Учебная работа. Шпаргалка: Программа вступительных экзаменов по математике в 2004г. (МГУ)
В первом разделе перечислены главные математические понятия, которыми должен обладать поступающий как на письменном, так и на устном экзамене.
2-ой раздел представляет собой список вопросцев теоретической части устного экзамена. При подготовке к письменному экзамену целенаправлено познакомиться с формулировками утверждений этого раздела.
В 3-ем разделе обозначено, какие способности и умения требуются от поступающего на письменном и устном экзаменах.
Размер познаний и степень владения материалом, описанным в программке, соответствуют курсу арифметики средней школы. Поступающий может воспользоваться всем арсеналом средств из этого курса, включая и начала анализа. Но для решения экзаменационных задач довольно уверенного владения только теми понятиями и их качествами, которые перечислены в истинной программке. Объекты и факты, не изучаемые в общеобразовательной школе, также могут употребляться поступающими, но при условии, что он способен их пояснять и обосновывать.
В связи с множеством учебников и постоянным их переизданием отдельные утверждения второго раздела могут в неких учебниках называться по другому, чем в программке, либо формулироваться в виде задач, либо совсем отсутствовать. Такие случаи не высвобождают поступающего от необходимости знать эти утверждения.
I. Главные понятия
Натуральные числа. Делимость. Обыкновенные и составные числа. Больший общий делитель и меньшее общее кратное.
Целые, оптимальные и действительные числа. Проценты. Модуль числа, степень, корень, арифметический корень, логарифм. Синус, косинус, тангенс, котангенс числа (угла). Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.
Числовые и буквенные выражения. Равенства и тождества.
Функция, ее область определения и область значений. Возрастание, убывание, периодичность, четность, нечетность. Наибольшее и меньшее значения функции. График функции.
Линейная, квадратичная, степенная, показательная, логарифмическая, тригонометрические функции.
Уравнение, неравенства, система. Решения (корешки) уравнения, неравенства, системы. Равносильность.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Ровная на плоскости. Луч, отрезок, ломаная, угол.
Треугольник. Медиана, биссектриса, высота.
Выпуклый многоугольник. Квадрат, прямоугольник, параллелограмм, ромб, трапеция. Верный многоугольник. Диагональ.
Окружность и круг. Радиус, хорда, поперечник, касательная, секущая. Дуга окружности и радиальный сектор. Центральный и вписанные углы.
Ровная и плоскость в пространстве. Двугранный угол.
Полиэдр. Куб, параллелепипед, призма, пирамида.
Цилиндр, конус, шар, сфера.
Равенство и подобие фигур. Симметрия.
Параллельность и перпендикулярность прямых, плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Угол меж прямыми, плоскостями, прямой и плоскостью.
Касание. Вписанные и описанные фигуры на плоскости и в пространстве. Сечение фигуры плоскостью.
Величина угла. Длина отрезка, окружности и дуги окружности. Площадь многоугольника, круга и радиального сектора. Площадь поверхности и размер полиэдра, цилиндра, конуса, шара.
Координатная ровная. Числовые промежутки. Декартовы координаты на плоскости и в пространстве. Векторы.
II. Содержание теоретической части устного экзамена
Алгебра
Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
характеристики числовых неравенств.
Формулы сокращенного умножения.
характеристики линейной функции и ее график.
Формула корней квадратного уравнения. Аксиома о разложении квадратного трехчлена на линейные множители. Аксиома Виета.
характеристики квадратичной функции и ее график.
Неравенство, связывающее среднее арифметическое и среднее геометрическое 2-ух чисел. Неравенство для суммы 2-ух взаимно оборотных чисел.
Формулы общего члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Формулы общего члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии.
характеристики степеней с натуральными и целыми показателями. Характеристики арифметических корней n-й степени. характеристики степеней с оптимальными показателями.
Характеристики степенной функции с целым показателем и ее график.
характеристики показательной функции и ее график.
Основное логарифмическое тождество. Логарифмы произведения, степени, личного. Формула перехода к новенькому основанию.
характеристики логарифмической функции и ее график. Основное тригонометрическое тождество. Соотношения меж тригонометрическими функциями 1-го и такого же аргумента. Формулы приведения, сложения, двойного и половинного аргумента, суммы и разности тригонометрических функций. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование произведения синусов и косинусов в сумму. Преобразование выражения asin(x) + bcos(x) спомощью вспомогательного аргумента.
Формулы решений простых тригонометрических уравнений.
характеристики тригонометрических функций и их графики.
Геометрия
Аксиомы о параллельных прямых на плоскости.
характеристики вертикальных и смежных углов.
Характеристики равнобедренного треугольника.
признаки равенства треугольников.
Аксиома о сумме внутренних углов треугольника. Аксиома о наружном угле треугольника. характеристики средней полосы треугольника.
Аксиома Фалеса. признаки подобия треугольников.
Признаки равенства и подобия прямоугольных треугольников. Пропорциональность отрезков в прямоугольном треугольнике. Аксиома Пифагора.
Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Свойство биссектрисы угла.
Аксиомы о пересечении медиан, пересечении биссектрис и пересечении высот треугольника.
Свойство отрезков, на которые биссектриса треугольника разделяет обратную сторону.
Свойство касательной к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки к окружности. Аксиомы о вписанных углах. Аксиома о угле, образованном касательной и хордой. Аксиомы о угле меж 2-мя пересекающимися хордами и о угле меж 2-мя секущими, выходящими из одной точки. Равенство произведений отрезков 2-ух пересекающихся хорд. Равенство квадрата касательной произведению секущей на ее внешнюю часть.
Свойство четырехугольника, вписанного в окружность. Свойство четырехугольника, описанного около окружности.
Аксиома о окружности, вписанной в треугольник. Аксиома о окружности, описанной около треугольника.
Аксиомы синусов и косинусов для треугольника.
Аксиома о сумме внутренних углов выпуклого многоугольника.
Признаки параллелограмма. характеристики параллелограмма.
Характеристики средней полосы трапеции.
Формула для вычисления расстояния меж 2-мя точками на координатной плоскости. Уравнение окружности.
Аксиомы о параллельных прямых в пространстве. признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей.
признак перпендикулярности прямой и плоскости. Аксиома о общем перпендикуляре к двум скрещивающимся прямым. признак перпендикулярности плоскостей. Аксиома о 3-х перпендикулярах.
III. Требования к поступающему
На экзамене по арифметике поступающий должен уметь:
делать (без калькулятора) деяния над числами и числовыми выражениями; преобразовывать буквенные выражения; создавать операции над векторами (сложение, умножение на число, скалярное произведение); переводить одни единицы измерения величин в остальные;
ассоциировать числа и отыскивать их приближенные значения (без калькулятора); обосновывать тождества и неравенства для буквенных выражений;
решать уравнения, неравенства, системы (втом числе спараметрами) иисследовать их решения;
изучить функции; строить графики функций и огромного количества точек на координатной плоскости, данные уравнениями и неравенствами;
изображать геометрические фигуры на чертеже; созодать доп построения; строить сечения; изучить обоюдное размещение фигур; использовать признаки равенства, подобия фигур и их принадлежности к тому либо иному виду;
воспользоваться качествами чисел, векторов, функций и их графиков, качествами арифметической и геометрической прогрессий;
воспользоваться качествами геометрических фигур, их соответствующих точек, линий и частей, качествами равенства, подобия и обоюдного расположения фигур;
воспользоваться соотношениями и формулами, содержащими модули, степени, корешки, логарифмические, тригонометрические выражения, величины углов, длины, площади, объемы;
составлять уравнения, неравенства и отыскивать значения величин, исходя из условия задачки;
излагать и оформлять решение логически верно, много и поочередно, с необходимыми пояснениями.
На устном экзамене поступающий должен добавочно уметь:
давать определения, формулировать и обосновывать утверждения (формулы, соотношения, аксиомы, признаки, свойстваит.п.), обозначенные во 2-м разделе истинной программки;
рассматривать формулировки утверждений и их подтверждения;
решать задачки на построение циркулем, линейкой; отыскивать геометрические места точек.
]]>