Учебная работа. Арабская фармация и алхимия эпохи Средневековья
АРАБСКАЯ ФАРМАЦИЯ И АЛХИМИЯ ЭПОХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Курсовая работа
Содержание
Введение
Глава 1. Соответствующие черты развития фармации в эру средневековья
Глава 2. Арабские халифаты
Глава 3. Развитие алхимии. 1-ые аптеки
Глава 4. Труды Джабир ибн Хайана, Абу — Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Абулькасим)
Заключение
Перечень использованной литературы и электрических источников
Введение
«…наука должна первым четким собранием хим данных. Поверхностное знакомство с алхимиками нередко тянет за собой нерентабельное о их Мировоззрение, в сути, очень несостоятельное…
Лишь благодаря припасу сведений, собранных алхимиками, можно было начать действительное научное исследование хим явлений».
Д. И. Менделеев
Алхимия — (араб.) философский гранит, заветное Искусство. Средневековая магическая наука, предшествовавшая химии, искавшая так именуемый философский гранит, средство перевоплощения обычных металлов в драгоценные и т.п.[1]
Собственной главной задачей алхимики считали перевоплощение («трансмутацию») неблагородных металлов в великодушные при помощи воображаемого вещества — «философского камня». Появление и пробы воплощения данной для нас задачки уходят в античность. Алхимический период (4-16 вв.) характеризуется не только лишь распространением спекулятивной (умозрительной) и «опытнейшей» алхимии, да и одновременным развитием практической, ремесленной химии. Но было бы несправедливо приписывать крайней всё приращение настоящих хим познаний в алхимическом периоде; в каждой из отраслей алхимии можно усмотреть начатки положительных познаний. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие либо усовершенствование методов получения фактически ценных соединений и консистенций (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, железных сплавов, кислот, щелочей, солей, фармацевтических препаратов). Также создание либо улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новейших лабораторных устройств (к примеру, печей для долгого нагревания, перегонных кубов). время от времени у алхимиков можно подметить вроде бы предвосхищение открытых позже законов химии, которая, вообщем, всходит к мнениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взоры Аристотеля на этот вопросец.[2]
Весьма трудно даже просто охватить взором исторический период развития алхимии сначала из-за его продолжительности — наиболее тыщи лет, когда появлялись одни и погибали остальные цивилизации. Многогранность связей алхимии со средневековым миром, присутствие в ней отпечатков огромного количества культур также осложняют ее осознание для современного человека. В истории алхимии различают несколько шагов, любой из которых характеризуется своим мировосприятием и своим воздействием на неё.
Шаг 1-ый: Александрийская алхимия II-VI веков. Три тысячелетия истории Египта и Греции сделали условия для ее появления и развития.
Шаг 2-ой — алхимия средних веков, физико — магия, началом которой послужила арабская алхимия. Завоевав в VII веке Египет, арабы не только лишь усвоили Александрийскую алхимию, да и преувеличили в ней также почти все научно-технические зания, которые потом переняли алхимики из Европы. Ассимиляторами арабского алхимического познания выступали разные арабские ученые.
3-ий шаг — алхимия евро средневековья либо алхимия христианских медиков — пора большего развития данной для нас деятель. Все началось с переводов арабских ученых и со знакомства с александрийскими текстами в ХП веке.
Заключительный шаг. Он начался с конца ХVI в. и длился до конца XVIII в. То был период заката алхимии, характеризуемый пышноватым расцветом оккультно-герметических увлечений. [3]
Глава 1. Соответствующие черты развития фармации в эру средневековья
Фармация в Средние века была тесновато связана с алхимией, которая, преследуя фантастические задачки (поиски «философского камня», способного превращать неблагородные сплавы в золото, пробы найти «актуальный эликсир» и панацею — всеисцеляющее средство от всех заболеваний), вкупе с тем копила опыт исследования веществ.
Для эры ранешнего средневековья было типично теологическое Миропонимание. Церковная церковь безжалостно преследовала естественнонаучные исследования, философские, рационалистические искания, светскую науку и культуру. Церковь добивалась беспрекословного подчинения её авторитету, душила передовую идея. Процветали сумрачный аскетизм, безудержный мистицизм, временами пылали костры инквизиции.
Соответствующей чертой средневековой фармации было возникновение сложных фармацевтических прописей — полифармации. Часто число ингредиентов, входящих в один рецепт, доходило до нескольких 10-ов. Особенное пространство посреди фармацевтических средств занимали териаки (кашки из разных порошков с медом, главный составной частью которых являлись опий и змеиное мясо). При помощи териака проводилась иммунизация организма, он числился также средством против всех внутренних заболеваний. Средства эти ценились весьма недешево. В городках Арабского халифата изготовка териаков проводили на публике, с большенный торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц. [3]
Арабо — язычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее пространство в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и вернула в Европу в улучшенном виде все важные познания, скопленные в регионе к периоду ранешнего средневековья. В области теории заболевания арабы восприняли древнегреческие учения о 4 стихиях и 4 телесных соках (араб. ahlat), изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а потом прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, любая из стихий и жидкостей участвует (в разных пропорциях) в разработке 4 свойств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag — характер) всякого человека.
Он быть может обычным, в случае сбалансированности всех составляющих, либо «неустойчивым» (разных степеней трудности). Когда равновесие нарушено, задачка доктора — вернуть первоначальное состояние. Мизадж не является кое-чем неизменным и меняется с годами я под воздействием окружающей природы. При медицина и фармация в Арабских халифатах.
Древней областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (земля современного Йемена) благодаря значимым аква ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая Создание благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля меж Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией.
В VI в. юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие там караванные торговые пути меж Востоком и Западом. В итоге некогда процветавшие страны юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, поначалу под властью Эфиопии (с 525 г.), а потом — Сасанидского Ирана (572-628).
В VI-VII вв. большая часть арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Рвение преодолеть племенную разобщенность, противостоять наружным завоевателям и сделать единое арабское истории Халифата выделяют три» периода.
1-ый период (632-750) истории Халифата связан с правлением первых 4 халифов («наместников» пророка) — Абу-Бекра . (632-634), Омара (634-644), Османа (644- 656) и Али (656-661) и династии Омейядов (661-750).
В итоге исходного шага завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены необъятные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, также, значимые местности Армении и Грузии.
Во времена династии Омейядов в итоге второго шага завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть. Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам собственной местности Халифат затмил Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета. В VII-VIII вв. столица Халифата размещалась в Дамаске.
В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, почти во всем определивший предстоящее развитие философии и остальных наук в данном регионе. Завоевывая городка, арабы не стремились сломать либо переработать отлично заведенный византийцами и персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (более принципиальной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старенькую веру и воспринимали обширное роль в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали в управлении. В значимой степени это разъяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на наиболее высочайшей ступени публичного и культурного развития, чем их завоеватели. Некие ученые-иноверцы воспринимали Ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они почти во всем определяли пути развития мусульманской культуры.
2-ой период истории Халифата (750 г. — середина IX в.) — время правления династии Аббасидов — явился периодом, расцвета многогранной арабо-язычной культуры — величавой средневековой культуры мирового значения. Обычно ее именуют «арабской» либо «арабо-исламской». Но таковой подход не отражает всей глубины и сущности происходящих действий. понятие «арабская культура» было бы справедливо для обозначения культуры арабов Аравийского полуострова. Опосля VII в. в состав Халифата вошли бессчетные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и остальные), посреди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для их языком политики и религии, науки и культуры, которая вобрала в себя, преувеличила и развила многолетние традиции бессчетных народов, объединённых одним языком — арабским, который и обусловил заглавие данной для нас культуры (арабо-язычная).
Как государственное образование Халифат оказался некрепким.
3-ий период его истории (IX- XIII вв.) — время распада на ряд наиболее маленьких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и государственных стран (к примеру, правительство Саманидов в Средней Азии). Некогда могущественный Халифат равномерно перевоплотился в маленькой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат закончил свое существование. В ряде государств, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население отчасти либо полностью восприняло мусульманскую религию и арабский язык. В остальных странах (Пиренейского полуострова — на Западе; в Закавказье, Средней Азии, Персии — на Востоке) покоренные народы смогли сохранить не только лишь политическую независимость, но также государственный язык и культуру. [6]
Организация больничного дела получила в халифатах существенное развитие. Вначале учреждение больниц было делом светским. Заглавие поликлиники — бимаристан — персидское; это излишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало существенное воздействие иранских и византийских традиций.
Согласно сообщению историка ал-Макризи, 1-ая популярная поликлиника в мусульманском мире была сооружена во времена Омейядов при халифе ал-Валиде (705-715). Поликлиника в современном смысле этого слова возникла в Багдаде около 800 г. По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач-христианин из Гундишапура — Джибраил ибн Бахти-ши, 3-ий в известной династии Бахтишу. Его дед Джурджус ибн Джибраил ибн Бахтишу — основоположник династии и глава докторов мед школы В Гундишапуре — в 765 г. излечил тяжело хворого халифа ал-Мансура, которого никто не мог вылечить. И невзирая на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф провозгласил его главой докторов столицы Халифата- Багдада. Он и все его потомки в протяжении 6 поколений удачно служили придворными медиками халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в.
Поликлиники, основанные мусульманами, были 3-х видов.
К первому виду относились поликлиники, учрежденные халифами либо известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат докторов и немедицинского обслуживающего персонала. При поликлиниках создавались библиотеки и мед школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся аккомпанировали учителя во время его обхода в поликлинике и посещали вкупе с ним нездоровых на дому.
В Египте 1-ая большая поликлиника была базирована в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась только для бедных слоев населения (ни боец, ни придворный не имели права получить там снятие либо устранение симптомов и проявлений того либо другого исцеление). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал поликлинику каждую пятницу. Не считая того, при собственной дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун организовал аптеку, где каждую пятницу доктор безвозмездно вылечивал приходящих нездоровых. Согласно традиции, поликлиника «мела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; нездоровые распределялись по отделениям в согласовании с их болезнями.
В Багдаде в 916 г. было 5 таковых больниц. В 918 г. раскрылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров за месяц, на содержание 2-ой поликлиники (учрежденной его мамой) — 600 динаров. В 978 г. Адуд ал-Даул окончил стройку еще 1-го огромного целебного учреждения на западном берегу р. Тигр, где в свое время стоял дворец Харуна ар-Рашн-да; его обслуживали докторы, санитары, слуги, привратники, управители и надзиратели. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось наиболее 60 больниц.
одной из самых больших была поликлиника «ал-Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. нездоровых, которых располагали в согласовании с их болезнями в мужских и дамских отделениях. Обслуживающие ее докторы обоего пола специализировались в разных областях мед познаний.
Поликлиники второго вида финансировались известными медиками и религиозными деятелями и были маленькими.
3-ий вид больниц составляли военные целительные учреждения. Они передвигались вкупе с армией и располагались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов вместе с врачами-мужчинами воинов аккомпанировали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некие женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили обширное признание. Так, при Омёйядах прославилась дама-окулист Зайнаб из племени Авд. Высочайшими заниями в снятие либо устранение симптомов и лечении ) дамских заболеваний владели сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны); они были единственными медиками, которым дозволялось снятие либо устранение симптомов и проявлений того либо другого исцеление в гареме халифа ал-Мансура.
Высочайший уровень организации мед дела на средневековом Востоке тесновато связан с развитием гигиены и профилактики болезней. запрет создавать вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой- направил усилия докторов на поиск других путей: сохранения здоровья и привел к разработке оптимальных мероприятий гигиенического нрава. Почти все из их закреплены в «Коране» (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.). Согласно преданию, Пророк Мухаммед получил свои зания в области медицины от доктора ал-Харита ибн Каладаха, который родился в Мекке посреди VI в., а медицине учился в Гундишапурской мед школе. [7]
В XII в., когда в Западной Европе было только два института (в Салерно и Болонье), в одной лишь мусульманской Испании (Кордовском: халифате) работало 70 библиотек и 17 высших школ, в каких посреди остальных дисциплин преподавалась и медицина. [8]
Развитие аптечного дела как лекарствоведения в Арабских халифатах было тесновато соединено с достижениями ученых Востока в области химии.
Глава 4. Развитие алхимии. 1-ые аптеки
фармация мед восток средневековье
Значимый расцвет хим познаний наблюдался с 800 г., когда арабская медицина стала обширно применять фармацию.
Вослед за организацией больниц в странах Арабского халифата в первый раз возникли аптеки.
С повышением фармацевтических средств и усложнением технологий их изготовления установилась необходимость к разделению профессий доктора и аптекаря. Царскими указами (ХII-ХIII вв.) докторам запрещалось готовить лекарства и вести торговлю ими, а аптекарям (фармацевтам) — заниматься восстановление здоровья»>исцелением нездоровых. Царские указы регламентировали деятельность аптек, хотя раскрывались они личными лицами.
Но ни одно новое лекарственное средство не могло получить путевку в жизнь без фармакологического его исследования медиками, равно как и докторы не могли обойтись без аптекарей, предлагавших им новое лечущее средство.
В особенности плодотворна была совместная работа выпускников Салернской мед школы южнее Неаполя (IX-Х вв.), реорганизованной в XI веке в институт, где учились докторы и фармацевты. Конкретно в данной для нас школе в 1140г. была составлена 1-ая европейская фармакопея «Антидотарий» — сборник противоядий, включающий всего около 60 рецептов фармацевтических средств, но где в первый раз была введена весовая единица — гран, равная весу 1-го пшеничного зерна средней величины, также остальные единицы (скрупула, драхма, унция). Введение этих единиц позволило докторам наиболее буквально найти разовую, суточную и недельную дозы фармацевтических средств для исследования их фармакологического деяния, а аптекарям ввести муниципальную таксу на лекарства.[9]
1-ая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе 1-ые аптеки возникли в ХШ-Х вв.). В этих аптеках арабы ввели правила изготовления фармацевтических средств. Они издалече эти правила в форме типичных фармакопеи под заглавием диспенсатория «карабадини». Арабы избегали внедрения сильнодействующих средств и рекомендовали добавлять к ним лимоновый сок, фиалковый корень и остальные вещества. Для исцеления нездоровых они обширно употребляли легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд.
Особенное пространство в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и почти все остальные — арабского происхождения.
Арабами введены в лекарственную практику сахар (заместо меда) и фармацевтические сиропы. С целебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орешек, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили таблетки, кашки, сиропы, пластыри, ароматные масла. В Дамаске было скооперировано особое Создание по перегонке благоуханных вод, получению ароматных мазей и остальных лекарственных товаров. [4]
Особенного искусства достигнули фармацевты в изготовлении эфирных и других масел и при перегонке с разложением «смоляных масел», к примеру, можжевелового.
Предстоящее развитие получила также аптекарская техника.[9]
Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали заглавие алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти познания в Западную Европу. [6]
Глава 5. Труды Джабир ибн Хайана, Абу — Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Абулькасим).
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Джабир ибн Хайян (Geber) Абу — Бекр Мухаммед Закария ар-Рази Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз- Около 721 г. — около 815 г. 864-925 гг. Захрави (Абулькасим) 936-1035 гг.
Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя — Гебер)(Рис.1) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна очень разноречивы; огромную часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на местности нынешнего Ирака. Считают, что сам Джабир ибн Хайан является создателем всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именованием. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о 4 элементах-стихиях, носителях 4 свойств: теплоты, холода, влажности и сухости. Почти все из этих трудов носили теоретический либо магический нрав, в остальных приводились подробные описания лабораторных тестов.
Посреди сочинений Джабира ибн Хайяна более увлекательна «Книжка семидесяти», представляющая собой собственного рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных разным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросцам. В крайних главах «Книжки семидесяти» он приводит сведения о сплавах и минералах.
Из различных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтоб отдать свойства параметров всех этих веществ, в индивидуальности таковых специфичных параметров металлов, как плавкость, ковкость и железный сияние, Джабиру очевидно недостаточно 4 Аристотелевых элементов-стихий. Потому Джабир дает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит методы получения уксусной кислоты, слабенького раствора азотной кислоты, свинцовых белил.
Трактаты Джабира имели очень высочайший Авторитет и воздействие как в арабской, так и в западноевропейской алхимии. В XIV в. в Европе получили обширное распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, либо учение о высочайшем искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книжка о исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), также «Книжка о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неведомым.
От имени знаменитого арабского учёного Псевдо-Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится огромное количество сведений из области практической алхимии. А именно, описывается аппаратура для разных хим операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и остальных, также методы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Исторически принципиально и то, что Псевдо-Гебер обрисовывает мощные минеральные кислоты, а именно, азотную кислоту, которую потом стали именовать «крепкой водкой» (aqua fortis). тут же описывается серная кислота и «королевская водка» (aqua regis), которая выходила перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.[10]
Выдающимся философом, доктором и химиком ранешнего средневековья был Абу — Бекр Мухаммед Закария ар-Рази (Рис.2). Родился он в Рее, неподалеку от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно — когда ему было около 30 лет. Огромную часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил поликлинику, которая постоянно была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи красивым химиком, он изучал действие солей ртути на организм мортышки. С именованием ар-Рази соединено изобретение инструмента для извлечения посторонних тел из горла и применение ваты в медицине.
Ар-Рази составил 1-ый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъятная книжка по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских создателей, опосля что излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. «Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, а потом на почти все европейские языки, повсевременно переиздавалась в средневековой Европе и вкупе с «Каноном медицины» Ибн Сины в течение нескольких веков была одним из главных источников мед познаний.
иной энциклопедический труд ар-Рази «Мед книжка» в 10 томах («Al-Kitab al-Mansuri»), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила познания того времени в области теории медицины, патологии, фармацевтического врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и заразных болезней. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.
Посреди бессчетных сочинений ар-Рази необыкновенную Ценность представляет маленькой трактат «О оспе и кори», который признается почти всеми создателями самым необычным трудом средневековой арабо-язычной мед литературы. По существу, это 1-ое серьезное изложение поликлиники и исцеления 2-ух небезопасных заразных болезней, уносивших в, то время много человечьих жизней. Даже сейчас он мог бы быть прекрасным учебным пособием для студентов. В нем ар-Рази верно определил идею заразности этих болезней и обрисовал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь различными формами одной заболевания), исцеление, питание хворого, меры защиты от инфецирования, уход за кожей заболевшего. 1-ое печатное издание данной для нас блистательной работы возникло в Венеции в 1498 г., опосля что она не один раз издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, британском языках. Обширно понятно ее английское издание 1766 г. «De variolis et morbilis or Liber de pestilentia».
Самым выдающимся доктором средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Рис.3). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании (Кордовский эмират) и таковым образом принадлежит к арабо-испанской культуре.
Аз-Захрави жил в «золотой период» ее развития (2-ая половина X в.), когда арабо-испанская развития хирургии аз-Захрави стал связывающим звеном меж древней медициной и медициной евро Возрождения (когда труды аз-Захрави были переведены на латинский и признаны в Западной Европе). Аз-Захрави искрометно оперировал. -Познание анатомии он считал полностью нужным для доктора и.рекомендовал учить ее по трудам Галена. Аспектом правды для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Сиим частично разъясняется тот факт, что его сочинения содержат не достаточно ссылок на чужие работы.
По сопоставлению с хирургией античности аз-Захрави сделал большенный шаг вперед. К его ценностям относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и 2-мя иглами, 1-ое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее позже традиционным); он обрисовал то, что сейчас именуется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был создателем новейших хирургических инструментов (наиболее 150) и единственным создателем античности и ранешнего средневековья, который их обрисовал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и создавал его почаще каутером, пореже — прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.). Нередко его винили в том, что он поменял ножик на раскаленное железо. Но не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и заразного процесса и не умели биться с ними. Аз-Захрави весьма высоко оценивал способ прижигания (вспомним многолетний опыт классической китайской медицины) и удачно употреблял его для исцеления местных поражений кожи и остальных заболеваний.
Энциклопедический труд аз-Захрави «Книжка о представлении мед познаний в распоряжение тому, кому не удается их составление», обширно узнаваемый как «Китаб аттасриф», содержит 30 томов, в каких обобщен опыт всей его жизни. Из их особенный энтузиазм ученых постоянно вызывал тридцатый трактат, посвященный хирургии и хирургическим инструментам. 1-ый перевод этого потрясающего сочинения на латинский язык был изготовлен во 2-ой половине XII в., сходу же он стал настольной книжкой докторов средневековой Европы, неоднократно переписывался и издавался и в протяжении 5 веков был одним из главных учебников по хирургии.
Абу л-Касим аз-Захрави снискал славу наикрупнейшго доктора средневекового мусульманского мира — никто в ту эру не затмил его в искусстве хирургии и новшестве в ней. [6]
Заключение
Алхимия — неотъемлемая часть средневековой культуры, но часть особая: полифункциональная, синтетическая. Она образовалась из скопленного веками практического опыта металлургии, техники, медицины переплетенного с мистикой, культовой обрядностью. В ней, как в зеркале, отражается магистральное движение средневековой мысли. Рядом со средневековым восприятием мира, в базе которого лежало волшебное, зарождалась и развивалась новенькая система мировосприятия, нацеленная на научное познание. времени.[3]
Арабские докторы положили начало научной медицине. Исследования, к которым поддерживался энтузиазм в арабо-язычной культуре, оставили собственный след на следующем развитии и углублении естественных наук в странах Европы.
Таковым образом, развитие лекарствоведения (фармации и фармакологии) началось с интуиции, наблюдения, эмпиризма, потом возникла формирующаяся медицина, основанная на скопленном опыте исцеления нездоровых, в особенности в период ранешнего и развитого Средневековья были изготовлены пробы осмыслить и проанализировать действие тех либо других фармацевтических средств на организм звериных. Предстоящий искрометный расцвет и подъем медицины и фармации начался в период позднего средневековья — эру Возрождения.[11]
Перечень использованной литературы и электрических источников
1. УшаковД.Н. Большенный толковый словарь современного российского языка. Москва. Альта-Принт.2006.
2. Энциклопедия
3. Рабинович В.Л. Алхимия как парадокс средневековой культуры.-М.Наука. 1979.
4. Семенченко В.Ф. История фармации. М: ИКЦ «Мар Т». 2003.