Учебная работа. Сочинение: Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Сочинение: Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова

Примерный текст сочинения

Имя Н. А. Некрасова неразрывно соединено в нашем представлении с фермерской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не сумел так понять душу народа, его психологию, высочайшие нравственные свойства. Стихи Некрасова заполнены могучим чувством соболезнования к собственному народу, его бесправной, подначальной судьбе, не малым желанием создать его будущее светлым и красивым. Некрасова именуют «певцом народного горя». Его «кнутом иссеченная муза» служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права. Творчество Некрасова обхватывает значимый период российской истории. В его произведениях стает и крепостническая, и пореформенная Наша родина, в какой постоянным оставалось бедное и бесправное положение народа. Чем все-таки была родина для Некрасова? Идиллическим «дворянским гнездом», с которым соединены светлые детские мемуары?

Нет! в молодости моей, мятежной и грозной,

Радостного душе воспоминанья нет…

К такому выводу приходит Некрасов в стихотворении «Родина», памятуя о собственных детских годах, проведенных в отцовской усадьбе. На 1-ый взор, это стихотворение воспроизводит картины биографии поэта. Но они так типичны, что представляют собой обобщенный образ крепостной Рф. И создатель выносит ей собственный бесжалостный приговор. Атмосфера рабства влияла и на фермеров, и на их господ, обрекая одних на бесправие и бедность, остальных – на роскошь и праздность.

И вот они снова, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла посреди пиров, глупого чванства,

Разврата грязного и маленького тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью крайних барских псов.

На что все-таки уповает задавленный нуждой российский мужчина? один из вариантов ответа на этот вопросец мы находим в стихотворении «Позабытая деревня» (1855). В каждой из 5 строф этого стихотворения умопомрачительно емко и лаконически дана отдельная законченная картина из жизни «позабытой деревни». И в каждой из их – людские судьбы, заботы и задачи: тут и просьба «бабушки Ненилы» починить избенку, и произвол «лихоимца скупого», отрезавшего у фермеров «землицы косячок значительный», и мечты Наташи и свободного хлебопашца о свадьбе и семейном Счастье. Все надежды этих людей соединены с предполагаемым приездом барина. «Вот приедет барин – барин нас рассудит» – этот рефрен проходит через все некрасовское стихотворение. Но зря фермеры уповают на справедливое и человечное отношение к ним барина. Ему нет дела до фермеров. Прошли годы, до этого чем они дождались барина, привезенного в гробу.

Старенького отпели, новейший слезы вытер,

Сел в свою карету – и уехал в Питер.

Этими заполненными горьковатой драматичностью строками завершается стихотворение, в каком явственно звучит идея о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб фермеров к господам. Данная тема находит продолжение в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858), в каком создатель с большой обобщающей силой отрисовывают угнетенное положение российского народа. Перед очами лирического героя разыгрывается обычная сцена. Фермеры-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. «С выраженьем надежды и муки» обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая ничтожные крестьянские гроши.

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы…

Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная создателем, вызывает естественное чувство соболезнования к униженному, подначальному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты российского крестьянства, как смирение, покорность, права.

Описанный эпизод принудил лирического героя задуматься над сегодняшним положением российского народа, судьба которого находится в руках вельмож, почивающих в «шикарных палатах». Обращаясь к этому влиятельному сановнику, создатель напрасно пробует пробудить в его душе добро, воротить ушедших фермеров. Но «счастливые глухи к добру», – горестно констатирует герой. Вельможе и ему схожим безразлична судьба собственного народа, его мучения, тем наиболее, что российский мужчина привык вытерпеть. Создатель обращается с риторическими вопросцами к Волге, к родной земле, к народу. Смысл этих воззваний – в стремлении вывести люд из состояния духовного сна, поднять его на борьбу за наилучшее будущее, ибо он может освободиться лишь своими силами. Но в вопросце, обращенном к народу, звучат боль и колебание, напоминающие пушкинскую «Деревню». Эх, сердечный!

Что все-таки означает твой сон нескончаемый?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже сделал, –

Сделал песню, схожую стону,

И духовно навеки почил?..

В «Стальной дороге» (1864) уже слышится уверенность поэта в светлом будущем российского народа, хотя он и дает для себя отчет в том, что эта красивая пора наступит нескоро. А в реальном в «Стальной дороге» стает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает создателю высказать собственный взор на люд в полемике с генералом, который именует строителем стальной дороги графа Клейнмихеля, а люд в его представлении – это «варвары, дикое скопище запивох». Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших критериях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в молодом Ване, олицетворяющем юное поколение Рф, не только лишь жалость и сочувствие к угнетенному народу, да и глубочайшее почтение к нему, к его созидательному труду.

Благослови же работу народную

И научись мужчины уважать.

Люд в представлении Некрасова – это «сеятель и хранитель» российской земли, создатель всех вещественных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся сокрытые могучие силы, которые рано либо поздно вырвутся на простор. Потому Некрасов верует в то, что люд преодолеет все трудности и «широкую, ясную грудью дорогу проложит для себя». Но, чтоб пришло это давно ожидаемое время, необходимо с колыбели внушать мысли о том, что Счастье – не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде. В «Песне Еремушке» сталкиваются два миропонимания, два вероятных актуальных пути, которые ждут еще пока несмышленого малыша. одна судьба, которую предсказывает ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к «привольной и праздной» жизни. Данной для нас холопской, лакейской морали противопоставлено другое интересы, которая заполнит жизнь высочайшим смыслом, подчинит великодушной цели.

С данной для нас ненавистью правою,

С данной для нас верою святой

Над неправдою лукавою

Грянешь божьею грозой…

«Песня Еремушке», написанная в 1858 году, осталась животрепещущей и опосля официального освобождения фермеров. В «Элегии» (1874) Некрасов вновь ставит вопросец о судьбе народа: «Люд освобожден, но счастлив ли люд?» Нет, ему еще предстоит отстаивать свое Право на счастье, на достойную человека жизнь


]]>