Учебная работа. Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ЛУБЕНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

РЕФЕРАТ

С ПРЕДМЕТА ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ

НА ТЕМУ: анатомо-физиологические индивидуальности органов и систем малыша

Выполнила:

студентка группы Ф-31

Николаева Юлия

Лубны 2009

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Рождение малыша сопровождается резкой перестройкой деятель его организма. Это касается конфигурации нрава дыхания, кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных), пищеварения, теплорегуляции и остальных функций. Наблюдения за новорожденными свидетельствуют, что менее совершенной в собственной функции оказывается нервная система, что соединено как с морфологическими чертами, так и с многофункциональной незрелостью ЦНС (центральная нервная система, головной развития малыша, совершенствуется и деятельность нервной системы.

При рождении масса головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) относительно велика, она составляет Ун массы тела (у взрослого1/40)- Извилины и борозды огромного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) развиты недостаточно, ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) богата водой. Но уже в 1-ые месяцы жизни происходит интенсивное развитие мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и его важных структурных частей. В протяжении первых лет жизни наблюдается предстоящее развитие высшей нервной деятель. Зрелые по форме и структуре нервные (относящиеся к пучкам нервов) клеточки коры огромного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) можно найти у малыша в возрасте 1 1/2 лет, но процесс созревания нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) клеток заканчивается позднее, обычно к 7 годам. Развитие спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) у новорожденного практически завершено, и этот отдел нервной системы способен к функционированию. Ребенок рождается, имея физиологические отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»> отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение»>рефлексы (Рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение): сосательный, глотательный, пищевой и защитный (мерцание при резком свете). Под воздействием окружающей среды по мере совершенствования функции коры огромного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) к концу 1-го месяца жизни у малыша вырабатываются условные мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) описывает возможность образования условных рефлексов. Кроме этого, выработка условных рефлексов зависит от развития органов эмоций — слуха, зрения, чутья, осязания, вкуса. К моменту рождения они работают, но совершенствуются только по мере развития малыша. У новорожденного наименее готовыми к восприятию являются слуховой и зрительный анализаторы. Но уже с первых месяцев жизни под воздействием наружных действий происходит развитие зрительных и слуховых реакций. Опосля 2 нед жизни ребенок начинает реагировать на звук, ясно различает звуки на 2-м месяце. В этот период жизни ребенок начинает смотреть за колоритными игрушками, на 3-м месяце, фиксируя взор, водит очами за предметом, в конце 1-го полугодия различает цвета, выяснит мама. В итоге воздействия окружающей среды в предстоящем равномерно происходит улучшение условнорефлекторной деятель.

Принципиальным показателем интеллектуального развития малыша и зрелости его ЦНС (центральная нервная система, головной системы — развитие речи. Еще на 2-м месяце жизни ребенок произносит неопределенные звуки, равномерно переходящие в «гуление», с 6 мес возникают пробы произносить слоги, начинает формироваться речь. К 1-му году ребенок обычно осваивает 8 — 10 слов. Бурное развитие речи происходит на 2 —3-м году жизни, у малыша существенно дополняется припас слов. Развитие речи способствует занию ребенком окружающей его среды, которая в свою очередь очень влияет на развитие и становление речи.

Принципиальным показателем, характеризующим нервно-психическое и физическое развитие малыша, является развитие двигательных умений и соответственное его голову, движения его разбросаны, хаотичны. В 2 мес ребенок начинает держать голову, улыбается. В 3 мес движения рук малыша стают вольными. В положении на животике он приподнимает туловище, делая упор на локти и предплечья; оживленно реагирует ухмылкой и движениями на речь взрослого, обращенную к нему. В 4 мес ребенок поворачивает голову в сторону звука, улыбается, издает звучные звуки, интересуется висячими над кроватью игрушками. В 5 мес длительно «гулит», выяснит мама и близких лиц, тянется за погремушкой и держит ее в руке, переворачивается со спины на животик. Стабильно упирается на ножки при поддержке взрослых. В 6 мес ребенок произносит слоги, сам берет игрушку и длительно держит ее в руках, делает попытку ползать по манежу, переворачивается с животика на спину, начинает отлично есть с ложки. В 7 мес длительно лепечет, интенсивно играет игрушкой, отлично ползает, садится. В 8 мес ребенок звучно, повторно произносит слоги, отыскивает и находит очами предметы и лица, когда их именуют, сам садится и ложится. Игрушками занимается длительно, разглядывает их, постукивает игрушкой о игрушку. Пьет из чашечки, которую держит взрослый. В 9 мес повторяет различные звуки и слоги, произносимые взрослыми; отлично прогуливается, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени. много занимается игрушками. В 10 мес ребенок стоит и поднимается без опоры, прогуливается за стулом. Повторяет за взрослыми различные звуки и слоги. В 11 мес ребенок без помощи других стоит, прогуливается при маленький поддержке взрослых. Делает легкие поручения. В 12 мес произносит около 10 слов, без помощи других прогуливается, без помощи других пьет из чашечки.

На 2-м году жизни удлиняется период бодрствования малыша, он много прогуливается, бегает, что делает условия для активного зания мира вокруг нас. Движения его стают наиболее координированными, контролируются зрением. На 3-м году жизни ребенок полностью ориентируется в окружающей его среде, чему способствует предстоящее развитие речи, припас слов добивается 1200 — 1500. Ребенок может без помощи других мыться и одеваться. На 4-м году происходит предстоящее улучшение речи; в поведении малыша, невзирая на доминирование действий возбуждения, намечается нарастание роли торможения. Речь оказывает существенное воздействие на высшую нервную деятельность малыша и его поведение.

К 5 —7 годам развития высшей нервной деятельности. Речь его становится наиболее связной, ребенок может обрисовать свои воспоминания, мысли, быть может собеседником взрослого.

С учетом возраста, физического и нейропсихического развития малыша организуют режим — распорядок денька. Верно построенный режим имеет большущее

До этого всего новорожденному устанавливают режим кормления, потому что огромную часть денька у него занимает сон. Ребенок пробуждается перед кормлением только от чувства голода. Равномерно периоды бодрствования удлиняются (рис. 4). С 6 —8 нед при правильном кормлении малыша намечается определенный ритм сна и бодрствования. Кормление обычно проводят опосля пробуждения малыша, потом он бодрствует от Р/2 до 2 ч. сон полезно проводить на воздухе.

Малышей до 5 мес подкармливают 7 — 6 раз с интервалами 3 — 3 1/2 ч, в течение денька они должны спать по Н/’г — 2 ч, т. е. 3 — 4 раза. С 5 мес малышей подкармливают 5 раз, промежутки меж кормлениями удлиняют до 4 ч, малыши дремлют деньком 3 раза. С 9 —10 мес устанавливается двукратный дневной сон, бодрствование занимает от 21/2 до ЗУг ч попорядку. С з лет малыши дремлют деньком один раз, около 3 ч, бодрствование занимает 41/з — 6 ч. Таковым образом, с годами период бодрствования равномерно удлиняется (см. рис. 4). В часы бодрствования детям нужно уделять внимание. Над кроватью следует подвешивать калоритные игрушки, которые время от времени подменяют. Со 2-го года жизни малыши начинают разговаривать со своими сверстниками, в особенности при проведении игр. В определенное время денька организуется прогулка, которая имеет огромное познавательное необходимо, чтоб он знал свою посуду. В наиболее старшем возрасте малышей приучивают вымывать свои руки перед пищей, воспользоваться салфеткой, носовым платком, ухаживать за полостью рта. нужно приучивать малышей к опрятности в одежке.

Все приобретенные в дошкольном возрасте способности должны закрепляться в школьном возрасте. В этот период в связи с посещением школы меняется режим денька малыша, он должен приспособиться к новенькому распорядку денька. Принципиально, чтоб и школьник воспринимал еду в определенное время и довольно спал.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Эндокринная система представлена в организме группой так именуемых желез внутренней секреции (эндокринных желез). Они владеют свойством производить и выделять гормоны — на биологическом уровне активные вещества, нужные для регуляции обмена веществ. Функция эндокринной системы теснейшим образом связана с минеральным составом крови (внутренней средой организма человека и животных) и Деятельностью центральной и вегетативной нервной систем. У малыша железы внутренней секреции имеют в особенности принципиальное развития малыша происходят морфологические и многофункциональные конфигурации этих желез, наиболее ярко обнаруживаются взаимодействие и связь разных групп желез меж собой и Деятельностью цнс.

К железам внутренней секреции относятся: в так именуемой ямке турецкого седла»> расположенная в углублении основной кости (небольшая железа весом около 0,6 г, расположенная в углублении основной кости, в так называемой ямке турецкого седла)

, щитовидная железа, паращитовидные железы, вилочковая (зобная, тимус) железа, надпочечники, поджелудочная железа и гонады.

в так именуемой ямке турецкого седла»>кости, в так называемой ямке турецкого седла), невзирая на весьма малые размеры, занимает посреди желез внутренней секреции особенное пространство. Велика его роль в развитии возрастающего организма. Железа размещена на основании черепа, в углублении турецкого седла, ко времени рождения малыша бывает уже довольно развита. В гипофизе различают переднюю, среднюю и заднюю толики, имеющие различное гистологическое строение и вырабатывающие различные по действию гормоны.

Гормоны фронтальной толики размещенного на нижней поверхности мозга в костном кармашке»>гипофиза (гипофиз — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане): 1) соматотропный гормон (СТГ), либо гормон роста, стимулирующий развитие и рост всех органов и тканей тела; 2) тиреотропный гормон (ТТГ), влияющий на функцию щитовидной железы; 3) адренокортикогропный гормон (АКТГ), регулирующий углеводный обмен вследствие деяния на надпочечники; 4) пролактин (лютеотропный гормон — ЛТГ); 5) лютеинизирующий гормон (ЛГ); 6) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). Крайние три вида гормонов, именуемые гонадотропными, влияют на созревание гонад, стимулируют биосинтез половых гормонов. Средняя толика расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане»>гипофиза (гипофиз — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане): антидиуретический гормон (вазопрессин), окситоцин — влияют на уровень артериального давления, половое развитие, диурез, белковый и жировой обмен. Нарушение функции кости, в так называемой ямке турецкого седла) — мозговой придаток в форме округленного образования может привести к развитию ряда болезней: акромегалия, гигантизм, болезнь Кушинга (Иценко — Кушинга), гипофизарная карликовость (нанизм) — карликовый рост, несахарный диабет и др.

Щитовидная железа является одним из важных органов внутренней секреции. Состоит из 2-ух толикой и перешейка, размещается впереди и по обеим сторонам трахеи и горла. К моменту рождения имеет незаконченное строение. Гормоны, выделяемые железой,—тироксин и трийодтиронин. Эти гормоны влияют на нервную систему, кровообращение (циркуляция крови по организму), процессы роста и развития, течение заразных и аллергических действий. Щитовидная железа синтезирует также кальцитонин (тиреокальцитонин), регулирующий обычный уровень кальция в крови (внутренней средой организма человека и животных) и отложение его в костной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Нарушение функции щитовидной железы приводит к гипотиреозу, гипертиреозу, эндемическому зобу. Функция щитовидной железы усиливается к 5 — 6 мес, наибольшее действие гормоны оказывают в 5 лет. В препубертатном возрасте (12—15 лет) масса и размеры железы существенно растут.

Паращитовидная (о коло щитовидна я) железа — весьма малая по размеру, имеет форму овального тельца, почаще всего в виде 2-ух пар размещаются на задней поверхности щитовидной железы. Она выделяет паратгормон (паратиреоидный гормон), играющий важную роль в регуляции обмена кальция. При нарушении функции паращитовидной железы развивается гипопаратиреоз либо гиперпаратиреоз.

Вилочковая (зобная) железа — парный дольчатый орган, размещен в верхнем отделе фронтального средостения. В эмбриологическом нюансе вилочковая железа — один из первых органов внутренней секреции и 1-ый лимфоидный орган. Выделяют 4 периода развития вилочковой железы: 1) до 1-го года жизни железа сохраняет эмбриональные черты строения; 2) в старшем ясельном возрасте (от 1 года до 3 лет) намечается процесс дифференци-ровки железы; 3) в возрасте от 3 до 8 лет приметно растут размеры телец вилочковой железы (телец Гассаля), также соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология); 4) в пубертатном (подростковом) возрасте идет процесс оборотного развития железы. По современным представлениям вилочковая железа является первичным регулятором иммунных действий в организме. Но наиболее детально функция вилочковой железы еще пока недостаточно исследована, как и связь ее с иными органами и системами.

Надпочечник — парная железа внутренней секреции, расположенная в забрюшинном пространстве над верхним полюсом почки. Величина надпочечника у новорожденных относительно велика, но развитие не закончено. В 1-ые годы жизни его масса миниатюризируется, но в препубертатный период добивается массы взрослого (13 — 14 г), к этому периоду завершаются и конфигурации в микроскопичной структуре. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества. Корковое вещество надпочечника обеспечивает поступление в образованная водянистой соединительной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы). Состоит из плазмы и форменных частей: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов»>тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) актуально нужных гормонов, это: 1) глюкокортикоиды, регулирующие углеводный обмен, содействующие переходу белков в углеводы, владеют выраженным антивосполительным и десенсибилизирующим действием; 2) минералокортикоиды, действующие на водно-солевой обмен, обусловливают усвоение и задержку натрия в организме; 3) андрогены, регулирующие развитие мужских вторичных половых признаков, влияют на организм подобно половым гормонам. Выявлено также их стимулирующее действие на белковый обмен, синтез аминокислот, полипептидов, способствующих повышению мышечной силы, массы тела, убыстрению роста. Корковое вещество надпочечника находится под воздействием адренокортикотропного гормона, выделяемого гипофизом (Гипофиз состоит из двух крупных различных по происхождению и структуре долей: передней — аденогипофиза и задней — нейрогипофиза). Физиологическая функция мозгового слоя надпочечника заключается в выделении адреналина и норадреналина, которые увеличивают артериальное давление, суживают кровеносные сосуды (венечные сосуды сердца и легочные сосуды расширяют), расслабляют гладкую мускулатуру кишечного тракта и бронхов. Адреналин оказывает также существенное воздействие на обмен веществ, ЦНС (центральная нервная система, головной нервных (орган животного, служащий для передачи в мускулами. Посреди болезней надпочечника преобладают клинические признак — один отдельный признак, свидетельствующие о поражении его коркового вещества (аддисонова болезнь, прирожденный адреногенитальный синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом), опухоли ( представленный новообразованной тканью»>опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) надпочечников и т. д.).

Поджелудочная железа является железой наружной и внутренней секреции, размещена в забрюшинном пространстве сзади желудка примерно на уровне II и III поясничных позвонков. Масса ее у новорожденных 4 — 5 г, только к периоду созревания она добивается массы, как у взрослого человека (70 — 80 г). Продуктом внутренней секреции поджелудочной железы является также инсулин — мощнейший регулятор углеводного обмена, влияет на обмен жиров, белков и на почти все актуально принципиальные процессы. Вырабатывается инсулин в базофильных инсулоцитах (|3-клетках) панкреатических островков (островки Лангерганса) — эндокринной части поджелудочной железы, представляющей скопление инсулоцитов. 2-ой гормон, выделяемый клеточками панкреатических островков — глюкагон, секретируется ацидофильными инсулоцитами (а-клетками) панкреатических островков, владеет высочайшей активностью. Внешнесекреторная функция поджелудочной железы обеспечивает выделение пищеварительных ферментов (трипсин, липазу и амилазу). В поджелудочной железе вырабатывается также особенное вещество — липокаин, тормозящее скопление жира в печени. Главный формой нарушения эндокринной функции поджелудочной железы является инсулинозая дефицитность, приводящая к развитию сладкого диабета.

Гонады — яичники и яйца — парные органы, в ранешном детском возрасте играют сравнимо маленькую роль. Они начинают усиленно работать только к периоду созревания. Яичники, кроме принципиальной функции продуцирования яйцеклеток, синтезируют специальные гормоны — эстрогены. Эстрогены владеют выраженным биологическим действием на рост и развитие половых органов, развитие вторичных половых признаков, активируют ферментативные системы, стимулируют почти все процессы обмена. Яйца вырабатывают мужские половые гормоны — андрогены: тестостерон и андростерон. Андрогены оказывают многостороннее действие на организм малыша, как и эстрогены, они являются главными катализаторами полового развития, участвуют в формировании вторичных половых признаков.

КОЖА И ПОДКОЖНАЯ ЖИРОВАЯ КЛЕТЧАТКА

Кожа новорожденного и грудного малыша имеет ряд морфологических и физиологических особенностей. Самый поверхностный ее слой — роговой, весьма узкий, состоит из 2 — 3 рядов повсевременно слущивающихся клеток. Главный слой довольно развит, сочный, рыхловатый. Базальная мембрана недоразвита, теплая, рыхловатая. Кожа малышей имеет богатую капиллярную сеть, капилляры относительно широкие, легкопроницаемы. Потовые железы развиты слабо, начинают работать с 3 —4-месячного возраста. Сальные железы развиты отлично и работают со денька рождения. У новорожденного кожа покрыта первородной смазкой серовато-белого цвета, состоящей из жира и слущенного эпителия ( а также слизистые оболочки внутренних органов лат. epithelium, от др.-греч. — — сверх- и — сосок молочной железы). Опосля удаления смазки кожа становится красноватой, выявляется так именуемый физиологический катар (катаральное воспаление (Воспаление — сложная местная реакция организма на повреждение)) кожи новорожденного. На 2 —3-й денек жизни практически у 80% новорожденных возникает желтушность дерматологических покровов, слизистых оболочек и склер — физиологическая желтуха (желтуха новорожденных), которая исчезает безо всяких следов через 5 — 6 дней. У малышей ранешнего возраста кожа на ощупь бархатистая, гибкая, с неплохим тургором, на плечах и спине покрыта пушковыми волосами, которые скоро опосля рождения выпадают. волосы на голове новорожденного полностью развиты, но весьма мягенькие, тонкие. Через 6 — 8 нед они выпадают и заменяются новенькими. Брови и реснички развиты сравнимо слабо. В предстоящем, в особенности к 3 — 4 годам, рост их усиливается. Ногти отлично развиты и добиваются кончиков пальцев. В течение 1-го года жизни рост рогового слоя, также развитие соединительной базы кожи происходят энергично. Капилляры кожи длительно остаются широкими, чем и разъясняется нежнорозовая расцветка кожи малыша 1-го года жизни.

В период созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма наблюдается усиленный рост волос в подмышечной ямке, на лобке, на лице у мальчишек. Отмечается завышенная вазомоторная возбудимость кожи, усиленная функция сальных желез.

Одной из важных функций кожи является защита организма от вредных механических и хим воздействий. Эта функция ее у малышей ранешнего возраста ввиду морфологических особенностей дерматологического покрова очень несовершенна. По сопоставлению с кожей взрослых их кожа наиболее ранима и доступна проникновению возбудителей зараз и вредному действию хим раздражителей. Следует избегать предназначения детям ранешнего возраста мазей, содержащих раздражающие и просто всасывающиеся вещества, защищать кожу от механических действий.

Кожа является одним из 5 органов эмоций, через нее осуществляется приспособление организма к окружающей среде. Меж кожей, центральной и вегетативной нервной системой имеется неизменная связь.

Теплорегуляторная функция кожи у малышей ранешнего возраста также различается относительным несовершенством. Ребенок резвее и легче перегревается и переохлаждается, недостаточно адаптируется к условиям окружающей среды. Через кожу осуществляется также дыхание. У малышей грудного возраста дыхательная функция кожи имеет наиболее существенное значение, чем у взрослых. В коже вырабатываются некие ферменты антитела и специальные причины роста (к примеру, кальциферол), приобретающие активность под воздействием ультрафиолетового облучения.

Подкожная жировая клетчатка активно наращивается в 1-ые 6 мес жизни малыша, основным образом на лице, медлительнее — на животике. Хим состав жира у малышей грудного возраста различается тем, что в нем больше пальмитиновой и стеариновой кислот с наиболее высочайшей точкой плавления. Доминирование наиболее плотных жирных кислот в подкожном жире имеет определенное малышей первых месяцев жизни и у недоношенных под воздействием остывания либо вследствие работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). У девченок, в особенности в пубертатном периоде, подкожный жировой слой развит посильнее, чем у мальчишек. При нарушениях питания подкожный жировой слой стремительно миниатюризируется. Чрезмерное развитие его — признак патологического состояния. Обычное развитие подкожной жировой клетчатки является одним из характеристик здоровья малыша.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Детские медицина, 1988. — 320 с.


]]>