Учебная работа. Курсовая работа: Представление и использование знаний об объектах

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Курсовая работа: Представление и использование знаний об объектах

Муниципальный комитет Русской Федерации

по Высокому Образованию

Столичный муниципальный институт радиотехники,

электроники и автоматики

(технический институт)

факультет

:
Кибернетики

кафедра

:
ИТС

Курсовой проект

по дисциплине

:
Инженерия Познаний

на тему

:
инфы на базе использования мультииерархической таксономической структуры.

группа разрабов:

Частухин Виталий

Рыбина Марина

Юданова Ира

группа

:
АИ-1-93

управляющий

:
Потресова Галина Дмитриевна

Москва 1996

Содержание

Задание……………………………………………………………………………………………….3

Введение……………………………………………………………………………………………..4

Формулировка цели КПР……………………………………………………………………4

1. Теоретический раздел………………………………………………………………………5

2. Практический раздел……………………………………………………………………..24

2.1 Ограничения на внедрение

разработанного программного обеспечения………………………………….24

2.2 Нужные познания для работы в MS ACCESS2.0.

Лаконичный экскурс в Access………………………………………………………………..24

2.3 Планирование БД………………………………………………………………………..27

2.4 Создание таблиц для ваших данных…………………………………………….29

2.5 Ввод данных в ваши таблицы……………………………………………………..33

2.6 Связи меж таблицами……………………………………………………………….33

3. Варианты заданий по л.р……………………………………………………………….35

4. Содержание отчета о л.р………………………………………………………………..36

5. Контрольные вопросцы…………………………………………………………………..36

6. Выполнение л.р. для 1-го из вариантов задания………………………..36

Заключение………………………………………………………………………………………..39

Библиографический перечень………………………………………………………………..40

Задание на КПР

по дисциплине:
Инженерия Познаний

студентам:
Частухину Виталию, Рыбиной Марине,

Юдановой Ире, группа: АИ-1-93

на тему:
инфы на базе использования мультииерархической таксономической структуры.

1. Список разрабатываемых вопросцев

1.1 Формулировка цели КПР

1.2. Составление вариантов заданий и определение порядка выполнения л.р.

1.3 Составление библиографического перечня по теме КПР

1.4 Подготовка теоретического материала по теме КПР

1.5 Составление контрольных вопросцев

1.6 Разработка методики выполнения практической части работы

1.7 Определение содержания отчетов о работе

1.8 Разработка нужного программного и информационного

обеспечения,нужного для выполнения л.р.

1.9 Выполнение и оформление л.р. для 1-го ищз вариантов задания

2. Календарный план — график

2.1 Пункты 1.1, 1.2, 1.3 к 20.02

2.2 Пункты 1.4, 1.5 к 5.03

2.3 Пункты 1.6, 1.7 19.03

2.4 Пункт 1.8 к 9.04

2.5 Пункт 1.9 к 16.04

3. Задание выдано 13.02.96 г.

Введение

За крайние 30 лет теория баз данных (БД) стала одним из главных разделов информатики, оказывающим мощное действие на развитие архитектуры вычислительных систем, современную информационную технологию и методологию проектирования автоматических информационных систем (АИС), в особенности банков данных (БнД). В крайние годы в теории БД сложилось новое направление научных исследовательских работ, получившее заглавие семантического, либо концептуального, моделирования в БД. Его основная цель — интеллектуализация банков данных и организация интерфейса конечного юзера с информационной системой на уровне представлений о предметной области, а не на уровне структур данных.

Сначало в теории БД основное внимание уделялось средствам действенной организации данных и манипулирования ими. Так появились получившие всеобщее распространение три «величавых», по выражению Дж. Ульмана, модели данных: иерархическая, реляционная и сетевая. сразу сделалось ясным, что эффективность новейших информационных систем — банков данных — зависит не только лишь от черт технических средств и программного обеспечения, да и от эффективности взаимодействия человек — машинка. Перенос упора на конечного юзера и привел в конечном счете к формированию новейшего направления исследовательских работ в теории БД, конкретно связанного с задачей о представлении познаний.

В истинное время обусловился главный подход к решению задач семантического моделирования в базах данных. Он заключается в выделении 2-ух уровней моделирования: уровня концептуального моделирования ПО (предметной области) и уровня моделирования фактически базы данных. На верхнем уровне осуществляется переход от неформализованного описания ПО и информационных потребностей конечного юзера к их формальному выражению при помощи особых языковых средств. Дискуссии вероятных конструкций концептуальной модели ПО посвящен теоретический раздел данного курсового проекта.

Формулировка цели КП

Целью данного курсового проекта является разработка теоретического и практического материала для обеспечения доступного исследования соответственных разделов по дисциплине Инженерия Познаний, а конкретно: представления познаний о объектах, представлении и использовании познаний о отношении меж объектами, также организации обобщенной инфы на базе использования мультииерархической таксономической структуры. Практические разработки данного КП (структуры баз данных в СУБД Microsoft Access 2.0, также приведенная методика сотворения этих структур в Access 2.0) могут являться материалом для выполнения лабораторных работ по дисциплине Инженерия Познаний при условии наличия нужных технических средств.

1. Теоретический раздел

Инженерия познаний — область информатики, в какой исследуются способы представления познаний, манипулирования ими и поддержания их в животрепещущем состоянии.

Информационная система — организованная совокупа технических и обеспечивающих средств, технологических действий и кадров, реализующих последующие главные функции:

-сбор инфы;

-хранение инфы;

-поиск и обработка инфы;

-передача инфы;

Модель ПО

(понятийное познание)





Система управления

базами познаний

Пакеты база данных

прикладных

программ

(процедурные

познания) Предметное познание

рис.1

Краеугольным камнем исследовательских работ крайнего времени является понятие «предметная область банка данных» (ПО ) (enterprise, universe of discourse).

совокупа объектов, о которых можно задавать вопросцы, образует объектное ядро предметной области. Тут слово «объект» употреблено как синоним слова «реалия»; не предполагается, что объекты непременно имеют вещественную, «вещную» природу. термин «объект» также является первичным, неопределяемым понятием. (См. рис.2а) Синонимами, кроме употребленного выше слова «реалия», служат слова «суть» (entity), «вещь» (thing). Примеры объектов — отдельный студент, группа студентов, аудитория, время занятий, слова, числа и т.д. Обычно считается, что быть объектом — означает быть дискретным и различимым. По — видимому, примеры «необъектов» — это мир, время, материя, смысл и т.п., хотя можно представить ИС, в какой хранятся сведения о этих категориях.

объект Предмет






первичное

неопределяемое модель объекта

понятие

в качестве объектов

могут быть

абстракция

не только лишь физические,

да и объекты

мышления

рис. 2а рис.2б

Нередко слово «объект» считается близким по смыслу слову «предмет». Но представляется комфортным слово «предмет» употреблять в том случае, когда объект, имеющийся вне нас, становится носителем определенной совокупы параметров и заходит в разные отношения, которые представляют Энтузиазм для потребителей инфы, лежащей в АИС. Иными словами, предмет — это объект, ставший объектом рассмотрения, наблюдения, ставший носителем определенных параметров. один и этот же объект воспринимается различными системами как различные предметы. Предмет является результатом абстракции настоящего объекта, результатом огрубления реальности, при котором игнорируется нескончаемое обилие параметров и взаимодействий объекта. Таковым образом, предмет — это модель настоящего объекта: если объект имеет онтологический статус, то предмет — гносеологический. (См. рис.2б)

Объекты могут быть ординарными и сложными. Ординарными именуются объекты, которые для данной предметной области числятся бесструктурными. Обыкновенные объекты представляются совокупой характеризующих их параметров. Внутренняя структура обычного объекта не раскрывается.

Сложные объекты имеют определенный состав и структуру. к примеру:

Студент Иванов обучается в группе АИ-2-93

методы идентификации объектов:

1. Ровная идентификация. Базирована на использовании

2. Косвенная идентификация. Базирована на указании
. В БД косвенная идентификация основывается на использовании
.


набор полей записи, значения которых совершенно точно определяют запись файла.

В определенный момент времени состояние предметной области определяется совокупой объектов и ситуаций, имеющих пространство на этот момент времени.

Место состояний предметной области — это класс всех вероятных конечных множеств объектной и системной предметной области.

Для описания динамики предметной области необходимо разглядеть линию движения предметной области в пространстве состояний.

Семантика предметной области определяется как общее свойство всех вероятных траекторий в пространстве состояний.

На рис.3 предложена систематизация ситуаций. Эта систематизация разглядывает характеристики как особый вариант ситуаций. Сразу она вводит очередное принципиальное понятие — понятие времени, которое очевидно либо неявно находится при выделении подклассов обозначенной иерархии. время выступает как огромное количество отдельных моментов и как огромное количество интервалов (временное состояние, негомогенный процесс). В очевидном виде структуры этих множеств не фиксированы, хотя отношение следования меж моментами времени считается известным.

Следует различать реальное время наружного мира и его отражение в ИС и в источниках инфы. Снутри системы зависящие от времени связи фокусируются лишь опосля их регистрации источниками и передачи сообщений информационной системе.

Другое понятие, также неявно участвующее в обозначенной систематизации, — это понятие места. «Неизменными являются все характеристики и соотношения, вытекающие из принадлежности объектов к той либо другой таксономической группы…, характеристики типов объектов, также дела кровного родства, неотъемлемой принадлежности, относительное размещение недвижных предметов …, характеристики и дела абстрактных объектов, не локализованные в пространстве». В приведенном выражении охото направить внимание еще на два происшествия: для языковеда непременно наличие таксономических категорий объектов, которые владеют своими качествами, и наличие общих параметров у объектов одной таксономической группы. Эти само собой разумеющиеся происшествия обширно употребляются в семантических моделях баз данных.

ситуации






статические динамические








состояния неизменные процессы действия

характеристики и

дела

устойчивые временные результаты происшествия

рис.3

Ситуации сами являются объектами, потому могут владеть разными качествами.

Введя место состояний, можно разглядывать в нем определенные
либо последовательности состояний g0
, g1
, …, gt
, … , в каких находится ПО в моменты времени 0, 1, …, t, … Члены таковой последовательности не могут быть совсем случайными, так как состояние gt
обычно как — то соединено с предыдущими состояниями g0
, g1
, …, gt-1
. Потому предметную область можно найти как класс всех вправду вероятных последовательностей состояний. Такие последовательности именуются
. совокупа всех общих параметров траекторий именуется
.

Результат проведенных рассмотрений подведем последующей диаграммой, классифицирующей объекты в предметной области и дополняющей рис.3.

Объекты ПО






вещественные нематериальные







имена понятия ситуации

рис.4

Концептуальные средства описания предметной области

Эти средства владеют абстрактностью и универсальностью. В силу собственной абстрактности средства описания стали называться
. Универсальность определяется общностью систем базисных понятий и средствами порождения новейших понятий.

В исследовательских работах по искусственному уму неувязка описания предметной области трактуется как неувязка представления познаний, а надлежащие концептуальные средства именуются
.

В теории БД принято гласить о концептуальном, либо информационно — логическом, моделировании ПО . Центральным понятием является понятие концептуальной схемы (модели) ПО .

В силу характеристики универсальности, обрисовать средства построения концептуальной схемы — это означает обрисовать вероятные состояния абстрактной предметной области, которая создана для моделирования структуры и динамики случайных ПО .

Понятия:

1. Тип объекта

должен иметь неповторимое имя и все объекты предметной области могут быть отнесены к одному либо нескольким типам.

t0
— тип объекта;

t0
t
— огромное количество объектов типа t в момент времени t;

Эти огромного количества могут пересекаться, если объект имеет несколько типов.

Тип объекта может сообщаться системе при первом упоминании этого объекта.

Тип объекта может определяться системой на основании параметров объекта при помощи классифицирующих процедур.

Тип объекта быть может автоматом изменен при изменении состояния объекта.

2. Мировозренческая схема

предметной области — огромное количество типов, снабженное некой структурой. структура на огромном количестве типов задается обилием отношений и операций, определенными на огромном количестве типов.

Обозначим j конечные огромного количества объектов предметной области.

Для некого момента времени t можно выделить огромное количество объектов типа (t1
)ob
t
и (t2
)ob
t
, имеющих определенные соотношения, к примеру:

(t1
)ob
t
Ì (t2
)ob
t

(t1
)ob
t
Ç (t2
)ob
t
= 0

Если такие соотношения являются устойчивыми (не изменяются во времени), то эти характеристики состояния семантической предметной области.

Соотношения:

1. Родовидовое отношение SUP

t1
sup t2
— t1
является подтипом t2
((вид) является подтипом (род))

Это соотношение задается меж типами объектов. Оно правильно, если

» t (t1
)ob
t
£ (t2
)ob
t

Эти дела принято задавать графически. Типы объектов представляются верхушками, а дела меж ними — ребрами.

к примеру:

sup Помещение sup

Учебное Служебное

помещение помещение

sup sup sup sup

аудитория лаборатория помещение помещение

кафедры деканата

рис.5

Последующая диаграмма обрисовывает набор базисных типов объектов для хоть какой концептуальной модели (См. рис. 6).

объект

sup sup

Неопределенный Определенный

объект sup объект

sup

Вещественный Нематериальный

объект объект









sup sup sup sup sup

имя время понятие ситуация место

sup sup

статическая динамическая

sup sup

пост. сит. сост.

sup sup

рис.6 уст. сост. врем. сост.

Тип объекта является общим для всех предметных областей.

2. Отношение частичного порядка PART OF.
строится на основании конечного огромного количества типов временных интервалов, на которых определено отношение PART OF.

ti
PART OF tj



ti
является частью одназначно определенного интервала

tj
.

время

sup sup

год неделька







PART OF PART OF

месяц





PART OF

день





PART OF

час





PART OF

минутка





PART OF

секунда

рис. 7

Модель места строится на определенном огромном количестве, так же, как и времени, но по отношению к части округи.

(См. рис.8)

место

sup sup

страна материк







PART OF PART OF

область регион





PART OF PART OF

населенный

пункт







PART OF PART OF

город деревня

рис.8

3. Отношение принадлежности ISA

Иванов А.И. ISA студент

4. Отношение INSTANCE OF (INS)

Иванов INS АИ-1-93

name (O1
) INS name (O2
)

Если t1
INS t,

t2
INS t,

……….

tn
INS t, то объект типа t может состоять из объектов

типов t1
,t2
…tn
, при этом объект типа t может включать

несколько объектов данных типов.

Это отношение (INS) применяется для огромного количества дискретных объектов,

PART OF — непрерывных.


INS

лаборатория

INS INS

INS

сотрудники помещение оборудование

лаборатории лаборатории лаборатории

рис.9

характеристики этих отношений

1. PART OF и SUP владеют свойством транзитивности:

t1
SUP

t2
;

t2
SUP

t3

t1
SUP t3

доцент SUP SUP сотрудник

педагог

рис.10

доцент SUP педагог ; педагог SUP сотрудник

доцент SUP сотрудник

Для дела INS это свойство не производится:

2. t1
INS

t2
;

t2 INS
t3
;

tn-1
INS

tn


tn
INS

t1
циклов

3. t1
SUP

t2
;

t2
INS

t3

t1
INS t3

лаборант SUP сотрудник лаборатории ; сотрудник лаборатории INS лаборатория

лаборант INS лаборатория

лаборатория

INS

сотрудник INS





SUP

лаборант

рис.11

4. name (O) ISA
t
1

;
t
1

SUP
t
2

name (O) ISA t2

Москва ISA город ; город SUP населенный пункт

Москва ISA населенный пункт

количество троек вида (t, ni
, ti
);

где t, ti
— типы объектов,

ni
имя атрибута,

(
— свойства объектов либо роли, которые они играют в определенных ситуациях) i=1,…, к,

ni
¹nj
, если i¹j, именуется представлением типа t, если в любой момент времени ni
: tоб
t
® (ti

t
,

(ni
— отображ. мн-во объектов типа t на мн-во объектов типа t1
)

при этом различным объектам О1
и О2
типа t соответствуют различные картежи значений функций ni

{n1
t
(O1
), n2
t
(O1
,…, nk
t
(O1
)}

{n1
t
(O2
), n2
t
(O2
,…,nk
t
(O2
)},

крайнее условие именуется
объектов.

В качестве примера разглядим объект типа кар:

t ni
ti

(кар, марка, марка кара)

(кар, номер, номер кара)

(кар, цвет, цвет кара)

кар(москвич, МКА-21-17, белоснежный)

кар(жигули, МВА-11-25, красноватый)

Композиционный тип объектов

(ni
, ti
) COMPONENT OF t

COMPONENT OF значит, что объект типа ti
является компонентой объекта типа t.

дата

COMPONENT OF

COMPONENT OF COMPONENT OF

год n1
число n3
месяц n2

год t1
число t3
месяц t2

рис.12

Пример композиционного объекта:

Ситуация «находится» (нах. человек в опред. помещении опред. время)

t находится



n1
участник ситуации


n2
пространство ситуации


n3
время ситуации



t1
человек


t2
помещение


t3
время



sup sup


sup sup


дата ситуац.


момент сит.



учащиеся


сотрудники


аудитория


лаборатор.


дата


момент




ins ins


число

сит.


месяц

сит.


год

сит.


час

ситуации


минутка

ситуации



оборудование


число


месяц


год


час


минутка




Шаблонные выражения

человек
. . . находится в помещении
. . . во время
. . .

сотрудник
. . . находится в аудитории
. . . в
. . . часо
в . . . минут
. . .

. . . число
. . . месяц
. . . год

В шаблонные выражения могут быть поставлены имена определенных объектов.

Пример:

t — аренда

t1 — объект аренды

t2 — арендатор

t3 — арендодатель

t4 — срок аренды

t5 — стоимость аренды

Многофункциональная зависимость

Представим, задано момент времени t для всех 2-ух объектов О1
, О2
Î tоб
t
из равенств: ni1
t
(O1
) = ni1
t
(O2
)

. . .

nip
t
(O1
) = nip
t
(O2
),

следуют равенства:

nj1
t
(O1
) = nj1
t
(O2
)

. . .

njs
t
(O1
) = njs
t
(O2
)

Пример: X={t4,
t5,
t6
} Y={t1,
t2,
t3
}

t Лекция



лектор


слушатель


предмет лекции


пространство


денек недельки


время начала



педагог


группа


предмет


аудитория


дата




t1
t2
t3
t4
t5
t6

min значит, что перечень подтипов ti является исчерпающим для объектов типа t.

Примера :

объект = человек È помещение È оборудование

человекÇпомещение = человекÇоборудование=

= помещениеÇоборудование = 0

2. Операция разбиения типов объектов на классы эквивалентных объектов.

(человек, пол человека, пол)

t n1
t1

пол = {супруг, жен}

t2
= супруг

t3
= жен

Типы t2
и t3
являются результатом разбиения типа человек по типу пол (t/t1
)

t Познание зарубежного языка



n1
понимающий


n2
предмет познания



t1
человек


t2
зарубежный язык




Новейшие объекты — группы людей, знающих некий язык определяются в итоге разбиения t1
/(t2
,t)

(атрибут (свойства, роли))

1) Е1
, Е2
, …, Еn

педагог

2) R1
, R2
, …,Rn

занятие

кафедра работает педагог перегрузка







группа занятие предмет






обучение факультет исследование






курс специальность

рис.13

3. Характеристики (атрибуты)

Ei, Ri — надлежащие области познаний

имя — имя области познаний

На дуге подписываются надлежащие характеристики.

имя





кафедра

имя имя имя







фамилия имя отчество

педагог

рис.14

код

имя группа

группы

рис.15

заглавие имя

предмет

размер

натуральное число

рис. 16

натуральное

лекция число

перегрузка

лабораторная натуральное

число

рис. 17

шифр специальность

код

рис.18

Нередко в виде связи выступает прямое дополнение.

В виде параметров обычно представляются время и пространство ситуации.

занятие






пространство начало

помещение денек недельки время

рис.19

Нередко характеристики вводятся при помощи слова «иметь»

код

группа код

группы

рис.20

педагог





обучение учебн. студент

процесс

рис. 21

учебный

процесс


контроль

административный

персонал

рис. 22

«Учебный процесс» — является и сутью и связью.

педагог

курс обучение учебный студент

процесс






факультет специальность контроль

административный

персонал

рис. 23

часть предложения, которая являются придаточным, рассматривается как суть наиболее высочайшего уровня абстракции.

распределение

заведующ. решает педагог

кафедрой

группа занятие





предмет

рис. 24

Мировозренческая схема дозволяет представить разные иерархические связи меж объектами. Традиционный пример — систематизация звериных.

(См. ниже рис. 25)

звериные







простые . . . губы . . . хордовые













. . . . . .

оболочники . . . бесчерепные . . . позвоночные












. . . . . . . . . . . .

рис. 25.

Таксон

— группа дискретных объектов, связанных некой степенью общности параметров. Набор параметров должен быть нужным и достаточным для того, чтоб таксон занимал единственное пространство в структуре и не пересекался с иными таксонами.

При декларации таксона указывается таксон верхнего уровня и характеристики, которые различают данный таксон от остальных таксонов.

Таксономические группы

{тип — подтип — класс — отряд — род — вид}

Обычно с типом объекта нижнего уровня связывают определенные факты.

кошки род

sup sup

домашняя лесная вид






isa

барсик

рис. 26

характеристики, соответствующие для некого типа объекта, наследуются всеми типами объекта нижнего уровня. В БД могут быть описаны лишь один раз.

2. Практический раздел

Как уже отмечалось ранее, целью данного КПР является подготовка теоретического и практического материала для обеспечения доступного исследования соответственных разделов по дисциплине Инженерия Познаний. Приготовленный теоретический материал можно отыскать в «Теоретическом разделе» данного КПР. Он содержит внутри себя все понятия и определения, также примеры, нужные для удачного использования (внедрения) этих познаний и исследования соответственных тем.

Для более наилучшего освоения и закрепления приобретенных познаний мы хотим предложить проводить практические занятия по данному разделу. В качестве материалов для проведения практических занятий предлагается употреблять разработки данного КПР, приведенные ниже.

2.1 Ограничения на внедрение разработанного программного обеспечения

Для того, чтоб в предстоящем не появлялось неожиданных заморочек с применением разработанного программного обеспечения, ниже приводятся нужные аппаратные требования для удачного функционирования программ:

HARD


(малые требования):

ю : индивидуальный комп конторы IBM либо совместимый с ним;

ю : 486 SX-33Mhz, RAM 4Mb, VideoRAM 512Mb, 45 Mb свобод.

места на HDD, VGA, манипулятор типа «мышь«;

SOFT


:

ю = операционная система MS-DOS 5.0 и выше,

или я MS Windows — 95;

ю = графическая оболочка я MS Windows 3.xx

(данный пункт опускается, если употребляется я MS Windows -95)

ю = на сто процентов установленный на твердый диск MS ACCESS2.0,

если употребляется я MS Windows 3.xx,

или MS ACCESS7.0 for я MS Windows -95;

2.2 Нужные познания для работы в MS ACCESS2.0

Лаконичный экскурс в Access

MS ACCESS2.0 — это еще одна разработка конторы MicrosoftÒ. На самом деле дела — это СУБД с весьма дружеским и приятным интерфейсом, как фактически и все программки, разработанные компанией MicrosoftÒ для ее же графической оболочки я MS Windows 3.xx либо для операционной системы я MS Windows -95.

В данном КПР не приводится описание работы я MS Windows, потому что считается, что юзер уже знаком с ней. В неприятном случае нужно обратиться к специальной литературе.

Если Access инсталлирован на компе, его пуск происходит последующим образом:

1. Запустить я MS Windows;

2. Открыть окно Access-группы Диспетчера Программ (Program Manager) и два раза щелкнуть мышью на пиктограмме, соответственной Access (на ней изображен ключ и имеется надпись «Microsoft Access»;

Чтение экрана Access

Опосля загрузки Access в верхней строке головного окна (строчка заголовка) возникает имя программки — Access. Ниже размещена строчка меню. Под ней размещена строчка инструментов. Разные клавиши данной панели возникают зависимо от того, в которой части программки вы находитесь. В нижней части экрана размещена строчка состояния, которая содержит полезную информацию о ходе работы с Access.

Открытие меню

Практически всякая работа в Access начинается с открытия БД при помощи меню File (файл). Для этого щелкните на элементе File (файл) в строке меню, и на дисплее откроется меню, при помощи которого Access дозволяет создавать новейшие либо открывать имеющиеся БД, также делать остальные операции.

Получение помощи (Меню подсказки в Access)

Справочная система Access идентична с иными подобными системами, которые имеются в приложениях Windows.

Для этого щелкните на элементе Help (Справка) строчки меню и изберите соответственный раздел данного меню.

Другое принципиальное средство, имеющееся в окне справочной системы — Cue Cards (Карточки подсказки) — особый вид экранной подсказки, который проведет вас шаг за шагом при выполнении сложных процедур в Access.

Wizards (Мастера) также проведут вас шаг за шагом, но, в отличие от Cue Cards сделают за вас огромную часть работы. В окне справочной системы нет никакой инфы о Wizards, но как вы начнете чего-нибудть создавать, Access сходу же оживится и спросит, желаете ли вы, чтоб мастер сделал это за вас.

Выход из справочной системы — ALT+F4 (либо два раза щелкнув на кнопочке системного меню в его левом верхнем углу).

Выход из Access

Выйти из Access можно при помощи 1-го из последующих методов:

— При открытом окне Access сразу надавить ALT+F4.

— Два раза щелкнуть на кнопочке системного меню в верхнем левом углу окна Access.

— Щелкнуть на кнопочке системного меню окна и потом на директиве Close (Закрыть).

Таблицы для хранения ваших данных

Таблица — главный структурный объект во внутреннем строении БД. Она содержит все записи определенного вида. Любая запись таблицы содержит всю нужную информацию о каком-то отдельном элементе БД.

До этого, чем спроектировать БД, нужно найти, какие таблицы нам потребуются (см. ниже). Нерационально вводить все данные в одну таблицу, потому Access дает вводить разные виды данных в различные таблицы. По мере необходимости несложно соединить данные из разных таблиц.

Строчки и столбцы

объект, выведенный в табличном виде, именуется в Access табличным (datasheet).

Наименования столбцов (колонок) возникают в верхней части головного окна Access. Колонки именуются полями. Каждое поле содержит определенную информацию. Строчки именуются записями. Любая запись имеет схожие поля, которые имеют однообразный размер в каждой записи.

Запросы

Опосля ввода данных в БД для вас может пригодиться отыскать какую-то их часть. Это можно создать несколькими методами, но наилучшим методом является внедрение обычного запроса для поиска нужной записи. запрос — это вопросец к БД.

Опосля формулировки запроса сообщите Access, какое поле вы желали бы просмотреть и что желали бы в нем отыскать. Потом просто щелкните на соответственной кнопочке, и Access здесь же выведет на экран нужную запись.

Формы

Остальным видом представления таблицы является так именуемая форма. Формы — очередное принципиальное средство Access. При проектировании формы учитывают, что ею будет воспользоваться человек, который ничего не понимает ни о данных, ни о БД совершенно. Используя Access, можно включить в форму любые текстовые комменты, которые разъясняют, какие данные и в какие поля вводить.

отчеты

При помощи Access можно сформировывать отчеты для распечатки ваших данных в разных видах.

2.3 Планирование БД

Опосля того, как сделалось понятно, какие средства может предложить Access, нужно спроектировать БД в согласовании с темой данного КПР.

Таковым образом, нам нужны последующие базы данных:

1. Классы
. Поля данной БД:
,


,


.

2. Атрибуты
. Поля данной БД:
,


,


.

3. Атрибуты класса
. Поля данной БД:
,


,


4. Род-вид
. Поля данной БД:

5. структура
. Поля данной БД:


.

6. Связи классов
. Поля данной БД:

7. Типы связей
. Поля данной БД:

8. Коды связей
. Поля данной БД:

Предложенные базы данных опосля их сотворения нужно связать, тем обеспечив иерархическую структуру. Ниже будет описано, как это создать.

Создание БД

Опосля загрузки Access активизируйте меню файл в левой высшей части Access и в показавшемся меню щелчком изберите директиву New Database (Сделать). Для сотворения первой БД в поле FileName введите имя файла, в каком будет храниться 1-ая БД, к примеру, «Klasses» и щелкните на командной кнопочке ОК в правой верхней части показавшегося окна. Access создаст вам новейшую БД. Обратите внимание, что в левой части окна БД Klasses имеется ряд так именуемых корешков, любому из которых соответствует определенный объект Access: таблицы (Table), запросы (Query), формы (Forms), отчеты (Report), также макрос (Macro), модуль (Module). Как употреблять их, описано ниже. нужно сделать БД для всякого из 8 пт, обрисованных выше, в разделе Планирование БД. Другими словами обозначенные деяния производятся восемь раз для наших БД. Предлагаем употреблять последующие имена для этих баз:

1. Klasses (ее создание описано в данном разделе)

2. Atribute — атрибуты

3. Atr_klass — атрибуты класса

4. Rod_vid — род-вид

5. Structur — структура

6. Sv_klass — связи классов

7. Type_sv — типы связей

8. Code_sv — коды связей

Необходимость описания БД конкретно этими именами связана с тем, что в данной объяснительной записке употребляются конкретно эти имена при описании методики проведения практической работы.

2.4 Создание таблиц для ваших данных

Планирование структуры таблицы

Речь идет о списке полей, из которых она состоит. При разработке таблицы на первом шаге нужно найти, какие поля для вас необходимы, какого они должны быть типа и размера.

Поле — структурный элемент таблицы, содержащий сведения о ком-то либо о кое-чем в БД.

Для БД Klasses нужны поля, обозначенные выше, в разделе «Планирование БД». Разглядим пример сотворения структуры таблицы для БД Klasses.

Нужные поля для данной таблицы, это:


,


,


.

Создание таблицы

Опосля определения нужных полей, приступим к созданию фактически таблицы в Access.

1. Найти, какие поля нужны (см. выше)

2. Открыть окно конструктора таблиц. Каждое поле таблицы — это одна строчка высшей части этого окна. В облегченном варианте довольно употреблять лишь верхнюю часть окна.

3. В высшую часть окна конструктора таблицы ввести имя всякого поля, по мере необходимости можно употреблять и нижнюю часть окна для задания длины поля, его формата и т.д.

4. При желании можно сделать поле, которое будет выступать в качестве неповторимого идентификатора каждой записи. Это так именуемый ключ таблицы, а соответственное ему поле именуется главным.

5. Сохранить сделанную таблицу и выйти из окна конструктора таблиц.

Загрузка БД

Чтоб загрузить БД, сделанные в разделе «Создание БД», нужно:

1. Загрузить Access.

2. В Access активизировать меню файл. Перед вами раскроется перечень названий файлов. Изберите подходящий и щелкните на нем (klasses.mbd).

Функции клавиш

Окно БД имеет две группы клавиш.

— Слева в окне размещены клавиши режима (корни) с именами разных структурных объектов БД — таблицы (Table), запросы (Query), формы (Forms), отчеты (Report). Всякий раз щелчком можно избрать лишь один корешок из этого ряда.

— В верхней части окна размещены командные клавиши New (Сделать), Open (Открыть), Design (Конструктор). Щелкнув на кнопочке New, вы сообщаете Access, 100 желаете сделать новейшую таблицу. (Клавиша Table обязана быть при всем этом нажата, о чем говорит наиболее колоритная надпись).

Щелкнув на кнопочке New, — на дисплее покажется диалоговое окно. Оно содержит клавиши для выполнения разных функций. В рассматриваемом примере следует щелкнуть на кнопочке New Table (Новенькая таблица). Щелкнув на данной кнопочке, активируется режим TABLE-DESIGN (Режим конструктора таблиц).

Формирование полей таблицы

Любому полю таблицы следует присвоить неповторимое имя, найти тип данных, которые будут в него вводиться, и обрисовать содержимое поля, т.е. ввести текстовые комменты, в каких обозначено предназначение данного поля. В отличие от имени БД, которое не может содержать наиболее 8 знаков, имя поле может иметь до 64 знаков.

Окно конструктора таблиц делится на две главные части. В высшей части вы сможете указать имя. тип и описание всякого поля. В нижней части окна указываются разные характеристики всякого поля. Для того, чтоб найти 1-ое поле, введите с клавиатуры в первом столбце первой строчки слово «Код класса» и нажмите Tab. Access создаст поле «Код класса». Опосля нажатия клавиши табуляции «оживает» 2-ой столбец Data Type (Тип данных) первой строчки. В ней возникает слово Text (Текстовый), справа от которого будет находится малая клавиша — манипулятор. Сделанное поле обязано быть счетчиком порядковых номеров записей. В окне-списке типов данных щелкните на слове «Counter» (Счетчик).

Опосля этого нажмите Tab снова. Курсор переместится в столбец описания поля. Наберите на клавиатуре описание поля: Код класса.

Выбор ключа таблиц

Крайнее, что осталось создать с полем «Код класса», — это отдать ему статус ключа таблицы. Поле с таковым статусом помогает Access упорядочивать данные в таблице, резвее их отыскивать и связывать таблицу с иными таблицами.

1. Удостоверьтесь, что курсор мыши находится в одной строке с заглавием «Код класса».

2. Щелкните на малеханькой кнопочке, обозначенной ключом и расположенной в центре экрана на панели инструментов конструктора таблиц.

Выбор правильного типа данных

В Access можно избрать один из последующих типов данных:

TEXT (Текстовый). Употребляется для текстовой инфы.

MEMO (Комменты). Употребляется для хранения случайного текста. До 32 000 знаков.

NUMBER (Числовой). Употребляется для математических операций.

CURRENCY (Денежный). Для операций с валютой.

DATE/TIME (Дата/время). Информация для хранения даты и времени.

COUNTER (Счетчик). Порядковый номер.

YES/NO. (Логическое).

OLE object (Поле объекта OLE). картинки, графики и таблицы в формате Windows.

Оформление оставшихся полей

опять нажмите кнопку Tab. Курсор переместится в 1-ый столбец последующей строчки. Access готов к вводу инфы о последующем поле. Специфицируйте другие поля вашей БД последующим образом:

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Заглавие класса


текстовый


15


заглавие класса



Описание класса


текстовый


15


описание класса




Сохранение описания таблицы

Опосля того, как вы оформили поля, осталось создать лишь одну, но весьма важную функцию — сохранить их.

Для этого щелкните на элементе File в строке меню и изберите директиву Save. Покажется диалоговое окно Save As (Сохранение).

Access предложит собственный вариант — Table1 (Таблица1). Мы рекомендуем для удобства предстоящего использования поменять имя на «Классы».

Нужно отметить, что сделать таблицу можно еще одним методом, — используя мастер по разработке таблиц. тут не приводится описание работы этого мастера, потому что при его использовании не обязано возникать проблем, поэтому что он работает в пошагово-диалоговом режиме.

Таковым образом, мы сделали первую таблицу. Но нужно то же самое сделать с остальными. Ниже приводим советы по спецификации других таблиц для оставшихся БД.

— БД Atribute

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Код атрибута


Counter


по дефлоту


Код атрибута



Заглавие атрибута


текстовый


15


Заглавие

атрибута



Описание атрибута


текстовый


15


Описание

атрибута




— БД Atr_klass

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Код класса


Number


по дефлоту


Код класса



Код атрибута


Number


по дефлоту


Код атрибута




текстовый


15


атрибута




— БД Rod_vid

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Код класса


Number


по дефлоту


Код класса



Код подкласса


Number


по дефлоту


Код подкласса




— БД Structur

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Код класса


Number


по дефлоту


Код класса



Код составляющие


Number


по дефлоту


Код составляющие




— БД Sv_klass

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Код связи


Counter


по дефлоту


Код атрибута



Код класса


Number


по дефлоту


Код класса



Роль класса


текстовый


20


Роль класса




— БД Type_sv

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Код типа связей


Counter


по дефлоту


Код типа связей



Заглавие типа связей


текстовый


15


Заглавие типа связей



Описание типа связей


текстовый


20


Описание типа связей




— БД Code_sv

имя поля


Тип данных


Размер


Описание



Код типа связи


Number


по дефлоту


Код типа связи



Код связи


Number


по дефлоту


Код связи




2.5 Ввод данных в ваши таблицы

Открытие окна таблицы

Загрузите Access и откройте файл «Klasses.mdb». В окне БД обязана быть представлена таблица «Классы». (Если ее нет, то щелкните на корешке Table). Два раза щелкните на заглавии таблицы и окно раскроется.

Вдоль верхнего края размещены имена полей таблицы. Каждое поле соответствует определенному столбцу в таблице. В левой части первой строчки вы видите небольшой треугольник, указывающий на то, что Access готов принимать всякую информацию в первую строчку.

Сейчас можно заполнить БД в согласовании с заданием педагога (используя свою предметную область).

Нет необходимости вводить с клавиатуры данные в поле типа «Counter», потому что оно заполняется Access автоматом.

Передвигаться по таблице можно используя клавиши управления курсором или при помощи мыши.

Опосля ввода каждой строчки Access автоматом сохраняет запись.

Access дозволяет редактировать введенные данные.

2.6 Связи меж таблицами

В Access можно установить два вида связи меж таблицами: одна-с-одной и одна-со-многими.

Для объединения таблиц нужно общее поле. Это поле непременно обязано быть 1-го типа. Исключение составляет поле счетчик. Если в связанной таблице общее поле будет такового же типа, то связь один-со-многими будет невозможна. Потому, если общее поле является счетчиком в таблице, то в связанной таблице оно обязано быть числовым, а его размер должен быть установлен как Длинноватое целое.

установление связей

Откройте меню Правка (Edit) и изберите в нем директиву Relationships (Схема данных).

Разглядим пример для связи 2-ух таблиц — «атрибуты» и «атрибуты класса»:

1. В перечне полей таблицы «атрибуты» щелкните на поле «Код атрибута» для того, чтоб выделить его.

2. Установив курсор мыши на этом поле, нажмите ее левую клавишу.

3. Переместите это поле при помощи мыши на поле «Код атрибута» в таблице «атрибуты класса».

4. Отпустите левую клавишу мыши.

При всем этом покажется диалоговое окно установления связей, если в нем все смотрится как следует, щелкните на «Сделать».

5. Подобные связи нужно сделать для всех таблиц в согласовании со схемой, представленной на рис. 27.

6. Закройте окно Relationships. Когда Access спросит, желаете ли вы сохранить конфигурации в схеме данных, ответьте «Да».

Для удаления неверной связи

выделите черную линию, соединяющую два поля и нажмите Del (в окне Relationships).

Итак, мы сделали связи таблиц — т.е. иерархию. Под эту иерархию можно подвести огромное количество предметных областей. Но нужно соблюдать точность и бдительность при заполнении самих таблиц настоящими данными. Вводить данные во все сделанные БД нужно с учетом этих связей.

Описав ПО при помощи данной структуры, юзер может создавать разные деяния. Сущность манипуляций заключается в исследовании иерархии, наследования признаков и т.д.

Access дозволяет стремительно отыскивать нужные данные с внедрением директивы Find (Отыскать) либо Query (Запросов), создавать формы для вывода подходящих данных, комфортные для восприятия или в согласовании с какими-либо требованиями (к примеру — ГОСТ).

Все эти способности можно реализовывать при проведении практических занятий. Для подробного ознакомления с таковыми способностями, как Запросы, Формы юзеру будет нужна или особая литература по Access, или на сто процентов установленная версия Access на твердый диск компа, о чем уже упоминалось ранее, чтоб была возможность употреблять справочную систему Access.

Упомянутые способности Access не входят в темы КПР, потому мы допускаем ссылки на специальную литературу.

3. Варианты заданий по л.р.

1. дела SUP

б) С типами объектов нижнего уровня связать имена определенных

объектов

3. установление связей меж типами объектов:

а) Выделить главные типы связей

б) Выделить коды связей

в) Установить связи меж типами

Список предметных областей:

1. Швейная индустрия

2. Текстильная индустрия

3. Обувная индустрия

4. Авто индустрия

5. Ликеро-водочная индустрия

6. Кораблестроительная индустрия

7. Парфюмерная индустрия

8. Хлебо-пекарное Создание

9. Кондитерское создание

10. Создание телевизоров

11. Станкостроительная индустрия

12. Военная индустрия

13. Создание канцтоваров

14. Создание меховых изделий

15. Создание колбасных изделий

16. Создание молочных изделий

4. Содержание отчета

отчет о л.р. должен содержать:

1. Тему л.р.

2. Цель л.р.

3. Теоретическое вступление (коротко)

4. анализ предметной области — мировозренческая схема

5. Вывод о проделанной работе

6. Заключение

5. Контрольные вопросцы

1. Предмет Инженерии Познаний

2. понятие предметной области (ПО )

3. методы идентификации объектов

4. Концептуальные средства описания ПО

5. Базисные типы объектов

6. дела меж типами объектов

8. Композиционный тип объектов

9. Операции над типами объектов

10. Операция разбиения типов объектов на классы эквивалентных объектов

11. Понятия «предмет», «объект» в рамках ИЗ

12. Шаблонные описания состояний предметной области

13. Представление познаний меж типами

14. Таксон и таксономические группы

6. Выполнение л.р. для 1-го из вариантов заданий

ПО — авто

тема
:

анализ ПО : мировозренческая схема (сокращена):

кар








SUP SUP SUP

автобус легковой_автомобиль грузовой_автомобиль









SUP SUP SUP SUP SUP

микроавтобус рейсовый междугородный «седан» «пикап»








ISA ISA ISA ISA

«раф» «тойота» «львов» «лиаз»

Для удобства восприятия ниже приводим предсталение ПО на языке предикатов в PROLOGе:

sup(«автобус