Учебная работа. Гиппократ – выдающийся врач древности. Современное значение "Сборника Гиппократа"
Столичный муниципальный медико-стоматологический институт
Кафедра истории медицины
Курсовая работа
Тема: Гиппократ — выдающийся доктор древности. Современное
Москва, 2011 год Содержание Вступление 1. Короткие биографические сведения 2. Изложение точек зрения древних создателей (
Заключение Перечень литературы Вступление В крайнее время весьма нередко мы лицезреем по телеку, читаем в газетах о том, как безответственные докторы гробят здоровье, а часто и жизнь пациентов. Вот, к примеру, не так издавна прогремел на всю страну вариант: мужик с инфарктом звонил в «скорую помощь», из крайних сил пробовал вызвать доктора; но у него были трудности с речью, и диспетчер, решив, что он опьянен, положила трубку. Позже звонила уже его дочь, но с ней также отказались говорить. Мужик погиб, не дождавшись «скорой»… В «Аргументах и фактах» я в один прекрасный момент прочла статью о мальчугане с прирожденной аномалией костей лицевого черепа. Малыш не мог дышать носом. Еще в роддоме его мама забеспокоилась о здоровье малыша, пошла посмотреть на него сама; мальчишка задыхался, почернел, а его даже не подключили к аппарату искусственного дыхания. Мама достигнула перевода в другую поликлинику; а когда уже спускалась в холл, чтоб уехать, своими ушами услышала слова доктора: «Быстрее бы уехали, а то он сдохнет (!) — отвечай позже за него…» Скверно, отвратно — вот все, что лично я могу сказать по этому поводу. Из-за таковых вот людей потенциальные пациенты все с огромным недоверием относятся к докторам. Но это не воспрепядствовало мне избрать себе профессию врача-лечебника, чтоб, по наименьшей мере, внести свою лепту в исправление публичного представления о докторах. Выбор темы курсовой работы «Гиппократ и «Гиппократов сборник» связан с желанием побольше выяснить о величавом докторе древности и собрании мед текстов, включающем основной, на мой взор, закон
Научные открытия неотделимы от судеб ученых, от их человечьих черт, нравов, настроений, переживаний. Случайного не бывает ничего, все действия так либо по другому взаимосвязаны и предопределены прошлыми. За неожиданным озарением стоят годы упрямой учебы и труда, за именованием ученого — его образ спеца и гражданина. личности и идеи неразрывно соединены. Конкретно потому всесторонне и беспристрастно оценить суть научного открытия можно лишь представляя для себя создателя, его жизнь и судьбу, психологию и свита. В Старой Греции расцвет культуры и искусства сопровождался формированием разных культов, в центре которых находился Бог-покровитель. Так как бог обитает вне Земли, то на ней создавались особенные святилища — храмы, в каких собирались верующие и поклонялись Всевышнему. Богом медицины с VII века до н.э. до ранешнего христианства являлся Асклепий. Посвященные ему храмы были построены в течение следующих веков по всей Греции. Развилась особенная ветвь греческой медицины — храмовая медицина. Невзирая на то, что базу ее составляли магия и внушение, в неких храмах появлялись научные начала медицины, базирующиеся на наблюдательности старых эскулапов и стремлении их привлечь к анализу найденных явлений известные уже в то время хим и математические законы. Таковым храмом был Асклепийон, воздвигнутый на полуострове Кос. Он по праву считается центром мед культуры VI века до н.э. Отсюда вышли почти все выдающиеся докторы того времени, которые с фуррором распространяли свое искусство все далее и далее. Первым посреди равных был именитый Гиппократ… гиппократ медицина платон клятва 1. Короткие биографические сведения Биографические данные о Гиппократе, а поточнее — Гиппократе II Величавом, очень разрознены и противоречивы. На нынешний денек существует несколько источников, которые обрисовывают его жизнь и происхождение. К ним относятся: 1) Труды римского доктора Сорана Эфесского, родившегося наиболее чем через 400 лет опосля его погибели 2) Византийский энциклопедический словарь суда X века 3) Произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца. Предположительно, Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на полуострове Кос в восточной части Эгейского моря и, согласно легендам, по папе являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по мамы — Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа: Асклепий Подалирий Гипполох Сострат Дардан Хризамис Клеомиттад Теодор Сострат II Теодор II Сострат III Небр Гносидик Гиппократ I Гераклид Гиппократ II «отец медицины» Хоть данная информация навряд ли достоверна, но она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов, которые являлись династией докторов, притязающей на происхождение от самого бога медицины. Эпитет «отец медицины», на мой взор, не совершенно верен. Ведь медицина была за длительное время до Гиппократа и была намного наиболее развита, к примеру, в Старой Индии — древнеиндийские докторы владели наиболее широкими познаниями в области анатомии: их религия, в отличие от греческой, не воспрещала вскрытие и исследование трупов. врачи Старой Индии проводили наиболее сложные хирургические операции, чем греки — к примеру, восстановление утраченного носа, остальные пластические операции. Но «папой медицины» был назван конкретно Гиппократ II. Стоит задуматься, почему. 2. Изложение точек зрения древних создателей (медицины Ж. М. Гардиа, считавший приведенный эпитет «избитой метафорой», тем не наименее признает: «Гиппократу выпала честь вырвать медицину из святилища и вывести ее на ясный путь». Меж тем пристальное исследование личности величавого греческого доктора сходу же наводит на некие размышления, заставляющие усомниться в почти всех, чудилось бы, незыблемых положениях. До этого всего, когда мы изучаем того либо другого древнего создателя, нас интересует реакция на него современников. Сюда относятся, до этого всего, два места из диалогов Платона «Протагор» и «Федр». В первом из их рассказ ведётся от лица Сократа, передающего собственный разговор с юным человеком Гиппократом (имя это — в буквальном переводе «укротитель жеребцов» — было достаточно всераспространено в то время, в особенности в сословии всадников). Согласно этому месту во времена Платона, который был примерно на 32 года молодее Гиппократа, крайний воспользовался широкой известностью и медицины М. Нейбургера, также В. Йегера. Но что, фактически, мы находим у Платона? В обыкновенной любознательной манере Сократ обосновывает, что если б юный человек поступил в учение к собственному известному тезке «из семьи Асклепиадов», то в лице крайнего он платил бы доктору, если же отправился бы к Поликлету и Фидию, то в их лице платил бы ваятелям. ничего глобального в этом сравнении нет, но на его основании даже таковой знатный исследователь, как В. Йегер, почему-либо делает вывод о том, что для Платона Гиппократ «казался… воплощением самой медицины, подобно тому, как Поликлет и Фидий были для него воплощением пластических искусств». Разглядим вторую ссылку у Платона в диалоге «Федр». На вопросец Сократа, можно ли понять природу души без осознания природы всеобщего, парень Федр отвечает, что, по Гиппократу, даже природу тела недозволено понять любым другим методом, не считая этого. Сократ дает проверить разумом утверждение Гиппократа: «Не следует ли вот таковым образом мыслить о всяческой природе: во-1-х, ординарна ли она либо имеет много видов… если ординарна, нужно разглядеть силу ее действия…» Другими словами, по большенному счету, Гиппократ тут ни при чем, Сократу он и совсем не увлекателен, Федр же ссылается на него быстрее ассоциативно, хватаясь за понятие «природа», которое вправду много раз фиксируется в «Гиппократовом сборнике». Отлично понятно, что тут воздействие сицилийской школы медицины. Итак, мы обязаны признать, что гиппократовская школа прошла мимо внимания Платона. Его свидетельства, как и свидетельства остальных современников, не дают никаких оснований для доказательства прижизненного высочайшего статуса доктора с острова Кос. Другое дело, что на основании лишь слов Платона недозволено реконструировать историю гиппократовской медицины. Необходимы проф оценки, исходящие из общества, к которому принадлежал Гиппократ. Так либо по другому, следующая древная Традиция поставила Гиппократа в центр умственной жизни конца V в. до н. э. Авл Геллий, римский ритор II в., докладывает о этом так: «Тогда большая Пелопоннесская война началась в Греции… В течение того периода Софокл и позднее Еврипид были известны как трагические поэты, Гиппократ как доктор и как философ Демокрит…» Очевидно, на первом месте в ряду толкователей и исследователей Гиппократа стоит именитый Гален из Пергама. Его наследство не попросту велико, но громадно. Сохранились наименования выше 400 работ по различным отраслям познания, до этого всего — по медицине. В процессе обучения медицине Гален ознакомился и главными мед школами: догматиков, методиков, эмпириков, пневматиков. Ни одно из направлений его не устроило. Отсюда его неприязнь к определенной доктрине и движение в сторону мед эклектики, обобщенное в трактате «Наилучший доктор есть также философ». естественно, эталоном для Галена в этом смысле выступает лишь Гиппократ. Гален сделал весьма много для увековечения памяти крайнего, которого он ценил главнее всего и интенсивно комментировал. Сохранились сочинения Галена «О элементах по Гиппократу» в 2-ух книжках и «О воззрениях Гиппократа и Платона» в 9 книжках. естественно, в протяжении 24 веков на долю известного доктора выпали не одни похвалы и удивления: испытал он и критику, доходившую до полного отрицания, и злоречие. Резким противником гиппократовского подхода к заболеваниям был именитый доктор методической школы Асклепиад (I в. до н. э.), сказавший, меж иным, острое словцо по поводу «Эпидемий»: Гиппократ, мол, отлично указывает, как люди погибают, но не указывает, как их вылечить. Из докторов IV в., младших современников Гиппократа, некие упоминают его имя в связи с критикой его мнений. Гален в своём комменты на книжку Гиппократа «О суставах» пишет: «Порицали Гиппократа за метод вправления сустава ноги, указывая, что оно опять выпадает…». Другое свидетельство с прямым упоминанием имени Гиппократа принадлежит Диоклу, известному доктору середины IV века, которого даже называли вторым Гиппократом. Критикуя один из афоризмов Гиппократа, где утверждается, что Гиппократ! Горячка, которая вследствие свойств материи сопровождается жаром, невыносимой жаждой, бессонницей и всем тем, что наблюдается в летнюю пору, будет наиболее просто переносится в силу соответствия времени года, когда все мучения обостряются, чем в зимнюю пору, когда сила движений умеряется, острота миниатюризируется и все работоспособности становится наиболее мягеньким». Таковым образом, из показаний писателей IV века, ближний по времени к Гиппократу, можно почерпнуть уверенность, что он вправду существовал, был известным доктором, учителем медицины, писателем; что его писания различаются широким диалектическим подходом к человеку и что некие его чисто мед положения уже тогда подвергались критике. Гиппократ был, непременно, врач-периодевт, т.е. он не практиковал в своём городке, где вследствие излишка докторов определённой школы нечего было созодать, а объезжал различные городка и острова, занимая время от времени должность публичного доктора по несколько лет. В книжках «Эпидемии» 1-й и 3-й, которые огромным большинством признаются подлинными, создатель обрисовывает состояние погоды в различные времена года и возникновение тех либо других заболеваний на полуострове Фасосе в течение 3, а быть может, и 4 лет. Посреди историй заболеваний, приложенных к сиим книжкам, не считая нездоровых в Фасосе, встречаются нездоровые из Абдеры и ряда городов Фессалии и Пропонтиды. В книжке: «О воздухах, водах и местностях» создатель рекомендует, придя в незнакомый город, тщательно ознакомиться с местоположением, водой, ветрами и совершенно климатом для осознания нрава возникающих заболеваний и их исцеления. Это прямо показывает на врача-периодевта. Из той же книжки явствует, что Гиппократ по собственному опыту понимает Малую Азию, Скифию, Восточное побережье Чёрного моря у реки Фасис, также Ливию. В «Эпидемиях» упоминаются фамилии Алевадов, Дисериса, Сима, Гипполоха, узнаваемых из остальных источников, как знатные люди и князья. Фигура любознательного и сознательного доктора вызвала к жизни не только лишь апокрифические легенды, да и разнородную коллекцию мед трактатов, известную как «Гиппократов сборник» (наиболее верно было бы перевести «Сборник имени Гиппократа»). Подавляющее большая часть из 60 либо 62 сочинений «Сборника» было составлено меж 430 и 330 гг. до н. э. Эти сочинения оказались собраны под именованием Гиппократа в эллинистическое время, посреди III в. до н. э. В Александрии, уже тогда признанном центре греческого образования. Ученые докторы, работавшие в александрийском Мусейоне над трактатами в качестве комментаторов, были обеспокоены неоднородностью стиля и противоречивым содержанием и потому заимствовали способы критики Гомера у собственных коллег-филологов. Одни представили, что Гиппократ прожил весьма длительно, может быть 109 лет (!), и, как следует, он написал некие сочинения, будучи юным, а остальные в старости. Остальные считали, что было целых семь Гиппократов, членов такого же семейства, писавших в протяжении нескольких поколений. Фрагмент таблицы, представляющей содержание «Сборника«: № Заглавие (российское, латинское) закон
3 О докторе. De medico 4 О благоприличии. De habitu decenti 5 Наставления. Praecepta 3. «Гиппократов сборник».
Этические сочинения «Гиппократова сборника» по справедливости числятся верхушкой мед проф морали; можно лишь добавить, что была также древнеиндийская проповедь, которую учитель произносил по окончании обучения перед своими учениками и с которой очень идентична «Клятва», письменно оформленная намного ранее. Для сопоставления: «Если вы желаете достигнуть фуррора в собственной деятель, богатства и славы и небес опосля погибели, вы должны молиться любой денек <…> и вы должны стремиться всей душой к исцелению хворого. Вы не должны предавать собственных нездоровых даже ценою своей жизни… Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло либо иметь злых товарищей… Ваша речь обязана быть приятной… Вы должны быть рассудительны, постоянно стремиться улучшать свои познания. Когда вы идете в дом хворого, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, не считая как к собственному нездоровому и его исцелению… Ни о чем из того, что происходит в доме хворого человека, не следует говорить в другом месте, и о состоянии хворого не следует гласить никому, кто, пользуясь приобретенным познанием, мог бы разрушить нездоровому либо другому« («Чарака самхита», I — II вв. н. э.) «Клянусь Аполлоном-целителем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями и призываю их в очевидцы, что эту мою клятву и обязательства, которые я беру на себя, буду исполнять по мере сил моих <…> Я, направляя режим нездоровых к их выгоде сообразно с моими идеями и разумением, воздерживаюсь от причинения всякого вреда и несправедливости. Никому, даже при усиленных просьбах с его стороны, я не буду давать средства, которые могли бы причинить погибель <…> буквально так же я не вручу никакой даме абортивного пессария. Чисто и безгрешно буду я проводить свою жизнь и свое искусство <…> Во все дома, куда меня позовут, я буду заходить с намерением принести пользу нездоровому и буду воздерживаться от всяких намеренных приносящих вред поступков <…> Обо всем, что во время исцеления увижу либо услышу, также обо всем, что узнаю независимо от исцеления в ежедневной жизни, так как о этом недозволено говорить иным, я буду молчать, видя в этом тайну <…>« (Клятва, Jusjurandum) Но все таки первой в истории медицины докторской присягой, более точной и емкой, является «Клятва». И исходные же ее строчки обнаруживают глубокую связь с религией, заставляя усомниться в классическом тезисе историков относительно в большей степени светского нрава греческой медицины. Фактически врачевание, представленное в «Сборнике», вправду являет собой эталон оптимального познания. Но этические мнения греческих докторов отличались глубочайшим смирением и искренним сознанием ограниченности этого самого познания. Глубочайшая Вера определила в «Клятве» серьезный запрет на хоть какое действие, угрожающее жизни человека. Та же глубочайшая Вера дозволяет нам верно оценить неоднократно декларируемый принцип невмешательства, когда в ряде сочинений «Сборника» доктору предлагалось не начинать исцеления в безвыходных вариантах. Нормы гиппократовской медицины рекомендовали в ряде всевозможных случаев сдержанность и даже отказ от вознаграждения, если речь шла о малообеспеченных пациентах. Примеров бескорыстия греческих докторов наиболее чем довольно. Так, Диодор с острова Самос, практиковавший на рубеже III — II вв. до н. э., употреблял даже личные средства для помощи нуждающимся и в итоге был удостоен знатного декрета от самосцев. Никандр, работавший на Делосе сначала II в. до н. э., также помогал бедным жителям своими средствами. Апполоний на полуострове Тенос около 188 г. до н. э. во время эпидемии добровольно отказался от платы за свои услуги на полгода. Принимать «знатный дар» опосля удачной процесс было обычным явлением, но: «Если ты поведешь поначалу дело о вознаграждении… ты… наведешь хворого на идея, что, если не будет изготовлено контракта, ты оставишь его либо будешь небережно относиться ему… О установлении вознаграждения не стоит хлопотать… лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в угрозы». Обязанности доктора, как мы можем созидать из «Клятвы», заключались в последующем: — не пичкать никого смертельными ядовитыми веществами; — не предоставлять абортивные средства; — не вступать в полемику с родственниками хворого; — хранить в тайне сведения о нездоровом, не подлежащие разглашению; — не заниматься самовосхвалением; — обращаться к сотрудникам в тяжелых вариантах; — быть умеренным в плате за услуги, по мере необходимости предоставлять таковые безвозмездно; — быть незапятнанным и приличным в личной жизни, т. е. быть философом в высочайшем смысле слова; — соблюдать опрятность в одежке, не употреблять благовоний и вина при пациенте. Данные правила порядочности, очевидно, исключая докторскую специфику, были присущи всякому вольному гражданину эры культурного расцвета. И, на мой взор, должны быть присущи всякому гражданину нашего времени. Заключение Итак, в данной работе были рассмотрены представления разных создателей о именитом древнегреческом докторе — Гиппократе II Величавом: одни превозносили его, остальные — резко критиковали, третьи — относились просто как к рядовому доктору. Также и мы можем по-разному глядеть на него. Но нужно указать, что основное ядро современной мед номенклатуры заболеваний ведёт начало от Гиппократа: плеврит, пневмония, нефрит, диарея, дизентерия, офтальмия, экзантема, тетанус, параплегия, эпилепсия, и т.д. Его «Афоризмы», считавшиеся верхом докторской мудрости, издавались и комментировались бессчетно число раз. И всякий раз, опосля вторжения в медицину новейших смелых и нередко небезопасных для нездоровых теорий средств, медицина обязана была ворачиваться к Гиппократу и его основному завету: «До этого всего — не вредить». Может ли Гиппократ и «Сборник», нареченный его именованием в символ почтения к видному доктору, главе Косской школы, представлять какой-либо Энтузиазм в наше время? Думаю — да. Поэтому что конкретно в «Гиппократовом сборнике», непринципиально, Гиппократом написаны эти слова либо кем-то из его последователей, мы встречаем главные законы: «Доктор-философ — богу подобен», — провозглашала косская школа, и «где любовь к человеку, там также любовь к искусству». У Гиппократа современный доктор не может почерпнуть новейших «патологических» доктрин, либо особых способов исцеления и режима. Суть гиппократизма лежит в его осознании докторского призвания. И почти всем современным докторам стоит вспомянуть о этом, поновой прислушаться к словам «Клятвы», которую они произносили. недозволено относиться к пациенту, лишь как к объекту исследования либо дохода. необходимо постоянно держать в голове, что перед тобой жив человек, и приложить все усилия к тому, чтоб посодействовать этому человеку. Дело здесь не в жалости, которая часто только мешает в целебном деле, а, повторюсь, в осознании собственного призвания и ответственности. И мне хотелось бы окончить работу словами поэта Эдуарда Асадова: …Предпосылки? Да будь их хоть сотки, мудрёных мудрей, И всё же решенье здесь весьма, наверное, обычное: Минёр за ошибку рассчитается жизнью собственной, А доктор, ошибаясь, рассчитается жизнью чужою. Ошибка — конец. Вновь ошибка, и опять — конец! А в мире ведь их миллионы, с судьбою плачевной <…> Не видишь решенья? Возьми и признайся: — Не понимаю! — Талмуды достань иль с иными вопросец обсуди. Не напрасно ж в Гиппократовой клятве есть фраза таковая: «Берясь за леченье, не сделай неудачи. Не вреди!« Бывает неважной швея либо слабеньким рабочий, Грустно, естественно, да хорошо же, все нипочём, Но доктор, он не вправе быть слабеньким иль так, меж иным, Но доктор, он должен быть лишь неплохим доктором! <…> Перечень литературы 1) Гиппократ. Этика и общая медицина / Перевод с древнегреческого В. И. Руднева; под ред. С. Ю. Трохачева. — СПб.: Азбука, 2001. Стр. 5 — 28 (Личность. Труды. Гиппократовская этика) 2) Карпов В.П. «Гиппократ», Москва, 1994 год 3) Материал из Википедии. HTTP//ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%EF%EF%EE%EA%F0%E0%F2 4) Архангельский Г. В. О «Гиппократовом сборнике» // Клиническая медицина. 1991 г. №3 5) История медицины: Учебник для студентов высших мед учебных заведений / Т. С. Сорокина. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 6) Кветной И. М. От Гиппократа до Хьюмтрена. — М.: Вузовская книжка, 2001.