Учебная работа. Возрастные особенности детей школьного возраста

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возрастные особенности детей школьного возраста

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Русской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего проф образования

Камская муниципальная академия физической культуры, спорта и туризма

Кафедра Анатомии и физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого)

Учебно-методическое пособие для студентов факультета АФКСиТ

Практикум по возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого)

Набережные Челны 2010

Практикум предназначен для самостоятельной и аудиторной работы студентов по курсу « Возрастная физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации)» на факультете АФКСиТ Камской гос академии физической культуры, спорта и тризма. Практикум содержит в себе теоретическую самоподготовку к семинарским занятиям, самостоятельную, аудиторную и проверочную работу, объём требований для подготовки к зачету, перечень рекомендованной литературы для подготовки к занятиям.

Рецензенты: к.б.н., доктор Г.Х.Самигуллин д.б.н., доктор А.С. Чинкин

Введение

1-ое, что должен знать преподаватель, это строение

и жизнь людского тела — анатомию и физиологию (Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельность организма в целом, так и отдельных систем и процессов) людского тела и его развитие.

Без этого недозволено быть преподавателем, верно выращивать малыша.

Н.К. Крупская

тело человека — умопомрачительный механизм. В нем происходит нескончаемое огромное количество непревзойденно координированных явлений. Все его клеточки и ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) поддерживают меж собой связь и их деятельность верно скоординирована. Они обеспечивают непрерывное воплощение сложных функций, таковых как зрение, дыхание, обработка инфы и т.п. Когда вы отдыхаете, ваше тело физиологически интенсивно. Сейчас задайтесь вопросцем: как не увеличивается активность всех систем организма, когда вы интенсивно двигаетесь, ведь с повышением физической перегрузки увеличивается и физиологическая активность мускул. Если вы встанете, выйдете на улицу и начнете бегать трусцой, в действие придут практически все системы вашего организма, переходя из состояния покоя в состояние физической перегрузки.

неувязка исследования механизма огромных физических и интеллектуальных нагрузок, вследствие инновации обучения в школе, на организм малыша в крайнее время завлекает все большее и большее внимание ученых различных государств. В то же время, преставление о норме, как среднестатистическом показателе не устраивает на данный момент ни физиологов, ни психологов, ни преподавателей в виду личных особенностей и возрастных различий. В крайние годы утверждается понятие индивидуальной нормы как рационального состояния человека.

В данном учебном пособии описываются современные способы исследовательских работ адаптации школьников, на различных возрастных шагах, как к физическим, так и умственным перегрузкам. В нем тщательно описывается любой шаг школьного возраста, начиная с момента пришествия школьной зрелости, конкретно тогда, когда двигательная активность играет наиважнейшую роль в совершенствовании возрастающего организма.

Глава I. Возрастные индивидуальности малышей школьного возраста

Пришествие школьной зрелости. За время 10 школьных лет ребенок проходит большой путь, в течение которого он вырастает, созревает и добивается зрелого типа функционирования его организм, формируется ум. Детки вырастают и развиваются неравномерно. Периоды интенсивных ростовых действий сменяются их торможением, периоды вытягивания чередуются с периодами округления. В протяжении личного развития организма происходят неизменные, закономерные конфигурации и размеров тела, и многофункциональных черт органов и систем. В итоге конфигураций на любом шаге онтогенеза формируются специфичные для всякого шага характеристики отдельных систем и организма в целом. Учет этих параметров нужен при планировании и проведении как педагогических так и гигиенических, оздоровительных и спортивных мероприятий. Поступление в школу, начало обучения малышей в школе, знаменуют собой суровое изменение в их жизни. Изменяется на сто процентов, до этого всего режим труда и отдыха.

Совершив 1-ый шаг в школьный класс, попав в первый раз в атмосферу урока, ребенок попадает в совсем новейшие для него условия. Эти условия сопровождаются нужным долгим и устойчивым вниманием, ограничением двигательной активности, что делает начало обучения в школе одним из самых тяжелых шагов в жизни малыша. Не считая того начало обучения в школе является одним из 3-х критичных периодов постнатального онтогенеза. Конкретно на данный факт нужно направить внимание опытным преподавателям в чьи руки мы отдам наших малышей. Потому, до этого чем перейти к чертам школьного возраста остановимся на возрасте первого года обучения в школе. 1-ый год обучения в школе приходится на весьма принципиальный возрастной период, характеризующийся ускоренными морфофункциональными преобразованиями в организме малыша. В работах ряда создателей Цыганов Г.В. (1996 г.), Фельдман Р.И. (1996 г.), А. Boraito Perez et al (1998 г.) отмечено, что ограничение двигательной активности, связанной с повышением размера и интенсивности интеллектуальной перегрузки в особенности с включением в учебные программки разных форм образования, оказывает существенное действие на детский организм, в том числе на сердечно-сосудистую систему. Так у почти всех малышей происходит изменение зубца Т-электрокардиограммы, что свидетельствует о уменьшении обменных действий в миокарде, что в свою очередь ведет к замедлению действий развития сердечной мускулы (Г.В. Цыганов,1996 г). На высочайшем уровне сохраняется зубец Р, что свидетельствует о большенном симпатическом многофункциональном воздействии на обеспечивающий ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по кровеносным сосудам»>сердечко, а это дозволяет держать сердечко в неизменном напряжении даже в покое. Эти конфигурации являются в значимой степени тревожными и основная их причина, уменьшение двигательной активности у малышей первого года обучения в школе. К моменту поступления малыша в школу его рост добивается Ѕ длины тела взрослого человека (данный период, 5-7 лет в возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого), именуется периодом вытягивания). Развитию организма малышей этого возраста свойственна гетерохронность: длина тела и размеры головы растут в наименьшей степени, чем длина конечностей рук и ног. Значимого, но не окончательного развития добиваются мускулы кисти. Уже к моменту поступления в школу становится достаточно узкой их регулирование, что содействует овладению способностей рисования, лепки, но, как мы уже указали, что для данного возраста свойственна гетерохронность, которая приводит к наиболее интенсивному развитию больших мускул, что затрудняет выполнение маленьких четких движений. Потому конкретно в этом возрасте детям с трудом дается правописание. В течении первого года обучения длится морфологическое и функциональное развитие нервной системы. Невзирая на окончание морфологического развития коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) (размеры корковых зон составляют 80% размеров взрослого), для высшей нервной деятель в этот период еще свойственна неустойчивость работы мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) как одного целого принципиальна степень созревания связей меж различными структурами. Развитие этих связей не завершается к 6-7 годам, более поздно формируются (к 15-16 летнему возрасту) связи лобных отделов с иными областями кора и подкорковыми структурами (Д.А. Фарбер и др. 1990 г). означает, хотя к началу обучения в школе обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) малыша в значимой мере структурно спел, но связи коры огромных полушарий продолжают еще развиваться. Это происходит под воздействием наружных действий: воспитания и обучения. Конкретно потому для развития малышей этого возраста огромное значение имеют игры. И как гласил П.П. Лесгафт: “Игра — есть упражнение средством которого ребенок готовится к жизни”. В возрасте 6-7 лет претерпевает конфигурации и костная система. Так, к примеру, в этом возрасте происходит рост ребер, меняется их положение. Вследствие конфигурации формы грудной клеточки, вызванного ростом ребер, меняется и нрав дыхания: если ранее дыхание было в главном “брюшное”, то с этого возраста становится “грудобрюшным”. Таковым образом в механизме вдоха и выдоха межреберные малая мышь«>мускулы начинают играться ведомую роль. Для данного возраста характерен высочайший уровень обменных действий во всех тканях организма. В покое расход энергии организмом малыша 6-7 лет составляет 2-3 ватт/кг массы тела. Этот высочайший уровень энергозатрат обеспечивается у малышей наиболее интенсивной работой сердечнососудистой и дыхательной систем. Т.о. для малышей первого года обучения в школе свойственны высочайшая частота дыхания составляющая 24-26 дыхательных циклов за минуту, маленькая глубина дыхания 140-150 мл. Частота сердечных сокращений — 95-98 уд/мин. Относительная большая скорость кровотока (тока внутренней среды организма) ( в расчете на единицу массы тела) у малышей в 2 раза больше, чем у взрослых, что и является предпосылкой обеспечения кислородом тканевые метаболические процессы.

С 6-ти летнего возраста начинается резвое улучшение сосудодвигательных реакций периферических сосудов. Конкретно потому в этом возрасте эффективны разные закаливающие процедуры.

Итак, возраст 6-7 лет, возраст первого года обучения в школе является одним из главных шагов адаптации к новеньким условиям общественного существования. Особые исследования проявили, что некие 6-7 летние детки, еще не достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного года слабо адаптируются к новеньким условиям, проявляют низкую работоспособность и учебную активность по сопоставлению со “зрелыми” ровесниками. Эти свойства у “незрелых” малышей сохранялись и в следующие 3 года. Конкретно потому, весьма строго стает вопросец о том, как сделать лучше, улучшить функциональное состояние нервной системы первоклассников, как понизить отрицательные последствия нервно-психического напряжения. Выяснено, что в особенности положительно влияют на центральную нервную систему малышей физические упражнения аэробной направленности. Проведенными исследовательскими работами (Р.А. Абзалов, 1985, 1988; Р.Р.Нигматуллина и др, 1992; J.S. Harrell et al 1997; Т.Г. Кириллова 2000) показано, что ограничение двигательной активности развивающегося организма отражается не только лишь на центральной нервной системы, да и на функционировании сердечно-сосудистой системы. У малышей первого года обучения в школе недостающая двигательная активность сдерживает рост характеристик ударного минутного размера крови (внутренней средой организма человека и животных) и возрастное урежение сердцебиения. В критериях же каждодневных занятий физическими упражнениями у малышей первого года обучения в школе происходит развитие брадикардии тренированности, повышение ударного и минутного размера крови (внутренней средой организма человека и животных), увеличение эффективности насосной функции сердца (Т.Г. Кириллова, 2000). Не считая того физические упражнения нужны для совершенствования регуляции многофункционального состояния центральной нервной системы, увеличения ее адаптационных способностей при интеллектуальных и физических отягощениях. Младший школьный возраст. Следующие годы обучения в школе, т.е. в исходных классах, происходит замедление скорости роста в длину. Этот период приходится на возраст 7-10 лет и называется, как младший школьный возраст.

Данный период, по периодизации А.А. Маркосяна, носит заглавие 2-ое детство и является более размеренным в развитии малышей: происходит плавное изменение структур и функций организма. Невзирая на замедление темпов роста, длина тела возрастает лучше, чем масса. В процессе развития малышей происходит процесс окостенения скелета, т.е. подмена хрящевой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) на костной. Сроки формирования костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) тесновато взаимосвязаны с определенными шагами физического и полового развития и является типичным его барометром. Так, к примеру, возникновение точек окостенения шиловидного отростка у девченок, и у мальчишек происходит в 7 летнем возрасте, тогда как у гороховидной кости точки окостенения возникают в 9 лет у девченок и только в 11 лет у мальчишек. К 9-11 годам завершается окостенение фаланг пальцев рук, а кости таза активно развиваются с 8-10 лет, в особенности у девченок. В этом возрасте вследствие конфигурации в строении связочного аппарата, хрящевых и костных частей позвоночника, равномерно формируются извивы позвоночника: к 7 годам инсталлируются шейная и грудная кривизны и лишь к 12 годам — поясничная. Более позвоночник подвижен до 8-9 летнего возраста, вследствие чего же у младших школьников часто отмечаются случаи нарушения осанки и деформации позвоночника. Все эти индивидуальности формирования скелета нужно учесть при построении физкультурных занятий в школах, также тренировочных действиях. Лишние перегрузки на нижние конечности, резкие толчки при прыжках в особенности на одной ноге, могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию. Огромные по интенсивности и размеру физические перегрузки в этом возрасте приводят к значимым энергозатратам, что может повлечь за собой задержку роста. В младшем школьном возрасте малая мышь«>мускулы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, потому развивать их нужно равномерно, неоднозначно. Изменяется соотношение типов мышечных волокон: возрастает количество и относительная площадь бардовых и промежных волокон по сопоставлению с белоснежными. означает, в этом возрасте можно начинать постепенное развитие выносливости. У малышей 7-10 лет основная масса скелетных мускул состоит из волокон I типа. Понятно, что тип I характеризуется доминированием аэробной энергетикой, что соединено с действиями окисления в митохондриях (Косицкий, 1985г.). Аэробный метод получения энергии наиболее экономен, удерживается долгое время, нежели анаэробный (бескислородный), который приводит к резвому утомлению.

Концентрация и активность ферментов, отвечающих за окислительные процессы в мышцах, так же весьма высоки — практически как спортсменов стайеров ( Д.А.Фарбер, 1990 г.). Морфологическая структура мускул такая, что каждое волокно близко соприкасается с капиллярами, доставляющие в тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов), а вкупе с ней кислород и питательные вещества. Для малышей этого возраста свойственна высочайшая Потребность в кислороде невзирая на сравнимо невысокую массу скелетных мускул, отношение наибольшего употребления кислорода (МПК) в возрасте 9-10 лет практически в 2 раза превосходит схожее отношение у взрослых. Увлекателен тот факт, что опосля этого возраста — младшего школьного, таковых явлений больше не наблюдается.

Высочайшая потребность в кислороде свойственна и для тканей внутренних органов, также для мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). В младшем школьном возрасте обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) взрослого.

Претерпевает значительные конфигурации структура и многофункциональная деятельность мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). В этом возрасте завершается рост и структурная дифференцировка системы еще далеки от совершенства. В корково-подкорковом содействии лидирует кора. Созревание коры огромных полушарий отражается в ЭЭГ и свидетельствует о высочайшей степени сформированности состояния покоя для приема и переработки инфы, поступающей из вне. Усиление воздействия коры по отношению к подкорковым структурам содействует нарастанию сдержанности в проявлении чувств, осмысливания поведений. По воззрению шведских ученых недозволено игнорировать того, что дамский обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) работает не потому что мужской. Установлено, что девченки с поразительной легкостью усваивают информацию в младшем школьном возрасте. Потому комиссия министерства образования сделала вывод, что четкие науки они должны учить в младших и средних классах, тогда как мальчишки — в старших.

В течение младшего школьного возраста создаются предпосылки для совершенного опознания зрительных стимулов, совершенствуется выделение более важной инфы по заблаговременно данной аннотации либо по внутреннему побуждению, что сначала связан с усилением вовлечения в процесс восприятия лобных отделов коры огромных полушарий (Д.А. Форбер, 1990 г.). Наименьшую роль начинают играться чувственные свойства стимула и огромную его информационная значимость. Таковым образом младший школьный возраст — это возраст перехода от рефлекторной чувственности к интеллектуализации чувств.

Невзирая на окончание морфологического развития нервной системы, по — прежнему, все еще преобладает процесс возбуждения, что приводит к резвому утомлению. Большая возбудимость, высочайшая пластичность нервной системы содействует наилучшему и наиболее резвому усвоению дыхательных способностей. В возрасте 7-10 лет детки могут без особенного труда завладеть на техническом уровне сложными формами движения. В то же время у их резко выражено запредельное торможение и слабенькая устойчивость к действию сторонних раздражителей.

Возрастные конфигурации сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте характеризуются равномерностью, относительно наиболее неспешными темпами роста размера сердца по сопоставлению с суммарным просветом сосудов. Масса сердца в этом возрасте составляет 83-122 гр. одной из обстоятельств сравнимо низкого артериального давления в возрасте 7-10 лет является относительно больший просвет прекапиллярной и капиллярной сети. Т.е. в этом возрасте составляет СД=100-105 мм. рт. ст., ДД= 53-62 мм. рт. ст. Закономерное понижение ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) с годами соединено с морфологическим и многофункциональным формированием сердца, повышением систолического размера крови (внутренней средой организма человека и животных) (к 7 годам СО=23 мл, к 10 годам-37 мл), возникновением и становлением центров блуждающего нерва. Так, возрасте 7-8 лет ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца)= 80-92 уд/мин, а к 10 годам составляет — 76-84 уд/мин.

С появлением вагусной иннервации и предстоящим повышением степени ее выраженности в онтогенезе, деятельность сердца становится наиболее экономичной, возрастает резерв его работоспособности и стойкости. Усиление парасимпатических воздействий на сердечко выражены все еще более, чем парасимпатические. У малышей 7-10 лет сократительная способность миокарда еще недостаточна и невелик его многофункциональный резерв, что соединено с доминированием симпатических воздействий на стремительно восстанавливаться при отдыхе до начального уровня, его деятельность часто неустойчива. Вследствие этого у малышей могут возникать разные нарушения сердечного ритма и резкие конфигурации АД.

До 7-8 летнего возраста продолжают возрастать и характеристики дыхательной системы. Таковым образом размер легких возрастает в 8 раз, а к 10 летнему возрасту — в 10 раз по сопоставлению с новорожденными и составляет Ѕ размера легких взрослого организма. При этом повышение размера происходит не за счет роста количества альвеол, а за счет роста их размера. С годами меняется соотношение частоты и глубины дыхания. Так, если в 7 летнем возрасте ЧД составляет 23, к 10 годам происходит понижение до 18-20 циклов за минуту. Глубина дыхания, напротив, возрастает: в 7 лет — 165 мл, а в 10 лет — 255 мл. До 8 лет минутный размер дыхания (МОД) у мальчишек и девченок имеет равные абсолютные величины, а в предстоящем у мальчишек становится выше. Это разъясняется препубертатной дифферентацией типов дыхания — брюшной у мальчишек и грудной у девченок. Относительная же величина МОД у младших школьников выше, чем у подростков и юношей и находится в границах 3500 — 4400 мл. В этом возрасте детки уже могут надзирать свое дыхание в покое. Время задержки дыхания на выдохе составляет 26-39 сек, на вдохе — 17-20 сек.

Но, при напряженной мышечной работе дыхание у малышей становится неровным, поверхностным, наиболее частым чем у взрослых, еще наименее наибольшие величины легочной вентиляции у 8 летних МОД составляет только 30-40 л/мин, у 10 летних 40-50 л/мин, что является следствием преобладающего воздействия симпатического воздействия на организм младшего школьника.

Посреди причин, обеспечивающего резкое повышение с годами надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика. У малышей младшего школьного возраста весьма высоки нужные, каждодневные энергозатраты, что соединено с большей интенсивностью окислительных действий. Дневной расход энергии составляет 2.400-2.800 ккал. Наиболее интенсивный энергетический обмен у малышей препятствует скоплению в их тканях значимых припасов энергетических субстратов, т.е. запасные энерго способности сравнимо невелики. Это делает наименее надежными все функции детского организма, потому значимым своеобразием отмечается реакция организма младших школьников на физическую нагрузку, что в особенности приметно по показателям функций дыхания и кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных). При длительной перегрузке у младших школьников отмечаются наиболее низкие величины МПК. Так, у мальчишек 8-9 лет МПК добивается только 1,5 л/мин, а у девченок -1,0 л/мин.

Потребление кислорода при маленький физической перегрузке у младших школьников выше, чем у подростков и даже юношей, тогда как процент использования кислорода, т.е. его утилизация, ниже. означает, при выполнении равной по размеру работы у младшего школьников наблюдаются огромные суммарные энерго растраты и наименьший кислородный пульс (количество кислорода в мл. на одно сокращение сердца): у 8-9 летних мальчишек — 8мл/уд., у девченок — 5,4 мл/уд. У малышей данного возраста так же снижена анаэробная производительность, т.е. ограниченная способность работать в кислороде долг. Младшие школьники прекращают интенсивную физическую нагрузку, когда КД составляет только 800-1200 мл. Остальным, не наименее принципиальным фактором наименьшей надежности является незрелость регулирующих систем организма.

В связи с сиим, а так же из-за нехватки резервов неважно какая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только лишь те ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) и органы, которые конкретно нужны для ее реализации, но так же и остальные, способные оказать помощь в достижении конечной цели. Таковой генерализованный тип реакции неэкономичен и у взрослых обычно не наблюдается. У малышей же хоть какое напряжение организма постоянно соединено с активной перестройкой работы фактически всех органов и систем, что тянет высшую стоимость адаптация в младшем школьном возрасте к изменениям наружных критерий. По мере адаптации к школьным условиям у большинства первоклассников напряжение физиологических функций понижается. Но к концу учебного года скапливается утомление и напряжение вновь увеличивается. Любопытно увидеть, что девченки испытывают существенно наименьшее напряжение и легче адаптируются к новеньким условиям. Большая часть малышей, естественно же, благополучно переживают тяжелый период адаптации к школе, но для неких связанное с сиим напряжение оказывается чрезвычайно огромным. У таковых малышей младшего школьного возраста могут появиться различные многофункциональные нарушения, к примеру задержка ростовых действий, изменение состава крови (внутренней средой организма человека и животных), понижение реактивности и резистентности, а так же снижение физической и интеллектуальной работоспособности. Все это негативно сказывается на способностях усвоения учебного материала, осложняет психофизиологическое состояние малыша, которое и без того находятся в напряжении. И лишь от профессионализма преподавателей зависит определение первых признаков перенапряжения, создание, если требуется, щадящего режима за счет понижения учебной перегрузки и помощи в социальной сфере.

Все эти индивидуальности организма младшего школьного возраста нужно учесть, сначала, для следующего гармонического развития малышей.

Средний школьный возраст

Подростковый возраст — это годы перехода ко взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в био плане.

Подростковый возраст характеризуется наибольшим темпом роста всего организма, усилением окислительных действий, нарастанием многофункциональных резервов организма, активацией ассимиляторных действий, усилением действий морфологической и многофункциональной дифференцировки головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и внутренних органов. В значимой же мере специфичность этого возраста определяется биологическим фактором — действием созревания. Для созревания типично ускоренное половое развитие, который заканчивается половой зрелостью. Девченки в созревании на 1-2 года опережают мальчишек, при этом имеются и личные различия в сроках и темпах. процесс созревания протекает под контролем центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Ведомую роль в нем играет гипоталамо — гипофизарная система. В самом центре основания головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) размещен гипоталамус (Гипоталамус (лат. Hypothalamus) или подбугорье — отдел промежуточного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров») — комплекс внутренних органов и эндокринных желез. К этому нервному центру конкретно примыкает основная железа внутренней секреции — 6 г. расположенный ниже таламуса (Гипоталамус (лат. Hypothalamus) или подбугорье — отдел промежуточного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров») управляет активностью поверхности головного мозга в костном кармане), который, в свою очередь, при помощи вырабатываемых им особых гормонов контролирует большая часть остальных желез организма. Это так именуемые тропные гормоны, к их числу относятся соматотропин, активирующий ростовые процессы, и гонадотропные, усиливающие выработку половых гормонов в надпочечниках и половых железах. В коре надпочечников начинают усиленно вырабатываться андрогены, которые обеспечивают возникновение и развитие вторичных половых признаков, влияют на рост и развитие мускулатуры, на процесс созревания скелета. Под воздействием гормонов размещенного на нижней поверхности мозга в костном кармашке»>гипофиза (гипофиз — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане) усиливается активность щитовидной железы и меняется обмен веществ. Поступая в развития организма, приводят к формированию вторичных половых признаков, т.е. тех наружных параметров, которые свойственны для взрослого человека и отражают его половую принадлежность.

Созревание, сопровождающиеся значимым усилением симпатических действий на организм, повышением возбудимости коры мозга и увеличением общей реактивности нервной системы, содействует увеличению чувственности, вызывает изменение кровяного давления, ритма сердечной деятельности и дыхания. Завышенная возбудимость и недостающая уровновешанность главных служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>дыхания и кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных), что в особенности ярко проявляется при мышечных усилиях.

В подростковом возрасте костная система находится в состоянии усиленного роста. В особенности стремительно вырастают длинноватые трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост позвонков в высоту. Рост же костей в ширину незначителен. Позвоночник как и раньше подвижен и податлив. Потому в связи с отставанием развития мышечной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) от роста костного скелета при неблагоприятных критериях и в этом возрасте могут появиться разные нарушения осанки либо деформации позвоночника. Внедрения лишних мышечных нагрузок ускоряет процесс окостенения и может вызвать замедление роста трубчатых костей в длину. К 12-13 годам завершается окостенение запястья и пястья. Развитие костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) в значимой мере зависит от роста мышечной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).

Резвыми темпами развивается мышечная система в период созревания. Увеличивается возбудимость, увеличивается многофункциональная подвижность (лабильность) мускул. Они получают способность воспроизводить наиболее высочайший ритм раздражений. К 14-15 годам малая мышь«>мускулы по своим свойствам уже добивается данные взрослых. Резкий скачок в увеличении общей массы мускул происходит в 13 лет. Так, если в 8 лет мускулы составляют 27% массы тела, у 12- летнего — около 29%, в 15 лет уже около 33%. Меняется поперечник мышечных волокон. Но многофункциональные способности мускул еще существенно ниже, чем у взрослых. Так, у 12-летних сила мускул составляет 65% в сопоставлении с 20-30- летними, а у 15-летних -92%. Производительность же работы на единицу времени у 14-15- летних составляет 65-70% от производительности взрослых. В этом возрасте в главном завершается развитие иннервационного аппарата мускул, координации движений. Становится вероятным долгое выполнение тонкодифференцированных движений.

Перестройка в структуре скелетных мускул не может не сказаться на мышечной работоспособности. Отмечается некое повышение способностей подростков при выполнении повторяющейся работы, в особенности в зонах большенный и умеренной мощности, т.е. при таковых отягощениях, где основным источником энергии служит аэробный процесс. Вырастает мощность, которую может развивать ребенок за счет аэробики, вырастает и продолжительность непрерывного удержания перегрузки таковой мощности, т.е. размер работы. На данной для нас стадии созревания эффективны тренировки общей выносливости, но нужно держать в голове, что пубертатные перестройки в организме еще далеки от окончания и следует соблюдать осторожность в наращивании интенсивности и размера тренировочных занятий. С иной стороны, тренировка силовых и скоростно-силовых свойств в этот период малоэффективна, и применение таковых нагрузок в урочной и неурочной формах обязано быть ограничено. В этом возрасте происходит созревание стремительных скелетно-мышечных волокон и служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>время двигательных реакций, дозволяет улучшать ловкость и остальные проявления координации движения. Исчезает угловатость движений, потому в этом возрасте дети начинают увлекаться танцами (Д.А. Фарбер и др., 1990 г.).

Глубочайшие перестройки, происходящие в сердечно-сосудистой системе, увеличивают риск возникновения вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. Это нужно учесть как докторам, проводящим диспансеризацию, так и преподавателям и родителям, регулирующим школьную нагрузку подростков. На этом шаге развитию сердца характерны более выраженные и стремительно нарастающие конфигурации. В особенности приметно возрастает масса желудочков, при этом больше — левого. Масса сердца в этом возрасте составляет 258-260 гр. (300 гр. у взрослого). Еще резвее возрастает размер сердца, что разъясняется стимулирующим воздействием желез внутренней секреции, а означает и завышенным синтезом белка в миокарде. Если у 12 — летних размер сердца в среднем равен 460 мл., то у 15- летних 620 мл.

В этом возрасте заканчивается деффирентация сердца и оно по своим структурным показателям (не считая размеров) становится схожим обеспечивающий средством повторных ритмичных сокращений ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по сосудам»>сердечку взрослого человека. Следует, но, держать в голове, что часто в период созревания происходит нарушение в гармонии роста массы и полных размеров тела и повышением размеров сердца, это почаще возникает у подростков с акселерированным типом развития. В этих вариантах деятельность сердца различается малой экономичностью, недостающим многофункциональным резервом и понижением адаптационных способностей к физическим перегрузкам. Увеличение МОК при физической перегрузке происходит основным образом за счет учащения ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) при незначимом увеличении СО (меньше, чем при согласовании размеров сердца массе и полным размерам тела).

Для малышей среднего школьного возраста свойственна приметное повышение дневных потребностей в еде. По сопоставлению с младшим школьным возрастом дневная Потребность составляет 2.900 ккал. Но данная величина является средней, потому что нужно учесть и личные колебания дневной потребности, зависящая от телосложения ребенка, от уровня основного обмена на единицу времени и т.п. Не все ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) организма расходуют энергию идиентично. к примеру, жировые клеточки и костная объединённых общим происхождением (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) характеризуются незначимым обменом, тогда как обеспечивающий ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по кровеносным сосудам»>сердечко, печень, тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), почки несут значительную долю суммарных энергетических издержек организма. Соотношение же разных тканей в организме носит также личный нрав и зависит от пола, возраста и телосложения. Так у подростков дигестивного типа телосложения значительную часть массы тела составляет инертный жир, величина основного обмена на единицу массы тела существенно ниже, чем у представителей, к примеру астенического типа. Не считая того у подростков дигестивного типа созревания заканчивается в среднем на 2 года ранее.

Все конфигурации в процессе созревания, а конкретно в двигательных функциях ростовых действиях, обменных действиях, связанных с усиленной секрецией гормонов преднамеренно манят за собой конфигурации и в функции мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Эти конфигурации функционирования мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) в подростковом периоде соединены до этого всего с переменой активности системы животных и человека), конкретно тут размещены центры, регулирования деятель сердца, сосудов, обмена веществ, дыхания. Не считая того, почти все клеточки и до этого всего всепостоянства внутренней среды»> которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма (отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды) владеют способностью к секреции гормонов.

В корково — подкорковом содействии лидируют подкорковые структуры. Существенное увеличение активности подкорковых структур, в особенности в исходном шаге созревания приводит к отрицательным изменениям устройств восприятия и внимания. И лишь на оканчивающих шагах созревания, когда интенсивно начинают работать половые железы, понижается активность гипоталамуса (отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды), в корково- подкорковом содействии начинает доминировать кора огромных полушарий. Это преобладание приводит к восстановлению и развитию механизма случайного внимания и избирательного восприятия. У девченок это происходит к 15 годам, а у юношей только к 16-17 годам.

Улучшение системной организации физиологических функций подросткового периода приводит к возрастанию многофункциональных и адаптационных организма школьника. Понижается степень напряжения физиологических систем в течение учебного года, миниатюризируется утомляемость, улучшаются характеристики интеллектуальной работоспособности. Но, организм малышей среднего школьного возраста, все еще очень неустойчив и подвержен болезням и срывам. Потому во время занятий спортом следует производить серьезный докторский контроль за объемом и интенсивностью нагрузок, с тем, чтоб не допустить переутомления и перенапряжения организма. Проницательный, щадящий подход к ним нужен в особенности в те периоды, когда к растущему и формирующемуся организму предъявляются завышенные требования, когда нужна наибольшая мобилизация всех его функций (к примеру, во время усиленной интеллектуальной работы, роли в соревнованиях). вкупе с тем следует держать в голове, что правильно построенная спортивная тренировка содействует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста, а гиподинамия ухудшает их.

Преподавателям следует держать в голове, что эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)чувствительность часто смешивается с черствостью, застенчивость — с нарочитой развязностью, возникают лишний критицизм и нетерпимость к родительской опеке. Конкретно в этот период детям в особенности необходимо и принципиально сердечное отношение родителей и преподавателей. Не следует специально завлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с наружным миром»>психике (психика — Субъективный внутренний мир человека, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с внешним миром), но объяснить закономерность и био смысл этих конфигураций нужно.

Период молодости характеризуется возникновением чувства собственной идентичности, особенности. При их невыработанности возникает диффузное, расплывчатое “Я”, ролевая и личностная неопределенность. Ребенок, с одной стороны, еще ребенок, а с иной стороны, он подключается уже к взрослой жизни, т.е. его внутреннее положение двояко, потому этот возраст именуют “переходным” либо “переломным”. Дети отыскивают социальные роли для подражания. Устоявшиеся нормы взрослых являются проблемными ситуациями. Ребенок отыскивает в окружении эталоны поведения, которые посодействовали бы ему проводить свою линию поведения. Он примеряет к для себя различные методы отношений с людьми, со сверстниками, манеру одеваться. Пристальное внимание уделяет своим волевым качествам. Узнает интенсивность ответных реакций окружения в ответ на свои формы поведения, комменты, выражения, слова, мимику, жесты т.д. поисковая активность ребенка вроде бы отыскивает препятствия, с целью определения пределов допустимых норм поведения. Резкое расхождение меж познанием о для себя, внешнем мире, обретенное в наиболее ранешном возрасте, и познанием, которое приобретает ребенок на базе взаимодействия с социальной реальностью, может приводить к внутренним конфликтам, к неадекватным поступкам. Ребенок вроде бы прощупывает нормы общества, их устойчивость, пределы в различных ситуациях, свое развития. Нередко детки, выросшие в неблагоприятных семейных критериях, не имеют никакого эталона поведения, у их отсутствуют моральные рамки. Потому и появляются отклоняющиеся формы поведения — алкоголизм, наркотизация, преждевременное проституирование и т.д.

Для подростков свойственны резкие колебания настроения в связи с физиологическими переменами, и их промежным положением в обществе. Они способны как к высочайшим чувственным эмоциям — любви, самопожертвованию, так и к злости, негативизму. В этот период формируются симпатии, привязанности, эротические чувства. Формируются модели сексапильного поведения. Происходит поиск собственного пути в жизни, собственного призвания. Устанавливается партерство в сексапильном, товарищеском, проф плане.

Удачливость обучения весьма зависит от физиологического состояния, а оно в период созревания, в особенности у девченок, нередко не весьма не плохое. У девченок 1-ая менструация часто сопровождается потерей крови (внутренней средой организма человека и животных), негативными реакциями (рвота (рефлекторное извержение содержимого желудка), увеличение температуры) и слабостью. Для того чтоб поддерживать активное состояние, ребенку нужен определенный режим питания с достаточным количеством витаминов, чередование труда и отдыха, интеллектуальной работы и физической. В силу психофизиологических особенностей подростков их существенно сложнее в этом возрасте, чем в наиболее младшем, приобщить к труду, к умению организовать свою деятельность, преодолевать трудности: почти все недостатки воспитания, допущенные ранее, сказываются в способностях, умениях, личных качествах детях. У их весьма велико рвение чувствовать себя взрослыми. Но половая зрелость — это еще не окончание био созревания, а тем наиболее общественного. Возрастные преобразования физиологических систем длятся в старшем школьном возрасте. Старший школьный возраст. Старший школьный возраст (15-17 лет) называется как юношеский возраст и является ответственным шагом развития в жизни школьника. Считается, что к началу юношеского возраста главные физиологические системы уже созрели. Но данные, приобретенные в крайнее время свидетельствует, что это далековато не так.

В том возрасте рост и развитие организма длится, отличаясь от прошлых периодов новенькими чертами. Так, рост тела в длину замедляется и очевидно преобладает рост в ширину. Наиболее четкими стают половые различия. К 17-18 годам практически заканчивается не только лишь рост, да и окостенение костей (полное же окончание окостенения фаланг пальцев ног, костей таза заканчивается в 20-25 лет). В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков. Позвоночный столб становится наиболее крепким, а грудная клеточка продолжает удачно развиваться и может выдерживать значимые перегрузки к этому возрасту. Заканчивается окостенение стопы, кисти.

работу. Развитие мышечной системы происходит за счет роста поперечника мышечного волокна. Все отчетливее наблюдается прирост мышечной массы. У женщин больше происходит больший прирост в массе тела, чем развитие силы мускул. Мускулы же юношей эластичны, имеют неплохую нервную регуляцию, их способность к сокращению и раслаблению довольно велика.

В юношеские годы заканчивается развитие центральной нервной системы, существенно совершенствуется анализаторно-синтетическая деятельность коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Нервные (относящиеся к пучкам нервов) процессы различаются большенный подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает преобладать над торможением.

У старших школьников приметно увеличивается работоспособность, наиболее экономными стают кислородные деления при физических отягощениях. Приметно возрастает возможность организма работать в долг, т.е. увеличивается анаэробная производительность. Кислородный долг, при котором старшие школьники прекращают работу, приближаясь к уровню взрослых.

МПК (анаэробные способности) у юношей увеличивается неравномерно. В период с 15 до 16 лет наблюдается ясный рост МПК, правда, не таковой большенный как в 13-14 лет, а опосля 16 лет не много приметный. А у женщин уже опосля 14 лет наблюдается определенная стабилизация МПК, а его относительная величина даже может уменьшаться, что происходит за счет роста жировой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Относительная величина МПК фактически приближается к уровню взрослых, в 15-17 лет она равна 65-75 мл/ат/м (у средних школьников 56 мл/ат/м).

У старших школьников сопротивляемость организма разным факторам наружной среды понижена, иммунологические, адаптационные механизмы неидеальны. Это диктует необходимость проведения особых мероприятий закаливающего нрава, в особенности с молодыми спортсменами, т.к. огромные нагрузки, вызывая известную напряженность в деятель органов и систем, могут при неблагоприятных критериях привести к понижению сопротивляемости организма. к примеру, доминирование на уроках нагрузок, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых свойств, содействует общему увеличению двигательной подготовленности, но не развивается аэробные возможности организма. Напротив, перегрузки на выносливость дают положительный эффект в развитии аэробных способностей, но не много влияют на развитие остальных двигательных качеств. Лишь всеохватывающее развитие, направленное на всестороннее. В нем тщательно описывается любой шаг школьного возраста, начиная с момента пришествия школьной зрелости, конкретно тогда, когда двигательная активность играет наиважнейшую роль в совершенствовании возрастающего организма.

Совершенствование двигательных свойств, приводит к хорошему соотношению разных сторон физических способностей старшеклассников.

В старшем школьном возрасте длится структурное созревание коры огромных полушарий: усложняется ансамблевая организация ее служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) расширяются метаболические способности нейронов. Результаты электрофизиологических исследовательских работ свидетельствуют что, к 17 годам совершенствуются механизмы многофункциональной организации мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) как в покое, так и при различных формах интеллектуальной деятель. Возрастает роль лобных областей коры в восприятии наружной инфы, происходит специализация полушарий в этом процессе: на шаге анализа физических черт сигнала преобладает правое полушарие (То есть, вообще говоря, половина шара. Часто правая или левая половина большого мозга), их систематизация осуществляется с преимущественным ролью лобных отрезков левого полушария. Специализация структур мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) в восприятии обеспечивает наиболее резвое и четкое реагирование на действия наружной среды. В юношеском возрасте формируются соответствующие для взрослого человека межполушарные дела при интеллектуальной деятельности: правое полушарие (То есть, вообще говоря, половина шара. Часто правая или левая половина большого мозга) в большей степени активируется при зрительно-пространственной деятель, а левое при речевой и абстрактной. вместе с сиим усиливается роль межполушарного взаимодействия.

Продолжает в этом возрасте развиваться и сердечно- сосудистая система. У 16-17 летних юношей размер сердца в среднем составляет 720 мл., а 18 летнем добивается размеров сердца взрослых. К этому времени и соотношение толщины стены левого и правого желудочков становится таковым же, как и у взрослых (2,5:I). В особенности ярко выражены половые различия в величине сердца: у девченок предстоящий рост сердечных мускул происходит 2-мя годами ранее. Абсолютная и относительная величина МОК, также величина СО приближается к величинам, соответствующим для взрослых. Так, у 17 летних МОК равен 4л/мл., СО — 60 мл.

Из-за продолжающегося увеличения тонуса блуждающего нерва ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) в покое добивается характеристик взрослых. Следует выделить, что во всех возрастных группах, в особенности старших, сердечный ритм женщин приметно почаще, чем у юношей. Увеличивается АД, но, у юношей увеличение его происходит равномерно, а у женщин слегка волнообразно, с большим перерастанием в 15 лет. Потому в этом возрасте как систолическое, так и диастолическое давление у женщин выше. В 16-17 лет эти различия сглаживаются. В 18 лет уровень диастолического давления становится выше у юношей чем у женщин. Следует также учесть ряд причин, влияющих на величину АД: до этого всего АД зависит от телосложения — оно выше у гиперстеников. Не считая того, чем выше уровень физического развития и степень созревания, тем выше АД. У старших школьников, как и у малышей среднего школьного возраста может возникать юношеская гипертония (СД наиболее 140 мл. рт. ст.), которая связана сначала с увеличением сосудистого тонуса, обусловленным гормональной гиперфункцией в сочетании с иными неблагоприятными факторами. Наибольшее повышение ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) у юношей достигается при большей мощности работать, чем у подростков.

В старшем школьном возрасте появляются трудности, связанные с интенсивностью учебной перегрузки и чувственным напряжением, неминуемым в период выбора профессии и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.

Большая интеллектуальная перегрузка, лишний иногда размер учебных заданий приводят к тому, что в этот настолько принципиальный для формирования здорового тела и вида жизни период развития двигательная активность юношей и в особенности женщин неприклонно понижается, что чревато почти всеми отрицательными последствиями для их здоровья в предстоящем. Недостающая отработанность устройств физиологической регуляции вегетативных (от лат. vegetatio — возбуждение, от лат. vegetativus — растительный, комплекс центральных и периферических клеточных структур, регулирующих функциональный уровень внутренней жизни организма) функций, отсутствие навыка в их тренировке — ровная дорога к преждевременному развитию патологических сдвигов в обмене веществ, сердечно-сосудистой, иммунной системах организма. Высочайшая заболеваемость взрослого населения — почти во всем следствие недостающего внимания к физическому развитию юношей.

Глава II. Методика исследовательских работ физического развития и многофункционального состояния организма малышей школьного возраста

Оценка результатов измерения характеристик ФР у малышей и подростков начинается с постановления отысканного при обследовании значения признака с его возрастной нормой (см. таб.13). для того, чтоб оценить значимость приобретенной различия, а соответственно, и уровень развития признака, употребляется оценочная шкала, основанная на принципе распределения измерительных признаков на части (оценочные баллы) по среднему квадратическому отклонению (у) (см.таб.2). При составлении оценочных шкал могут употребляться разные размеры интервала, равного 1 баллу. В этом случае приведена шкала, предназначенная НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) антропологии Столичного муниципального института как более соответственная вариативности ФР у малышей и подростков.

Таблица 1 Оценочная шкала для характеристик ФР

Разница ( у )

< -2,00

от -0,68

до-2,00

от — 2,3

до- 0,67

± 0,22

от 0,23

до 0.67

От 0,68

До 2,00

> 2,00

Оценка

Балл

1,0

2,0

2,5

3

3,5

4

5

Качест-

венная

Весьма

низкая

Маленький

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высочайший

Весьма

высочайший

Пример: При обследовании 11-летнего мальчугана ДТ оказалось равной 148 см. в таблице №2 находим возрастную норму для 11-летних ( 142) и среднее квадратическое отклонение для этого возраста (4,4). Разница значений личного и средневозрастного равна 148 см — 142 см =6 см, что составляет 6,0/ 4,4= 1,36 у согласно оценочной шкалы (см. табл.№ 1), плюсовая разница в 1,36 у соответствует уровню развития в 4 балла. Как следует, уровень роста тела в длину (ДТ) обследованного можно считать высочайшим.

Используя таблицы 1 и 2, можно оценивать приобретенные при измерениях значения хоть какого показателя ФР: ДТ, МТ, ОГК и компонент тела.

Технические условия:

1. Антрометрические измерения (рост, масса тела, ОГК, ЖЕЛ и др.), которые сопоставляются с возрастными моделями эталона;

2. Физиологические способы, отражающие многофункциональную зрелость отдельных отделов биосистемы. Изучаются характеристики, отражающие зрелость нервной системы, дыхания, кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) т.д.;

3. Биохимические способы (определение количества и активности гормонов, ферментов и т.д.);

4. Определение скелетной и зубной зрелости и др.;

5. Развитие первичных и вторичных половых признаков;

6. Определение двигательной зрелости и др.

В практике физической культуры и спорта более всераспространенными в силу доступности определения являются последующие способы оценки био зрелости: определение уровня физического развития, зубной зрелости, развитие вторичных половых признаков, двигательной зрелости.

Способы работы:

· Способ оценки био возраста по зубной зрелости

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста уровень биологической зрелости можно оценить по зубной зрелости. Зубная формула учитывает порядок сроки прорезывания и смены зубов, является беспристрастным показателем био возраста от 6 до 11 лет у мальчишек и от 5-6 лет до 10 лет у девченок. В следующие годы информативность данной методики пропадает.

У малышей определяется количество неизменных зубов, и итог сравнивается со эталоном (таблица 3).

Таблица 3 характеристики зубного возраста

Хронологический возраст

Пол

Число неизменных зубов

Замедленное развитие

Соответственное развитие

Ускоренное развитие

5,5

М

0

1-3

Наиболее 3

Д

0

1-4

Наиболее 4

6

М

0

1-5

Наиболее 5

Д

0

1-6

Наиболее 6

6,5

М

0-2

3-8

Наиболее 8

Д

0-2

3-9

Наиболее 9

7

М

Наименее 5

5-10

Наиболее 10

Д

Наименее 6

6-11

Наиболее 11

7,5-8

М

Наименее 8

8-12

Наиболее 12

Д

Наименее 8

8-13

Наиболее 13

9

М

Наименее 14

14

Наиболее 14

Д

Наименее 15

15-16

Наиболее 16

10

М

Наименее 16

16-18

Наиболее 18

Д

Наименее 18

18-19

Наиболее 19

11

М

Наименее 19

19-20

Наиболее 20

Д

Наименее 20

20-21

Наиболее 21

12

М

Наименее 21

21-24

Наиболее 24

Д

Наименее 24

24-25

Наиболее 25

13

М

Наименее 25

25-27

Наиболее 27

Д

Наименее 28

28

· способ оценки био возраста по первичным и вторичным половым признакам
Созревание, как онтогенетический процесс, отражает развитие репродуктивной функции (зачатия, вскармливания и т.д.), нейрогуморальных регуляторных систем, тесновато связанных с ростом размеров, многофункциональных способностей всего организма, в целом и отчасти употребляется в качестве важного аспекта общего био созревания.