Учебная работа. Гигиена как наука

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Гигиена как наука

Гигиена как наука

  • Содержание
  • 1. Гигиена как наука
  • 1.1 Цель, предмет, объект и способ гигиены
    • 1.2 Гигиена как базовая наука
    • 1.3 законы гигиены
    • 1.4 Дифференциация гигиены как учебной дисциплины
    • 1.5 История развития гигиены
    • 1.6 Гигиеническая диагностика (процесс установления отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти»>диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) на современном шаге
  • Перечень использованных источников

1. Гигиена как наука

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается 2-мя способами: 1-ый — снятие либо устранение симптомов и проявлений того либо другого работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)«>исцеление медицине: целебное и профилактическое.

Родоначальницей целебного направления является слово «гигиена» происходит от имени древнегреческой богини здоровья Гигиен — дочери бога врачевания Эскулапа. Гигиена — это наука о здоровье людей.

Не считая термина «гигиена», значащего «в расцветающем здоровье», существует термин «санитария» (происходящий от латинского слова Sanitas здоровье, которым обозначают практическую часть гигиены). В истинное время как терапия (деятель, объединенных общей целью, но с разными способами ее заслуги.

В состав профилактического направления входят общая гигиена, соц гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразитология и, в конце концов, очень принципиальная профилактическая дисциплина — эпидемиология заразных заболеваний.

Таковым образом, современная гигиена представляет собой целое направление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисциплин и областей практической деятель докторов. Как и вся медицина, гигиена лежит на теоретическом фундаменте философии, четких (физика, химия, математика) и общебиологических (общая биология, обычная и патологическая другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»>объект и способ гигиены

Цель гигиены как науки — охрана и укрепление публичного и личного здоровья методом оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из определенных критерий труда, быта и поведения человека. По современным представлениям (Утомившись Глобальной организации здравоохранения), здоровье значит не только лишь отсутствие заболеваний, да и наибольшее физическое, психическое и соц благополучие, позволяющее человеку более отлично делать свои публичные и трудовые функции. Как следует, здоровье человека является понятием биосоциальным при ведущей роли общественного.

Предметом гигиены является исследование закономерностей взаимодействия причин природной и социальной среды и человеческого организма, исследование причинно-следственных связей в системе «наружная среда — здоровье человека«, потому что большая часть случаев нарушения здоровья, заболеваний и ранешнего старения организма является результатом взаимодействия человека с неблагоприятными действиями наружной среды.

Главными объектами исследования в гигиене выступают здоровый человек (соц группа, популяция, население региона) и наружная среда. По происхождению причины наружной среды делятся на природные, производственные и бытовые. По собственной природе причины наружной среды делят на физические (климат, локальный климат помещений, атмосферное электричество, шум, вибрация, ионизирующие и неионизирующие излучения и остальные), хим (хим состав атмосферного воздуха жилых и служебных помещений), био (мельчайшие организмы, растения, грибы, насекомые, звериные и продукты их жизнедеятельности) и социально-бытовые (условия размещения, отдыха людей, питание, водоснабжение).

Способ гигиены различается специфичной профилактической направленностью, заключающейся в предупреждении либо ослаблении деяния вредных причин и использовании нужных причин природной и социальной среды для заслуги цели — сохранения и укреплении публичного здоровья.

Специфика способа гигиены заключается не только лишь в его направленности на устранение негативного воздействия среды на человека, да и в методе реализации данной нам направленности: не методом конкретного действия на человека (исцеление), а через регламентацию комплекса научно обоснованных юридических, административных, технических, хозяйственных и остальных мероприятий.

В гигиене используются последующие определенные способы исследования:

1. Способ гигиенического обследования объекта, в каком живут либо работают люди. Этот способ заключается в натурном исследовании критерий труда, быта и отдыха, в сопоставлении выявленных критерий с гигиеническими нормативами и в выработке советов по устранению выявленных санитарных нарушений.

2. Инструментально-лабораторный способ, сыгравший огромную роль в превращении гигиены в научную дисциплину. При всем этом употребляется существенное число личных методик для исследования физических, хим, био причин окружающей среды, также многофункциональных сдвигов, дающих способ, позволяющий оценить уровень публичного здоровья в том либо ином коллективе, группе населения в связи с действием причин природной и социальной среды по трем главным группам характеристик:

— санитарно-демографические характеристики, характеризующие воспроизводство населения (рождаемость, смертность, предпосылки погибели, средняя длительность жизни, конечные результаты воспроизводства);

— характеристики заболеваемости и трудопотерь (первичная обращаемость, перевозка в клинику, трудопотери);

характеристики физического развития (рост, масса тела, многофункциональные характеристики).

4. Экспериментальный способ, применяемый в научных исследовательских работах в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лабораторные и натурные исследования.

Суммируя произнесенное, современную гигиену можно найти как комплекс мед профилактических научных дисциплин и областей практической деятель докторов, имеющих целью сохранение и укрепление здоровья людей способом предупреждения заболеваний и раннего старения организма.

1.2 Гигиена как базовая наука

Науки принято разделять по отношению к практике на фундаментальные и прикладные. слово «базовый» от латинского Fundamentus — база) имеет два значения: главный, основной и основательный, глубочайший.

Словарь Вебстера в качестве вероятных значений этого слова приводит: «лежащая в базе чего-то теория либо принцип» и «нечто основополагающее для НТП».

Касаясь базовых наук, БСЭ описывает их задачки как зание законов, управляющих поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. При всем этом подчеркивается, что эти законы исследуются в чистом виде, безотносительно к их вероятному использованию. А конкретной задачей прикладных наук является применение результатов базовых наук для решения определенных социально-практических заморочек. Для таковых наук аспектом фуррора служит мера ублажения общественного заказа.

Имея в виду произнесенное, можно квалифицировать гигиеническую науку как равнозначную фундаментальную и прикладную, так как, признанная доказывать здоровые условия жизни, труда и быта, она является научной основой для санитарной практики, а разрабатываемые ее научные советы имеют конкретное практическое внедрение.

1.3 законы гигиены

В первый раз базовая профилактическая наука с многолетний историей, предметом исследования которой является система «Здоровый человек — окружающая среда», определила свои законы.

Итак, 1-ый законлюдей, вызванное физическими, хим, био либо социально-бытовыми факторами, может появиться лишь при наличии 3-х критерий: источника вредности (угрозы) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.

2-ой закондеятель, что происходит независимо от его воли и сознания. Без учета соответственных санитарно-гигиенических требований происходит прогрессивное загрязнение окружающей среды и биосферы в целом.

3-ий закондеятельность, геохимические аномалии, вспышки на солнце, землетрясения, циклоническая и антициклоническая деятельность и т.д.).

4-ый законлучше свойство жизни людей.

5-ый закон гигиены охарактеризовывает отрицательное действие грязной среды на здоровье человека. действие этого закона находится в определенной зависимости от определенного проявления требований второго и третьего законов. Так, в итоге долгого загрязнения при неискусном землепользовании неких агроцеонозов в Гомельской области пестицидами и нитратами в сочетании с высочайшим радиоактивным фоном и содержанием полиметаллов в почвах региона создались условия для появления ксенобиотического синдрома посреди беременных дам и новорожденных, проявляющегося анемией, гипоксией, желтухой и микросимптомами поражения центральной нервной системы.

6-ой закон гигиены — положительное воздействие природной среды на здоровье человека, которое нужно не ограничивать, а лишь усиливать (экологически незапятнанная и доброкачественная еда, питьевая вода, атмосферный воздух, естественная инсоляция, УФ (Ультрафиолетовое излучение — электромагнитное излучение, занимающее диапазон между фиолетовой границей видимого излучения и рентгеновским излучением)-излучение Солнца и т.д.).

1.4 Дифференциация гигиены как учебной дисциплины

Разделами гигиенической науки являются гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена малышей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: фабричным компаниям, населенным местам, детским и школьным учреждениям, объектам публичного питания и компаниям пищевой индустрии, объектам военной техники.

Докторы-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, критериями жизни и труда населения.

Практическое претворение в жизнь нормативов и советов, разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий. к примеру, гигиенические нормативы локального климата, ПДК пыли и токсических веществ в воздухе, герметизация оборудования, сотворения вентиляции в цехах, внедрения рабочими личных средств защиты и т.д. Гигиенические нормативы водопотребления и свойства воды требуют проведения ряда санитарных мероприятий по выбору места забора воды из водоисточника, систем чистки и обеззараживания воды, разработки способов контроля за эффективностью обработки воды и др. За всеми этими мероприятиями ведется санитарный надзор.

1.5 История развития гигиены

Начиная с глубочайшей древности гигиена владела монополией на исследование причин наружной среды и их воздействия на здоровье людей. Еще античные греки наделили сказочного обожествленного доктора Асклепия (Эскулапа) 2-мя дочерьми — Панакией и Гигиеей. Первой была отведена роль исцеления нездоровых людей, 2-ой — профилактики заболеваний у здоровых методом устранения вредных причин сферы обитания, использования нужных и формирования на данной нам базе здорового вида жизни. Это формирование покоилось сначала на эмпирических наблюдениях за плодами взаимодействия людей с окружающей природной и социальной средой и выражалось в виде обычаев, законов и религиозных правил. Позже они суммировались в первых научных трудах, принадлежащих известному доктору древности Гиппократу (460-377г. до н.э.), таковых как «О воде, воздухе и местностях», где он писал, что болезнь есть итог жизни, противоречащей природе, потому доктор, чтоб выполнить свои обязанности, должен кропотливо следить, как человек относится к еде, питью и всему, что его окружает. С IX века, в Италии (Салерно) существовал институте, в каком идеи Гиппократа и римского доктора Галена получили обширное развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и исследовании воздействия наружной среды на здоровье сыграл известный ученый Абу-Али ибн-Сина, узнаваемый в Европе под именованием Авиценны. Он разработал почти все гигиенические правила о устройстве и содержании жилищ, одежки, правильном питании, уходе за детками и т.п. Он в первый раз указал на возможность распространения заболеваний через почву и воду. XV и XVI вв. ознаменовались зарождением капиталистического метода производства, что повлекло за собой развитие наук и искусства, в том числе и современного естествознания.

медицина совершенно, и гигиена а именно, преодолевая религиозные, схоластические представления о причинах развития. Наружная среда и условия жизни людей признаются ведущими в появлении и развитии заболеваний. доктор и астролог Фракастро докладывает наблюдения над способами распространения зараз и пишет трактат «О заразительных болезнях» (1546), а доктор Раммацини — «Трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей» (1700).

Предстоящий прогресс науки, публичной жизни и культуры выдвинул новейшие задачки перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на четких исследовательских работах причин наружной среды и опыте. Первыми большими сочинениями, отвечающими сиим требованиям, были управление по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Париже, и управление по экспериментальной гигиене британского доктора Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне. Предстоящее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятель известного ученого-гигиениста Макса Петтенкофера (1818-1901гг.) и сделанной им школы гигиенистов.

В Рф, как и в остальных странах, зачатки эмпирических познаний о связи меж критериями жизни и здоровьем появились весьма издавна — еще в Киевской и Новгородской Руси. Они отыскали свое отражение в трактате о быте богатой российской семьи «Домострое». Позднее издается ряд указов о охране наружной среды и здоровья населения, а именно, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных критериях на суконных фабриках («Регламент», 1741), о неотклонимом уведомлении в случае заразительных заболеваний («Наказ губернаторам и воеводам», 1743).

История российскей медицины свидетельствует о глубочайшем осознании заморочек гигиены выдающимися русскими клиницистами.

один из основателей российской терапевтической школы М.Я. Мудров (1776-1831), будучи доктором для снятия либо устранения симптомов и проявлений работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)«>терапии (заболевания) мед факультета Столичного института, 3 июня 1809г. произнес свою известную актовую речь под заглавием «слово о полезности и предметах военной гигиены, либо науки сохранять здравие военнослужащих». В данной нам речи содержаться мысли, не потерявшие собственного значения и сейчас. Он гласил: «в полках и наипаче во флоте еще легче сберегать, нежели возвращать потерянное здоровье». И дальше: «Полковых лекарей и дивизионных медиков должность есть не настолько вылечивать, сколько предупреждать заболевания, а тем наиболее учить боец сберегать свое здоровье. Сытые и здоровые бойцы сущность храбры, в трудах неутомимы, и, как следует, непобедимы».

Обширно известны слова Н.И. Пирогова: «Я верю в гигиену. Будущее принадлежит медицине предупредительной». С.П. Боткин как председатель Общества российских докторов считал нужным, чтоб «глубочайшая мысль оздоровления все наиболее и наиболее популяризовалось», чтоб идея о » … оздоровлении, о ассенизации, канализации наших городов — этих центров и рассадников заразы — делалась все наиболее и наиболее вероятной». доктор терапевтической поликлиники Г.А. Захарьин в 1873г. в актовой речи в Столичном институте произнес: «Победоносно спорить с недугом масс может только гигиена. Понятно потому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для всякого, чем познание заболеваний и их денек чтения А.П. Доброславиным первой лекции — 19 ноября 1871г. — считается датой основания кафедры гигиены. Она была названа кафедрой общей, военно-сухопутной и морской гигиены. Основатель российскей гигиены А.П. Доброславин — воспитанник академии, получивший усовершенствование у именитых химиков Н.Н. Зимина, А.П. Бородина, А. Вюрца, Л. Пебля, у физиологов Н.М. Якубовича и А. Роллета, у гигиенистов М. Петтенкофера и Р. Фойта.

А.П. Доброславин написал 1-ые уникальные учебники на российском языке, основал 1-ый гигиенический журнальчик «Здоровье» и гигиеническое общество. А.П. Доброславин обогатил гигиену ценными экспериментальными исследовательскими работами и практическими советами в области гигиены питания, военной гигиены и в остальных областях гигиены.

Одним из основателей российскей научной гигиены по праву считается доктор Федор Федорович Эрисман (1842-1915). Швейцарец по происхождению, Ф.Ф. Эрисман более плодотворно работал в Москве, где в 1882г. основал кафедру гигиены в Столичном институте, в 1879-1885 гг. совместно с земскими медиками А.В. Погожевым и Е.В. Дементьевым провел серьезное исследование санитарного состояния фабрик и заводов в Столичной губернии, результаты которого размещены в 10 томах.

Ф.Ф. Эрисман — также создатель трехтомного «Управления по гигиене», «Проф гигиены либо гигиены интеллектуального и физического труда». Его взоры на суть гигиены, изложенные во вступительной лекции, размещенной в «Курсе гигиены» в 1887 г., не утратили собственной актуальности и сейчас. Ф.Ф. Эрисман считал гигиену наукой о публичном здоровье: «Лишите гигиену ее публичного нрава …, заявите, что гигиена не есть наука о публичном здоровье, а что она обязана заниматься только исследованием личных вопросцев в стенках лаборатории, — перед вами остается только признак науки, ради которой и трудиться не стоит».

1.6 Гигиеническая другими словами заключения о сути заболевания и состоянии пациента»>диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) на современном шаге

понятие «диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)» (определение) обычно связывают с медицинской, т.е. целебной медициной. Разумеется, это понятие быть может всераспространено и на остальные явления природы и общества, в т.ч. на причины окружающей среды. Это отмечал в собственных трудах основатель гигиены в Рф А.П. Доброславин, который призывал докторов диагностировать «санитарные недуги» общества, сформировывать гигиеническое мышление, под которым он осознавал умение диагностировать и устранять эти недуги. Он правомерно считал методику определения, исследования и оценки критерий окружающей наружной среды схожей такой при определении и распознавании состояний человека в процессе диагностики заболевания.

Современная гигиеническая другими словами заключения о сути заболевания и состоянии пациента»>диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) представляет собой систему мышления и действий, имеющих целью исследование состояний природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление связи меж состоянием среды и здоровьем. Из этого следует, что гигиеническая смерти) имеет три объекта исследования — среду, здоровье и связь меж ними. В истинное время пока более изученным является 1-ый объект — окружающая среда, ужаснее — 2-ой и весьма не много 3-ий.

В методологическом и методическом отношении гигиеническая смерти) значимым образом различается от диагностики медицинской.

Объектами гигиенической донозологической диагностики является здоровый человек (популяция), среда и их связь. Объект медицинской (нозологической) диагностики — нездоровой человек и очень фрагментарно, только в ознакомительном плане, — условия его жизни и труда. Предметом медицинской диагностики является болезнь, ее тяжесть; предметом гигиенической донозологической диагностики — здоровье, его величина.

Гигиеническая донозологическая смерти) может начинаться с исследования либо, во всяком случае, с оценки имеющихся данных о окружающей человека природной и социальной среде, а потом перебегать к человеку (популяции). Клиническая смерти) начинается конкретно с хворого, у которого уже имеются и жалобы, и признак — один отдельный признак. Их надлежит увязать в логическую схему и сравнить с имеющейся в учебниках, руководствах и сложившейся в итоге опыта моделью работоспособности»>заболевания. Познание среды тут играет второстепенную роль, оно конкретно для диагностики практически не необходимо, ибо итог деяния среды налицо, при этом в манифестной форме.

Конечной целью гигиенической донозологической диагностики является установление уровня, величины здоровья, медицинской — определение состояние адаптационных резервов организма, а потом уже функции и структуры, которые совершенно могут быть ненарушенными, в особенности структура. При медицинской диагностике напротив и почаще всего выявляются нарушения структуры, функции и пореже — состояния адаптационных резервов.

Обобщая все вышеупомянутое, следует выделить, что гигиена — наука профилактическая. Конкретно в истинное время мы находимся на том шаге развития мед науки, когда встает вопросец о пересмотре профилактического направления всего нашего здравоохранения и наиболее глубочайшего его внедрения в мед практику. Потому в наши деньки с особенной актуальностью воспринимаются слова А.И. Нестерова: «Медицина профилактическая — это медицина этиологическая, патогенетическая и соц в одно и тоже время; — это медицина научного и активного многостороннего действия как на хворого человека, так и на окружающую среду».

Во всех цивилизованных странах профилактическое направление медицины является признанным и более действенным. Пробы ввести у нас в стране систему диспансеризации населения как способ профилактики приметного эффекта не дали. В числе обстоятельств беды, вместе с отсутствием структур и устройств, позволяющих развивать профилактику, необходимо подчеркнуть незаинтересованность в проведении данной нам работы практических докторов, нехорошую подготовку студентов в мед институтах по этому разделу работы.

Главной задачей профилактики в сегодняшних критериях следует считать не выявление ранешних признаков болезней, а улучшение состояния здоровья обследуемых и применение таковых способов действия на человека, которые предупреждают появление и развитие болезней.

Перечень использованных источников

1. Покровский В.П. Гигиена / В.П. Покровский — М., 1979. — 460с.

2. Габович А.Д. Гигиена / А.Д. Габович — Киев, 1984. — 320с.

3. Минх А.А. Общая гигиена / А.А. Минх — М., медицина, 1984. — 480с.

4. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козеева Т.А. Общая гигиена. — М., 1985. — 432с.