах, в том числе и в Рф есть особые службы и университеты. В Великобритании, к примеру, работает добровольческое общество “самаритян” — полурелигиозная организация, которая призвана выручать людей, находящихся на грани риска принятия решения о уходе из жизни(суицида). Организация работает в главном ночкой, так как конкретно ночкой почти все люди впадают в состояние духовной депрессии. Этими неуввязками занимаются также бессчетные “телефоны доверия”, “жаркие полосы” общего и специального предназначения. Так что все-таки такое психическое состояние?

Состояние совершенно — положение (ситуация), в каком кто-либо либо чего-нибудть пребывает. Это — свойство, форма, вид, уровень, число чего-либо в данный момент либо период, условия и происшествия, в каких кто-нибудь, что-либо находится. состояние — это физическое самочувствие, также размещение духа, настроение. один из вариантов — “возможность (невозможность) что-либо создать” , к примеру “боец в состоянии (не в состоянии) выполнить данный норматив”.

В психологии это понятие употреблялось давно, но так, как в ежедневной речи, а не как научное понятие. В психиатрии термин “состояние” был наиболее содержательным, выделено и исследовано несколько болезненных состояний психики.

Посреди 50-х годов возникло несколько статей Н.Д.Левитова, которые завлекли внимание к психологическому состоянию. Началась экспериментальная работа сначало в психологии спорта, инженерной психологии и психологии труда. Потом в НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) общей и педагогической психологии (сейчас Психический институт РАО) была сотворена лаборатория психологических состояний под управлением Ф.Д.Горбова. За прошедшие 40 лет проведено огромное количество исследовательских работ по отдельным состояниям, либо по состояниям людей в различных видах деятельности: по методологии вопросца, по психофизиологии состояний.

За рубежом исследуются в главном отдельные состояния, такие как состояние — это некое свойственное единство психологических действий, оказывающее существенное воздействие на их течение и результаты психологического функционирования: “Это целостная черта психологической деятель за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психологических действий зависимо от отражаемых предметов и явлений реальности, предыдущего состояния и параметров личности

Ф.Д.Горбов в 1972 году обусловил психическое состояние как синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) (комплекс симптомов, либо признаков), которые, сменяясь, сопровождают жизнь и деятельность человека в его отношениях с миром вокруг нас.

А ах так обрисовывают психическое состояние особые психические словари.

В “Психическом словаре” — психическое состояние определяется как интегрированное отражение наружных и внутренних действий без ясного понимания их предметного содержания. Всё это отражают: бодрость, вялость, обусловленное безучастным, ощущение счастья, восторга), отчуждение, утрата чувства действительности, переживание “уже лицезрел”, скукотища.

В другом словаре “Психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить человека быть может внутренне и снаружи наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние — это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное чувство благополучия (неблагополучия), удобства (дискомфорта) в тех либо других подсистемах организма либо всего организма в целом. состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей ситуации и среде”

В “Коротком психическом словаре” — “Психическое состояние — понятие, применяемое для условного выделения в человека и их взаимодействия с окружающей средой) — Личный внутренний мир человека индивидума относительно статического момента, в отличие от понятия “психологический процесс”, выделяющего динамические моменты психики, и понятия “психическое свойство”, указывающее на устойчивость проявлений психики индивидума, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности… Психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику чувственных, познавательных и поведенческих качеств психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени…”

Проанализируем эти определения.

Психическое состояние — это (практически) состояние психики (психическая, внутренняя ситуация). В оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с наружным миром»>психике (психика — Субъективный внутренний мир человека, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с внешним миром) есть нечто твердое, размеренное, устойчивое (жесткий нрав, “нравственная устойчивость личности”, крепкие убеждения, косные способности и привычки и т.п.). Все это не относится к области психологических состояний. Психическое состояние — это, до этого всего, особенный вид психологической динамики.

Эта динамика, как правило, характеризуется обратимостью, цикличностью, которая обусловливается последствиями работы, ее длительностью, тяжестью, ответственностью, угрозой и иными параметрами, также чувственными факторами — фортунами и бедами, реакциями на социальные и другие действия, затрагивающими потребности и ценности людей.

Психическое состояние — это стадия, фаза, некоторый период в обратимой психологической динамике. Психическое состояние характеризуется уровнем и содержанием функционирования психики, качеством психологической организации. Психическое состояние является фактором большей либо наименьшей продуктивности интеллектуальной и физической деятель.

Психическое состояние — ситуативная черта психики, в отличие от личной (размеренной) и процессуальной.

понятие “психическое состояние” дозволяет в некий мере выполнить полный подход к занию психики. Психическое состояние — это психика (Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой), но рассматриваемая со стороны:

— уровня активности и работоспособности;

— внутренней динамической структуры;

— благоприятствования деятель, развитию, здоровью личности.

Есть два подхода к истолкованию психологического состояния, зависимо от взора на его пространство в системе психологических явлений.

1-ый подход характерен тем, что в содержание состояния включают все характеристики психологической активности человека в протяжении некого промежутка времени, в течение которого они остаются наиболее либо наименее размеренными. состояние — это текущий профиль психологической активности, показывающий, какие формы психологической активности выражены больше, какие меньше, какие играют ведомую роль в поведении человека.

Ю.Е. Сосновикова, а именно, утверждает: “Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонент психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как носителя данной для нас психики) с наружной средой, представленной в данный момент определенной ситуацией”

2-ой подход представляет собой попытку выделить психологические состояния в отдельную категорию и сопоставить их с остальными психологическими явлениями. В.Н.Мясищев, с именованием которого связан этот подход, писал: “Под состоянием мы осознаем общий многофункциональный уровень, на фоне которого развивается процесс” С данной для нас точки зрения, психическое состояние — это уровень психологической активности, на фоне которого протекает содержательный процесс, являющийся предметом нашего энтузиазма. К примеру, о ком-то молвят “он сейчас не в наилучшей собственной форме”, “он был в ударе”. В этом подходе есть здравый смысл. Вправду, человек может, скажем, мыслить, принимать либо созодать нечто, находясь в “различных состояниях”. Когда он “на подъеме”, то все выходит лучше, чем тогда, когда он переживает “упадок духа”, раздражен и т.п. Некие психологические состояния, как, к примеру, “стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз)”, обычно открывают конкретно таковым образом.

структура психологического состояния по Ю.Е. Сосновиковой в себя включает:

1. Учет всей деятель человека, психическую характеристику его направленности.

2. Оценку человеком данной ситуации исходя из убеждений общих целей.

3. наличие определенной цели деяния в данных критериях и предвидимого результата как системообразующего фактора структуры состояния.

4. Степень упорядоченности, меру организованности психологических компонент и их систем, в единую многофункциональную структуру, адекватную предвиденному результату, ситуации, и в этом смысле операциональную.

5. Характеристику и количество доминирующих и заторможенных компонент структуры.

6. Степень общей напряженности, тонус, многофункциональный уровень состояния.

7. Индивидуальности интеллектуального состояния.

Некие исследователи сосредоточивают свое внимание на главных, центральных компонентах структуры психологического состояния. Почаще всего основным в состоянии именуют переживание, которое является системным образованием, и делает роль интегратора психики в тот либо другой момент времени.

В конечном счете, структуру психологического состояния можно представить последующим образом:

чувствительность систем восприятия инфы (бдительность и др.);

профиль функционирующих в данный просвет времени психологических действий: познавательных (мышление, восприятие, память), чувственных и волевых;

уровень работоспособности, энергичности;

направленность, ориентированность психологической и физической активности; предпочтение определенного вида деятель;

ситуация области потребностей: степень удовлетворенности потребностей; динамическое соотношение активных потребностей;

уровень возбуждения, мотивации (маленький, средний высочайший, выше рационального;

уровень тревожности;

преобладание одной либо нескольких черт личности, на которые ложится основная перегрузка;

состояние организма, но {само по себе} оно является фактом, как совокупа реально переживаемых чувств;

соц ситуация человека; его статус на этот момент, играемые социальные роли.

Таковым образом, пользуясь понятием “психическое состояние”, мы получаем возможность учитывать все главные психологические явления, характеризующие Личность на этот момент жизни, и, означает, приближаемся к тому, чтоб охватить человека в целом. Это дает нам возможность фактически обрисовать психический статус личности.

Фактически принципиальным является вопросец о параметрах определенного психологического состояния. К ним следует отнести последующие свойства:

длительность существования (может появиться вопросец: как длительно человек способен сохранять активность?);

устойчивость (неподверженность неадекватным, слабеньким действиям, неподатливость);

адекватность ситуации, соц контексту;

энергетический заряд — мера воздействия на эффективность функционирования психики.

Зависимости от личных особенностей человека может наблюдаться как соответствие психологических состояний условиям разных видов деятель, так и несоответствие.

В первом случае проявляется согласованность многофункциональных способностей человека со средствами и критериями его деятель. Он чувственно положительно относится к таковой деятель. Сиим психологическим состояниям характерны высочайшая активность, лучшая мобилизованность духовных и физических сил. Во 2-м случае развиваются так именуемые «сложные», либо «трудные» психологические состояния.

Л.П.Гримак выделяет последующие группы “тяжелых” состояний:

1) психологические состояния, вызванные лишней психофизиологической мобилизацией организма в естественных фазах деятельности;

2) психологические состояния, формирующиеся под воздействием неблагоприятных либо непривычных причин наружной среды био, психического и общественного нрава;

3) предневротические фиксации неблагоприятных реакций, проявляющихся в итоге закрепления отрицательной реакции в памяти («застойный очаг возбуждения») и следующего ее проигрывания в подобных первичному случаю критериях;

4) нарушения в сфере личной мотивации

Почаще всего к «сложным состояниям» относят монотонию, фрустрацию, астению, тревогу, физическое либо психологическое и некие остальные.

Монотония — это психическое состояние, которое возникает у людей из-за недочета наружной стимуляции в специфичных критериях трудовой деятель, также в итоге наиболее либо наименее длительного действия одинаковых раздражителей. Монотония характерна неким видам дежурств. Это состояние характеризуется сниженным уровнем активности, что проявляется обозначающий наличие лишней длительности сна»>сонливостью (Гиперсомния — термин, обозначающий наличие избыточной продолжительности сна), ослаблением воли, притуплением внимательности, внимания, уменьшением возможности к переключению и сообразительности, повышением времени реакции на поступающую информацию, неоправданными паузами в деятельности, возрастанием количества ошибок. Все это сопровождается дискомфортным чувственным переживанием, рвением перейти к наиболее активным формам активности, даже во вред решаемым задачкам.

состояние, возникает следствие конфликта меж важной для человека целью и невыполнимостью ее заслуги. Это острое переживание беды на пути к цели. Обычно выделяют последующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции; б) обусловленное безучастным (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из малышей в фрустрирующей ситуации лег на пол и глядел в потолок); в) злость и деструкция, г) стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессияжизни индивидума», или как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в опыте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина понижением «конструктивности» поведения) либо падение «свойства выполнения». В соответствие с работами Василюка Ф.Е можно выделить два важных параметра, по которым обязано характеризоваться иной характеристики поведения могут в каждом отдельно взятом случае иметь положительное или отрицательное значение, т.е. что текущее

В затруднительной для субъекта ситуации мы можем следить формы поведения, надлежащие любому из этих 4 типов.

тут важны конкретно эти внутренние его свойства, ибо сам по для себя наружный вид поведения (будь то наблюдаемое безразличие субъекта к лишь что манившей его цели, деструктивные деяния либо злость) не может совершенно точно свидетельствовать о наличии у субъекта состояния фрустрации. Ведь мы можем иметь дело с произвольным внедрением той же злости (либо всех остальных, обычно автоматом относящихся к фрустрационному поведению актов), внедрением, сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с разыгрыванием соответственного чувственного состояния (ярости) и исходящим из сознательного расчета таковым методом достигнуть цели.

Такое псевдофрустрационное человек утрачивает весь контроль над своим поведением, он уже не свободен тормознуть, совершенно регулировать свои деяния. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли, утрачен, но это не означает, что стопроцентно утрачен контроль со стороны сознания. Так как это поведение наиболее не организуется целью, оно теряет психический статус целенаправленного деяния, но, тем не наименее, сохраняет еще статус средства реализации начального мотива ситуации, по другому говоря, в сознании сохраняется смысловая связь меж поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Неплохой иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в итоге «добровольческого усиления рефлексов», но потом стали непроизвольными. При всем этом, как демонстрируют, к примеру, наблюдения военных докторов, бойцы, страдавшие истерическими гиперкинезами, отлично понимали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возврата на поле боя.

Для поведения третьего типа свойственна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. человек лишается сознательного контроля над связью собственного поведения с начальным мотивом: хотя отдельные деяния его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то».

Ворачиваясь сейчас к поставленному выше вопросцу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из их соответствует стороны воли, т.е. дезорганизации поведения и/либо по полосы утраты контроля со стороны сознания, т.е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды.

Астения возникает, как правило, в итоге чувственного перенапряжения военнослужащих, которое порождается опасностью для жизни либо здоровья, значительными трудностями, ответственностью и иными причинами. Астения относится к пограничным психологическим состояниям и быть может связана с заболеванием. Признаками астении являются: чувство разбитости и беспомощности, физическое недомогание, равнодушие, понижение физической и интеллектуальной работоспособности, завышенная утомляемость, бессилие. В отличие от остальных психологических состояний астения может продолжаться месяцами и даже годами.

тревога — одно из всераспространенных психологических состояний военнослужащих в критериях учебно-боевой деятель. состояние волнения отражает нарушение равновесия в системе «человек — наружная среда», которое осознается как беспредметная угроза. Уровень тревожности в основном определяется персональными свойствами военнослужащего, чем ситуацией, в какой он находится. Переживание волнения плохо сказывается на поведенческой активности военнослужащего.

Зависимо от интенсивности переживания выделяется ряд состояний волнения:

1. чувство внутренней напряженности — это самая слабенькая степень волнения, для которой свойственны переживания настороженности, тягостного духовного дискомфорта.

2. Гиперестезические реакции — имеют пространство при лишнем повышении чувственной чувствительности, вследствие чего же некие, в общем, нейтральные стимулы стают возбудителями тревожных переживаний.

3. Фактически тревога — чувство неосознаваемой угрозы, переживание неопределенной опасности. Вызывается недочетом либо противоречивостью инфы о угрозы, конфликтом меж установками человека и степенью восприятия настоящей ситуации.

4. Ужас — состояние, возникающее в итоге выявления человеком обстоятельств волнения, определенных причин небезопасных ситуаций. Под действием этого состояния формируются разные виды ограничительного поведения в процессе людской деятель.

5. Чувство надвигающейся катастрофы — характеризуется переживанием неотвратимости опасности, чувством безысходности и проявляется в завышенной двигательной активности, панических поисках помощи.

6. Тревожно-боязливое возбуждение — психическое состояние, выражающее критичное проявление волнения, когда деятель.

Главные группы психологических состояний:

1. Положительные психологические состояния, проявляющиеся в активной

форме:

а) состояние боевой готовности,

б) состояние активности,

в) состояние подъема,

г) состояние напряженности,

д) состояние психологической стойкости.

2. Психологические состояния, проявляющиеся в пассивной форме:

а) состояние самоуспокоенности,

б) состояние напряженности,

в) состояние апатии (от греч. бесстрастность, состояние отрешенности),

г) состояние рассеянности и несобранности,

д) состояние сдержанности.

3. Психологические состояния, проявляющиеся в активной форме и отрицательные по направленности:

а) предбоевая «лихорадка»,

б) паническое состояние,

в) состояние упадка,

г) состояние стресса,

д) состояние ужаса.

4. Отрицательные психологические состояния, проявляющиеся в пассивной форме:

а) состояние ригидности,

б) состояние фрустрации,

в) состояние синдрома навязчивости,

г) состояние волнения,

д) состояние беспокойства.

4. Стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз). Боевые психологические травмы.

Слово «стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз)«, так же как «фуррор», «беда», «Счастье«, имеет различное значение для различных людей. Потому отдать его определение весьма тяжело, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли «утомление, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), ужас, необходимость сосредоточиться, унижение общественного порицания, утрата крови (внутренней средой организма человека и животных) либо даже нежданный большой фуррор, ведущий к ломке всего актуального уклада? Ответ на этот вопросец — и да, и нет. Вот почему так тяжело отдать определение стресса. Хоть какое из перечисленных критерий может вызвать физическое либо психологическое, но ни одно из их недозволено выделить и сказать: вот это и есть давление, нажим, напряжение./

Как совладать со нажим жизни, если мы не можем даже найти его? Предприниматель, испытывающий неизменное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который понимает, что минутное ослабление внимания — это сотки погибших; спортсмен, безрассудно жаждущий победы, супруг, беспомощно наблюдающий, как его супруга медлительно и мучительно погибает от рака, — они все испытывают организм реагирует стереотипно, схожими биохимическими переменами, предназначение которых — совладать с возросшими требованиями к людской машине. Причины, вызывающие био явления, которое мы все очень отлично знаем по собственному опыту. давление, сразу поднимая уровень сахара в крови (внутренней средой организма человека и животных), а гормон инсулин понижает содержание сахара. Но независимо от того, какого рода конфигурации в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к появившейся трудности, какова бы она ни была.

Иными словами, не считая специфичного эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую Потребность выполнить приспособительные функции и тем вернуть обычное состояние. Эти функции независимы от специфичного действия. Неспецифические требования, предъявляемые действием как таким, — это и есть суть стресса.

Исходя из убеждений стрессовой реакции не имеет значения, мила либо неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет мама, которой сказали о смерти в бою единственного ее отпрыска, испытывает ужасное духовное потрясение. Если спустя много лет окажется, что сообщение было неверным, и отпрыск нежданно войдет в комнату целым и невредимым, она ощутит наисильнейшую удовлетворенность. Специальные результаты 2-ух событий — горе и удовлетворенность — совсем различны, даже обратны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новейшей ситуации — быть может схожим.

Нелегко представить для себя, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и удовлетворенность вызывают схожие биохимические сдвиги в организме. Но дело обстоит конкретно так. Количественные биохимические измерения демонстрируют, что некие реакции неспецифичны и схожи для всех видов действий.

медицина длительно не признавала существования такового стереотипного ответа. Чудилось несуразным, что различные задачки, практически все задачки, требуют схожего ответа. Но если задуматься, то в ежедневной жизни много подобных ситуаций, когда специальные явления имеют в то же время общие неспецифические черты. На 1-ый взор тяжело отыскать «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но они все владеют весом. Нет невесомых объектов. давление на чашу весов не зависит от таковых специфичных параметров, как температура, цвет либо форма. Буквально так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфичных приспособительных ответов на эти требования.

Практика боевых действий свидетельствует, что противоборствующие стороны, вместе с неминуемыми физическими потерями, несут осязаемые и психические утраты. Они соединены с получением вояками боевых психологических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психологической деятель, полной либо частичной потере боеспособности. Так, исследования в частях Ленинградского военного окрестность, выведенных из зон боевых действий, проявили: 62% военнослужащих испытывали предельные психологические перегрузки, 58% из их в процессе боя были неспособны вести прицельный огнь; 80% боец и сержантов, 60% офицеров перенесли стрессы, угрожавшие срывам их деятель.

Под боевой психологической травмой (БПТ) понимается переживание большенный силы, вызванное краткосрочным либо долгим действием психотравмирующих причин боевой обстановки, приводящее к расстройствам психики различной степени тяжести и разрушению психической структуры действий. Иными словами, человек не ранен, не контужен, не отравлен, но вести боевые деяния не может.

Главным психотравмирующим фактором боевой обстановки является опасность, угрожающая жизни и физическому здоровью. Переживание данной для нас угрозы является самым мощным и, как правило, соединено с восприятием ужасающей картины смерти и ранений остальных людей.

Чувство ужаса безизбежно находится в сознании всякого вояки в бою. Одни усилием воли подавляют его, остальные не могут либо не могут этого создать. У всякого человека есть собственный “припас и предел” прочности зависимо от психофизиологических особенностей. Если гласить проще, то некие люди по своим особенностям совершенно не способны преодолеть ужас.

Не считая этого, при наличии неких критерий, возможность получения БПТ увеличивается. К таковым условиям относятся:

· неопределенность обстановки, отсутствие, противоречивость либо недочет инфы о положении, выполняемых задачках, противнике, нраве его действий;

· психическое либо физическое истощение, завышенная утомляемость;

· долгое принужденное бодрствование;

· острые чувства безысходности, подавления;

· злоупотребление алкоголем, наркотиками;

· весть о погибели близкого человека.

По условиям и времени БПТ можно поделить на несколько групп. К первой относятся БПТ, возникающие в относительно маленький просвет времени, фактически в момент появления психотравмирующей ситуации. Военнослужащий, получивший БПТ, может впасть в полную заторможенность (ступор), слабо либо совершенно не реагировать на окружающую обстановку, а может, напротив, проявлять высшую двигательную активность (метаться, орать и т.д.). нервное (Нерв — составная часть нервной системы) потрясение, которое в этот момент испытывает человек, так очень, что он временно теряет способность критически оценивать окружающую обстановку, рассматривать и планировать свои деяния.

Ко 2-ой группе относятся БПТ, развивающиеся, относительно длительное время, под действием наименее выраженных, но повсевременно работающих причин. Скопление психологического напряжения происходит повсевременно и неприметно для военнослужащего. Его стороны товарищей.

Наблюдения, проведенные в процессе боевых действий в Чечне и остальных “жарких точках”, демонстрируют, что в таковой обстановке меняется стиль общения. Имеются бессчетные случаи, когда бойцы либо офицеры, без достаточных на то обстоятельств либо совсем без их, начинают орать друг на друга (в особенности на тех, кто не принадлежащих к их “команде”), проявлять признаки злости. Общение средством кликов равномерно становится нормой поведения. Неожиданные вспышки гнева, злости могут сопровождаться конфигурацией самочувствия (головная (в части тела человека или животного в которой находится обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг) боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), чувство разбитости во всем теле, головокружение (Головокружение — ощущение неуверенности в определении своего положения в пространстве), тошнота (тягостное ощущение в подложечной области и глотке) и т.д.), высочайшей двигательной активностью, за которой стремительно следуют истощение и состояние (греч. — без — страсть, состояние, обусловленное безучастным, отречённым отношением к происходящему вокруг).

время от времени БПТ 2-ой группы появляются несколько по-другому. Даже те вояки, которые адаптировались к боевой обстановке, уже имеют приличный боевой опыт, в один момент чувствуют мощные приступы ужаса перед выполнением боевой задачки, стают лишне аккуратными. В военной психологии такое признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо работоспособности»>заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) БПТ, приобретенные конкретно на поле боя либо при продолжительном участии в боевых действиях, приводятся ниже.

внимание частичная либо полная утрата памяти затруднение запоминания инфы завышенная чувствительность к шуму, свету и запаху

ослабление зрения и слуха нередкое мочеиспускание расстройство желудка более частое, прерывающееся дыхание нарушения циркуляции крови (внутренней средой организма человека и животных), что приводит к анемии ступеней ног и кистей рук

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ:

состояние ступора апатия (греч. — без — страсть, состояние, обусловленное безучастным, отречённым отношением к происходящему вокруг), заторможенность движений обморочные состояния

нарушения логики и быстроты мышления нарушение критичного восприятия обстановки и собственных действий ослабление воли зрительные и слуховые галлюцинации

мощное напряжение мускул более частое сердцебиение давящие ткани) в области сердца и в грудной клеточке связанное с настоящим либо возможным повреждением ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)«>ткани) в пояснице боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) хирургических шрамов, старенькых ран неконтролируемое слюноотделение

ОБЩИЕ патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности»>симптомы

пугливость регресс возраста (детские реакции) несвязное бормотание мощная дрожь

Приведенный перечень симптомов не исчерпывает их списка. В любом определенном случае проявления БПТ почти во всем зависят от критерий боя, индивидуально-психологических и групповых особенностей личного состава и т.д. Отрицательное воздействие критерий боевой обстановки на заключающееся в активном отражении субъектом беспристрастного мира и саморегуляции на данной для нас базе собственного поведения и деятель»>психику (психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятель) вояки не исчерпывается получением БПТ. Экстремальные условия боя, до этого всего, сказываются на эффективности деятель “комбатантов” (по западной терминологии). Даже если боец либо офицер не получил в бою психотравму, это не значит, что он отлично действует. Уровень БПТ очень широкий по спектру (от 5% до 60%). например, по опыту боевых действий, он ниже в удачной обороне, чем в успешном пришествии (в пришествии постоянно выше из-за наиболее больших утрат), и резко увеличивается при не один раз неуспешном пришествии и, в особенности, в оборонительном бою в окружении либо отрыве от главных сил.

5. Психогенные расстройства в экстремальных ситуациях

Психогенные расстройства при появление экстремальных ситуаций занимают особенное пространство в связи с тем, что они могут сразу возникать у огромного числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Сиим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, также внедрения нужных и вероятных (в определенных экстремальных критериях) целительных мероприятий. Под экстремальными критериями в этих вариантах соображают ситуации, небезопасные для жизни, здоровья и благополучия значимых групп населения, обусловленные стихийными бедствиями, катастрофами, трагедиями, применением противником в случае войны разных видов орудия. Хоть какое экстремальное действие становится чертовским тогда, когда оно приводит к огромным разрушениям, вызывает погибель, ранения и мучения значимого числа людей. Глобальная организация здравоохранения описывает стихийные бедствия (катастрофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренными, суровыми и конкретными опасностями публичному здоровью. Как проявили особые исследования (Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П., 1991), психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиническими нарушениями, развивающимися в обыденных критериях. Но есть и значительные различия. Во-1-х, вследствие множественности в один момент работающих психотравмирующих причин в экстремальных ситуациях происходит одномоментное появление психологических расстройств у огромного числа людей. Во-2-х, клиническая картина в этих вариантах не носит строго личный, как при обыденных психотравмирующих обстоятельствах, нрав и сводится к маленькому числу довольно обычных проявлений. Индивидуальностью является также и то, что, невзирая на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся жизнеопасную ситуацию, пострадавший человек обязан продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих. Реактивные состояния, развивающиеся при стихийных бедствиях и авариях, относятся к большенный группе психогенных расстройств, посреди которых выделяют невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и реактивные психозы. Чертами сложных взаимодействий наружного и внутреннего работающего фактора и земли объясняются разнообразные проявления всех реактивных состояний, в том числе и развивающихся в экстремальных критериях. При всем этом особенное действия, смысловое содержание — семантика психотравмы. Острые и мощные травмирующие действия обычно соединены с ситуациями катастроф, стихийных бедствий, при которых возникает ужас за свою жизнь и за здоровье и жизнь близких людей. Одно из основных свойств таковых травм заключается в том, что они «неактуальны для личности» и не соединены с чертами преморбида (Ушаков Г.К., 1987). Ситуация испуга затрагивает в большей степени чувственную сторону и не просит интенсивной личной переработки, «реакция возникает вроде бы рефлекторным методом, без интрапсихической переработки» (Краснушкин Е.К., 1948; Heimann H., 1971; Hartsough D., 1985). Вариантами темпа действия можно разъяснить не только лишь степень роли личности в формировании особенностей медицинской картины, да и глубину, продолжительность и выраженность психогенных расстройств, доминирование тех либо других форм и вариантов при стихийных разных бедствиях. Л.Я. Брусиловский, Н.П. Бруханский и Т.Е. Сегалов в совместном докладе на Первом Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров (1927) скоро опосля разрушительного землетрясения в Крыму специально проанализировали наблюдавшиеся у пострадавших различные нервно-психические реакции. При всем этом как более обычный механизм развития этих реакций они выделили «торможение высшей психологической деятель», вследствие чего же развивается «шок землетрясения», освобождающий «подсознательную сферу инстинктов». Конкретно сиим, исходя из убеждений создателей доклада, объясняются различные психогенные расстройства; «Конституциональным моментам» они отводят «в большей степени пластическую роль» в формировании невротических и психотических реакций. Зависимо от медицинской картины психогенные расстройства могут быть разбиты на две группы — с непсихотической симптоматикой (психогенные реакции и состояния) и с психотическими расстройствами (реактивные психозы). Дифференцированное рассмотрение клинических форм и вариантов психогенных расстройств, их отграничение от широкого круга неврозоподобных и психопатоподобных состояний просит квалифицированного наблюдения за нездоровыми, анализа, оценки динамики состояния, параклинических исследовательских работ и т.д. Это может быть лишь в критериях целебного учреждения при наличии врача-психиатра, а в случае необходимости — и остальных профессионалов. Совсем понятно, что в ситуации, вызванной экстремальными действиями, когда может наблюдаться огромное число лиц с психогенными расстройствами и когда посреди мед работников может отсутствовать специалист-психиатр, нужна рационально-упрощенная оценочная систематика возникающих психологических расстройств. Она обязана основываться на экспресс-диагностике, нужной для решения ряда вопросцев о способности оставления пострадавшего в психогенно-травмирующей экстремальной ситуации либо очередности его эвакуации, на прогнозе развивающегося состояния, нужных мед назначениях. Чем поближе оказывается пострадавший с психогенными расстройствами к спец целебному учреждению, тем больше будет способностей для уточнения начального отклонении в состоянии здоровья обследуемого либо о причине погибели»> (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) и внесения в него доп клинических обоснований. Опыт указывает, что в подавляющем большинстве случаев врач-специалист уже на исходном шаге мед сортировки лиц с психогенными расстройствами довольно оперативно и верно решает принципные вопросцы о эвакуации, прогнозе и нужной купирующей физическое или психологическое (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), адаптационные реакции), так и невротических реакций, состояний и реактивных психозов. В каждой из этих исследовательских групп имеются индивидуальности, предопределяющие медико-организационную и целебную стратегию.