Учебная работа. Доклад: Штрихи к истории развития физики

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Доклад: Штрихи к истории развития физики

Джордано Бруно и Галилео Галилей

Волчкова В. Б.

Когда речь входит о взаимоотношении церкви и науки, то недозволено обойти молчанием процессы над Джордано Бруно и Галилео Галилеем. И хотя эти процессы по времени относятся уже к эре Возрождения, они несут внутри себя все главные черты Средневековья.

Казнь Джордано Бруно видится варварством, но сама Римско-католическая церковь имеет по этому поводу другое Мировоззрение. Образ Джордано Бруно в истории ассоциируется с образом страдальца науки, и не достаточно кто понимает, что он пострадал не за науку, а за оккультизм. Не считая того, Джордано Бруно был монахом, а с их Спрос у Римской церкви несколько другой.

Джордано Бруно, итальянский мыслитель эры Возрождения (1548 — 1600), по своим убеждениям был философом пантеистом. Для него Бог и Вселенная — одно и то же бытие. Непосредственно Джордано Бруно выступал против геоцентрической системы мира Птолемея, которая властвовала в те времена в теологии практически безраздельно, и противопоставлял ей гелиоцентрическую систему мира Н. Коперника. Наиболее того, он дополнял и развивал догадку Коперника мыслями о бесконечности Вселенной во времени и пространстве и о множественности миров.

Джордано Бруно, магистр богословия, был монахом ордена доминиканцев, но потом был обязан покинуть орден и бежать, так как его философские время он жил в Швейцарии, Франции, Великобритании и Германии. Опосля возврата в Италию в 1592 г. Джордано Бруно был арестован и выдан Римской инквизиции и опосля семилетнего заключения казнен на костре.

На следствии Джордано Бруно не опровергал, что его учение расползается с догмами христианства. Согласно стенограмме допроса обвиняемый отвечал: «Я считаю, что все эти тела (звезды) сущность миры, без числа, образующие нескончаемую совокупа в нескончаемом пространстве, называющемся нескончаемой Вселенной, в какой находятся нескончаемые миры. Отсюда косвенно следует, что правдаучения его находится в противоречии с верой…”

Конкреция инквизиции признала, что его положения еретичны и противны церковной вере…, но если Джордано Бруно отторгнет их, как таковые, пожелает отречься и проявит готовность, то пусть будет допущен к покаянию с соответствующими наказаниями…» Но Джордано Бруно не раскаялся, и Суд объявил его » нераскаявшимся, упрямым и непоколебимым еретиком…». Перед гибелью Джордано Бруно писал: «погибель в одном столетии дарит жизнь во всех веках будущих” и крайние слова его перед казнью были: «Я умираю страдальцем добровольно».

До самого крайнего времени отцы Римско-католической церкви отстаивали «Законность» экзекуции Джордано Бруно. Посреди XX века кардинал Меркати, к примеру, утверждал: «Церковь могла, обязана была вмешаться и вмешалась: документы процесса свидетельствуют о его законности… Если приходится констатировать осуждение, то основание его следует находить не в арбитрах, а в обвиняемом».

Величавый итальянский ученый, Галилео Галилей (1564-1652) также вошел в противоречие с Римско-католической церковью ввиду признания им еретического учения Коперника. Для начала Галилею со стороны кардинала Беллармино (1-го из самых ученых теологов и поэтому 1-го из самых небезопасных и ожесточенных инквизиторов) был предложен некоторый соглашение. Кардинал высказывал приверженцу Галилея монаху Паоло Фоскарини свою точку зрения: тот, кто написал «Всходит солнце и входит, и к месту собственному ворачивается, был не кто другой, как правитель Соломон, … который не только лишь гласил по Божьему вдохновению, да и был человеком, превосходящим всех мудростью,… и всю мудрость получил от Бога, означает совсем неописуемо, чтоб он утверждал вещь, противную доказанной истин либо правде, способной быть доказанной…» Поэтому, если сказать, что предложение о движении Земли и неподвижности Солнца дозволяет представить все явления лучше, чем принятие эксцентриков и эпициклов, то это будет сказано отлично и не тянет за собой никакой угрозы. Для математика этого полностью довольно. Но утверждать, что солнце в реальности является центром мира и вращается лишь вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на 3-ем небе и с большой быстротой вращается вокруг Солнца, — утверждать это весьма небезопасно. И не только лишь поэтому, что это значит возбудить всех философов и теологов-схоластов, это значило бы нести вред святой церковной вере, представляя положения Святого Писания неверными.

Но Галилей отторг предложенный ему соглашение, и экзекуция занялась его «делом». Она запросила собственных цензоров отдать заключения по двум главным положениям теории Коперника, которые развивал Галилей:

1) солнце — центр мира и бездвижно;

2) Земля не является центром мира и не недвижна, но внутри себя самой полностью также движется дневным движением.

Ответ был таковой: — 1-ое положение «тупо и абсурдно в философском и еpетично в формальном отношении… «;

— 2-ое положение: подлежит той же цензуре и в философском отношении; рассматриваемое же с богословской точки зрения, является, по наименьшей мере, заблуждением в вопросцах веры.

Беллаpмино и остальные инквизиторы снова стали увещевать Галилея отрешиться от общественной защиты собственных взглядов, но уверить ученого было не так просто. Но опосля беседы с отцом Павлом V, Галилей решил формально проявить благоразумие и вести пропаганду собственных мыслях косвенно, через свои книжки.

В 1623 г. отцом стал Урбан VIII. Новейший папа, будучи еще кардиналом, поддерживал дружественные дела с Галилеем, и тот, рассчитывая на его покровительство, стал смелее проводить свои идеи. Папа покровительствовал, но в итоге заявил, что Галилей «запутал себя в сложном деле» и что «он не должен вытерпеть, чтоб Галилей развращал собственных учеников и передавал им небезопасные мнения. Галилей был арестован. Суд вынес осуждающий приговор, и Галилей произнес свое «отречение»:

«Я, Галилео Галилей, …от незапятнанного сердца и с неподдельной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ложь (другими словами свое учение), заблуждение либо секту, не согласную со святой церковью. Клянусь впредь никогда не гласить и не рассуждать ни устно, ни письменно, о чем бы то ни было, способным вернуть против меня такое подозрение…»

Известное предание о вырвавшейся у Галилея опосля отречения фразе: «А все-же она крутится», недостоверно. В реальности Галилей был измучен борьбой и желал только спокойствия.

В наше время отцы церкви признали, что «быть может, одним из величайших препятствий, столетиями преграждавших все пути к примирению Римско-католической церкви с естественными науками, был судебный процесс над Галилеем. В 1979 году Папа Иоанн Павел II признал, что Галилей был незаслуженно осужден Римско-католической церковью: «Галилею пришлось пострадать от людей и учреждений церкви, не полностью понимавших автономию науки и считавших, что наука и Вера противостоят друг дружке. Я предлагаю, чтоб теологи, ученые и историки в духе искреннего сотрудничества подвергли бы анализу дело Галилея …. и признали бы ошибки, кто бы их не сделал, устранив тем все еще порожденный сиим делом в почти всех мозгах дух противоречия, который препятствует плодотворному согласию меж наукой и верой, меж церковью и миром.“

Дело Галилея — самый значимый конфликт меж христианством (Римско-католической церковью) и наукой. Единожды включенные Фомой Аквинским в ортодоксальную католическую теологию представления учения о природе Аристотеля и его последователей властвовали и во времена Галилея, и единственно верной в те времена числилась геоцентрическая система мира Птолемея. В итоге геоцентрические представления перевоплотился в догму и стали считаться настолько же непререкаемыми, как и само Писание. Со временем становилось ясно, что система Птолемея неверна, в том числе это было ясно и церковникам, но мирянину Галилею было непозволительно открыто подрывать церковные догматы.

Процессы Джордано Бруно и Галилея дали повод к уместным и неприемлимым упрекам Римской церкви в том, что она препятствовала развитию науки. Феноминально, что если б церковь не возвела в догму труды ученого (Аристотеля), не было бы и земли для следующего конфликта. Как здесь не вспомянуть слова св. Василия Величавого: «Не торопитесь опровергать ученых, ибо все они время сами опровергают свои теории».


]]>