Учебная работа. Реферат: Астероиды — малые планеты
АСТЕРОИД — маленькое планетоподобное тело Галлактики (малая планетка). Самый большенный из их Церера, имеющий размеры 970х930 км. Астероиды по размерам очень различаются, самые мелкие из их не различаются от частиц пыли. несколько тыщ астероидов понятно под своими именами. Считают, что насчитывается до полумиллиона астероидов с поперечником наиболее полутора км. Но общая масса всех астероидов меньше одной тысячной массы Земли. Большая часть орбит астероидов сконцентрировано в поясе астероидов меж орбитами Марса и Юпитера на расстояниях от 2,0 до 3,3 а.е. от Солнца. Имеются, но, и астероиды, чьи орбиты лежат поближе к Солнцу, типа группы Амура, группы Аполлона и группы Атена. Не считая того, имеются и наиболее дальние от Солнца, типа центавров. На орбите Юпитера находятся троянцы. Астероиды могут быть классифицированы по диапазону отраженного солнечного света: 75% из их весьма черные углистые астероиды типа С, 15% — серые кремнистые астероиды типа S, а оставшиеся 10% включают астероиды типа М (железные) и ряд остальных редчайших типов. Классы астероидов соединены с известными типами метеоров. Имеется много доказательств, что астероиды и метеоры имеют схожий состав, так что астероиды могут быть теми телами, из которых образуются метеоры. Самые черные астероиды отражают 3 — 4% падающего на их солнечного света, а самые калоритные — до 40%. Почти все астероиды часто меняют яркость при вращении. Совершенно говоря, астероиды имеют некорректную форму. Самые мелкие астероиды вращаются более стремительно и весьма очень различаются по форме. Галлактический аппарат «Галилео» при полете к Юпитеру прошел мимо 2-ух астероидов, Гаспра (29 октября 1991 г.) и Ида (28 августа 1993 г.). Приобретенные детальные изображения дозволили узреть их твердую поверхность, изъеденную бессчетными кратерами, также то, что Ида имеет маленькой спутник. С Земли можно получить информацию о трехмерной структуре астероидов при помощи огромного радиолокатора Аресибской обсерватории. Астероиды, как считают, являются остатками вещества, из которого сформировалась Галлактика. Это предположение подкреплено тем, что преобладающий тип астероидов снутри пояса астероидов изменяется с повышением расстояния от Солнца. Столкновения астероидов, происходящие на огромных скоростях, равномерно приводят к тому, что они разбиваются на маленькие части.
Астероиды рвутся к Земле!
14 июня 1873 г. Джеймс Уотсон на обсерватории Энн Арбор (США
Новейший «близкий» астероид был открыт в 1911 году. Это был астероид Альберт, подходивший к орбите Земли практически так же близко, как и Эрос, но при всем этом его афелии находился на 180 миллионов км далее, чем кольцо астероидов. Необычное открытие посреди астероидов вышло в 1949 году. Был открыт астероид Икар (1566). Его орбита (см. рис.) просачивается вовнутрь орбиты Меркурия! К Солнцу Икар приближается на расстояние в 28,5 миллионов км. Его поверхность на солнечной стороне раскаляется до таковой степени, что, будь на ней цинковые либо свинцовые горы, они растеклись бы расплавленными ручьями. температура поверхности Икара превосходит 600 С!
В период меж 1949 и 1968 годами Икар подошел так близко к Меркурию, что тот своим гравитационным полем изменил орбиту астероида. Расчеты австралийских астрологов проявили, что при последующем сближении Икара с нашей планеткой в 1968 году, он упадет в Индийский океан в районе африканского побережья. Его падение на землю эквивалентно по мощности взрыву около 1000 водородных бомб! Надеюсь, читатели современной «желтоватой прессы» представляют, что творилось на африканском побережье, и не только лишь, опосля таковых газетных сообщений.
«Сенсационные результаты» австралийских астрологов перепроверили русский астролог И. Л. Беляев и янки С. Херрик, опосля чего же население земли сходу успокоилось. Оказывается, Икар вправду тесновато должен сблизиться с Землей. Но эта теснота чисто астрономическая. В момент наибольшего сближения оба небесных тела будут находиться на расстоянии приблизительно 6,5 МИЛЛИОНОВ км. 14 июня 1968 года, приветственно «помахав» землянам, Икар, вправду прошел мимо Земли, как было предсказано, и был доступен для наблюдений любительскими средствами наблюдений неба.
Но, давайте поглядим, что все-таки молвят астрологи современности о астероидной угрозы для Земли. Это все же поближе к интригующей ситуации, связанной с падением астероида на землю. К началу 90 годов прошедшего столетия, астрологи, проведя анализ просвета астероидов около Земли на «небезопасных» расстояниях начали создавать целые группы по обнаружению потенциально небезопасных астероидов. Скоро их наблюдения уже можно было свести в одну таблицу.
Малые сближения астероидов с Землей зафиксированные на период с 1937 по 1994 годы. По данным Д. Гулютина.
Малое расстояние (в млн. км.)
Дата сближения
Обозначение
730
30 октября 1937 года
1937 UB
670
22 марта 1989 года
1989 FC
165
18 января 1991 года
1991 BA
465
5 декабря 1991 года
1991VG
150
20 мая 1993 года
1993 КА2
165
15 марта 1994 года
1994 ES1
720
24 ноября 1994 года
1994 WR12
100
9 декабря 1994 года
1994 XM1
430
27 марта 1995 года
1995 FF
450
19 января 1996 года
1996 JA1
Как видно из таблицы, астероиды довольно близко подступают к Земле по галлактическим меркам, что и настораживает астрологов. Чудилось бы астероиды, будто бы сговорившись, пробуют штурмовать землю, вроде бы пристреливаясь.
Но следует иметь ввиду, что постоянные наблюдения ведутся не наиболее 10-ка лет, отсюда и огромное количество «в один момент» вторгшихся в округи Земли астероидов.
14 мая 1996 года
14 мая 1996 года астрологи Т. Спар и К. Герген-ротер (Аризонский институт, США
Исходя из тревожных фактов, обрисованных выше, астрономическая общественность 16 июня 1996 года провела конференцию «Астероидная опасность-96», что совпало с 250-летием со денька рождения итальянского астролога Джузеппе Пиацци. Конференция продолжалась 4 денька и собрала не только лишь астрологов и математиков, да и разрабов галлактической техники. Было заслушано огромное количество докладов, раскрывающих задачи обнаружения небезопасных астероидов, слежения за ними и противодействия их вероятному столкновению.
1997 год. Найден потенциально страшный астероид 1997XF11. Это было крайней каплей для NASA, и южноамериканское галлактическое агентство организовало новейшую службу NEOPO (Near-Earth Object Program Office — Управление программкой околоземных объектов), которая будет координировать работу по поиску и слежению за потенциально небезопасными галлактическими объектами. Служба NEOPO уповает найти до 90% из 2000 астероидов и комет поперечником наиболее 1 км, которые могут подступать близко к Земле. Эти объекты довольно значительны, чтоб вызвать глобальную катастрофу, но увидеть на небе их весьма трудно. Потому поиск небезопасных комет и астероидов должен соединить усилия почти всех обсерваторий и галлактических агенств. Так что все-таки? Будем защищаться?
Астероид 1999 AN10 был открыт в 1999 году при помощи автоматического телескопа LINEAR. Когда Андреа Милани (Пизанский институт, Италия) и его коллеги обусловили характеристики его орбиты, оказалось, что в течение 600 лет астероид будет достаточно нередко пролетать мимо Земли, а в 2039 году существует даже опасность столкновения, правда, весьма малая — примерно ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИАРДА!
Так что столкновение в 2039 году нам не грозит, но на замену ему пришли две новейшие темные даты: одна в 2044, 2-ая в 2046 году. Шансы на столкновение в 2046 году достаточно малы — один из 5 миллионов. Но вот возможность того, что малая планетка окажется на орбите, ведущей к столкновению в 2044 году, по расчетам в 10 раз выше — 1:50000. Служители прессы схватили из этого сообщения то, ЧТО ИМ БЫЛО необходимо, т.е. то, что АСТРЕОИД МОЖЕТ УПАСТЬ НАЗЕМЛЮ(!), забыв, естественно, указать ВЕРОЯТНОСТЬ ТАКОГО СОБЫТИЯ и раздули сенсацию до вселенских масштабов. Кричащие заглавия типа «Апокалипсис грядет!» либо «Конец света близок!» принудили прочно поволноваться население государств цивилизованного мира. Но не будем забывать о истории с астероидом Икар, который «был должен» свалиться в Индийский океан.
А вот увлекательная схема, составленная любителем астрономии В. С. Гребенниковым из г. Новосибирска. Он начертил подобие мишени, в центре которой — наша родная планетка, и 8 окружностей вокруг нее через любые 100 тыс. км. В необходимое пространство поставил Луну, а позже вроде бы пальнул в эту мишень десятком картечин-астероидов, пронесшихся мимо нас по данным в ЗВЕЗДОЧЕТЕ (1996 г., №9) и «Науке и жизни» (1995 г., №5). Самая ближняя точка на схеме, это болид весом около тыщи тонн, который «просвистел» посреди бела денька над США
Взглянув на эту схему, у юзеров веб-сайта, пожалуй, временно потеряется вера в «светлое будущее» населения земли.
Так что все-таки? «Ешь ананасы, рябчиков жуй, денек твой крайний…» ну и так дальше. Удручающая картина, нарисованная создателем, схемы, также таблица сближений, впечатляет, но не наиболее того!
Хватит пугать неискушенного юзера концом света. Поглядим на астероидную опасность наиболее оптимистично.
Планетки — крошки
Мы поведали про планетки солнечной системы. Но 9 планет и 86 спутников, о которых мы говорим, — это не все. В планетной системе еще есть величавое огромное количество весьма маленьких, но самостоятельных тел. Их именуют малыми планетками либо астероидами. 1 января 1801 г. итальянский астролог Пиацци отыскал на небе небольшую звездочку, которая, как он установил, медлительно передвигалась посреди звезд. ясно, что это была неведомая до того планетка. Когда обусловили ее путь, то оказалось, что он лежит меж способами Марса и Юпитера, т. е. в зоне солнечной системы, чудилось бы издавна изученной и отлично знакомой. Необычное это было открытие! Умопомрачительно было и то, что новенькая планетка, которую окрестили Церерой, была так не много видна: ведь она была поближе Юпитера и немногим далее Марса! Приходилось прийти к выводу, что это некое маленькое небесное тело
Ученым опять пришлось опешиться, когда через год, в 1802 г., отыскали еще одну планетку — Палладу, путь которой тоже проходил меж орбитами Марса и Юпитера. В 1804 г. там же нашли третью планетку — Юнону, в 1807 г. четвертую — Весту. Итак, оказалось, что меж способами Марса и Юпитера движется несколько каких-либо малеханьких небесных тел
Позже, начиная с конца первой половины XIX в., такие планетки стали открывать все в большем числе. Находки стали в особенности частыми, опосля того как для поисков применили фотографию. Весьма много планет открыли сотрудники Симеизской обсерватории в Крыму. Русские астрологи С. И. Белявский и Г. Н. Неуймин открыли около сотки малых планет. сейчас таковых планет понятно наиболее 1600
Много нужно потрудиться, чтоб изучить такое огромное количество небесных тел. Ведь для каждой планетки необходимо найти ее путь, расстояние от Солнца, время оборота вокруг Солнца. Необходимо на любой год вычислить положение малой планетки на небе, чтоб астрологи могли опять отыскать ее и сфотографировать. Сиим принципиальным делом занимаются в Институте теоретической астрономии Академии в Петербурге. Главную часть работы там делают компы
У каждой малой планетки, либо астероида, есть собственный номер и заглавие. Сначала, пока астероидов знали мало, их, как и огромные планетки, называли именами богов либо богинь из древнеримских легенд. Позже таковых имен не хватило, и сейчас астероиды именуют обыкновенными женскими именами, также именами городов, государств и ученых. Так, посреди планет есть Анна и Вера, Москва и Казань, Армения и Италия, Коперник и Ньютон. Есть планетка, нареченная Владиленой
Не все малые планетки движутся все время меж Марсом и Юпитером. Некие пересекают орбиту Марса и даже орбиты наиболее близких к Солнцу планет. Малая планетка № 1566 — Икар — подступает время от времени к Солнцу даже поближе, чем Меркурий
Самая большая из малых планет — Церера имеет поперечник до 770 км, самые маленькие — некорректные глыбы поперечником около 1 км
Наша планетная система — не единственная. В нескончаемой Вселенной есть много остальных звезд, окруженных планетками, которые с помощью современных телескопов мы еще не можем конкретно следить. Но неподалеку то время, когда население земли обуяет таковыми массивными средствами наблюдения, что его взгляду раскроются почти все остальные планетные миры
Наикрупнейший из астероидов — Церера — имеет поперечник 933 км, поперечник Паллады 490 км, Весты — 380 км (снимок слева), Юноны — 170 км. Справа один из снимков астероида 253 Матильда, приобретенных кораблем NEAR 27 июня 1997 года. Это один из немногих астероидов, исследованных на нынешний денек так близко
Некие астероиды обращаются вокруг Солнца по весьма вытянутым орбитам. Далее всех находится Гидальго — на расстоянии 5.7 астрономических единиц. Поближе всех к Солнцу подступает Икар — на расстояние всего 28 млн. км
Астероиды систематизируют по их диапазонам (и, как следует, их хим составам) и альбедо: к типу С, включающему в себя наиболее чем 75% узнаваемых астероидов, относят более черные астероиды с альбедо < 0.065, схожие по отражательным свойствам с углистыми хондритами. К типу S (17% астероидов) относят астероиды с альбедо от 0.065 до 0.23, владеющие качествами каменистого вещества с маленьким количеством металлов (Н-хондриты). Те же значения альбедо у астероидов класса М, но они обнаруживают поляризационные характеристики, соответствующие для металлов
Большая часть астероидов обращается вокруг Солнца по орбите меж Марсом и Юпитером. Орбиты неких лежат за орбитой Юпитера, есть также и такие астероиды, чьи орбиты размещаются поближе к Солнцу, чем Земля (к примеру, Икар)
Различие меж кометами и астероидами несколько спорно. Основное различие, кажется, заключается в том, что кометы имеют наиболее вытянутые орбиты
Aстероиды время от времени также именуют малыми планетками либо планетоидами
Общие представления о формировании планет, комет и астероидов
Общие представления о формировании планет, комет и астероидов
Современные наблюдательные данные о физико-химическом составе планет и кометно-астероидном компоненте разрешают предложить последующий более возможный сценарий их образования в процессе формирования Солнца и самой солнечной системы
Около 10 миллиардов. лет тому вспять протозвездное скопление, из которого впоследствие родилось солнце и планетки, представляло собой квазисферическое образование, состоящее на 75% из водорода и 25% — из гелия-4, а на долю всех других частей приходилась только незначимая часть массы облака. Тем не наименее, невзирая на относительно малый вклад в плотность протозвездной материи, роль этих томных частей была определяющей в динамике остывания вещества. Физикам и химикам отлично известен тот факт, что чем выше атомный номер хим элемента, тем легче возбуждается его электрическая оболочка. Это возбуждение сопровождается высвечиванием квантов электромагнитного излучения, уносящих энергию, затраченную на возбуждение атома. Фактически, этот механизм описывает термический режим протосолнечного облака, приводя к уменьшению его температуры
Вместе с остыванием, протосолнечное скопление сжимается под действием своей гравитации вещества, сопровождающемся нарастанием плотности в центре облака. Рост плотности приводит к разогреву центральной части облака до сверхвысоких температур, когда может быть » включение» реакций термоядерного синтеза частей. При всем этом меж гравитацией и давлением вещества в центральной части облака устанавливается баланс, характеризующий первую фазу формирования нашего Солнца
А что в этот период происходит на перифирии протосолнечного облака? Бессчетные расчеты и компьютерные опыты разрешают прийти к выводу о том, что на фазе формирования ядра наружные области облака имеют сложную многофазную структуру
До этого всего, в области ядра возникает зона аккреции (натекания) окружающего вещества на центральное образование, приводящее к повышению его массы. Выделяющаяся в итоге сжатия ядра энергия сформировывает область мощной ионизации, расширяющуюся к периферии облака. Под действием излучения вещество » выдувается » к периферии и собирается в плотную оболочку — пылевой кокон, простирающийся прямо до наружной границы облака. При всем этом относительно слабенькое вращение протозвездого облака сначала сжатия, по мере формирования плотной центральной зоны будет уси- ливаться и приводить к сплющиванию всей системы в тороидальное образование
Компьютерное моделирование дозволяет выделить несколько соответствующих шагов этого процесса. На первой (1) фазе баланс меж гравитацией, давлением и вращением вещества приводит к образованию поначалу толстого, а потом все наиболее уплощающегося диска. Дальше в диске происходит фрагментация вещества на сгустки пыли (2-3). Спустя приблизительно миллион лет пылевые сгустки слипаются в компактые тела астероидных размеров с близким к пылевому физико-химическим состававом (4). Опосля этого приблизительно еще 100 млн.лет рой астероидов испытывает интенсивное перемешивание, сопровождающееся дроблением наиболее больших объектов и объединением (слипанием) маленьких. На данной нам фазе (5), фактически и формируются эмбрионы планет земной группы — Меркурия, Венеры, Марса и Земли. Опосля этого, приблизительно еще за 200 млн. лет (6) сформировались планетки группы Юпитера, аккрецировав на себя газ, не вошедший в наименее мощные планетки земной группы. И, в конце концов, еще через 1 миллиардов. лет образуются самые удаленные от Солнца планетки — Нептун и Плутон, оканчивающие процесс формирования галлактики как целого
Из этого сценария становится ясно, что астероиды и кометы — это остатки роя протопланетных тел, при этом астероиды — это каменистые образования внутренней околосолнечной зоны, породившей планетки земной группы, а кометы — это каменно-ледяные образования, на генном уровне связанные с зоной планет-гигантов. Но более броско, что в процессе формирования планет группы Юпитера, планеты-гиганты Юпитер и Сатурн выполнили роль типичных»чистильщиков» солнечной системы, своим гравитационным полем выбросив малые протопланетные сгустки на далекую периферию солнечной системы. Таковым образом, галлактика оказалась окружена роем каменно-ледяных тел, простирающимся на расстояния от 20000 до 200000 радиусов орбит Земли вокруг Солнца ( как не опешиться «специальной» подготовке Земли для зарождения на ней био жизни и как не опешиться преклонению старых не только лишь Солнцу, да и Юпитеру!)
Интересно, что еще в 1950 году выдающийся голландский астролог Ян Оорт, анализируя орбиты движения 19 долгопериодических комет, за длительное время до эры компьютерного моделирования и беспилотной миссии к комете Галлея, высказал предположение о необходимости существования коментного пояса на периферии Солнечной системы. За прошедшие практически 50 лет перечень узнаваемых комет возрос фактически на порядок, а их линии движения отлично согласуются с представлениями о существовании кометного пояса. Дальше, следуя традиции, этот кометный пояс солнечной системы мы будем именовать «облаком Оорта»
Как же массивно скопление Оорта? По современным данным его масса оказывается очень невелика — приблизительно 10% массы Земли приходится на 100 млрд ядер комет. Отсюда просто найти массу «обычного » кометного ядра — около 100 млрд тонн, хотя в мире комет есть как «лилипуты»(массой до млрд тонн), так и «гиганты» (до 100 тыщ млрд тонн!). Но и «лилипуты» и «гиганты» движутся в солнечной системе по эллиптическим орбитам, в полном согласовании с законами механики и теории гравитации. Эти же законы предвещают, что орбиты комет являются устойчивыми, т.е. подобно планеткам, ядра комет совершают собственный круговорот на периферии солнечной системы в облаке Оорта. Но тогда почему же мы встречаем их во внутренних областях галлактики? Для ответа на этот вопросец нам будет нужно создать последующий шаг в осознании устройства солнечной системы и ее места в нашей Галактике.
]]>