Учебная работа. Александр и Петр Бадмаевы — бурятские лекари императорского двора

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Александр и Петр Бадмаевы — бурятские лекари императорского двора

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бурятский муниципальный институт

Курсовая работа

Александр и Петр Бадмаевы — бурятские лекари правительского двора

Выполнил:

студентка 141302 группы

Будаева Ира

Проверил: Петунова А.Н.

2014

Оглавление

Введение

1. Актуальный путь Сультима (Александра) Бадмаева (1810-1873)

2. Жамсаран (Петр) Бадмаев (1842-1920)

3. Занятия тибетской медициной

4. П. Бадмаев — лекарь правительского двора

5. Общественная роль П. Бадмаева

Заключение

Литература

Введение

бадмаев лекарь тибетский медицина

Долгие годы имя Петра Александровича Бадмаева, большого ученого, основателя докторской науки Тибета в европейской части Рф, исследователя Востока, первого переводчика на российский язык фундаментального труда «Жуд-Ши» — головного управления по тибетской медицине, было незаслуженно позабыто.

Ему ставилось в вину то, что он как узнаваемый врачеватель собственного времени вылечивал членов королевской семьи, имел генеральский чин и т.п. супруга П.А. Бадмаева, Е.Ф. Бадмаева, пробовала вернуть справедливость в отношении собственного супруга. В 1950-е годы она обращалась в Министерство здравоохранения с предложением передать архивы П.А. Бадмаева, его труды, раскрывающие систему докторской науки Тибета, для опубликования. Она скончалась в 1954 г., так и не дождавшись ответа.

В 1960-годы младшая дочь П.А. Бадмаева, доктор, — Аида Петровна Гусева (по супругу) также обращалась в Минздрав и в Академию мед наук с предложением о издании трудов отца, — ответ последовал очень неопределенный. О издании рецептуры тибетских фармацевтических средств ходатайствовал наикрупнейший спец в области фармацевтических растений, доктор лекарственных наук, доктор А.Ф. Гамерман, при всем этом она докладывала, что А.П. Гусева провела значительную работу по классификации трудов собственного отца. Но эти воззвания остались без ответа.

Но времена изменялись. В 1978 г. Татарская академия выпустила сборник «Фармацевтические растения», и в числе первоисточников упоминаются два имени — П.А. Бадмаев как переводчик «Жуд-Ши» и А.П. Гусевой как создателя ряда статей о тибетской медицине, размещенных в «Научных записках Ленинградского химико-фармацевтического института». Книжка эта вышла на российском языке маленьким тиражом в тыщу экземпляров.

В 1987 году состоялось заседание Научного общества истории медицины, посвященное теме: «Тибетская медицина в Петербурге, Петрограде, Ленинграде». Докладчик, кандидат био наук, создатель ряда трудов по истории медицины Т.И. Грекова предназначила основную часть доклада братьям Бадмаевым, Александру и Петру. много хороших слов было сказано на этом заседании о Петре Александровиче: «Выдающиеся награды Петра Александровича Бадмаева длительное время замалчивались из-за его генеральского звания, близости ко двору, также из-за его типо дружбы с Распутиным. Но отысканные документы свидетельствуют о попытках П.А. Бадмаева разоблачить всесильного старца. Эти пробы, как и почти все остальные, не имели фуррора, но свидетельствуют о позиции ученого».

Цель работы: разглядеть, почему имена Александра и Петра Бадмаевых были позабыты, как в судьбе обычного бурята отразились действия, происходящие в нашей стране.

задачки:

· осветить главные этапы жизни Александра и Петра Бадмаевых;

· изучить архивные источники, документальную и историческую литературу, отыскать в их материалы, касающиеся деятель Бадмаевых;

· разглядеть их связь с императорским двором;

· разглядеть вклад Александра и Петра Бадмаевых в развитие медицины.

Чтоб глубоко провести исследование, мы употребляли последующие способы:

· работа с литературой: исследование справочных материалов и специальной литературы;

· анализ и обобщение материала.

1. Актуальный путь Сультима (Александра) Бадмаева (1810-1873)

Сультим (Александр) Бадмаев родился в улусе Табтанай Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного окрестность. отец его — Засогол Дунсуханов происходил из старого барун — хуасайского рода, переселившегося из Тугнуйской равнины Бурятии в Агинские степи. У Засогола и его супруги Бадмы было четырнадцать малышей: семь отпрыской и семь дочерей. Старшим был Сультим, который был отдан малолетним в дацанскую школу, где учился 10 лет азам индо-тибетской медицины, встал на путь лекаря. В то время как центры восточной медицины получили популярность такие дацаны, как Агинский, Цугольский и Ацагатский. Используя материалы традиционного мед сочинения «Чжуд-ши», бурятские эмчи делали пользующиеся популярностью лечебники «Дурбэн ундусэн».

Сультим Бадмаев стремительно получил призвание как качественный эмчи-лама. Молва о целебной практике Бадмаева, о «чудодейственном исцелении сородичей» получила обширное распространение в Нерчинском окружении, в степях Даурии и Аги, скоро по всему Забайкалью. К нему обращались не только лишь буряты, да и российские. Нерчинское окружное лекарское ведомство 11 июня 1852 года распространило предписание такового содержания: «Беспрепятственно дозволяется лекарю гелун-ламе Сультим Бадмаеву вылечивать собственных сородичей, не касаясь российских». Невзирая на ограничения такового рода, слава о нестандартном докторе, эмчи-ламе Бадмаеве распространилась по всей Сибири, дошла до столицы Русской империи.

Стали интересоваться личностью доктора Сультима Бадмаева и в Сибири, и в центре, Санкт-Петербурге. Во время эпидемии тифа в крае генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский прибег к помощи эмчи-лама Бадмаева, который со своими ассистентами смог локализовать страшную эпидемию, используя целительные средства тибетской медицины. Доктор И. Реман, ознакомившись с способами исцеления Бадмаева, стал жарким приверженцем исследования основ и принципов тибетской медицины, внедрения ее в мед практику Рф.

По высокому велению генерал-губернатор Н.Н. Муравьев- Амурский сделал предложение двигаться Сультиму Бадмаеву в Санкт-Петербург. В столице он прошел непростые тесты, способы его исцеления были испытаны самым серьезным образом. В 1960 году вышел вердикт, согласно которому Бадмаеву разрешено было вылечивать нездоровых в военном лазарете. При этом перед ним были поставлены твердые условия: «По высокому велению Мед департамент Военного министерства (своим решением №10182 от 3 октября 1860 года) дает Бадмаеву вылечивать нездоровых, одержимых бугорчаткой во всех степенях развития, и испытать свои средства над нездоровыми, одержимым раком в Николаевском военном лазарете под наблюдением докторов». Если эмчи Бадмаев не обоснует на практике, что его целью которого является облегчение приносит пользу, то, говорилось в решении, правительство откажет ему в мед практике.

Но твердые требования не приостановили Бадмаева, и он смог совладать с поставленными задачками, трудясь упрямо и самозабвенно. Через год, в 1861 году, выдержал экзамен на звание лекарского ассистента и ему присвоили чин с правом носить военный мундир и воспользоваться льготами военного доктора. До приезда в Санкт-Петербург он был избран членом Сибирского отделения Правительского Российского географического общества. В столице ему присвоили чин коллежского регистратора.

В 1864 году Сультим Бадмаев по его просьбе был ориентирован в Петербургскую военно-медицинскую Академию для исследования хирургии. В его жизни происходят принципиальные действия: он воспринимает православие, где ему дают имя Александр, вступает в брак с российской дамой. Начинает вести занятия татарского языка на восточном факультете Петербургского института. Сначала вел лекции безвозмездно, только с 1868 года стал получать оклад лектора.

Основным занятием С. Бадмаева являлась целебная практика по способу тибетской медицины. В 1860 году в Песках под Петербургом открыл аптеку тибетской медицины, первую в Рф и Европе. Авторитет Сультима (Александра) был довольно высочайшим посреди столичной знати. Скоро он вызвал к для себя в качестве ассистента собственного брата Жамсарана.

Александр Бадмаев стоял у истоков перевода основного трактата индо-тибетской медицины «Чжуд-ши». Он был одним из основных инициаторов его перевода, в каком участвовали педагоги института главе с доктором А.М. Позднеевым, также брат Жамсаран-Петр. Но при жизни не была реализована эта его дела стал их племянник Осор, по православию Николай Николаевич Бадмаев, выпускник Императорской Военно-медицинской Академии, в годы массовых репрессий попавший в застенки Гулага.

2. Жамсаран (Петр) Бадмаев (1842-1920)

Жамсаран был седьмым отпрыском Засогола Бадмы, бурята- скотовода средней руки. Его старший отпрыск Александр Александрович Бадмаев открыл в Петербурге аптеку фармацевтических травок и занялся личной практикой. Еще перед отъездом в Петербург он ходатайствовал перед губернскими властями, чтоб его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую традиционную гимназию, и просьба эта была уважена. Жамсаран окончил гимназию с золотой медалью. Старший брат не случаем выделял Жамсарана из других братьев: он считал его более способным. Сейчас он просил родителей отпустить Жамсарана в Петербург — ему нужен был ассистент, а в предстоящем и преемник.

Жамсаран имел резвый, любознательный сразу начал посещать лекции в Медико-хирургической академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Жамсаран был очень энергичный, компанейский парень, он везде успевал, а вечерами перенимал от старшего брата потаенны докторской науки Тибета. И этот заряд неукротимой энергии он пронес через всю свою жизнь.

Он заочно сдал экзамены в Академии и получил Право врачевания. Но, имея припас познаний европейской медицины, он решил предназначить себя и медицине тибетской. По примеру брата, он крестился и брал для себя имя Петр в честь собственного кумира Петра Величавого; отчество по имени правителя. Крестным папой его стал наследник — цесаревич, будущий правитель Александр III, в одном из писем Николаю II есть ровная ссылка на это.

По окончании института, Петру предложили должность бюрократа 8-класса в Азиатском департаменте МИД (Министерство иностранных дел — в ряде стран министерство, занимающееся вопросами внешней политики и международных отношений) Русской Империи. Он принял должность. Она была связана с поездками в Китай, Монголию, Тибет, что отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книжки «Чжуд-Ши» — головного управления по исследованию докторской науки Тибета. По словам старшего брата, рукопись представляла собой длинноватые манускрипты, которые читать следовало не слева вправо, а сверху вниз.

В Министерстве зарубежных дел он проработал до 1894 года. Деятельность П. Бадмаева в этом Министерстве была тесновато связана с наружной политикой Рф на Далеком Востоке. Он побывал в Монголии, Китае и Тибете. Ему было присвоено звание реального статского советника. Кульминационным моментом является внимание на открывающуюся в связи с ее строительством историческую перспективу и считал нужным сооружение жд ветки от Байкала через Монголию к Ланьчжоу (провинция Ганьсу в Китае). Бадмаев писал, что Ланьчжоу является ключом к Тибету, Монголии, Китаю. Сооружение данной для нас жд ветки приведет к усилению в этом регионе российского воздействия. Идею укрепления позиций царизма методом жд строительства в Монголии и Китае поддерживал министр денег С.Ю. Витте.

Пользуясь поддержкой влиятельного графа С.Ю. Витте, в 1891-1897 годах П.А. Бадмаеву удалось получить из казны два миллиона рублей золотом для сотворения конторы «Торговый дом Бадмаева «. Эта коммерческая организация занялась основанием большого скотоводческого хозяйства в Бурятии и Монголии, арендой земель у бурят и монголов, закупкой верблюдов для перевозки грузов и открытием торговых лавок. С 1895 года Бадмаев начал издавать газету «Жизнь на Восточной окраине» на татарском и российском языках. Эта газета являлась первой бурятской прессой, издававшейся в Забайкалье и пользовавшейся определенной популярностью посреди представителей бурятского общества. В газете уделялось существенное внимание развитию хозяйства и культуры, торговли и быта бурят, всего населения Забайкалья, свету вопросцев экономики, культуры, торговли народов Монголии, Китая и Тибета.

Из-за нехватки средств и денежных затруднений КомпанияП. Бадмаева закончила свое существование в 1907 году. П. Бадмаев продолжал интенсивно выступать как общественно-политический деятель, участвовал в работе разных публичных организаций. По убеждению он был приверженцем монархии. Опубликовал ряд работ по вопросцам наружной политики Рф на Азиатском материке.

П.А. Бадмаев решительно поддерживал собственных сородичей в их борьбе за сохранение за ними «породных земель». Сначала 20 века забайкальская администрация пробовала вынудить бурят «закончить бродячий образ жизни и перейти к оседлому занятию земледелием». Буряты всячески противились этому. Стали выбирать уполномоченных в Пекин и Петербург. В Пекине они заботились о разрешении переселиться им из забайкальских степей в Монголию. В Петербурге гонцы сетовали на читинских админов. П.А. Бадмаев совместно с бурятскими нойонами ходатайствовал перед сударем о приостановлении земляной и административной реформ в Забайкалье. Бурят оставили в покое и дали им жить, как они желали.

3. Занятия тибетской медициной

Крайнее десятилетие собственной жизни П.А. Бадмаев предназначил тибетской медицине.

Обычный способ диагностики — когда доктор осматривает хворого, слушает, ощупывает, отправляет на анализы, на рентген и т.д. Вследствие что и ставит диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании). 2-ой метод, который предпочитает докторская наука Тибета (не отрицая первого), состоит в методике расспроса хворого о его чувствах опосля принятия еды, настроении, наклонностях, также в применении пульсовой диагностики. И если европейский доктор может только констатировать, скажем, воспаление (воспаление — сложная местная реакция организма на повреждение) аппендицита либо повышение печени, в конце концов, возникновение неоплазия, то тибетский доктор может предсказать возникновение данной для нас кожи, выражению глаз, голосу, пульсации поставить диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании).

Тибетские лекарства различаются тем, что они не имеют противопоказаний и не вызывают никаких побочных явлений. Они стопроцентно исключают применение химикатов. В их состав входят основным образом травки, произрастающие в Агинской степи, Монголии, Тибете, также плоды деревьев и минералы.

Предназначение этих фармацевтических средств состоит не в том, чтоб уничтожить какие — то вредные бактерии, а в том, чтоб посодействовать организму самому перебороть их. Лекарствами могут быть и яблоко, и стакан незапятанной воды. П.А. Бадмаев считал, что лекарством служит само окружающее нас место, коль скоро наш организм нуждается в нем.

Он занимался докторской практикой, переводом на российский язык и изданием работ по тибетской медицине. Он в совершенстве знал традиционные письменные тибетский и татарские языки, имел европейское мед образование, основательно исследовал принципы тибетской медицины. Все это позволило ему перевести с тибетского языка на российский основной трактат тибетской медицины «Чжуд-ши».

Это был 1-ый перевод на российский язык этого большого традиционного сочинения. В иной собственной работе Бадмаев объектом собственного внимания выбирает главные разделы тибетской медицины (патология, терапия (Терапия от греч. [therapeia] — целью которого является облегчение, оздоровление), хирургия, фармакология и т.д.), ассоциирует их с главными принципами европейской медицины.

Докторская практика П.А. Бадмаева в Петербурге по тибетской медицине воспользовалось большенный популярностью. У него лечились представители самых разных сословий, но до этого всего русская интеллигенция, министры и придворные сановники.

О этом свидетельствуют статья о нем, помещенная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вышедшей в 1891 г.

В четвертом томе о Бадмаевых сказано: «Бадмаевы — два брата, буряты, Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого языка Санкт-Петербургского института в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев — младший брат и воспитанник предшествующего, родился в 1849 г.

Обучался в Медико-хирургической академии и получил Право докторской практики. Вылечивает все заболевания какими-то особенными, им самим сделанными порошками, также травками; невзирая на издевки докторов, к Бадмаеву стекается большущее количество нездоровых». Если энциклопедия вышла в 1890-х годах, то составлялась она в 1880-х.

4. П. Бадмаев — лекарь правительского двора

По мере того как росла его слава, Бадмаева стали приглашать во дворец, обычно к одной из величавых княжен, дочерей царя. время от времени во время посещения доктора возникал правитель Николай II, которого Петр Александрович знал еще в молодом возрасте. Потому считал вероятным обращаться к нему с письмами. А именно, он сетовал царю на припирания бурят при министре внутренних дел Плеве, запретившем им вести бродячий образ жизни. Но он отстоял право бурят скитаться по Агинской степи, хотя Плеве и угрожал выслать его в Архангельск. По свидетельству секретаря Бадмаева Е.И. Вишневского, Петр Александрович в ответ на эту опасность отослал министру письмо, в каком была фраза: «Что касается Архангельска, то я поеду туда только совместно с Вами». По отзывам тех, кто лично знал П.А. Бадмаева, он был весьма смелый человек.

В 1925 году вышла книга «За куллисами царизма» с подзаголовком «архив тибетского доктора Бадмаева». Там есть его письмо царю и по поводу взяток и с упреками, в том числе за поражение Рф в русско-японской войне. Дед постоянно был на стороне гонимых. А когда гонимым стал его привилегированный класс в революции 1917 г, он не примкнул к победителям, к большевикам, а остался верен своим монархическим взорам и, кажется, не скрывал этого, за что и пострадал: его несколько раз арестовывали и сажали в кутузку. В те лихие времена монархиста, да к тому же бывшего генерала, могли и расстрелять. Но всякий раз его выручали пациенты, посреди которых были и большевики, члены РСДРП со денька основания партии. Известен вариант, когда его из кутузки высвободила группа вооруженных матросов, пришедших к нему на прием. Ему было тяжело смириться с новейшей властью. И на восьмом 10-ке лет в нраве его жила та же неукротимость, характерная ему всю жизнь. У него и с прежней, королевской властью случались конфликты. В 1916 г. он изгнал из собственного дома на Поклонной министра внутренних дел А.Д. Протопопова, хотя знал, что Протопопов может убрать его при помощи скрытых агентов под видом скажем, разбойного нападения (Это делалось во все времена.). Но на иной денек, по требованию такого же Петра Александровича, Елизавета Федоровна ездила просить прощения к Александру Дмитриевичу. При всем этом Бадмаев произнес так: «Передайте мои извинения моему пациенту. Может опять приехать. Министра я могу ругать, а хворого — не вправе…» Протопопов был болен тяжеленной наследной заболеванием, от него отказались европейские докторы.

5. Общественная роль П. Бадмаева

вместе с сиим П.А. Бадмаев удачно занимался благотворительно-просветительской Деятельностью. Организовал на восточном факультете Петербургского института две стипендии для бурят.

к примеру, его стипендиантом был Г.Ц. Цыбиков, ставший потом известным ученым и путником. П.А. Бадмаев содержал в Петербурге свою гимназию, где учились бурятские мальчишки. Он обращался с ходатайством о открытии 5 мед семилетних школ при дацанах для бурятского населения Восточной Сибири. Ему разрешают открыть две мед школы для бурят и одну для калмыков.

Заключение

Итак, перед нами большая фигура, наделенная талантом и выдающимися возможностями. Петр Александрович Бадмаев имел институтское и высшее мед образование. Работал бюрократом Министерства зарубежных дел, лектором института, вел многолетнюю докторскую практику, переводил и комментировал труды по тибетской медицине (с тибетского и татарского языков на российский язык). Перу его принадлежат труды по общественно-политическим и торгово-экономическим нюансам, дилеммам забугорного Востока, Монголии, Китая и Тибета. Как следует, П.А. Бадмаев занимался исследовательской работой, исследованием Востока и занес определенный вклад в востоковедческую науку, в тибетологию и монголоведение. До этого всего, он незаурядный практик и теоретик докторской науки Тибета (тибетской медицины). П.А. Бадмаев имеет награды в защите интересов бурятского народа от засилья королевского режима, в просвещении бурят.

Научная биография П.А. Бадмаева еще не написана. на данный момент его доброе имя реабилитировано. Нестандартны судьба и личность этого человека, прибывшего в Петербург из глубины бурятских степей и ставшего обширно образованным исследователем и доктором. До этого всего, внимание научной общественности завлекает его разносторонняя деятельность в области тибетской медицины. Спецы считают, что исследования и советы П.А. Бадмаева по сохранению здоровья в разных экологических критериях, в том числе экстремальных, не имеют для себя равных. Его переводы и трактовка «Чжуд-ши», основного управления по тибетской медицине, были изданы издавна, но только отчасти. Бадмаевский перевод третьей книжки «Чжуд-ши» совершенно не издавался и хранится в архиве его внука, писателя Б.С. Гусева.

Изданная в 1925 г. книжка В.П. Семенникова «За кулисами царизма (архив тибетского доктора Бадмаева)» содержит характеристику деятель П.А. Бадмаева. Он тут обрисован как политический аферист и чуток ли как не шарлатан. Но » содержащий в данной для нас работе обеспеченный фактический материал дозволяет гласить совсем беспристрастно о оборотном — о яркой личности, занимавшейся политической, публичной и научной Деятельностью, активной докторской практикой.

П.А. Бадмаев, как ученый ориенталист и доктор тибетской медицины, также публичный деятель, должен занять подобающее ему пространство в истории Бурятии и Рф.


Литература

1. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная Политика царизма в Забайкалье в ХIХ и начале ХХ веков. — Улан-Удэ, 1957

2. Гусев Б. Петр Бадмаев. Крестник правителя, доктор, дипломат. — М., 2000

3. Кузьмин Ю.В. Потаенны доктора П.А. Бадмаева. — Иркутск, 2003

4. Лукоянов И.В. Восточная Политика Рф и П.А. Бадмаев // Вопросцы истории. — 2001. — №4. — С. 111-126

5. Народы Бурятии в составе Рф: от противоборства к согласию (300 лет Указу Петра I). — Улан-Удэ, 2001

6. Семенников В.П. За кулисами царизма (архив тибетского доктора Бадмаева). Л., 1925

7. Чимитдоржиев Ш.Б., Михайлов Т.М. Выдающиеся бурятские деятели 18-начало 20 века. Выпуск 1. Улан-Удэ, 1994 г. С. 58-62

8. Чимитдоржиев Ш.Б. Выдающиеся деятели — выходцы из хори-бурят. Улан-Удэ, 2002, С. 156-160


]]>