Учебная работа. Возрастная физиология
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего проф образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
Контрольная работа
по курсу «Возрастная то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации)»
Выполнила студентка
3 курса _________ з группы
Проверил педагог
_______________________
Самара 2010
Содержание
- 1. Индивидуальности высшей нервной деятель деток младшего школьного возраста 3
- 2. Физическое развитие деток и подростков 7
- 3. Неувязка памяти в позднем онтогенезе 12
- Перечень литературы 17
- 1. Индивидуальности высшей нервной деятель деток младшего школьного возраста
- то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) — наука о функциях живого организма как одного целого, о действиях, протекающих в нем и механизмах его деятель. Возрастная то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) является самостоятельной ветвью физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого). Она изучает индивидуальности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь — личное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до погибели), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на любом возрастном этапеВозрастная HTTP://deymos1788.livejournal.com/17338.html.
- В современной системе воспитания младший школьный возраст обхватывает период жизни малыша 7 до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где малыши идут в школу с 6 лет, а длительность исходного обучения другая, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естественно, остальные хронологические рамки. Как особенный период в жизни малыша он выделился исторически сравнимо не так давно. Так, он отсутствовал у деток, совершенно не учившихся в школе. Не было его и у деток, для которых исходная школа являлась и первой, и крайней ступенью образования. Возникновение младшего школьного возраста соединено с появлением в экономически продвинутых странах системы всеобщего и неотклонимого неполного и полного среднего образования Возрастная и педагогическая психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить лет заключается в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет внутри себя черты дошкольного юношества с чертами школьника. Эти свойства уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и иногда противоречивых сочетаний. Как и хоть какое переходное состояние, данный возраст богат сокрытыми способностями развития, которые принципиально вовремя улавливать и поддерживать. Базы почти всех психологических свойств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте.
- Высшая нервная деятельность — совокупа различных форм совместной деятельности, коры полушарий огромного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и подкорковых структур, которая обеспечивает взаимодействие целостного организма с окружающей средой (мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и подкорковые образования является высшими отделами ЦНС (центральная нервная система, головной человека. Они обеспечивают рефлекторные реакции, за счет которых осуществляются сложные взаимодействия человека с окружающей средой.
- Имеющиеся малочисленные данные физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «размеренного» развития высшей нервной деятель.
- У деток слабенькая уравновешенность деток запоздалое торможение, они стремительно устают. Посторонние раздражители просто вызывают у их наружное торможение. Динамический стереотип меняется с большенными трудностями. Поступив в школу, такие малыши тяжело контактируют с иными школьниками, нередко рыдают. Нуждаются в неизменном педагогическом наблюдении, особом внимании.
- В этот период меняется взаимоотношение действий возбуждения и торможения. торможение (база сдерживания, самоконтроля) становится наиболее приметным, чем у дошкольников. Но склонность к возбуждению еще весьма велика, отсюда — непоседливость младших школьников.
- Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми наружными критериями формирования у деток обычного отношения действий возбуждения и торможения. вкупе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новеньким, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.
- Учебные занятия требуют напряженной работы мозга, и до этого всего его высшего отдела — коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). В особенности активно работают те корковые структуры, которые соединены с Деятельностью 2-ой сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими действиями. естественно, что перегрузка на нервные (относящиеся к пучкам нервов) элементы не обязана превосходить их многофункциональных способностей, по другому неминуемы патологические конфигурации высшей нервной деятель. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то конфигурации высшей нервной деятель не выходят за границы нормы. Обычно в конце учебного денька наблюдается ослабление возбудительного и тормозного действий, нарушение индукционных действий и соотношения меж первой и 2-ой сигнальной системами. В особенности резко эти конфигурации приметны у младших школьников.
- Сила действий торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и обоюдная индукция, также уменьшение силы наружного торможения обеспечивают способности широкого обучения малыша. Это переход «от рефлекторной чувственности к интеллектуализации чувств».
- Но лишь на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания малыша, все наиболее отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии.
- Незначимое ухудшение действий высшей нервной деятель наблюдается лишь в 1-м классе в связи с действиями адаптации к школе. Любопытно отметить, что в младшем школьном возрасте на базе развития 2-ой сигнальной системы условно — рефлекторная деятельность малыша приобретает специфичный нрав, характерный лишь человеку.
- к примеру, при выработке жизни организма) и сомато — двигательных условных рефлексов у деток в ряде всевозможных случаев наблюдается ответная реакция лишь на бесспорный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что опосля звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается лишь при предоставлении бесспорного раздражителя. Подобные случаи «не образования» условного рефлекса появляются тем почаще, чем старше возраст испытуемого, а посреди деток 1-го возраста — у наиболее дисциплинированных и способных.
- Словесная инструкция существенно ускоряет образование условных рефлексов и в неких вариантах даже не просит бесспорного подкрепления: условные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»> отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение»>рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) образуются у человека в отсутствие конкретных раздражителей.
- Эти индивидуальности условно-рефлекторной деятель обусловливают огромное действия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками Возрастная другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»>нервные (относящиеся к пучкам нервов) процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью.
- Все виды внутреннего торможения отлично выражены. Но внутреннее торможение, по-прежнему, нуждается в управлении, тренировке с целью усиления.
- В этом возрасте могут довольно просто развиваться нарушение обычной возбудимости в итоге лишней перегрузки в учебе.
- Вырастает мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) в этом возрасте наблюдается несовершенство устройств, которые определяют активное внимание и сосредоточенность.
- К 10—11 годам кора приобретает главную роль в корково-подкорковом содействии, которое является принципиальным фактором формирования высших служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) и психологических действий.
2. Физическое развитие деток и подростков
Принципиальным показателем здоровья малыша является его физическое развитие. Для исследования физического развития используют антропометрические способы исследования, которые разрешают найти количественные и высококачественные характеристики развития, создать эталоны физического развития деток и подростков для всякого возраста, пола и региона обитания:
1) соматометрические — измерение роста, массы, окружности грудной клеточки;
2) соматоскопические — определение развития скелета, формы позвоночника, грудной клеточки, ног и стопы, осанки, развития мускулатуры и подкожно жировой клетчатки, степени полового развития, возникновения и конфигурации зубов;
3) физиометрические — определение актуальной емкости легких, силы кисти рук, частоты дыхания и сердечных сокращений, артериального давления, и другиеАнатомия и жизни в норме и при патологиях. Возрастные индивидуальности строения и функции организма — HTTP://www.anatomius.ru/razvitie-organizma-cheloveka.
В 9 — 10 лет у девченок и в 11 — 12 лет у мальчишек начинается новейший и ответственный период жизни — подростковый возраст.
Подростковый и юношеский возраст объединяют время от времени одним заглавием — период созревания. Он завершается у юношей к 18 — 19, у женщин — к 16-17 годам. К этому времени на сто процентов формируются пропорции тела, заканчивается рост и окостенение скелета.
За период созревания у юношей вес тела возрастает в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность грудина 25 см; у женщин соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти конфигурации соединены с напряженной Деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (до этого всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.
Созревание организма — процесс не обычный, не постоянно проходит гладко. Вот почему дети требуют пристальное (но не раздражающего) родительского внимания, неизменного контроля, а время от времени, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства доктора. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчишек и девченок приблизительно идиентично, но в 11 лет девченки опережают собственных сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девченки опережают мальчишек по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клеточки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще возрастает.
Но в 14 лет все характеристики физического развития стают выше у мальчишек. Эти различия соединены с тем, что девченки на 2 года ранее мальчишек вступают в отроческий возраст, у их ранее наступает так именуемый пубертатный «скачок роста», т. е. существенное убыстрение роста и веса, У девченок он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчишек — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет пришествие созревания. Происходит развитие и увеличение деятель желез внутренней секреции, половых органов. Созревание наступает у девченок в 12,5- 13 лет, у мальчишек — в 14-15 лет. В этом возрасте у девченок начинаются менструации, у мальчишек возникают поллюции.
У подростков заканчивается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам завершается формирование двигательного анализатора, что имеет большущее деятель.
Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры значительно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчишки сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девченок сила кисти руки возрастает за тот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Необходимо подчеркнуть, что у женщин мышечная сила добивается собственного наибольшего развития к 15 годам. Соответствующая для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что разъясняется наиболее резвым ростом костей и мускул в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей опосля 15 лет, у женщин — несколько ранее.
У подростков стремительно вырастает лет умножается, а размер возрастает приблизительно в 2,4 раза. Меняется и сердечная эластичной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) (миокард), становится сильнее, способна выкидывать в сосуды при сокращении большее количество крови (внутренней средой организма человека и животных). В возрасте от 9 до 17 лет ударный размер сердца, т. е. количество крови (внутренней средой организма человека и животных), выбрасываемое обеспечивающий ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по сосудам»>сердечком за одно сокращение, растет у мальчишек с 37 до 70 мл, а у девченок — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое равномерно понижается. В 15 лет пульс у мальчишек равен 70, а у девченок — 72 уд/мин, к 18 годам миниатюризируется соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таковым же, как у взрослых. Но понижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и соединено это с темпами роста и созревания.
к примеру, в одном и том же возрасте (15 лет) у стремительно развивающихся девченок сердечно-сосудистая система работает примерно так же, как и у взрослых дам, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, нрав работы сердца практически таковой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчишек. Как следует, 1-ая изюминка системы кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) ребенка — ее тесноватая связь с темпами роста и созревания всего организма.
В быстро растущем организме развитие сердечнососудистой системы не постоянно успевает за общими темпами развития, а повышение массы сердца время от времени отстает от роста массы всего тела. Вот почему время от времени у рослых юношей и женщин возникают жалобы на слабость, легкую утомляемость, в особенности при физических отягощениях, отмечается склонность к обморокам при перегревании либо резком изменении положения тела. При возникновении симптомов сердечной беспомощности, связанных с несоответствием роста и роста размеров сердца, некие предки расценивают их как проявление работоспособности»>заболевания сердца, стараются перевести отпрыска либо дочь на очень щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие способности системы кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) и возросшие потребности организма ребенка, служат периодические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К огорчению, на данный момент у большинства современных деток, подростков, юношей (ну и взрослых) главный неудачой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.
Нередко юноши и девицы, стесняясь собственной беспомощности и неловкости, совершенно перестают заниматься физкультурой. В итоге формируется так называемое капельное кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) нередко встречается и несоответствие меж просветом сосудов, по которым давление. Так, если у мальчишек и у девченок 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно увеличивается до 120/65 у юношей и до 115/60 у женщин.
Третьей индивидуальностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это соединено с перестройкой деятель эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, увеличением либо понижением частоты сердцебиений. У юношей и женщин, развивающихся гармонически, такие расстройства не долгосрочны и стремительно проходят без всякого исцеления. Но, невзирая на это, хоть какое отклонение в деятель сердца, в особенности конфигурации величин кровяного давления, не должны ускользать от родительского внимания. Ведь почаще всего они появляются у ослабленных деток, страдающих приобретенными болезнями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (в особенности кариесом зубов). А эти совершенно не безвредны и в предстоящем оказывают действие сначала на сердечно-сосудистую систему.
нужно также знать, что большая интеллектуальная перегрузка в сочетании с неподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в предстоящем развиваются в гипотонию либо гипертонию. Предупредить настолько неблагоприятный финал можно разумным распорядком денька, точным режимом труда и отдыха, а основное — периодическими занятиями физкультурой и спортом.
На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная перегрузка школьников не обязана превосходить 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей недельке это даже выше трудовой перегрузки взрослых) . Но практическая загрузка учащихся в течение рабочего денька существенно выше, в особенности в старших классах. Что касается младших школьников, то для их 7- 8-часовой рабочий денек очень большая перегрузка.
один из узловых вопросцев современного поколения — убыстрение роста и развития деток и подростков, т. е. неувязка акселерации.
Термин «акселерация» обозначает убыстрение роста и развития деток и подростков, но сопоставлению с прошлыми поколениями.
По современным представлениям, возрастающий организм — непростая саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программкой. Рост всякого малыша, анатомические и физиологические индивидуальности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, личные характеристики, приспособительные способности на всех шагах жизни определяются наследной конституцией малыша.
лет «выросли» по сопоставлению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес возрос с 34,3 до 51,2 кг, у девченок соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков двинулось на наиболее ранешным возраст и созревание.
При этом на сроки созревания значительно не влияют ни расовые индивидуальности, ни климат, ни географическая зона проживания. Обширно распространенное Мировоззрение о наиболее ранешном созревании южных народов, которое встречается время от времени даже в мед литературе, по сути неподтвердившаяся догадка. Существенное нрав питания.
деятель, то на данный момент ситуация существенно поменялась: уже полностью сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девицы весьма длительно оказываются на положении деток. Возникли противоречия меж ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью.
Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Практически нет многофункциональных резервов, потому что процессы роста и созревания сами требуют значимого напряжения всех систем, огромных издержек энергииХрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная Энтузиазм к изменениям психики, происходящим во 2-ой половине жизни человека. Возрастные конфигурации памяти изучались огромным числом создателей [Выготским Л.С., Голубевой Э.А., Пономаревым Я.А., Холодной М.А., Чуприковой Н.И. и др.].
Исследования проявили, что возрастные различия мнемических возможностей наблюдаются и в прижизненно сформированных операционных механизмах, которые на поздних шагах онтогенеза могут подвергаться как значимым изменениям, так и сохраняться постоянными. На это показывает однообразное с юными испытуемыми малое время выполнения задания.
Различия частоты использования юными и старыми испытуемыми операционных устройств более ясно выслеживаются опосля семидесяти лет. С годами понижается частота использования таковых приемов, как «аналогия», «повторение», «достраивание». сразу, несколько возрастает частота использования приемов «опорный пункт» и «структурирование».
В табл. 1 представлены данные о возрастных особенностях времени включения операционных устройств. Из их следует, что возраст испытуемых на данный показатель влияет некординально. Иными словами, возрастные индивидуальности влияют с виду применяемых операционных устройств, время запоминания, но не на время их включения.
Таблица 1. время включения операционных устройств у юных и старых испытуемых (в условных единицах)
Чем больше величина, тем резвее врубаются операционные механизмы.
В табл. 2 представлены данные относительно возрастных особенностей развития всей многофункциональной системы мнемических возможностей. Эти различия малы. Разъяснением тому быть может тот факт, что почти все из регулирующих устройств тесновато соединены с личностными чертами испытуемых, которые подвержены возрастным изменениям в существенно наименьшей степени, чем скорость протекания ментальных действий.
Таблица 2. Уровень развития многофункциональной системы мнемических возможностей (Может изменяться от единицы до 4)
Высочайшая вариативность у старых людей характеристик запоминания с опорой на природные (многофункциональные) механизмы может являться результатом конфигураций физического и психологического здоровья. Таковая же высочайшая вариативность характеристик запоминания отмечается при мнемической деятель с опорой на операционные механизмы, которые являются результатом воспитания, приобретенного образования и проф деятель.
Так, если время включения операционных устройств у юных и старых людей идиентично, а абсолютное время запоминания фигур у старых людей больше, то повышение времени запоминания в позднем возрасте быть может результатом замедления действий обработки инфы либо обеднения набора применяемых операционных устройств.
Выявленные в исследовании Молчанов К.А. Возрастные конфигурации мнемических возможностей на поздних шагах онтогенеза// «Современные препядствия науки и образования». — 2008. № 3. возрастные различия по частоте использования тех либо других операционных приемов может разъясняться соответствующим для старых людей ослаблением связей меж следами, хранящимися в краткосрочной и длительной памяти. Более уязвимыми оказываются приемы запоминания, основанные на сравнении поступившей в краткосрочную память инфы со следами, хранящимися в длительной памяти. Более сохранными оказываются приемы обработки, построенные на оперировании информацией, содержащейся лишь в краткосрочной памяти.
Это указывает, что развитие мнемических возможностей сопровождается увеличением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих устройств.
Возрастные различия мнемических возможностей появляются как на уровне их природной составляющей (многофункциональных устройств), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих механизмах. Лицам старого возраста требуется существенно больше времени для выполнения всех типов мнемических заданий. Высочайшая вариативность результатов лиц старого возраста свидетельствует о значимых различиях сохранности у их многофункциональных, операционных и регулирующих устройств.
Для лиц старого возраста свойственна значимая реструктуризация мнемических возможностей. Ее сущность заключается в увеличении компенсаторной роли регулирующих устройств по отношению к наименее действенному использованию операционных приемов и понижению скорости протекания многофункциональных и операционных устройств.
Это разъясняется концепцией системной динамической организации психологических действий, разработанной А. Р. Лурия: индивидуальности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия не могут остаться постоянными в критериях стареющего мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), когда меняются не только лишь морфологические базы психики, да и соц ситуация ее развития.
В литературе имеются указания на конфигурации межполушарных отношений в позднем возрасте. анализ частоты встречаемости латерального преобладания в моторной и сенсорной сферах свидетельствует в пользу скопления «правых» латеральных признаков у лиц старого и старческого возраста. Исследования с применением разных нейрофизиологических и нейроинтроскопических способов также обнаруживают неравномерные конфигурации в функционировании правого и левого полушарий.
Нейропсихологические исследования, направленные на исследование разных форм возрастной психологической патологии, содержат указания на преимущественное поражение одной из гемисфер. Нейропсихологические исследования обычного старения обнаруживают такие индивидуальности межполушарного взаимодействия, которые могут свидетельствовать о неодинаковом уровне функционирования полушарий мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).
Функция памяти носит колебательный нрав; в период от 7 до 40 лет имеет пространство нерегулярное чередование моментов увеличения и снижения продуктивности всех видов памяти; амплитуда этих колебаний максимальна в период 12-27 лет, потом понижается. При всем этом, чем выше продуктивность данного вида памяти, тем больше ее колебания в процессе возрастной динамики.
Перечень литературы
1. анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации). Возрастные индивидуальности строения и функции организма — HTTP://www.anatomius.ru/razvitie-organizma-cheloveka
2. Возрастная другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»> то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) и гигиена деток и подростков: Учебное пособие — HTTP://deymos1788.livejournal.com/17338.html
3. Возрастная и педагогическая психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить конфигурации мнемических возможностей на поздних шагах онтогенеза// «Современные препядствия науки и образования». — 2008. № 3.
6. Хрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная