Учебная работа. Анализ показателей здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По специальности 060109- Сестринское дело
анализ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИЖЕВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека закладывается в детстве и определяется как возрастными чертами возрастающего организма, так и воздействием на него ус-ловий окружающей среды.
Еще сначала XX столетия узнаваемый российский педиатр Н. П. Гундобин гласил: «Задачка современной медицины, в широком значении этого слова, — предупредить развитие работоспособности»>заболевания. К кому же, как ни к детям, она обязана быть использована, к детям — будущим членам общества».
Соответственно здоровье наших учащихся уже предопределено и скла-дывается из того уровня здоровья, которое отдала ему семья, детский сад, шко-ла, общество. А состояние здоровья учащихся уже в протяжении 10-ка и наиболее лет хочет быть наилучшим.
Обоснованную тревогу вызывает состояние малышей и подростков, в ча-стности, исследования проведенные Институтом возрастной физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) РАО, разрешают констатировать, что по уровню и структуре приобретенной и острой заболеваемости сельские школьники не много различаются от городских. Серьез-ные опаски вызывает резкий подъем частоты социально — обусловленных заболеваний, распространение экологически детерминированных болезней и существенно ухудшившиеся в крайнее десятилетие характеристики физического развития малышей. Заболевания, соответствующие для технократической цивилизации, не обошли стороной и нашу страну. Число малышей и подростков, страдающих хро-ническими болезнями, быстро вырастает. Уже при поступлении в шко-лу эти малышей, а к окончанию школы показате-ли растут в два раза. Наибольшее распространение и бурный рост имеют аллергические и гастроэнтерологические малышей. С начала 1990-х годов наиболее, чем в 3 раза возросло число школьников, имеющих сердечно-сосудистые экономики и управления здраво-охранением им. Н.А. Семашко, в истинное время государственная политика здравоохранения в почти всех странах мира развивается под осязаемым влияни-ем Глобальной и региональных стратегий Глобальной Организации Здраво-охранения по достижению здоровья для всех. Улучшение характеристик здоро-вья в главном достигается через решение последующих настоящих практиче-ских задач: укрепление и расширение приверженности населения здоровому виду жизни, понижение распространенности вредных для здоровья привычек, поведения и питания, оздоровление окружающей среды.
Т. Williams (1975) отметил, что общество, которое игнорирует важ-ность гигиенического воспитания посреди школьников и студентов, занимает весьма низкую ступень по отношению к ценностям собственного собственного здоро-вья, счастья и благосостояния.
Валеологическое образование и воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) учащихся — это в основном неувязка медико-педагогическая, потому что затрагивает вопросцы фор-мирования типов поведения человека. На 8-ом Пироговском съезде доктор доктор А.В. Зак отметил, что школа есть единственный путь проведения в люд и общество гигиенических сведений. Разработка программ воспитания здоровому виду жизни для подростков особо несет ответственность, потому что предоставляет респондентам возможность повлиять на общий потенциал собственного здоро-вья.
В истинное время пробы положительного действия на образ жизни и здоровье молодежи, предпринимаемые в почти всех регионах Рф, отлича-ются огромным многообразием. Но имеющиеся модели сохранения и укрепления здоровья крайних в учебно-воспитательном процессе не постоянно удовлетворяют требованиям валеологического и гигиенического воспитания учащихся различного возраста, а формирование здорового вида жизни не является в их приоритетным направлением. Потому интенсивно идет процесс разработки методических и организационных подходов к сохранению здоро-вья обучающихся, его формированию и развитию, разных педагогических технологий, направленных на сохранение здоровья участников образователь-ного процесса, также длится процесс исследования практического опыта, скопления теоретических познаний и научного обоснования здоровьесохраняющих технологий. Как и неважно какая педагогическая разработка, здоровьесохраняющая разработка имеет своя целеполагание и принципы. Сохранение здоровья, личное психическое я физическое развитие обучающихся, формирование общемедицинской культуры человека я устойчивой мотивации наведение здорового вида жизни являются главными факторами здоровья в целеполагание здоровьесохраняющих технологий.
Итак, как демонстрируют статистика ЛПУ и данные НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) социальной ги-гиены, экономики и управления здравоохранением неувязка здоровья уча-щихся и молодежи является одной яз самых животрепещущих для общества в целом и для медицины и педагогики а именно.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. понятие здоровья и причины, действующие на здоровье
Существует наиболее 100 определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе определения можно систематизировать последующим образом:
1. Здоровье — это отсутствие заболеваний.
2. Здоровье и норма — понятия тождественные.
3. Здоровье, как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.
Как показывает академик Ю.П.Лисицын (1998, 2007), общим для этих подходов будет то, что здоровье понимается как нечто обратное, хорошее от работоспособности»>заболевания, другими словами понятие «здоровье» до сего времени определяется через понятие «нездоровье» и зависит от распространенности тех либо других заболеваний. Таковым образом, медицина и ее теория остаются во власти патологии. До сего времени ничтожно не много таковых индексов, характеристик, которые отражали бы меру и состав, свойство и количество фактически здоровья — личного и публичного.
При оценке здоровья принято выделять 4 уровня:
здоровье отдельного человека;
здоровье малых соц либо этнических групп — групповое здоровье;
здоровье населения, как административно-территориальная единица;
публичное здоровье, как здоровье общества, популяции в целом.
Черта группового здоровья, здоровья населения, публичного здоровья в статике и динамике рассматриваются как интегральное понятие личного здоровья всякого человека в отдельности. Но следует осознавать, что это не попросту сумма данных, а сумма цельно взаимосвязанных сведений, выраженных количественно-качественными показателями.
Для оценки личного здоровья употребляется ряд очень условных характеристик: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.
Ресурсы здоровья — это морально-функциональные и психические способности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Увеличение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового вида жизни (питание, физические перегрузки и т.д.)
Потенциал здоровья — это совокупа возможностей индивида правильно реагировать на действие наружных причин. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психологической саморегуляции (психическая защита и т.д.)
Баланс здоровья — состояние равновесия меж потенциалом здоровья и действующими на него факторами.
Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида человек разумный, в какой равномерно нарастающее воздействие заняли социальные причины. Их роль за 10000 лет развития цивилизации возросла во всем. человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы, он унаследовал от собственных звериных протцов природную базу, программку поведения в этом мире. Но в процессе социализации уровень здоровья меняется или в одну, или в другую сторону, законы природы появляются в особенной, неподражаемой, характерной лишь человеку форме. Био никогда не проявляется в человеке в чисто природном виде — оно постоянно опосредуется соц.
неувязка соотношения общественного и био в человеке — ключ к осознанию природы и нрава его здоровья, его заболеваний, которые следует трактовать как биосоциальные группы. Здоровье и человека, по сопоставлению с звериными — это новое, опосредованное соц свойство. [31]
Здоровье человека — новое свойство в сопоставлении с иными {живыми} созданиями на Земле. Здоровье — это способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, интеллектуальной деятель, направлениях на социальную и культурную сферу жизни. Здоровье обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и наружной среды. [33]
Отправным пт для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Глобальной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в 1946 году: «Здоровье является состоянием полного физического, психологического и общественного благополучия, а не только лишь отсутствием заболеваний и физических изъянов». Последующие поиски рационального определения привели к тому, что здоровье сделалось рассматриваться как степень либо свойство организма человека, выражающееся в его адекватном функционировании, при определенных генетических данных и критериях окружающей среды. Эти процессы отражают рвение к целостному представлению о человеке, которое неразрывно соединено с осознанием интересов самой личности, и закономерно ставят вопросец о качестве жизни субъекта, а не только лишь его выживания. термин состояние жизни в первый раз возник в работах соц психологов еще сначала XX столетия и был нацелен на оценку степени ублажения потребностей человека. [3]
Главными факторами здоровья являются:
отношение к прошлому и будущему: в значимой степени большая часть негативных сторон в здоровье, сокращение длительности жизни за ее крайние десятилетия соединены с ломкой представлений о историческом опыте населения земли, игнорированием норм и правил организации жизни людей, их отношений. К данной для нас группе причин следует отнести, до этого всего, эволюционную и генетическую суть человека;
отношение к для себя как индивиду — личности;
фактор личной гигиены;
рациональное регулирование деятель внутренних органов имеет в виду выработку нужных для здоровья стереотипов, привычек в жизни, деятельности;
значение адекватной самооценки для здоровья человека велико, поэтому, что оно является начальным элементом для формирования чувств, другими словами соотношением результатов своей деятель с последствиями ее настоящей ситуации, а, как следует, со напор; гнёт; перегрузка; напряжение»> нажим (Стресс от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение);
выбор интересов, профессий, видов деятель соответственных возможностям, наклонностям и интересам, то, что именуется отыскать себя, свое амплуа, свое пространство в жизни;
отношение к семье, коллективу, обществу.
Совершенно можно гласить о 3-х видах здоровья: о здоровье физическом, психологическом и нравственном (соц):
— физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное обычным функционированием всех его органов и систем.
Если отлично работают все органы и системы, то и весь человеческий организм (система саморегулирующаяся) верно работает и развивается.
— психическое здоровье — зависит от состояния головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью чувственной стойкости, развитием волевых свойств.
— нравственное (соц) здоровье — определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном людском обществе. Различительными признаками нравственного здоровья человека являются, до этого всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие характеров и привычек, противоречащих нормальному виду жизни. На физическом уровне и на психическом уровне здоровый человек быть может нравственным уродцем, если он третирует нормами морали. Потому соц здоровье считается высшей мерой людского здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих свойств, которые и делают их реальными гражданами. [33]
Для всякого человека здоровье является главной ценностью жизни. Его нужно сохранять, беречь и облагораживать — это обязано стать постулатом жизни всякого.
Здоровье — это один из важных компонент людского счастья, одно из неотъемлемых прав людской личности, одно из критерий удачного общественного и экономического развития.
Итак, здоровье — состояние, которое дозволяет вести человеку всеполноценную, не стесненную в собственной свободе жизнь, всеполноценно делать характерные человеку функции, до этого всего трудовые, вести здоровый образ жизни, другими словами испытывать духовное, физическое и соц благополучие. [4]
Причины, действующие на здоровье.
К огорчению, в нашей стране ответственность за всё здоровье еще не занимает важного места в системе ценностей отдельного человека. Социологические исследования дают право утверждать, что, невзирая на издавна известные выводы Глобальной организации здравоохранения о факторах влияющих на здоровье, значимая часть населения Рф психологически не готова нести ответственность за своё здоровье.
На состояние здоровья влияют бессчетные причины. Главными из их являются наследственность(20%), экология (20%), стиль жизни (50%), уровень развития здравоохранения (10%) Человека с самого рождения преследуют разные работоспособности»>заболевания -гиповитаминозы и авитаминозы, анемии, ожирение, аллергозы, простудные, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и остальные сил на творчество и созидание. Человек часто рано уходит из жизни, так и не реализовав себя на сто процентов, не успев создать то, для что он возник на свет, не познав мудрость природы. И виной тому нередко являются неблагоприятные причины, преследующие его в течение всей жизни, почти все из которых он сделал сам себе. [1]
Главными факторами риска для здоровья являются:
Плохое, несбалансированное питание, лишний вес.
Отсутствие сформированной физической активности, осознанной потребности в постоянной физической тренировке, гиподинамия, недостающий объём оздоровительной двигательной деятель.
Экологически неблагоприятные условия (труда, жилища, отдыха).
Хаотичный режим труда и отдыха.
Недостаточные сон и восстановление, перегрузки.
Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, табакокурение.
Вредность «опьяненного зачатия», несоблюдение норм поведения в быту, семье, отрицательное воздействие на малышей родителей, учителей, не соблюдающих требования здорового вида жизни.
Неудовлетворенность жизнью, работой, положением в семье,
одиночество, недочет общения.
Долгая фиксация сознания на бедах, ошибках, стрессовых
состояниях.
Вредные для здоровья эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)(злость, зависть, злость).
Отсутствие либо неясность цели в жизни.
0тсутствие либо недооценка склада ума здоровья.
Маленький уровень общей, нравственной, духовной, физической культуры, отсутствие здорового стиля жизни.
Недооценка здоровья в иерархии потребностей человека.
Неведение людей о способностях укрепления здоровья либо надлежащие познания не стали ля их правилом здоровой жизни.
Физиологические состояния, действующие на жизнедеятельность человека (период созревания, климакс, старость).
Слабенькое роль средств массовой инфы в активной пропаганде здоровья. [9]
Одними из важных отрицательных причин в данной цепи, влияющих на здоровье, являются: нерациональное питание, гиподинамия, алкоголизм, строения и разнообразной химической природы) С и Е, поли-мононенасыщенные жирные кислоты и пищевые волокна. Посреди малообеспеченных слоев населения отмечается недостаток йода, железа и витаминов группы В и С. Таковой дисбаланс ведет, с одной стороны, к повышению уровня холестерина (Нерастворим в воде, растворим в жирах и органических растворителях. ) в крови (внутренней средой организма человека и животных), с иной — ослабляет иммунную систему организма.[6]
Курение.
По воззрению ряда эпидемиологов, около 40% смертей людей среднего возраста в Рф обосновано болезнями, связанные с потреблением табака. По одному из прогнозов, в наиблежайшие годы от 21 до 27 миллионов парней из 73 миллионов, живущих в Рф, умрут от связанных с курением заболеваний. К огорчению, число курильщиков в нашей стране, в отличии от почти всех цивилизованных государств, не сокращается, а напротив, вырастает, в том числе посреди дам и малышей. [6]
Злоупотребление алкоголем.
На фоне чрезвычайно резвого за крайние годы распространения наркомании в стране несколько ослабело внимание страны к иной, не наименее острой дилемме массовой алкоголизации населения, её размеров и совокупы отрицательных последствий. Меж тем, конкретно тут сейчас укрыта одна из настоящих угроз государственной сохранности. Будучи для Рф постоянно, начиная с XYI века только актуальным, дебоширство к началу XXI века зополучило в особенности больной для общества нрав. Фактически по всем своим характеристикам — уровню употребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения — оно достигнуло уровня, серьезно подрывающего социально-экономические, духовно-нравственные базы жизнедеятельности общества.
Мед работники систематически через средства массовой инфы открывают наизловещую роль алкоголя в появлении болезней. Алкоголизм, как правило, ассоциирован со всеми главными факторами риска (неверным питанием, курением), что делает людей, злоупотребляющим алкоголем, более уязвимыми для болезней, в том числе заразных, также вызывает стойкие нарушения в клеточных звеньях иммунной системы. Алкоголизм — соц болезнь. Любой 2-ой приобретенный пьяница начал собственный путь еще до 14 лет, а 10% — до 19 лет. Алкоголизм «помолодел». Более высочайшая заболеваемость алкоголизмом приходится на возраст 20-22 года (31,4%) и 23-26 лет (40,4). [11]
Гиподинамия.
Низкая физическая активность также является фактором, неблагоприятно отражающимся на состоянии организма. Гиподинамия негативно повлияет не только лишь на системы. Составляющая основную массу тела поперечно-полосатая мускулатура с её большой сетью периферических нервишек и кровеносных сосудов оказывает воздействие на костно-суставной аппарат, кровообращение (циркуляция крови по организму), дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и остальных системах организма. Потому адекватный уровень двигательной активности гармонически сформировывает организм в анатомическом и многофункциональном отношении, почти во всем описывает устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам. [1]
1.2. Социально-гигиенические нюансы здоровья молодежи
В истинное время, по данным Глобальной организации здравоохране-ния (ВОЗ), юные люди составляют 30% населения земного шара -1 миллиардов. 445 млн. человек.
Единая точка зрения в отношении систематизации возрастов отсутству-ет, хотя не вызывает сомнения тот факт, что в различных возрастных группах причины, действующие на уровень здоровья, оказывают различное действие. Любая возрастная группа различается «индивидуальными» чертами, определяемыми социальной ролью ее представителей. Исходя из общности соц причин, к группы молодежи большая часть исследователей относит людей в возрасте от 16 до 29 лет.
Понятие молодежи как самостоятельной группы населения соединено до этого всего с достигнутой на рассматриваемый исторический момент ее со-циально-экономической зрелостью, также с совокупой личных особенностей и отличительных черт. Специфичность группы состоит в том, что конкретно в этот период закладывается фундамент идейно-политических, трудовых, нравственных позиций, также здоровья человека.
Вкупе с тем для социально-демографической группы, относимой к молодежи, типично наибольшее число важных переходов из одной социальной среды в другую, обозначаемых психологами как дезорганизация наиблежайшей социальной среды. К таковым переходам относятся окончание шко-лы, поступление в техникум, университет, начало производственно-трудовой деятель-ности и т.п. В течение этого периода происходит формирование семьи, рож-дение малышей, что также просит высококачественной перестройки всего уклада и ритма жизни.
Контингент молодежи неоднороден — это учащиеся школ, ПТУ и тех-никумов, юные рабочие, колхозники, студенты, значимая часть инже-нерно-технического персонала, работников образования, культуры, сферы об-служивания, мед учреждений. Любая из этих групп имеет специальные черты и индивидуальности, которые требуют дифференцированного под-хода при определении форм и способов сохранения и укрепления здоровья.
Исходя из убеждений демографической ситуации, складывающейся сейчас, необходимо подчеркнуть, что в протяжении ближайших 2-3 десятилетий происходит непрерывное уменьшение толики юных в возрастной структуре населения. Другими словами, процесс демографического старения будет длиться, а темпы прироста общей численности населения падать.
Молодежь в возрасте 16 — 29 лет (76% населения) занята в обществен-ном производстве нашей страны, но посреди всех трудоспособных людей уровень занятости молодежи самый маленький, потому что эта группа состоит не только лишь из работающих, да и из учащихся. Наибольшее число учащихся прихо-дится на возраст 16 — 24 года, при этом практически Уз из их обучается с отрывом от производства.
На долю юных людей, сочетающих работу с учебой, выпадает зна-чительная перегрузка, которая отражается потом на здоровье человека, его нервно-психическом состоянии, а в конечном счете сказывается на трудо-вом потенциале в наиболее старших возрастах. Иногда сочетание труда с учебой плохо влияет и на семейно-брачные дела, понижает рождаемость.
Молодежь играет необыкновенную роль в формировании трудового потенциала страны. Это более мобильная часть трудовых ресурсов. Конкретно за ее счет обновляется рабочая сила, меняется проф и образовательный состав работников, в значимой мере обеспечиваются кадрами новейшие про-изводства.
Молодежному контингенту принадлежит ведущая роль в миграцион-ных действиях и в перераспределении работающих меж отраслями. В стра-не раз в год меняют пространство жительства выше 20 млн. человек, огромную часть которых составляют лица в возрасте до 30 лет. Понятно, что мигранты под-вержены большему риску болезней (адаптация к новенькому месту проживания просит определенных резервов здоровья). Для их свойственны наиболее низкая рождаемость, большая частота злоупотребления алкоголем, высочайшие характеристики заболеваемости. Миграционная подвижность населения — важный де-мографический фактор, оказывающий воздействие на здоровье молодежи.
Молодежь — будущее страны, но она несет ответственность и перед на-стоящим. Ее отдача обществу в критериях убыстрения социально-экономического развития страны нужна уже на данный момент. И лишь здоровая, физи-чески крепкая молодежь в состоянии совладать с возложенными на нее зада-чами.
Здоровье всякого новейшего поколения по всем характеристикам обязано быть лучше, чем предыдущего. Это непререкаемая правда. вкупе с тем на но-вые поколения людей, их здоровье и работоспособность действуют такие фак-торы, о существовании которых несколько десятилетий вспять и не подозрева-ли. При этом разные причины внутренней и наружной среды, провоцирую-щие появление либо неблагоприятное течение различных заболева-ний, начинают активно действовать уже в юном возрасте и обозначают-ся как причины риска.
Научно-технический прогресс приводит к изменению критерий и уско-рению темпов труда и жизни, значительно и стремительно меняет окружающую че-ловека среду. Ускоряющимися темпами развивается Экономика, наука, техни-ка. Рост городов, быстро растущая автоматизация и механизация производственных действий, понижение физической и увеличение нервно-психической перегрузки, развитие средств транспорта и связи, информационный бум — все это вкупе взятое делает новейшую экологическую, психическую и социальную среду, в какой живет современный человек [Венедиктов Д.Д., 1981].
Эта среда конкретно влияет, с одной стороны, на здоровье моло-дежи, появление и распространение в ее среде разных болезней и, с иной, — на способности их профилактики и исцеления. Таковым образом, объек-тивные конфигурации в нраве труда и жизнедеятельности людей увеличивают уровень требований к поддержанию, сохранению и укреплению здоровья.
время, в каком мы живем, сделалось временем величавых перемен и пре-образований. Переход с экстенсивного пути развития народного хозяйства на рельсы интенсивного производства связан с увеличением эффективности и производительности труда на любом рабочем месте, наибольшей отдачей от всякого работающего, реализацией всех имеющихся ресурсов. Меняется роль человека в производстве, растет значение сложного интеллектуального труда, расширяется возможность творческого приложения сил. В связи с сиим безизбежно обострение заморочек, связанных с обеспечением высочайшего уровня здоровья современных и будущих поколений людей, их адаптацией к стремительно изменяющимся условиям социальной и природной среды.
В истинное время молодежь сталкивается еще с одной важной неувязкой — это Безработица.
Безработица — одна из основных обстоятельств, создающих неуверенность в жизни, ведущих к разочарованию и отчаянию, — самым конкретным образом влияет на здоровье. Статистика свидетельствует, что рост безработи-цы на 1% тянет за собой рост самоубийств на 4,1%, а числа с душевноболь-ных на 3,4%. Но в истинное время действуют причины, которые, порож-дая целый ряд заморочек, оказывают воздействие на состояние здоровья юных людей безотносительно к их проживанию в разных социально- экономиче-ских формациях.
К нехорошим тенденциям в состоянии здоровья населения экономиче-ски продвинутых стран относится тенденция «омоложения» болезней: те бо-лезни, которые сравнимо не так давно встречались только в старших возрастных группах сейчас нередки у юных людей. Наблюдается ясное понижение среднего возраста заболевающих почти всеми приобретенными заболеваниями, нанося-щее большой экономический и соц вред обществу.
Сначала это относится к сердечно-сосудистым болезням. По данным ВОЗ, за 10 лет в 23 странах мира смертность от их и основным об-разом от ишемической жизни современного человека. К их числу относятся системы и др.
По материалам обследования парней трудоспособного возраста, стра-дающих приобретенными болезнями, проведенного в одном из районов Мо-сквы, было установлено, что посреди нездоровых язвенной заболеванием желудка и 12-ти — перстной кишки 10,7 % составляли юные мужчины в возрасте 20 — 30 лет [Калмыков А. А., 1985].
Данное болезнь чревато ранешным пришествием инвалидности, от-нимающей у людей юного, расцветающего возраста возможность всеполноценно жить и трудиться. Подавляющее большая часть нездоровых язвенной заболеванием желудка и двенадцатиперстной кишки (73 %) первично признаются инвалида-ми в юном, более работоспособном возрасте — до 40 лет, при этом каж-дый 4-ый из их в возрасте до 30 лет.
Не считая язвенной заболевания, существенно всераспространены посреди молодежи желчно-каменная болезнь, приобретенный гастрит, дуоденит.
В протяжении крайнего десятилетия выявилась тенденция к увели-чению частоты гипертонии посреди студентов. Так, частота гипертонических со-стояний у студентов 1-го Столичного мед института повысилась с 12,1 до 19,2%. Распространенность завышенного артериального давления в возрасте 10 — 17 лет составляет 9 — 15% [Карасев А. В. и др., 1985].
Главной предпосылкой погибели юных парней в экономически продвинутых странах являются злосчастные случаи и травмы. Велико социально-экономическое значение данной для нас, трудности, потому что главный предпосылкой инва-лидности парней до 30 лет служит производственной травматизм.
При анализе обращаемости населения за мед помощью по возрасту и полу было выявлено, что меньший уровень заболеваемости приходится на возраст 15 — 19 лет: 554,6 варианта болезней на 1000 чело-век, при этом у парней меньше, чем у дам (соответственно 497,6 и 589,7). Но к 20 — 24 годам уровень заболеваемости поднимается до 1086,1. Подъем происходит как у парней (986,6), так и у дам (1152,4) [Харькова Т. Л., 1986].
анализ состояния здоровья неких соц групп молодежи указывает, что из 1000 учащихся ПТУ в школьников 601 являются здоровы-ми, 227 — фактически бодрствующими и 172 — нездоровыми, посреди 1000 студентов техникумов соответственно 411, 337 и 252 и посреди 1000 студентов вузов 381 здоровы, 377 фактически здоровы и 242 больны.
Распространение патологических состояний посреди молодежи имеет ряд закономерностей, связанных с многофункциональным состоянием организма, осо-бенностями вида жизни, также организацией мед помощи. Посреди лиц в возрасте 15 — 19 лет более нередко всераспространены заболевания нервной системы в органов эмоций, пищеварения в дыхания. Углубленный анализ пе-речисленных классов заболеваний по нозологическим формам указывает, что в возрасте 15 — 19 лет более нередко встречаются аномалии рефракции, паро-донтоз, кариес в остальные работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) почек.
При сопоставлении заболеваемости по полу отмечаются значимые ко-лебания: у парней более нередко отмечаются язвенная болезнь желудка в двенадцатиперстной кишки, приобретенные бронхит и пневмония, также вирусами по-чек, сладкий диабет, гипертоническая болезнь; у дам — нетоксический зоб, тиреотоксикоз, нефункциональность яичников, авитаминозы и остальные расстрой-ства питания, гипертрофия миндалин, приобретенный тонзиллит.
Посреди заболеваний мочеполовой системы у дам значительную долю составляют приобретенные цервициты и остальные работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), а любая дама — 36,3. Из их в возрасте 15 — 29 лет у всякого мужчины возникает 8,1 заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), у каждой дамы — 9,6 [Бедный М. С, 1985]. Из общего числа болезней в 15 — 29-летнем возрасте 25,9% у парней и 29,2% у дам составляют острые респираторные заболе-вания. Толика фактически здоровых лиц в возрасте 15 — 19 лет посреди парней составляет 52% посреди женщин-47,6% а в 55 — 59 лет соответственно 3,5 и 1,0% [Харькова Т. Л., 1986], что снова наглядно обосновывает тезис о необхо-димости начала первичной профилактика большинства болезней в воз-можно наиболее юном возрасте.
Значительную роль в сдерживании клинических проявлений большин-ства болезней играют массивные компенсаторные и адаптивные механизмы юного организма. Они не дают перейти факторам риска границу «здоровье — болезнь». Но как это действие начинает превосходить пороговые значения, появляются признаки заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности).
Причины риска ряда приобретенных болезней начинают формировать-ся в детском и подростковом возрасте и к 20 — 29 годам их распространен-ность резко растет. В этом возрасте артериальная гипертония имеется уже у 5,6% парней а 1,1% дам, лишная масса тела — у 6% парней и 1,1% дам, нарушения липидного диапазона крови (внутренней средой организма человека и животных) — у 114% парней а 8,3% дам, курение — у 65,2% парней и 21,2% дам [Константинова О. С, 1984].
тут следует особо выделить, что здоровье человека в значитель-ной мере зависит от него самого. Здоровье- это та верхушка, на которую дол-жен подняться сам [Брехман И. И., 1982]. Все социально-экономические пре-образования, усилия по совершенствованию мед помощи практиче-ски будут сведены на нет при неверном отношении молодежи к собственному здоровью.
Посреди молодежи всераспространено неверное жизнь уже сзади. Роль юных людей в поддержании и укреплении собственного здоровья сейчас мини-мальна, тем наиболее что никаких расходов в связи с заболеванием нести не прихо-дится. То событие, что правительство на сто процентов берет на себя все расхо-ды по восстановлению потерянного здоровья и его сохранению, рождает иж-дивенческую позицию. Формируется совсем безосновательная уверенность в том, что здоровье гарантировано {само по себе} юным возрастом, что лю-бые запредельные перегрузки, грубые нарушения питания, режима денька, недоста-точная физическая активность, стрессы и остальные причины риска «по плечу» юному организму, что он управится со всеми выпавшими на его долю ис-пытаниями. Но это далековато не так, и сейчас у молодежи все почаще и почаще отмечаются работоспособности»>термин — мед активность, озна-чающий отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Ю. П. Лисицын (1998) дает последующее определение: «Под мед активно-стью, являющейся одним из частей вида жизни, понимается отношение к собственному здоровью и здоровью остальных людей, выполнение мед пред-писаний и предназначений, посещение лечебно-профилактических учреждений и др.».
Мед активность как один из важных частей вида жизни пряно влияет на состояние здоровья человека. При оценке действия на здоровье 30 разных причин было установлено, что посреди их домини-руют личные: отношение человека к мед помощи, к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Последние исследования, к огорчению, принуждают убедиться в том, что мед активность населения, молодежи а именно, остается очень низкой. При этом мала она как у здоровых, так и у нездоровых людей. Проявляется низкая мед активность по-разному. к примеру, в нежелании населения учавствовать в профилактических осмотрах. Меж тем смертность посреди отказавшихся от роли в мед обследовании на выявление ишемической одной стороны, вследствие однотипности и стан-дартности профилактических советов. С иной стороны, оно обуслов-лено очевидным недопониманием всех суровых последствий и осложнений, возни-кающих как следствие развившегося работоспособности»>много владеть только высочайшим уровнем образования и культуры, глубокими профес-сиональными познаниями и способностями, нужно иметь к тому же крепкое здоро-вье. Без него недостижимо все другое, потому здоровье обязано стать для молодежи одним из ценностей в шкале соц ценностей.
О том, как реальное положение дел далековато от безупречного, гово-рят результаты социологических исследовательских работ. Ах так, к примеру, распреде-ляются ценностные ориентации рабочей молодежи: 1 — успехи в работе; 2 — отличные дела в коллективе; 3 — почтение со стороны товарищей; 4 — избрание в руководящие органы; 5 — высочайший вещественный уровень жизни; 6 — умение приносить людям пользу; 7 — высочайшие нравственные свойства, уровень культуры; 8 — дружба с увлекательными людьми; 9 — успехи в творче-стве; 10 — независимость от остальных; 11 — отменная семья.
Факт остается фактом — о здоровье никто не вспомянул. И лишь посреди обстоятельств, препятствующих полному использованию способностей досуга, на 7-е пространство было поставлено нехорошее здоровье [Алексеева В. А., 1985].
Ценностные ориентации являются компонентом не только лишь сознания, да и поведения. От того, какие мотивированные установки человек реализует в собственном по-ведении, зависит его образ жизни.
Научно-технический прогресс, предстоящее убыстрение социально-экономического развития нашего страны предъявляют к здоровью моло-дежи завышенные требования. Необходимы наиболее интенсивные меры по его вос-становлению, сохранению и укреплению. Беря во внимание, что у истоков возникно-вения почти всех болезней лежат причины риска, связанные с образом жизни человека и управляемые им (т. е. поддающиеся целенаправленным изменени-ям), нужно создать важный вывод: мы можем повлиять на свое здоровье, сохранять и крепить его методом формирования соответственного вида жизни. Мы должны вести борьбу за здоровье здоровых, за здоровый образ жизни всей молодежи.
1.3. Базы здорового вида жизни
Охрана собственного здоровья — это конкретная обязанность ка-ждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь часто бывает и так, что человек неверным образом жизни, вредными привычками, гипо-динамией, перееданием уже к 20 — 30 годам доводит себя до чертовского состояния и только тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может освободить каж-дого от всех заболеваний. человек — сам творец собственного здоровья, за которое нужно биться. С ранешнего возраста нужно вести активный образ жизни, зака-ливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной ги-гиены, — словом, добиваться разумными способами подлинной гармонии здоро-вья.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это стиль жизни, основанный на прин-ципах нравственности, правильно организованный, активный, трудовой, за-каливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных действий окружающей среды, позволяющий до глубочайшей старости сохранять нравствен-ное, психическое и физическое здоровье.
Целостность людской личности проявляется, до этого всего, во связи и содействии психологических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма увеличивает резервы здоровья, созда-ет условия для творческого самовыражения в разных областях нашей жиз-ни. Активный и здоровый человек навечно сохраняет юность, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н. М. Амосов дает ввести новейший мед термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в умеренном состоянии через легкие проходит 5-9 л. воздуха за минуту. Некие высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 л. воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв ор-ганизма.
Возьмем количество крови (внутренней средой организма человека и животных) в литрах, выбрасываемое в одну минутку. Предполо-жим, что в покое оно дает 4 литра за минуту, при самой энергичной физиче-ской работе — 20 л.. означает, резерв равен 5 (20:4).
Буквально также есть сокрытые резервы почек, печени. Выявляются они при помощи разных нагрузочных проб. Здоровье — это количество резервов в организме, это наибольшая производительность органов при сохранении ка-чественных пределов их функция.
Систему многофункциональных резервов организма можно разбить на под-системы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психологические резервы.
Возьмем, например, физиологические резервы на клеточном уровне.
Прием еды должен состоять из смешанных товаров, являющимися источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Лишь в этом случае удается достигнуть равновесного соотношения пище-вых веществ и неподменных причин питания, обеспечить не только лишь высочайший уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, да и их транспорти-ровку к тканям и клеточкам, полное их усвоение на уровне клеточки.
Рациональное питание обеспечивает верный рост и формирование организма, содействует сохранению здоровья, высочайшей работоспособности и продлению жизни.
Лицам, страдающим приобретенными болезнями, необходимо соблюдать диету.
Немаловажное человека в регулирование природных действий не постоянно приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы 1-го из природных компонент приводит в силу имеющихся меж ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонент. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здо-ровья людей, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачествен-ных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а за-грязнение вод — на пищеварение, резко усугубляется общее состояние здоровья населения земли, понижает длительность жизни. Но, здоровье, получен-ное от природы, лишь на 5% зависит от родителей, а на 50% — от критерий, нас окружающих.
Не считая того, нужно учесть еще беспристрастный фактор воздейст-вия на здоровье — наследственностьЭто присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений однообразные признаки и индивидуальности развития, способность передавать от 1-го поколения к другому вещественные струк-туры клеточки, содержащие программки развития из их новейших особей.
Влияют на наше здоровье и био ритмы. одной из важней-ших особенностей действий, протекающих в живом организме, является их ритмический нрав.
В истинное время установлено, что выше трехсот действий, проте-кающих в организме человека, подчинены суточному ритму.
Лучший двигательный режим — важное условие здорового об-раза жизни. Его базу составляют периодические занятия физическими уп-ражнениями и спортом, отлично решающие задачки укрепления здоровья и развития физических возможностей молодежи, сохранения здоровья и двига-тельных способностей, усиления профилактики неблагоприятных возрастных из-менений. При всем этом физическая жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.
Главными свойствами, характеризующими физическое развитие че-ловека, являются сила, быстрота, ловкость, упругость и выносливость. Улучшение всякого из этих свойств содействует и укреплению здоро-вья, но далековато не в равной степени. Можно стать весьма резвым, тренируясь в беге на недлинные дистанции. В конце концов, весьма хорошо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения, Но при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным действиям.
Для действенного оздоровления и профилактики заболеваний нужно тренировать и улучшать сначала самое ценное свойство — выносливость в сочетании с закаливанием и иными компонентами здорового вида жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против почти всех заболеваний.
В Рф закаливание давно было массовым. Примером могут слу-жить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Но в наши деньки большая часть людей ничего не делают для закаливания, как самих себя, так и собственных малышей. Наиболее того, почти все предки из опаски простудить малыша уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной зашитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Таковая «забота» о детях не делает критерий для неплохой адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она способствует ослаблению их здоровья, что приводит к возникно-вению простудных болезней. Потому неувязка поиска и разработки эф-фективных способов закаливания остается одной из важных. А ведь полезность закаливания с ранешнего возраста подтверждена огромным практическим опытом и опирается несолидное научное обоснование.
метод заслуги гармонии человека один — систематическое вы-полнение физических упражнений. Не считая того, экспериментально подтверждено, что постоянные занятия физической культурой, которые правильно входят в режим труда и отдыха, содействуют не только лишь укреплению здоровья, да и сущест-венно увеличивают эффективность производственной деятель. Но не все двигательные деяния, выполняемые в быту и процессе работы, являют-ся физическими упражнениями. Ими могут быть лишь движения, специально подбираемые для действия на разные органы и системы, развития физических свойств, корректировки изъянов телосложения.
При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активируется деятельность всех органов и систем, в итоге что расходуются энерго ресурсы, увеличивается подвижность системы. Таковым образом, улучшается физическая подготовлен-ность занимающихся и в итоге этого достигается такое состояние организма, когда перегрузки переносятся просто, а бывшие ранее труднодоступными ре-зультаты в различных видах физических упражнений стают нормой. У вас постоянно не плохое сон. При правильных и постоянных упражнениях физическими упражне-ниями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в неплохой фор-ме в протяжении долгого времени.
Конфигурации физиологических функций вызываются и иными факто-рами наружной среды и зависят от времени года, содержания в продуктах пита-ния витаминов и минеральных солей. совокупа всех этих причин (раз-дражителей разной эффективности) оказывает или стимулирующее, или уг-нетающее действие на естественно, что человеку следует приспосаб-ливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические уп-ражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависи-мость от метеоусловий и перепадов погоды, содействуют его гармоническо-му единению с природой.
Для обычного функционирования мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) необходимы не только лишь кислород и питание, да и информация от органов эмоций. В особенности провоцирует психи-ку новизна воспоминаний, вызывающая положительные эмоции(Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)Под воздействием красы природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность глядеть вокруг себя будто бы через увеличительное стекло. Обиды, спешка, стрессовость, настолько нередкие в нашей жизни, растворяются в величавом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
Весьма принципиально отметить подходящее состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при упражнениях физическими упражне-ниями, потому что при всем этом возрастает легочная вентиляция, теплообразова-ние и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха разрешают вовремя принять нужные меры, обеспечиваю-щие наибольшие условия для занимающихся физкультурой и спор-том.
Следует держать в голове, что поступление в помещение подходящего количества незапятнанного воздуха и удаление воздуха, грязного продуктами жизнедея-тельности принципиально и нужно.
Занятия физическими упражнениями провоцирует обмен веществ, уве-личивается сила, подвижность и уравновешенность служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) действий. В свя-зи с сиим растет гигиеническое действие, в особенности, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При всем этом улучша-ются такие характеристики физического развития, как экскурсионная поездка грудной клеточки, актуальная ёмкость легких. При проведении занятий в критериях холода совер-шенствуется теплорегуляционная функция, снижается чувствительность к холоду, миниатюризируется возможность появления простудных болезней; Кроме подходящего действия прохладного воздуха на здоровье отмеча-ется увеличение эффективности занятий, что разъясняется большенный интен-сивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические перегрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеоро-логических причин.
Принципиальный элемент здорового вида жизни — личная гигиена. Он включа-ет в себя оптимальный дневной режим, уход за телом, гигиену одежки и обуви. Особенное работы и восстановления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, личные различия людей не разрешают советовать один вариант дневного режима для всех. Но его главные положения должны соблюдаться всеми: выполнение разных видов деятель в строго определенное время, правильное че-редование работы и отдыха, постоянное питание. Особенное внимание необходимо уделять сну — основному и ничем не заменимому виду отдыха. Неизменное не-досыпание небезопасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ос-лабление защитных сил организма, понижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
1.4. Главные принципы распределения студентов и учащихся на мед группы по физкультуре
В учебных заведениях для неотклонимых занятия на уроках по физиче-ской культуре и внеклассных спортивных занятий всех учащихся и студентов зависимо от состояния здоровья и физического развития распределяют на три группы: основную, предварительную и специальную.
]]>