Учебная работа. Введение в валеологию

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Введение в валеологию

162

Федеральное агентство по образованию

Русской Федерации

Алтайский муниципальный институт

Введение в валеологию

(учебное пособие)

В учебном пособии представлен материал лекций по курсу «Валеология». В связи с сиим затрагивается широкий диапазон заморочек: от теоретических основ валеологии, причин риска ухудшения здоровья до способов и средств увеличения сопротивляемости организма к неблагоприятным действиям окружающей среды. Основное внимание уделяется формированию научного мышления в вопросцах здоровья. Учебное пособие создано для студентов всех немедицинских специальностей для формирования у их культуры здоровья.

Содержание

Введение

1. Валеология — учение о здоровье и здоровом виде жизни

1.1 Предпосылки появления валеологии

1.2 Главные понятия и принципы валеологии

1.3 Связь валеологии с иными науками

1.4 Разделы валеологии

1.5 История валеологии

1.6 способы практической валеологии

2. Теоретические базы валеологии

2.1 Теория эволюции в развитии теории здоровья

2.2 Системный подход в развитии теории здоровья

2.3 учение о гомеостазе в развитии теории здоровья

2.4 Теория адаптации в развитии теории здоровья

2.5 «Энергетический» подход к основам здоровья

2.6 Базы регуляции жизнедеятельности организмов

3. Причины, определяющие здоровье

3.1 Общая черта причин, влияющих на состояние здоровья

3.2 Генетические причины здоровья

3.3 Экология и здоровье человека

3.4 Препядствия загрязнения и охраны чистоты внутренней среды организма человека

3.5 Стиль жизни и здоровье

3.6 Вредные привычки

3.6.1 Курение и здоровье

3.6.2 способы и средства увеличения резервов организма

4.1 Физиологические базы целебного внедрения тепловых раздражителей

4.2 Баня и её воздействие на организм человека

4.3 Увеличение стойкости организма к неблагоприятным факторам среды через его закаливание

4.4 Оздоровительное действие движения

4.5 Питание его свойства и значение для здоровья

4.5.1 Принципы оптимального питания

4.5.2 системы питания

4.5.4 Антиоксиданты и здоровье

4.6 Адаптогены, их воздействие на организм человека

4.7 Эфирные масла, их действие на здоровье человека

4.8 Музыкотерапия

5. Материалы к практическим занятиям

5.1 Способы диагностики здоровья и причин риска

5.2 Способы корректировки состояния организма

5.2.1 Гигиенические гимнастические упражнения

5.2.2 способы снятия стресса

6. Программка курса «Валеология»

Перечень литературы

Введение

«Меньше всего мы знаем о собственном здоровье.

Самое нужное для нашей жизни

это быть здоровым» (Г. Спенсер).

«Если люди не болели бы, то не знали бы,

что такое здоровье» (народная поговорка).

«Наука до недавнешнего времени почему-либо не лицезрела

особенной необходимости в исследовании такового состояния,

которое не волнует человека» (Р.И. Айзман).

Валеология (лат. valeo — здравствовать) —

наука о здоровье (И.И. Брехман, 1980).

Появившийся в процессе био эволюции парадокс человека стал предметом исследования почти всех наук. Но до сего времени человек не может отдать ответы на почти все вопросцы, касающиеся не только лишь собственной сути, да и собственного бытия. Это полностью относится к таковой стороне его жизни как здоровье. Совместно с тем, сама мысль здоровья в крайние десятилетия заполучила необыкновенную актуальность в связи с тем, что свойство здоровья населения, как нашей страны, так и в остальных странах, имеет тенденцию к ухудшению.

В литературе, а тем наиболее в сознании людей, нет точного представления о том, что такое здоровье. Вследствие этого происходит неурядица не только лишь у обычных людей, да и у тех, кто несёт ответственность за компанию здравоохранения. Сделав ценностью борьбу с заболеваемостью, человека. Нет осознания того, что «…не болезнь понижает степень здоровья и трудоспособности, а понижение степени здоровья вызывает большая часть болезней» (Е. Стальков, В.Панин). Нужно учить и внедрять в практику познания о механизмах поддержания и укрепления здоровья, о причинах его ухудшения, о принципах и закономерностях построения здоровьесохраняющей жизнедеятельности, без этого нереально хорошо организовать экономику, повысить производительность труда и хлопотать о смене поколений.

В данном учебном пособии собран материал для студентов, изучающих курс «Валеология» с целью классификации неких познаний, скопленных учёными и практиками, работающими в области валеологии.

Цели курса:

1. Увеличение валеологической культуры,

2. Формирование критичного дела к псевдонаучным инновациям в плане здоровья и здорового вида жизни (ЗОЖ).

3. Увеличение мотивации ЗОЖ.

1. Валеология — учение о здоровье и здоровом виде жизни

1.1 Предпосылки появления валеологии

В литературе указывается несколько обстоятельств, которые привели к увеличению энтузиазма к дилемме здоровья, как в научном мире, так и в среде обывателей.

1. Ухудшение здоровья населения.

В крайние десятилетия отмечаются последующие нехорошие тенденции:

— повышение количества беременностей и родов с отягощениями;

— увеличение уровня рождаемости деток с генетическими отклонениями;

— высочайший уровень материнской смертности (в Рф в 15-20 раз выше, чем в Канаде и Скандинавии).

Описанная статистика почти во всем обоснована физической, психической, моральной и социальной неподготовленностью будущих родителей.

Рождается только 5% здоровых малышей. Методом для снятия либо устранения симптомов и проявлений работоспособности»>заболевания «>терапии и др. способов к школе здоровье возрастает до 45%. За период обучения в школе показатель понижается до 12-20%. Все наиболее тревожная информация поступает из инноваторских школ, где общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обыденных школах.

Как послешкольное обучение отражается на здоровье юношей и женщин, фактически не изучалось. Но, понятно, что главными болезнями студентов являются: а) нервно-психические, б) сердечно-сосудистые, в) желудочно-кишечного тракта.

В истинное время в Рф сложилась весьма томная демографическая обстановка. Всероссийский съезд докторов (июнь 1997г.) констатировал, что население Рф сокращается с неслыханной скоростью, а средняя длительность жизни ниже, чем была 100 годов назад. Это в особенности касается парней, средняя длительность жизни которых существенно ниже, чем дам.

В истинное время средняя длительность жизни россиянина на 16,5 лет меньше, чем в странах Евро Союза.

Таблица 1 Средняя длительность жизни россиян в различные года

Пол/год

1958

1965

1980

1986

1996

1997

дамы

71,5

73,5

73,0

77,4

71,3

68,0

мужчины

63,0

64,6

61,5

68,1

57,1

58,0

Достаточно иллюстративным является сопоставление характеристик смертности для нашей страны и неких индустриально продвинутых стран. Так, если в Рф этот показатель на 100 тыс. населения в истинное время составляет 1640, то в Канаде — 983, а в Стране восходящего солнца — 809.

Глобальная Ассамблея здравоохранения на XIII сессии в 1977г. поставила перед правительством всех государств основную социальную цель на период до конца ХХ столетия: достижение людьми планетки такового уровня здоровья, который дозволит им вести продуктивный в соц и экономическом плане образ жизни. Цель оказалась неосуществимой во глобальном масштабе. Но в почти всех странах были сделаны муниципальные национальные программки. Так, в США

2. Кризис медицины. Понятием здоровья апеллирует и медицина, отстаивая собственный Ценность в решении вопросцев здоровья и заболевания. Но, в истинное время установлено, что здоровье человека только на 10% зависит от медицины. При всем этом медицина соображает здоровье только как состояние обратное заболевания. В то же время врачи знакомы с таковыми понятиями как «ослабленное здоровье», группы здоровья и т.д. Даже умирающий человек имеет какую-то часть здоровья.

Ещё в 1974г. J.Chapman писал «…недоразумение состоит в представлении, что, если имеется довольно медицины и довольно мед обеспечения, население будет здоровым». В Рф в 1994г. один доктор приходился на 222 обитателя, одна мед сестра на 155,5; количество больничных коек составляло 129,4 на 10000 населения.

Кризис медицины начался кое-где со 2-ой половины 50-хгодов, когда прошел бум «лекарств» как панацеи от всех бед. Дальше медицина стала способной «поддерживать» здоровье все наиболее дорогими средствами. При всем этом не столько поддерживает, сколько оказывает скорую помощь.

Не считая того, созрела необходимость предупреждения заболеваний и увеличения сопротивляемости организма факторам, вызывающим повреждение и заболевания. Профилактическая медицина в Рф фактически не стала существовать и, не считая того, она не «дозрела» до личного сопровождения всякого человека.

Медицина никогда не занималась личным здоровьем.

3. Социально-экономические предпосылки:

а) В Конституции Русской Федерации утверждается Право людей на здоровье. К огорчению, это Право в настоящей жизни не находит собственного настоящего доказательства. Реализация права на здоровье просит разработки специальной всеохватывающей программки.

б) Увеличение социальной значимости здоровья. Лишь здоровый человек способен чего-либо достигнуть в жизни. Болеть экономически нерентабельно. По данным С.Шенкмана, которые получены в одном из хозяйств Киевской области, каждым из работников, систематически занимающихся своим здоровьем, за год в связи с заболеванием недодано продукции в 3,1 раза меньше, чем теми, кто на свое здоровье не направлял внимание. По данным К.Купера, меж 1968 и 1977 годами в США

Соц деток.

в) Ухудшение социально-бытовых критерий и вещественного благосостояния главный части населения.

г) Больной стиль жизни людей, отсутствие мотивации укрепления и поддержания собственного здоровья.

К 11 классу курят около половины юношей и 4-ая часть женщин. До 37% подростков в возрасте 12-18 лет употребляют анаболики. В 1995г. записанно около 20 тыс. подростков, нездоровых сифилисом (в 45 раз больше, чем в 1989г.). 85% подростков не занимаются физкультурой и спортом, около 50% уже пробовали наркотики. Темпы возрастания смертности в подрастковом возрасте сравним с сиим показателем для возрастной группы 65-70 лет.

д) Понижение функции контроля страны за критериями труда и состоянием экологии.

е) Появление энтузиазма к дилемме здоровья снизу. Отсюда стихийное увлечение литературой о нестандартных оздоровительных способах, которые вызывают у малокомпетентных читателей ожидание чудодейственных эффектов при массовом непрофессиональном их использовании, что нередко приводит не только лишь к понижению уровня здоровья человека, да и к смерти.

4. Гносеологические корешки валеологии простираются через тысячелетия, если желаете из эмпирических находок старых народов, древних ритуалов, средневековых ересей и схоластик, философских, религиозных и научных школ всех материков нашей планетки.

На всех шагах развития людского общества жизнь человека протекала в противостоянии с заболеваниями, что отыскало отражение в поиске средств исцеления и в развитии народной и научной медицины. Но при богатстве инфы современная медицина до сего времени не располагает сведениями, позволяющими корректно охарактеризовать здоровье индивида.

Главные понятия и принципы валеологии

Русский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил делему необходимости разработки основ новейшей науки и в 1980 г. ввел понятие «валеология» (как производное от латинского … — здоровье, быть здоровым). С того времени валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к последующему.

Валеология есть межнаучное направление знаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в определенных критериях жизнедеятельности (Э.Н.Вайнер).

Валеология — наука о закономерностях проявления, механизмах и методах поддержания здоровья (В.П.Куликов).

Центральной неувязкой валеологии является отношение к персональному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе личного развития личности.

Предметом исследования валеологии является личное здоровье человека и личный стиль жизни.

Объект валеологии — фактически здоровый, также находящийся в состоянии предболезни человек во всём бескрайном обилии его психофизиологического, социокультурного и остальных качеств существования.

Цель валеологии наибольшая реализация унаследованных устройств и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высочайшем уровне способностей его адаптации к условиям внутренней и наружной среды.

Главные задачки валеологии:

1. исследование и численная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому виду жизни.

В научной литературе существует несколько 10-ов понятий здоровья. Разглядим некие из их.

Здоровье — состояние человеческого организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с наружной средой и отсутствуют какие-либо болезненные конфигурации (БМЭ).

Но, организм в протяжении собственного развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой, а меняет все время в протяжении развития формы взаимодействия с окружающей средой.

Здоровье — состояние полного физического, духовного и общественного благополучия, а не только лишь отсутствие понятие здоровья не к индивиду, а к популяции в целом. Здоровье популяции — процесс социально-исторического развития психосоциальной и био жизнеспособности.

Р.М. Баевский (1979) описывает здоровье как возможность организма человека приспособиться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на базе био, психологической и социальной сути человека.

Н.А.Агаджанян (1984) считает, что здоровье представляет собой наилучшее соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических действий и их соответствие наружным повторяющимся изменениям.

А.Г.Щедрина: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его положительные и нехорошие характеристики) в процессе реализации генома в критериях определенной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени производить его био и социальные функции». Тем подчеркивается диалектическое единство здоровья и человек имеет какую-то часть здоровья. Не считая того, Р.М.Баевским предложено выделять третье состояние — предболезни, занимающее промежуточное состояние меж состоянием здоровья и человека (индивида),

— здоровье малых соц групп (семейное),

— здоровье всего населения.

понятие здоровья тесновато соединено с понятием норма.

Норма — интервал рационального функционирования жив системы (словарь физирол. терм.).

Обычно норма имеет несколько значений:

1) Среднестатистическая (возрастная) — средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупа случайных событий, явлений, действий. Это понятие употребляется в физиологии и медицине.

Но, однообразная величина того либо другого показателя у 2-ух организмов различного возраста может определяться разной энергетической стоимостью его поддержания, другими словами низкая энергетическая стоимость смешивается с высоко выраженным сопротивлением организма заболеванию и напротив.

2) Персональная — базируется на понятии генотипа как видовой свойства признаков, передаваемых по наследию.

3) Безупречная норма — личный показатель в 20-25 лет, потому что в это время малая смертность от всех основных заболеваний.

4) Лучшая норма — величина физиологических характеристик, при которой малая смертность (заболеваемость) от заболеваний, связанных с нарушением этих характеристик. Годна для хоть какого возраста.

5) Соц норма — эталон поведения.

Согласно взорам Н.М.Амосова и И.А.Аршавского нормативными показателями здоровье обрисовать нереально, потому что:

а) не выявляется сокрытая патология,

б) нет количественной оценки уровня здоровья.

количество здоровья — сумма запасных мощностей главных многофункциональных систем.

Резервы мощности — наибольшее количество функции, отнесенное к её нормальному уровню (Н.М.Амосов).

Свойства здоровья:

— уровень и гармоничность физического здоровья,

— запасные способности главных физиологических систем,

— уровень имунной защиты и неспецифической резистентности организма,

наличие приобретенного заболевания , недостатка развития,

— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и соц здоровье.

Функции здоровья:

1. Поддерживает определенный уровень жизнедеятельности, био и социальной активности.

2. Обеспечивает чувство удобства.

Составляющие здоровья:

1. Физический компонент — это то, как работает организм, уровень его запасных способностей. Сюда же врубается наличие либо отсутствие физических изъянов, приобретенных болезней.

2. Психо-эмоциональный компонент — это состояние психологической сферы, наличие либо отсутствие нервно-психических отклонений, умение осознавать и выражать свои чувства, надзирать эмоции , метод выражения дела к себе и окружающим людям.

3. Умственный компонент — это то, как человек усваивает информацию, употребляет её, эффективность поиска и скопления подходящей инфы, обеспечивающей развитие личности и её адаптацию в внешнем мире.

4. Соц компонент — понимание личности себя в качестве субъекта мужского либо дамского пола и её содействии с окружающими. Отражает метод общения и отношений с различными группами людей, другими словами с обществом.

5. Личностный компонент — как человек понимает себя в качестве личности, как развивается собственное «я», другими словами самоощущение и чувство самореализации. метод самореализации зависит от того, что человек ценит и чего же он желает достигнуть в собственной жизни.

6. Нравственный компонент — это те основополагающие мотивированные актуальные установки, которые обеспечивают цельность личности, её развитие.

С годами меняется вклад всякого из компонент в целостное здоровье.

Принципы валеологии. анализ научной литературы дозволяет гласить о последующих принципах валеологии:

1. Рассмотрение сути личного здоровья с позиций системного подхода (организм человека — открытая биосоциальная система) подразумевает конкретное определение его структуры, вещественного субстрата. Отсюда вытекает принцип структурности.

2. Так как человек является частью биосферы, его здоровье недозволено разглядывать изолированно от тех естественных действий, которые происходят во Вселенной и в биосфере Земли. Потому при разработке концепции здоровья нужно учесть энергетический и информационный принципы.

3. Принцип познаваемости объекта исследования употребляется с поправкой на относительность познания в данный момент с соблюдением заповеди «Не наведи!»

4. Принцип детерминизма нацеливает на выявление причинных связей парадокса здоровья не только лишь с определением и устранением причин риска, да и с поиском причин стойкости.

5. Принцип развития предполагает не только лишь учёт особенностей онтогенеза человека, да и динамику стратегии здорового вида жизни в согласовании с меняющимися критериями и достигаемыми плодами.

6. Принцип историзма обязует к анализу теоретического и практического наследства различных эпох по исследованию базовых основ здоровья и ЗОЖ человека.

7. Принцип интегративности — внедрение способов различных наук, опыта учёных и практиков различных государств, единства теории и практики.

8. На физиологическом уровне базу здоровья составляет гомеостаз — способность организма обеспечивать всепостоянство собственной внутренней среды вопреки наружным изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается всепостоянство внутренней среды организма. И напротив, оно усугубляется и возникает болезнь, если нарушения гомеостаза носит стойкий нрав (В.М.Дильман,1987). Отсюда вытекает таковой принцип валеологии как принцип сохранности здоровья, базу которого составляет гомеостаз.

9. Принцип адаптивности. Человеческий организм в протяжении всего собственного развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой. Он повсевременно адаптируется к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Потому здоровье человека вместе с гомеостазом обеспечивается очередной базовой способностью организма — адаптацией. Приспособление к новеньким условиям не проходит для организма безо всяких следов. Оно достигается ценой расходования многофункциональных ресурсов организма. И если плата за адаптацию выходит за рамки запасных способностей организма, это приводит к поломке адаптационного механизма и появлению работоспособности»>заболевания (Давыдовский И.В.1962, Амосов Н.М.1979 Казначеев В.П.1980,1983 и др.).

1.3 Связь валеологии с иными науками

Ни одна наука не возникла на пустом месте. Хоть какому новенькому предшествовал опыт остальных наук. И.И. Брехман: «Разумеется, что наука о здоровье обязана быть интегральной, рождающейся на стыке экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и остальных наук».

Что дают различные науки валеологии?

1. жизни в норме и при патологиях изучает состояние и механизмы деятель органов и систем организма исходя из убеждений поддержания динамического равновесия внутренней среды организма. Не считая того, дает возможность изучить адаптационные резервы организма, воздействие возраста, пола и др. на эти свойства организма. Изучает индивидуальности многофункционального обеспечения разных видов деятель.

2. Профилактическая медицина дает способы оздоровительного действия на человеческий организм.

3. Гигиена изучит негативное воздействие причин наружной среды.

4. Санология — учение о мерах и механизмах борьбы организма с заболеванием.

5. Психология

В связи со произнесенным можно отметить последующие свойства валеологии:

1. Связь и взаимодействие с иными науками о человеке.

2. наличие интегративный нрав системы научных познаний и стратегий.

3.Многоуровневость: наличие теоретических, практических и организационных уровней.

4. Обилие методов действия на здоровье (формирование, сохранение, укрепление, восстановление).

1.4 Разделы валеологии

В валеологии в истинное время можно выделить последующие структурные единицы:

1. Общая валеология, которая представляет базу, методологию валеологии как науки. Она описывает пространство валеологии в системе наук о человеке, предмет, способы, цели, задачки, историю её становления.

2. Педагогическая валеология, главные задачки которой состоят в формировании мотивации на здоровье и ЗОЖ и профилактике здоровья педагогическими способами.

3. Биомедицинская валеология, задачка которой исследование устройств здоровья и способов измерения и поддержания здоровья. Основная задачка реального времени — разработка концепции валеологии, её методологии.

4. Практическая валеология, главные задачки которой увеличение уровня здоровья человека через реализацию персональной оздоровительной программки.

Э.Н. Вайнер дает выделять:

-Возрастную валеологию, которая изучает индивидуальности возрастного становления здоровья человека.

-Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивидума, разрабатывает методологию построения личных программ конфигурации количества и свойства здоровья.

-Особая валеология изучит индивидуальности воздействия разных особенных причин, небезопасных для человека и аспекты сохранности этих причин, описывает способы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в итоге действия таковых причин.

-Домашняя валеология изучает роль и пространство семьи и всякого из её членов в формировании здоровья, разрабатывает советы путей и средств обеспечения здоровья всякого из поколений и всей семьи в целом.

-Экологическая валеология изучит воздействие природных причин и последствий антропогенных конфигураций в природе на здоровье человека, описывает поведение человека в складывающихся критериях наружной среды с целью сохранения здоровья.

-Соц валеология ставит собственной целью исследование здоровья человека в социуме, в его разнообразных и многовариантных отношениях общественного нрава с людьми и с обществом.

По-видимому, с течением времени произойдет и предстоящая дифференциация валеологии.

1.5 История валеологии

Валеология появилась не на пустом месте. Пробы сделать науку о здоровье и здоровом виде жизни предпринимались не один раз, но ограничивались полумерами»… из-за недостающего осмысления объекта исследовательских работ» (В.В.Колбанов).

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален определил понятие «третьего состояния». Гиппократ гласил о ЗОЖ, под которым он осознавал недопущение истин, реализовался в «Салернском кодексе здоровья», а еще тысячелетие — до основополагающих документов Глобальной организации здравоохранения (1968).

В Рф 1-ое учебное пособие «1-ое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредоносно», ориентирующее на исследование собственного организма (диэтика) возникло в 1800г. Это пособие состояло из практических советов и правил как сохранять здоровье деток, посещающих школу. Диэтика не один раз переиздавалась и развивалась в трудах Ж.Гулена, И.Венцеля, Э.Бокка, Ф. Шольца и др.

В конце Х1Х в. И.И. Мечников в собственной речи «О лечебных силах организма» на съезде естествоиспытателей и докторов (1883) противопоставил «этиологической» точке зрения появления заболеваний, ставившей по существу символ равенства меж предпосылкой иной взор. Появление процесс взаимодействия предпосылки и организма.

Но прогресс и успехи медицинской медицины, основанной на первом подходе, затормозили развитие учения о этих свойствах организма.

Фармаковский (1885) пробовал побудить учителей к формированию ЗОЖ у деток таковыми средствами, чтоб малыши сами стремились к гармонии с миром вокруг нас. Школа обязана припоминать «библейский эдем».

Бехтерев В. (1906) «Личность и условия развития её здоровья», в какой раскрывалась зависимость формирования здоровья от критерий работы малыша в школе. Рациональное воспитание обязано развивать в ребенке «тот бедный дух, который настолько нужен для борьбы с прозаическими невзгодами». Рахманиновым и Соловьевым (1901) разрабатывались и внедрялись в практику вопросцы воздействия домашнего воспитания на ЗОЖ, на формирование его потребности.

Первую современную попытку сконструировать положение о механизмах здоровья и методах действия на их сделали в 60-х годах 20-го столетия патологи С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Они доказали научное направление «санология» — учение о противодействии организма заболевания. Значимый вклад в развитие задачи здоровья занесли в 70-80-е годы представители военной медицины (Г.Л.Апанасенко, Р.М.Баевский), штатского здравоохранения (В.П.Казначеев, А.П.Берсеневаи др.). Было сформулировано понятие «донозологическая диагностика «.

Основателем науки о здоровье в современном её осознании считается И.И.Брехман (1982), который доказал методологические базы сохранения и укрепления здоровья фактически здоровых людей.

1.6 Способы практической валеологии

Способы практической валеологии делятся на две огромные группы: способы диагностики и способы корректировки здоровья.

заключения о сущности болезни и состоянии пациента) обязана строиться на базе системного, всеохватывающего и личного подходов и отвечать требованиям объективности, простоты, оценки высококачественных и количественных черт здоровья. Все диагностические способы можно поделить на последующие группы:

1. способы выявления причин риска.

а) Анкетирование. Основаны на применении формализованных опросников, содержащих вопросцы по жалобам, амнестическим и генетическим данным, особенностям труда и быта. Рассчитывается частота встречаемости негативных проявлений, соответствующих для того либо другого наличие ожирения: до 29,9%-1 стадия, до 49,9%-2 стадия, до 99,9% -3 стадия.

в) Внедрение автоматических исследовательских систем (АМСАД).

2. способы оценки физического развития деток и подростков.

Оценка физического развития деток и подростков осуществляется при помощи антропометрических способов (измерение роста, веса, окружности груди и остальных антропологических черт и расчёт их соотношений, индексов). Употребляются для определения типа телосложения, оценки уровня и гармоничности физического развития.

3. Способы оценки био возраста и полового развития:

а) по зубной формуле,

б) по степени окостенения скелета,

в) по значению физиологических характеристик,

г) по подвижности клеток буккального поверхность и полости тела, а также слизистые оболочки внутренних органов, пищевого тракта, дыхательной системы, мочеполовые пути) лат. epithelium,

д) по формулам.

4. Способы оценки запасных способностей отдельных систем и адаптационного потенциала.

Для оценки резервов организма обширно употребляются многофункциональные пробы: орто (изменение положения тела в пространстве), Штанге (задержка дыхания), Мартине (приседания) и др.

5. способы оценки неспецифической резистентности организма к действию патогенных причин.

а) иммунограммы

б) опросники.

6. Оценка уровня соматического здоровья по ранжированным шкалам (Г.Л.Апанасенко, В.И.Белов, С.А.Душанин и др.).

Корректировка здоровья обязана строиться на базе последующих положений:

а) Немедикаментозное действие на организм.

б) Использования лишь физиологически обоснованных способов.

в) Опора на личный подход (с учетом уровня здоровья и наличия противопоказаний),

г) Всеохватывающее действие, потому что любая оздоравливающая процедура ориентирована на улучшение в большей степени 1-го какого-нибудь свойства здоровья.

д) Учет традиций, средств народной медицины.

е) Ненанесения вреда.

Виды оздоровительных мероприятий: закаливание, баня, фитотерапия, физическая человек — единственное существо в мире, которое погибает не собственной гибелью. Все таки другие звериные живут столько, сколько им предопределено генетической программкой, если лишь не стают жертвами хищников. Причина — образ жизни современного человека.

Почти все био закономерности, установленные для звериных, подтверждаются и в применении к человеку. Так, ученые распространяют и на людей принятую в биологии методику расчета средней длительности жизни био вида — она в 5-6 раз превосходит возрастной период, характерный возрастанию длины тела. Если учитывать, что у человека рост вполне прекращается в 20-25 лет, то и жить он должен, согласно сиим расчетам, 120-150 лет. Эти расчеты находят доказательство на примере племени хунцы, живущего в одной из долин на Севере Индии. Оказалось, что средняя длительность жизни представителей этого племени, насчитывающего около 1700 человек, составляет 117 лет.

Почему же люди при всей собственной сложнейшей и совершеннейшей организации не в состоянии вполне воплотить свою генетическую программку?

Жизнедеятельность звериных строится на базе неизменной борьбы за существование, требующей высочайшей степени мобилизации адаптационных устройств для поддержания гомеостаза и сохранения жизни. Исполнительное звено адаптации у звериных представлено движением, которое является главным условием сохранения и обеспечения жизни: для сохранения собственной термостабильности, для добычи еды, для защиты от противников и для реализации инстинкта продолжения рода. Улучшение адаптации звериных организмов в эволюции производилось через усложнение форм движения и анатомии опорно-двигательного аппарата. Усложнение форм движений предопределяло, в свою очередь, и надлежащие конфигурации в многофункциональных системах обеспечения двигательной активности. Выше изложенный тезис подкрепляется и тем фактом, что 80-90% структур головного мозга в той либо другой степени соединены с функцией движения.

Ведущая роль движения закрепилась в механизмах онтогенетического развития. В исследовательских работах И.А.Аршавского было показано, что в процессе внутриутробного развития закладка и становление многофункциональных систем, как и всего организма, предопределяется двигательной активностью плода, которая, в свою очередь, определяется образом жизни беременной. И опосля рождения развитие генетической программки индивидума, до этого всего, детерминируется его адекватным двигательным режимом. Созревание конкретно двигательных служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг принципиальной для организма информаци»>времени собственного существования на Земле человек жил в согласовании с теми естественными критериями, которые и составляли его эволюционное прошедшее: борьба за существование в критериях исходившей от мира вокруг нас, от остальных людей и звериных угрозы. Это добивалось от человека находиться в неизменной готовности проявить высочайший уровень функционирования разных двигательных программ (до этого всего связанных с ручной Деятельностью).

Человек — биосоциальное существо. Вместе с био эволюцией совершенствовались и социальные законы существования человека. При всем этом соц эволюция протекала намного резвее, чем био. Не считая того, кроме био в эволюции человека большущее значение заполучили и социальные причины, которые равномерно стали иметь ведущее человека (длительность жизни людей различная и не соответствует оптимуму), но это действие ослаблено, потому что длительность жизни человека возросла с 25 лет (первобытный человек) до 80 лет в истинное время (Япония) и на данный момент благодаря достижениям медицины выживают такие люди, которые ещё несколько лет тому вспять погибли бы из-за неизлечимого человек начал перестраивать свою жизнедеятельность: главные усилия его сейчас были ориентированы на освобождение от физического труда (сокращение двигательных программ), на создание все наиболее удобных критерий жизнедеятельности. человек начал разрабатывать орудия и средства производства, которые работают на энергии звериных и природных источников, облегчая труд и получение актуальных благ. Человек стал создавать все наиболее искусственные условия, в каких протекает его жизнедеятельность, но с высочайшим уровнем удобства. В питании все большее пространство стали занимать высокоочищенные и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и прочее. человек стал преобразовывать природу, т.е. вопреки закономерно имеющейся в эволюции и являющейся главным её движком адаптации к естественным условиям существования, человек начал приспосабливать природу «к для себя», к своим запросам. Это привело к изменению самой природы, другими словами тех естественных критерий, которые сформировали человечий организм. Ещё древнегреческий мыслитель Эпикур предупреждал: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей, нужные желания исполняя, также естественные, если они не вредят, а вредные сердито подавлять».

В итоге современный человек — это итог противоречия 2-ух действий: био и социальной эволюции. Наши системы нацелены на тот уровень жизнедеятельности, который был у наших дальних протцов, а стиль жизни не дозволяет реализовываться тем механизмам и генетическим программкам, которые нам достались от наших протцов. Био прогресс человека разумного оспаривается морфологическим сходством современного человека с доисторическими праотцами, на генном уровне население земли постоянно уже в протяжении 10-ов тыщ лет (наш генотип на 90% сходен с приматами), а причины отбора в человечьих популяциях фактически не работают (Н.Ф.Реймерс, 1992). Более принципные конфигурации произошли в жизнедеятельности человека. В современных критериях он получает вещественные блага не только лишь нужные для поддержания жизни, да и для обеспечения удобства, и для ублажения соц притязаний; обеспечивает термостабильность и защиту от вредных причин не за счет физической активности и мобилизации адаптационных резервов, а в основном за счет социальной оценки собственного труда и возможности приспособиться к соц же (а не природным) условиям жизни. Более ясно эти последствия сказались на его двигательной активности. Двигательная активность — это оканчивающий шаг реакции организма звериного на наружные стрессирующие действия, которым предшествуют определенные предварительные мероприятия (см. ниже нарушающее его гомеостаз«>стресс реакция организма на воздействие , нарушающее его гомеостаз)-синдром). Реализация этого шага осуществляется все в наименее активной форме (см. табл.). Отсюда напрасные Издержки организма на реализацию предварительного периода.

Таблица 2 Соотношение видов энергии, применяемых человеком в различные годы (по И.В.Муравову,1987)

Вид энергии

¦ Годы

1852

1952

1975

Работа мускул

Остальные источники

94%

6%

1%

99%

0,5%

99,55

В истинное время течет речь о болезнях цивилизации, к которым относится и гипокинезия — недочет двигательной активности. Кроме понижения уровня двигательной активности жизнедеятельность человека сопровождается повышением перегрузки на мозг , до этого всего связанный с увеличением информационного потока. Это привело к нарушению сложившегося в эволюции соотношения меж этими сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность является конечным исполнительным звеном психологических действий и, меж ними была ровная зависимость. В следствие произнесенного жизнь современного человека сопровождается все растущим психологическим напряжением.

2.2 Системный подход в развитии теории здоровья

Суть хоть какого сложного объекта в истинное время принято разглядывать на уровне системного исследования.

Система — определенное огромное количество взаимосвязанных частей, образующее устойчивое единство и целостность, владеющее интегральными качествами и закономерностями.

Главные положения системного подхода (Кузьмин В.П.,1986):

1- Система есть некоторое огромное количество взаимосвязанных частей, образующих устойчивое единство, другими словами целостность.

2- Целое больше суммы входящих в него частей.

3-Всякая система является в то же время частью иной, наиболее широкой системы, а её составляющие и подсистемы, в свою очередь, могут изучаться как самостоятельные системы.

Таковым образом, системность является одной из всепригодных черт реальности, и нет явлений, не имеющих характеристик системности. Это относится и к человеку, который принадлежит к органическим системам. Органическая система характеризуется многофункциональной взаимосвязанностью компонент, любой из которых владеет специфичностью и вкупе с тем серьезной подчиненностью целому. Крайнее оказывается способным к саморазвитию и самовоспроизведению, а составляющие его составляющие являются результатом внутренней дифференцировки целого, играют роль его многофункциональных членов (Фролов, 1983).

При обосновании сути здоровья принципиальной является неувязка высококачественной самостоятельности частей и интегральных параметров целого (системы).

4- составляющие целое элементы могут сами рассматриваться как целое (система), что дозволяет изучить предмет нескончаемо глубоко по принципу целостного объекта.

характеристики системы:

— структурность — тип связей меж её элементами,

— упорядоченность — количественный показатель структуры,

— организованность — отличие системы от обычной суммы её частей,

— целостность единство её частей,

— взаимоотношение структуры и её частей,

наличие структурных уровней

— развитие системы.

Организм, как показывает С.М.Павленко (1980), является единой системой, состоящей из огромного количества структурных и многофункциональных систем и подсистем. Они все взаимосвязаны, подвижны и изменчивы, составляют в динамическом единстве одну общую систему организменного уровня. Любая из их в некий степени описывает структуру и функцию данного организма, его уравновешенность и адаптацию к окружающей среде. В базе динамического единства систем организма лежат механизмы нейрогуморальной регуляции.

Внедрение системного подхода при исследовании физиологических действий было предложено П.К.Анохиным. Им разработана теория многофункциональных систем. При всем этом под системой применительно к физиологическим действиям понимается таковой комплекс избирательно вовлеченных компонент, взаимодействия и отношения которых ориентированы на получение фокусированного полезного результата в определенных критериях.

Многофункциональная система по П.К.Анохину — это временная структура, организация которой проходит в несколько поочередных и закономерных шагов.

Этапы формирования многофункциональной системы:

1. Афферентный синтез, результатом которого является принятие

решения.

2. Создание программки действий, включающей двигательную программку и акцептор результатов деяния (мозговую модель грядущего результата).

3. Реализация двигательной программки.

4. Сравнение результата деяния с акцептором результата деяния.

Все многофункциональные системы весьма подвижны и служат методами приспособления к наружной среде.

2.3 учение о гомеостазе в развитии теории здоровья

Гомеостаз — свойство организма поддерживать свои характеристики и физиологические функции в определенном спектре и основанное на стойкости внутренней среды.

В истинное время выделяют 5 устройств сохранения гомеостаза (Сержантов В.Ф.,1990):

1-нейроэндокринные,

2-вегетосоматические,

3-репаративно-компенсаторные,

4-отторжения,

5-поведенческие.

Константы организма довольно жестки и большая часть из их различается наименьшим спектром меж оптимумом активности и предельным отклонением. Но, есть и относительно подвижные, пластичные константы с широким приспособительными значениями. В то время как 1-ые — твердые константы — являются нужным условием сохранения жизни, 2-ые — мобильные — обеспечивают поддержание твердых констант.

Уровень, либо способность гомеостаза к нормализации характеристик состояния системы опосля их сдвигов, почти во всем определяется действиями саморегуляции.

Конкретно этот показатель — способность к гомеостазу, по-видимому, и являются био основой здоровья. расширение пределов колебаний характеристик жизнедеятельности, которые могут быть возмещены без нарушающих нормальную деятельность последствий организмом, обязано означать переход на новейший, наиболее высочайший уровень здоровья. Эта изюминка получила заглавие «закона отличия гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость неизменных возмущающих нагрузок как неотклонимый путь к совершенствованию устройств гомеостаза и к обеспечению здоровья.

2.4 Теория адаптации в развитии теории здоровья

По меткому выражению П.А.Авцына (1982), «Жить — означает приспособиться». У человека как высшего существа жив природы приспособительные реакции достигнули большего совершенства, но, невзирая на это процесс приспособления осуществляется и в истинное время безпрерывно и неприметно для нас (но крайнее не постоянно).

Приспособительные реакции физиологического нрава обоснованы, основным образом, действием на организм разных наружных агентов малой и средней интенсивности и продолжительности. Все чрезвычайные раздражители являются патогенными факторами, которые нарушают механизмы саморегуляции функций, резко сузивают спектр уравновешивания организма со средой и тем ограничивают способность {живых} созданий поддерживать всепостоянство собственной внутренней среды. Но организм владеет возможностью восстанавливать свою целостность, восполнить утраченные функции, сглаживать отличия от обычного состояния почти всех систем. Если б таковой нормализации не было, то звериные и человек беспрерывно бы болели. Степень, нрав, направленность приспособляемости у различных организмов различны и зависят от возраста, особенностей питания, профессии и др.

адаптация — всепригодное базовое свойство {живых} организмов. вкупе с саморегуляцией она дозволяет поддерживать всепостоянство внутренней среды, наращивает мощность гомеостатических устройств, производит связь с наружной средой и, в итоге, дозволяет задерживать значительные характеристики организма в физиологических границах, обеспечивающих стабильность систем.

Платонов (1988) дает разглядывать адаптацию в 3-х качествах:

адаптация как процесс есть приспособление организма к факторам наружной среды,

адаптация как черта относительного равновесия меж организмом и средой,

адаптация как итог приспособительного процесса.

Нужный эффект адаптации кроме поддержания всепостоянства внутренней среды организма заключается в возрастании его возможности противостоять разрушающему воздействию причин наружной среды в границах нормы реакции.

Процессы адаптации организма не постоянно являются безболезненными либо полностью целесообразными. Весьма нередко адаптация приобретается ценой значимых морфологических и многофункциональных сдвигов, являющихся патологическими. Почти все сторону приспособляемости организма к наружной среде. Финал этих приспособительных реакций находится морфологически (компенсаторная гипертрофия, заживление язвы и т.д.) либо гуморально (иммунитет).

Все приспособительные реакции на действие разных причин наружной среды делятся на два класса:

а) краткосрочное приспособление, срочная адаптация — возникающие сходу опосля действия на организм причин наружной среды,

б) длительная адаптация — равномерно формирующиеся реакции.

стремительно возникающие реакции краткосрочной адаптации — это реакции, для воплощения которых во взрослом организме постоянно имеются готовые, полностью сформированные механизмы (отдергивание конечностей в ответ на боль , повышение теплопродукции в ответ на холод). Эти реакции реализуются, как правило, немедля опосля начала деяния раздражителя.

Длительная адаптация обхватывает реакции, для воплощения которых в организме нет полностью готовых сформировавшихся устройств, а имеются только генетические предпосылки, которые могут обеспечить приспособление организма при неоднократном либо весьма продолжительном действии экстремальных причин наружной среды. Такая адаптация, которая делает организм способным делать весьма интенсивную работу либо делает организм устойчивым к высочайшей гипоксии, преждевременное не совместимой с жизнью.

Развитие длительной адаптации происходит 2-мя способами:

1- методом понижения жизнеспособности организма, методом значимого понижения метаболизма (анабиоз, наркотики, нейролептики, снотворные);

2- методом усиления реактивности организма, роста его стойкости к неблагоприятным действиям со стороны наружной среды.

Исследование механизма образования длительных приспособительных реакций показало, что при продолжительном и неоднократном действии на организм какого-нибудь фактора наружной среды ответные физиологические реакции организма стают не только лишь продолжительными, они стают отменно новенькими, потому что формируется так именуемый структурный след (через повышение синтеза нуклеиновых кислот и белков). Этот след состоит в развитии определенных структурных конфигураций в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении данной адаптационной реакции (гипертрофия скелетных мускул и сердечной мускулы при адаптации к физическим перегрузкам).

Реакции организма при адаптации делятся на неспецифические и специальные, которые протекают сразу. Специфичная адаптация — мобилизация многофункциональной системы, специфично ответственной за адаптацию к данному фактору. Системный структурный след составляет базу специфичной адаптации.

Определенный комплекс конфигураций в разных органах и системах при действии различных раздражителей, нрав и направленность которых схожи и не зависят от природы раздражителя — это неспецифическая адаптационная реакция организма (открыта Гансом Селье в 1936г.). Эту реакцию ещё именуют общий адаптационный синдром либо нарушающее его гомеостаз»>стресс-реакция. В базе данной для нас реакции лежит активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы и она протекает в три стадии. Первую стадию Г.Селье именовал реакцией напряжения. Основная задачка данной для нас стадии — хоть какой ценой получить энергию в недлинные сроки, чтоб обеспечить нужные условия для «битвы» либо «бегства». Пусть нерентабельный, но резвый выброс энергии мобилизуется адренолином и глюкокортикоидами за счет распада жиров, углеводов и белков. Выброс энергии — это подготовка организма к реализации защитной двигательной программки.

При продолжительном действии раздражителя наступает 2-я стадия, которую Г.Селье именовал реакцией резистентности, потому что развивается сопротивляемость к действующему агенту, и если это действие не является мощным и долгим, то строение и функция органов ворачиваются к норме.

В неприятном случае резистентность равномерно пропадает, и наступает последующая стадия — реакция истощения, которая может вырасти в работоспособности и привести к смерти организма.

В истинное время показано, что развитие стресса является неспецифической основой заболеваний 20-го века, как соматических, так и психологических, потому что при психологии выделяют положительную эустресс и отрицательную дистресс формы стресса»>вместе с элементами защиты имеются элементы повреждения.

Таковым образом, с одной стороны, неважно какая адаптация имеет для организма свою «стоимость», которая может проявляться при лишних значениях возмущающего фактора:


]]>