Учебная работа. Гигиенические основы режима дня дошкольника
Столичный социально-педагогический институт
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Заочное отделение
Реферат
Гигиенические базы режима денька дошкольников
Москва 2009
Оглавление
Введение
1. Необходимость режима денька
2. Гигиеническая организация сна
3. Гигиеническая организация бодрствования
4. Гигиена учебного процесса
5. Режим денька для дошкольников
Заключение
Литература
Введение
О режиме денька сказано много, но до сего времени не все предки соображают его внимание на их дизайн, но не на размер и функциональность. Зависимо от амбиций родителей, с 4, и даже с 3-х лет малыша раз в день усаживают и пробуют обучить его читать и писать, принуждая сохранять несвойственную данному возрасту неподвижность и зрительное сосредоточение. Принуждают длительно посиживать за обеденным столом, соблюдая «приличия». А шестилетки практически поголовно обречены ходить в школу на предварительные курсы, заниматься вечерами, посещать разные кружки и секции, не имея времени для настолько нужной им игровой деятель.
Потому нам видится нужным вспомянуть традиции русских детских садиков, где режим денька был разработан в согласовании с возрастными чертами деток.
1. Необходимость режима денька
Воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) здорового юного поколения с гармонически развитыми духовными и физическими силами неразрывно соединено с разработкой оптимального режима денька и гигиенической регламентацией разных сторон жизнедеятельности подрастающего поколения.
деятельность является главным фактором развития возрастающего организма. Здоровье возрастающего организма определяется до этого всего созданием подходящих критерий для разных видов деятель в учебно-воспитательных учреждениях и дома, оптимальным питанием, правильным чередованием труда и отдыха, соблюдением правил личной гигиены, разумной организации досуга, предупреждением вредных привычек. Все это обязано учитываться при построении режима денька. Оптимальный режим подразумевает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обусловлены законами высшей нервной деятель человека и анатомо-физиологическими чертами и психическими способностями возрастающего организма.
Приучивать деток делать режим денька нужно с ранешних лет, когда легче всего вырабатывается созодать это нужно равномерно, поочередно и раз в день. У деток еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность системы малыша перестройка может вредоносно влиять на его здоровье и работоспособность и привести к приобретенному переутомлению.
Эти физиологические индивидуальности определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима денька — серьезное его соблюдение, недопустимость нередких конфигураций, также постепенность перехода к новенькому режиму обучения и воспитания.
Содержание режима и суммарная длительность всех режимных моментов (дневной бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятель и отдыха должны учесть возрастные индивидуальности организма. нрав и продолжительность разных видов деятель должны соответствовать многофункциональным способностям детского организма; отдых должке обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.
Главными компонентами режима являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием еды, личная гигиена. Содержание и продолжительность всякого из компонент, также роль их в определенные возрастные периоды закономерно меняются, приобретая новейшие соответствующие черты и индивидуальности.
Режим денька считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех нужных частей жизнедеятельности и высшую работоспособность в протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, увеличивает общую сопротивляемость организма. Сиим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики болезней.
Организация режима денька и постановка учебно-воспитательного процесса во всех типах учреждений являются необходимыми разделами деятель мед работников, санитарного доктора по гигиене деток и подростков (и его ассистента).
Режим денька деток всех возрастных групп должен предугадывать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур.
2. Гигиеническая организация сна
Бодрствование малыша соединено с активной Деятельностью возбуждением нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) клеток под воздействием наружных раздражителей, поступающих в кору головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) через надлежащие: сенсоры (глаз, ухо, кожа и т.д.). ЦНС (центральная нервная система, головной время бодрствования он просто утомляется. Для восстановления обычного состояния сон, что нужно учесть в детских учреждениях.
Перед сном недозволено обильно подкармливать малыша, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры. Чтоб детки стремительно засыпали и отлично спали, рекомендуется укладывать их в одно и то время. Речь взрослых обязана быть нежной, тихой, движения мягенькие и размеренные. У всякого малыша обязана быть своя кровать.
Частота и длительность сна деток от 2,5 месяцев до 7 лет.
возраст
Количество периодов дневного сна
Продолжительность всякого периода дневного сна
Длительность сна в течение суток (с ночным сном)
С 2,5 — 3 до 5-6 мес
С 5-6 до 9-10 мес
С 9-10 мес до 1 года
1 год — 1 год 6 мес
1 год 6 мес — 2 года
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7- лет
4-3
3
2
2
1
1
1
1
1
1
2 ч — 1 ч 30 мин
2 ч — 1 ч 30 мин
2 ч 30 мин — 2 ч
2 ч — 1 ч 30 мин
3ч
2 ч 30 мин
2 ч 20 мин
2 ч 10 мин
1 ч 50 мин
1 ч 45 мин
17 ч 30 мин — 17 ч
16 ч 30 мин — 16 ч
15 ч — 14 ч 30 мин
14 ч 30 мин — 14 ч
14 ч — 13 ч 30 мин
13 ч 30 мин — 12 ч 30 мин
13ч 20 мин — 12 ч 20 мин
13 ч 10 мин — 12 ч 10 мин
12 ч 35 мин — 11 ч 35 мин
12 ч 30 мин — 11 ч 30 мин
3. Гигиеническая организация бодрствования
При организации бодрствования деток нужно учесть гигиенические требования. Детки, увлеченные увлекательной игрой, не ощущают утомления, но некорректно построенные вилы деятель могут быть перегрузкой для нервной системы малыша и стремительно привести к утомлению. Организуя деятельность малыша, нужно учесть не только лишь возраст, да и состояние здоровья, личные индивидуальности. Принципиально отлично обмыслить чередование видов деятель. Опосля игр, требующих значимого интеллектуального напряжения, должны следовать подвижные игры, не связанные с большенными интеллектуальными усилиями.
Занятия нужно строить так, чтоб они были различными по трудности. недозволено, к примеру, в один денек проводить занятия гимнастикой и лепкой. Для гимнастики детки должны переодеваться, а лепка просит мытья рук, уборки столов и т.д. При таковой организации занятий детки перевозбуждаются, утомляются, их настроение и руку. Лишь когда окрепнут мускулы и покажутся некие способности (5—6 лет), поверхность для штриховки можно прирастить. Не считая того, детки должны обучаться лепить, вырезать легкими, с тупыми концами ножницами разные аппликации, участвовать в спортивных и подвижных играх, заниматься физическими упражнениями, больше бывать на свежайшем воздухе, в особенности в летнее время. В зимнюю пору в пригодную погоду также рекомендуется гулять с детками не наименее 2 раз в денек. Прогулки оказывают подходящее действие на нервную систему, облагораживают аппетит, сон, настроение, тренируют сердечно-сосудистую систему, являются одним из средств закаливания. В прохладный период года рекомендуется последующая одежка: 1) при температуре воздуха от +6 до -2_С четырехслойная одежка: белье, платьице, трикотажная кофточка, колготы, рейтузы, куртка либо демисезонное пальто, сапожки. Если температура ниже 0_ С, надевают зимнее пальто без трикотажной кофточки; 2)от -3 до -8_ С четырехслойная одежка: белье, платьице, трикотажная кофточка, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги; 3) от -9 до -14_С пятислойная одежка; белье, платьице, трикотажная кофточка (свитер), колготы, рейтузы, зимнее пальто, теплые сапоги с носками.
4. Гигиена учебного процесса
Сначала учебного года определяют многофункциональную готовность деток к обучению. Если у дошкольника имеются недостатки звукопроизношения, то нужны занятия с логопедом. Воспитанникам со слаборазвитыми маленькими нрав реакций организма малыша, являются условия, в каких проходят занятия. Духота, нехорошая освещенность, некорректно подобранная мебель могут вызвать у малыша не только лишь нехорошее должен держать тело в определенном положении. Более устойчива и менее мучительна ровная высадка, когда центр масс тела находится над точками опоры. Но при всем этом ребенок может утомляться, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться. Весьма принципиально прирастить количество точек опоры: посиживать прямо не на краю, а на всем сиденье, глубина которого обязана быть не наименее 2/3 ноги сидячего, а ширина — превосходить ширину таза на 10 см. Ребенок должен опираться ногами о пол, спиной — о спинку стула, предплечьями — о крышку стола. Плечи при правильной высадке должны быть на этом же уровне и размещаться параллельно крышке стола (рис. 62, 63).
Высота стола над сиденьем (дифференция) обязана позволять сидячему свободно, без поднимания либо опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При очень большенный дифференциации, работая за столом, ребенок поднимает плечи (в особенности правое плечо), при очень малой — сгибается, сутулится, очень низковато наклоняет голову, чтоб разглядеть предмет (рис. 64). Во время занятий необходимо смотреть за правильной осанкой деток. Добиваться от деток правильной высадки можно лишь при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела малыша.
5. Режим денька дошкольников
Исходя из вышесказанного, предлагается последующий ориентировочный режим денька для деток дошкольного возраста, содержащихся дома.
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Просыпание
7.00
7.00
7.00
7.00
7.00
Гигиенические процедуры
7.00-7.30
7.00-7.30
7.00-7.30
7.00-7.30
7.00-7.30
Завтрак
8.00
8.00
8.00
8.00
8.00
Игры, трудовая деятельность
8.15-9.00
8.15-9.00
8.15-9.00
8.15-8.50
8.15-8.40
Занятия
9.00-9.30
9.00-9.30
9.00-9.30
8.50-9.50
8.40-9.50
Игры
9.30-9.50
9.30-9.50
9.30-9.50
Подготовка к прогулке
9.50-10.05
9.50-10.05
9.50-10.05
9.50-10.05
9.50-10.05
Прогулка
10.05-12.05
10.05-12.05
10.05-12.05
10.05-12.10
10.05-12.10
Подготовка к обеду
12.05-12.15
12.05-12.15
12.05-12.15
12.10-12.20
12.10-12.20
Обед
12.15
12.15
12.15
12.20
12.20
сон
13.00-15.30
13.00-15.10
13.00-15.10
13.00-15.00
13.00-14.40
Просыпание
15.30
15.10
15.10
15.00
14.40
Гигиенические процедуры, трудовая деятельность
15.30-16.00
15.10-15.40
15.10-15.40
15.00-15.30
14.40-15.10
Полдник
16.00
15.40
15.40
15.30
15.10
Занятия
16.30-16.45
16.10-16.25
16.10-16.25
16.00-16.30
15.40-16.20
Прогулка
17.00-18.50
16.40-18.50
16.40-18.50
16.45-18.50
16.35-18.50
Подготовка к ужину
18.50-19.00
18.50-19.00
18.50-19.00
18.50-19.00
18.50-19.00
Ужин
19.00
19.00
19.00
19.00
19.00
Размеренные игры
19.15-19.40
19.15-19.50
19.15-20.00
19.15-20.05
19.15-20.05
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.
19.40-20.10
19.50-20.20
20.00-20.30
20.05-20.35
20.05-20.35
Отход ко сну
20.10
20.20
20.30
20.35
20.35
Заключение
В дошкольном возрасте закладываются базы физического и психологического здоровья. Очень принципиально сохранить нервную систему малыша и мотивацию к обучению, тогда в наиболее старшем возрасте он просто освоит все нужные способности. Потому нужен режим денька и дозированный, усмотрительный ввод обучающих занятий.
В семье случаются различные ситуации, и жизнь семьи не может подчиняться режиму денька младшего. Но мы считаем, что минимум два правила должны соблюдаться обязательно: недозволено сокращать время сна малыша и недозволено проводить никаких занятий опосля 19 часов. Тогда мы сохраним способность малыша к обучению на долгие годы.
Литература
1. Обреимова Н.И. Базы анатомии, физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) и гигиены деток и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384с.
2. Сердюковская Г.Н. Гигиена деток и подростков: Учебник/ Под ред. Г.Н. Сердюковской. — М.: медицина, 1989. — 320 с.