Учебная работа. Адаптация организма учащихся к учебным нагрузкам
Содержание
Введение
Глава 1. Обзор литературы
Теоретические базы учения о здоровье
понятие о адаптации как главный предпосылки к удачному взаимодействию организма учащихся с окружающей средой
Обоснование необходимости исследовательских работ резервов сердечно-сосудистой системы и интеллектуальной работоспособности как базы здоровья учащихся
Глава 2. Организация и способы исследования
Организация исследования
Материалы и способы исследования
Глава 3. Приобретенные экспериментальные данные и их обсуждение
Динамика многофункционального состояния сердечно-сосудистой системы от начала к концу учебного года учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы №814
Динамика изменчивости уровня интеллектуальной работоспособности школьников в процессе адаптации к учебной перегрузке
Заключение
Выводы
Перечень литературы
Введение
Актуальность исследования:
Оценка режима денька, уровень и динамика характеристик многофункционального состояния главных физиологических систем учащихся, изменение состояния их здоровья постоянно (Агаджанян Н.А., 1987; Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1997) числились главными аспектами физиолого- гигиенических исследовательских работ. В крайнее время в связи с реформой образования особо животрепещущими стают исследования, касающиеся исследования задачи воздействия учебных нагрузок на работоспособность, утомляемость, состояние нервной и остальных многофункциональных систем организма учащихся (Панькова М.Н., Жебровская Н.Е., 2001; Малых Т.В., 2005).
В современной литературе можно повстречать огромное количество работ, касающихся роста учебных нагрузок, предъявляемых детскому организму, что плохо отражается на состоянии здоровья школьников (Тупицын И.О. с соавт., 2000; Воронина Г.А., Малых Т.В., 2004). При всем этом отмечается, что 30-40% малышей испытывают трудности при обучении в школе (Дорохов Р.Н., 2000). Высказываются представления, что в особенности остро эта неувязка стоит перед исходной школой (Баранов А.А., 2000) и в подростковом периоде развития онтогенеза человека. При всем этом недостающее внимание уделяется периоду онтогенеза, именуемому «отрочество», т. е. детям в возрасте 10-12 лет. В то же время средний школьный возраст характеризуется началом убыстрения действий морфофункциональных перестроек организма, и почти во всем описывает следующее развитие человека (Шапошников Е.А., 1985).
Невзирая на бессчетные исследования, работы, дающие возможность определения степени упорядоченности режима денька, уровня и динамики характеристик многофункционального состояния главных физиологических систем учащихся, конфигурации состояния их здоровья, на нынешний денек продолжают оставаться животрепещущими, так как разрешают выявлять соответствие учебной, трудовой и разных физических нагрузок возрастным способностям учащихся.
При исследовании воздействия учебных нагрузок на организм малыша эффективность адаптации принято оценивать по многофункциональному состоянию сердечно-сосудистой системы, нервной системы, общему уровню здоровья (Чораян И.О., 2004), также по изменению интеллектуальной работоспособности учащихся (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000). В крайние годы в качестве индикатора многофункционального состояния организма школьников и его реакции на интеллектуальную, физическую, психоэмоциональную нагрузку обширно употребляется оценка донозологического состояния уровня здоровья учащихся.
Вопросцу адаптации сердечно-сосудистой системы, интеллектуальной и физической работоспособности к перегрузкам разной степени тяжести посвящено огромное количество работ как российских, так и забугорных создателей (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., 1982; Finley J.P., Nugent S.T., 1995). Но в подавляющем большинстве исследованию подвергались взрослые, учащиеся младшей школы, учащиеся подросткового возраста либо студенты (Микаелян Р.Н., 2011). Меж тем в процессе возрастного развития на любом шаге онтогенеза изменяется спектр приспособляемости человека, и у 10-12-летних этот спектр собственный. Определение зон интенсивности и длительности интеллектуальной деятель, вызывающих напряжение функций в физиологических или донозологических рамках, приобретает особо принципиальное практическое
Цель исследования: выявить динамику характеристик состояния сердечно-сосудистой системы и интеллектуальной работоспособности школьников пятых классов в течение учебного года.
Объект исследования: исследования проводились на школьниках пятых классов средней общеобразовательной школы №814 г. Москвы. Всего в исследовании приняли роль 47 человек (мальчишки и девченки), возрастной спектр которых составлял 10-12 лет.
Задачки исследования:
— Выявить воздействие учебной перегрузки на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся пятых классов.
— Провести анализ высококачественных и количественных характеристик интеллектуальной работоспособности учащихся пятых классов в течение учебного года.
— Оценить соответствие возрастных способностей испытуемых предъявляемым учебным перегрузкам в годичный динамике.
— Провести оценку главных типов изменчивости уровня работоспособности учащихся в течение года.
Научная новизна и практическая значимость исследования: Приобретенные в работе данные могут стать аспектами физиолого- гигиенической оценки общей перегрузки учащихся пятых классов, их режима суток, организации учебных занятий. В работе осуществляется педагогический поиск наиболее совершенных форм и способов обучения и воспитания современных школьников, что особо принципиально и на современном шаге и для школы грядущего. Основываясь на приобретенных результатах уровня интеллектуальной работоспособности и утомляемости учащихся 10-12 лет, возникает возможность заносить коррективы в нормирование учебной и физической нагрузок для данного возрастного спектра, наиболее правильно организовывать обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) современных школьников, сделать условия, обеспечивающие ублажение био потребности малышей 10-12 лет в отдыхе. Основываясь на результатах данного исследования, возникает возможность отдать советы рациональной, с физиологической точки зрения, организации учебного процесса, который дозволит сделать подходящие условия для сохранения работоспособности и здоровья учащихся пятых классов.
Глава 1. Обзор литературы
Теоретические базы учения о здоровье
В повсевременно меняющихся критериях окружающей среды неувязка сохранения здоровья выступает одной из самых острых в современном мире. состояние здоровья населения, невзирая на развивающуюся медицину, усугубляется (Гильмундинов В.М., Казанцева Л.К., Тагаева Т.О., 2009; Шабунова А.А., 2010). Выдвижение задачи здоровья в ряд более принципиальных задач развития общества отражает актуальность теоретической и практической работы над данной неувязкой. Это гласит о необходимости проведения определенных научных исследовательских работ и разработки разных подходов к сохранению здоровья и увеличению его уровня.
В уставе Глобальной Организации Здравоохранения (ВОЗ) можно отыскать, что здоровье — это не только лишь отсутствие каких-то заболеваний и физических изъянов, да и состояние полного духовного и общественного благополучия.
С 70-80-х годов XX века в нашей стране проводятся разные исследования, посвященные прогнозированию, диагностике и сохранению здоровья населения. Огромное количество научных работ посвящено данной нам дилемме (Ильин Е.П., 1968; Баевский Р.М., 1979). Почти все из их относились к таковой сфере, как галлактическая медицина. Физиолого- мед контроль состояния здоровья астронавтов в большей мере был ориентирован не на вероятное развитие определенных заболеваний, а на адаптационные возможности организма, нужные в новейших, необыкновенных для человека критериях окружающей среды. Оценивая уровень напряжения регуляторных систем организма, производилось прогнозирование возможных конфигураций многофункционального состояния. Таковым образом, галлактическая медицина стала основой для проведения широких исследовательских работ в профилактической медицине, что содействовало прогрессу в области учения о здоровье (Баевский Р.М., Дракина Л.В., Кудрявцева В.И., 1974; Меерсон Ф.З., 1981). Создатели, специализирующиеся неувязкой, любой по-своему определяют понятие здоровья, к примеру: Граевская Н.Д. (1979), говоря о здоровье, включает в это понятие оценку уровня многофункциональных способностей организма, возможности приспособиться к высочайшим требованиям окружающей среды без проявлений патологии. Чикин С.Я. (1979) описывает здоровье как гармоническое функционирование и взаимодействие всех органов и систем человеческого организма при физическом совершенстве и обычной человека и их взаимодействия с окружающей средой) — Личный внутренний мир человека, позволяющих совершать общественно- нужный труд. Агаджанян Н.А. (1981), исследуя био ритмы человека, делает вывод, что здоровье — это наилучшее соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических действий, и соотносит их с экзогенными повторяющимися действиями.
Царегородцев Г.И. (1983) пишет, что здоровье есть состояние гармонической саморегуляции и динамического равновесия со средой, совокупа психосоматических состояний организма, которые обеспечивают возможность рационального функционирования в разных критериях.
По воззрению Лисицына Ю.П. (1982), здоровье — это не только лишь отсутствие заболеваний и каких-то нарушений, это также возможность всеполноценно жить, трудиться, отдыхать, делать характерные человеку функции.
Любопытно также развитие концепции саногенеза (Олейник С.Ф., 1969). Саногенез определяется как динамическая система защитно- приспособительных устройств, возникающая на стадии предболезни и развивающаяся в течение всего периода работоспособности»>заболевания
, направленная на восстановление покоробленных устройств саморегуляции. В данном случае имеются в виду механизмы мобилизации многофункциональных резервов организма, обеспечивающие создание новейших многофункциональных систем, направленных на защиту и развитие компенсаторно-приспособительных действий.
Для Брехмана И.И. здоровье является способностью сохранять устойчивость в критериях резких конфигураций высококачественных и количественных характеристик триединого источника сенсорной, вербальной и структурной инфы (1987). Здоровье, по его воззрению, — это не отсутствие заболеваний, а гармония человека — физическая, психическая, соц — подходящие дела с людьми, природой и самим собой (1990).Делая упор на вс? вышеизложенное, можно увидеть, что определение понятия «здоровье» имеет двоякую природу, сочетающую внутри себя био и соц. В целом, в российскей литературе сделалось традицией, гласить о состоянии здоровья, связывая его с уровнем адаптации.
учение о здоровье особо любопытно для лиц разных профессий, которые подвержены завышенным психоэмоциональным либо физическим перегрузкам. Организация учебного процесса в современных школах тоже вызывает напряжение ресурсов организма школьников, что и послужило предпосылкой данного исследования.
В тех вариантах, когда организм человека продолжительно испытывает недостаток времени либо высочайшие перегрузки превосходящие многофункциональные резервы для сохранения устойчивого равновесия с окружающей средой, появляются состояния многофункционального напряжения, которые характеризуются смещением вегетативного равновесия в сторону доминирования адренергических устройств и определенным конфигурацией гормонального статуса (Вейн А.М., 2000). Тот либо другой уровень функционирования организма обеспечивается за счет работы устройств управления и регуляции. Ведь понятно, что мобилизация резервов связана с усилением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (Ноздрачев А.Д., 1983).
При многофункциональном напряжении увеличиваются Издержки резервов, направленные на поддержание обычного функционирования органов и систем организма. Состояния, при которых неспецифический компонент общего адаптационного синдрома проявляется в форме различной степени напряжения регуляторных систем, именуют донозологическими (Баевский Р.М., Казначеев В.П., 1978).
Существенное увеличение уровня напряжения, которое может привести к понижению многофункциональных ресурсов, делает биологическую систему чувствительной к различным действиям и нуждается в доборной мобилизации резервов. Шмальгаузен В.П. (1975) отмечает, что состояния перенапряжения регуляторных устройств относятся к состояниям неудовлетворительной адаптации.
Важными являются специальные конфигурации со стороны разных органов либо систем. В этом случае допустимо гласить о исходных проявлениях преморбидных состояний. тут идет речь о болезнях, которые приобретаются организмом в протяжении всей жизни под воздействием негативных причин окружающей среды и неверного вида жизни. К ним относятся большая часть нарушений в работе сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и выделительной систем (Вейн А.М., 2000; Martin J.B., et al 1976).
Переход от здоровья к развития они не вызывают выраженного понижения трудовой активности (Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П., 2006).
В древности существенное внимание уделялось не исцелению заболеваний, а сохранению здоровья, что было отображено в трактатах Авиценны. Еще больше внимания древнейшие докторы и философы уделяли сохранению здоровья, а не исцелению заболеваний, что отражено в «Каноне докторской науки» Авиценны либо «Салернском кодексе здоровья», написанном несколько веков вспять. Современные теоретические базы науки о здоровье, которая ориентирована на исследование состояний меж нормой и патологией, были заложены в главном трудами российских ученых. Одним из первых посреди их был Давыдовский И.В. (1962), который определял процессы дизадаптации как один из важных причин развития заболевания. Для развития физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) принципиальное задачи единой многофункциональной системы, складывающейся для поддержания равновесия меж организмом и окружающей средой. Расходование и восстановление многофункциональных резервов организма и его систем является непрерывным актуальным действием. Поддержание равновесия (гомеостаза) снутри организма, меж организмом и окружающей средой — это основное условие существования жив системы (Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1997). При всем этом регулирующих многофункциональный уровень внутренней жизни организма»>вегетативная (комплекс центральных и периферических клеточных структур, регулирующих функциональный уровень внутренней жизни организма) регуляция занимает одно из центральных мест посреди сразу работающих сложноорганизованных устройств поддержания гомеостаза.
Винер Н. (1983) предложил использовать способы теории управления при моделировании гомеостатических систем. адаптация, являясь принципиальным многофункциональным свойством организма, вместе с гомеостазом относится к центральным понятиям биологии. адаптация и гомеостаз выступают как дополняющие друг дружку процессы, которые в итоге определяют уровень многофункциональных резервов организма.
Баевский Р.М. (1979) в собственной монографии «Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии» разглядывал теоретические нюансы здоровья как возможности приспособиться к условиям наружной среды. Он обрисовал элементы теории прогнозирования и внедрения ее в медицине и физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого), раскрыл способы прогностической оценки состояния организма, им изложены приемы оценки физической и интеллектуальной работоспособности.
В коллективной монографии Айдаралиева А.А., Баевского Р.М., Берсеневой А.П. «Всеохватывающая оценка многофункциональных резервов организма» (1988) определены методы внедрения донозологического подхода в различных областях медицины и физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого).
В другом коллективном труде «Задачи адаптации и учение о здоровье» Агаджаняна Н.А., Баевского Р.М., Берсеневой А.П. (2006) представлены исследования по проведению социально-гигиенического контроля здоровья малышей и взрослых с внедрением компьютерных систем. Создатели отмечают, что возникла возможность автоматизировано создавать анализ вариабельности ритма сердца в связи с созданием новейших способов исследования, приходя к выводу, что для увеличения эффективности прогнозирования болезней и потом своевременного проведения оздоровительных мероприятий, принципиально смотреть за динамикой понижения адаптационных характеристик, принимая во внимание климатогеографические, проф, возрастно-половые индивидуальности различных групп населения. Но стоит увидеть, что смерти) и прогнозирование состояний меж здоровьем и заболеванием является довольно сложной задачей, что просит предстоящего развития и усовершенствования, проведения новейших исследовательских работ в данной области.
Понятие о адаптации как главный предпосылки к удачному взаимодействию организма учащихся с окружающей средой
В исследовательских работах по возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) неувязка адаптации учащихся к учебным и физическим перегрузкам постоянно имела главное способности влиять на нее средствами педагогики и гигиены. Для начала отметим ряд общих и теоретических вопросцев, относящихся к такому процессу, как адаптация. Основанной на возможности организма адаптироваться к условиям наружной среды, почти все создатели (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А., 1990; Журавлева М.С., 2009) присваивают теории адаптации принципиальное пространство в учении о здоровье. процесс адаптации можно найти как приспособление строения и функций организма к условиям существования. В процессе адаптации появляются признаки и характеристики, являющиеся наиболее прибыльными для живого существа, приобретается способность к существованию.
Вся жизнь человека, сопровождается адаптацией. Физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации), рассматривающая возможность сохранения здоровья в повсевременно изменяющихся критериях окружающей среды, обращается к базовым закономерностям теории адаптации (Селье Г., 1960). Согласно одной из формулировок, физиологическая адаптация — это процесс заслуги стойкости уровня активности устройств управления многофункциональных систем, органов и тканей, который обеспечивает возможность долговременной активной жизнедеятельности организма звериного и человека в модифицированных критериях существования и способность к проигрыванию здорового потомства. Запасных способностей организма обязано быть довольно, чтоб обеспечивать главные константы в границах нормы. Приспособление к новеньким условиям просит определенного напряжения регуляторных систем. неувязка адаптации заключается в том, чтоб она не приводила к перенапряжению и истощению регуляторных устройств.
Одним из первых, кто выполнил попытку оценить реакции организма на действие причин окружающей среды исходя из убеждений метаболических действий, был Кеннон В. (1927). Он считал, что конфигурации, вызывающие чувственные сдвиги, протекают с освобождением катехоламинов и обеспечивают самозащиту организма. Потом адаптацию связывали с именованием Селье Г. (1960). При всем этом внимание уделялось стрессовым ситуациям и числилось, что они являются движком жизни. Но не учитывалось при всем этом, что три фазы адаптации по Селье Г. — это не физиологическая реакция, а реакция на патологический нарушающее его гомеостаз«>стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), при том, что обычное развитие организма осуществимо лишь в критериях физиологических, а не стрессовых, форм действий. В связи с сиим Аршавский И.А. (1990) отметил, что разъяснение устройств адаптации можно разглядывать не только лишь через гипоталамо-гипофизарно- надпочечниковую активацию. По его воззрению, в приспособлении организма учавствуют все физиологические системы. Таковым образом, можно утверждать, что адаптация человека — непростой социально-биологический процесс, в базе которого лежит изменение систем и функций организма, также обычного поведения. Это двухсторонний процесс, потому что человек не только лишь сам адаптируется к новейшей экологической обстановке, да и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям.
Казначеев В.П. (1980) считал, что адаптация (приспособление) на био уровне представляет собой процесс сохранения и развития био параметров, обеспечивающих эволюцию в неблагоприятных критериях среды. На уровне организма, адаптация — это процесс поддержания многофункционального состояния гомеостаза органов, систем и организма в целом, который обеспечивает его сохранение, работоспособность, наивысшую длительность активной жизни.
Адаптацию к новеньким условиям, природным и производственным, можно коротко представить как систему социально-биологических параметров и черт, нужных для устойчивого существования организма в определенной экологической среде обитания (Анохин П.К., 1975; Шмальгаузен В.П., 1975; Баевский Р.М., 1997; Журавлева М.С., 2009). Некие нарушения, которые появляются в итоге конфигурации экологической среды, способны сделать так неблагоприятные условия, что приведут к полному разрушению почти всех сообществ.
Существует генотипическая адаптация, когда на базе наследственности, мутаций и естественного отбора формируются современные виды звериных и растений. Таковая адаптация стала основой эволюции, потому что ее заслуги закреплены на генном уровне и передаются по наследию (Яблоков А.В., 2006). Комплекс видовых наследных признаков — генотип — становится пт последующего шага адаптации, которая приобретается в процессе личного развития. Данная персональная, либо фенотипическая, адаптация складывается в процессе взаимодействия особи с окружающей средой и обеспечивается глубокими структурными переменами организма. Фенотипическая адаптация — это развивающийся в процессе персональной жизни процесс, в итоге которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору наружной среды и получает возможность жить в критериях, ранее несопоставимых с жизнью. В организме не существует готового, полностью сформированного механизма, который бы обеспечивал своевременное приспособление к новенькому фактору среды при первой встрече. организм владеет только на генном уровне детерминированными предпосылками для формирования такового механизма. Если фактор не подействовал, механизм так и остается несформированным. Иными словами, генетическая программка предугадывает не заблаговременно сформированную адаптацию, а возможность ее реализации под действием среды (Северцов А.С., 1987), при всем этом обеспечивается реализация лишь тех адаптационных реакций, которые актуально нужны. Тот факт, что результаты фенотипической адаптации не передаются по наследию, считается прибыльным для сохранения вида.
Каждое следующее поколение поновой приспосабливается к широкому спектру иногда совсем новейших причин, которые требуют выработки специализированных ответных реакций. Но главным механизмом во всех видах фенотипической адаптации является связь меж функцией и генетическим материалом. При активной адаптации, отмечают Агаджанян Н.А. с соавт. (2006), к одному фактору, например, гипоксии, часто увеличивается устойчивость организма к целому комплексу остальных причин (перекрестная адаптация). При всем этом организм приобретает новое свойство. В этих критериях вырабатываются адаптивные реакции, повышающие резистентность к гипоксии, перегрузкам, приспособление к высочайшим температурам, конвульсивным состояниям и т.п. Напротив, приспособление к физическим перегрузкам вместе с физической работоспособностью увеличивает устойчивость к гипоксии, тормозит развитие атеросклероза (атеросклероз — хроническое заболевание артерий эластического и мышечно-эластического типа), гипертонической работоспособности»>заболевания и т. д.
В итоге адаптации возникает перестройка функций, их переход на новейший уровень регулирования, происходит увеличение стойкости организма к действию причин окружающей среды и его уравновешивание со средой (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., 1982; Агаджанян Н.А. с соавт., 2006).
процесс адаптации начинается с неспецифических реакций мобилизации резервов организма. На первых стадиях деяния сменившихся критерий среды на организм отмечается усиление работы всех систем органов (оперативный механизм адаптации, фаза срочной адаптации). Данный механизм обеспечивает существование на исходных шагах функционирование организма в новейших критериях, но энергетически нерентабельный, неэкономичный и лишь готовит почву для наиболее стойкого механизма длительной адаптации (Меерсон Ф.З., 1981; Филеши П.А., 1989).
Все живы существа приспособлены к сезонным изменениям, в том числе и человек. Времена года характеризуются конфигурацией целого ряда причин окружающей среды: температуры, освещенности, влажности и радиации. Организмы заблаговременно реагируют на замену сезонов: перед в зимнюю пору возрастает прослойка подкожного жира, наиболее густой становится шерстяной покров и т.п. Благодаря фиксированности в организме конфигураций наружной среды и сигнального значения разных причин развиваются опережающие приспособительные реакции (Анохин П.К., 1973). Не считая того существует адаптация к смене денька и ночи. Данные природные колебания определенным образом отражены во всех системах организма.
человек, в отличие от звериных, адаптируется к условиям существования, не только лишь при помощи физиологических реакций, да и благодаря достижениям цивилизации: одежки, домов и т.д. Они разрешают высвободить организм от перегрузки, но имеют и отрицательную сторону для организма — понижают физиологические адаптивные возможности к природным условиям.
В дополнение к природным факторам, человечий организм подвержен соц, потому что социальные условия занимают в его жизни существенное пространство. Социальные условия, связанные, в том числе, с трудовой Деятельностью человека, являются источником специфичных причин, к которым также нужно адаптироваться. С развитием цивилизации их число вырастает, они видоизменяются. Галлактические полеты, глубоководные погружения, работа в цехах с высочайшими температурами либо в прохладном климате делают условия, требующие наиболее широкой адаптации физиологических резервов. Не считая всего этого, доп нагрузку на организм дают загрязнение сферы обитания, нерациональное питание, недостающая физическая активность, злоупотребление медикаментозными продуктами, вредные привычки и почти все другое.
Не все действия включают механизмы адаптации, а лишь те, которые владеют определенной силой, временем деяния и скоростью нарастания. При завышенных действиях врубаются все механизмы адаптации и процесс этот проходит в несколько приведенных ниже фаз (Агаджанян Н.А. с соавт., 2006).
— Первую фазу именуют «аварийной». Она развивается в самом начале деяния физиологического, патогенного фактора либо модифицированных критерий окружающей среды. Поначалу реагируют сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Данные реакции контролируются центральной нервной системой.
На аварийной стадии имеет пространство срочная мобилизация систем, обеспечивающих защиту организма от воздействующего фактора. Реакции неэкономны и обычно их уровень выше того, что нужно в данный момент. Количество модифицированных характеристик в работе различных систем весьма велико. Недостаточно синхронизировано управление физиологическими функциями со стороны нервной и гуморальной систем. Вся фаза имеет «поисковый» нрав. Тканевые и молекулярные процессы в клеточках и мембранах организма направленно не меняются, так как на это требуется еще больше времени.
Аварийная фаза может протекать на фоне очень либо слабо выраженного чувственного компонента, от которого зависит мобилизация комплекс центральных и периферических клеточных структур функций.
— 2-ой фазой является переходная к устойчивой адаптации. Она различается уменьшением общего возбуждения центральной нервной системы, построением многофункциональных систем, которые обеспечивают управление адаптацией к новеньким условиям. Сокращается интенсивность сдвигов, равномерно врубаются некие органы и системы, которые не были ранее вовлечены в реакцию. Происходит постепенное переключение приспособительных реакций организма на наиболее глубочайший тканевый уровень. Видоизменяется гормональный фон организма. Гормоны коры надпочечников усиливают свое действие.
— Опосля переходной фазы наступает 3-я — фаза устойчивой адаптации, либо резистентности. Это фактически адаптация — приспособление. Для данного шага характерен переход на новейший уровень функционирования тканевых и клеточных мембранных частей, которые перестроили свою работу, благодаря временной активации вспомогательных систем. Происходит активизация тканевых действий, обеспечивая гомеостаз, адекватный новеньким условиям среды.
К главным особенностям третьей фазы можно отнести:
1) мобилизацию энергетических ресурсов;
2) увеличение синтеза структурных и ферментативных белков;
3) мобилизацию иммунной системы.
В третью фазу организмом приобретается неспецифическая и специфичная резистентность — устойчивость организма. Эта фаза тоже просит напряженного управления, хотя и происходит выключение не требующихся реакций, сокращение лишних издержек энергии. Переход реактивности организма на новейший уровень не происходит просто так, а сопровождается определенным напряжением систем управления. Такое напряжение принято именовать «ценой адаптации» (Агаджанян Н.А. с соавт., 2006).
Но данная фаза не является полностью размеренной. В процессе жизнедеятельности организма, который находится в фазе устойчивой адаптации, вероятны отличия — флуктуации, временная дизадаптация (понижение стойкости) и реадаптация (восстановление стойкости). Данные флуктуации могут быть соединены как с многофункциональным состоянием организма, так и с действием различных побочных причин.
Когда организм 1-ый раз подвергается действию модифицированных критерий либо отдельных причин, это вызывает приблизительную реакцию. Она, в свою очередь, может перейти в генерализованное возбуждение. Если раздражение достигнет определенного уровня, это приведет к возбуждению симпатической системы и выделению адреналина. Такие нейрорегуляторные соотношения свойственны для первой фазы адаптации. В течение последующего периода происходит формирование новейших координационных отношений. Изменение гормонального фона осуществляется за счет активации гипофизарно-адреналовой системы. На биологическом уровне активные вещества и глюкокортикоиды обеспечивают получение тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) завышенного энергетического, пластического и защитного обеспечения, что в совокупы составляет базу фазы устойчивой адаптации.
нужно увидеть, что переходная фаза имеет пространство лишь тогда, когда воздействующий фактор имеет довольно высочайший уровень интенсивности и продолжительности деяния. Если его действие слабенькое и краткосрочное, то аварийная фаза прекращается, и не формируется состояния адаптации. В неприятном случае, когда фактор действует активно и продолжительно, создаются предпосылки для формирования «структурных следов», суммируется действие причин, происходит углубление и нарастание метаболических конфигураций, аварийная фаза сменяется переходной, а потом наступает фаза устойчивой адаптации.
Потому что фаза устойчивой адаптации базирована на неизменном напряжении регулирующих устройств, связана с перестройкой гуморальных и гормональные (Гормоны — биологически активные вещества органической природы) механизмы. симптомами (симптом — одна отдельная конкретная жалоба больного) состояния дизадаптации при истощении управляющих устройств являются многофункциональные конфигурации, схожие с теми же сдвигами, которые происходили в фазу аварийной адаптации. Кровеносная и дыхательная системы приходят в состояние завышенной активности, энергия тратится неэкономно, неполноценно осуществляется регулирование меж системами.
С давнешних пор понятно о различной реакции организма человека на патогенные причины. Из этого была изготовлена определенная установка, которая состоит в том, что вылечивать нужно хворого, а не болезнь. Но особенность складывается не только лишь из прирожденных — конституционных — черт человека, но любой отрезок жизни есть итог интеграции всех реакций на прошлые обыкновенные либо сложные психические и физические действия (Алексеева Т.И., 1986.; Айдаралиев А.А., 1988; Агаджанян Н.А. с соавт., 2006).
Для осознания общих закономерностей адаптации, вынесенных на обсуждение в работе, принципиальное малышей и подростков к учебным перегрузкам (Абросимова Л.И., 1977; Безруких М.М., 1980; Fagard R.H., Pardaens K., Staessen J.A., 1999; Corso A.C., 2001).
нужно снова выделить, что основная цель адаптации — это поддержание актуально принципиальных констант организма, сохранение метаболического, энергетического, информационного и структурного гомеостаза. Невзирая на природу действий окружающей среды, организм повсевременно стремится к сохранению собственных био свойств, которые обеспечивают ему существование.
Обоснование необходимости исследовательских работ резервов сердечно-сосудистой системы и интеллектуальной работоспособности как базы здоровья учащихся
В исследовательских работах по возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) одной из основных выступает неувязка адаптации малышей и подростков к учебным перегрузкам. Главными целями исследования данной задачи являются — установление физиологических устройств адаптации и получение способности оказывать воздействие на процесс адаптации через педагогические и гигиенические мероприятия.
В связи с изменившимися социально-бытовыми, психическими, гигиеническими и экологическими критериями жизни особенное внимание обязано уделяться состоянию организма учащихся младшей и средней школы, т.е. с ранешнего юношества. Согласно воззрению знатных создателей (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000; Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А., 2000; Баранов А.А. с соавт., 2013), у подрастающего поколения в крайние годы наблюдается повышение частоты встречаемости разных нозологических состояний, таковых как ожирение, плоскостопие, миопия, аллергические реакции, нервно-психические расстройства, работоспособности»> работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) сердечно-сосудистой системы и т.д.
Понятно (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., 1982), что в адаптации человека к изменяющимся требованиям критерий окружающей среды и видам деятель основное звено составляют: сердечко, состояние центральной, региональной и периферической гемодинамики, состояние центральной нервной системы и высшей нервной деятель.
В педагогической среде, которая имеет дело с подрастающим поколением, все наиболее усиливается осознание определенной ответственности за физическое, экологическое и соц благополучие новейших поколений (Казин Э.М. с соавт., 2000; Агаджанян Н.А. с соавт., 2006). Потому необыкновенную актуальность получает разработка и реализация всеохватывающих мероприятий, которые должны быть ориентированы на:
— понижение степени многофункциональной напряженности малышей и подростков, восстановление резерва здоровья на шагах, которые являются переходными от здоровья к работоспособности»>заболевания;
— регламентацию режима жизни с учетом возрастных и личных особенностей организма малыша;
— своевременную корректировку возникающих отклонений, которые соединены с учебным действием;
— разработку наиболее действенных методов сохранения и укрепления здоровья.
Очень принципиально сформировывать у подрастающего поколения Потребность в неплохом здоровье и ответственное отношение к собственному здоровью, привычку здорового вида жизни.
Нужно, чтоб для всякого возрастного шага существовали свои аспекты здоровья, характерные его психофизиологической и морфофункциональной организации. В решении данного вопросца могут посодействовать способы исследования сердечно-сосудистой системы, являющиеся индикатором реакций адаптации. В качестве аспекта приспособительных реакции, Берсеневой А.П. (1986, 1991) был предложен индекс многофункциональных конфигураций (ИФИ). Основанный на оценке ИФИ доврачебный скрининг, невзирая на свою простоту, способен обеспечить системный подход к оценке здоровья учащихся.
Контроль состояния здоровья можно производить при помощи ряда исследовательских работ, в каких принимаются во внимание: возраст, индекс массы тела, артериальное давление, психический тип личности, уровень работоспособности, степень психоэмоционального истощения, мониторинг ритма сердца и остальные принципиальные характеристики (Панов Ю.П., Филеши П.А., 1975; Микаелян Р.Н., 2008; Lombardi F., 1992).
В донозологической диагностике практическим инвентарем является систематизация многофункциональных состояний, которая содержит в себе четыре класса:
Норма — класс с достаточными адаптационными способностями организма человека. Постоянно оценка многофункционального состояния осуществляется с внедрением понятия нормы. Норма есть выражение многофункционального оптимума (Баевский Р.М., 1979). Исходя из этого, почти все часто считают, что оптимуму соответствуют среднестатистические данные. Но био системы различает непостоянность, проявляющаяся в изменчивости многофункциональных состояний. Личный оптимум весьма изредка совпадает со среднестатистическими данными. Она постоянно конкретна и устанавливается зависимо от критерий, в которые попадает человек. Набор личных характеристик способен отдать лишь статичный образ текущего состояния организма, которое можно методом сопоставления отнести к определенному классу состояния.
понятие нормы содержит внутри себя способность организма адаптироваться к действию разных причин окружающей среды. Адекватность ответной реакции организма на действие определенных причин — также один из принципиальных компонент нормы. В связи с сиим становится очень нужно не только лишь изучить норму реакции у подрастающего поколения, приспособление к учебному процессу, да и процессы взаимодействия организма с критериями среды, также состояния напряжения.
Донозологические состояния — это состояния, когда рациональные приспособительные способности организма требуют наиболее высочайшего, чем при норме, напряжения регуляторных систем, что приводит к увеличению расхода многофункциональных резервов организма, росту энергетического и информационного обеспечения взаимодействия систем организма и поддержания гомеостаза. Происходит увеличение многофункционального напряжения устройств адаптации. Выделяют три стадии такового напряжения: умеренное, выраженное и резко выраженное.
Преморбидные состояния — это состояния, при которых происходит понижение многофункциональных способностей организма. Они появляются в 2-ух стадиях:
с доминированием неспецифических конфигураций при сохранении гомеостаза главных актуально принципиальных систем организма;
с доминированием специфичных конфигураций со стороны определенных органов и систем.
Проявление болезней благодаря механизмам компенсации может находиться в исходной фазе и иметь компенсаторный нрав. Этот класс многофункциональных состояний различает то, что они протекают на фоне перенапряжения устройств регуляции.
Срыв адаптации — это состояние с резким понижением многофункциональных способностей организма в связи с нарушением компенсаторных устройств. При всем этом обычно наблюдаются разные к примеру, конфигурацией миокардиально-гемодинамического гомеостаза, происходит рост артериального давления, понижение наружной работы сердца. Но при донозологических состояниях конфигурации физиологических характеристик обычно не выходят за границы медицинской нормы, потому не завлекают внимание докторов при диспансерном и профилактическом осмотре населения. Лишь срыв адаптации с развитием определенных нозологических форм случае, если были впору выявлены исходные признаки заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), можно применить специальные меры вторичной профилактики.
С целью исследования обрисованных выше состояний была сотворена система «Светофор». Данная оценочная шкала (Агаджанян Н.А. с соавт., 2006)., дает возможность легкодоступным любому человеку методом оценивать уровень здоровья. Зеленоватая зона гласит о том, что все в порядке, характеристики в норме. Желтоватая зона предупреждает о необходимости завышенного внимания к здоровью. В данном случае идет речь о оздоровлении и профилактике, внимательном отношении к собственному здоровью. И, в конце концов, красноватая зона указывает, что нужно выполнить суровые мероприятия в отношении здоровья, требуется провести диагностику и снятие либо устранение симптомов и проявлений того либо другого работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)«>исцеление вероятного работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности).
Большая группа исследовательских работ (Антропова М.В., 1967, 1974, 1988; Григорьева О.В., 2000; Мустафина Р.Г., 2005) посвящена исследованию работоспособности учащихся в динамике, т.е. в течение учебного денька, недельки, четвертей, также учету сдвигов в состоянии здоровья от начала к концу учебного года. Так как исследование уровня интеллектуальной работоспособности и утомления является показателем психофизиологической адаптации, напряжение устройств регуляции, обусловленное интеллектуальной Деятельностью, ведет к изменению уровня функционирования различных систем организма (Самсонова Н.И.,1971; Егоров А.С., Загрядский В.П., 1973). Показано, что связь меж конфигурацией физиологических характеристик и состоянием здоровья малышей в процессе их адаптации к учебным перегрузкам зависит от уровня зрелости и готовности организма школьников к предъявляемым требованиям (Антропова М.В., 1988; Агаджанян Н.А. с соавт., 2006; Gargiunlo R.M., 1982; Globerston T., 1983). При этом понижение уровня интеллектуальной работоспособности, начавшееся уже опосля 1-го урока, усиливается на 2-ом и в особенности 4-ом упражнениях. Отмечается (Дубровинская Н.В. с соавт., 2000), что годичная же динамика работоспособности примечательна падением ее характеристик во 2-ой половине учебного года. При всем этом обращается внимание на то, что частота сдвигов количественных и высококачественных характеристик, отражающих утомление, обычно связана с группами (типами) работоспособности — I, II, III, IV (Антропова М.В., Козлов В.И., 1984). Создатели при всем этом отмечают: «Применение методики дозированной перегрузки по буквенным таблицам является целесообразным во всех вариантах, где главный задачей ставится исследование конфигураций, связанных с высшей нервной Деятельностью под воздействием интеллектуальной перегрузки».
Все вышеупомянутое явилось основой и побудило к проведению данного исследования.
Глава 2. Организация и способы исследования
Организация исследования
Исследования проводились на учащихся пятых классов ГБОУ Школы
№814 г. Москвы, возрастной спектр которых составлял 10-12 лет, в течение 2014-2015 учебного года: в сентябре, декабре и апреле. В опыте приняло роль 47 человек, мальчишек и девченок.
Материалы и способы исследования
Проводилась последующая смерти):
1) Оценка адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы школьников при помощи индекса многофункциональных конфигураций по Берсеневой А.П. (1986, 1991).
системы, способны довольно чутко отвечать на различные действия стресса.
Судить о степени напряжения регуляторных систем можно, используя разные способы. Но наиболее обычным и легкодоступным способом является математический анализ ритма сердца (Баевский Р.М., 1974, 1979; Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З., 1984), который дозволяет вести и динамический контроль. Чтоб данная методика стала наиболее доступной для широкого круга профессионалов и возникла возможность ее внедрения на доврачебном шаге контроля, Берсеневой А.П. (1986, 1991) был разработан индекс многофункциональных конфигураций (ИФИ), позволяющий вычислять адаптационный потенциал системы кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) по данному набору характеристик.
ИФИ определяется в условных единицах-баллах. Для вычисления ИФИ нужны данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца)), артериальном давлении (САД — систолическое, ДАД — диастолическое), возрасте (В), росте в метрах (Р) и массе тела в килограммах (МТ):
ИФИ=0,011*ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца)+0,014*САД+0,008*ДАД+0,014*В-0,009*МТ-0,009*Р-0,27
ИФИ, как интегральный показатель, охарактеризовывает сложную связь многофункциональных структур, отражающих уровень многофункционального состояния системы кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных).
Для установления ИФИ в исследуемой группе школьников столичной школы №814 проводились последующие исследования:
-определялся рост испытуемых при помощи ростомера;
-измерялось артериальное давление по способу Короткова;
-определялась частота сердечных сокращений;
-устанавливалась масса тела испытуемых с внедрением мед весов;
-устанавливался возраст испытуемых.
В связи с тем, что шкала «Светофор» весьма наглядна, гистограммы по результатам исследовательских работ расставлялись по цветам «Светофора». Испытуемые с удовлетворительной адаптацией попадают в зеленоватую зону, с напряжением и неудовлетворительной адаптацией — в желтоватую зону и те, кто имеет срыв адаптации — в красноватую зону (табл. № 1).
Таблица 1. Оценка здоровья по шкале «Светофор»
«Светофор»
Донозологическая другими словами заключения о сути заболевания и состоянии пациента»>диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Степень напряжения регуляторных систем
Зеленоватый
Физиологическая норма
-Лучший уровень
-Обычный уровень
Желтоватый
-Донозологические состояния
-Преморбидные состояния
-Выраженное функциональное напряжение
-Резко выраженное функциональное напряжение
Красноватый
Срыв адаптации
-Перенапряжение регуляторных устройств
-Истощение регуляторных устройств
Не считая того были осуществлены расчеты для определения ударного, либо систолического, размера крови (внутренней средой организма человека и животных) (УО) и минутного размера крови (внутренней средой организма человека и животных) (МОК). УО отражает количество крови (внутренней средой организма человека и животных), выбрасываемое во время всякого сокращения крови (внутренней средой организма человека и животных), и охарактеризовывает эффективность и силу сердечных сокращений.
Для определения УО у взрослых существует формула Старра. Но для того, чтоб определять сердечный выброс у малышей 7-15 лет, Романцевым Н.А. и Пугиным Н.С. была разработана иная формула:
УО=((40+0,5*ПД) — (0,6*ДАД)) + 3,2*В
где ПД — пульсовое давление, ДАД — диастолическое артериальное давление, В — возраст.
Минутный размер крови (внутренней средой организма человека и животных) (МОК) — это количество крови (внутренней средой организма человека и животных), которое выбрасывается обеспечивающий ток крови (внутренней средой организма человека и животных) по сосудам»>сердечком за 1 минутку. МОК отражает многофункциональные способности сердца. Его находят по формуле:
МОК=ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца)*УО
где ЧСС (Частота сердечных сокращений; Частота сокращений сердца) — частота сердечных сокращений, УО — ударный размер крови (внутренней средой организма человека и животных).
Был проведен математический анализ всякого показателя раздельно у мальчишек и у девченок. Среднее арифметическое рассчитывалось по формуле:
где ? — знак суммы, xi — значения отдельных измерений, n — количество испытуемых.
Проводился подсчет среднеквадратического отличия (у), который указывает абсолютное отклонение измеренных значений от среднеарифметического. Он рассчитывался по формуле:
где в числителе — сумма квадратов отклонений значений от средней арифметической; в знаменателе — n — число наблюдений.
Осуществляя поиск пригодных методик по определению уровня интеллектуальной работоспособности, мы приостановили собственный выбор на психофизиологической диагностической методике, которая дает возможность оценить высококачественные и количественные конфигурации работоспособности, определяемые по изменению свойства и темпа работы.
Исследования работоспособности проводились во вторую недельку сентября, декабря и апреля месяцев 2014-2015 учебного года в промежутке меж 9-11 часами.
Способ определения интеллектуальной работоспособности, основанный на использовании особых корректурных таблиц, именуется корректурной пробой. Корректурная проба производится при помощи особых таблиц, представляющих из себя набор разных букв либо сочетаний, лишенных смыслового значения. Мы употребляли таблицы в разработке Анфимова В.Я. Задания, составляющие базу корректурной пробы, сводятся к вычеркиванию либо подчеркиванию разных букв либо их сочетаний. Результаты работы подвергаются специальному анализу, выявляющему свойство и количество проделанной работы.
Задание, которое дается испытуемым к выполнению, осуществляется в течение строго ограниченного времени (4 минутки). Оно состоит из 2-ух частей. В течение первых 2-х минут учащимся было нужно вычеркивать определенные буковкы. Во 2-ой части, которая тоже производится за 2 минутки, вводится дифференцировка, задание усложняется. нужно вычеркивать и подчеркивать данные разные буковкы и их сочетания. к примеру, поначалу было нужно вычеркивать буковкы Х и А, а на новеньком шаге вычеркивать эти же буковкы, но в случае, когда они находятся в сочетаниях ИХ и СА, подчеркивать эти сочетания букв.
Если исследование работоспособности учащихся проводится в динамике рабочего денька, рабочей недельки либо остальных сроков, комфортно воспользоваться заданиями в разработке Антроповой М.В. (1974), которые приведены в таблице №2.
Таблица 2. Задания для проведения корректурной пробы в динамике в разработке Антроповой М.В. (1974)
Деньки недельки
Буковкы — условные раздражители
Положительные (подлежат вычеркиванию)
Отрицательные (подлежат подчеркиванию)
Пн
Х А
ИХ СА
Вторник
В К
ИВ ЕК
Среда
С А
ИС НА
Четверг
Н Е
СН АЕ
Пятница
Х И
ВХ ЕИ
Суббота
И Е
ВИ КЕ
Обработка приобретенного материала связана с подсч?том количества просмотренных символов и допущенных ошибок во всей работе и раздельно в каждой части. Под ошибкой следует осознавать пропущенные, не зачеркнутые данные буковкы и любые зачеркнутые незаданные буковкы, также неподчеркнутые данные сочетания букв либо подчеркнутые незаданные сочетания.
Дальше подчитывалось количество ошибок всех видов и за вторую часть выполняемой работы для стандартизации их количества и получения среднеарифметических величин характеристик на 500 символов и на 200 символов (a500 и a 200 соответственно).
На базе всех приобретенных данных были построены столбиковые диаграммы, при помощи которых вероятна оценка таковых характеристик, как размер выполненной работы, врабатываемость, лучшая работоспособность.
По результатам корректурной пробы подсчитывалась статистика (средние значения, ошибка средней и среднеквадратичное отклонение для размера работы, коэффициента подвижности и коэффициента продуктивности).
Глава 3. Приобретенные экспериментальные данные и их обсуждение
Динамика многофункционального состояния сердечно-сосудистой системы от начала к концу учебного года учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы №814
Сердечно-сосудистая система является главным звеном транспортировки кислорода к работающим органам. В данной нам связи адаптация сердечно-сосудистой системы к меняющимся требованиям организма составляет нужное звено для исследования приспособления организма человека к разным перегрузкам.
Вот, что пишут Хрипкова А.Г. с соавт. (1982) в собственной монографии «Адаптация организма учащихся к учебной и физической перегрузкам»: «Нет сомнения, что актуальность и значимость постановки задач исследования адаптации организма к обыденным, не экстремальным условиям в истинное время общепризнана. Обозначенное относится к исследованию адаптационных сдвигов функции настолько лабильной и реактивной системы, как сердечно- сосудистая, с ее сложным комплексом нейрогуморальных устройств регуляции».
]]>