Учебная работа. Влияние занятий хатха-йогой на физиологическое развитие детей 11-12 лет

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Влияние занятий хатха-йогой на физиологическое развитие детей 11-12 лет

Челябинск 2010

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА ЙОГОЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ деток 11-12 лет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАТИВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 11-12 лет

1.1 Индивидуальности нервной системы

1.2 Индивидуальности сенсорных систем

1.3 Высшая нервная деятельность

ГЛАВА 2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ВЕСЬ организм

2.1 Индивидуальности висцеральных систем

2.2 Индивидуальности физического развития и опорно-двигательного аппарата

2.3 Воздействие занятий хатха-йогой на физиологические индивидуальности развития деток

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

вопросец о действии физических упражнений на здоровье человека заинтересовывал докторов и ученых с самых старых времен. В истинное время, когда здоровье человека стоит на первом месте главных ценностей, один из методов профилактики разных болезней — занятия йогой. Активная мышечная деятельность оказывает подходящее воздействие на функционирование разных физиологических систем организма.

Физические упражнения положительно сказываются на интеллектуальной работоспособности и состоянии вегетативной сферы организма, деятель внутренних органов. Благотворно действие физических упражнений на нервную систему. много годов назад выдающийся российский учёный И.М. Сеченов, открывший главные закономерности физиологических функций людского организма, отмечал в собственной известной работе » отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»> отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение»>рефлексы мозга«, что всё нескончаемое обилие наружных проявлений мозговой деятель сводится совсем к одному только явлению — мышечному движению. И вправду, прыгает ли ребёнок на одной ноге, играя в классы, быстро ли преодолевает спортсмен сложную слаломную трассу, делает ли учащийся сложное математическое упражнение, либо исполняет музыкальное произведение скрипач — во всех вариантах конечным проявлением сложнейшей нервной деятель становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с наружной средой, и это общий физиологический законработы скелетной мускулатуры. Двигательные реакции — это сложные условные деятель.

Чёткая многофункциональная система нервной деятель обеспечивает двигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Под воздействием упражнений, течение служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>мозг важной для организма информаци) действий облегчается, осуществляется всё наиболее высочайшая согласованность в мышечной работе и деятель сердца, лёгких и остальных органов. Появляется непростая и очень подвижная система управления движениями, равномерно обеспечивающая их автоматизацию при одновременной возможности к резвой перестройке. Двигательная активность, физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему. Отлично понятно, что люди, систематически специализирующиеся йогой, наиболее устойчивы к заболеваниям. И это просто осознать, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность бессчетных органов и физиологических систем человека обеспечивает не только лишь резвое и лучшее выполнение двигательной функции, да и подготавливает эти же системы в процессе упражнений к резвой ответной реакции на другие, в том числе и неблагоприятные, действия. Развивается система так именуемой неспецифической защиты. В то же время в организме занимающихся создаются прибыльные физиологические условия для воплощения специфичных защитных реакций — таковых, как выработка иммунных тел. Всё произнесенное дозволяет утверждать, что оздоровительные занятия йогой являются одним из главных средств предупреждения болезней и принципиальным условием гармонического развития ребенка.

В связи с сиим, целью работы сделалось выявление воздействия занятий хатха-йогой на физиологические индивидуальности развития деток 11-12 лет.

Задачки:

1) изучить имеющуюся литературу по этой теме;

2) найти физиологические индивидуальности интегративных, висцеральных систем и опорно-двигательного аппарата;

3) найти конфигурации многофункционального состояние, происходящие в процессе занятий.

ГЛАВА 1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАТИВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 11-12 лет

1.1 Индивидуальности нервной системы

Нервная система, главными функциями которой являются стремительная, четкая передача инфы и ее Интеграция, обеспечивает связь меж органами и системами органов, функционирование организма как одного целого, его взаимодействие с наружной средой. Она регулирует и координирует деятельность разных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям наружной и внутренней среды. При помощи нервной системы осуществляется прием и анализ различных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. [15]

В среднем школьном возрасте высочайшего уровня добивается развитие центральной нервной системы, сформированы личные индивидуальности высшей нервной деятель, заканчивается созревание сенсорных систем.

К этому возрасту у подростков сформированы все главные механизмы управления движениями, характерные взрослому организму — рефлекторное круговое управление системой оборотных связей и программное управление по механизму центральных установок (предпрограммирование). Это обеспечивает не только лишь совершенство выполнения долгих упражнений, когда вероятны корректировки моторных программ по ходу движения, да и выполнение краткосрочных двигательных. Рассматриваемый период характеризуется 3-мя высококачественными перестройками устройств центральной регуляции движений:

1) значимым усилением межцентральных взаимосвязей в коре огромных полушарий,

2) становлением ведущей роли ассоциативных третичных полей коры в многофункциональной системе управления движениями,

3) переходом доминирующей роли правого полушария к левому.

В возрасте 11-12 происходит важный шаг в совершенствовании интегративных функций высших отделов — резкое повышение горизонтальных взаимосвязей в коре огромных полушарий. Происходит усиленный рост отростков корковых нейронов, обеспечивающих многофункциональные связи меж нейронными ансамблями разных корковых областей. В итоге в протяжении среднего и старшего школьного возраста формируются бессчетные внутрисистемные и межсистемные многофункциональные связи в организме. Совершенствуются зрительно-двигательные, рече-двигательные реакции, вестибуло-моторные и остальные деятель сенсорных систем. Налаживается сочетание разных моторных реакций меж собой.

Достигается высочайший уровень сочетания двигательных и от лат. vegetativus — растительный реакций. Налаживается размеренное соответствие темпа шагов и дыхания, тонкое сочетание моторных компонент с вегетативными функциями, согласование реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В электроэнцефалограмме эти конфигурации отражаются в виде достоверного роста высочайшей пространственной и временной согласованности колебаний потенциалов разных корковых зон, что отражает повышение многофункционального взаимодействия меж этими зонами. Как в состоянии покоя, так и во время работы в электроэнцефалограмме юношей 11-12 лет отмечается существенное число больших межцентровых корреляций электронной активности. [13]

Вторым важным моментом в совершенствовании центральной регуляции движений является высочайший уровень созревания ассоциативных третичных полей коры — фронтальных лобных и задних нижнетеменных. Благодаря этому создается многофункциональная база для извлечения полезной инфы из огромного количества афферентных сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих программ. Становится наиболее четкой пространственная ориентация движений, улучшаются процессы экстраполяции, предвидения грядущих ситуаций.

У 12-летних подростков значительно улучшается переработка инфы и увеличивается эффективность тактического мышления, миниатюризируется количество неверных решений. В возрасте от 10 до 13 лет у подростков достоверно сокращается время принятия решения и общее время решения тактических задач. В 12 лет малыши способны решать легкие тактические задачки. В этом возрасте они еще не в совершенстве могут созодать верный выбор из многоальтернативных ситуаций, сохранять высшую интеллектуальную работоспособность в напряженных критериях деятель, в ситуациях с недостатком времени. Рабочие доминанты, формирующиеся в высших отделах мозга , стают размеренными, обеспечивая высшую помехоустойчивость молодых занимающимся.

Улучшение действий афферентного синтеза и анализа афферентной инфы дозволяет детям поточнее оценивать интероцептивную и проприоцептивную информацию о многофункциональном состоянии собственного организма в процессе работы. [6, 13]

Чувство вялости не довольно информативно. Детки могут сказать о ощущении вялости только опосля развития регистрируемых беспристрастно признаков утомления. Дети в 12-13 чувствуют пришествие утомления в процессе его развития. Потому нужно верно дозировать нагрузку и повсевременно смотреть за состоянием занимающихся.

Третьим высококачественным конфигурацией в центральной регуляции движений у деток среднего школьного возраста является постепенный переход ведущей функции от правого полушария к левому. У деток дошкольного и младшего школьного возраста основное (То есть, вообще говоря, половина шара. Часто правая или левая половина большого мозга), функцией которого является полный зрительно-пространственный анализ текущей ситуации, преимущественные реакции на конкретные (первосигнальные) раздражители. Это просит от преподавателей и тренеров преимущественного использования способов показа, прочувствования движений.

Возрастные перестройки центральной нервной системы управления обеспечивают наиболее экономичное и действенное выполнение работы. Уточняются моторные команды к работающим мускулам и совершенствуются межмышечные координации. Усилившееся воздействие переднелобных третичных полей на двигательную деятельность обеспечивает увеличение случайной мобилизации многофункциональных резервов организма, волевое преодоление утомления и, соответственно, наращивает продолжительность работы до отказа.

Способности роли третичных полей в регуляции движений еще недостаточно развиты. Наблюдается нарушение центральной регуляции движений. Корковые центры обширно обхватывают процесс возбуждения, нарушая тонкие межцентральные отношения и координацию движений. Перед стартом преобладает состояние предстартовой лихорадки. Ухудшаются процессы памяти и выработки двигательных способностей. Затрудняется переделка двигательных динамических стереотипов. Дети стремительно утомляются, в особенности при долговременной однотонной работе. [13]

1.2 Индивидуальности сенсорных систем

В среднем школьном возрасте (к 12-13 годам) в главном завершается созревание всех сенсорных систем.

Зрительная сенсорная система уже в 11-12-летнем возрасте добивается многофункциональной зрелости. К этому моменту совершенствуются функции ее коркового консульства, развивается система все наиболее сложных нейронов-детекторов, обеспечивающих высочайший уровень зрительного восприятия, обогащаются межцентральные связи зрительных центров с иными зонами коры, позволяя интегрировать зрительные воспоминания в общую систему регуляции поведения. В затылочной области, где находятся проекции первичных зрительных полей, устанавливается взрослый тип альфа-активности электроэнцефалограммы.

глаза стают соразмерными, другими словами длина зрительной оси глаза сейчас соответствует преломляющей силе, и фокусирование лучей происходит конкретно на сетчатке. Детская дальнозоркость при всем этом исчезает. совместно с тем, благодаря очень высочайшей эластичности хрусталика, малыши могут верно созидать предметы на близком расстоянии. Наиблежайшая точка ясного видения у школьников понемногу отодвигается, но книжки, чтении лежа, также периодическая работа с маленькими предметами. Чтение либо работа на близком расстоянии составляют на уроках в среднем школьном возрасте от 65 до 90% учебного времени. Долгое напряжение глазодвигательных мускул сдавливает глазное яблоко, уплощая и удлиняя его. Фокусирование лучей происходит перед сетчаткой, а изображение на сетчатке оказывается расплывчатым. Для профилактики этих явлений нужно соблюдать правильную рабочую позу, читать при достаточном освещении, защищать глаза от переутомления. [5, 13]

У ребенка приметно увеличивается острота зрения, расширяется поле зрения, совершенствуется различение цветовых цветов. Глубинное зрение продолжает развиваться до 16-17 лет, когда оно добивается конечных величин, а светочувствительность возрастает до 20-летнего возраста. Более активно в этот период меняется стереоскопическое зрение и добивается собственного рационального уровня развития к 17-22 годам.

Пропускная способность зрительной сенсорной системы вырастает с годами, уже к 11-летнему возрасту соответствуя взрослому уровню (около 2-4 бит/с). У девченок поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчишек, а глазомер выражен ужаснее.

Скорость и четкость зрительных восприятий отражается в показателях критичной частоты слияния световых мельканий, когда отдельные световые вспышки начинают восприниматься как сплошной свет. Показатель критичной частоты слияния световых мельканий вырастает с годами: в 7-8 лет он составляет 25 Гц , в 9-11 лет — 30 Гц , В 12-14 лет — 40 Гц (что соответствует взрослому уровню). Зрачковый рефлекс на свет в 11-12 лет еще не добивается взрослых величин.

Улучшение зрительной сенсорной системы дозволяет существенно сделать лучше ориентацию в пространстве, выделение важной инфы из потока наружных сигналов. Это, в свою очередь, увеличивает точность и координацию движений, расширяет сферу деятель возрастающего организма.

Созревание слуховой сенсорной системы (основным образом ее коркового отдела) заканчивается к 12-13-летнему возрасту. Резко понижаются пороги слышимости звуков, в особенности в речевом спектре (1000-4000 Гц ). Увеличение остроты слуха дозволяет отлично дифференцировать звуковые раздражители. Улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух.

К 11-летнему возрасту увеличивается точность оценки протяженности звучания разных сигналов и продолжительности звуковых интервалов, что имеет огромное

совместно с тем у подростков начинает понижаться восприятие больших частот, этот процесс длится и дальше в зрелом возрасте и по мере старения организма.

На нормальную деятельность слуховой сенсорной системы, в особенности у подростков, негативное воздействие оказывают звучные звуки. А именно, необходимо держать в голове, что систематическое прослушивание звучной музыки через наушники плейеров нарушают воздушную и костную проходимость звуковых колебаний и нередко приводит к патологическому понижению слуха. [13]

Также огромное нервные импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри температурной, тактильной и болевой чувствительности. чувствительность температурных рецепторов в данный период еще мало ниже, чем у взрослых. исследование возрастных особенностей тактильного восприятия также показало, что чувствительность рецепторов у деток ниже, чем у взрослых, и уменьшение порогов происходит до 18-20 лет. Чувствительность болевых рецепторов соответствует уровню развития взрослого человека.

Вестибулярная система созревает к 14-летнему возрасту. Как следует, у деток 11-12 лет вестибулярная система еще не до конца сформирована. Большая часть подростков характеризуются неустойчивостью к действию убыстрений. Нередко проявляется недостающая способность к сохранению равновесия.

Двигательный анализатор, так же как и вестибулярный аппарат, имеет принципиальное человека — от локомоторных движений до сложнейших трудовых и спортивных двигательных способностей.

В 11-12 лет проприорецепторы и корковые отделы двигательного анализатора добиваются высочайшей степени морфологической зрелости и способны к выполнению собственных функций. В совершенстве развиты все отделы двигательного анализатора, высочайшая чувствительность проприорецепции. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках (суставно-связочный аппарат), завершается морфологически и функционально к 13-14 годам, а проприорецепторов мускул — к 12-15 годам. К этому возрасту они уже фактически не различаются от проприоцептивного аппарата взрослого человека. Кинестетические механизмы регуляции парной деятельности рук и ног в 11-12 лет активно развиваются. Насыщенная двигательная деятельность значительно провоцирует развитие всех отделов двигательного анализатора, содействует его многофункциональному совершенствованию. [6]

1.3 Высшая нервная деятельность

Имеющиеся малочисленные данные физиологии свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «размеренного» развития высшей нервной деятельности. Сила действий торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и обоюдная индукция, также уменьшение силы наружного торможения обеспечивают способности широкого обучения малыша. Это переход «от рефлекторной чувственности к интеллектуализации чувств».

Но лишь на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания малыша, все наиболее отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии. Незначимое ухудшение действий высшей нервной деятель наблюдается лишь в 1-м классе в связи с действиями адаптации к школе. Любопытно отметить, что в младшем школьном возрасте на базе развития 2-ой сигнальной системы условно-рефлекторная деятельность малыша приобретает специфичный нрав, характерный лишь человеку. к примеру, при выработке от лат. vegetativus — растительный и сомато-двигательных условных рефлексов у деток в ряде всевозможных случаев наблюдается ответная реакция лишь на бесспорный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что опосля звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается лишь при предоставлении бесспорного раздражителя. Подобные случаи «не образования» условного рефлекса появляются тем почаще, чем старше возраст испытуемого, а посреди деток 1-го возраста — у наиболее дисциплинированных и способных.

Словесная инструкция существенно ускоряет образование условных рефлексов и в неких вариантах даже не просит бесспорного подкрепления: условные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»>человека в отсутствие конкретных раздражителей. Эти индивидуальности условно-рефлекторной деятель обусловливают огромное действия в процессе занятий с детьми. [12]

Особенное лет). Это время огромных эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у их вторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшей нервной деятель. Этот период характеризуется ослабленным тормозных воздействий коры на нижележащие структуры и «буйством подкорки», вызывающим мощное возбуждение по всей коре и усиление чувственных реакций у подростков. Растет активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови . Усугубляется кровоснабжение мозга . [1, 13]

Такие конфигурации ведут к нарушению узкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, усугубляют память и чувство времени. В межполушарных отношениях также появляются значительные конфигурации — временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. Усугубляется деятельность 2-ой сигнальной системы (речевые функции), увеличивается значимость зрительно-пространственной инфы.

Все многофункциональные конфигурации приводят к психологической неуравновешенности ребенка (запальчивость, «взрывная» ответная реакция даже на незначимые раздражения) и частым конфликтам с родителями и преподавателями. Положение ребенка, как правило, утежеляется все наиболее усложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и, до этого всего школы. К огорчению, сейчас далековато не любой преподаватель учитывает в собственной работе многофункциональные способности деток, отсюда и те трудности, которые появляются у преподавателя и большинства родителей в их общении с детьми. Лишь верный здоровый режим, размеренная обстановка, жесткая программка занятий, благожелательность и осознание со стороны взрослых являются главными критериями для того, чтоб переходный период прошел без развития многофункциональных расстройств и связанных с ним осложнений в жизни малыша.

Учебные занятия требуют напряженной работы мозга, и до этого всего его высшего отдела — коры головного мозга . В особенности активно работают те корковые структуры, которые соединены с Деятельностью 2-ой сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими действиями. естественно, что перегрузка на нервные элементы не обязана превосходить их многофункциональных способностей, по другому неминуемы патологические конфигурации высшей нервной деятель. Если учебные и тренировочные занятия организованы согласно гигиеническим требованиям, то конфигурации высшей нервной деятель не выходят за границы нормы. Обычно в конце учебного денька наблюдается ослабление возбудительного и тормозного действий, нарушение индукционных действий и соотношения меж первой и 2-ой сигнальной системами. В особенности резко эти конфигурации приметны у младших школьников. Принципиально отметить, что включение в учебные занятия уроков физкультуры сопровождается в конце учебного денька наименее выраженными переменами высшей нервной деятель.

Огромное деятель имеет ночной сон. Недостающая длительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятель мозга , затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения меж сигнальными системами. [2, 12, 13]

ГЛАВА 2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЕ ХАТХА-ОЙГИ НА деток 11-12 лет

2.1 Индивидуальности висцеральных систем

, кровообращения , дыхания.

Количество крови в организме в процентах к массе тела миниатюризируется от периода новорожденности к возрасту 10-12 лет в 2 раза, но еще превосходит конечные значения.

С 12-летнего возраста кроветворение происходит лишь в губчатом веществе плоских костей и эпифизах трубчатых костей, а в диафизах трубчатых костей красноватый костный мозг заменяется желтоватым жировым системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) определяется как физическая и био количество эритроцитов и гемоглобина, понижается количество лейкоцитов, в лейкоцитарной формуле длится понижение числа лимфоцитов и нарастание числа сегментированных нейтрофилов. В этом возрасте еще встречается много незрелых форм лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов добивается 8-10 мм/час.

В среднем школьном возрасте стопроцентно формируется система кровообращения . Вырастают масса и размер сердца. Масса сердца по сопоставлению с новорожденным возрастает в 6-8 раз. Рост массы сердца происходит с неким отставанием от роста массы тела. [13]

Размер сердца добивается 130-150 мл (у взрослых — 280 мл), а минутный размер крови 3-4 л/мин (у взрослых — 5-6 л/мин). Минутный размер крови возрастает за счет возросшего систолического размера. За счет роста систолического размера крови и увеличения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит предстоящее понижение частоты сердечных сокращений: в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин. В 11-12 лет еще существенно выражена дыхательная аритмия.

В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе конфигурации свидетельствуют о экономизации функций сердца.

Система дыхания совершенствуется с годами. Возрастает продолжительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится (в особенности пауза на выдохе), понижается чувствительность дыхательного центра к недочету кислорода и излишку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе случайная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируется дыхательные реакции на перегрузки. [7, 13]

Растет дыхательный размер и понижается частота дыхания за минуту. Легочная вентиляция наращивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, и только у половины деток при всем этом происходит и учащение дыхания. В 12-летнем возрасте частота дыхания составляет 19вд./мин. Минутный размер дыхания в 11-12 лет составляет около 4-5л/мин. Происходящие конфигурации носят прогрессивный нрав, позволяя сделать лучше газообмен в легких, потому что при нередком и неглубоком дыхании воздух обменивается в большей степени в воздухоносных путях, весьма не много изменяя состав альвеолярного воздуха.

Объемы легких зависят от стадий созревания. Общая емкость легких и актуальная емкость легких у 11-12-летних мальчишек — только 73% к сиим размерам у 18-летних юношей. С маленькими колебаниями актуальная емкость легких в среднем школьном возрасте составляет порядка 2-ух л..

Для возрастающего организма большущее значение имеет высококачественное и различное питание, важен оптимальный режим поступления еды. Для среднего школьного возраста среднее количество приема еды — 3-4 раза в день. Соблюдение точной периодичности режима питания содействует выработке условных пищевых рефлексов и развитию аппетита, нужных для улучшения действий переваривания еды и ее усвоения организмом.

В 11-12 лет еще происходит прорезывание неизменных зубов (не считая зубов мудрости) и завершается к 14-летнему возрасту.

Уровень размера и концентрации выделяемых пищеварительных соков близок к взрослому. Достигается наибольшая активность пищеварительных ферментов, увеличивается кислотность желудочного сока, развивается полостное пищеварение.

В поддержание всепостоянства внутренней среды принципиальная роль принадлежит мочевыделительной системе. Почки довольно сформированы уже к 2-3 годам. В особенности значимый прирост массы почек отмечается в период созревания.

В среднем школьном возрасте завершается функциональное созревание действий мочеобразования — фильтрации и реабсорбции. Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к конечным показателям. Суточное количество выделяемой мочи составляет у деток 1,5 литра.

Хотя условно-рефлекторный механизм выделения мочи устанавливается в 1-ые годы жизни малыша, но к тому же в среднем школьном возрасте встречается ночное непроизвольное недержание мочи.

В среднем школьном возрасте происходит резкое изменение деятель желез внутренней секреции, вызванное включением генетических воздействий на центральную нервную систему и эндокринную систему. организм ребенка вступает в переходный период.

Огромное деток нарушения функций поджелудочной железы и работоспособности»>заболевания

сладким диабетом почаще всего встречается в возрасте 12 лет. [13]

Процессы термообмена у подростков различаются от этих действий у деток наиболее младшего возраста. С повышением габаритов тела растут градиенты температуры кожи от тела к дистальным отделам конечностей.

Стают наиболее выраженными дневные колебания температуры тела. Средние дневные конфигурации температуры ядра тела в подростковом возрасте составляют около 1.0С.

Понижается температуры тела за счет конфигураций интенсивности метаболических действий, и увеличивается роль физической теплорегуляции, изменяющей отдачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций.

В среднем школьном возрасте заканчивается созревание физиологических устройств, регулирующих потоотделение. По количеству и деток этого возраста в расчете на единицу массы тела либо поверхности тела приметно понижается. Дневная величина основного обмена растет у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста практически в 1,5 раза, достигая 1300-1400 кал.

2.2 Индивидуальности физического развития и опорно-двигательного аппарата

физиологический занятие малыши хатха йога

Развитие организма деток происходит безпрерывно, но неравномерно. Отдельные периоды сравнимо бурного развития, сменяются периодами замедленного развития. В этом возрасте значительные конфигурации претерпевают не только лишь размер мышечной массы, да и многофункциональные характеристики мускул. Мышечная сила у мальчишек 12-14 лет возрастает еще резвее, чем у девченок, при этом, если у мальчишек сразу растут характеристики абсолютной и относительной (в перерасчете на 1кг. веса) силы, то у девченок к 12-13 годам прирост общего веса опережает прирост абсолютной силы, что приводит к понижению относительных силовых характеристик. [13]

В возрасте 11-15 лет (шаг исходной спортивной специализации) интенсивно длится формирование скелета. Но позвоночник, сохраняя огромную часть упругость, подвержен различного рода искривлениям, потому что не укреплен еще довольно мощной мускулатурой.

Одинаковые долгие физические упражнения (могут привести к однобокому (ассиметричному) развитию мускулатуры и как следствие этого к искривлению позвоночного столба и нарушению осанки. Следует держать в голове, что в этом возрасте тонус мускул-сгибателей превалирует над тонусом мышц-разгибателей. Потому, подбирая упражнения для воспитания к статическим усилиям, до этого всего, необходимо в особенности смотреть за тем, чтоб достаточную нагрузку получили

Сила как способность преодолевать наружное сопротивление методом мышечного напряжения появляются во всех двигательных актах. Благодаря нервной регуляции одни и те же малая мышь«>мускулы

либо мышечные группы могут развивать усилия от нескольких граммов до 10-ов и даже сотен кг. Для развития и проявления мышечной силы необходимо использовать такие упражнения, которые будут содействовать повышению мышечной массы либо проявлению силы.

Возрастное развитие главных мышечных групп (сгибатели и разгибатели тела) у деток носит последующий нрав.

Сила сгибателей тела у мальчишек меняется с годами неравномерно и возрастает с 9 до 17 лет. Если разглядывать развитие силы зависимо от темпов созревания, то на всем протяжении этого периода характеристики выше у подростков и юношей с большенный степенью био зрелости. Но к 17 годам свойство быстрыми темпами развивается у юношей с наименьшим уровнем созревания. Развитие силы зависимо от био возраста происходит от шага к шагу приблизительно умеренно, но несколько наименьшими темпами сначала периода созревания. [13]

Беря во внимание эти индивидуальности, не рекомендуется развивать силу на исходном шаге подготовки. Целенаправлено обеспечить лучший уровень развития всех мышечных групп, способствовать образованию мышечного корсета и правильной осанки.

Для развития силы используются бессчетные упражнения, которые нужно разнообразить зависимо от возраста, пола и личных особенностей. Эти упражнения должны носить скоростно-силовую направленность. В подростковом периоде целенаправлено развивать силовую выносливость, чему содействует применение упражнений с маленькими отягощениями при относительно большенном количестве повторений. К развитию фактически силовых возможностей можно приступать в старшем юношеском возрасте [9].

Скоростно-силовые возможности — это разновидность силовых возможностей, которые появляются в действиях, требующих определенного уровня силы и быстроты.

Быстрота (либо скоростные возможности) способность делать те либо другие двигательные деяния в малый отрезок времени. В спортивной практике интересует быстрота, проявляемая в процессе выполнения соревновательного упражнения либо же в средствах специальной подготовки, позволяющая спортсмену развивать определенную скорость в критериях соревновательной деятель. [8].

У деток и подростков имеются подходящие предпосылки для развития высокоскоростных возможностей в силу того, что им характерны высочайшая возбудимость и завышенная интенсивность обменных действий.

Быстрота — это всеохватывающее свойство, состоящее из частоты движений и скорости передвижения в пространстве. характеристики развития быстроты зависимо от био возраста нарастают от шага к шагу приблизительно умеренно по скорости передвижения в пространстве, а наибольшая частота с середины периода созревания не меняется. К 10 летнему возрасту, частота беговых шагов добивается характеристик, характерных взрослым спортсменам-разрядникам. Но если в период 12-13 лет не повлиять особыми средствами на частоту шагов движений, то данное свойство, как быстрота, равномерно усугубляется и к 16 голам добивается собственного минимума.

Для воспитания быстроты в этом возрасте целенаправлено применять как разные спортивные подвижные игры, так и неоднократное выполнение разных прыжков и прыжковых упражнений, стремительно пробегаемых отрезков до 60-80м., также контрастные по мышечному напряжению упражнения.

Морфологические индивидуальности опорно-двигательного аппарата — высочайшая упругость связок и мускул, большая подвижность позвоночного столба — содействует увеличению эффективности особых упражнений для развития гибкости. Упругость определяется способностью индивида выполнить определенное упражнение с большенный (хорошей) амплитудой. Следует держать в голове, что упругость метателя обязана различаться от гибкости в остальных видах легкой атлетики. Недочет в развитии гибкости может негативно влиять на улучшение силы, быстроты, выносливости, ловкости, снижать темпы освоения новейших движений. [9]

В отличие от остальных двигательных свойств упругость начинает ухудшаться в силу собственных особенностей становления организма уже до начала обучения в школе. Так, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов миниатюризируется на 25%, а в суставах позвоночного столба к 14 годам — еще наиболее. [10]. Понижение уровня гибкости зависит от возрастного окостенения хрящевых тканей, уменьшения подвижности в сочленениях, потому что уже к 13-16 годам заканчивается формирование суставов, теряют упругость связки и возраст для действенного развития и совершенствования координации движений: у мальчишек — 10-14 лет, у девченок — 9-13 лет. В этом возрасте малыши весьма стремительно усваивают сложные упражнения. Они могут научиться фактически всем движениям, требующим точности и высочайшей координации. Этому содействует интенсивное развитие пространственной ориентировки и остальных характеристик двигательной функции. При всем этом особенное лет) — владеют большенными подражательными возможностями. С переходом в подростковый возраст (у мальчишек с 12-13 лет, и у девченок с 11-12 лет) координационные способности существенно снижаются. Период ухудшения координации движений может длиться от 1,5 до 2,5 года. [8]

2.3 Воздействие занятий хатха-йогой на физиологические индивидуальности развития деток

При выполнении статических упражнений хатха-йоги (асан) многофункционального напряжения мускулатуры добиваются и вследствие статически-силового сокращения работающих мускул, и за счет мощного растяжения противодействующих мускул, сухожилий и связок. Это растяжение нередко добивается наибольших границ и делает существенное, время от времени наибольшее, раздражение проприорецепторов в мышцах, сухожилиях и суставных связках. Возникает мощная проприорецепторная афферентация в центральную нервную систему (ЦНС ), в кору головного мозга . Любая поза йоги повлияет на определенную рефлексогенную зону опорно-двигательного аппарата, которая является источником служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных импульсов к ЦНС , кору головного мозга , по механизму моторно-висцеральных рефлексов влияет на все жизни организма) нервная система — отдел нервной системы функции, скелетную мускулатуру и трофику тканей. При выполнении упражнений йоги проприорецепторная импульсация от до максимума растянутых мускул и сухожилий различается от значимой импульсации в повторяющихся упражнениях изотонического типа, потому что во время выполнения поз хатха-йоги эта импульсация не сопровождается значимым повышением расхода энергии и образованием огромного количества тепла. Энергообмен при выполнении стойки на голове (VO2 -336мл/мин) приблизительно в 1,5 раза выше, чем в положении лежа (VO2 -200мл/мин).

При значимых физических отягощениях в спорте энергообмен может превосходить главный обмен до 20 раз. При выполнении утреннего комплекса физических упражнений йоги «Сурья Намаскар» средняя стоимость работы равна 3,8 ккал/мин (13,9 ккал за 3 мин 40 с). При выполнении поз йоги не скапливается молочная кислота, образующаяся при напряженной мышечной работе. Во время выполнения Шавасаны (поза психофизической релаксации) находится понижение энергообмена на 10,3% по сопоставлению с главным обменом, что показывает на полное мышечное расслабление. В Падмасане (поза лотоса) отмечается, также как и в Шавасане, снижение энергообмена, на электромиограмме не обнаружены потенциалы деяния на четырехглавой мышце ноги.

Выполнение главных поз хатха-йоги сопровождается незначимым ростом артериального давления (АД) без существенных конфигураций пульсового давления. В отдельных вариантах при стойке на голове вследствие высочайшего гидростатического давления отмечается понижение пульсового давления.

Совместно с тем, по данным серьезных экспериментальных нейрофизиологических исследовательских работ в МГУ им. М.В.Ломоносова по целенаправленному действию физических причин на отдельные системы мозга выявлено (В.Э. Нагорный, 1970), что систематическое выполнение перевернутых поз, в том числе и стойки на голове, при отсутствии мед противопоказаний есть высокоэффективная форма тренировки всех сосудов мозга . Чрезмерному растяжению сосудов головы под действием гидростатического напора крови в стойке на голове препятствует физиологическая защитная реакция в виде пропорционально повышающегося напряжения стен сосудов (эффект Остроумова-Бейлиса), что содействует поддержанию всепостоянства мозгового кровообращения при всех конфигурациях положения тела (лицам из групп риска по сосудистой патологии нужно тщательное клиническое обследование с учётом новейших подходов к оценке состояния сосудистой системы по результатам реографических измерений).

Начинать улучшать адаптивные механизмы церебральной гемодинамики наиболее отлично, неопасно и целенаправлено с детского возраста, что, в свою очередь, имеет профилактическое кровообращения .

По данным реоэнцефалографии и тетраполярной реографии, выявлены адаптивные реакции мозгового кровообращения на общее изометрическое напряжение тела при выполнении упражнений йоги и временные характеристики фаз напряжения — до 15 с. Подобные напряжения приводят к незначимому увеличению тонуса церебральных артериол, который, вследствие постизометрической релаксации, сменяется вазогипотоническим состоянием (1-2 мин) с следующим уменьшением явлений дистонии мозговых сосудов.

При выполнении стойки на голове во всех возрастных группах отмечается 2-кратное повышение внутриглазного давления при среднем начальном уровне 15 мм рт.ст. Схожее увеличение не расценивается как гипертензивное состояние и не коррелирует с факторами риска развития глаукомы (при болевых раздражениях и глаукоме отмечается 4-кратное повышение внутриглазного давления до 60 — 80 мм рт. ст.).

Выполнение статических поз йоги не сопровождается значимым конфигурацией давления в легких, потому что они производятся при умеренном дыхании с открытой голосовой щелью. вместе с сиим, позы, с прогибанием спины вспять ведут к раскрытию и наилучшей вентиляции фронтальных рёберно-диафрагмальных ложбинок и верхушек легких, а позы, с мощным сгибанием позвоночника вперед, наращивают вентиляцию задних рёберно-диафрагмальных ложбинок, что приводит к повышению площади газо/кровообмена. При выполнении упражнений йоги, вместе с обыкновенными физическими упражнениями, фиксируется существенное статистически достоверное повышение абсолютных значений наибольшего употребления кислорода (МПК) Отмечаются значимые конфигурации внутрибрюшного давления под действием статических упражнений йоги и усиленных дыхательных движений диафрагмы из-за наружной замкнутости брюшной полости (внутрижелудочное давление меняется от +70 мм рт.ст. в Маюрасане (поза павлина) до — 120 мм рт.ст. в фазе протракции фронтальной брюшной стены при диафрагмальных манипуляциях на глубочайшем выдохе (Агнисара)).

В упражнениях йоги с растяжением (скручиванием) тела изменение давлений ведет к растяжению мускулатуры стены кишечного тракта, что провоцирует моторику пищеварительного тракта за счет рефлекторного сокращения гладких мускул и через нервные узлы, расположенные в стене кишечного тракта, вызывает ряд пищеварительных рефлексов, которые приводят к сокращению стены кишечного тракта в самых удаленных его участках.

Вначале в системе хатха-йога огромное внимание уделялось воздействию наружных причин при выполнении упражнений и связи организма человека со средой.

Электрофизиологическими способами (гальваническая вольт-амперометрия) установлено, что при выполнении поз хатха-йоги (асан) существенно меняется величина тока, генерируемого биоэнергетической системой человека. В истинное время считается, что, потому что любой орган имеет консульство в ЦНС .

В момент выполнения асаны состояние органов находит отражение в ЦНС в виде специфичной мозаики электронных потенциалов, соответствующих характеристик собственного электромагнитного поля мозга , специфичных аспектов взаимодействия с электронным и магнитным полями Земли.

Неизменное разнообразное действие слабеньких магнитных и электронных полей на организм человека, а именно, на кровообращение , функцию ЦНС , сделали его в процессе эволюции весьма чувствительным к изменениям этих полей. Эта чувствительность растет к тому же поэтому, что сам организм генерирует электромагнитные и электростатические поля, модулированные, в главном, низкими частотами. Асана — это определенная конфигурация сосудистого контура в магнитном поле Земли.

Верно подобранный комплекс асан — это поочередная смена конфигураций сосудистого контура, создание динамической последовательности биохимических, биофизических конфигураций в разных частях, органах, тканях тела, в электронных действиях мозга. При выполнении такового комплекса происходит нормализация функций организма, а при неизменной практике йоги возрастает и становится стойкой неспецифическая сопротивляемость организма разным стрессорам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возрастные морфофункциональные индивидуальности мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и остальных систем организма обеспечивает наиболее «резвую», чем у взрослых, врабатываемость. Но, невзирая на это, дети резвее, чем взрослые, устают от монотонной перегрузки, потому что больше энергии, чем сердечко взрослого человека, обеспечивающее выполнение работы, до этого всего за счет роста ударного размера.

Одинаковая работа резвее утомляет ребенка, потому в процессе занятий нужно часто изменять нрав упражнений. Молодые специализирующиеся резвее взрослых восстанавливают свои силы опосля перегрузки. Это необходимо учесть при дозе пауз отдыха. Принципиально держать в голове, что в этом возрасте охранительное торможение не способно преодолевать, воздействие возбуждения, по этому дети (в особенности мальчишки) склонны переоценивать свои способности.

Бурное развитие двигательной функции, присуще этому возрасту, приводит к тому, что по почти всем главным показателям она не много различается от двигательной активности взрослых людей. Но на фоне общего совершенствования двигательной активности у занимающихся могут иметь пространство случаи достаточно значимого ухудшения координации движений, понижение их точности. одной из существенных обстоятельств этого явления спецы именуют перестройку моторного аппарата, выражающуюся во временном несоответствии мышечной силы и диспропорционально возросшего веса. Беря во внимание это, для предупреждения временной дискоординации, следует начинать постоянные занятия оздоровительной хатха-йогой до начала периода активного созревания и не спешить с окончательными выводами о возможностях занимающегося. В данной возрастной группы у занимающихся совершенствуется и приближается к уровню, характерному взрослым, способность верно организовать свое восприятие в процессе занятий. Они стремятся понять суть усвояемых познаний, выработать к ним свое собственное отношение, не попросту уяснить и выполнить упражнение, да и осознать, разъяснить его истинность, что налагает на преподавателя ряд требований к высококачественной стороне самого обучения.

В процессе оздоровительных занятий хатха-йогой важен учет возрастных особенностей, а конкретно сенситивных периодов, присущих развитию физических свойств занимающихся, прироста соматических признаков, также связи морфологических причин и данных многофункционального состояния.

Беря во внимание, данные о многофункциональном состоянии разных органов и систем организма деток, разрешают вовремя выявить наличие отклонений, которые (без врачебно-медицинского вмешательства) могут ухудшиться при огромных отягощениях и интенсивности занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Анатомо-физиологические и психические индивидуальности деток младшего школьного возраста [электронный ресурс]. — Режим доступа : ://www.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/phys_aktiv5.htm

2 Анатомо-физиологические индивидуальности организма деток и подростков [электронный ресурс]. — Режим доступа : ://footballtrainer.ru/books/football1999/238-62-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-organizma-detej-i-podrostkov.html

3 Безруких, М.М. Возрастная физиология : то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология развития малыша : учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фербер. — М.: Академия, 2002. — 415 с.

4 Гальперин, С.И. анатомия и физиология человека. Возрастные индивидуальности с основами школьной гигиены : учебное пособие для педагогических институтов / С.И. Гальперин. — 2-е издание. — М.: «Высшая школа», 1974.

5 Дьяконов, В.В. Всеохватывающее развитие двигательных свойств у деток 11-12 лет / В.В Дьяконов, Ю.Г. Травин // Физическая то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология : учебник для вузов в 2 ч. / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2004.

8 Матвеев, Л.П. Базы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Физическая деток 11 — 15 лет [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ://www.libsport.ru/doc/c2590b0b-92a7-4e68-a8d7-60d3bb963dc8/

10 Сапин, М.Р. Анатомия и анатомия и физиология деток и подростков : учеб. пособие / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. — М.: Академия, 2000. — 454 с.

12 Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность деток и подростков : учеб. пособие для вузов / В.М. Смирнов. — М.: Академия, 2000. — 396 с.

13 Солодков, А.С. жизни в норме и при патологиях человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. — 528 с., ил.

14 Фомин, Н.А. Базы возрастной физиологии спорта / Н.А. Фомин. — Челябинск : изд-во ЧГПИ, 1973.

15 Хрипкова, А.Г. Возрастная другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»> то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации»>физиология и школьная гигиена : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.

16 Хрипкова, А.Г. неувязка возрастной физиологии / А.Г. Хрипкова // Физическая Искусство коммуникации / В.С. Бойко. — Издательство: Деком, 2008 г. — 496 с.

19 Дхирендра Брахмачари. Йогасана Виджняна / Дхирендра Брахмачари. — Bibliotheca Yogica. — Проспект, 2006. 296 с.

20 Громов, С.Н. 40 дней, практикуя Йогу / С.Н. Громов. — Одесса.: ВМВ, 2005. — 507 с.


]]>