Учебная работа. Курсовая работа: Выполнение арифметических действий и строковых операций
электрические составляющие на едином кристалле полупроводника. Сначала 70-х годов КомпанияIntel предложила микропроцессор 8008 — представитель первого поколения процессоров.
Каждое семейство микропроцессоров имеет свой неповторимый набор инструкций, применяемый для выполнения операций, к примеру, для ввода с клавиатуры, вывода данных на экран и выполнения арифметических вычислений. Этот набор инструкций (машинный язык) очень сложен для осознания и конкретного использования для сотворения программ. Потому для микропроцессоров есть языки ассемблеры, представляющие аннотации машинных языков в наиболее доступной для людского осознания символьной форме.
В курсе «машинно-ориентированное» программирование мы исследовали язык ассемблера для микропроцессора Intel 8086. Оканчивающим шагом данного курса является написание расчетно-графической работы.
Содержание
Введение
1. Задания к расчетно-графической работе
2. Теоретическая часть
2.1 Уровни языков программирования
2.2 Преимущество языка ассемблера
2.3 структура программки на языке ассемблера
2.4 Синтаксис языка ассемблера
3. Математика
3.1 метод
3.2 текст программки
3.3 Листинг кода библиотеки, в какой находятся макросы, вызываемые в данной программке
4.Строчки
4.1 метод
4.2 текст программки
4.3 Листинг кода библиотеки, в какой находятся макросы, вызываемые в данной программке
Вывод
Перечень литературы
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа по курсу «Машинно-ориентированное программирование» является оканчивающим шагом в исследовании данной дисциплины.
одной из главных частей индивидуального компа является временем процессоры совершенствовались, так что каждое семейство микропроцессоров имеет свой неповторимый набор инструкций, применяемый для выполнения операций, к примеру, для ввода с клавиатуры, вывода данных на экран и выполнения арифметических вычислений. Этот набор инструкций (машинный язык) очень сложен для осознания и конкретного использования для сотворения программ. Потому для микропроцессоров есть языки ассемблеры, представляющие аннотации машинных языков в наиболее доступной для людского осознания символьной форме.
В работе рассмотрены целочисленные арифметические операции иоперации над строчками.
1. Задания к работе
1. Математика
1.1. Написать модуль на языке Ассемблера для вычисления значения выражения.
1.2. Написать на языке Ассемблера программку корректного ввода начальных данных (с контролем допустимого спектра) в таблицу и вывода приобретенного результата в виде таблицы.
2. Строчки
2.1. Написать модуль на языке Ассемблера для обработки строк.
2.2. Написать на языке Ассемблера программку корректного ввода начальных данных.
2.4. Произвести тестовые проверки, создать анализ результатов.
Ввести 2 строчки знаков. Вставить вторую строчку в первую, начиная с данного знака.
2.Теоретическая часть
2.1 Уровни языков программирования
Хоть какой язык программирования относится к одному из последующих уровней.
· Машинный язык –
представляет собой совокупа машинных инструкций, конкретно исполняемые микропроцессором. Последовательности таковых инструкций составляют операционную систему и встроенную в аппаратную часть компа программное обеспечение.
· Низкоуровневые языки программирования (ассемблеры) –
предназначаются для определенных семейств микропроцессоров. Символьные аннотации этих языков конкретно соответствуют инструкциям машинных языков, и программки на ассемблере просто транслируются в машинный код.
· Высокоуровневые языки (С++ либо
Basic
) –
сделаны для того, чтоб сосредоточить усилия программистов на решение прикладных задач, не отвлекая их на аппаратные индивидуальности определенных машин. Команды языков высочайшего уровня обычно преобразуются в сложные последовательности машинных инструкций.
2.2 Преимущество языка ассемблера
Познание и внедрение языка программирования дает последующие достоинства:
· ясен метод взаимодействия программки с операционной системой, микропроцессором и ==BIOS;
· доступен выбор метода представления и хранение данных в операционной памяти и во наружных накопителях;
· можно созидать, как машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач) (либо вычислительной системы) которое делает арифметические и логические операции данные программкой преобразования инфы управляет вычислительным действием и коор получает аннотации, как аннотации производятся и как обрабатываются данные;
· доступно конкретное управление наружными устройствами;
Не считая того, язык ассемблера полезен благодаря последующим свойствам:
· программка, написанная на ассемблере, существенно компактнее и резвее производится, чем написанная на языке программирования высочайшего уровня;
· ассемблер дает возможность решать узкоспециальные задачки, которые тяжело, если совершенно может быть, решить на языке высочайшего уровня;
· хотя большая часть программистов разрабатывают новейшие приложения с внедрением языков высочайшего уровня, программки, которые легче аккомпанировать и видоизменять, либо части программ, критические в скорости выполнения, очень нередко пишутся на ассемблере;
· резидентные программки (находящиеся в памяти во время выполнения остальных программ) и обработчики прерываний (выполняющие, к примеру, операции ввода/вывода) практически постоянно создаются на языке ассемблера.
2.3 структура программки на языке ассемблера
Программка на языке ассемблера представляет собой совокупа блоков памяти, именуемых секторами памяти. П
рограмма может состоять из 1-го либо нескольких частей. Любой сектор содержит совокупа предложений языка, любой из которых занимает отдельную строчку кода программки.
предложения на языке ассемблера бывают 4 типов:
1. Команды либо аннотации, представляющие из себя символьные аналоги машинных установок. В процессе трансляции эти аннотации преобразуются в надлежащие команды и системы установок процессора.
2. Макрокоманды – оформляемые определенным образом предложения текста программки, замещаемые во время трансляции иными предложениями.
3. Директивы – указания транслятору на выполнение отдельных действий. В директивах нет аналогов в машинном представлении.
4. Строчки объяснений – любые последовательности знаков, транслятором вполне игнорируются.
2.4 Синтаксис языка ассемблера
Для того, что бы транслятор мог предложения языка, они должны формироваться по определенным синтаксическим правилам. Для этого лучше всего употреблять формальное описание языка, наподобие грамматики.
Общий формат установок на языке ассемблера.
рис.1
Команда
рис.2
имя метки – идентификатор, значение которого является адресок 1 б, предложенного текста программки, кот. он обозначает.
КОП – код операции, мнемоническое обозначение машинной команды либо макрокоманды.
Операнды – части команды (макрокоманды) обозначающие объекты над которыми делается действие.
Допустимые знаки для написания текста программ:
· все латинские буковкы (большие и строчные являются эквивалентными);
· числа 0-9;
· знаки ?, _ , @, $, &;
· разделители и знаки операций.
предложения языка ассемблера формируется из лексем, представляющих из себя синтаксически не разделимые последовательности допустимых знаков языка, имеющие смысл для транслятора.
Лексемами являются:
1. Идентификаторы – последовательности допустимых знаков, использующиеся для обозначения кодов операций, переменных, констант, меток. Идентификатор может состоять из 1 либо нескольких знаков. В качестве знаков могут употребляться латинский алфавит, числа, знаки ?, _ , @, $, &. Идентификатор не может начинаться с числа. Допустимая длина до 255 знаков, при всем этом транслятор принимает лишь 32 первых. Существует возможность указывать транслятору различие больших и строчных букв.
2. Цепочки знаков – это последовательность знаков, заключенные в одинарные либо двоичные кавычки.
3. Целые числа – в одной из последующих систем исчисления: 2-ой, 10-ой, 16-ой.
Отожествление чисел делается по последующим правилам:
а) 10-е числа не требуют указания каких-то доп знаков (25, 16);
б) 2-е числа требуют, чтоб опосля их стояла буковка b (10011010b)
в) 16-е числа имеют больше критерий при записи: во-1-х – они состоят как из цифр, так и из знаков латинского алфавита; во-2-х – у транслятора могут появиться трудности с определением 16-ого числа, потому что число может начинаться как с числа, так и с знака. Для этого 16-е число непременно завершается латинской буковкой h (019ch).
Каждое предложение на языке ассемблера содержит описание объекта, над которым либо при помощи которого производятся некие деяния, эти объекты именуются операндами.
Операнды-
это объекты (действие инструкций и ли директив.
Операнды могут комбинироваться с арифметически – логическими, побитовыми операторами для расчета некого значения либо определения ячейки памяти, на которую будет повлиять команда.
3. Математика
3.1 метод программки
Блок-схема метода вычисления выражения
3.2 текст программки, реализующий метод
.modelsmall
.386
.stack 100h
.data
str1 db 09h,0d5h ,»========»,0B8h,0ah,0dh
db «Enter a «, 0b3h,09h, » «,0b3h,0ah,0dh
db 09h, 0c3h,»========»,0b4h,0ah,0dh
db «Enter b «,0b3h,09h, » «,0b3h,0ah,0dh
db 09h, 0c3h,»========»,0b4h,0ah,0dh
db «Result :»,0b3h,09h, » «,0b3h,0ah,0dh
db 09h, 0d4h,»========»,0beh,0ah,0dh, ‘$’
InBufa DB 7
kola DB ?
a DB ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?
InBufb DB 7
kolb DB ?
b DB ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?
Error DB «Input data ERROR !!!», 0dh, 0ah, ‘$’
DivErr DB «Dividing by Zero !!!», 0dh, 0ah, ‘$’
chA DW 0
chB DW 0
tabl DW 10000, 1000, 100, 10, 1
ResBin DW 0
ResBCD DB ‘+’, ‘0’, ?, ?, ?, ?, 0ah, 0dh, ‘$’
kol db 3
flag db 0
.code
include math.lib
.startup
cls
locate 0,0
mov ax,dgroup
mov ds,ax
cikl:
mov flag, 0
mov chA, 0
mov chB, 0
mov ResBin, 0
mov bp, offset ResBCD
mov ds:[bp], ‘+’
mov ds:[bp+1], ‘0’
mov ds:[bp+2], ?
mov ds:[bp+3], ?
mov ds:[bp+4], ?
mov ds:[bp+5], ?
mov al, 3
mov ah, kol
sub al, ah
imul ax, 7
locate 0, al
push ax
; Вывод таблицы
mov dx,offset str1
mov ah,09h
int 21h
; Ввод чисел
pop ax
push ax
inc al
locate 10, al
mov dx,offset InBufa
mov ah,0ah
int 21h
pop ax
push ax
add al, 3
locate 10, al
mov dx,offset InBufb
mov ah,0ah
int 21h
; Проверка на числа
prov InBufA
prov InBufB
; Проверка на символ
znak a
znak b
; ASCII > BIN
ASCII_2_BIN kola, chA
ASCII_2_BIN kolb, chB
funtion
; Bin 2 ASCII
mov cx, 5
mov bp, offset tabl
mov si, offset ResBCD
inc si
v:
mov bx, ds:[bp]
mov dx, 0
idiv bx
cmp al, 0
je nul
mov flag, 1
add al, 30h
mov ds:[si], al
inc si
jmp nol
nul: cmp flag, 0
je nol
mov ds:[si], 30h
inc si
nol: mov ax, dx
add bp, 2
loop v
; Выход_1
pop ax
add al, 5
locate 10, al
mov dx, offset ResBCD
mov ah, 09h
int 21h
locate 0, 35
dec kol
jnz cikl
; Выход
jmp ex
Er: cls
locate 25, 8
mov dx, offset Error
mov ah, 09h
int 21h
jmp ex
DEr: locate 25, 9
mov dx, offset DivErr
mov ah, 09h
int 21h
ex:
.exit(0)
END
3.3. Листинг кода библиотеки
string
.
lib
, в какой находятся макросы, вызываемые в данной программке
IFDEF @Model
IFIDN @Model, <1>
TINYMODEL TYPEDEF
ENDIF
ENDIF
cls macro
push ax
push bx
push cx
push dx
mov cx,0
mov dh,24
mov dl,79
mov ah,6
mov al,0
mov bh,7
int 10h
pop dx
pop cx
pop bx
pop ax
endm
locate macro col,row
push dx
mov dh,row
mov dl,col
move_cursor
pop dx
endm
move_cursor macro
LOCAL ok,vs
push ax
push bx
cmp dh,24
jna ok
sub dh,dh
ok: cmp dl,79
jna vs
sub dl,dl
vs: mov ah,15
int 10h
mov ah,2
int 10h
pop bx
pop ax
endm
prov macro InBuf
local c1
mov bp, offset InBuf
inc bp
mov ch, 0
mov cl, ds:[bp]
dec cl
add bp, 2
c1: cmp byte ptr [ds:[bp]], 30h
jl Er
cmp byte ptr [ds:[bp]], 39h
ja Er
inc bp
loop c1
endm
znak macro per
local m1
cmp per, ‘-‘
je m1
cmp per,’+’
jne Er
m1:
endm
ASCII_2_BIN macro kol, res
local p, plus
mov bp, offset kol
mov bx, offset kol
mov ax, 0
mov al, ds:[bx]
add bp, ax
mov ch, 0
mov cl, ds:[bx]
dec cl
mov bx, offset tabl
add bx, 8
mov ax, 0
mov dx, 0
p: mov ax, ds:[bx]
mov dl, ds:[bp]
sub dl, 30h
imul ax, dx
add res, ax
sub bx, 2
sub bp, 1
dec cx
jnz p
; Проверка на символ
mov bp, offset kol
add bp, 1
cmp ds:byte ptr[bp], ‘-‘
jne plus
neg res
plus:
endm
funtion macro
;Задание:
; b / a — 1, если a>b;
;Y = -295, если a=b;
; (a — 235) / b, если a<b;
mov ax, chA
mov bx, chB
cmp ax, bx
jne net
cmp ax, 0
je equal
net:
mov bp, offset a
mov si, offset b
mov dl, ds:[bp]
mov dh, ds:[si]
cmp dl, dh
jl more
ja low
cmp dl, ‘-‘
jne pl
cmp ax, bx
jg more
je equal
ja low
pl: cmp ax, bx
ja more
je equal
jl low
more: cmp al, 0
je DEr
mov ax, chB
mov bx, ax
and bx, 7FFFh
cmp ax, bx
je pluss
mov dx,0FFFFh
jmp did
pluss: mov dx, 0
did: idiv chA
sub ax,1
jmp www
equal: mov ax, 00h
sub ax,295
jmp www
low: cmp bl, 0
je DEr
mov ax,chA
sub ax,235
mov bx, ax
and bx, 7FFFh
cmp ax, bx
je plu2
mov dx,0FFFFh
jmp mnu2
plu2: mov dx, 0
mnu2:
idiv chB
www: mov bx, ax
and bx, 7FFFh
cmp ax, bx
je OK
neg ax
mov ResBCD, ‘-‘
OK: mov ResBin, ax
endm
4. Строчки
4.1 Блок-схема метода обработки строчки
4.2 текст программки, реализующий данный метод:
.model small
.586
.stack 100h
.data
Mes1 db «Input the first string»,0ah,0dh,’$’
Mes2 db «Input the second string»,0ah,0dh,’$’
Mes3 db «Input the simbol, from which you want to paste the second string»,0ah,0dh,’$’
Str1 db 255
db ?
db 255 dup (0)
Str2 db 255
db ?
db 255 dup (0)
Char1 db 2
db ?
db 0,’$’
Res db «Result is:»,0Ah,0Dh,’$’
Str db 255 dup (0)
.code
include string.lib
.startup
mov ax,dgroup
mov ds,ax
cls
locate 0,0
lea dx, Mes1
mov ah,09h
int 21h
lea dx, Str1
mov ah,0ah
int 21h
locate 0, 3
lea dx, Mes2
mov ah,09h
int 21h
lea dx, Str2
mov ah,0ah
int 21h
locate 0, 6
lea dx, Mes3
mov ah,09h
int 21h
lea dx, Char1
mov ah,0ah
int 21h
obrabotka
locate 0, 9
lea dx, Res
mov ah,09h
int 21h
lea dx, Str
mov ah,09h
int 21h
.exit(0)
END
4.3 Листинг кода библиотеки
math
.
lib
, в какой находятся макросы, вызываемые в данной программке
IFDEF @Model
IFIDN @Model, <1>
TINYMODEL TYPEDEF
ENDIF
ENDIF
cls macro
push ax
push bx
push cx
push dx
mov cx,0
mov dh,24
mov dl,79
mov ah,6
mov al,0
mov bh,7
int 10h
pop dx
pop cx
pop bx
pop ax
endm
locate macro col,row
push dx
mov dh,row
mov dl,col
move_cursor
pop dx
endm
move_cursor macro
LOCAL ok,vs
push ax
push bx
cmp dh,24
jna ok
sub dh,dh
ok: cmp dl,79
jna vs
sub dl,dl
vs: mov ah,15
int 10h
mov ah,2
int 10h
pop bx
pop ax
endm
obrabotka macro
mov bp,offset Char1
add bp, 2
mov dl, ds:[bp]
mov bp,offset Str1
add bp, 1
mov cl, ds:[bp]
inc bp
mov si,offset Str2
add si, 1
mov ch, ds:[si]
inc si
mov bx, offset Str
inc bx
lp:
mov al,ds:[bp]
mov ds:[bx],al
cmp al,dl
je m1
inc bx
inc bp
dec cl
jnz lp
m1: inc bx
inc bp
lpo:
mov al,ds:[si]
mov ds:[bx],al
inc bx
inc si
dec ch
jnz lpo
lopa:
mov al,ds:[bp]
mov ds:[bx],al
inc bx
inc bp
dec cl
jnz lopa
inc bx
mov ds:[bx],’$’
endm
ВЫВОД
В данной работе были разработаны программки, направленные на выполнение арифметических действий и строковых операций.
Программки были написаны на языке низкого уровня BorlandTurboAssembler(TASM), для микропроцессоров семейства Intel.
В процессе выполнения задания появлялись задачи во время отладки программки, так как язык ассемблера TASMимеет сложную структуру.
Были фактически закреплены приобретенные способности работы с TASM, познание о структуре языка и его синтаксиса.
Программки, разработанные в процессе выполнения данной расчетно-графической работы, характеризуются малым размером выполняемого файла, работай впрямую с аппаратным обеспечением ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем).
]]>