Учебная работа. Антропология болезней русского Севера
Введение
1. Здоровье фермеров в системе жизнеобеспечения
1.1 Демографическая ситуация
1.2 Санитарно-бытовые условия жизни фермеров
2. Заболевания на российском севере
2.1 Взрослых и малышей
2.2 Отношение к работоспособности»>заболевания
3. Народная медицина
3.1 Классические мед практики
3.2 Религиозные практики
3.3 Деревенские лекари
3.4 Больничное приложение
Введение
Актуальность темы исследования.
Здоровье фермеров в системе обеспечения содержит в себе разные эмпирические познания, приемы и методы диагностики, средства предотвращения развития и профилактики болезней, которые основываются только на способностях людского организма. Это неоценимое богатство не только лишь всякого человека, да и всего общества. Экология и здоровье человека — одна из животрепещущих заморочек, к которой привлечено внимание общественности. Народная медицина — важная форма мед познания. Ее значимость состоит в том, что богатейший опыт народа стал основой для зарождения медицины научной. Не считая того, приемы и способы исцеления с помощью народной медицины, сохранившись до наших дней, отыскали обширное применение в лице народных врачевателей.
В протяжении почти всех веков главной и единственной задачей докторов было вылечивать нездоровых. В медицине возникла новенькая точка зрения: нужно не только лишь вылечивать, да и предупреждать работоспособности»>заболевания. Отметим также, что в наше время почти все люди почаще всего обращаются к опыту собственных протцов, который содействовал размеренному существованию, как отдельных индивидов, так и этноса в целом. Всеохватывающее исследование здоровья фермеров может посодействовать в разработке общих методических советов по исследованию парадокса обычных мед практик и их роли в обществе.
Почти все исследования, направленные на исследование крестьянского сословия, посвящены последующим тема: соц структура села, духовная жизнь деревни и правосознание ее обитателей. В то время трудности питания, состояние здоровья населения, также мед практики остаются без подабающего внимания. В данной работе делается попытка их исследования.
Для сохранения и поддержания здоровья людей большущее значение, имеют условия существования, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются соц строем общества. В итоге соц строй описывает уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, длительности жизни населения. Эти причины в свою очередь оказывают положительное либо отрицательное воздействие на социально-экономический прогресс общества. Почти все люди в наше время все почаще обращаются к опыту собственных протцов, который содействовал размеренному существованию, как отдельных индивидов, так и этноса в целом.
Есть два рода заболеваний. Одни происходят от инфецирования бактериями и вирусами, проникающими в организм снаружи — это заразные заболевания . А остальные появляются большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неверного питания.
Здоровье фермеров в системе жизнеобеспечения включает себя разные эмпирические познания, приему, средства предотвращения и развития и профилактики болезней, которая базируется на ресурсах окружающей среды. Народная медицина — важная форма мед познания. Ее значимость состоит в том, что опыт народа стал основой для зарождения медицины научной. Не считая того, приемы и способы исцеления с помощью народной медицины, сохранились до наших дней, и используются народными врачевателями.
Почти все исследования, направленные на исследование крестьянского сословия, посвящены последующим дилеммам: крестьянского сословия, посвящены последующим дилеммам: крестьянское Создание, соц структура села, духовная жизнь деревни. В то время как трудности питания, состояние здоровья населения остаются без внимания. В данной работе делается попытка их исследования.
Изучая жизнь фермеров Российского Севера, мы вовлекаем в исследовательский процесс ряд практически неизученных источников. Не считая того, по этой теме нет обобщающих сведений. Наше исследование является попыткой всеохватывающего анализа заболеваний и народной медицины фермеров на Российском Севере. В этом и заключается новизна работы.
Объектом исследования антропология заболевания в крестьянском социуме и мед практики, которые рассматриваются как комплекс мероприятий (целительных и профилактических), направленных на поддержание здоровья.
Предмет исследования — воздействие заболеваний на демографическую ситуацию, также распространение мед обычных практик в социокультурном пространстве Евро Севера в целом.
Цель дипломной работы заключается в исследовании заболеваний, которые обхватывали Российский Север в исследуемый период и исследование обычных мед практик в жизни российских фермеров на Российском Севере. В согласовании с целью определяются последующие задачки:
— исследование демографической ситуации на Российском Севере
— исследование обстоятельств заболеваемости фермеров
— становление обычных взглядов на предпосылки появление заболеваний и выявление самих заболеваний
— рассмотрение представлений о болезнях
— описание обычных способов исцеления и предупреждения заболеваний.
Источниковедческую базу можно представить несколькими группами:
1-ая группа представлена . тут выделим материалы этнографического бюро князя В.Н.Тенишева, исследования российского народного врачевания М. Д. Торэн, также труды Г.И.Попова, С.В.Максимова в области народной медицины. Раздельно отметим . Разные публикации этнографического нрава можно повстречать на страничках газеты « Вологодские губернские ведомости», журнальчик « Наш Север» за период 1883-1917.
Вторую группу представляют . В рамках данной группы отметим отчетные материалы: медико-топографические отчеты докторов, медико-хозяйственные отчеты, отчеты докторов Вологодской губернской земской поликлиники за 1904-1908 г.
Третью группу составляют . В исследование вовлечены учетно-статистические материалы, выставленные в виде первой всероссийской переписи населения 1897 года, врачебно-санитарных обзоров губернии за 1902-1903 и 1908-1914.В рамках данной группы отметим отчетные материалы: медико-топографические отчеты докторов, медико-хозяйственные отчеты, отчеты докторов Вологодской губернской земской поликлиники за 1904-1908 г.
представлена нами последующими способами:
— историко-сравнительный нами применен для сопоставления устройств конфигурации здоровья фермеров, оценки демографической ситуации и т.п.
— многофункциональный, отдал возможность выделить элементы классической народной медицины использования целительных травок;
— учетно-статистический способ употреблялся для определения полной картины заболеваний и явлений для обобщающей свойства всей их совокупы и отдельных групп, выявления и исследование массовых статистических закономерностей.
— мы обратились к типологическому способу для установления сходств и различий в системе жизнеобеспечения фермеров.
— количественный способ, отдал возможность установлению количества болезней в исследуемый период в классическом крестьянском социуме.
определяются сложившейся этнокультурной ситуацией в XVIII — XIX века. Это время, когда обычная культура оформилась совсем. Нижняя граница конец XVIII века обоснована сохранностью источников и наличием историографической базы по этому периоду. При исследовании которой есть возможность, выявить демографическую ситуацию исследуемого периода и сопоставить с данными начала 20 века и на этом основании создать выводы.
Верхний временной предел разъясняется тем, что с установлением русской власти происходит смена уклада жизни фермерской семьи, потухает Энтузиазм к народной медицине, и развивается сеть мед учреждений, которая сменила со временем институт знахарства.
Историография. болезнь мед российский север
В становлении историографии обозначенной трудности можно выделить три периода: дореволюционный, русский, современный — любой из которых различается от остальных качеством и количеством размещенных работ, методиками и приемами исследования, введенными в оборот источниками, также проф статусом исследователей.
отметим общероссийские работы Г.И.Попова [57], М. Д. Торэн [63], С.В Максимова[48], посвященные народной медицине. Труд Г.И.Попова ценен тем, что в нем отобраны и систематизированы факты действия на человеческий организм как оптимальных, так и иррациональных средств народной практики. В сборнике статей С.В.Максимова собраны почти все уникальные и самобытные поверия российского народа. М.Д. Торэн — знатный ученый в области исследования российского народного врачевания. Широкий круг источников, обеспеченный полевой материал, широкий круг рассматриваемых заморочек — все это лежит в базе ее работы, размещенной в 1996 году. Труд С.И.Дмитриевой весьма полезен тем, что находящиеся в нем материалы являются необычным этнографическим источником, содействующим решению таковых заморочек, как историко-культурное развитие северно-русского населения, региональная специфичность Российского Севера.
К группы дореволюционных также следует отнести работы М.Капустина[43 ], З.Г.Френкеля [66 ], И.И.Молесона [ 51], М.Б.Мирского[ 50 ], касающиеся земской медицины и организации врачебно-санитарного дела. Во всех этих работах огромное внимание уделяется вопросцам организации земского здравоохранения, становления системы мед обслуживания населения. В книжке З.Г.Френкеля приведена состояния земского здравоохранения в Рф. Весьма принципиально то, что создатель не попросту констатирует факты, но стремится рассматривать статистические данные. Особо отметим И.И. Моллесона.В собственном исследовании он писал, что общество обязано стремиться не к исцелению отдельных личностей, а к уменьшению заболеваемости и смертности в широких масштабах.
Список представлен таковыми исследователями, как: Н.А.Иваницкий[ 41 ], В.И.Орнатский [56 ],П.Грязнов[32],А.А.Шустиков[67]. В этих работах мы лицезреем подробное описание жизни и быта фермеров. Отметим также, что все работы перечисленных выше исследователей соединены с каким-то определенным регионом. А. А. Шустиков изучил Кадниковский и Вельский уезды, В.Т.Попов обрисовал быт населения Кокшеньги. Диссертация В. И. Орнатского, представлена в виде глубочайшего исследования санитарного состояния Вологды. И естественно же, для нас представляет большенный энтузиазм базовый труд Н.А.Иваницкого, в каком содержатся любознательные сведения о быте и характерах народа.
Исследованием народонаселения Российского Севера занимались В.А.Попов [57], А.Е.Мерцалов [53 ].Их труды отличались описанием какого-нибудь 1-го источника.
В целом, отличительной индивидуальностью дореволюционных работ являлся широкий ареал исследования, постепенное вовлечение в оборот комплекса источников.
Из списка русских работ выделим работы историка М.Б.Мирского [50], этнографов М.В.Витова [29], П Лашука [46],демографов А.Г.Волкова [30].Для начала отметим, что общей чертой для всех работ является глубочайший анализ заморочек имеющихся, введение в оборот новейших понятий. Основным делом недолговременной жизни М.В.Витова сделалось историко-этнографическое и антропологическое исследование Евро Севера. Его работе характерна оригинальность и тщательность анализа, Л.П Лашук интересовался неуввязками этнографического исследования народов Евро Севера. В собственных исследовательских работах он употреблял полный системный подход к этнической истории народа.
Благодаря русским демографам, а именно А.Г.Волкову, началось воплощение расширенной разработки данных текущей статистики, что позволило проводить, наиболее детализированный анализ демографической ситуации и учить индивидуальности демографических действий в различных группах населения.
Раздельно выделим данного периода. Сюда можно отнести Н.В.Ильинского [42], Л.Н.Турупанова [64], А.М.Рабинович [60]. Они все посвящены народным способам исцеления заболеваний. Работа Н.В.Ильинского является сборником фармацевтических травок, произрастающих на местности губернии. Это пособие, повествующее нам о том, какие части растения стоит собирать, как верно их собирать, в какое время года. Работа Л.Н.Турупанова посвящена людям, оставившим приметный след в области здравоохранения Вологодского края. Труд А.М.Рабиновича весьма ценен для нас. В книжке даны описание растений, методы их выкармливания и переработки, правила хранения фармацевтического сырья. По любому виду представлена полная ботанико-морфологическая черта, хим состав, мед
Современные работы различаются новизной работы заморочек, методик и походов. принадлежат последующим создателям: С.В.Лурье [45 ], Н.Е.Мазаловой [47 ]. С.В.Лурье знакомит читателя с этнологическими сведениями, касающимися устройств функционирования этносов, действий адаптации к меняющейся социокультурной среде. Не считая того в работе предложена особенная специфичность внедрения экологических подходов в исследовании. Монография Н.Е.Мазаловой посвящена народной концепции людского тела, его строения и жизнедеятельности в традициях российских.
Раздельно отметим общеисторическую работу Б.Н.Миронова [49], в какой описаны разные демографические процессы и трудности. Подчеркнем, что это 1-ое в мировой историографии обобщающее исследование социальной истории Рф периода Империи. Создатель разглядел круг заморочек, касающихся социальной структуры населения.
Посреди этнографов выделим И.В.Власову [59], А. А. Желтова [36;37], В.Б.Безгина [22], Г.В.Власова [27], С.И.Дмитриеву [35]. Все эти работы посвящены исследованию фермеров. И.В.Власова в собственной работе разглядела вопросцы, связанные с этнической историей, вещественной культурой, семейным бытом. Т.А.Воронина затронула делему питания населения губернии. труд С.И.Дмитриевой весьма полезен тем, что находящиеся в нем материалы являются необычным этнографическим источником, содействующим решению таковых заморочек, как историко-культурное развитие северно-русского населения, региональная специфичность Российского Севера. В.Б. Безгин большущее воздействие в собственных работах уделил санитарно-гигиеническому состоянию фермерской среды. Эту среду обрисовал и А.А.Желтов, рассматривая ее связи с неуввязками здоровья населения.
Завершая историографический обзор, отметим, что жизнь и быт фермеров не один раз становились предметами исследования деталей науки. Мы, в свою очередь, делая упор на широкий комплекс размещенных архивных материалов и работы местных краеведов, попытаемся изучить делему, заявленную в теме выпускной квалификационной работы.
Таковым образом, мы сформировали структуру нашего исследования.
В первой главе речь идет о состоянии здоровья фермеров на Российском Севере. тут тщательно разобрана демографическая ситуация в губерниях в конце XIX начала XXвв, исследованы предпосылки, способствовавшие появлению и развитию тех либо других заболеваний, исходя из что определены главные группы заболеваний, которые были всераспространены в данный период в обозначенном регионе.
2-ая глава посвящена заболеваниям, эпидемиям распространявшимся в исследуемый период. тут внимание уделено заболеваниям малышей т.к они составляли большенный процент заболеваемости. Смертность была чуток меньше рождаемости, потому можно прийти к выводу значимости кропотливого разбора.
3-я глава посвящена народной медицине. Тут основное внимание уделяется оптимальным и иррациональным способам исцеления заболеваний. Также анализируется отношение фермеров е неофициальной и официальной медицине.
1. Здоровье фермеров на российском севере
1.1 Демографическая ситуация
Под Русским Севером обычно предполагается широкая земля на севере Европейской части страны, включающая в себя земли сегодняшних Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми. К Русскому Северу в прошедшем относилась и Вятская земля (сегоднящая Кировская область), также относящийся сейчас к Уралу Пермский край. Этот край лежит в бассейнах рек Северной Двины, Онеги, Мезени, Печоры, и широкого края озер, посреди которых Ладожское, Белоснежное и Онежское. Упирается Российский Север в моря Северного Ледовитого океана. В силу отдаленности от Атлантического океана климат Российского Севера — самый грозный в Европе.
О людях, живущих в изучаемый период на местности Российского Севера, мы можем судить исходя из данных первой и единственной переписи населения королевской Рф 1897 года— это был самый подробный анализ и комплексный. Безусловн, ее истории XIX века. Управляющий Центральным Статистическим Комитетом Н.Тройницкий откликался о ней последующим образом « 1-ая всеобщая перепись населения Русской империи, приуроченная к 28 января 1897 года, отдала в первый раз на всем земном шаре собрать сразу на пространстве одной 6-ой части земной поверхности огромный и ценный материал, относящийся к географическому распределению, возрастному, вероисповедательному и этнографическому составу населения, его занятиям, бытовым особенностям и т. д.» [5,с.1].
До этого чем перейти конкретно к анализу данных переписи, отметим его значимость. Воззвание к дилемме разъясняется необходимостью уяснения главных тенденций в структуре населения. Мы лицезреем, что согласно переписи населения 1897 года, в Вологодской губернии насчитывалось 1 341 785 обитателей (из их мужского пола -635 664), дамского -706 121). Население было в большей степени сельским, в городках проживало 62 982 чел. Вологодская губерния была весьма бессчетной, что не скажешь про Архангельскую губернию, где население было меньше в 5 раз. Так по обработанным данным переписи населения 1897 года в Архангельской губернии насчитывалось. По переписи 1897 г. население Архангельской губернии достигало всего 346,5 тыс. обитателей. Благодаря сиим данным можно прийти к выводу, что Вологодская губерния была фаворитная по численности населения в городках. [12,с.200].
Население на Российском Севере вынуждено было находить новейшие места жительства, и потому постоянны были передвижения. Это появлялось из-за того, что работы не хватало, а фермеры нуждались в неизменном и временном заработке. Формирование городского населения за счет притока снаружи наложило определенный отпечаток на его структуру. Если в XIX веке количество дам превышало число парней, то сначала XX века ситуация приметно поменялась — мужское население в городках сделалось преобладать над дамским. Данный факт разъясняется тем, что фермеры прибывали на работу в город почаще всего без семей и чуток позднее, порвав все связи с деревней, устроившись в городке, перевозили сюда собственных родных. Этнический состав населения Вологодской губернии к концу XIX века началу XX становился достаточно однородным. По результатам переписи населения российские в Вологодской губернии составляли 91,23%.Зыряне, численность которых по отношению к всеобщей массе населения составляла 8,57 преобладали в Устьсысольском уезде, где на их долю приходилось 92,3% всего населения, и в Яренском уезде, где они составляли 68,9 % всех обитателей. В других уездах их число было очень незначимым. Все остальные народности, встречались на местности губернии только в единичных вариантах [5,с.6]. Преобладающим сословием в Вологодской и Архангельской губернии были фермеры (98,10%). Дальше следовали мещане (2,53%). Фермеры преобладали и в городках. По данным Б.Н.Миронова, таковая ситуация разъясняется, с одной стороны, миграционным оттоком значимой части населения за ее пределы, с иной — размеренной потерей за крайние годы. На основании итогов переписи населения 1897 года можно найти половой состав населения губерний. На Российском Севере в губерниях преобладали дамы, при этом это доминирование было типично для всякого уезда. В целом для губернии было типично доминирование малышей до 10 лет, большая часть которых проживала в сельской местности. В городках можно следить высочайший процент обитателей, в большей степени парней последующих возрастных групп: от 10-19 и 20-29 лет. Это конкретно соединено с отхожими промыслами. Отметим и то, что у дамского населения (в отличие от мужского) переходы от 1-го возраста к другому поочередные.
Важной чертой половозрастного состава населения является средний возраст обитателей. Таковым образом, мы можем судить о средней длительности жизни населения. Например, средний возраст населения мужского пола Вологды в 1897 году равен 26,5 года, женского-30,4 года. Из этих характеристик можно прийти к выводу, что женское население во все время преобладало над мужским.
Характеристики рождаемости и смертности были высочайшими. В период с 1897-1906 г. количество родившихся и погибших приблизительно идиентично.
Рождаемость в Вологодской губернии отражена в таблице. тут приведены данные переписи населения 1897 года[5,с.20].
Таблица 1
Рождаемость в Вологодской губернии в 1897г (чел.)
В губернии
В городках
В уездах без городов
М
Ж
М
Ж
М
Ж
21112
21165
794
752
20318
20413
Источник: 1-ая всеобщая перепись населения Русской империи 1897 г./ Под.ред Н.А.Тройницкого.Т. VII. Вологодская губерния. Тетрадь 2.СПб.,1904.
Анализируя данные таблицы, недозволено не отметить то, что большая часть новорожденных приходилась на сельскую местность. Что все-таки касается принадлежности к тому либо иному полу, то тут особенной различия не было.
Соотношение родившихся мальчишек и девченок было приблизительно схожим. Основываясь на данных все той же переписи населения, отметим, что высочайшая рождаемость была свойственна для Вологодского уезда. характеристики смертности в губернии повсевременно изменялись, зависимо от вспышек эпидемических болезней. Высочайшая смертность была больше свойственна для крестьянских и мещанских семей, чем для чиновников и духовенства [49]. В общей картине смертности преобладала детская смертность. Малыши до 1 года были подвержены ей в основном. Например, в 1900 году в Кадниковском уезде 40% малышей умерло, не дожив до года [57,с. 28]. Все это являлось следствием отвратительного ухода и неверного вскармливания. Детская смертность в фермерской среде увеличивалась в летнюю пору, когда мамы были заняты на полях, навечно уходили из дома и оставляли малышей без присмотра. 1-ая причина смертности малышей заключается в том, что при большем количестве выживших малышей — при схожей рождаемости — требуется больше усилий по их воспитанию, а это приводит к ограничению потомства. С иной стороны, чем выше детская смертность, тем короче — при отсутствии сознательного контроля — интервалы меж родами: если ребенок погибает в 1-ые месяцы жизни, вскармливание материнским молоком прерывается, и последующая беременность становится вероятной. 3-я причина заключается в том, что ограничение рождений содействует наилучшему уходу, а означает, сама по для себя является независящим условием увеличения выживаемости. Таковым образом, детская смертность и рождаемость тесновато соединены меж собой: если меняется одна, то обязательно меняется и иная. Процессы сотворения и поражения человечьих ресурсов, настолько бурно протекавшие в период воспроизводства обычного типа, недозволено разглядывать по отдельности: они неразрывно сплетены.
Ни одно общество не в состоянии могли быть прокормить то большущее число малышей (8—10), которое рождали дамы в XIX в., если б детки не погибали тоже в большом количестве. На первом году жизни в конце XIX века на Европейском Севере дохнуло практически 30% мальчишек, в том числе 35% у российских, а до 6 лет доживало соответственно 56% и 50% новорожденных. Посреди XIX в. эти характеристики были еще ужаснее [49]. Это был некий механизм: детки рождались, чтоб умереть, и, чем больше рождалось малышей, тем больше дохнуло, а чем больше дохнуло, тем больше рождалось. Высочайшая рождаемость и смертность — две стороны одной медали, они стимулировали друг дружку. Если б малышей рождалось меньше, они получали бы наилучший уход и их, непременно, меньше бы дохнуло. Не случаем, наверняка, что чем выше был порядковый номер рождения (начиная с третьего малыша), тем меньше было у малыша шансов выжить: верное свидетельство завышенной смертности в многодетных семьях
В особенности высочайшей была детская смертность. Практически одна третья часть малышей дохнула на первом году собственной жизни, чуток наиболее половины малышей доживало до 5 лет. Высочайшая рождаемость вроде бы провоцировала высшую детскую смертность, и напротив. Но ситуация равномерно изменялась в наилучшую сторону из-за увеличения мед обслуживания не только лишь в городках, да и в сельской местности. И детская смертность снизилась. В 1908 — 1911 года детская смертность на первом году жизни уменьшилась на 17%. А детская смертность до 5 лет на 14 %.
Характеристики смертности приметно сокращались, за счет улучшения санитарного состояния уездов. Но, невзирая на это, средняя длительность жизни фермеров составлял всего 30 лет [56,с.3]. естественный прирост населения составлял 1,5 %.
Таковым образом, на основании анализа демографической ситуации в Вологодской и Архангельской губерниях выявлены последующие тенденции. В исследуемый период население губернии являлось в большей степени сельским, при этом распределено оно было очень неравномерно. Отдаленные уезды губерний занимали более необъятные местности и были менее заселены.
Уровень рождаемости увеличивался раз в год. Большая часть новорожденных приходилась на сельскую местность. Половой состав населения губерний характеризовался доминированием дам над мужиками. Это гласит о гендерных диспропорциях.
исследование демографической ситуации показало, что демографические трудности в губерниях — сокращение численности населения, ухудшения его структуры, являлись более наточенными. Грозные условия жизни на севере, угрозы морского плавания, значимая удалённость от центральных русских земель сформировали на Севере особенный тип российского человека.
1.2 Санитарно-бытовые условия жизни фермеров
Условия жизни фермеров XIX- начале XX века были очень неблагоприятные. Можно выделить группу причин, оказавших воздействие на здоровье фермеров. Это последующие причины: общая эпидемиологическая обстановка (неизменное присутствие возбудителей болезней в окружающей среде), несоблюдение простых правил гигиены, грубое, скудное питание, тяжкий крестьянский труд и локальный климат жилья. Такие условия были не всюду, т.к в имеющихся источниках, как правило, фиксировались почаще лишь негативные черты быта. Мы можем представить, что реальная ситуация была несколько мягче, чем описывается в источниках. Обычно фиксируются не классические представления о жилье и среде, что вызывало удивление, у современников, проводивших то либо другое описание.
Условия жизни, тщательно обрисовывали в собственных отчетах земские санитарные докторы. Но не только лишь докторы, но также и статистики, имевшие возможность следить условия проживания данного слоя населения, отмечали, что картина крестьянского быта была неутешительной. Огромное внимание врачи уделяли антисанитарному состоянию уездов.
При описании санитарных критерий села и деревни, одной из самых принципиальных являлось заморочек, являлось состояние улиц, которые были очень загрязнены. Санитарно — эпидемический доктор С.Ф.Галюн в собственном отчете отмечал « обилие» навоза на улицах, который скапливается за зиму, а по весне, в период таяния снега, впитывался в почву либо стекал вкупе с талой водой в реки либо ручьи. Не считая того, он отмечал, что улицы мелись изредка, раз в недельку в летнюю пору, ну и то лишь к огромным праздничкам [33,с.14].
Условия водоснабжения, как в городке, так и в деревне были далеки от эталона. Воду для питья фермеры брали из колодцев, которых иногда было 2-3 на всю деревню. Около их нередко накапливалась вода, которую пил скот. Все это гласило о очень неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.
Жилье крестьянина также не отвечало санитарным нормам, являясь источником распространения разных зараз и болезней. В обыкновенной фермерской среде грязно и сыро, воздух тяжкий. В доме водятся блохи, клопы, тараканы. Фермеры считали, что насекомые созданы Богом к наилучшему, на пользу дела. Вот что писали корреспонденты Тенишевского бюро о температурном режиме крестьянского жилья: « Если изба отлично держит тепло, то температура тут часто бывает положительная банная, и только разбавляется струями прохладного воздуха, вырывающимися через повсевременно открытую дверь» [58]. Самым действенным методом избавления от тараканов в жилых и хозяйственных помещениях — вымораживание в зимнюю пору. Употребляли и обратное средство — крутой кипяточек либо жаркий пар, пускаемый струей «из железного сосуда вроде чайника, с длинноватым узким носиком». Рекомендовалось через любые три недельки заливать черные углы, щели, трещинкы кипяточком [35]. Посреди простонародья стабильно преобладало Мировоззрение, что таракан — мирное и безопасное существо, и там, где он водится, «и средства не переводятся». Во всех народных пословицах тараканы ассоциируются с домашним комфортом: «Была бы изба, будут и тараканы»; «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут»;
Внутреннее убранство жилья у бедного крестьянства оставляло желать наилучшего. О нем доктор Н.П.Козловский писал так: « Внутренность избы почти всегда убога и грязна. При входе верху полатьи, понизу печь, занимающая в среднем 1/3 часть избы ; вдоль стенок бревенчатых и темных от копоти и дыма,- лавки; в углу обратном дверям — иконы и стол; у печи на лавках, а время от времени в особенных шкафчиках либо полках расположена кухонная посуда. Кровати, почти всегда не полагается, спали на полатях, на печи и даже на полу [38].
нрав полового покрытия определял санитарное состояние жилья. В той избе, где пол имел древесное покрытие, было существенно чище. Земельные полы застилались травой. Они-то как раз служили источником грязищи, пыли, сырости. Полы мыли в большей степени по субботам и намедни праздничков жаркой водой с песком и берестянкой. До мытья полов вытирали влажной мочалкой стекла, рамы, косяки дверей, лавки. Разгар дамских работ выпадал на незапятнанный четверг, который праздновался в фермерской среде не попросту деньком страстной недельки. Грязного белья в семье постоянно было весьма много, а поэтому стирать его приходилось нередко, недельки через две. Для этого, под котлом с водой, невестка и девушки раскладывали огнь, в котел клали грязное белье, насыпали золы. Когда все отлично закипало, белье стирали с мылом, а позже полощут в реке и « клеплют» (отбивают) клепалами. Белье обычно меняют каждую субботу.
О источниках загрязнения воздуха в жилье врачи гласили не один раз. Вот что по этому поводу писал С.Ф. Галюн: « Воздух с утра в избе относительно чист. Если не сушится в избе кудель, что очень загрязняет воздух. Но уже с пополудни он становится горячим и грязным. Вечерком он делается горячим как в бане, душноватым, дымным от лучины и грязным. Вентиляция достигается лишь открытием дверей. И в куриных избах раскрывается отверстие под потолком над полатями во время пропускания дыма». [31,с. 15]. И это не вызывало удивления, потому что фермеры в избе и сушили белье, и стряпали. тут находились несвежие продукты, которые распространяли специальные запахи, помои, которые никто не выносил. Другими словами, в любом доме было величавое огромное количество источников порчи воздуха.
Утреннее омовение было нужной частью бытовой культуры. Почаще всего фермеры мылись мылом либо водой. Зубы можно было чистить квасцами, солью либо порохом числилось вредным для десен, но было в ходу, что следует из упоминания «яко же творят супруги». Остатки еды предполагалось вычищать «костками из курячих голенен». Дамы из обычных семей по утрам умывались «измывали себя»
Не вызывает колебаний то, что главным источником загрязнения был домашний скот, который в зимний период находился либо в подполье, либо в самой избе, зависимо от типа жилья
Тяжкий крестьянский труд являлся очередной важной предпосылкой заболеваемости населения: «Конкретная близость крестьянина к природе, земле, и труд, практически только проходящий вне дома, на открытом воздухе, делают то, что деревня в еще большей степени, чем город подвержена воздействию погодных и почвенных критерий». А если учитывать к тому же то, что фермеры не хлопотали о том, в чем они работают, трудясь в рваной одежке и обуви, то шансы получить, то либо другое малышей. Оставленный в период полевых работ дома, ребенок был ограничен в грудном молоке. Потому с первых месяцев жизни его прикармливали коровьим молоком, которое давали из рогового рожка с соской от коровьего вымени. При всем этом рожок нередко был запятанным, а соска прокисшей. Данный факт, также ранешний прикорм иными продуктами приводили к детской смертности.
Но уровень питания играл важную роль не только лишь в детском возрасте. Он влиял на разные демографические процессы и содействовал восприимчивости организма к разным болезням уже в наиболее сознательном возрасте. В этот период жизни человека базу питания составляла одинаковая растительная еда: овощи, крупы, хлеб. Неверный режим питания и каждодневный денек у обеспеченного крестьянина, у среднезажиточного « почаще лишь в праздничек, а за обедом бедного и совершенно уникальность, притом заурядно соленая и не постоянно доброкачественная [58,с.289]. Молоко и яичка относились к группы лакомств. В исследуемый период огромное количество молока сдавалось на маслозаводы, в следствие что «фермерская семья вытерпела большенный недочет в одном из самых существенных пищевых товаров» Можно не боясь утверждать, что фермеры находились в состоянии неизменной «народной заболевания»-недоедания.Не считая того, они строго соблюдали посты, зная, что постная еда переваривается плохо. Все это приводило к определенным болезням. Гигиена питания не была характерна крестьянам. Ели они из общей посуды, пили из кружек по очереди, не имели представления о столовых устройствах. Опосля приема еды посуда подабающим образом не умывалась, лишь ополаскивалась в прохладной воде.
Таковым образом, все эти предпосылки болезней нехорошим образом сказывались не только лишь на здоровье фермеров а именно, да и на демографической ситуации в стране в целом. Бытовые традиции и отсутствие санитарной культуры в фермерской среде содействовали развитию самых различных, часто небезопасных заболеваний.
Недостающее обеспечение доброкачественной питьевой водой, одинаковая, грубая и малопитательная еда, очень неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие культурной привычки к поддержанию чистоты тела, одежки, жилища и.т.д.,- все это в совокупы создавало очень вредные для общего здоровья социальные условия.
2. работоспособности»>заболевания
на российском севере
2.1 Заболевания взрослых и малышей
Актуальная среда оказывала грандиозное воздействие на здоровье фермеров. На местности Евро Севера наблюдалось огромное количество разных заболеваний. К первой подгруппе относятся неэпидемические работоспособности»>заболевания: сифилис, чахотка, малярия. Любопытен тот факт, что эти больше всего нездоровых наблюдалось в Кадниковском уезде, где было зафиксировано 219 болезней, дальше следовал Вологодский уезд-212 случаев, на 3-ем месте был Грязовецкий уезд — 187 случаев. Пик заболеваемости приходился на январь, февраль.
Чахотка наблюдалась в губернии в 1346 вариантах. Наибольшее число болезней было в Сольвычегодском уезде -232 варианта, в Устюгском уезде -270 случаев, в Вельском -159.Пик заболеваемости наблюдался в апреле и мае. Главную причину возникновения усматривали во вредном воздействии «окружающего нас воздуха, при узнаваемых переменах оного», как-то: «мощный жар деньком и последующие потом прохладные ночи», скопление в воздухе болотных испарений и «растреснувшейся от жары земли», — все это при «узнаваемых обстоятельствах» способно «повреждать здравие человека и подвергать угрозы его жизнь».[58].
Таблица 3
Заболеваемость чахоткой в Вологодской губернии (чел.)
Уезды
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Всего
Г.Вологда
1
1
1
2
2
2
9
Вологодский
25
25
23
26
22
16
140
Грязовецкий
15
6
4
8
14
6
53
Кадниковский
26
41
21
44
48
21
201
Вельский
24
24
23
23
44
21
159
Тотемский
7
9
8
14
13
17
68
Устюгский
56
34
66
37
42
35
270
Сольвычегодский
47
57
31
34
41
22
232
Устьсысольский
11
6
15
5
7
7
51
Яренский
5
6
6
4
30
7
58
Никольский
27
16
19
18
17
8
105
По губернии
244
225
217
215
280
165
1346
Источник: Врачебно-санитарный обзор Вологодской губернии № 7 и 8 июль-август 1903 г.С.71.
Более всераспространенным болезнью на 1903 г, являлась малярия, тут приходится наибольшее число заболевших это 5792 человека по губернии. Пик деяния заболевания приходился на апрель, май, июнь. Как лицезреем — это было временем полевых работ. Отметим, что главными очагами распространения работоспособности»> работоспособности»>заболевания служили северные и северо-восточные уезды губернии с необъятными болотистыми местами, на которых крестьянскому популяции приходилось жить и работать. Чахотка наблюдалась в 1346 вариантах. Наибольшее количество болезней было в Сольвычегодском уезде -232,в Устюгском уезде- 270 случаев. Пик заболеваемости наблюдался в апреле и мае.
Таблица 4
Заболеваемость малярией в Вологодской губернии (чел.)
Уезды
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Всего
Г.Вологда
—
2
1
2
4
4
13
Вологодский
3
26
31
43
83
93
279
Сольвычегодский
27
35
65
94
236
184
641
Вельский
9
1
33
31
18
11
136
Яренский
11
15
15
15
22
15
93
Устьсысольский
5
2
15
10
9
6
47
По губернии
83
247
730
1312
2055
1234
5792
Источник: Врачебно-санитарный обзор Вологодской губернии № 7 и 8 июль-август 1903 г.С.72.
Вторую подгруппу составляют неэпидемические работоспособности»>заболевания: скарлатина, корь, оспа, дизентерия, дифтерит, коклюш, цинга, дизентерия.
Таблица 5
Эпидемические брюшной
Сыпной
Возвратимый
Невыяснен
Январь
120
112
1
19
167
13
3
3
19
121
259
—
—
857
Февраль
76
66
—
6
151
7
4
1
19
121
233
—
—
684
Март
87
94
—
19
123
4
3
11
17
177
137
—
—
672
Апрель
88
82
—
13
59
—
1
15
9
108
—
—
—
375
Май
116
82
—
16
80
6
—
26
37
101
—
2
—
466
Июнь
30
58
—
8
103
2
—
12
209
105
—
2
5
535
За полугоддие
517
494
1
81
683
32
11
68
310
733
571
5
5
3511
Источник: Врачебно-санитарный обзор Вологодской губернии № 7 и 8 июль-август 1903 г.С.63.
Всего было записанно 3511 болезней, т. е 15 заболевших приходилось на 10 тыс. обитателей. Из общего числа этих эпидемических болезней за январь приходилось 857 случаев, уменьшаясь в феврале -684,в марте -672,апреле -375,количество болезней в мае возросло до 466,а в июне записанно уже 535 случаев. Из полного количества болезней практически одна третья часть приходилась на скарлатину(31%),потом шел брюшной тиф( 22,4%),дальше сыпной тиф (22,4%),дизентерия (14,56%).Другие работоспособности»>тут на 10000 обитателей приходилось 24 эпидемических несколько групп заболеваний, кроме заразительных.
Сначала, это
. То либо другое ранение зависело от вида выполняемых работ.
-» именуемая в народе, как нарыв,возникавшие в итоге томных работ получаемая во время жатвы, заключалась в опухоли — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) рук. При поднятии тяжести возникала ломота в пояснице. Про такового человека в Вельском уезде гласили коротко: «пуп сорвал» [58,с.42].
Огромное распространение имели работоспособности»>заболевания, связанные так либо по другому с . В Никольском уезде обширно всераспространены воды, зараженной микробами. Результатом являлась резь в животике [58,с.421].
Неряшливость крестьянина, простых содействовали развитию целого ряда заболеваний. Посреди их, пожалуй, самой всераспространенной была чесотка. В Кадниковском уезде эта болезнь « нередко обхватывала целые семьи и даже деревни» [58,с.72].
Особо необходимо подчеркнуть группу заболеваний, предпосылкой которых являлось чье- то . Сюда можно отнести «уроки»- болезнь, от лихого взора, общее недомогание. Не считая того, была к тому же «повитуха» либо поветрие-головная ) боль , переходящая от человека к человеку. « Возникновение ее приписывалось знахарям, которые из ненависти к крестьянам напускали на их немочь» -так считали в Вельском уезде [58,с.113].
Отдельной группой необходимо подчеркнуть психологические люди. Так, в Вологодском уезде была открыта Психиатрическая лечебница, куда привозили людей с различных уездов для исцеления. Сумасшедших было весьма много, мед персонала не хватало. Было два отделения для сумасшедших.
Были два отделения. В особом доме острые — буйное отделение и древесное для размеренных. Необходимо подчеркнуть условия в каких содержались нездоровые: водилось в отделениях много клопов и тараканов, что не могло ни содействовать развитию и распространению разных заболеваний [44].
В период с 1900-1920 г. неоднократно изменялся состав нездоровых. Одни выписывались, остальные переводились, немногие погибали. Главными диагнозами сумасшедших были: полоумие, эпилепсия, прогрессивный паралич .
Для исцеления размеренных сумасшедших завлекали пациентов к работам таковым как, чистка клумб, высадка деревьев.
Более частыми в лечебнице были случаи злости заболеваемых: «Нездоровая А. наломала головок шведских спичек, заварила их кипяточком и испила; нездоровой была немедля оказана мед помощь, и вреда для здоровья не было; Нездоровой Т. стал вырывать папироску у хворого Г. и тот схватил его за указательный палец и откусил последнюю фалангу» — писал в совеем отчете основной доктор А. А. Яковлев [17].
У хворого Б. найдена веревка, с которой он уединялся в клозете, намереваясь удавиться. Был впору увиден и остановлен [16].
Мы можем прийти к выводу, что людей на психическом уровне нездоровых было весьма много, все это было на фоне санитарных критерий, критерий жизни человека, обстановки в мире, войны, голод, революция-все это сформировывало определенную картину психологических болезней, которые развивались с каждым годом все больше и больше.
Детская смертность в столице была чертовски высока: по средним данным, из 100 петербургских мальчишек до 5 лет доживал 71 ребёнок, из 100 девченок — 55. Детские работоспособности»>заболевания: корь, скарлатина, краснуха, коклюш, — не очень небезопасные сейчас, тогда часто приводили к погибели ребёнка. Смутно представляя для себя пути передачи инфекции , докторы и предки не умели изолировать хворого, и детки заражались один от другого.
Таковым же образом происходило инфецирование и настолько тяжёлой и распространённой работоспособности»>заболевания как туберкулёз, либо, в терминологии того времени, чахотка. Возбудитель туберкулёза и фармацевтические препараты против этого время в тёплый климат, что выручало, естественно, далековато не всех. Разновидностью чахотки числилась таковая необыкновенная распространённая в то время детская болезнь, как золотуха. Эта тяжёлая болезнь поражала до этого всего кожу: она покрывалась длительно не заживающими язвами, опосля которых оставались рубцы. (Выражение «золотушный ребёнок», разумеется предполагает ребёнка с таковыми наружными следами люди, перенесшие в детстве золотуху, плохо слышали. В тяжёлых вариантах болезнь поражала слизистые, лимфатические узлы, кости и суставы. Золотуха могла привести и к погибели ребёнка, но опосля 15 лет болезнь, обычно, отступала. Предпосылки заболевания врачи представляли для себя не совершенно ясно; находили их и в дурной наследственности (очень пьющие либо нездоровые предки), и в нехороших критериях жизни. Специального исцеления золотухи они тоже предложить не могли, рекомендуя только не плохое питание и морские купанья. В тяжёлых вариантах деформированные кости брались выправлять доктора.
Было, естественно, и такое несчастье, как нездоровые зубы. Зубная неувязка значительно отравляла жизнь большинству людей. Профилактика вероятна была только самая малая: зубные порошки и эссенции, продававшиеся в аптеках, приносили тотчас больше вреда, чем полезности. Людям предлагалось только полоскать рот незапятанной водой и воздерживаться от сладостной и очень тяжёлой еды.
Таковым образом, общая обстановка с заболеваемостью населения была неблагоприятной. В исследуемый период на Российском Севере наблюдались самые различные работоспособности»>заболевания, как эпидемического, так и неэпидемического нрава.
Также необходимо отметить, что Европейский Север занимал, одно из первых мест по развитию эпидемий, общей заболеваемости и детской смертности.
2.2 Представления о болезнях
Представления о болезнях были нерациональными и делились на народные и христианские. В различных государственных культурах заболевания, нечистой силы, ведьм, чернокнижников, людей с дурным глазом, порчи и т.п. Болезнь может представать в антропоморфном (в виде юный прекрасной девицы или старенькой, уродливой дамы), зооморфном виде (мыши, змеи, ящерицы, лягушки, червя, мухи, бабочки, утки со змеиным хвостом и головой), может оказываться паром, воздухом, туманом, темнотой, облаком, дымом либо быть невидимой. Предпосылкой человека мифологических персонажей: по народным представлениям, духи работоспособности»>заболевания могут поражать человека звучным плачем, стрелять в него, отсекать голову косой, душить, дуть отравленным дыханием, жалить, вызывая жизни и погибели, здоровья и заболевания, сна и сновидений, все первобытные народы выработали для разъяснения их одну основное, верованием в духов либо души явлений. Душами у различных народов признавались разные органы и ткани тела — сердечко, кровь , легкие, тело и странствует по свету, посещает разные неизвестные страны, друзей, родных, даже погибших. Когда душа ворачивается в тело — человек пробуждается [35].
Если часть тела, служащая обителью души, разрушается, то душа покидает тело навечно — с вытекающей кровью , с крайним вздохом, — и человек погибает. Души погибших продолжают свое существование в загробном мире и нуждаются во всем том же, что и живы люди, — в еде, одежке, украшениях, разных орудиях и оружии. Они не прерывают сношений с {живыми}: являются им во сне и видениях, находятся невидимо на разных торжествах, для их устраиваемых. Отсюда — всемирно всераспространенные обычаи: помещать в могилу с мертвецом так именуемые «загробные дары», учреждать поминки и тризны. Если живы не хлопочут о собственных мертвых, запамятывают о их нуждах и потребностях, то души погибших мстят, насылая разные несчастья и работоспособности»>заболевания. Для избавления от таковых бед полностью естественными методами умилостивления оскорбленных душ представляются молитвы, обеты и жертвы.
Мнение на душу, как причину всех проявлений людской жизни, было потом всераспространено и на всю природу. человек населил духами и душами не только лишь звериных и растения, да и неодушевленные предметы. Духи слышались ему в грохоте бури и вое ветра, наводили дождик и вызывали засуху, закрывали солнце и луну во время затмений. [34].
Все явления природы рассматривались человеком только с личной, эгоистической, точки зрения как прибыльные, полезные для него, либо как нерентабельные, вредные. Потому и духи, управляющие этими явлениями, делятся на две группы — хороших и злых.
естественно, что разные мучения, заболевания, неожиданная погибель, предпосылки которых были непонятны человеку, приписывались злым духам, «демонам заболеваний». Проникая в тело, они «пили кровь , грызли и рвали внутренности, повергали нездоровых в мучениях и судорогах на землю, лишали рассудка либо сходу убивали их» [57].
Религиозность российского крестьянина и его глубочайшая Вера в Бога, с одной стороны, и мощная вера в лешего и черта — с иной, сделали особенное отношение народа к причинам заболеваний, в каком демоническому началу отводится еще больше места [20,с.430].
Вне сомнения, это событие тесновато соединено с представлением народа о Боге как о существе смиренном, милующем и прощающем, а не мстительном и карающем, способном посылать мучения людям только в исключительных вариантах.
Воле Провидения приписывается, большей частью, возникновение эпидемических заболеваний как Божие наказание и. как расправа за общий грех и неправду людей. Время от времени, вообщем, Бог отправляет эти уйти от их никто не может, и от такового «мора» не освободит никакой доктор. Только в редчайших вариантах, как Божие попущение, случаются отдельные человека, то отправляет ангела выпустить одну из заболеваний. Ангел прилетает к дому заболеваний и снимает печати, а бес отпирает дверь и выпускает одну из заболеваний. По указанию ангела она является, поражает человека, которому назначено захворать ею, и идет с ответом к Богу. Опосля ответа ангел опять отводит ее в дом заболеваний, запирает двери и накладывает на их печати [35].
]]>