Учебная работа. Влияние сеансов и циклов лечебного массажа на состояние двигательных качеств детей от 0 до 1 года
- Введение
- 1. Теоретическая часть
- 1.1 Индивидуальности развития двигательных функций у малышей до года
- 1.2 Систематизация и способы целебного массажа
- 1.3 Стимуляция становления двигательных функций
- 2. Практическая часть
- 2.1 Организация и методология исследования, размер экспериментальной подборки и общая черта обследования
- 2.2 Черта психических способов применяемых в исследовании и их обоснование
- 2.3 способы математико-статистической обработки данных
- 3. Результаты собственных исследовательских работ
- Выводы
- Заключение
- Перечень литературы
Введение
- Развитие двигательных способностей малыша в течение первого года жизни идет весьма резвыми темпами, при этом прогресс, достигаемый тут за двенадцать месяцев, поразителен. Из фактически немощного существа, располагающего ограниченным набором простых общих прирожденных движений рук, ног и головы, ребенок преобразуется в малеханького человека, не только лишь просто стоящего на 2-ух ногах, но относительно свободно и без помощи других движущегося в пространстве, способного сразу с движениями ног делать сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и созданными для исследования мира вокруг нас.
- В детском возрасте стремительно формируются двигательные способности малышей, в особенности сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в предстоящем играют очень существенную роль в становлении познавательных и умственных возможностей малыша. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть инфы о мире, на движениях рук и ног обучаются созидать по-человечески глаза. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и стают его неотъемлемой частью, обеспечивая улучшение умственной деятель человека.
- Моторика малыша с рождения имеет достаточно сложную компанию. Она содержит в себе огромное количество устройств, созданных для регуляции позы. У новорожденного часто проявляется завышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное
- Основная задачка родителей и неонатологов посодействовать сформироваться двигательным способностям малыша, а основное не допустить либо впору приостановить развитие разных патологий.
- Одним из видов вспомогательного комплекса развития двигательных функций малыша является массаж.
- В работах С.П. Боткина, В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова было показано, что в базе целебного деяния массажа лежат анатомо-функциональные связи кожи и подкожных тканей с разными органами организма. Сиим методом механическое раздражения поверхности человеческого тела вызывают рефлекторные конфигурации в состоянии внутреннего органа, приводящие в итоге к его исцелению.
Массаж оказывает различное физиологическое действие на организм: целебное, седативное, тонизирующее, общеукрепляющее, профилактическое и т. д. Под воздействием массажа возникает ряд местных и общих реакций, в каких учавствуют разные органы, такни и системы человеческого организма.
В истинное время нет мед учреждения (поликлиники, поликлиники, больницы), также учреждения санаторно-курортного комплекса, где бы не применялся массаж, как действенный целебный способ.
- Невзирая на такое обширное применение массажа, анализ доступной нам литературы дозволяет прийти к выводу о том, что большая часть работ содержат не достаточно экспериментальных данных по оценке воздействия массажа на двигательные свойства малышей до 1-го года. Излагаемый материал носит в большей мере описательный нрав, касающийся в главном характеристик длительности и интенсивности массажа, конкретно данный факт и обуславливает актуальность данной работы.
- Целью работы является определение воздействия сеансов и циклов целебного массажа на состояние двигательных свойств малышей от 0 до 1 года.
- Главные задачки работы:
- — Провести теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме
-Найти уровень двигательных способностей малышей до 1-го года
- -определить зависимость развития двигательных способностей малышей от сеансов целебного массажа
- способы исследования:
- 1. анализ психолого-педагогической литературы.
- 2. Эмпирическое исследование
- 3. Численная и высококачественная обработка результатов исследования.
двигательный моторный целебный массаж
1. Теоретическая часть
1.1 Индивидуальности развития двигательных функций у малышей до годаМоторные, либо двигательные способности (рефлексы (рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение)) подобно кирпичикам строения, составляют все движения нашего тела. Хоть какое из их базируется на одном, а почаще на нескольких таковых способностях. Мы начинаем получать двигательные способности — хватание, умение тянуть руку, сосание — стают первыми строй блоками всех наших будущих движений. По мере того, как грудной ребенок подрастает, он начинает получать все больше и больше таковых способностей, начинает соединять их совместно в разных сочетаниях, подменять один на иной, чтоб сделать новое нужное ему движение.
Рвение грудного малыша к овладеванию все новенькими двигательными способностями и к их композиции с целью выработки все наиболее сложных движений — прямой итог количества, свойства и контраста стимулов, которые получает малыш. В 1-ые два года ребенку приходится завладеть огромным количеством главных, первичных двигательных способностей, чем за всю оставшуюся жизнь. Почти все спецы считают, что к 10 годам человек уже завладевает всеми двигательными способностями. Согласно исследованиям этих профессионалов, хоть какое новое движение — это просто наиболее либо наименее непростая композиция уже имеющихся двигательных способностей.
Как показал анализ специальной литературы, исследованием заморочек формирования двигательной потребности занимались почти все исследователи как у нас в стране (А.Д. Слоним, 1984; А.Г. Сухарев и др., 1988; В.К. Бальсевич, 1988, 2000; Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин, 1989; Р. Дорр, 1992; Л.В. Яковлева, Р. Юдина, 1994; П.К. Дуркин, М.П. Лебедева, 1995, 2002; В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998; Г.Н. Голубева, Н.Ю. Гимадеева, 1999; Е.И. Янкелевич, 1999; В.П. Дудьев, 2000; Л.К. Сидоров, 2005 и др.), так и за рубежом (M. Ibuka, 1977; N. Wolanski, 1986; M. Spence, 1986; C. Loupan, 1987; P. Simkin, J. Whalley, A. Keppler, 1991; Г. Доман, 1996;. A.J. De-Casper, M. Spence, 1986; M. Segal, 1996).
А именно, исследовательскими работами Л.К. Сидорова (2005), показано, что в методологии построения системы физического воспитания первоосновой будет сформированность такового состояния двигательной потребности, при котором необходимость в упражнениях физкультурой будет оцениваться не на уровне сознания, а на уровне подсознания — в безотчетном поле (он ощущает, что по другому недозволено). Лишь таковой уровень сформированности двигательной потребности, по воззрению создателя, дозволит удачно решить все стоящие перед физическим воспитанием задачки.
Движения человека развиваются в протяжении достаточно долгого времени и проходят ряд поочередных шагов, начиная от рефлекторных движений новорожденного и до координированной случайной двигательной активности, которая может совершенствоваться всю жизнь. Развитие двигательных функций малыша — это непростой процесс, определяемый, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг
), а с иной — разнообразными воздействиями окружающей среды. Более интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что соединено с высочайшим темпом созревания мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Зрелость ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг) обеспечивает возможность интегральной деятель мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), что лежит в базе формирования случайной двигательной активности. процесс развития двигательной функции основывается на последующих принципах:
— Преемственность и этапность. Для овладения той либо другой функцией ребенок должен пройти несколько периодов, во время которых закладывается фундамент будущих функций. Сроки формирования отдельных двигательных способностей могут существенно разнообразить, но последовательность их становления остается неизменной. к примеру, ребенок не может посиживать до того, как научится держать голову и выпрямлять спину. Поочередные стадии развития двигательных функций перекрывают друг друга (нет верно определенных границ меж шагами). Осваивая новейшие функции, ребенок продолжает улучшать уже обретенные способности. В процессе совершенствования происходит дифференциация и изоляция отдельных движений.
— Развитие, улучшение и регулирование двигательных способностей идет по цефалокаудальному принципу (от головы к верхним, потом к нижним конечностям).
— Развитие двигательных функций идет в направлении от проксимальных к дистальным отделам, от обычного — к сложному.
Улучшение случайной моторики тесновато соединено с чувством движения (кинестезией). Кинестезия — это типичная оборотная связь, благодаря которой может быть скопление опыта и формирование стереотипа движения. Это чувство возникает основным образом в итоге активных движений и в наименьшей степени — в итоге пассивных.
Последовательность формирования движений и позы человека определяется генетической программкой развития, но сроки и темпы их становления в большенный степени зависят от действия средовых причин, до этого всего от целенаправленной тренировки функций. Установлено, что недостаток тактильных, зрительных, слуховых и остальных раздражителей приводит к задержке нервно-психического развития малыша.
Созревание центральной нервной системы, заключающееся в постепенном переходе от филогенетически старых уровней регуляции к эволюционно наиболее юным и совершенным, составляет базу развития движений человека. Условно можно разграничить несколько уровней регуляции: спинальный, стволовой, подкорковый, корковый. Высшим отделом центральной нервной системы является кора мозга, на уровне которой осуществляется непростая аналитико-психическая деятельность по переработке инфы, поступающей от разных многофункциональных систем организма, образование связей и формирование ответа на информацию.
Невзирая на иерархическую структуру нервной системы, функционирование ее разных отделов взаимосвязано. Хоть какое действие является результатом сложной, многоуровневой переработки инфы и передачи не наименее сложным методом управления к действию определенным органам и системам. Для удачной деятель нужны последующие составляющие: афферентная импульса пия с периферии, корковый синтез и анализ, программирование деятельности, эфферентная импульсацня и орган-исполнитель. С годами эта многофункциональная система усложняется, и каждое звено обязано быть довольно сформировано, по другому наиболее непростой шаг развития функции будет задержан либо будет протекать аномально. Еще одним принципиальным элементом развития движений является мотивация. Лишь без помощи других выполненное, а не пассивное движение оставляет точный след в памяти и содействует выработке двигательного стереотипа.
Большая вариабельность обычных темпов развития, определяемая сложными взаимодействиями генетической детерминации с разнообразием наружных воздействий, существенно затрудняет своевременное выявление нарушений постнаталъного развития малыша, в особенности негрубых, «малых форм» патологии.
Преждевременное определение нарушений развития и ранешняя адекватная корректировка имеющихся отклонений имеют решающее
Но обнаружение и в особенности оценка нарушения психомоторного развития малыша первого года жизни часто представляют огромные трудности. Это обосновано физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными чертами развивающегося мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).
Развитие малыша на первом году условно разделяется на 5 главных шагов: период новорожденности; 1-3 мес; 3-6 мес; 6-9 мес; 9-12 мес. На любом возрастном шаге формируются специальные функции, которые служат показателем возрастного развития и определяют его поочередный ход. Для выявления и правильной корректировки нарушения психомоторного развития на первом году жизни, до этого всего, нужно знать эти главные этапы развития здорового малыша.
В развитии моторики малыша можно отметить взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание, редукцию ряда прирожденных бесспорных рефлексов. По вопросец о корректности развития малыша.
У новорожденных и малышей первых месяцев жизни можно вызвать ряд рефлексов, получивших заглавие простых либо физиологических, обусловленных незрелостью головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). По мере созревания головного и спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) эти рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) равномерно угасают. [7, с. 5-11]
1.2 систематизация и способы целебного массажа
Нервная система с её богатым рецепторным аппаратом 1-ая принимает механические раздражения, наносимые во время массажа на кожу, также на глубжележащие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Изменяя нрав, силу и длительность массажного действия, можно изменять функциональное состояние, снижать либо увеличивать общую нервную возбудимость, усиливать глубочайшие и воскрешать утраченные тканей, также деятельность разных внутренних органов и тканей. Е.С. Боришпольский (1897), подвергая в течение 10-15 минут действию вибраций голову, нашел снижение возбудимости мозговой коры и время вибрационного массажа сонливости (Следует различать психофизиологическую гиперсомнию, наблюдающуюся у практически здоровых лиц при недостаточном ночном сне или в условиях стресса, и различные патологические варианты гиперсомнии), указывающей на усиление процесса торможения, отмечали М.Я. Брейтман (1908), Р. Керман (1940) и др. А.Ф. Лебедева (1953), подвергая долговременной вибрации крыс, следила у их глубочайший сон, который длился даже при извлечении звериных из клеточки и переносе их в другую клеточку.
Из всех массажных приемов более выраженным рефлекторным действием владеет вибрация, в особенности механическая, которая, по выражению М.Я. Брейтмана (1908), «способна пробудить к жизни то, что еще жизнестойко».
А.Е. Щербак (1903-1908), применив механическую вибрацию в области коленного сустава зайчика в течение 5 минут, вызывал долгое увеличение коленного рефлекса, также прямой и перекрестный конус коленной чашечки. Эти же явления создатель следил и у человека. Применив на для себя вибрацию с помощью аппарата в области коленного сустава над коленной чашечкой в течение 15-30 минут, создатель следил увеличение коленного рефлекса, которое держалось около месяца. Такие же как проявили наши наблюдения, у нездоровых полиомиелитом вибрация может вызвать сокращение мускул в тех вариантах, когда они не реагируют на фарадический ток. Под воздействием массажа также улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются разные рефлекторные связи коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) с мускулами, сосудами и внутренними органами.
Имеющиеся определенные метамерные отношения меж висцеральными органами и разными слоями покровов тела разъясняют возможность появления метамерных, сегментарных реакций в организме, а именно висцеро-дерматологических рефлексов (зоны Захарьина — Геда), висцеро-моторных рефлексов (зоны Мекензи) и др.
Глубочайшее воздействие оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя либо прекращая связанное с настоящим либо возможным повреждением ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)«> связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани»>боли
(переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани)
, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении, предупреждая либо понижая вазомоторные чувствительные и трофические расстройства, развитие вторичных конфигураций в мышцах и суставах на стороне повреждения нерва.
Характеризуя физиологическое действие массажа на периферическую нервную систему, почти все создатели все еще продолжают опираться на старенькый физиологический законПфлюгер-Арндта (Pfluger-Arndt), который говорит: слабенькое раздражение возбуждает деятельность нервишек, умеренное раздражение увеличивает, мощное — тормозит и весьма мощное — обездвиживает их функцию… Российская закону. Так, к примеру, при нежном неспешном поглаживании, вопреки упомянутому закону, понижается возбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее действие на нервную систему, при энергичном же и резвом поглаживании увеличивается раздражительность массируемых тканей. Несоответствие меж силой раздражения и ответной реакцией организма более ясно проявляется при наличии патологических конфигураций.
Целебный массаж имеет свою систематизацию, в базе которой лежит нрав органов дыхания, массаж при заболеваниях органов, участвующих в пищеварении и т. д. способ выполнения массажа может изменяться зависимо от нрава того либо другого работоспособности»> работоспособности»>заболевания
(нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). При травмах либо заболеваниях опорно-двигательного аппарата методика выполнения массажа разделяется на методику массажа при заболеваниях позвоночника и методику массажа при заболеваниях суставов. При заболеваниях органов пищеварительного тракта — методика массажа кишечного тракта, желудка и двенадцатиперстной кишки. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы — методика массажа при гипертонической заболевания, ишемической работоспособности»>заболевания сердца и т. д.
Для всякого заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), патогенеза организм. Потому, к примеру, методика выполнения массажа спины при сколиозе различается от методики массажа спины при остеохондрозе позвоночника, а методика массажа при гипертонии — от методики массажа руки при шейно-грудном остеохондрозе. Не считая того, необходимо учесть, что методика массажа изменяется на разных стадиях 1-го и такого же работоспособности»>заболевания
(нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Но это еще не все. Одно и то же работоспособности у различных людей протекает по-разному, потому методика выполнения массажа обязана разрабатываться не столько с учетом самого работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), да и непосредственно для определенного пациента.
Различают два вида целебного массажа:
1. Целебный европейский традиционный массаж
2. Рефлекторно-сегментарный массаж:
а) фактически сегментарный;
б) соединительнотканный;
в) периостальный;
г) Су-Джок- оздоровление»>органов и систем организма при их заболеваниях и травмах.
Этот вид массажа является более старым средством утоления связанное с настоящим либо возможным повреждением ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)«> связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани»>боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), служившим человеку еще в первобытной общине. Зависимо от нрава многофункциональных нарушений целебный массаж применяется в самых различных модификациях, имеет свою методику, показания и противопоказания. В сочетании с целебной физической культурой его употребляют в медицинской практике всеохватывающего исцеления болезней внутренних органов, нервной системы, хирургических и гинекологических болезней, при заболеваниях уха, гортани, носа, глаз, зубов и десен, заболеваниях кожи. Целебный массаж практикуют в поликлиниках, больницах, санаториях, врачебно-физкультурных и остальных диспансерах. В особенности возросла роль целебного массажа в крайнее время в связи с включением его в систему средств мед реабилитации, направленных на восстановление здоровья нездоровых, возвращение их к профессионально-трудовой деятель и на профилактику инвалидности. Под воздействием массажа резвее рассасываются отеки (избыточное накопление жидкости во внеклеточных тканевых пространствах организма), выпоты в суставах, кровоизлияния в тканях, понижаются болевые чувства, улучшается питание тканей, функция суставов и мускул, нормализуются обменные процессы, ускоряются образования костной мозоли, предотвращается развитие соединительнотканных сращений, ведущих к контрактурам мускул и тугоподвижности суставов.
Как и гигиенический массаж, он оказывает общее и локальное действие. При общем массаже массируется все тело иди его большая часть, при локальном (личном) — отдельные области: спина, голова, конечности, предплечья и т. п. Используемые приемы те же, что и приемы гигиенического массажа: поглаживание, выжимание, разминание, вибрация и движения, другими словами соблюдается традиционный стиль массажа.
Фактически сегментарный массаж. В базе этого вида массажа лежит действие на рефлекторные зоны дерматологической поверхности тела. Так как организм представляет собой единое целое, то и всякое социально полезной деятель»>болезнь, независимо от локализации, является не местным действием, а заболеванием всего организма. Патологический процесс вызывает рефлекторные конфигурации в тех секторах, которые иннервируются надлежащими секторами спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Такие рефлекторные конфигурации могут возникать в разных тканях (коже, соединительной, мышечной, надкостнице и кости) и зонах тела (зонах Захарьина — Геда). Устранение схожих рефлекторных конфигураций особыми массажными манипуляциями содействует восстановлению обычного состояния, реабилитации, улучшению состояния хворого.
Соединительнотканный массаж — массаж рефлекторных зон, находящихся в соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), разработан в Германии Е. Дикс (1929), которая нашла при заболеваниях внутренних органов увеличение тонуса соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) меж кожей и подкожным слоем, подкожным слоем и фасцией ( объединённых общим происхождением, покрывающая сокращения голосовых связок (Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания)) и фактически в фасциях тела и конечностей. Действие производят кончиками 3-го и 4-го пальцев, методом натяжения соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Смещение производится в 3-х вариантах:
1) дерматологическое — смещение меж кожей и подкожным слоем;
2) подкожное — смещение меж подкожным слоем и фасцией;
3) фасциальное — смещение в фасциях.
Периостальный массаж (периост — ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) фиксированы к кости и не покрыты толстым слоем тканей, либо там, где удается отвести малая мышь«>мускулы в сторону, где кости сходятся плотно под углом. Подбирая лучшую силу давления, сдвигают мягенькие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) (кожу, мускулы), чтоб достигнуть лучшего контакта с костью. Опосля этого наращивают давление пальцем, пока не будет ощущаться сопротивление кости, тогда и совершают кругообразные движения. Потом, не отрывая пальца от кожи, уменьшают давление, через 2 — 4 секунды его снова наращивают. И так в течение 2 — 4 минут. При возникновении заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Периостальный массаж рекомендуется как болеутоляющее средство. Его действие содействует кровообращению (Кровь может выполнять свои разнообразные функции только находясь в постоянном движении), в особенности в надкостнице, действует рефлекторно на внутренние органы.
Су-Джок-значит «кисть», «джок» — «стопа») — это способ исцеления с внедрением кистей и стоп пациента.
Пальцевый чжэнь (точечный китайский массаж) — это механическое действие пальцами рук либо аппаратами на строго определенные участки тела.
Линейный массаж — это механическое действие пальцами рук либо аппаратами строго по меридианам. Это 2-ая разновидность восточного массажа, который применяется при медицине. Он зародился как метод борьбы с заболеваниями и недугами человека, совершенствовался наиболее 2-ух 1000-летий и заботливо сокращается на данный момент как драгоценное наследство.
Японский точечный массаж шиацу справедливо считается одним из видов массажа, отлично уравновешивающих борьбу разных начал в людском организме и приводящих их к гармонии. Родившийся в XX веке массаж шиацу — это типичная современная интерпретация обычного для Стране восходящего солнца массажа амма, столетиями практиковавшегося в восточной медицине.
Массаж можно проводить в течение 7 — 10 дней. Потом лучше создать маленький перерыв.
Под способом массажа соображают особые механические приемы, проводимые при помощи рук, особых аппаратов (приспособлений) и время от времени (в восточном массаже) ног в определенной последовательности.
По способу выполнения массаж разделяется на ручной, аппаратный и комбинированный.
А. Ручной способ массажа является главным, потому что осуществляется при помощи почти всех приемов, доза которых обширно варьируется: по мере необходимости приемы могут производиться с различной силой, частотой и скоростью, что весьма принципиально для заслуги результата. Ручной массаж можно делать в разных критериях — дома, на производстве, в бане, спортивном зале, на спортивной площадке и т. д.
Б. Аппаратный способ применяется при всех видах массажа. Зарождение этого способа действия относится к глубочайшей древности. Еще в конце II — начале Iстолетия до н. э. известнейший римский доктор Асклепиад был зачинателем сотворения вибрационного массажа с внедрением сотрясения. Эту идею лишь через 2000 лет вновь использовал известный французский невропатолог Ж.М. Шарко с целью успокоения нервно-возбужденных людей.
К аппаратному массажу относят: вибрационный массаж, гидромассаж, пневмомассаж, ультразвуковой массаж, баромассаж и массаж при помощи ручных устройств и инструментов.
Вибрационный массаж осуществляется аппаратами, которые могут оказывать на организм общее и местное действие. К массажерам общего действия относятся такие аппараты, как вибрационный стул, велотраб Гоффа, вибрационная кушетка, аппарат Цандера и др. о и они все весьма громоздки, тяжеловесны и используются изредка. Потому на данный момент в большенном количестве выпускаются вибрационные аппараты местного деяния.
Гидромассаж — это вид массажа, суть которого состоит в действии на организм массажных манипуляция через воду (тепловым методом, механическим либо хим — минеральной, хвойной водами и т.п.)
Есть несколько методов проведения гидромассажа: с руками под водой, водяной струей в воздухе. Водяной струей с высочайшим давлением под водой.
Пневмомассаж производят при помощи аппаратов, основанных на принципе сотворения завышенного либо пониженного давления воздуха. Они состоят из воздушного компрессора и насоса. Механизм деяния состоит в том, что во втянутой в насадку (банку) коже создается застойная гиперемия и вызываются местные кровоизлияния. Продукты распада тканей и крови (внутренней средой организма человека и животных) оказывают стимулирующее действие на организм массируемого.
При отсутствии аппарата пневмомассаж можно поменять баночным массажем.
Ультразвуковой массаж проводится при помощи звуковой физиотерапевтической аппаратуры, которая содержит в себе генератор высочайшей частоты и пьезоэлектрической преобразователь.
Механизм действия ультразвуковых колебаний на ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) организма непростой; различают механическое, термическое и хим действия. Механическое действие соединено с конкретным воздействием колебаний, вызывающих поочередное сгущение и разрежение частиц ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), другими словами с микромассажем; термическое — прямо пропорционально величие энергии колебаний, поглощенной в той либо другой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология); хим — соединено с конфигурацией (под действием колебаний) интенсивности окислительных действий.
Баромассаж производят при помощи аппарата В.А. Кравченко. Нагнетание воздуха в камеру и отсасывание воздуха из нее делается воздушным насосом. Малое давление, достигаемое в камере, — 500 мм рт. ст., наибольшее — 850 мм рт. ст., температура — не наиболее 40°.
Декомпрессия вызывает усиленный приток крови (внутренней средой организма человека и животных) к массируемой области за счет расширения артериол и капилляров, увеличения на 1.5-3° температуры кожи, роста количества поступающего к тканям кислорода и дыхательной активности клеток в зоне декомпрессии, улучшения обменных действий.
Массаж при помощи ручных устройств и инструментов (массажная дорожка, щетки, гимнастическая палка, спортивный массажер, шаровой массажер, коврики для стоп и пр.) имитирует какой-либо один из приемов ручного традиционного массажа. Такие устройства целенаправлено использовать для самомассажа в домашней обстановке в сочетании с аква процедурами, также в целительных целях, к примеру при мышечных болях в области спины.
При использовании этих инструментов осуществляется механическое действие на кожу, соединительную системы (что употребляется для снятия утомления). Применение в области рефлекторных зон инструментального массажа оказывает рефлекторное терапевтическое действие на патологически модифицированную деятельность разных тканей и внутренних органов.
В. Комбинированный способ массажа соединяет внутри себя ручной и аппаратный массаж в течение 1-го сеанса. Аппаратный массаж рекомендуется использовать посреди сеанса. Механическая вибрация дополняет и углубляет физиологическое действие ручного массажа, который вроде бы подготавливает тот либо другой участок тела и организм в целом к наиболее сильному действию аппаратного массажа.
Зависимо от нрава и тяжести работоспособности»>развития малыша первого года жизни. Движения, развивающиеся в итоге созревания мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), в свою очередь оказывают воздействие на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и содействуют предстоящему двигательному, психологическому и речевому развитию.
Познание главных шагов развития двигательных функций является основой для целенаправленной онтогенетической стимуляции развития статических и локомоторных функций. Зависимо от структуры недостатка стимуляция двигательного развития подразумевает два варианта.
А. Онтогенетически поочередная стимуляция двигательных функций при отсутствии необходимости торможения патологической активности.
У таковых малышей нарушения мышечного тонуса (гипертония, дистония, гипотония) не смешиваются с позотоническими рефлексами (простейшими неосознанными реакциями на раздражение). время от времени мышечный тонус обычный. Методист поочередно тренирует развитие цепных симметричных рефлексов (реакции выпрямления и равновесия) в разных положениях.соответственно возрасту малыша, а время от времени и несколько опережая обычные временные характеристики их становления.
В положении малыша лежа на животике тренируют лабиринтный установочный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) на голову, приподнимание головы с опорой на предплечья, а потом на вытянутые руки, повороты с животика на спину, ползание, вставание на четвереньки, на колени, вставание на ноги.
В положении малыша на спине тренируют приподнимание головы и верхней части тела при тракции за руки либо плечевой пояс, повороты со спины на бок и на животик. Когда ребенок отлично освоит повороты на животик, его учят умению без помощи других садиться и посиживать, сохраняя равновесие. В вертикальном положении тренируют удержание головы, вертикальную установку тела, стояние и ходьбу.
При развитии целенаправленной двигательной активности сначала основное внимание следует уделить развитию опорной функции рук. Потом малыша учат захватывать предметы в положении на спине, на животике, сидя, перекладывать предмет из одной руки в другую. При всем этом формируется зрительно-моторная регулирование, которая провоцирует психическое развитие малыша.
Б. Онтогенетически поочередная стимуляция двигательных функций в сочетании с торможением патологической активности.
Таковой подход к стимуляции используют тогда, когда на фоне увеличения мышечного тонуса выражены тонические шейные и лабиринтный нужно проводить, придавая ребенку определенные позы (рефлексзапрещающие позиции), в каких тормозится тоническая рефлекторная активность, понижается мышечный тонус и, как следует, облегчаются произвольные движения.
Рефлексзапрещающая позиция быть может полной и частичной. При полной рефлексзапрещающей позиции методист фиксирует голову, туловище и конечности малыша (т. е. все тело) в таковой позе, при которой достигается наибольшее подавление патологической постуральной активности. Но возможность активных движений при полной рефлексзапрещающей позиции ограничена. Потому наиболее действенными считают частичные рефлексзапрещающие позиции, при которых торможение патологических реакций, а как следует, и понижение мышечного тонуса быть может достигнуто в итоге конфигурации позы малыша лишь в главных точках, расположенных в области головы, шейки, плечевого пояса и позвоночника. Преимущество схожих позиций заключается в том, что, когда методист контролирует главные точки, ребенок свободно может двигать конечностями (облегчение движения). Таковым образом, рефлексзапрещающая позиция делает условия для использования приемов облегчения движений на базе наиболее обычного мышечного тонуса и является только первым шагом в друг за другом, употребляться попеременно либо сразу. Сначала рефлексзапрещающая позиция вызывает сопротивление малыша, потом он равномерно привыкает к ней, и, когда достигается подавление тонической-рефлекторной активности, ребенок старается сам поддерживать заданную позу.
Выбор той либо другой рефлексзапрещающей позиции и приемов облегчения зависит от нрава неврологических нарушений у малыша, уровня развития его функций, также от определенных задач, которые на данном шаге ставит методист в отношении сенсомоторного развития. По мере овладения ребенком тренируемых способностей рефлексзапрещающие позиции и приемы облегчения изменяются.
У малышей грудного возраста, когда спастичность мускул выражена нерезко, вызвать торможение патологической тонической рефлекторной активности легче, чем удержать приданную позу. Потому для фиксации малыша в правильном физиологическом положении можно употреблять разные ортопедические приспособления. Так, при развитии движений в дистальных отделах конечностей проксимальные отделы фиксируются мешочками с песком. Для удержания головы по средней полосы можно употреблять валики, воротники из поливика, вспененного целофана, гипса, папье-маше. Для предупреждения аддукторного спазма бедер используют обширное пеленание, шинки-штанишки. Физиологическое положение кистей и стоп сохраняется при помощи лонгет. На первом году жизни, облегчая реакции выпрямления и равновесия, нужно развивать обычные позы и движения малыша, следуя возрастным шагам развития.
Существует и другой подход к стимуляции психомоторного развития — педагогический. В базе педагогического подхода лежит мысль о том, что деятель малыша, связанной с его ежедневными потребностями, и.только потом уже организованный двигательный акт перебегает в сферу сознания как средство заслуги цели. Педагогическая система обучения движениям строится конкретно на таковой последовательности включения различных уровней интегративной деятель мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Ее применение у малышей 1-го года жизни облегчается тем, что ребенок ранешнего возраста еще не контролирует сознательно свои движения, а просто старается достигнуть цели, если раздражитель довольно мощный и завлекает его внимание.
Механизмы развития возрастных способностей и пути их интеграции в норме и при патологии могут быть разными, но если перед содержащаяся в границах черепа и ответственная за главные химические нейронные процессы»> содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы»>мозгом
(Мозг определяется как физическая и биологическая тела и представляющий из себя малогабаритное скопление служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) сам находит пути ее решения. Задачей методиста-педагога (кондуктора) является поэтапное создание критерий, при которых пораженный потребности организма на этот момент. На базе мотивации (потребности) следует выбирать такие задачки, при которых легче достигнуть действенных результатов обучения. При всем этом весьма принципиально подразумевать, что двигательная активность, нужная для решения поставленной задачки, ни при каких обстоятельствах не обязана провоцировать изменение тонуса в мышечных группах, не принимающих конкретного роли в выполняемом движении, т. е. по существу патологическую постуральную активность. Потому выбор целей и способов стимуляции должен быть очень индивидуализирован. Мотивационная ситуация изменяется по мере заслуги поставленной задачи.
В чистом виде педагогический подход к стимуляции возрастного психомоторного развития быть может с фуррором использован у малышей, начиная со второго года жизни. Но отдельные его элементы нужно употреблять уже в грудном возрасте. Все усилия должны быть ориентированы на адекватную кооперацию мамы и малыша в процессе ухода, игры.
Во 2-м полугодии жизни, когда психическое развитие уже дозволяет наиболее обширно употреблять мотивацию, методист либо мама должны попытаться вызвать двигательную активность малыша, стараясь привлечь его внимание к выполнению какого-нибудь задания (оборотиться либо поползти и взять игрушку, поднести ее ко рту, постучать о кровать и т. д.). По мере развития малыша и усвоения им определенных способностей предъявляемые ему требования равномерно усложняются.
Ребенок с нарушением мышечного тонуса в итоге дефицитности сенсорно-моторного опыта не сходу включится в предлагаемое ему задание, потому сначала нужно стандартизировать условия, при которых, к примеру, совершается простой захват игрушки, а, как следует, и ублажение потребностей. На следующих шагах условия захвата следует равномерно варьировать. В процессе обучения наступит таковой момент, когда ребенок будет захватывать игрушку в хоть какой ситуации, тогда и схватывание станет способностью. Таковой подход нужно соблюдать при развитии всех частей двигательной активности. Как в стационаре, так и в домашних критериях режим денька грудного малыша должен быть организован таковым образом, чтоб он включал те двигательные операции, которые выполнимы на данном шаге развития.
В истинное время, по-видимому, тяжело дать предпочтение одному из предлагаемых способов так, чтоб вполне исключить все остальные. На наш взор и с сиим согласны большая часть исследователей, работающих в данной области, от каждой методики можно и необходимо взять более оптимальные и более целесообразные приемы, сочитая которые, нужно сделать лучшую систему лечебно-коррекционных мероприятий для всякого малыша с учетом структуры его недостатка, критерий воспитания, умственного и морального состояния его общественного окружения и почти всех остальных причин [4, с.132-137].
2. Практическая часть
2.1 Организация и методология исследования, размер экспериментальной подборки и общая черта обследования
Для проведения исследования нами были отобраны последующие виды работы: организованные; сравнительный способ.
Нам нужно было сопоставить данные, приобретенные в период констатирующего шага опыта с данными контрольного шага, приобретенные опосля формирующего опыта. Таковым образом, нужно было проследить динамику коррекционного действия на формирование двигательных способностей малышей до 1-го года.
Главные способы:
— Исследование документации
Нами были исследованы последующие нужные для предстоящей работы документы:
а) личные дела
б) мед карты
в) журнальчик наблюдений с чертой на всякого малыша.
— наблюдение — один из методических приемов обследования. Для описания соответствующих особенностей развития двигательных функций появилась необходимость пронаблюдать за детками в процессе игровой деятель, что дозволяет судить о физических способностях малышей.
— Опыт
Для проведения опыта, главный целью которого является прослеживание динамики развития двигательных способностей, нужно составить систему способов корректировки и методик дозволяющие употреблять их в обучающем опыте.
Вспомогательные способы:
— Беседа с наблюдающим неонатологом, патронажной сестрой
Целью бесед необходимость выяснить о нраве, поведении и физиологическом состоянии малышей.
В состав экспериментальной группы вошло восемнадцать человек из их две девченки и один мальчишка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В процессе опыта детки были разбиты на три группы:
1. Малыши, которым проводились сеансы целебного массажа в протяжении месяца без перерывов
2. Малыши, которым проводились сеансы целебного массажа циклами (7 дней массажа — недельки с перерывом 4 денька)
3. Малыши, которым не проводились сеансы целебного массажа
2.2 Черта психических способов применяемых в исследовании и их обоснование
Для решения намеченных целей исследование проводилось в течение сентября 2007 гг. на базе СПб городской больницы №2. В исследовании участвовало 18 малышей (10 девченок и 8 мальчишек) с разным уровнем развития двигательных функций в возрасте от 3-х месяцев до 1-го года. Экспериментальную группу составили 12 малышей (7 девченок и 5 мальчишек), контрольную также 6 малышей (3 девченки и 3 мальчугана).
В экспериментальной группе применялся целебный массаж. В контрольной группе не применялся.
исследование было проведено в 3 шага. На 1-ом шаге определены цель, задачки, предмет и объект исследования. На 2-ом шаге сформирован информационный массив, включающий:
· Результаты анализа источников инфы с выработкой рабочей догадки и определением подготовительной математической модели.
· Начальные данные о многофункциональном состоянии опорно-двигательного аппарата исследуемого контингента.
· Результаты динамических наблюдений за показателями многофункционального состояния опорно-двигательного аппарата у исследуемого контингента малышей.
На 3-м шаге анализировалась информация, приобретенная за период работы с исследуемым контингентом, оценивалась эффективность действия повторяющихся сеансов массажа и нециклических.
Оценка многофункционального состояния опорно-двигательного аппарата проводилась по методическим разработкам НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера и городского психоневрологического детского санатория “Комарово” и включала: силовую выносливость мускул спины (в секундах), силовую выносливость мускул брюшного пресса (в секундах).
2.3 способы математико-статистической обработки данных
Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с внедрением пакета статистической обработки Statgraphics Plus for Windows (А.Г.Катранов, А.В.Самсонова, 2005).
Потому что большая часть экспериментальных данных представлено в порядковой шкале (баллы), для проверки статистических гипотез применялись непараметрические аспекты Манна-Уитни (независящие подборки) и Вилкоксона (связанные подборки). Связь меж признаками оценивалась средством расчета коэффициента корреляции Спирмена.
Не считая того, с целью выделения «укрытых» причин, оценки информативности примененных тестов и анализа конфигурации факторной структуры под действием реабилитационных технологий, применялся факторный анализ.
3. Результаты собственных исследовательских работ
Оценка многофункционального состояния опорно-двигательного аппарата всех испытуемых до и опосля проведения опыта:
Таблица 1. характеристики контрольной группы малышей, которым не проводились сеансы целебного массажа.
№
характеристики
M
P
1
Силовая выносливость мускул спины, с
до
12,6±2,1
<0,001
опосля
23,5±2,8
2
Силовая выносливость мускул брюшного пресса, с
до
14,1±2,1
<0,001
опосля
27,6±3,2
Таблица 2. характеристики группы малышей, которым проводились нециклический сеансы целебного массажа
№
характеристики
m
p
1
Силовая выносливость мускул спины, с
до
8,7±1,3
<0,001
опосля
24,0±1,9
2
Силовая выносливость мускул брюшного пресса, с
до
9,8±1,5
<0,001
опосля
29,6±3,1
Таблица 3. характеристики группы малышей, которым проводились циклические сеансы целебного массажа
№
характеристики
m
p
1
Силовая выносливость мускул спины, с
до
9,7±1,9
<0,001
опосля
36,0±1,9
2
Силовая выносливость мускул брюшного пресса, с
до
11,8±1,7
<0,001
опосля
38,6±2,7
Как видно из приведенных таблиц большая динамика развития двигательных способностей наблюдается у группы малышей, которым применялись циклические сеансы целебного массажа. А у группы малышей, к которым применялись нециклические сеансы массажа динамика развития двигательных функций слабо различается от контрольной группы. Наглядно это показано на рис. 1.
Рис. 1. Сводная диаграмм характеристик динамики развития двигательных способностей 3-х экспериментальных групп
Таковым образом в итоге исследования можно гласить о большей необходимости проведения повторяющихся сеансов целебного массажа для наиболее действенного развития двигательных способностей у малышей до 1-го года.
Выводы
1. Движения человека развиваются в протяжении достаточно долгого времени и проходят ряд поочередных шагов, начиная от рефлекторных движений новорожденного и до координированной случайной двигательной активности, которая может совершенствоваться всю жизнь. Развитие двигательных функций малыша — это непростой процесс, определяемый, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС (центральная нервная система, головной иной — разнообразными воздействиями окружающей среды. Более интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что соединено с высочайшим темпом созревания мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Последовательность формирования движений и позы человека определяется генетической программкой развития, но сроки и темпы их становления в большенный степени зависят от действия средовых причин, до этого всего от целенаправленной тренировки функций. Преждевременное определение нарушений развития и ранешняя адекватная корректировка имеющихся отклонений имеют решающее развития и определяют его поочередный ход. Для выявления и правильной корректировки нарушения психомоторного развития на первом году жизни, до этого всего, нужно знать эти главные этапы развития здорового малыша.
В развитии моторики малыша можно отметить взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание, редукцию ряда прирожденных бесспорных рефлексов. По вопросец о корректности развития малыша.
Нервная система с её богатым рецепторным аппаратом 1-ая принимает механические раздражения, наносимые во время массажа на кожу, также на глубжележащие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Изменяя нрав, силу и длительность массажного действия, можно изменять функциональное состояние, снижать либо увеличивать общую нервную возбудимость, усиливать глубочайшие и воскрешать утраченные тканей, также деятельность разных внутренних органов и тканей.
3. В итоге эмпирического исследования получены данные о зависимости циклов и сеансов на двигательные способности малышей до года. Анализ приобретенных данных гласит о большей необходимости проведения повторяющихся сеансов целебного массажа
Заключение
Движения человека развиваются в протяжении достаточно долгого времени и проходят ряд поочередных шагов, начиная от рефлекторных движений новорожденного и до координированной случайной двигательной активности, которая может совершенствоваться всю жизнь. Развитие двигательных функций — малыша это непростой процесс, определяемый, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС (центральная нервная система, головной иной — разнообразными воздействиями окружающей среды. Более интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что соединено с высочайшим темпом созревания мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Зрелость ЦНС (центральная нервная система, головной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг) обеспечивает возможность интегральной деятель мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), что лежит в базе формирования случайной двигательной активности.
Для овладения той либо другой функцией ребенок должен пройти несколько периодов, во время которых закладывается фундамент будущих функций. Сроки формирования отдельных двигательных способностей могут существенно разнообразить, но последовательность их становления остается неизменной. к примеру, ребенок не может посиживать до того, как научится держать голову и выпрямлять спину. Поочередные стадии развития двигательных функций перекрывают друг друга (нет верно определенных границ меж шагами). Осваивая новейшие функции, ребенок продолжает улучшать уже обретенные способности. В процессе совершенствования происходит дифференциация и изоляция отдельных движений.
1. Развитие, улучшение и регулирование двигательных способностей идет по цефалокаудальному принципу (от головы к верхним, потом к нижним конечностям).
2. Развитие двигательных функций идет в направлении от проксимальных к дистальным отделам, от обычного — к сложному.
Возрастающий организм малыша, а именно его нервная система, владеет большенными пластическими и компенсаторными способностями, в особенности в 1-ые девять месяцев жизни, которые можно усилить при помощи лечебно-коррекционных мероприятий. Для корректировки имеющихся отклонений развития употребляется не только лишь и не столько медикаментозная терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление) от греч. therapeia — исцеление, сколько целебная физическая культура и педагогические действия. Также применяется комплекс средств целебной физкультуры (ЛФК): массаж (традиционный и точечный).
Уравновешивание действий возбуждения и торможения является одним из существенных моментов для настоящего замыкания условных и бесспорных рефлексов, сотворения критерий, облегчающих проведение развития. Специально подобранные упражнения могут ослабить либо даже убрать сформировавшиеся патологические условно-рефлекторные связи и вернуть нормальную регуляторную функцию центральной нервной системы.
]]>