Учебная работа. Аюрведа – традиционная индийская медицина
Введение
Что такое Аюрведа? Любой, кто хоть чего-нибудть слышал о данной для нас науке, сходу и без запинки ответит, что Аюрведа — это наука о жизни, а кто-то может даже вспомянет, что «Айус» на санскрите означает «жизнь», а слово «веда» означает познание. Еще кто-то может сказать, что Аюрведа является частью Вед — познаний, являющихся самыми старыми на Земле. Также время от времени молвят, что Аюрведа — это обычная индийская медицина. В этом утверждении тоже что-то есть. Вправду, в Аюрведе много мед познаний, но все-же основной упор в данной для нас науке делается на правильном (подходящем) виде жизни, соблюдая который человек не будет нуждаться в помощи медиков, не считая весьма редчайших случаев. А вот по поводу того, что эта наука индийская, то это жизни вы можете существенно сделать лучше свое физическое, ментальное и духовное здоровье, также, я надеюсь лучше осознать себя, жизнь и собственный актуальный Путь. Итак, начнем!
1. Что изучает Аюрведа. Главные направления Аюрведы
Определение Аюрведы, значащее науку о жизни подразумевает, что это познание не только лишь о болезнях и методах их исцеления. Согласно старому мудрецу Чараке, создателю традиционного аюрведического труда «Чарака Самхита»: «Аюрведа является познанием о подходящих и неблагоприятных, пригодных и неподходящих, критериях жизни человека, о факторах, содействующих долголетию либо препятствующих ему, также о том, с какой мерой необходимо подступать к жизни в целом.» (Чарака Самхита 1.41) . Таковым образом Аюрведа изучает жизнь во всем ее обилии и всех ее проявлениях. В связи с сиим предлагаю разглядеть мало наиболее детально само понятие «жизнь» и в котором контексте оно употребляется. Одно из определений жизни также дается Чаракой. Это: «…единство тела, органов деяния, органов восприятия и мозга с душой. термин «айу» имеет синонимы и «анубандха», «нитйага», «дживита», «дхари». (Чарака Самхита. 1.42).
Другими словами, понятие «жизнь» не является «…формой существования материи, характеризующейся высочайшей структурной сложностью, способностью развиваться, сопротивляться распаду, перерабатывать ресурсы наружной среды и самовоспроизводиться…», как утверждает современная наука. Это понятие намного наиболее пространное, включающее в себя душу (атму, Личность), ум, мозг, чувства и тело, другими словами то, что мы называем человеком, условия его существования, цели и задания, стоящие перед ним, также всю совокупа причин, влияющих на человека.
Также понятие жизнь включает познание о жизни как такой, другими словами откуда она берется и из какой энергии либо субстанции состоит. Хотя сами Аюрведические тексты не разглядывают данную тему тщательно, потому что она весьма детально представлена в остальных разделах Вед, но мы все-же по ходу семинара мало побеседуем о ней. Дело в том, что когда писались главные каноны Аюрведы, то Ведическое познание было неотьемлемой частью культуры и образования той эры. на данный момент, в наше время и в нашей культуре мы не имеем даже общего представления о главных принципах, изложеных в Ведах. А не зная их, нам будет трудно осознать почти все принципы Аюрведы. Очередное теле, другими словами то, что в современной медицине именуют длительностью жизни. Продлением этого периода при помощи различных средств и методик также занимается одно из направлений Аюрведы — Расаяна.
Не считая этого, в фокусе внимания Аюрведы находится такое понятие как состояние жизни. В современном мире под качеством жизни принято осознавать вещественный достаток, крепкое здоровье и возможность доставлять удовольствие эмоциям. В аюрведической науке не считая этих 2-ух составляющих высококачественной жизни выделяют еще два важных фактора — дхарму, другими словами назначение либо призвание человека. Это то, что величавый философ Григорий Сковорода называл «сродным либо естественным трудом». Также в понятие «дхарма» заходит «санатана-дхарма» — это законлюбви и любовного служения, также духовная жизнь человека. Не считая дхармы рассматривается понятие мокша либо мукти, что нередко переводят как «освобождение». В ведической философии термину «мукти» соответствовали понятия «нирвана» и «самадхи». На самом деле, мокша- это венец жизни, наивысшая точка в эволюции человека как личности. Виды мокши бывают различные, не непременно теперешняя жизнь личности закончится духовным совершенством, но неизменное самосовершенствование, развитие благих свойств обязано быть одной из важных актуальных целей человека. Таковым образом, дхарма, артха (экономическое развитие), кама (регулируемое ублажение потребностей тела) и мокша все совместно составляют базу высококачественной жизни хоть какого человека. Большая часть заморочек современного общества коренятся конкретно в половинчастом, неполном подходе к актуальным целям и ценностям, как человека, так и общества в целом. Наиболее тщательно эти темы мы будем дискуссировать в предстоящем.
В традиционной Аюрведе было восемь разделов. Почему я говорю в прошедшем времени, объясню чуток позднее. Пока же познакомьтесь с этими восемью разделами.
Разделы традиционной аюрведы.
Панчакарма Чикитсита либо Кайа Чикитсита — общая внешняя медицина. На современном мед языке этот раздел можно именовать «общая текст, описывающий этот раздел — Чарака Самхита. Также отлично известны спецам тексты этого раздела — Мадхава Ниданам Самхита либо Бхайщаджьяратнавали. Так как большая часть текстов, описывающие остальные разделы Аюрведы, числятся утерянными, некие современные создатели соединяют понятия Кайа Чикитсита и Аюрведа, считая, что это одно и то же. Это не так. Кайа Чикитсита является всего только частью, пусть и главной, всей Аюрведы.
Кумара Тантра либо Баларога Чикитсита — педиатрия. Этот раздел занимается беременными дамами, заболеваниями плода, детскими заболеваниями малышей до 12 лет. Единственный сохранившийся текст этого раздела — Кашьяпа Самхита — к огорчению, сохранился не на сто процентов.
Бхутавидйа либо Граха Чикитсита — психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить методами их исцеления. Также методами защиты от сглаза, порчи, бесов, духов и т.п. Спец тексты этого раздела являются так потаенными, что даже не раскрываются их наименования. Отдельные моменты Бхутавидйи разбросаны по Атхарваведе, Яджурведе и Ригведе. Незначительно о этом можно выяснить их Кайа Чикитситы.
Шалакйа Тантра либо Уртхванга Чикитсита — занимается заболеваниями органов, расположенных выше плеч. Это глаза, уши, нос и гортань. Тексты этого раздела числятся утерянными. Скудную информацию можно отыскать в Кайа Чикитсите.
Расаяна Чикитсита либо Джара Чикитсита — омоложение и сохранение юности. Как и Бхутавидйа, тексты этого раздела числятся потаенными. Потому нам ничего не остается, как воспользоваться пользующимися популярностью материалами неких аюрведических докторов, к примеру, доктора И.Ветрова и остальных. аюрведа жизнь долголетие тело
Дамстра Чикитсита — токсикология. Это наука о ядах, отравлениях и их снятие либо устранение симптомов и лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и работоспособности»>заболевания). Тексты этого раздела числятся утерянными.
Шалйа Чикитсита — хирургия. Этот раздел обрисовывает достаточно сложные хирургические операции, при этом не только лишь ампутации конечностей, да и пластическую хирургию. Отлично известен текст этого раздела — Сушрута Самхита.
Ваджикарана либо Вришйа Чикитсита — это наука сохранении и восстановлении репродуктивной силы. Эта наука относится к тем, у кого усугубляется свойство спермы, кто испытывает трудности с обменом сексапильной энергией. Ваджикарана представляет собой как омоложение репродуктивных органов, так и «преомоложение» будущих потомков. Она дает возможность получить здоровые гены для произведения на свет малышей со здоровой конституцией через активацию таковой прогрессии здоровья, которая даст неплохой итог и в детях, и ввнуках. Тексты этого направления аюрведы — Анангаранга Кальянамалы и Камасутра Ватсаяны. Крайний, отлично известен широким массам населения, правда, нет никакой гарантии, что «современная камасутра», написанная всюду, где уместно и не уместно, соответствует собственному старому оригиналу.
Таковым образом, выходит, что более разработаны и известны терапевтический раздел Аюрведы (источник — Чарака Самхита) и хирургический (источник — Сушрута Самхита). Тем не наименее, Аюрведа не стоит на месте. Она имеет собственное развитее и равномерно приобретает, говоря современным языком, «научный подход». В наше время Аюрведа состоит уже из 16 частей:
Современные разделы Аюрведы.
Маулика сиддханта — общая теория.
Расаяна — наука о омоложении организма и различных тониках, иммунология
Шалйа Чикитсита — хирургия.
Агада Тантра — токсикология.
Ваджикарана — наука о принципах рождения неплохого и здорового потомства, также о любви, сексе, увеличении сексапильной силы.
Бхутавидйа и Манаса рога — психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить медицина.
Кайа Чикитсита — общая медицина и оздоровление»>заключения о сущности болезни и состоянии пациента).
Расашастра — минералогия и наука о сплавах.
Бхайшаджакальпана — фармацевтика.
Дравйагуна — фармакология.
Шарира — анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации).
Шалакйа Тантра — исцеление заболеваний органов, находящихся выше плеч.
Прасути Тантра — гинекология и акушерство.
Каумарабхритья — педиатрия.
2. Главные понятия Аюрведы
Всю Аюрведу можно представить в виде определенного свода концепций. Важными посреди их являются концепции 5 частей (Панча Махабхута), 3-х дош (Тридоша), тканей (дхату) и товаров жизнедеятельности (мала), также понятие о оболочках (кошах) человека.
В таблице 1 представлены главные понятия, на которых базируется вся Аюрведа. Вся 1-ая часть нашего курса будет посвящена объяснению понятий, представленных в данной для нас таблице:
понятие
Его проявление
Махагуны (модусы, свойства материи)
Благость (Саттва) Страсть (Раджас) Невежество (Тамас)
Махабхута (первоэлементы)
Эфир (Акаш) Воздух (Ваю) огнь (Теджас, Агни) Вода (Ап) Земля (Притхви)
Танматры
Звук Прикосновение Форма, цвет Вкус Запах
Гуны (вторичные свойства)
Тяжкий — Легкий Прохладный — Жаркий Жесткий — Мягенький Незапятнанный — Слизистый Активный — Пассивный Шершавый — Гладкий большенный — Небольшой Жесткий — Водянистый Сухой — Мокроватый, вязкий Подвижный — Недвижный
Дравья
Раса Вирья Випак Прабхава Карма
Коша (Шарира)
Ананда-майя Вигьяна-майя Гьяна-майя Прана-майя Анна-майя
Доша
Вата Питта Капха
Дхату (ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология))
Хилус образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов»>кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) Мускулы Жир кости Костный обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий из себя малогабаритное скопление мозг важной для организма информаци) клеток и их отростков»>тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) Семя
Агни
Кая Агни Дхату Агни Бхута Агни
Мала
Кал Моча Пот Выделения из отверстий
Ама
Анна Мала Мала Санчая Пратама Доша-душти
Одно из самых основных, базисных понятий всей Аюрведы — это понятие Тридоша. Хотя огромное количество источников употребляет термин «три доши», но вернее, все-же, гласить «Тридоша».
Тридоша — это Вата (Воздух либо принцип Движения), Питта (желчь, огнь либо принцип Трансформации) и Капха (слизь, вода либо принцип Объединения и Стойкости). Успешное практическое применение аюрведического познания может быть лишь при точном осознании понятия Тридоша. Для этого нужно выйти за границы чисто мед нюанса Аюрведы и обратиться к философии Вед, что мы и создадим в последующем разделе.
Заключение
Древнейшие мудрецы гласили: «Мы есть то — что мы едим» т.е. все имеющиеся в природе продукты — это и есть лекарства. нужно лишь научиться их верно применять. Конкретно так относиться к еде дает нам Аюрведа. Аюрведа — это часть Вед, старых текстов, возраст которых, по воззрению ученых, от 3 до 5 тыщ лет. Слово Аюрведа переводится с санскрита как — «аюр» — «жизнь» и «веда» — «познание». Выходит — «познание о жизни».
один из почти всех принципов ведического познания (на санскрите — «деша — кала — патра») — «пространство — время — событие». Другими словами эти познания, использованные с правильным учетом, будут «работать» и приносить пользу в независимости от эры и страны. Основоположники разных мед школ и учреждений искусно приспособили Аюрведу к современным для их условиям: Авиценна — для арабского мира, Гиппократ — для Греции, П.Бадмаев в Бурятии, староверы в Сибири. Невзирая на то, что учение это пришло из старой Индии, при правильном подходе оно не теряет собственной актуальности и в Америке, и в Европе, и в Сибири.
Аюрведа — наиболее старая медицина, чем современная, она испытана не только лишь временем, да и наиболее авторитетна. Различия в способах и подходах аюрведической медицины и современной западной коротко можно охарактеризовать как последующее:
Аюрведа подразумевает целостность человека с миром вокруг нас и целостность самого человека — его психики и тела — всех его органов и систем. Ради справедливости отметим, что люди отдающие предпочтение классической западной медицины, сейчас тоже заговорили о причинах появления болезней и о холистическом подходе к пациент.
Перечень применяемой литературы
1. Виппер Р., История Старого Мира, Республика, 2005.
2. Годер Г.И., Свенцицкая И.С., История Старого мира, Просвещение, 2001.
3. Марчукова С.М., медицина в зеркале истории, Европейский дом, 2003.
4. Сельченок К., Потаенны восточной медицины, 2006.
5. Синхараджа Таммита-Дельгода, Индия. История страны, Мидгард, 2007.
]]>