Учебная работа. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварения

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварения

Содержание

  • Введение
  • 1. Возрастные анатомо-физиологические индивидуальности пищеварения
  • 2. Гигиенические требования к оптимальному питанию
  • Заключение
  • Перечень литературы

Введение
Еда содержит такие вещества, которые без подготовительной переработки не могут просочиться из органов пищеварения в кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов). Еда подвергается физическим изменениям (измельчению, перетиранию, увлажнению, растворению) и хим (перевариванию). Путь, по которому проходит еда, именуется пищеварительным трактом. Его длина у человека 6-8 м. Стена тракта, состоящая в главном из гладкой мышечной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), изнутри покрыта слизистой. Ее клеточки вырабатывают слизь. Переработка еды начинается в полости рта: тут она смачивается слюной и размельчается зубами.
Еда, попавшая в рот, а потом в следующие отделы пищеварительной системы, подвергается сложным физико-химическим превращениям. И итоге физической и хим обработки питательные вещества расщепляются до наиболее обычных и всасываются в образованная водянистой соединительной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы). Состоит из плазмы и форменных частей: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов»>тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов). Как следует, развития малыша потребность в питательных субстанциях увеличивается. совместно с тем организм малеханьких деток может усвоить далековато не всякую еду. Еда малыша по собственному количеству и качеству обязана отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его Потребность в пластических субстанциях и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины (группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы)).
Система органов пищеварения деток не только лишь функционально, да и линейными размерами и объемом полостей различается от органов пищеварения взрослого человека.
1. Возрастные анатомо-физиологические индивидуальности пищеварения
Пищеварение — это процесс расщепления пищевых структур до компонент, утративших видовую специфика и способных всасываться в желудочно-кишечном тракте. Липченко В.Я., Самсуев Р.П. Атлас анатомии человека.М., Союз-В, 1998. — с. 148
Питание эмбриона первых недель развития осуществляется гистотрофно за счет припасов веществ цитоплазмы яйцеклетки, слизистой оболочки матки и желточного мешка. Со 2-3-го месяца внутриутробного развития, когда появляется плацента, главным типом питания является гемотрофное, либо трансплацентарное, питание, при котором питательные вещества из крови (внутренней средой организма человека и животных) мамы к плоду поступают через плаценту.
С 4-5-го месяца внутриутробного развития начинается деятельность органов пищеварения и вместе с гемотрофным возникает амниотрофное питание. Оно заключается в поступлении околоплодных вод (амниотическая жидкость) в пищеварительный тракт плода, где их питательные вещества отчасти перевариваются и всасываются в развития, увеличением многофункциональных способностей секреторного, моторного и абсорбционного аппаратов пищеварительного тракта и ферментных систем узкой кишки плода роль собственного пищеварения увеличивается. В этот период главная роль амниотрофного питания и собственного пищеварения состоит в подготовке пищеварительного аппарата к постнатальному лактотрофному питанию. Различают лактотрофное, искусственное и смешанное питание. При лактотрофном типе питания питательные вещества молозива и молока гидролизуются по типу аутолитического пищеварения средством ферментов молока с следующей все растущей ролью собственного пищеварения. В ранешном ностнатальном периоде кишечное внутриклеточное и мембранное пищеварение сформировано в большей мере, чем полостное. Усиление секреторной деятель пищеварительных желез развивается равномерно и резко увеличивается при переходе на смешанное (прикорм) и в особенности искусственное питание деток. В возрасте около 1 года лактотрофное и смешанное питание замещаются дефинитивным с присущим ему своим пищеварением, в каком гидролиз питательных веществ осуществляется при содействии полостного, пристеночного и, по неким данным, внутриклеточного пищеварения.
У новорожденных деток сосание, глотание и дыхание могут происходить сразу и молоко не попадает в горло из-за наиболее высочайшего расположения входа в нее, чем у взрослых. У малыша во время кормления дыхание сменяется со смешанного типа на грудное, а при выключенном брюшном дыхании и опущенной диафрагме молоко легче проходит по пищевому тракту в желудок.
С переходом на прием плотной еды особенное физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) и гигиены деток и подростков. ? М., Академия, 2000. — с. 109?111 Одним из важных частей пищеварительной системы являются зубы. У малыша они обычно начинают прорезываться на 6-7-м месяце жизни. Это — молочные зубы. К 13-14 годам они заменяются неизменными. С 20-22 лет, а время от времени и позднее прорезываются огромные коренные зубы — зубы мудрости. Их четыре. Они весьма непрочны и в акте жевания не участвуют. Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. жизни в норме и при патологиях и гигиена деток и подростков. ? Мн., Вышэйшая школа, 1975. — с. 232?233
Органы пищеварения начинают работать еще за длительное время до срока рождения. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) детского организма. ? М., Просвещение, 1986. — с. 185 Но до конца внутриутробного периода секреторная функция пищеварительного тракта выражена весьма слабо, потому что отсутствуют раздражители, стимулирующие секрецию. Желудочный сок новорожденного содержит не достаточно пепсина, но богат химозином, либо сычужным ферментом. Изюминка этого фермента состоит в том, что он действует лишь в слабокислой среде, тогда как пепсин может действовать только в наиболее кислой среде. Соляная кислота в желудочном соке новорожденного содержится в количестве, более подходящем для деяния химозина, который створаживает и отчасти расщепляет белки молока.
Желудок новорожденного размещен горизонтально в левом подреберье. Его емкость весьма невелика. Под воздействием поступающей еды желудок постоянно несколько растягивается. Повторное растяжение желудка при любом кормлении, также его двигательная активность содействуют усиленному росту желудочной стены.
При грудном кормлении содержимое желудка на сто процентов перебегает в кишечный тракт через 2,5-3 ч, а при вскармливании коровьим молоком — существенно позже (через 3-4 ч). По мере освобождения желудка от еды начинает повышаться возбудимость «пищевых центров», т.е. тех участков мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), которые регулируют деятельность органов пищеварения. У малыша возникают сосательные движения, поначалу слабенькие, а позже все наиболее интенсивные и нередкие. Возбуждение, как это характерно преждевременному возрасту, иррадиирует на остальные участки мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), что ведет к прекращению сна, возникновению общей двигательной активности, беспокойства, клика.
Переполнение желудка, а часто и тормошение малыша опосля кормления ведет к срыгиванию, чему содействует широкий нижний конец пищевого тракта и слабость мышечных образований на границе меж пищеводом и желудком.
Узкий кишечный тракт у новорожденных всего только в 2 раза короче, чем у взрослых. Пищеварительные соки, изливающиеся в узкий кишечный тракт, уже в 1-ые деньки содержат все нужные ферменты, обеспечивающие процесс переваривания. Поджелудочная железа относительно весьма мала, а вырабатываемый ею сок владеет наименьшей активностью, чем в следующие месяцы.
Перистальтика кишечного тракта весьма непостоянна: она резко усиливается под воздействием как местного раздражения, так и наружных действий на организм. Общее беспокойство и вопль малыша также ведут к усилению перистальтики. Весь путь по узким кишкам пищевая кашица проходит за 12-30 ч, а при искусственном вскармливании — медлительнее. Длина толстых кишок новорожденного приблизительно 60 см (у взрослых — 130 см). тут происходит образование кала. Так именуемый первородный кал, либо меконий, появляется еще до рождения за счет слущивающегося поверхность (эпидермис) и полости тела, а также слизистые оболочки внутренних органов, пищевого тракта, дыхательной системы, мочеполовые пути) лат. epithelium кишечного тракта и пищеварительных соков. Он темного цвета, не имеет аромата и выделяется уже в 1-ые часы жизни. В течение последующих 2-3 дней кал изменяется: меконий равномерно исчезает, а заместо него возникают соответствующие для грудного малыша испражнения, образовавшиеся в главном из непереваренных остатков еды. В эти же деньки начинают появляться в кале и бактерии, которые заносятся в пищеварительный тракт. Низкая кислотность желудочного сока новорожденных недостаточна для предохранения кишечного тракта от бактерий: в желудке они не гибнут и в кишечном тракте активно плодятся. В протяжении первого года жизни в строении и функции органов пищеварения происходят значимые конфигурации, отчасти связанные с постепенным переходом на смешанное питание.
Акт дефекации происходит рефлекторно в ответ на растяжение прямой кишки. Нервный центр этого рефлекса находится в нижнем отделе спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Но импульсы с прямой кишки, как и со всех остальных участков тела, добиваются и коры огромных полушарий, вызывая чувство позыва к дефекации. Оно стремительно исчезает вследствие прекращения потока афферентных импульсов, опять появляясь при растяжении прямой кишки новейшей порцией кала.
На втором году жизни дефекация обычно происходит 1-2 раза в день. У старших деток, как и у взрослых, создаются крепкие условные связи меж определенной обстановкой и актом дефекации. Отлично развито и условное торможение дефекации: она задерживается, даже невзирая на мощные позывы. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. анатомия, физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) и гигиена деток дошкольного возраста. ? М., Просвещение, 1975. — с. 190?206
Поджелудочная железа имеет маленькие размеры. У ново рожденного длина ее составляет 5-6 см, а к 10 годам жизни она возрастает в три раза. Поджелудочная железа размещается глубоко в брюшной полости на уровне X грудного позвонка, в наиболее старшем возрасте она находится на уровне I поясничного позвонка. Ее интенсивный рост происходит до 14 лет.
Размеры поджелудочной железы у деток на первом году жизни (см):
1) новорожденный — 6,0 x 1,3 x 0,5;
2) 5 месяцев — 7,0 x 1,5 x 0,8;
3) 1 год — 9,5 x 2,0 x 1,0.
Поджелудочная железа богато снабжена кровеносными со судами. Капсула ее наименее уплотненная, чем у взрослых, и состоит из тонковолокнистых структур. Выводные протоки ее широкие, что обеспечивает неплохой мелкие камешки.
Поджелудочная железа малыша имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. Она производит поджелудоч ный сок, состоящий из альбуминов, глобулинов, микроэлемен тов и электролитов, ферментов, нужных для переваривания еды. В число ферментов входят протеолитические ферменты: трипсин, химотрипсин, эластаза, — также липолитические фер менты и амилолитические ферменты. Регуляцию поджелудочной железы обеспечивает секретин, стимулирующий отделение жид кой части панкреатического сока, и панкреозимин, который уси ливает секрецию ферментов вместе с иными гормоноподобны ми субстанциями, которые вырабатываются слизистой оболоч кой двенадцатиперстной и узкой кишок.
Внутрисекреторная функция поджелудочной железы выпол няется благодаря синтезу гормонов, отвечающих за регуляцию углеводного и жирового обмена.
Печень новорожденного — самый большенный орган, занимающий 1/3 размера брюшной полости. В 11 месяцев происходит удвоение ее массы, к 2-3 годам она умножается втрое, к 8 годам возрастает в 5 раз, к 16-17 годам масса печени — в 10 раз.
Печень делает последующие функции:
1) производит желчь, участвующую в пищеварительном пищеварении;
2) провоцирует моторику кишечного тракта, за счет деяния желчи;
3) депонирует питательные вещества;
4) производит барьерную функцию;
5) участвует в обмене веществ, в том числе — в преобразовании витаминов А, D, С, В12, К;
6) во внутриутробном периоде является кроветворным органом.
Опосля рождения происходит предстоящее формирование до лек печени. Многофункциональные способности печени у деток ран него возраста низкие: у новорожденных деток метаболизм не прямого билирубина осуществляется не на сто процентов.
Желчный пузырь размещается под правой толикой печени и имеет веретенообразную форму, его длина добивается 3 см. Ти пичную грушевидную форму он приобретает к 7 месяцам, к 2 го дам добивается края печени.
Основная функция желчного пузыря — скопление и выделе ние печеночной желчи. Желчь малыша по собственному составу отли чается от желчи взрослого человека. В ней не достаточно желчных кислот, много воды, муцина, пигментов. В периоде новорожденности желчь богата мочевиной. В желчи малыша гликохолевая кислота преобладает и увеличивает антибактериальный эффект желчи, также ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.
С годами размеры желчного пузыря растут, начинает выделяться желчь другого состава, чем у деток младшего возраста. Длина общего желчного протока с годами возрастает.
размеры желчного пузыря у деток:
1) новорожденный — 3,5 x 1,0 x 0,68 см;
2) 1 год — 5,0 x 1,6 x 1,0 см;
3) 5 лет — 7,0 x 1,8 x 1,2 см;
4) 12 лет — 7,7 x 3,7 x 1,5 см.
Желудочно-кишечный тракт у плода стерилен. При контакте малыша с окружающей средой происходит заселение его микрофлорой. В желудке и двенадцатиперстной кишке микрофлора скудная. В узком и толстом кишечном тракте количество бактерий возрастает и зависит от вида вскармливания. Главный микрофлорой является B. bifidum, рост которой стимулируется лактозой грудного молока. При искусственном вскармливании в кишечном тракте доминирует условно-патогенная грамотрицательная пищеварительная палочка. Обычная пищеварительная флора делает две главные функции:
1) создание иммунологического барьера;
2) синтез витаминов и ферментов.
Для деток первых месяцев жизни имеют определяющее значение питательные вещества, которые поступают с молоком мамы и перевариваются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. С введением прикорма стимулируются механизмы ферментных систем малыша. Всасывание пищевых ингредиентов у деток ранешнего возраста имеет свои индивидуальности. Казеин поначалу створаживается в желудке под воздействием сычужного фермента. В узкой кишке он начинает расщепляться до аминокислот, которые активируются и всасываются.
Переваривание жира зависит от вида вскармливания. Жиры коровьего молока содержат длинноцепочечные жиры, которые расщепляются за счет панкреатической липазы в присутствии жирных кислот.
Всасывание жира происходит в конечных и средних отделах узкой кишки. Расщепление молочного сахара у деток происходит в каемке пищеварительного от др.-греч. — — сверх- и — сосок молочной железы»>эпителия
(Эпителий лат. epithelium, от др.-греч. — — сверх- и — сосок молочной железы). В женском молоке содержится лактоза. В связи с сиим при искусственном вскармливании углеводный состав еды изменен. Витамины (группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы) также всасываются в узкой кишке.

2. Гигиенические требования к оптимальному питанию
Еда малыша по собственному количеству и качеству обязана отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его Потребность в пластических субстанциях и энергии. Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. Базы мед познаний. ? М., Просвещение, 1986. — с. 101 Продукты питания должны быть свежайшими и доброкачественными, без сторонних примесей, не содержать болезнетворных бактерий и т.п. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. анатомия, физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) и гигиена деток дошкольного возраста. ? М., Просвещение, 1975. — с. 208 При четырехразовом питании деток и подростков дневной рацион еды делится, в согласовании с затратами энергии: завтрак — около 25% дневного рациона по калорийности, обед — 40-45%, полдник — 15% и ужин — 20-25%. За обедом малыши получают наибольшее количество калорий, потому что больше всего энергии они расходуют деньком. Отступления от режима питания расстраивают слаженность работы организма, его многофункциональной деятельности. Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»> то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) и гигиена деток и подростков. ? Мн., Вышэйшая школа, 1975. — с. 247
Резвый рост малыша просит сравнимо огромного количества белка, являющегося главным строительным (пластическим) материалам, из которого формируются клеточки и ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) живого организма. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. анатомия и жизни в норме и при патологиях детского организма. ? М., Просвещение, 1986. — с. 192 Благодаря интенсивному росту и развитию у малыша относительная Потребность в белке выше, чем у взрослого. На первом году жизни малыши, зависимо от нрава вскармливания, на 1 кг веса должны получать от 2,5 до 4 г белка в день. В возрасте от 1 г. до 3 лет — 4 г, от 4 до 7 лет — 3,5-4 г. Принципиально, чтоб продукты звериного происхождения преобладали в еде малыша либо составляли не наименее 75% его пищевого рациона. Верный обмен белков вероятен при соответствующем соотношении их с иными пищевыми субстанциями (жирами, углеводами, минеральными солями).
Растительные жиры, имея низкую температуру плавления, просто усваиваются организмом, не раздражают кишечный тракт, но они не содержат подходящих ребенку витаминов и лецитина, а потому могут употребляться только в маленьких количествах, составляя 20-25% всего дневного рациона жиров. Детям первого года жизни требуется в среднем 6 г жира на 1 кг веса, детям от 1 г. до 3 лет — 4 г, в возрасте от 4 до 6 лет — 3-3,5 г.
Потребность в углеводах персональна и зависит от возраста, нрава деятель человека и свойства остальных пищевых веществ, потребляемых им. Малыши до года на 1 кг веса должны получать 12-14 г углеводов в день. Малыши от 1 до 1,5 лет — 15-16 г и от 1,5 до 6 лет — 14-15 г углеводов.
Главными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор, хлор, сера. Они участвуют в строении клеток и тканей, обеспечивают функции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе обмена веществ. Ребенку нужны и железо, магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и остальные так именуемые микроэлементы, находящиеся в еде в наименьшем количестве. Они служат составной частью почти всех ферментов, гормонов, витаминов и оказывают огромное воздействие на обмен веществ, рост и развитие организма.
Для обычного развития организма в еду деток должны заходить в достаточном количестве витамины (группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы). Без витаминов не образуются ферменты и нарушается обычный обмен веществ, мучается пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Потребность человека в витаминах увеличивается при заболеваниях, в критериях длительного периодического остывания, недостаточной инсоляции, напряженной физической и интеллектуальной работы. Чабовская А.П. Базы педиатрии и гигиены деток дошкольного возраста. ? М., Просвещение, 1980. — с. 80?102

пищеварение новорожденный рациональное питание

Заключение
исследование психолого-педагогической литературы по данной дилемме позволило создать последующие выводы
Пищеварение — это процесс расщепления пищевых структур до компонент, утративших видовую специфика и способных всасываться в желудочно-кишечном тракте.
Одним из важных частей пищеварительной системы являются зубы. У малыша они обычно начинают прорезываться на 6-7-м месяце жизни.
Органы пищеварения начинают работать еще за длительное время до срока рождения. Но до конца внутриутробного периода секреторная функция пищеварительного тракта выражена весьма слабо, потому что отсутствуют раздражители, стимулирующие секрецию. Желудочный сок новорожденного содержит не достаточно пепсина, но богат химозином, либо сычужным ферментом.
Желудок новорожденного размещен горизонтально в левом подреберье. Его емкость весьма невелика. Под воздействием поступающей еды желудок постоянно несколько растягивается. Повторное растяжение желудка при любом кормлении, также его двигательная активность содействуют усиленному росту желудочной стены.
Узкий кишечный тракт у новорожденных всего только в 2 раза короче, чем у взрослых. Пищеварительные соки, изливающиеся в узкий кишечный тракт, уже в 1-ые деньки содержат все нужные ферменты, обеспечивающие процесс переваривания. Поджелудочная железа относительно весьма мала, а вырабатываемый ею сок владеет наименьшей активностью, чем в следующие месяцы.
Еда малыша по собственному количеству и качеству обязана отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его Потребность в пластических субстанциях и энергии.
Перечень литературы
Кабанов А.Н., Чабовская А.П. анатомия, физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) и гигиена деток дошкольного возраста. ? М., Просвещение, 1975.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) детского организма. ? М., Просвещение, 1986.
Липченко В.Я., Самсуев Р.П. Атлас анатомии человека. М., Союз-В, 1998.
Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»> жизни в норме и при патологиях (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) и гигиена деток и подростков. ? Мн., Вышэйшая школа, 1975.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Базы анатомии, физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) и гигиены деток и подростков. ? М., Академия, 2000.
Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. Базы мед познаний. ? М., Просвещение, 1986.
Чабовская А.П. Базы педиатрии и гигиены деток дошкольного возраста. ? М., Просвещение, 1980