Учебная работа. Возрастные особенности строения и функций нервной системы, учение Сеченова о центральном торможении

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возрастные особенности строения и функций нервной системы, учение Сеченова о центральном торможении

2

Реферат

по предмету: общая другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»>на тему: Возрастные индивидуальности строение и функции нервной системы. Учение Сеченова о центральном торможении

Выполнил:

Проверил:

Челябинск

2009

Содержание

  • Введение
    • 1. Возрастные индивидуальности строения и функций нервной системы
    • 1.1 Индивидуальности нервной системы у малышей
    • 1.2 Конфигурации нервной системы в процессе старения
    • 2. учение Сеченова о центральном торможении
    • Заключение
    • Литература

Введение
Одним из главных параметров живого вещества является организм с наружной средой. Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обуславливает ряд раздражений на который организм также реагирует. Связь меж участком, на который падает раздражение, и реагирующим органом в высшем многоклеточном организме.
большенный вклад о учении о нервной системе занес М.И. Сеченов, он разработан и обрисовал торможение. Его учение продолжил Павлов.
Таковым образом животрепещущим является рассмотрение особенностей конфигурации нервной системы в два периода: 1-ый — младенчество и молодость; 2-ой — связан с старым возрастом.
1. Возрастные индивидуальности строения и функций нервной системы

1.1 Индивидуальности нервной системы у малышей
Более принципиальным и соответствующим показателем развития разных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вослед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей лишь человеку психологической и психомоторной деятель. При всем этом в особенности выраженные конфигурации происходят в протяжении первого года жизни, когда любой месяц сопровождается отменно новенькими, осязаемыми показателями развития, позволяющими довольно буквально и беспристрастно дифференцировать эти маленькие этапы жизни, что нереально выполнить ни в которых остальных возрастных периодах. Так, возникновение первой ухмылки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок стабильно встает на ножки при сторонней поддержке, возникновение лепета (произнесение отдельных слогов) — в 6 мес., реагирование на простые вопросцы с указыванием при всем этом на предметы, о которых спрашивают, — 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки — в 11 мес. и т.д. Большая мед энциклопедия. Гл. Ред. Б.В.Петровский. Изд. 3-е т.4- М., 1976..
С годами равномерно (1-ые обыкновенные осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой припас добивается 1200 — 1500 слов, ребенок осознает смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, гласит сложными фразами.
Соответствующим показателем возрастной динамики малыша первого года жизни является исчезновение у него специфичных рефлексов, так именуемых рефлексов оборотного развития (простых, физиологических рефлексов новорожденных). Они обоснованы Деятельностью в большей степени таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и по мере созревания крайней подвергаются оборотному развитию. Любой из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса — Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, «заходящего солнца», «кукольных глаз«, хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, ужо фактически схожий взрослому.
В дошкольном возрасте происходит предстоящее усложнение и дифференцировка психологического развития. Наиболее выражено воздействие тормозных действий. Ребенок интенсивно принимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления о обязательствах, проявляет большенный энтузиазм к детям. Почти все малыши начинают читать и писать, просто завладевают элементами зарубежного языка.
В школьном периоде длится развитие сложных форм поведения, формируются личные индивидуальности. У подростков все больше выявляются индивидуальности поведения, связанные с гормональной перестройкой. мышление различается склонностью к абстрагированию и обобщению.
В возрастные периоды юношества закономерно, с довольно определенными количественными показателями меняются многофункциональные свойства разных органов и систем (к примеру, частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электронная активность мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохимических величин крови (внутренней средой организма человека и животных), (остаточного азота, мочевой кислоты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.
С годами меняются потребности малыша в еде. Потребность в белке ввиду интенсивного роста существенно выше, чем у взрослых. Так, до 3 лет ребенку нужно 2-4,0 г, а взрослым 1,1-1,3 г белка на 1 кг веса тела. Потребность в ранешном возрасте в углеводах составляет 12-14 г, а у малышей наиболее старшего возраста — 10-12 г на 1 кг веса тела. Повышена интенсивность углеводного обмена (у новорожденных преобладает гликолитический путь обмена глюкозы).
1.2 конфигурации нервной системы в процессе старения
Возрастные конфигурации нервной системы определяют важные проявления старения целостного организма человека (сдвиги в психологических и поведенческих реакциях), понижение интеллектуальной и мышечной работоспособности, репродуктивной возможности, адаптации к среде и др. Большая мед энциклопедия. Гл. Ред. Б.В.Петровский. Изд. 3-е т.16- М., 1976..
При старении наблюдается понижение веса мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), истончение извилин, расширение и углубление борозд, расширение желудочково-цистернальной системы. Происходит уменьшение количества нейронов и замещение их глиальными элементами; в отдельных участках коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) утрата нейронов может достигать 25-45% (по отношению к их числу у новорожденных). В спинномозговых узлах людей 70-79-летнего возраста количество нервных (орган животного, служащий для передачи в вкупе с тем в актуально принципиальных центрах продолговатого мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) понижение количества нейронов мало. Закономерным и точным признаком старения служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг
(центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>место с цистернами и порами, митохондрии без крист, лизосомы с нарушенными мембранами и др.). В процессе старения вместе с деструктивными переменами в нервной системе происходят приспособительные сдвиги (гипертрофия отдельных нейронов, повышение поверхности ядра, количества ядрышек и др.).
Старение организма сопровождается существенными переменами разных функций нервной системы. Средняя величина мембранного потенциала нейронов (напр., мотонейронов спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), нейронов двигательной области коры) с годами значительно не меняется. Но у старенькых звериных почаще встречаются нейроны с низкой величиной мембранного потенциала. Происходит падение скорости распространения возбуждения по нервишкам (рис.1), замедляется синаптическое проведение. Значительные возрастные сдвиги появляются в регулирующих многофункциональный уровень внутренней жизни организма»>вегетативных (от лат. vegetatio — возбуждение, от лат. vegetativus — растительный, комплекс центральных и периферических клеточных структур, регулирующих функциональный уровень внутренней жизни организма)
ганглиях (рис.2). А именно, конфигурации восприятия, переработки и передачи инфы в служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных
(орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) клеточках соединены со понижением их лабильности. В опытах на звериных показано, что нервные (относящиеся к пучкам нервов) центры, вегетативные (деятельность внутренних органов) ганглии, периферические синапсы у старенькых звериных не могут усваивать высочайшие ритмы, трансформировать их, стремительно перебегать с 1-го ритма на иной. Огромное деятельность нервной системы: медлительнее образуются условные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»>память; но ослабление механического запоминания при всем этом, как правило, возмещается сохранением и развитием логической памяти, увеличением мотивационных причин и др. Для ЭЭГ старых людей типично замедление альфа-ритма, возникновение либо усиление неспешных колебаний (тета- и дельта-волны), понижение способности усвоения навязанных ритмов.
Рис.1. Графики конфигурации скорости распространения возбуждения по нервишкам у людей зависимо от возраста: 1 — скорость распространения возбуждения по локтевому нерву; 2 — малоберцовому нерву; 3 — большеберцовому нерву.
При старении ослабляются субординационные воздействия высших отделов центральной нервной системы на низшие — вырастают пороги кортико-спинальных, ретикуло-спинальных воздействий. Эти сдвиги почти во всем соединены с ослаблением тормозного процесса на различных уровнях Н. с. — внутреннего торможения, реципрокного торможения, тормозных воздействий ретикулярной формации.
Старение нервной системы не может рассматриваться как равномерное угасание ее функций. В процессе старения неравномерно меняется электровозбудимость отдельных которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма (отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды). Неравномерное. разнонаправленное изменение его отдельных ядер приводит к нарушению координации функций и до этого всего всепостоянства внутренней среды»> которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма (отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды) и в связи с сиим к понижению надежности регуляции гомеостаза. Ослабление служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков)
принципиальной для организма информаци»>тканях.


Рис.2. Возрастные различия многофункционального состояния верхнего шейного симпатического ганглия (А) и парасимпатических ганглиев сердца (Б) у кошек и зайчиков:
1пороги возбудимости преганглионарных волокон у кошек; 2 — пессимальные частоты преганглионарной тетанизации у кошек; 3 — активность холпнэстеразы в ганглиозной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) зайчиков; 4 — пороговые дозы ацетилхолина, стимулирующие ганглии кошек; 5 — пороговые дозы бензогексония, угнетающие ганглионарную передачу возбуждения у кошек; белоснежные столбики — взрослые звериные; заштрихованные — старенькые звериные.
2. учение Сеченова о центральном торможении
Вопросец о рефлекторной деятель коры в первый раз был поставлен вопросец основателем российскей физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) И.М. Сеченовым в книжке » отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение»>рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) мозга» (1863 г). ОН считал, что вся деятельность человека, в том числе и психологическая (интеллектуальная), осуществляется рефлекторным методом с ролью головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Сеченов утверждал, что рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) включают 3 звена. 1-ое, изначальное звено — это возбуждение в органах эмоций, вызываемое наружными действиями. 2-ое, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их базе появляются психологические процессы (чувства, представления, чувства и т.д.), третье, конечное звено — движения и деяния человека, т.е. поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обуславливают друг друга.
Наружное торможение условного рефлекса поступает в итоге деяния новейшего раздражителя. В коре головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) при всем этом возникает новейший очаг возбуждения, который вызывает торможение имеющегося очага. Это торможение типично не только лишь для коры, да и для низших отделов центральной нервной системы, потому его именуют еще бесспорным торможением. Соответствующая изюминка наружного торможения — его незамедлительное развитие при действии мощного стороннего раздражителя Пособие по биологии для поступающих в университеты: 2-е изд.. перераб. и доп. / Н.А.Лемеза, М.С. Морозик, Е.И.Морозов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. — Мн.: Экоперспектива, 2008..
Внутреннее торможение развивается равномерно и лишь в коре (условное торможение). Условие появления — неподкрепление условного раздражителя условным. Угасание условного рефлекса — одни из видов внутреннего торможения.
В природных критериях у организмов все неподкрепленные условные иной вид внутреннего торможения — дифференцировка. Если один из раздражителей подкреплять бесспорным, а иной близкий к нему, не подкреплять, то в итоге условно-рефлекторная реакция возникает лишь на подкрепленный раздражитель. Чем больше подвижность первых действий возбуждения и торможения, тем резвее идет угасание старенькых условных рефлексов и укрепление новейших, тем лучше организм адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды.
Таковым образом, в коре происходит сложное взаимодействие действий возбуждения и торможения, при этом кора способна различать и делить отдельные раздражения (анализ) вместе с возможностью обобщать, соединять воединыжды возбуждение, возникающие в разных ее участках (синтез) Биология. Справочник абитуриента /З.А.Власова — М.: СЛОВО, Ключ-С, 2008..
Заключение
Таковым образом, можно создать последующий вывод: Специфичными чертами строения мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) человека, отличающими его от мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) самых высокоразвитых звериных, является наибольшее доминирование юных частей центральной нервной системы над старенькыми: мозга — над спинным, плаща — над стволом, новейшей коры — над старенькой, поверхностных слоев мозговой коры над глубокими Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. анатомия человека. /Под ред. Привеса М.Г. изд.8, перераб., 1974. Стр. 530..
В работе было рассмотрены разные индивидуальности нервной системы и разных возрастных групп населения.
Литература

Андронеску А. анатомия малыша. Пер. с румынского. — Бухарест, 1970.

Биология. Справочник абитуриента / З.А. Власова — М.: слово, Ключ-С, 2008.

Большая мед энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд.3-е т.4- М., 1976.

Большая мед энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд.3-е т.16- М., 1976.

Костюк П.Г. анатомия человека. /Под ред. Привеса М.Г. изд.8, перераб., 1974.